Реферат по предмету "Психология"


Невербальное общение, его сущность и значение

Введение
 
Общение — особый вид психологическойдеятельности, результатом которой является изменения в когнитивной (образы, впечатления,стереотипы, эталоны) сфере, поведение, способе обращения к другим видам.
Невербальное общение – неречеваяформа общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации.
Невербальное общение состоитиз тона голоса, интонации, тембра, высоты, внешнего вида, позы, выражения лица,походки, глубины и скорости дыхания, поведения.
Мимика, интонация, жесты– наиболее важная часть общения. Зачастую, с помощью этих средств, можно сказатьбольше, чем словами. А. Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации,звуковых средств( в том числе тог голоса, тембр и т.п.) – 38%, невербальным общением– 55%. То есть, важно не что мы говорим, а как мы это делаем.
Невербальное общение возникаетбессознательно. Оно может дополнять или противоречить, усиливать или ослаблять словесноеобщение.
Невербальное общение – наиболеедревняя форма коммуникации.
Невербальное общение присущене только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака.Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней илиотправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку данная форма общенияразвита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, можетотвесить оплеуху дрессировщику.
Невербальное общение менееупорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов,с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства.
Часть невербального общенияуниверсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, к примеру,жесты, различаются в разных культурах.
Есть первичные языки невербальнойсистемы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика,и вторичные – азбука Морзе, музыка, языки программирования.

 
Роль невербальногообщения
 
Слова хорошо передают логическуюинформацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93%информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальныхсредств коммуникаций.
Невербальное общение сложноподдаётся контролю: даже профессиональным артистам нужно входит в образ, перевоплощаться,что является очень сложным творческим процессом. Поэтому невербальное общение надежнеевербального. Но человек никогда не сможет полностью его контролировать – оно состоитиз множества параметров, а наш мозг может удерживать не более 5-7 факторов.
Невербальное общение спонтаннои непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому невербальное общение очень емко.
С помощью него человек может:
-подтверждать /опровергатьсловесную информацию;
-передавать информацию сознательно/бессознательно;
-выражать эмоции, чувства;
-восполнять недостаток слов(например, при обучение езде на велосипеде).
Невербальное общение помогаетсоставить более точный образ собеседника, а для людей, владеющих им, помогает создатьо себе нужное впечатление.
Этикет невербальногообщения
 
Мимика, жесты играют важнуюроль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятыеруки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, теретьмочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинецво время еды или курения.
Во время общения нельзяприкрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака,стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишьнекоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами( «садитесь, пожалуйста»,«познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)
Жесты должны быть скупы,неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти вдополнение к сказанному.
Особое внимание надо уделятьжестам при посещение других стран. К примеру:
-жест «о’кэй» известныйв англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах:Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна– гомосексуальность мужчин.
— поднятый большой палецв Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции– «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».
-говоря о себе, европеецпокажет рукой на грудь, а японец — на нас.
-поднятые брови в Германииозначают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.
— в некоторых африканскихстранах смех означает замешательство
Правила беседы
 
Главное показать собеседникузаинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость.Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербальногообщения. Поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлятьсобеседника нервничать и ждать подвоха.
При общение не следует приниматьпозу, показывающую закрытость к общению и агрессивность – насупленные брови, широкорасставленные локти на столе, сжатые в кулак или сцепленные пальцы. Не следует надеватьочки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, так как это вызовету собеседника чувство неловкости, недосказанности, что может нарушить атмосферупрямого общения
 
Жесты
 
Жесты — основные невербальныесредства общения. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы и жесты-адаптеры.
Жесты-символы – очень ограниченырамками определенной культуры. Являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы используютсядля пояснения сказанного (указание рукой), также одни из простых приемов невербальногообщения.
Жесты-регуляторы играютважную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие. Это традиционнаяи наиболее древняя форма приветствия.
Жесты-адаптеры сопровождаютчувства и эмоции. Проявляются в ситуациях стресса, волнения, первые признаки переживания– нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
Язык жестов и поз
 
Жесты открытости.
Огни свидетельствуют обискренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.
-раскрытые руки: говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновениебыли обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям,то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу,к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.
-расстегивание пиджака:жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают,что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.
Жесты подозрительности искрытости.
Свидетельствуют о недоверии,сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок,стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента,отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.
Жесты позы и защиты.
Они показывают, что собеседникчувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки,скрещенные на груди. Есть три положения рук:
-простое скрещивание рук:универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотретьваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырехи более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные.В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.
-кисти скрещенных рук обхватываютплечи: этот жест говорит о сдерживание негативной реакциисобеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождаетсяхолодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.
-скрещенные на груди руки,с вертикально выставленными большими пальцами: передает два сигнала:первый — о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства(поднятые вверх пальцы).
Жесты размышления и оценки.Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.
-поза «Мыслителя»: рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.
-пощипывание переносицы(частос закрытыми глазами): глубокая сосредоточенность, напряженныеразмышления.
-почесывание подбородка:процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождаетсялегким прищуриванием глаз.
-опора подбородка на ладонь,указательный палец вдоль щеки: красноречивое свидетельствоо критической оценки ваших доводов.
Жесты сомнения инеуверенности
Признаком сомнения являетсялегкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой частишеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешутэнергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.
Мимика
Чаще всего объектом исследованиявыступает лицо человека. Единица анализа лицевого выражения – мимический признак.
Первые и зачастую главноевпечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.
Наслаждение возникает присмакование вкусовых впечатлений.
Испытующая гримаса возникаетпри оценивание, экспертизе.
Протест (уголки рта чутьприподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Удивление – рот открыт максимально.Если в дополнение открытый рот сопровождается широко открытыми глазами, складкамина лбу – это высшая степень удивления – ошеломление.
Озабоченность (губы вытянутыв трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.
Подчеркнуто закрытый рот(напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствие продолжать разговор.
Сжатый рот означает отказ,отрицание, упрямство. Обиду.
«Вытянутое» лицо говорито грусти, тоске, разочарованности.
Ассоциирование эмоций смимикой
 
-удивление – поднятые брови,широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
-страх – поднятые и сведенныеброви, уголки губ опущены и слегка отведены назад, губы растянуты в стороны;
-гнев – брови опущены вниз,изогнутые морщины на лбу, глаза прищурены, зубы сжаты;
-отвращение – нос морщен,нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней;
-печаль – брови сведены.Глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;
-счастье – газа спокойные,уголки губ приподняты, отведены назад.
Непроизвольные реакции
 
Эти реакции плохо поддаютсяконтролю и, как следствие, являются очень информативными.
Стандартное прочтение этихреакций:
-покраснение лица – стыд,гнев;
-побеление лица – страх,чувство вины;
-расширение зрачков – интерес,удовольствие, сильная боль;
-сужение зрачков – неудовольствие,отвергание;
-усиленные биения пульсана венах рук или артериях шеи – тревога, стыд, страх, обман;
-снижение частоты пульса– повышенный интерес;
-быстрое, поверхностноедыхание – внутреннее напряжение;
-короткое дыхание черезнос – злость;
-внезапное обнажение зубов– ярость, агрессия;
-испарина, пот – гнев, смущение,нервозность;
-частое моргание – возбуждение,обман.
Эти реакции проще обнаружитьу мужчин, нежели у женщин, которые к тому же лучше обманывают.


 
Заключение
 
Понимание языка жестов поможетулучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. Как бы хорошо вы не зналикого-то, никому не дано читать мысли других людей, поэтому все, что может улучшить,общение представляется ценным. Язык жестов можно использовать для того, чтобы манипулироватьлюдьми или вести их в заблуждение. Однако, прежде чем использовать новые знание,подумайте чего вы хотите этим добиться.

Источники информации
1) http://nonverbal.org
2)http://freest.org
3)http://www.bestreferat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Реферат Роль наглядно-образного мышления в усвоении математических знаний
Реферат Использование балансового метода анализа в хозяйственной деятельности
Реферат Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета
Реферат Madison Vs Marbury Essay Research Paper Between
Реферат Агроном - Иван Александрович Стебут
Реферат Итальянская война 1551 1559
Реферат Очистные комбайны и струговые установки
Реферат Совместимость в супружеских парах. Уровни совместимости и основные проблемы, возникающие на кажд
Реферат Manic Depression Essay Research Paper From high
Реферат Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов (краткая биография, философия + некоторые главы из одноименной книги)
Реферат Опыт кооперативного движения в СССР в период "перестройки"
Реферат Утопление, поражение электрическим током, пищевые отравления
Реферат Развитие малого предпринимательства в Карагандинской области
Реферат Прогнозные расчеты для анализа социально-экономического положения Владимирской области на 2010 и 2015 годы