Невротическиерасстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков
План
1.Особенности невротических расстройств умственно отсталых детей
2.Неврастения
3. Истерия
4. Неврознавязчивых состояний
5.Психогенные реакции и реактивные состояния
6. Реактивныесостояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
1. Особенности невротических расстройствумственно отсталых детей
Невротические расстройства у легко умственноотсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же унормально развивающихся индивидов.
Невротическое расстройство — болезненная реакцияличности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило,связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое расстройство,возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человекаи проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций.
Обычно осложненная беременность матерей умственноотсталых детей и. как правило, аномально, дотекающие роды вносят свою лепту всоздание у них предрасположения к невротическим расстройствам. Частопереносимые интеллектуально неполноценными детьми соматические заболеваниясоздают благоприятный астенизирующий фон, способствующий возникновению невротическихрасстройств.
В происхождении и оформлении клинической картиныневрозов большое значение приобретают преморбидные особенности личности. У подавляющегобольшинства детей в происхождении умственной отсталости участвуют последствияперенесенных органических повреждений головного мозга. Вследствие этойпатологии нередко формируются органические психопатоподобные нарушенияличности. Среди них наиболее часто встречаются неустойчивость, вспыльчивость,эмоциональная лабильность и др. Эти черты личности наряду с интеллектуальнойнеполноценностью еще больше затрудняют приспособительные возможности индивида иувеличивают и без того повышенный риск возникновения невротических расстройств.Психические травмы в детстве (потеря родителей, отвержение, боязнь остатьсянезащищенным), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты междублизкими людьми создают продолжительные стрессовые ситуации, истощают защитныевозможности личности и организма и вызывают невротические расстройства.
Из социальныхфакторов в этиологии неврозов умственно отсталых детей самым важным оказываетсянеблагополучная обстановка в семье (развод, внебрачное рождение, воспитаниеприемными родителями). К заболеванию невротическими расстройствамипредрасполагают материнская депривация, неправильная подготовка к жизни(чрезмерная опека, необычная строгость или безнадзорность), несоответствующееполовое воспитание (развращающее).
2. Неврастения
Наиболее распространенная форма невротическогорасстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычноявляется истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительногофизического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. Уумственно отсталых детей такая ситуация создается обычно при поступлении вобщеобразовательную школу. При обучении в первых классах они не только несправляются с учебной нагрузкой, но и нередко становятся объектом насмешек состороны сверстников и чрезмерного давления со стороны взрослых. В основе этогоневротического расстройства лежит раздражительная слабость, повышеннаявозбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общегосамочувствия. Утомляемость проявляется повышенной истощаемостью. постояннойусталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностьюполучать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями,чувством внутреннего напряжения, расстройствами сна (трудностями засыпания исонливостью днем).
У детейобычно преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность,психомоторное беспокойство), аффективные вспышки сдвигательнымвозбуждением, агрессией. У некоторых из них на передний план выступаютвегетативно-соматические расстройства: анорексия, тошнота, расстройство ритмадыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.
3. Истерия
Нередко уумственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство помеханизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формированиесимптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Таккак умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью иособенной внушаемостью, то и риск возникновения у них кратковременныхистерических реакций или истерии очень высок. Заболевание обычно развиваетсяостро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятныхобстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований кокружающим и невозможностью выполнить эти запросы. Нередкая ситуация,приводящая к развитию истерического невроза, — обстоятельства привлечения кответственности за совершение антиобщественного или даже противоправногодействия (кражи), за которое необходимо нести ответственность. В происхожденииистерических расстройств большую роль играет механизм «бегства в болезнь»,условной приятности, выгодности или желательности болезненного симптома. Симптомыистерии очень разнообразны и изменчивы даже у одного и того же больного.Проявления истерии могут быть, психическими (утрата воспоминаний, страхи,ипохондрические проявления, сужение сознания), моторными (параличи, парезы,нарушение походки, судорожные припадки, гиперкинезы. спазмы, афония, мутизм),сенсорными (слепота, глухота, гипо- и гиперестезии "вегетативно-соматическими (нарушения сердечной деятельности, дыхания,желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы). Как правило, жалобыдемонстративны. Они подчеркивают необычность, тяжесть, непереносимостьболезненных явлений. Клиническая картина истерии может воспроизводить известныесиндромы: «бронхиальную астму» (при затруднении вдоха, а не выдоха,как это бывает при астме), «почечных колик», при которых нетобъективных признаков этого заболевания. Предпосылкой возникновенияистерической симптоматики у умственно отсталых индивидов могут также явитьсяорганические нарушения ЦНС, в особенности, проявляющиеся психопатоподобнымичертами личности истероидного типа. Встречаются также острые аффективныевспышки, сопровождающиеся психомоторным возбуждением и сужением сознания («истерическиеприпадки»), провоцирующиеся конфликтами. Движения, возникающие в этихслучаях, напоминают тонические и клонические судороги, сопровождаются криками,стенаниями, плачем. У детей истерия наиболее часто проявляетсяастазией-абазией, параличами, гиперкинезами, тремором, припадками, приступамиудушья, психомоторным возбуждением, мутизмом, афонией, спазмами кишечника,повторяющейся рвотой. Могут быть аффективные вспышки, сумеречные состояния, обмороки.
4. Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основнойего признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхиили действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больнымикак; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждаетбольного бороться с ними.
В основе происхождения этого невротическогорасстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями,желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, илинравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), —с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностьюпроизводить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложныерасстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, егосимптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виденасильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связис этим борьбы с ними.
Эторасстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных кнемотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могутнаблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия—грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы(сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)
Как правило,невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаютсямоносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями илинедостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине оченьбольшое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формынарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способыприспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко помеханизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляютсяразличные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительнаяреакция — страх).
5. Психогенные реакции иреактивные состояния
Психогенные реакции — болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влияниемморальной травмы.
Наиболеераспространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложноеслабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобныефантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.
Реактивные состояния.
Многие авторы отмечают склонность умственноотсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).
Все описанные особенности психики умственноотсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям,встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у нихнередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором,предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; ФелинскаяН. И"., 1944).
И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшиепсихогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию,истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности ихпроявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность идлительность течения.
К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности:аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй поотсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям привыполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных,связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М.Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакциихарактеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталыхлиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживанияими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность «логическомуразрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именноим клинической картины этих состояний.
По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивныхсостояниях у умственно отсталых лиц „под влиянием внешних ситуационныхфакторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническаясимптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги ваффективности, нарушаются привычные формы поведения“. Атипичностьреактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картинепреобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что ониносят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного временикаких-либо изменений.
Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей сумственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивновозникающие „парааутистические“ состояния. Эти расстройства возникалиу детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Онипроявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции наперемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевогообщения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптацияв условиях привычного содержания и обучения.
Многие умственно отсталые дети (43%) с трудомпереносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится кдевочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводятчасть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний(Блюменфельд С. с сотр., 1971).
У умственноотсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость ихсимптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить,что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельныйвес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствуеткатамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики,ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.
6. Реактивные состояния у детей и подростков сразличными формами умственной отсталости
Реактивные состояния у детей и подростков састенической формой умственной отсталости.
Будучиаффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а такжеобладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астеническойформой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. Вряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких,неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд,непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственноотсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов.Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногдауже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторыеиз детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и ихсостояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенныереакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциямипо особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. Участи больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательнымвозбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а удругих — стремление к разрушениям или агрессии.
У другойчасти умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивныесостояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.
Для третьей части характерны поведенческиерасстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведениязаключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — вдемонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.
Реактивные состояния у детей и подростков состенической формой умственной отсталости.
У детей иподростков со стенической формой умственной отсталости кратковременныепсихогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения:побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство изних угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративносовершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие икратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакциивсегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышаетнесколько недель.
Реактивныесостояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.
Ееособенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усилениеприсущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере —аффективные расстройства (тревога, возбуждение).