НОВООБРАЗОВАНИЯСТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старший школьныйвозраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существуетмножество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, преждевсего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именнобиологические процессы роста детерминируют все остальные.
Психологические теориификсируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертахвешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юностиопределенный этап психо-сексуального развития.
Указанные теориирассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развитиячеловека как индивида или как личности. Социологические теории юностирассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переходот зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.
В юности формируетсямировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философскоеосмысление жизни. Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у школьников ужеимеется система собственных задачи требований как некий нравственный образец,становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей истремлений. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельностистроится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи,из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростомсамосознания, приобретением социального опыта развивается личностьстаршеклассника. Л.И. Божович определяет понятие личности следующим образом:«Личность— целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизничеловека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающейсредой».
Социальнаяситуация развития
Старший школьник стоитна пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальнуюситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встаетперед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старшихклассов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них изначимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебныйпроцесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе,чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позициинастоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В центре психологическогоразвития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.
Принципиальное отличиепозиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящеевыступает для него в свете основной направленности его личности. Выбордальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональнымцентром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и всядеятельность, все интересы (Л.И. Божович).
Изменяется отношение кшколе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюсяпривязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если вдругой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональнойдеятельности.
Становится актуальнымпоиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность всотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой,появляется чувство интимности с определенными людьми. Период юностихарактеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхожденииобразовательной системы и системы взросления.
Ранняя юность — этоустановление психологической независимости во всех сферах: в моральныхсуждениях, политических взглядах, поступках.
своих чувств и интимныхотношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выборпрофессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.
Юношеский возраст посравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля исаморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственнаизменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию исочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особаячувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений инаряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимостьуживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — сразвязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутойнезависимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров,чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).
Ведущаядеятельность
Ведущая деятельность вюношеском возрасте — познавательная.
В старшем школьномвозрасте связь между познавательными и учебными интересами становитсяпостоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам иодновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и квыяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
Изменяется отношение ик отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения,имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачиваетсвою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, емуважны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникаетпотребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего исобственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушаютучителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либослушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышлениеучащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этомвозрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностныйхарактер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот периодформируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживаниесвоего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяетсясвой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебнойработы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения,напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формированиеучебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.
Учебная деятельностьстаршеклассников определяете сложным комплексом мотивов:
· мотивыширокого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрениеокружающих, подготовиться к будущей профессии);
· мотивы,идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие отсделанной работы интеллектуального труда);
· мотивы,прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда,наказание, конкурирующие потребности и желания);
· мотивыотрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствиекомфорта в отношениях с учителем или учениками).
В старших классахотношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когдаони строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителемценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как иавторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга инаставника.
Широта интеллектуальныхинтересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода.Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитиеабстрактно-логического мышления знаменует появление только новогоинтеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребятаготовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.
Центральныеновообразования
Центральнымипсихологическими новообразованиями юношеского возраста являютсяпрофессиональное самоопределение и мировоззрение.
Выбор профессии — этоне только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выборжизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательноевключение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классахсуществует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и ихмежличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихсякласса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психологияразвивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).
Под влияниемпотребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрастепсихологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общихнравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать своисобственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивностикак внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутреннихпобуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями исознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, онипостепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, которыйчасто сам создает среду и активно ее преобразует.
Ранняя юность — этопериод формирования жизненных планов.
Из мечты и идеала, какзаведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менеереалистичный, ориентированный на действительность план деятельности
Системавзаимоотношений
Центральныйпсихологический процесс в юношеском самосознании — формирование личнойидентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности иединства (Э. Эриксон).
Взаимоотношения сосверстниками
В ранней юностичеловеку присуща потребность в общении:
· интенсивноефизическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру идеятельности;
· возрастаетнеобходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми,потребность в принятии и признании.
Общение в жизни старшихшкольников занимает не только огромное место, но и представляет для нихсамостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни,7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальноепространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ,студенты, военнослужащие, работающие люди.
Появляется феномен,получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самомпоиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокаяизбирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность вдиаде.
Однако при ярковыраженном стремлении к общению с другим человеком главная потребность, котораяудовлетворяется здесь, — поделиться собственными переживаниями. Интерес кпереживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях,неудовлетворенность ими. Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важноезначение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение сосверстниками — это специфический канал информации, по которому приходитсоответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросампола, отсутствие которой может задержать психо-сексуальное развитие и придатьему нездоровый характер.
Во-вторых, Этоспецифический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра,коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия.Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личныеинтересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиальностроятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработатьопределенных “взрослых” качеств.
В-третьих, этоспецифический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия иустойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процессформирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к мирувзрослых (И.С. Кон).
Общение со сверстникамиудовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежностиобщности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируетсяфеномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении“уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. Вцелом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из нсвойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается всильном “Мы”.
Наряду с развитиемприятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценностьприобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы являетсяподдержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает каксвоеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которойукрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапииявляются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будетвнимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустойразговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.
Взаимоотношениясо взрослыми
Сложно складываютсяотношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение совзрослыми, с родителями.
Среди тем, которыежелательны в общении с ними:
· выборбудущей профессии;
· взаимоотношенияс окружающими;
· учебныедела;
· вопросыморали;
· осебе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).
Однако есть однапоправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительнуюформу. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характерв 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.
Отсутствиедоверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте —одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Дляних невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение,однако за тактичную помощь они будут благодарны.
Известно три типаситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:
1) ситуации, связанныесо школой, общением с учителями;
2) ситуации,актуализирующие представления о себе;
3) ситуации общения.
Исследованияпоказывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к10—11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямаязависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так,наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:
· отсутствиепозитивного интереса со стороны матери;
· директивностьматери при навязывании ребенку чувства вины;
· враждебностьотца;
· непоследовательностьв воспитании.
Таким образом, при ярковыраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителямии потребность в психологической поддержке с их стороны.
Является работа сродителями по следующим направлениям:
1) формирование уродителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и всенеобходимые возможности для достойной жизни;
2) повышение в глазахродителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересованностиво взаимодействии;
3) формирование системынавыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.
Столь же актуальна иработа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями иформированию навыков конструктивного общения.
Наиболее сложными дляданного возраста являются:
· ситуации,в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку исочувствие от других людей;
· ситуации,связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение иумением отвечать на несправедливую критику.
Отношение к себе
Главное психологическоеприобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира.Внешний мир начинает восприниматься через себя.
Развивается способностьк самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе.Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах”действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свойхарактер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабымздоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальнойстановится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают истановятся более устойчивыми.
В юности каждомуприходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам.Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит кусилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий ростсексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различиядовольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные поинтенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузныйхарактер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например всамодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный ростсексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.
Любовь
В юности любовь —сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда онопереходит в серьезную, постоянную привязанность.Кризис 17 лет
Возникает точно нарубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. Вэто время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – напоиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления вучебные заведения или поиска работы) по окончании 11 класса эмоциональноенапряжение может резко возрасти. В нашем обществе принято, что по окончаниишколы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает вэтом возрасте профессионального самоопределения. Такие ожидания могут оченьнапрячь нервную систему и психику юного человека. Это стрессовый период, вкотором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.
Для тех, кто тяжелопереживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность передсобой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большойгруз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки,перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокаятревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновениюневротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными иливступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострениегастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкая смена образажизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызываютзначительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогаютадаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе,чувство компетентности.
Причина:Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненныхценностей.
Проявления:
1. У молодого человеканаблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным всомнения, раздумья.
2. Он планирует своеместо среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
3. Обостряетсяпотребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжениясторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувстволичности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания напризнание.
4. Выбор профессии.
Смысл(новообразования):
1. Выбор внутреннейпозиции.
2. Овладение защитнымимеханизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннеговторжения, но и укрепляют внутренне.
3. Профессиональноесамоопределение.