ВЯТСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарныйфакультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ:
ОСНОВЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Особенностиконсультативного процесса в Арт-терапии. Методы и техники Арт-терапии
Выполнил:
Студентка 3курса, группа ПС-33
ПерминоваН.А.
Проверил:
ПреподавательФилиппова И.А.
г. Киров 2009
1. Сущностьконсультативного процесса в современных подходах арт-терапии
Арт-терапия — это метод лечения посредствомхудожественного творчества [2].
Арт-терапия — один из самых мягких и в то жевремя глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний,всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, впедагогике, в социальной работе и бизнесе.
Метод арт-терапииможно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональныхсостояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снятьнакопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человекспособен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением,рисунком.
Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. ванглоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначениятех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение»клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениямиосуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их леченияи реабилитации [1].
Большинство отечественныхавторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международнойлитературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтическойпрактики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластическихсредств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989;Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин,1992) [3].
Суть консультативногопроцесса в арт-терапии сводится к тому, что арт-терапевты создают для клиентабезопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают егоразличными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясьрядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использоватьпредоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствииарт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства.Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами,благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из формдиалога.
Арт-терапия, так же как илюбой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемогопсихического материала — этому способствует богатство художественных символов иметафор. Арт-терапевты должны глубоко понимать особенности процессаизобразительного творчества, обладать профессиональными навыками невербальной,символической коммуникации и стремиться создавать для пациента такую рабочуюсреду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того,чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контекстеарт-терапии не имеют большого значения.
По мнению руководителяпрограммы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университетаи почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер,арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятиевизуальных образов является важным аспектом познавательной деятельностичеловека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяетклиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте«здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в томчисле те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, чтовизуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом иклиентом [5].
Арт-терапевтыконстатируют, что в процессе арт-терапии депрессивная личность воссоздаёт втворчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная — ищет скрытый смысл впредметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве отнавязчивостей.
В структуреарт-терапевтического занятия выделяются две основные части
— невербальная,творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения —изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмыневербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
— вербальная,апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагаетсловесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникшихассоциаций. Используютсямеханизмы ербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии).
Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:
— как человек себя выражает;
— что он выражает;
— в какой форме;
- как этовоздействует на человека или группу [7].
Одноиз важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытойсимволической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найтиее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующихсил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом.Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальномсмысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах.
Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие,обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.Поэтому арт-терапия с успехомиспользуется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейнойтерапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем,а также вопросов, касающихся физического здоровья.
Эффективность занятийнапрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владетьтехниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметьмедицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник илитанцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знакомс причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение длярезультата арт-терапии имеет и творческаяиндивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.
Такимобразом, арт-терапия представляет собой совокупность психологических методоввоздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента ипсихотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции,психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическиминедостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а такжепредставителей групп риска [5].
2.Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса варт-терапии
Для арт-терапевтической работы необходимоиметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками,карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы,цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто — длялепки, песок с миниатюрными фигурками — для «игры с песочницей»,дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов иоттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашиваниябольших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д.
Следует учитывать то, что выбор того илииного материала может быть связан с особенностями состояния и личности клиента,а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Клиенту должна бытьпредоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства дляизобразительной работы. Как правило, в начале работы клиенты предпочитаютпользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работыпозволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребностиизбегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выборэтих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости.
На последующих этапах арт-терапевтическогопроцесса клиенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски,предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживанийи работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразныеоттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым спроявлением тонких нюансов эмоциональных состояний и различных аспектов опытаклиента. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильныйэмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение [2].
Глина, тесто, песок и иные пластическиематериалы обладают значительными возможностями для выражения сильныхпереживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степеньфизической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более«энергоёмкой», затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтомупри работе с ними нередко может иметь место положительный эффект припсихосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротическихсостояний.
Использование техники коллажа нередкопомогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием«художественного таланта» и умений. Кроме того, использование ужеготовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даётпациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют своипереживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании.Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных илиделикатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительнойработе.
Средисовременных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себеотносительно новое перспективное направление – оригами — конструирование разнообразных бумажныхфигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.
Многочисленныеисследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизнибольных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышаютсамооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи вколлективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.
Занимаясь оригами,пациент становится участником захватывающего действия — превращения бумажногоквадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этотпроцесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызываетрадостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумагивдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой иизменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желаниепоказать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувствоизолированности, налаживается общение, в том числе и врача с пациентом, чтоявляется особенно важным, если пациент – ребенок [1].
Метод sandplay (дословно — песочная игра)представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которойребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка инебольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течениезанятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если емунеобходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты,например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрныхфигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозныхсимволов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимодля того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трехлет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), соследующим спектром проблем:
— различные формы нарушений поведения
— сложности во взаимоотношениях со взрослыми(родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
— психосоматические заболевания
— повышенная тревожность, страхи
— сложности, связанные с изменениями в семейной(развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детскийсад, школа)
— неврозы [4].
Многие арт-терапевты используют работу сэффектами. Цельюданной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видовдеятельности и способов поведения в неизвестной ситуации, актуализация сильныхпереживаний, чувств, фантазий и страхов. В этом направлении нет чёткойтематической обусловленности. Приемы пименимы на рабочей стадии группы вусловиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся ктехникам работы с глубинным бессознательным и используются в контекстеаналитической и экзистенциальной арт-терапии. Среди техник этого направленияможно выделить следующие: создание объёмной композиции или скульптуры избумаги, рисунок на мятой или на мокрой бумаге, эксперименты с цветом,использование контрастных цветов и стилей, свободные каракули, монотипии(создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов,техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок,рисунок угольными мелками и т.д.[2]
В арт-терапиииспользуются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффектдает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ вгруппе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работучто-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природногоматериала и другое клиенты уносят с собой домой, показывают своим родственниками знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.
При групповой работе сдетьми арт-терапевты используют особые приемы вербальной и невербальнойобратной связи, включая адаптированные к особенностям детской психикиинтерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий можеткомментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такиекомментарии могут включать не только «отзеркаливания», но и использованиепростейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какиепереживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевтдолжен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.
Поскольку абстрактноемышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисункикак можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей ксаморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений. При использованииинтерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами.
Ценность адаптированных кособенностям детского восприятия интерпретаций заключается в том, что они ведутк развитию у детей способности к пониманию и словесному выражению своих чувстви потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия наокружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяяребенку развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитныемеханизмы.
Используемые арт-терапевтомв ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связимогут включать активное наблюдение,переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженныхв рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствахи асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы[4; 5; 6].
Применительно кподросткам групповая арт-терапия во многих случаях обладает определеннымипреимуществами перед индивидуальной. Она дает подросткам возможность самимконтролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и всилу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии,психологическую защищенность. Это имеет особое значение при работе сподростками, у которых наблюдаются симптомы посттравматического стрессовогорасстройтсва. Кроме того, в отличие от индивидуальной психотерапии иарт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткамощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет их потребность всамостоятельности и защите своего личного пространства.
Групповая арт-терапияобеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в периодих дистанцирования от семьи и психологического самоопределения. При работе сподростками служит преодолению чувства социальной изоляции истигматизированности. Групповое взаимодействие со сверстниками в присутствиипсихотерапевта способствует формированию у подростков из дисфункциональныхсемей опыта более здоровых семейных отношений [5].
Таким образом,современные арт-терапевты используют в работе с клиентами множество методов,среди которых рисование карандашами, красками, мелками и т.д., лепку из теста,глины, пластилина и т.п., оригами, песочную игру и многие другие методы. Вкаждом методе существует большое количество техник, которые терапевт подбираетв зависимости от особенностей клиента. Существуют две формы арт-терапевтическихзанятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективнойработы с клиентом так же решает арт-терапевт.
Список литературы
1. Арт-тарапия –новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.: Когито-Центр,2006. – 336с.
2. Арт-терапия: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Копытина. –СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
3. Вальдес ОдриосолаМ. С. Арт-терапия в работе с подростками: Психотерапевтические видыхудожественной деятельности: Методическое пособие. – М.: Владос, 2007. – 63 с.
4. Киселева М. В.Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов,врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е.Арт-терапия детей и подростков. — Когнито-центр, 2007.
6. Кроль, В.М. Психология и педагогика:Уч. пособие для техн. вузов/ В.М.Кроль – М.: Высшая школа, 2001
7. МакНифф Ш. Творчествоза рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований спомощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5,№2. – С. 8-25.
8. Шевандрин, Н.И.Основы психологической диагностики: Учебник для студ.вузов: В 3ч./Н.И.Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003.