МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
Особенности развития аутичного ребенка
Тюмень, 2006
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Детский аутизми его особенности
1.1. Психологическиетеории аутизма………...……………..……….……..5
1.2. Формыпроявления аутизма………………...………………...…….….10
Глава 2.Психологическое сопровождение детей с аутизмом
2.1. Причины ифакторы возникновения аутизма…………...…..………...16
2.2.Психологическая помощь детям с аутизмом………………...………..19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованнойлитературы…………………………………………..26
Введение
Внастоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектрапроблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности принедостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главныйдефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды другихлюдей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрастечетырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что — то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют идругие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы ислужит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинаютраспознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди согромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, припомощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверносчитать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.
Поканепонятно, возникает ли аутизм в одном отделе мозга, а затем поражает и другие,либо это изначально проблема для мозга в целом, проблема, которая становитсявсе более явной с усложнением задач, требующих решения. Но верна ли та илидругая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычныхдетей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.
Парадоксальнымявляется тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка,дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваютсяпосредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказатьблагоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженнымаутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.
Как быто ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшеедесятилетие будут непременно найдены более эффективные формы терапевтическоговмешательства.
В ходеисследования была изучена литература по особенностям детского аутизма, егоформам, причинам возникновения аутизма и методам психологической помощи. Даннаяинформация полезна для общества тем, что при столкновении с таким ребенкомчеловек будет знать как себя вести с ним и чем помочь, по возможности.
Тема исследования: особенности развития аутичногоребенка.
Объектом исследования является процесс развитияаутичного ребенка.
Предметом исследования являются особенностивозникновения аутизма у детей.
Цель: подбор методов психологической помощи дляаутичных детей.
Задачи исследования:
1.Ознакомиться и сравнить теории аутизма;
2.Выявить критерии аутизма;
3.Изучить формы проявления детского аутизма;
4.Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновениюаутизма;
5. Проанализировать методыпсихологической помощи аутичным детям.
Приступаяк исследованию, мы исходим из гипотезы, что методы психологическойпомощи для детей с синдромом аутизма будут более эффективными, если будутопираться на специфику развития аутичного ребенка.
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1. Психологическиетеории аутизма
По«Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» подредакцией С.Ю. Циркина:
Аутизм –«уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективныхкомплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличаетсяот интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненныйвариант интроверсии. [11, С.185]
СиндромАспергера (аутистическая психопатия) – конституциональная патология характерааутистического типа. Состояние, как при раннем детском аутизме, определяюткоммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный,стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. [11, С. 323-324]
Раннийдетский аутизм (синдром Каннера)– особое расстройство, определяемоепроявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушеннымразвитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельностиребенка с нарушением социального общения. [11, С. 446]
В начале40-х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и австрийским педиатромГансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к детям социально замкнутым,склонным к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они струдом осваивали речь, что заставляло подозревать задержку в умственномразвитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые испытывалитрудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были оченьразговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, чтоподобные нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем,также указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшемисследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети нерождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенноматери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.
Однако в1981 году появилась статья британского психиатра Лорны Уинг, которая возродилаинтерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этимученым, представляют собой разновидность каннеровского аутизма. Нынешниеисследователи считают, что Аспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего имногообразного нарушения, источник которого в целом закодирован в геномечеловека. Установлено также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаютсяинтеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются задержкой вумственном развитии.
Геныимеют отношение к предрасположенности человека к аутизму. Под подозрениемоказываются преимущественно гены, отвечающие за развитие мозга, а также захолестерол функции иммунной системы. [2, С. 10]
Впервыеописанный Лео Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызывать большой интересдо настоящего времени. Разработано множество психологических теорий, пытающихся объяснить его природу. Внекоторых из них основной акцентделается на эмоциональных нарушениях, приписывая имведущую роль в развитии аутистических проявлений.
Врамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенноговоздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическаяпатология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитиюличности. Однако результатымногочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие о его связи сорганическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействияматерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерейи их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.
Другиеконцепции, где акцент делается на аффективных расстройствах, можно разделить на 2 группы. Согласнотеориям первой группы, причинавсех проявлений аутизма — эмоциональные нарушения. По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства такжеопределяют взаимодействие с миром у больных аутизмом, однако, сами они производны от специфических когнитивных нарушений.
Наиболее последовательная идетально разработанная концепция, относящаясяк первой группе, считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской.Согласно этой концепции, биологическая недостаточность создает особыепатологические условия, к которым вынужденприспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичноесочетание двух патогенных факторов:
§ нарушение возможности активновзаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;
§ снижение порога аффективного дискомфорта вконтактах с миром, проявляющеесяв болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.
Оба указанных факторадействуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия сосредой и создавая предпосылки для усилениясамозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, чторебенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявленияаутизма интерпретируются как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливатьотносительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажениеразвития когнитивных функций — это следствие нарушений в аффективнойсфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышлениянепосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.
Ведущаяроль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчеркивается и в теории Р.Хобсона. Автор рассматривает аутизм преимущественнокак аффективное расстройство с нарушением межличностных отношений. Утверждается, что для аутизма типичноврожденное отсутствие способностивоспринимать и отвечать на аффективную экспрессию других. Это подтверждается результатами экспериментальныхисследований, направленных наизучение способности оценивать эмоциональное выражение лиц. В связи с такимдефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимогосоциального опыта в период раннего детства. Последнее приводит кнеполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения.Таким образом, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при аутизме иобъясняя ими основные проблемы, возникающие у этих больных, автор тем не менее указывает на первичностьспецифического когнитивного дефицита.
Коммуникативные проблемы удетей с аутизмом интерпретируются в рамкахеще одной концепции, как следствие нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Основываясь на том факте,что здоровые новорожденные обладаютспособностью имитировать видимую мимическую экспрессию, авторыпостулируют наличие врожденной супрамодальной схемы тела, объединяющейзрительную и проприоцептивную информацию. Имитируяаффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции.Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющееребенку идентифицироватьвзрослого, как «нечто похожее на него самого».
Авторыполагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что иприводит к нарушению взаимодействия с миром.
Рассмотренныевыше концепции аутизма в качестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства,независимо от того, являются ли они первичными или производными откогнитивного дефицита.Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы иесть источник отклонений уподобных больных.
Одна изнаиболее известных концепций такого рода — теория У. Фриф.Основанием для ее созданияпослужили результаты экспериментальных исследований и наблюдений, которые обнаружили не толькоснижение возможностей, но и специфические способности у больных аутизмом. Ктаким необычным способностям относятся,например, высокие показатели при запоминаниислов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, умение узнаватьперевернутые и зашумленные изображения,выделять второстепенные признаки при классификации лиц и др. В то же время больные аутизмом затрудняются привыполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц поэмоциональному выражению, на узнаваниеправильно ориентированных изображений и т.д.
У. Фрифпредположила, что аутизм характеризуется специфическимдисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нормальный процесс переработки информации заключаетсяв тенденции сводить разрозненнуюинформацию в единую картину, связанную общим контекстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно этоуниверсальное свойство процесса переработкиинформации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируютинформацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больныеаутизмом свободны, от такого «контекстуального принуждения».
Впоследнее время исключительную популярность приобрела еще одна теория аутизма, получившая название «Теориянамерений». Ее создатели У.Фриф, А. Лесли, С. Барон-Кохен утверждают, что триада поведенческих нарушенийпри аутизме обусловлена повреждением фундаментальной человеческой способности понимать намерения другихлюдей. Здоровые дети приблизительно в возрасте 4 летначинают понимать, что людиимеют убеждения и желания («ментальные состояния»), и что именно они детерминируют поведение. По мнениюавторов, у людей с аутизмом этаспособность отсутствует, что приводит кнарушению развития воображения формированиякоммуникативных и социальных навыков. Иметь теориюнамерений, означает бытьспособным приписывать независимые ментальныесостояния себе и другим. Именно такая способность позволяет объяснять и прогнозировать поведение. Предполагается, что существуетнекоторый врожденный когнитивный механизм, обеспечивающий формированиеособого типа представлений, а именно представлений о ментальных состояниях.Авторами концепции была разработана целая батарея тестов, с помощью которой удалось показать, что большинство больных аутизмом несостоятельны в понимании желаний,намерений, знаний и т.д. другихлюдей. [7, С.6]
Такимобразом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом. Несомненно,создание теории аутизма представляетбольшие трудности. Это связано прежде всего с тем, что данное состояниевключает в себя спектр симптомов, отражающихи дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция снеобходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину,лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практическивсе исследователи аутизма признают, что воснове болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больныхможет быть обнаружен некоторыйспецифический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь,должен быть сопоставим с психологической моделью.
1.2. Формы проявления аутизма
Аутизмпроявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка.
Развитие ребенка,страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза. Сравнение нормально протекающего инарушенного развития позволяет выделить следующие закономерности формирования психических функций при аутизме.
Дляраннего развития при аутизме характерны следующие особенностипрелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визгили крик), отсутствует имитация звуков.
Речевыерасстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всюжизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается,во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы,а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Выраженныестереотипии и тенденция к эхолалиямприводят к специфическим грамматическим феноменам. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как «да» или«нет». В речи таких детей нередки перестановки звуков, неправильноеупотребление предложных конструкций.
Возможностипонимания речи также ограничены у детей с аутизмом. В возрасте около 1-го года, когда здоровыедети любят слушать, как с ними разговаривают,дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительноговремени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует насвое имя.
В то жевремя некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они судовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаряиспользованию большого количествавыражений, присущих речи взрослых. Однако возможности вести продуктивный диалог остаются ограниченными.Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносногосмысла, подтекста, метафор.Такие особенности речевого развития в большей степени характерно для детей с синдромом Аспергера.
Особенности интонационнойстороны речи также отличает этих детей. Частоони затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как «деревянная», «скучная»,«механическая». Нарушены тон и ритмречи. [3, С.44]
Такимобразом, независимо от уровня развития речи, при аутизме в
первую очередь страдает возможность использования ее с цельюобщения.
Кроме того, следует подчеркнуть, чтоотклонения от нормального онтогенеза наблюдаются уже на стадиипрелингвистического развития. Спектр речевых расстройств варьирует отполного мутизма до опережающего (по сравнениюс нормой) развития.
Также,детский аутизм проявляется в невербальной коммуникации.
Подготовительныйэтап будет протекать аномально, если отсутствует гуление и ограниченывозможности глазного контакта, что характерно для аутизма, а это не может несказаться на развитии целого ряда психических функций. Действительно, в болеестаршем возрасте обнаруживаются явные трудности невербальной коммуникации, аименно: использование жестов, мимической экспрессии, движений тела. Очень частоотсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за руку и ведет кобъекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадутпредмет. [10, С.69]
Такимобразом, уже на ранних этапах развития у детей с аутизмом имеют место признакиискажения специфических врожденных поведенческих паттернов, характерных длянормальных детей.
Особенностивосприятия ребенка, болеющего аутизмом также подвержены отклонениям отнормального развития.
Аутичныедети зачастую никак не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатлениеглухих. В то же время в отношении некоторых звуков они демонстрируютгиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав лай собаки. Очевидно,что слухо-моторные координации формируются отличным от здоровых детей образом.Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.
Особенностизрительного восприятия также наблюдается у детей с аутизмом, начиная с раннеговозраста. Этологически значимые стимулы, такие, как человеческое лицо, глаза,не вызывают той реакции, которая типична для здоровых детей. [4, С.27]
Посколькудиагноз «аутизм» ставится, как правило, в относительно позднем возрасте (обычноне раньше 3 лет), систематических наблюдений и тем более экспериментальныхисследований младенцев с аутизмом не существует. Тем не менее, наблюдения родителейуказывают на отсутствие или невыраженность целого ряда поведенческих паттернов,характерных для здоровых младенцев: гуления, глазного контакта, мимическойэкспрессии и типичных для этого возраста зрительно-, слухо-моторныхкоординаций. Это позволяет предположить, что одной из важных черт аутизма можносчитать отсутствие некоторых врожденных механизмов, обеспечивающих сходныйрепертуар поведенческих актов в одинаковых ситуациях, характерный длябольшинства младенцев.
Некоторыеиз перечисленных выше феноменов обладают одним удивительным свойством, аименно: появляясь на определенном этапе развития, они исчезают в более позднемвозрасте, а затем вновь возникают на некотором новом уровне. Примерамиповторяющихся феноменов, по мнению ряда авторов, выступают развитие ходьбы,дотягивания, имитации, пространственных представлений, лингвистическое развитиеи др.
Такимобразом, уже в период младенчества у детей с аутизмом наблюдается отсутствиеряда врожденных поведенческих паттернов, которые типичны для нормальных детей.Невозможность выделить вполне определенные параметры среды и прореагировать наних специфическим, общим для большинства младенцев образом, не может несказаться на развитии одного из важнейших свойств психического – антиципации.
Согласносовременным представлениям, антиципация выполняет 3 важные функции в процессеотражения мира. Во-первых – это предвосхищение одних и тех же событий,во-вторых – готовность к событиям, упреждение в поведении. Наконец, третьяфункция антиципации – коммуникативная – обеспечивает возможность нормальногообщения. Развитие антиципации в онтогенезе – непрерывный процесс, которыйначинается с момента рождения, проявляясь во врожденной способностиизбирательно реагировать на определенные параметры окружения, различать мимическуюэкспрессию, предпочитать человеческое лицо и речь и др. Нарушение этогопроцесса на ранних этапах онтогенеза не может не сказаться вполне определеннымобразом на ходе всего развития. Вероятно, качественные аномалии общения иреципрокного взаимодействия, характерные для аутизма, во многом обусловленыименно недостаточным развитием процесса антиципации.
Такимобразом, многие проявления аутизма имеют своей причиной нарушения восприятия.Эти нарушения носят полимодальный характер и затрагивают базовые механизмыперцептивных процессов. В частности, отсутствие или дефицитарность врожденныхпредвосхищающих схем (по У. Найссеру) приводит к невозможности избирательно иоднотипно реагировать на определенные этологически значимые события, а такжезатрудняет формирование новых прижизненно складывающихся схем.
Согласномеждународной классификации болезней, выделяютсяследующие диагностические критерии аутизма:
1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватноиспользовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора,мимическое выражение, жестикуляцию;
б) неспособность к установлениювзаимосвязей со сверстниками;
в) отсутствие социоэмоциональнойзависимости, что проявляется на
рушенной реакцией на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;
г) отсутствие общих интересов илидостижений с другими людьми.
2. Качественные аномалии вобщении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостатокжестикуляцией и мимикой (часто
предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособностьначинать или поддерживать беседу (прилюбом уровне речевого развития);
в) повторяющаяся и стереотипнаяречь;
г) отсутствие разнообразныхспонтанных ролевых игр или (в более младшемвозрасте) подражательных игр.
3.Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующихобластей:
а) поглощенность стереотипными иограниченными интересами;
б) внешне навязчивая привязанностьк специфическим, нефункциональнымпоступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиесямоторные манеризмы;
г) повышенное внимание к частямпредметов или нефункциональным элементамигрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму иливибрации).
Качественные нарушениясоциального взаимодействия, необычно интенсивныеили ограниченные, стереотипные поведение, интересы и активность (аналогичные проявлениям РДА) выделяются вкачестве диагностических критериев синдрома Аспергера, для котороготипично отсутствие клинически значимой общейзадержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития. [7, С.13]
ГЛАВА2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
2.1. Причины и факторы возникновения аутизма
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания. Здесь можно отметить следующую характерную особенность — было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.
Таким образом, ответственность за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.
Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно отсталых детей и детей, страдающих ранним детским аутизмом, показали, что аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им, чем это обычно наблюдается в семье ребенка с умственной отсталостью.
В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением Ц.Н.С. в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. [5. С. 27-30]
Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.
Возможной причиной аутизма в детском возрасте могут быть ртутьсодержащие консерванты, находящиеся в некоторых вакцинах.
Действительно,аутизм часто развивается у детей именно в том возрасте, когда малыши получаютмножество различных «прививок». Предполагается, что консерванты могутнакапливаться в детском организме и поражать мозговую ткань. Среди другихпредполагаемых источников ртути называют употребление матерями во времябеременности сортов рыб, богатых ртутью.
Британскиеученые установили, что возможной причиной возникновения аутизма являетсямужской гармон тестостерон. Проведенное в рамках исследования КэмбриджскогоУниверситета обследование детей, страдающих данным заболеванием, показало, чтоуже в материнской утробе у них был повышенный уровень тестостерона в крови.Переизбыток тестостерона буквально отравляет организм ребенка, что приводит кзапуску механизма возникновения заболевания.
Раннийдетский аутизм, комплекс внешних проявлений, может быть экзогенно обусловлен ииметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.
Вторичныйпсихогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной иэмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка вприют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка.Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает какпроцессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.
Такжеаутизм рассматривается как следствие нарушения определенныхпсихофизиологических механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичнаяпатология вестибулярного аппарата, нарушение константности восприятия.
Согласноклиническому подходу, причинами аутизма являются: слабость я, нарушениесознания и активности, врожденная инстинктивная недостаточность, врожденнаятревожность, недостаточность интуиции, не способность понимания переживанийдругих людей.
Нейропсихологическиегипотезы: аутизм связывают с нарушением корковых функций преимущественно левогополушария – речевых зон. Аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария,переработки образной и символической информации, оторванность от реальности,без опоры на реальные впечатления, изолированность символов. Не одна изконцепций не является общепризнанной и не может объяснить весь спектр нарушенийпри аутизме, акцент делается на аффективных расстройствах.
Выделенодве группы расстройств при раннем детском аутизме:
1.причина проявлений аутизма лежит в эмоциональных нарушениях;
2.аффективные нарушения производны от специфических когнитивных нарушений.
Воснове некоторых форм аутизма может лежать нарушение кровоснабженияопределенных отделов головного мозга. [6.С. 57-63]
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что явные причины аутизма до сих пор неустановлены, эта область остается до конца не изученной.
2.2. Психологическая помощь детям с аутизмом
Средствапомощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержаниепсихофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы,коммуникативных навыков.
Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки. Наряду со специальными занятиями по моторной коррекции, накоторых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, а также распознают возможности своеготела и учатся использовать их в жизни,рекомендуются занятия спортом. Выбирая вид спорта, надо учитывать трудности аутичного ребенка вовзаимодействии с детьми и в выполнении сложной последовательностипроизвольных движений. Поэтому на начальныхэтапах выбираются такие виды спортаи элементы спортивной деятельности,как легкая атлетика, лыжи, силовые упражнения, плавание. В младшем подростковом возрасте тех ребят, которые уже имеют некоторую физическую подготовку и питательный опыт, можно учить играть, в футбол, конечно начиная в небольшой компании знакомых детей и взрослых, отрабатывая при этом навыки группового взаимодействия. [8, С.57]
Успех обучения детей саутизмом зависит от ощущений иэмоционального настроя учеников назанятиях, а также от умения вести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положительный опыт общения сокружающими, способствуют наиболееуспешному обучению. Как известно,моторика тесно связана с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой — эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализация психофизического тонуса — один из важных аспектов социализации аутичного ребенка. [9, С.150]
Наоснове коррекционной работы, проводившейся с 70-х годов прошлого века подруководством К.С. Лебединской, исследователи подходили к пониманию аутизма кактяжелого нарушения в развитии аффективной сферы. Рекомендуется применять,созданные в его рамках, методы психологической помощи:
Напервом этапе основной задачей является установление контакта для достижениявозможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишьна основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессеполевого движения, выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержаниеконтакта должно подкрепляться осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенкавпечатлений с помощью словесногокомментария.
Второйэтаппсихологической работынацелен на формирование устойчивогопространственно-временного стереотипа занятия. Ондает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, чтопозволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построение специалистом определенного пространственно-временного порядка занятия. В то же время этот порядок не должен формироваться слишком жестко, поскольку пластичностьребенка в отношениях с окружающим (как и вслучае нормы) является необходимымусловием развития, дает возможностинахождения новых точексоприкосновения.
Третийэтап— развитие смысловогостереотипа занятия. Возникновениеизбирательности и развитие положительноокрашенной индивидуальнойкартины мира позволяет детямстать более приспособленнымии благополучными в привычных, преждевсего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысления происходящего: появляется большая направленность налюдей, интерес к другимдетям,эмоционально окрашеннымстановится контакт сблизкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность.
Четвертыйэтапсвязан с развитиемсюжетной игры, в которой все больше выделяетсяактивность самого ребенка, формируютсясоциально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание и осмыслениедетьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитиюэмоциональных связей, с другой к появлениювозможности более активногои самостоятельного освоениясреды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.
Впроцессе коррекции все дети должны значительно продвигаются в аффективном развитии: во все болеесложном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; должны нормализоваться функции саморегуляции. [1, С.47-50]
Результаты исследованияА.В. Хаустова (особенностейкоммуникации аутичных детей) позволяют сделать вывод о том, что лексическое развитие не изолированный процесс, а один из аспектов общего развития аутичного ребенка. Таким образом, коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психологической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя каксубъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений о близких людях, возникновению индивидуальной избирательности.[9,С.159]
Развитие речи особенно активизируется с появлением у детей увлечений запретными темами: речь не только становится более развернутой, необходимость договариваться дляосуществления собственных намеренийи сохранения при этом важногодля ребенка взаимодействия со взрослым стимулируетразвитие диалога. Освоение более сложных смыслов игры стимулирует появление обращения к взрослому, к игрушке, дети начинают предлагать собственные сюжеты игры, речь становится более спонтанной, появляются шутки. Дети всебольше начинают выражать желания с помощью слов и отстаивать их, начинают активно использовать первое лицо. Речь начинает использоваться ребенком и для организации собственного поведения. [3, С. 47]
Наиболееблизкие люди, которые окружают детей – это, конечно, их родители. Перед нимистоит очень важная задача – вырастить и воспитать ребенка. У родителей детей саутизмом эта задача усложняется во много раз. Им необходимо помочь такомуребенку адаптироваться во внешнем мире. Поэтому, в первую очередь, нужноинформировать родителей об этом заболевании и призывать их к трезвому пониманиюситуации, а не к панике.
Итак,у малыша, начавшего ходить, обнаруживаются такие признаки аутизма (важноследить за сочетанием симптомов):
— в годовалом возрасте он не указывает пальцем на предметы;
— в год еще не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года несвязывает хотя бы два слова;
— теряет приобретенные речевые навыки;
— не стремиться играть;
— не стремиться заводить друзей;
— может сосредоточить свое внимание на очень короткое время;
— не отвечает, когда его окликают по имени; равнодушие к другим;
— не вступает в зрительный контакт (или вступает в малой степени);
— повторяет одни и те же телодвижения (хлопает в ладоши, раскачивается);
— сильные вспышки раздражения;
— пристрастие к какому-то одному предмету, такому, как вентилятор;
— необычно сильное сопротивление переменам в устоявшихся привычках;
— чрезмерная чувствительность к определенным звукам, материалам или запахам;
Признакисиндрома Аспергера обычно распознаются у детей в возрасте шести лет и старше.Они:
— трудно заводят друзей;
— испытывают трудности в чтении или в невербальном общении, например при помощимимики;
— не понимают того, что у других есть мысли и чувства, отличные от ихсобственных;
— навязчиво сосредоточены на узких интересах, например на запоминание расписанияэлектричек;
— неловки в движениях;
— с трудом отказываются от привычек, особенно если перемены происходятнеожиданно;
— используют механические, словно у робота, обороты речи.
Дажеу «нормальных» детей подобные черты поведения могут проявляться – но лишь времяот времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы иистощают психику ребенка.
Каждодневнаяжизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация обаутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше ибольше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание тогофакта, что родители не ответственны за недуг своих детей. [2, С.11]
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.
В настоящее время в России испытывается острый недостатокпрактических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили быдетям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовойреабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилиякоторых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка вего повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамкахповеденческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССН. Воснове Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов, направлено натренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с ихпоследующим объединением (I.Lovaas, 1981). Обучение по программе ТЕАССН(Treatment and Education of Autistic and related Communication handicappedChildren — Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения)направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека спомощью зрительной организации внешней среды. Наиболее эффективной для работыс аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основнойфункцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей,воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности«мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая неформируется в достаточной степени между аутичным ребенком и его матерью. Данныйвывод сделан на основании анализа данных этологического направления впсихологии и коррекционной практики, ориентированной на формированиеаффективной сферы аутичного ребенка. Действенность холдинг терапии обусловленатем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческиеаффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии(«качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокийэмоциональный контакт ребенка с матерью.
Хочется также отметить, что в настоящее время информированностьобщества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся наних обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсемничего не знают про это заболевание. Нужно информировать общество, ведьсогласно современным данным, каждый пятисотый ребенок страдает аутизмом, а этонемаленькие цифры.
Список использованной литературы:
1. АршатскаяО.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детскомаутизме // Дефектология. – 2005. — №2. – С.46-56.
2. ВладимироваН. Не от мира сего? // Семья и школа. – 2003. — №9. – С.10-11.
3. ДодзинаО.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом //Дефектология. – 2004. — №6. – С.44-52.
4. ИвановаН.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. – 2002. — №2. – С.27-32.
5. КраснопереваМ.Г. Предпосылки аутизма // Психиатрия. – 2003. — №5. – С.24-35.
6. КраснопероваМ.Г. Причины аутизма // «Психиатрия». – 2004. — №1. – С.55-63.
7. МанелисН.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы //Школа здоровья. – 1999. — №2. – С.6-21.
8. ПласкуноваЭ.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательныхфункций у детей с синдромом раннего детского аутизма // Школа здоровья. – 2004.- №1. – С.57-62.
9. СарафановаИ. Консультации специалистов Института коррекционной педагогики РАО //Московский психотерапевтический журнал. – 2004. — №1. – С.150-164.
10. ХаустовА.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детскогоаутизма // Дефектология. – 2004. — №4. – С.69-74.
11. Справочник по психологии и психиатрии детскогои подросткового возраста / Циркин С.Ю. – 2002. – С.185, 323-324, 446.