Реферат по предмету "Психология"


Общее положение о мышлении

/>Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
СЫКТЫВКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологическийфакультет
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
контрольная работа
На тему: Общееположение о мышлении
Выполнила:
№зач. книжки 20070304
Специальностьфилология
КривоногихМарина Андреевна,
студенткафакультета очного обучения,
Бюджетнаяформа обучения,
3курс, 331 гр.;
кандидатпсихологических наук
Проверила:
ХохловаЕ.В.,

Сыктывкар, 2009

Оглавление
Введение
1. Понятие о мышлении
2.Виды мышления
3.Типы мышления
4.Индивидуальные различия в мышлении
5.Формирование мышления у детей
Заключение
Библиографический список

Введение
Среди духовныхспособностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий былапредметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих порявляется труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. Сней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.
Любая деятельностьрабочего и агронома, школьника и ученого неотделима от мыслительной работы. Вовсяком настоящем деле необходимо поломать голову, пораскинуть умом, т.е.,говоря языком науки, нужно осуществить мыслительное действие, интеллектуальнуюработу.
Известно, что задача можетбыть решена, и не решена, один справится с нею быстро, другой думает долго.Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целыеколлективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другиехуже.
Что это за умение? Какимипутями оно возникает? Как его приобрести? Об этом и пойдет речь в нашей работе.

1.Понятие о мышлении
 
Предметы и явлениядействительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можнопознать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы,размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами иотношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению,т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражениедействительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познаниисущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Задачамышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделениеих от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себяфункции обобщения и планирования.
Первая особенностьмышления — его опосредованный характер. То, что человек неможет познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: однисвойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опираетсяна данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления и на ранееприобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познаниеопосредованное.
Вторая особенностьмышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего исущественного в объектах действительности возможно потому, что все свойстваэтих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь вотдельном, в конкретном.
Обобщения люди выражаютпосредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельномуобъекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присущаи образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограниченанаглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятияматерии, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшиеобобщения, выраженные словом.
Мышление — высшаяступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышленияявляются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — этиединственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозгинформация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
Наиболее сложной(логической) формой переработки информации является деятельность мышления.Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет,делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы ихсвязи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мышление не толькотеснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется наоснове их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоитпрежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлеченииот конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многихпредметов.
Мышление выступаетглавным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянновыдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человекучто-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными,поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная,требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли — этовсегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Объективнойматериальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себяи для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мыслилюдей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления:световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современнаянаука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального иэкономного средства передачи информации.
Облекаясь в словеснуюформу, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движениемысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишьпосредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.
Мышление неразрывносвязано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышлениетакже неразрывно связано и с практической деятельностью людей.
Всякий вид деятельностипредполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение.Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинностимышления.
Мышление — функциямозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечиваетсяработой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. Прирешении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразованиясистем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означаетзамыкание нервных связей в новом сочетании.
 
2.Виды мышления
 
Мышление человекавключает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего,весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно,неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, исистема мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научнуюпроблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно,таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, наскольковысок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит отявления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому ееопределению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление(которое делится на наглядно-образное и на наглядно-действенное) в егоэлементарных формах и мышление отвлеченное (теоретическое).
Наглядно-образноемышление.
При наглядно-образноммышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит преждевсего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков,на язык значений.
Образное мышлениепредставляет собой форму творческого отражения человеком действительности,порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта наданный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формахоно имеется и у животных) также можно понимать как творческое преобразованиеимеющихся в памяти представлений и образов.
Отличительнаяособенность данного типа мышления состоит в том, что мыслительный процесс в немнепосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающейдействительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно,человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образыпредставлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образыдля теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти).
Данная форма мышлениянаиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного и младшегошкольного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, улюдей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому частоприходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая заними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.
Наглядно-действенное.
Его особенностьзаключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собойпрактическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, среальными предметами.
Этот вид мышленияшироко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальнымпроизводительным трудом, результатом которого является создание какого-либоконкретного материального продукта.
Теоретическое(отвлечённое) мышление.
Это такое мышление,пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно необращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимыедля мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий,направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищетрешение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями,выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Оба рассмотренных видамышления — теоретическое и образное — в действительности сосуществуют, новыражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрываютчеловеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое мышление даетхотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражениедействительности; позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие,которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого видамышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким иразносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно являетсяна деле.
Все перечисленные видымышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако взависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной видмышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности,по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностямчеловека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
3.Типы мышления
В психологии различаютпять типов мышления:
Идеалистический
Иррациональный
Рациональный
Аналитический
Синтезирующий
Чистых типов мало.Обычно в человеке комбинируется два типа. Характерные сочетания –идеалистический с иррациональным, рациональный с аналитическим, аналитический ссинтезирующим.
Идеалистическийтип мышления. Это люди, склонные завышать своитребования к окружающим. Им присуще создавать мысленно образы, которые наиболееим приятны, и искать воплощение этих образов в окружающих людях. Их желаниенастолько велико, что зачастую они обнаруживают таких людей и испытываютвосторг. Так как идеалистический тип мышления стимулирует в человеке развитиеиллюзий, то таких людей преследуют разочарования. Идеалистический тип мышлениянаиболее подвержен манипуляциям. Надо только понять, каково идеальноепредставление у человека и играть эту роль – он будет совершенно слеп и глух.Но так как игра постоянной быть не может, то игроку надо либо постепенноперевоспитывать идеалиста под себя, либо контролировать себя постоянно.
У идеалистов многоустановок и правил. Они ориентированы на результат и предпочитают мир мыслей иодиночества, в котором легко продолжать конструировать идеалы.
С идеалистами возможнотолько подчинение и «поддакивание», любое противодействие и противоречие дляних болезненно. Окружающие плохо принимают идеалистов на равных. Как правило,идеалистов просто используют, а потом от них отказываются. Тогда как идеалистбудет склонен думать, что это не от него отказались, а он сам, в силунесовершенства окружающих.
Иррациональныйтип мышления. Сходен во многом с идеалистическимипредставлениями. Разница в том, что иррационалы более деятельны. Идеалист всвоей жизни предпочитает тишину и одиночество, мир размышлений и мечтаний, аиррационал – деятельный. Он с удовольствием будет браться за все дела, но, приэтом, в ходе его действий и рассуждений будет прослеживаться нелогичность. Исвязка мыслей будет конструироваться не на реальных фактах, а на желаемыхпостулатах.
Принять вымышленное зареальное в общении с иррационалом очень легко. Иррационалы большие фантазеры. Иони настолько верят в свои фантазии, что заражают этой верой окружающих иокружающие принимают за чистую монету все выдумки и желания иррационала.
Когда общаетесь сиррационалом, не спешите основываться на его словах. Не спешите делать выводы.Не ориентируйтесь на ход мыслей иррационала и на его планы. Иррационаланеобходимо контролировать пошагово и постоянно спускать с небес на Землю. Непозволяйте ему строить долгосрочные и масштабные планы.
Рациональный типмышления. Трезвомыслящий тип. Хорошоориентируется в реалиях окружающей действительности. Склонен к критике. Склоненк целесообразности и подчиненности смыслу. Любое действие, любая мысль должнабыть иллюстрирована картинкой из реального быта. Мечты быстро переводит впланы. Не склонен преувеличивать значение и возможности – ни свои, ни другихлюдей. Ко всему подходит конструктивно. От отработанного избавляется безсожаления. Так же без сожаления избавляется от того, что не может применить напрактике. Рациональному типу мышления необходимо сразу демонстрироватьперспективные выгоды. Его заинтересованность надо вызывать четкой аргументациейи демонстрацией конечной пользы.
Аналитическийтип мышления. Мышление наблюдателя. Схож срациональным типом мышления. Только если рациональный тип – кратковременен, тоаналитический – долгосрочен. Рациональный тип – решил проблему и забыл, ааналитический обязательно погрузиться вглубь и будет рассматривать мотивы,посылы и обобщать полученный опыт. Аналитик выстраивает из фрагментов картинкуи владеет обзорным видением ситуации. Как в сторону истоков, так и в сторонупрогнозов. Редко ошибается, потому что наблюдательные способности уаналитического типа мышления развиты очень сильно. Для того чтобы «достучаться»до аналитика, предлагайте ему всегда всю цепочку, весь пошаговый ход вашихрассуждений, апеллируйте к побудительным причинам. Аналитик – сильный логик.Какие-то недостающие звенья в ваших рассуждениях, предложениях и выводах будутего выводить из равновесия и заставлять отказываться от предложений ирассуждений.
Синтезирующийтип мышления. Мышление, стремящееся соединятьфрагменты и куски информации в единое целое. Синтезирующему типу интересноскладывать целое не только из разрозненных кусочков, но даже из того, что напервый взгляд не сочетается и даже противоречит. Синтезаторы – людиэнциклопедисты, кабинетные работники. Они обычно не любят впечатления внешнегопорядка. Это не путешественники, не коллекционеры. Это – книжные люди,люди-библиофилы. Синтезаторы в основном и составляют когорту ученых. С ними вбыту сложно, так как это люди малоприспособленные к выполнению однообразной,рутинной работы, не содержащей в себе ничего нового. Ставьте перед ними задачи,требующие смекалки. И не претендуйте на исполнительность.

4.Индивидуальные различия в мышлении
Виды мышления являютсявместе с тем типологическими особенностями умственной и практическойдеятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальныхсистем. Если у человека преобладает конкретно-действенное иликонкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у негопервой сигнальной системы над другой; если же человеку наиболее свойственнословесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у неговторой сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия вмыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествамиума.
Понятие ума ширепонятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления,но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческоевоображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи междупредметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать идругих людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основныекачества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту,последовательность и некоторые другие мышления.
Гибкость умавыражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиесяусловия умственных или практических действий и в соответствии с этим менятьспособы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления.Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чемактивные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражаетсяв способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения.Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человекавидеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной вчастности.
Другие качества ума — глубина,широта и последовательность также имеют важное значение. Человекглубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущностьпредметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логическирассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверятьход рассуждения.
Все эти качества умавоспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивойработы над собой.
 
5.Формирование мышления у детей
Ребёнок рождается, необладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным ипрактическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнкаможно наблюдать проявления элементарного мышления.
Основным условиемразвития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Впроцессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью,научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, атакже понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать всоответствии с ними.
Развитие мышлениявыражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательномвозникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мереобщего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения кмыслительной деятельности – познавательные интересы.
Мышление развивается напротяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждомвозрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Мышление ребёнкараннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретныхзадач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольцана стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найтиспрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия,ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.
Овладение речьюокружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно- действенного мышленияребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. Дальнейшее развитиемышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом.В решении задач всё большую роль играет слово.
Существует определённаяпоследовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впередиидёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируетсянаглядно-образное и, наконец, словесное мышление.
Мышление учащихсясреднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главнымобразом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики,физики, химии, истории, грамматики и др. – учащиеся имеют дело не только сфактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.
В старшем школьномвозрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитиеконкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изученияхудожественной литературы.
Обучаясь основам наук,школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну изсторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящийот уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, ихумственной направленности и от методов обучения. В усвоении понятий существуетнесколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущностипредмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг сдругом отдельные понятия.
Для первого уровняхарактерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыташкольников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельныепризнаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. Натретьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия суказанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртомуровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральныхпонятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятийформируются суждения и умозаключения.
Для учащихся 1-2классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят окаком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи сувеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляютсясуждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать,опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно наконкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьникиупотребляют также разделительные суждения и свои высказывания чащеобосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всемиформами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения,сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостьюстаршие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями иумозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказыватьправильность ответа на него.
Развитие понятий,суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр.Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоениязнаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Заключение
 
Изучая мышление, как илюбой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той илииной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставилиданного человека включиться в познавательную деятельность. При каких конкретныхобстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. Впротивоположность психологии формальная логика абстрагируется не только отвзаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязеймыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями. Мыслит, думаетне само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительныйпроцесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определеннымиспособностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительнойдеятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, чтовсякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве еевзаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми. Открываемые мышлениемсвойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешноприспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иныефакты и события, потому что мышление всякий раз как бы добывает знания,являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-тослучая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в,казалось бы, разных случаях — важнейшее отличительное свойство мышления.Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классыпредметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление,будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляетобобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается приэтом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемымобъектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действиячеловека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходедействий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемогов ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явленияи сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результатекоторой достигается познание, открытие существенно нового.

Библиографическийсписок
1.   Выготский,Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 416 с.
2.   Маклаков,А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
3.   Немов,Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1994. – Кн. 1. –576 с.
4.   Петрошевский,А.В. Психология [Текст] – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 512 с.
5.   Психология.Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – СПб.:Питер, 2002. – 656 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :