Введение
Возрастная психология – это область психологии, котораяизучает психологические особенности формирования личности на разных возрастныхэтапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психологияюности, взрослости, старости (геронтопсихология).
Каждый раздел изучаетдинамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.
Возрастная психологияотмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные икачественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при ихпереходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватываютзначительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет длядетей старшего возраста.
Предметом возрастнойпсихологии являетсяизучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основныхособенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста вдругой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детейразного возраста.
Объект исследований – закономерности развития иформирования личности.
Предмет – возрастная динамика психикичеловека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности.
В данной работе ставится задачаотразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречияна каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитиючеловека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждойстороны психического развития занимает круг вопросов, связанных схарактеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиямиразвития, а также внутренней позиции самой личности.
Работа являетсярезультатом аналитической переработки литературы по проблемам методологическихоснов возрастной психологии. Что позволило получить знание основныхзакономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейшихметодов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальномаппарате возрастной психологии.
В работе рассматриваютсяпроблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы кпроблемам возрастной психологии С.Л./> Рубинштейна.
В работе также рассматриваютсяидеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А.Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителейзарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда,3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
1. Возрастныеособенности
Возраст и возрастныеособенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, какмомент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека — этожизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого ребенка свойиндивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разнымитемпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждаяступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновениии единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированноепути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности,знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развитияребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастныхстандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психическогоразвития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единствес ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессысложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнееиндивидуальные различия.
Изучая процессиндивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различныеэтапы — младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов,подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звеньяединой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, — эторебенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека- это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристикизаключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловыхизменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическоеразвитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свойиндивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием егоиндивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обученияи воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельностидействительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно являетсяразвитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силуэтого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его чертуже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерныйдля данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженнойиндивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всейсознательной жизни.
В итоге развития в жизньвступает и в жизни дальше формируется личность — субъект практической итеоретической деятельности
2. Основные проблемывозрастной психологии
2.1 Категория возраста
Одним из основныхвопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, являетсяпонятие возраста.
Возраст – это категория,служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Различают хронологический(паспортный) возраст и психологический.
Хронологический возрастобозначает длительность существования человека с момента рождения.
Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленнаязакономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания иобучения.
Первая попытка системногоанализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этойпроблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.
Выделяют следующиекомпоненты возраста.
1. Социальная ситуацияразвития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста,исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающейего действительностью. (Л. С. Выготский).
Для каждого возраста взависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения.
2. Новообразования –психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данномвозрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития.
«Под возрастныминовообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и еедеятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникаютна данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяютсознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весьход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский)
Например, возникновениеречи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.
3. Ведущая деятельность –это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому иповеденческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие засобой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущейдеятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этогопринципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущейдеятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новыеотношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняетпознавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом,каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этоговозраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразованийвозраста.
Но в пределах одной и тойже деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различныеэтапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процесседеятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели,мотивы деятельности.
2.2 Закономерностипсихического развития
Следующей проблемойвозрастной психологии считают проблему психического развития.
Психическое развитие –закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в ихколичественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).
Развитие идет привзаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальнойсреды, обстоятельства жизни.
Существует несколькоподходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии.
1. Биогенетическоенаправление.
Психическое развитие –результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет позаконам биологического созревания организма. Определяющим фактором являютсягенетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешнимифакторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявленияприродных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать ВильямаПрейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.
2.Социогенетическоенаправление
Психическое развитие –результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке – его опыт, аопыт зависит от социальной среды.
Сторонниками этогоподхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане.Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка,который говорил, что ребенок это «tubule rasa» — чистая доска, и все зависит отвзрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такоенаправление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что вразвитии человека все определяется научением.
3. Эпигенетическоенаправление.
Психическое развитие –результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним изпервых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принципконвергенции – соединения биологической и социальной линий развития.Представители данного направления – Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие),Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг,Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).
Современный взгляд напсихическое развитие в отечественной психологии основывается на положениях,предложенных Л.С. Выготским.
Л.С. Выготский считал,что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однаконельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Этифакторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разныйудельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах. Например,для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играютгенетические задатки, а в становлении более сложных функций (абстрактноемышление, логическая память) большее значение отводится социальному окружению;в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическимпредпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становитсяокружение.
Связь развития и обучениячеловека – одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросыведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.
Психическое развитие — это процесс качественных изменений в психике, появление новых образований,новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитиеосуществляется одновременно по линиям:
— познавательной сферы(становление интеллекта, развитие механизмов познания);
— психологическойструктуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие ихсоотношения, освоение способов и средств деятельности);
— личности(направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки,взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн,«ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается ивоспитывается, и обучается. Это значит воспитание и обучение включаются в самыйпроцесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и «…личностныепсихические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д… не толькопроявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…»
Обучение и воспитание какглавнейшие формы организации активности детей строятся с учетом наследственныхданных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.
В зависимости от того,как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка, психологиразделились на два лагеря.
Один из них – психологиженевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) – ограничивают роль обучения,считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, аобучение только «приспосабливается» к тому развитию, которое происходилоспонтанно, самостоятельно.
Ребенок, по мнению Ж.Пиаже, является природным существом и в то же время с момента рождения он представляетавтономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действияребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не простоотвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. Всвою очередь внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чемвызывает ответные действия, облегчающие его приспособление к миру.
Признавая роль социальныхвоздействий в психическом развитии, Ж. Пиаже в то же время отмечает ихнезначительную роль. Так, выделяя факторы интеллектуального развития, онникогда не включает в их число обучение. И это – применительно не только кдетям дошкольного возраста, но и школьного, у которых учебная деятельностьявляется ведущей. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, чтообучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оноспособно лишь несколько его замедлить или ускорить.
Ж. Пиаже рассматриваетразвитие как результат спонтанного усложнения взаимоотношений отдельногоиндивида с окружающей средой.
Представление овзаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обученияпротивостоит положению, долгое время господствовавшему в детской психологии, отом, что развитие – это созревание, а обучение должно надстраивать над созреванием.
Психологи другогонаправления, и в первую очередь отечественные ученые, придают обучению значениеосновного фактора, ведущего за собой развитие. Они подчеркивают, что предметы испособы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых.Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществеспособах их использования, т.е. обучают ребенка.
Обучение – это специальноорганизованная деятельность по передаче ребенку социально-исторического опыта,накопленного человечеством.
Решение вопроса осоотношении обучения и развития имеет существенное значение не только дляпсихологической теории, но и для педагогической практики, т. к. важно пониманиеведущей роли обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.«Процессы развития не совпадают с процессом обучения, — писал Выготский Л.С., — процессы развития идут вслед за процессами обучения».
Выготский решительновыступал против концепций спонтанного созревания душевных способностей. Кначалу 30-х г.г. в зарубежной психологии господствовала уверенность в том, чтотолько созревание психических процессов ребенка обеспечивает успех егодальнейшему обучению. Обучение плетется в хвосте развития – таков был общийвывод.
Д.Б. Эльконин высказываетмысль о том, что обучение детей должно ориентироваться не на сложившиеся, а наеще только складывающиеся особенности умственного развития. Умственное развитиев условиях специально организованного обучения является предметом исследованийП.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и их многочисленных сотрудников.
Выготский решительнопересмотрел эту концепцию. Если развитие психики ребенка происходит в процессеобщения, значит это общение и его наиболее систематизированная форма – обучениеведет за собой развитие. Обучение, которое во многих концепциях выступало какидущее вслед за развитием, на самом деле является определяющим, решающимфактором развития.
Большой вклад вразработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский,подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности какрешающей причины, движущей силы развития. Принципиально важно положениеВыготского о том, что обучение должно забегать вперед развития иподтягивать его за собой. Интересна и значима для практики управления развитиемидея Выготского о двух уровнях развития детей: уровень актуального развитияхарактеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся насегодняшний день, а зона ближайшего развития требует ориентировки на реализациюу ребенка возможностей завтрашнего дня.
Л.С. Выготский писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указываетна зону его ближайшего развития.… Таким образом, зона ближайшего развитияпоможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние егоразвития… Состояние умственного развития ребенка может быть определено, поменьшей мере, с помощью выяснения двух уровней – уровня актуального развития изоны ближайшего развития». Это положение Л.С. Выготского нашло широкоеотражение и дальнейшее развитие в психолого-педагогической науке.
Роль обучения вумственном развитии ребенка раскрыта во многих исследованиях отечественныхученых (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, Л.В. Занков,Д.Б. Эльконин и др.).
Единство развития иобучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этихпроцессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и самообусловливает ход созревания и развития. Психическое развитие ребенка следуетрассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода егоразвития в процессе обучения и воспитания.
Образовательная среда,которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с однойстороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как быприсваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям,умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей – из отношений ребенка ксамому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своегоместа в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.
Эффективностьобразования, а, следовательно, и психического развития зависит от того,насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются сучетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития ине только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, нои задают перспективу их дальнейшего развития, на сколько взрослые в работе сдетьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса кокружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельномудобыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, впроцессе которой они включаются.
Таким образом, обучение ивоспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей,обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей инравственных качеств человеческой личности.
Развитие идет непрерывнов течение всей жизни, и существуют определенные закономерности возрастногоразвития.
1. Психическое развитиеопределяет деятельность, т.е. возрастные особенности определяют характерведущей деятельности.
2. Деятельностьопределяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, теминтенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека.
3. Неравномерностьпсихического развития. Для каждой психической функции есть свой период наиболееблагоприятного развития (сенситивный период).
4. Интеграция – всепсихические функции постепенно приобретают все большие связи друг с другом ивсе больше влияют друг на друга.
5. Акселерация –ускоренное психическое и физическое развитие.
6. Компенсация – приотставании какой–либо психической функции в развитии, ее начинает замещатьдругая функция.
7. Кризис – противоречие,столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться вличностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
/>
2.3 Одной изфундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации
Разделить жизнь наопределенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научныеразработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизациюпредлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П.Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд(периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский идругие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация,предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующиекритерии:
1. новообразования.
2. ведущая деятельность
3. характер противоречий(кризис)
3. Кризисы наразных возрастных этапах
Вернемсяк рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис.
Признакикризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.
Кризисывозникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивноезначение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой дляпоявления новообразований.
Противоречиямежду новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, иявляются причинами кризиса.
Основныекризисы:
1.Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. Допоявления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимыетемпература, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенноизменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З.Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».
2.Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, авозможности ограничены — навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может.Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами:ходьба, речь, аффект и воля.
3.Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервыеговорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протеканиякризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональнойпривязанности.
4.Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли инастроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленнаяориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознаниемновой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение какк дошкольнику.
5.Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость,независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточностьположения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальныеизменения на фоне бурной физиологической перестройки.
6.Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения впрофессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшегопрофессионального и жизненного пути.
Кризисысопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет,кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60лет, кризис старости.
Различаютмалые и большие кризисы.
Кбольшим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковыйкризис, кризис середины жизни 40-45 лет.
Ксожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишьпредложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: бытьвнимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать своиотношения.
Заключение
Таким образом, рассмотреныосновные вопросы возрастной психологии — закономерности психического развитиячеловека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности наразличных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути.
Этизнания помогают выстраивать более успешные взаимоотношения со своими учениками,их родителями, со своими коллегами, помогают понять окружающих людей и,главное, себя.