Реферат по предмету "Психология"


Обследование у дошкольников звуковой стороны речи

Контрольная работа
«Обследование у дошкольников звуковой стороны речи»

Оглавление
Введение
I. Общие принципыобследования речи детей дошкольного возраста
II. Обследование удошкольников звуковой стороны речи
III. Классификациякартинок
Заключение

Введение
Освоениезвуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своим речевыми слуховым аппаратом.
Раннеевосприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры.Фонематический состав слова не воспринимается. В 10-11 мес. слово начинаетслужить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинаетсяпериод «фонемного развития речи». К концу первого года появляются первые слова.Сначала второго года начинается дифференциация звуков. К трем годам ребеноковладевает всей системой звукового языка. Труднее всего ему даются шипящие (ш,ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. А уже к пяти годам ребеноковладевает правильным произношением.
И здесь, большоезначение имеет систематическое обследование звуковой стороны речи детей,начиная с раннего возраста, чтобы любое отклонение в развитии речи имело точнуюклассификацию. Это дает возможность не только разграничить патологическиенарушения от физиологических трудностей, но и вовремя откорректировать развитиеречи детей в том случае, если есть какие либо отклонения.

I.Общие принципы обследования речи детей дошкольноговозраста
В дошкольном возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайновелики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов ипонятий. Однако, его артикуляционные возможности еще несовершенны,фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношениесложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило,даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятнатолько близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызываету него серьезные трудности.
Следует отметить, что при обследовании речи ребенка, надо предлагать емутакие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только оразвитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватноепредставление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи,особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторыхграмматических форм.
Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи «инпута»(обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущуюроль в формировании начального детского лексикона, а затем оказываетсущественное влияние на последующее усвоение нормированного произношения,основных лексических закономерностей и грамматических правил родного языка.
Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в нихкартинками. Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемыйребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другимзвукам. Например, большинство картинок на гласные звуки могут быть использованыи при исследовании произношения согласных звуков: «Дети сидят в кафе»Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возрастаребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения вситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия сребенком раннего возраста – 10-15 минут. Мы рекомендуется превышать это время,даже если кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и неиспытывает усталости после предъявления целой серии картинок.
При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надоучитывать: состояние словарного запаса ребенка, наличие перестановок слогови/или отдельных звуков, усечений окончаний слов и характер трудностейформирования слоговой структуры многосложных слов.
Особо следуетостановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важныххарактеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговойструктуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить нетолько звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционносчитается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется.
Такимобразом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:
1) Типанарушения произношения.
2) Уровняфонематического восприятия.
3) Уровнясформированности языкового анализа и синтеза.
 
II.Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Прежде чемначать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотретьее специфику:
1) Следуетразграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанныхс возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка.
2) Приобследовании речи ребенка раннего возраста огромное значение приобретаетсоздание адекватной возрасту мотивации к выполнению заданий.
Таким образом, современный дидактический материал для обследования речи удошкольников, должен соответствовать целому ряду методических требований:
1) Обследованиепроизношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления иразвития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включатьзадания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которыхотрабатывается на этапе раннего онтогенеза.
2) Ключевуюроль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннеговозраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочностьизображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность.Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и«находят» нужное слово.
3) Существенноеместо занимает поиск эффективных методических приемов, например приемзавершения предложения за взрослым.
4) Длязаписи полученных в ходе логопедического обследования данных целесообразноиспользовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но исимволическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так какэто позволит представлять материал в стандартизированной для научногосообщества форме.
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использоватьшироко известную, стандартную методику. Важно проверить, как дети произносятзвуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой цельюприменяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которыхпроверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки уменийдифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которыхвстречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к,л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска,лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствиеили замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию,особенности темпа речи, речевого дыхания.
В возрасте до пяти лет, причиной неправильного произношения (приотсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевогоаппарата. Недостаточно развиты центры, управляющим речевспринемающим иречедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершененартикуляционный аппарат. Так же, следует отметить возрастные и функциональныенесовершенства речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношенияобъясняются педагогической запущенностью детей, и отсутствуем надлежащеговоспитания.
Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется двумя способаминазывания звука:
1) В изолированном произнесении.
2) В составе слова в различных позициях (в начале слова, в середине, вконце слова и в стечениях согласных).
При отборе слов для проведения диагностики в составе слова, следуетобратить особое внимание на доступность слова пониманию детей, позицию стечениясогласных/гласных в слове (позиция в начале, середине и конце слова) исостояние словарного запаса ребенка.
Так,например, слова можно сгруппировать в последовательности:
1) Гласные звуки: [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
2) Согласные звуки:
губно-губные взрывные [п], [б],
переднеязычные взрывные [т], [д],
заднеязычные взрывные [к], [г],
губно-зубные фрикативные [ф], [в],
переднеязычные фрикативные [с], [з], [ш], [ж], [щ];
заднеязычные фрикативные [х],
аффрикаты [ц], [ч];
сонорные носовые [м], [н],
сонорные ротовые [л], [р], [р'].[1]
Таким образом, выявляется умение ребенка правильно произносить не толькозвуки в слове, но и их количество и последовательность, построение предложений,правильное употребления простых предлогов, согласование членов предложения вроде, числе и падеже.
Обследование в составе слова дает общую картину об ошибках речи. Длядетальной диагностики фонетических ошибок используется обследование визолированном произношении.
1) При повторении одного слова выявляются ошибки звуко-слоговой структурыслова. Так, например, выявляется нарушение сочетания гласных:
Зря – сря, дождь – дощь, мишка – миска.
2) В случае выявления звуко-слоговых ошибок, используется изолированноепроговаривание звука:
Кукла плачет: а-а-а.
Поезд гудит: у-у-у.
Собачка рычит: р-р-р.
Заблудились в лесу: ау.
3) Таким образом, выявляются ошибки артикуляционной моторики:
1) Наличие или отсутствие движений.
2) Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
3) Объем движений (полный, неполный).
4) Способность к переключению от одного движения к другому.
5) Замены движений.
6) Добавочные и лишние движения (синкинезия).
7) Наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как однойиз важных характеристик произносительной стороны речи. При обследованиислоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильнопроизносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+)отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулироватьтемп речи и дыхания; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации,нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующейклетке указывается звук-заместитель.
 
III.Классификация картинок
I класс — двусложные слова,состоящие из двух открытых слогов.
Картинки:нога, рука, муха.
II класс — трехсложные слова,состоящие из открытых слогов.
Картинки:волосы, корова, машина.
III класс — односложные слова, состоящие из закрытого слога.
Картинки:кот, нос, дом.
IV класс — двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одногозакрытого.
Картинки: филин, кефир, жираф.
V класс — двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
Картинки: масло, листья, коньки.
VI класс — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных. Картинки:дельфин, кактус, кровать.
VII класс — трехсложные слова с закрытым слогом.
Картинки: самолет, пирожок, чемодан.
VIII класс — трехсложные слова со стечением согласных.
Картинки: облако, иголка, подушка.
IX класс — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
Картинки: автобус, карандаш, виноград.
X класс — трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
Картинки: игрушки, кисточка, морковка.
XI класс — односложные слова со стечением согласных в начале или концеслова.
Картинки: джип, стол, ключ.
XII класс — двусложные слова с двумя стечениями согласных.
Картинки: птичка, спичка, гвозди.
XIII класс — четырехсложные слова из открытых слогов.
Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

Заключение
В заключение следует отметить, что характер ошибок, связанных с неправильнымпроизношением и нарушением фонематического восприятия, разнообразен: замены,пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки,добавления, раздельное написание частей слова.
Фонетико-фонематическое недоразвитие обусловливается разными причинами:
1) Этиологией нарушения процессов произношения.
2) Компенсаторными возможностями ребенка.
3) Индивидуальными личностными качествами.
4) Конкретными условиями предшествующего воспитания.
Поэтому очень важно найти причины ошибок речи, для формированияправильной речи у детей дошкольного возраста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.