Реферат по предмету "Культура и искусство"


Портрет Великой княжны Александры Павловны кисти Боровиковского с точки зрения искуствоведческого анализа

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Жизненный и творческий путьВ. Л. Боровиковского в контексте эпохи
1.1. Общаяхарактеристика второй половины 18 – начала 19 вв
1.2. Творчество В.Л.Боровиковского и его оценка современниками и потомками
Глава 2. Портрет Великой княжныАлександры Павловны
2.1. Личность и судьба Великой княжны
2.2. Искусствоведческий анализпортрета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Эпоха конца XVIII — начала XIX вв.дала нам немало имен из области искусства, техлюдей, которые обогащали и прославляли культуру России, оставляя потомредчайшие жемчужины своего творчества. Среди них и имя В.Л. Боровиковского –мастера русской живописи, известного портретиста второй половины 18 века,наследие которого – целая портретная галерея – является одним из ценнейшихпамятников русского искусства.
В обширнейшей галереелиц, изображенных кистью Боровиковского, есть работы разного значения и разногодостоинства. Соответствие модели с настроением и дарованием художника, большееили меньшее вдохновение, как всегда и всюду, отражаются в этих работах. Повыставкам и в частных руках нам известны исключительного достоинства: портретдевочек, дочерей Львова (собственность великого князя Сергея Александровича,занявший первое место на выставке картин из частных собраний в Москве в 1892г.), г-жи Мелиссино (выставка в д. Строганова весною в 1897 г.), изамечательный по смелому реализму портрет Державина (собственность гр.Капниста, в Полтавской губ.). Широко известны и созданные художником портретыавгустейших особ: Екатерины II,Великих княжон Елены, Марии и Александры.
Безусловно, о творчествеБоровиковского упоминается во всех трудах по истории русского искусства, ипрежде всего XVIII века[1]. Его творчествоосвещается в трудах по теории и истории искусств[2], работах по критикеА.Г.Верещагиной[3], научно-исследовательскихтрудах Г.Г.Поспелова[4], Д.В. Сарабьянова[5],эстетических и философских трактатах И. Винкельмана[6],Декарта[7], Руссо[8]и др.
В отечественнойисториографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 – 1825) чаще всеговспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла.Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состояниихудожеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочиненияП.Н. Петрова[9] и В. Горленко[10],в которых были помещены: первая полная биография, первый список работ, перваяпубликация писем). Огромное значение имела работа А.Н. Бенуа, считавшего, чтоБоровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого,что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что он оставляетпозади себя и Давида, и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами.«Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»[11].
Особое значении имелапубликация в 1975 г. монографии Т.В. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский ирусская культура на рубеже XVIII — XIX веков», в котором содержатся наогромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, егообразного строя, художественного мышления; дана характеристика эпохи, культуры,быта, окружения художника; представлена атрибуция портретов, история ихсоздания, биографии моделей; разработана проблема влияния на Боровиковскогомасонства. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. Вкниге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера[12].
Как справедливо пишетТ.В.Ильина, уделяя достаточное внимание творчеству В.Д. Боровиковского: «Рубеж XVIII—XIX веков — время не только наивысшей славыБоровиковского, … но и появления новых тенденций в его искусстве. Классицизмдостигает своих высот, и в портретах Боровиковского этого времени наблюдаетсястремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почтискульптурности форм; к усилению объемности, постепенному исчезновению мягкой иизнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»[13].Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона, сообщая особуюзадушевность образной структуре портретируемого образа.
Эти тенденцииобнаруживают себя и в портрете «Великой княжны Александры Павловны» Боровиковского,написанном в 1776 году.
Целью данной работыявляется рассмотрение образно-стилистических особенностей, композиционныхзакономерностей портрета «Великой княжны Александры Павловны» в творчестве В.Л.Боровиковского, выяснение его специфики в общем контексте развития какпортретного творчества мастера, так и русского искусства второй половины 18 в.
Объектом исследованияявляется процесс искусствоведческого анализа предмета живописи.
Предмет — портрет Великойкняжны как яркий образец позднего периода творчества В.Л. Боровиковского
Задачи:
1.  Рассмотреть основные характерныеособенности эпохи рубежа XVIII-XIX вв., повлиявшие на становлениетворческой манеры В.Л. Боровиковского;
2.  Определить основные периоды его жизнии творчества;
3.  Выявить специфические черты, присущиепортрету «Великой княжны Александры Павловны» и определить характер связипроизведения живописи с моделью.
4.  Сделать вывод о значении творчестваВ.Л. Боровиковского для истории русского искусства.
Отметим, что, несмотря наимеющую исследовательскую базу по творчеству художника, оно, на наш, взгляд,все же является недостаточно изученным, а потому практическая ценность нашейработы состоит в том, что материал, представленный здесь, может служить длядальнейшего знакомства с наследием В.Л. Боровиковского в частности и сискусством рубежа веков в целом.
боровиковскийпортрет княжна

Глава 1. Жизненный итворческий путь В.Л. Боровиковского в контексте эпохи
1.1 Общаяхарактеристика второй половины 18 – начала 19 вв
Восемнадцатый век сталодной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовныезапросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему взначительной мере содействовало сближение искусства с наукой.
В живописи намечались иопределялись жанры нового, реалистического искусства. Преобладающее значениесреди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идеячеловека и возвеличивалась идея бога, поэтому светское искусство должно былоначинать с образа человека.
Основоположникомнационального портретного жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род.около 1690 — ум. 1741). Из других русских портретистов первой половины XVIIIвека можно назвать также А. М. Матвеева (1701 — 1739), прошедшего обучениеживописи в Голландии, а также Алексея Петровича Антропова (1716 — 1795).
Ко второй половине XVIIIвека Россия, полностью отойдя от изживших себя форм средневековойхудожественной культуры, вступила не общий с европейскими странами путьдуховного развития. Его генеральное направление для Европы определиланадвигавшаяся Великая французская революция 1789 года.
В Западной Европе средивидов искусства выдвинулся театр, сцена которого стала трибуной идей,готовивших общество к революционному преобразованию. Для данного периодахарактерны постановка и решение проблем общественно-воспитательной роли театра.Здесь достаточно вспомнить оставшиеся навсегда в золотом фонде эстетики«Парадокс об актере» Дени Дидро и «Гамбургскую драматургию» Готхольда Лессинга.
Что касается России второйполовины века, то правительство Екатерины II также принимало широкиепредохранительные законодательные меры, начиная с «наказа» императрицы дляКомиссии по уложениям 1767 года и до «Жалованной грамоты дворянству» (1787).
Русское просветительствоцеликом отправлялось от положений теории «естественного права», утверждавшихякобы заложенное в самой природе человека право на уважение достоинстваиндивидуума, независимо от его социального положения, прерогативуполновластного распоряжения плодами собственного труда и т. д. Таким образом,взгляды российского просветительства тяготели прежде всего к проблеме личности.(При этом можно вспомнить, что и программный документ Великой французскойреволюции носил наименование «Декларации прав человека и гражданина».)
Переходя кнепосредственной истории русского изобразительного искусства второй половиныXVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемогоинтимного портрета. Для понимания особенностей последнего важно отметить, чтовсе, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали ипарадным портретом. Художники стремились показать прежде всего достойногопредставителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемогописали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, азачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положениепортретируемого.
Парадный портретдиктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии — установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился,собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А. М. Ивановзаявлял: «Должно, чтоб… портреты казались как бы говорящими о себе сами и какбы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженныйвеличеством».[14]
В противоположностьпарадному интимный портрет стремился запечатлеть человека таким, каким онпредставляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась втом, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты егохарактера, дать оценку личности.
Наступление новогопериода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора СтепановичаРокотова (род. 1736 — ум. 1808 или 1809). Раннее же признание художникаобеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В. И. Майкова(1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке(1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е годы). ПортретРокотова будит в человеке потребность духовного общения, говорит обувлекательности познания окружающих людей. Однако при всех художественныхдостоинствах рокотовской живописи нельзя не заметить того, что таинственнаяполуулыбка, загадочный взгляд удлиненных глаз переходят у него из портрета впортрет, не раскрывая, а лишь как бы предлагая смотрящему разгадать скрытую заними натуру. Рождается впечатление, что автор создает подобие театральной маскизагадочного человеческого характера и накладывает ее на всех тех, кто емупозирует.
Дальнейшее развитиеинтимного портрета было связано с именем Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 — 1822). Нам важно упомянуть о его творчестве в своей работе, поскольку этотхудожник является учителем В.Л. Боровиковского.
В ранних полотнах Левицкогоотчетливо выступает связь с традиционным парадным портретом. Перелом в еготворчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольногоинститута благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений,исполненных в 1773 — 1776 годах. Однако то, как живописец подошел к выполнениюзадания, раскрывает, например, «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773). Девушказапечатлена, как полагают, в своей лучшей роли — служанки Сербины изинсценировки по опере Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей оловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затеми брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник илукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции вожидании взмаха дирижерской палочки. Чувствуется, что для нее театральноепредставление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые впансионе, а возможность выявить молодой задор, стесненный повседневнымижесткими правилами Смольного института. Художник передает полное душевноерастворение Нелидовой в сценическом действии.
Художественныедостижения, придавшие своеобразие этой маленькой портретной галерее, Левицкийзакрепил в последующем творчестве, создав, в частности, два превосходныхпортрета М. А. Львовой, урожденной Дьяковой, дочери сенатского обер-прокурора(1778 и 1781).
Портреты М. А. Львовой,Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа и жены Митрофановых, Бакуниной идругие, относящиеся к восьмидесятым годам, свидетельствуют о том, что Левицкий,соединив в себе суровую точность Антропова и лиризм Рокотова, стал наиболеевыдающимся представителем русской портретной живописи XVIII столетия.
У него учился и принял отнего эстафету развития русского живописного искусства Владимир ЛукичБоровиковский (1757 — 1825).
1.2 Творчество В.Л.Боровиковского и его оценка современниками и потомками
Боровиковскому повезло:он успел захватить вторую половину XVIII и первую четверть XIX столетия, засталэпохи классицизма, сентиментализма и ампира. К тому же, как мы отметили выше,он был страшно плодотворным художником.
По сравнению с Ф.Рокотовым и Д.Левицким он оставил огромное художественное наследие,насчитывающее свыше трехсот произведений. Прежде всего, живописец полностьюреализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это ирепрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерныеизображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам.Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей,домашних киотов. В старой литературе религиозная живопись художника выдвигаласьна первый план и оценивалась очень высоко. Первый биограф художника В.Горленкописал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведениякоторого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни вмистический восторг»1.
Эпоха, вкоторую жил и творил художник, отразила эволюцию портретного жанра, поискимастера в достижении выразительности портретируемых образов современников.Художники второй половины XVIIIвека устремились к передаче величия человеческих свершений и к поискусовершенства в воплощении образа человека в искусстве.
Гражданственность,стремление к общественной полезности, апелляция к духовной и физической красотечеловека, к величию его деяний, к доброму и разумному в нем составило жизненныйфон поисков актуальности и подлинности. И классицизм, и еще два художественныхнаправления: сентиментализм и преромантизм подчиняются этому зову. «Первыйвыступает на арену в начале 1790-х годов, второй — чуть позже. От общественногочеловека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. Сентиментализмстремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, показать ценность инеобходимость естественного бытия, гармонического слияния человека с природой,нравственного совершенствования в общении с нею»[15].Тенденции сентиментализма как раз и нашли свое отражен в творческой манере В.Л.Боровиковского.
Художник родился 24 июля(4 августа) 1757 г. в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. В молодостиучился иконописи под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородскомказачьем полку, одновременно занимаясь живописью.
В 1770-х Боровиковскийблизко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения.
В 1788 году он переехал вПетербург. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с егодрузьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г.Левицким, который стал его учителем.
«Отставной поручик» подсорок лет стал академиком Академии художеств, что засвидетельствовалоторжественное годичное собрание Совета академии 28 сентября 1795 года), а черезсемь лет — был избран в советники академии. В этом статусе он и закончилжизненный путь в ночь с 17 на 18 апреля 1825 года, не дожив нескольких месяцевдо своего 68-летия.
Лучшиеработы Боровиковского широко известны. Это портреты М. И. Лопухиной (1797 г.,ТГ), В. И. Арсеньевой (середина 90-х годов, ТГ), Б, Л. Боровского (1789 г.,РМ), А. Б. Куракина (1800 г., ТГ).
Известным портретистомБоровиковский становится в конце 1790-х. В его творчестве преобладает камерныйпортрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственнойчистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н.Арсеньевой, 1796, и др.). В 1810-е Боровиковского привлекают сильные,энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности,благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делаетсясдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А.Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
ПортретыБоровиковского 90-х годов как раз и созвучны развивавшемуся тогда в литературеновому стилю — сентиментализму. Он очень много внимания уделял передаче эмоций,многие его образы овеяны легкой грустью, фоном моделей служит пейзаж. Так, напортрете начала 90-х годов Капнист грустен, печальный взгляд и улыбка обращенык зрителю, приглашая к сочувствию.
Формируютсяновые представления о человеческой личности, перед художниками-портретистамивстают новые задачи. Так, Боровиковский живописными средствами стараетсязапечатлеть внутренние переживания модели и, прежде всего, подчеркнуть нежнуючувствительность модели, ввести в мир грез — и делает это недекларативно-обобщенно, а утонченно, индивидуально и деликатно. Лирическимочарованием исполнены женские портреты мастера. (Например, портретвосемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ).
Внайденной художником технике написаны и портреты: Е. Н. Арсеньевой, М. А.Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и других, в частности великих княжон.Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности налоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному»человеку со всеми его /> проявлениями и склонностями.Боровиковский становится представителем нового направления в художественномтворчестве — сентиментализма.
/>/>Доброта, нежность, мечтательная грусть — вот что впервую очередь видит в облике своих моделей Боровиковский. Возвеличивая начало нравственного,сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этомувыстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова —Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянкипо имени Христинья (1795, ГТГ).
Возникаетинтерес к природе человека, вскормленной представлениями о простоте,свойственной людям, нетронутым цивилизацией. Проступает и тема связи простогочеловека с природой, интимность и лиризм в трактовке образа крестьянскойженщины, что привито отчасти и поэзией Львова и Державина.
Однако впортретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. Именнопейзажный фон становится важным включением, теряя свою условность, становясьреальным и органически связанным с характером и настроением изображаемого типа.Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы ввиде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Следующий шаг был сделан в картине сэлементами бытового жанра – в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ).
Постепенновырабатывается нечто вроде композиционного канона женских (а это всегдаженские) портретов Боровиковского: поясной (редко поколенный) срез фигуры,опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегдаприродный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купыдеревьев). Многие приемы он переносит и в парадные в полный рост портреты. Этохарактерно и для портрета Великой княжны Александры Павловны.
В 90-егоды многие принципы миниатюрного письма переносятся Боровиковским в портретмаслом на холсте. Блеклая гамма тонов, тонкая лепка объемов позволяютобнаружить знакомство Боровиковского с живописью Ж.-Л. Вуаля и английскимпортретом. Вырабатывается концепция сентиментального портрета, со свойственнойему обращением к изображению жизни созерцательной, «внутренней», далекой отсветской суеты, выявляя новый эстетический идеал эпохи Рокотова,Боровиковского, Левицкого.
Безусловно, «Задумчиваямечтательность, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые движениядуши — таков поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова. Определенней ипсихологически конкретней портреты Левицкого. В них больше черт, роднящихмастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней. И в то же времяЛевицкий, особенно в поздних работах, ближе к требованиям эстетики классицизма,проводящей резкую грань между возвышенным и повседневным, торжественным ибудничным. Боровиковский же,…, явственно тяготеет к сентиментализму с егостремлением сосредоточить внимание на естественности и простоте человеческихчувств. Соответственно этому разнятся и живописные приемы каждого из трехвыдающихся мастеров, и их творческий темперамент».[16]Так, говоря о Боровиковском, историки искусства обычно выделяют его большуюуравновешенность и техническую гладкость.
При жизни Боровиковскогобольшинство его творений находилось в частных собраниях, после революциикартины оказались разбросанными по музеям. Современники очень высоко ценилирелигиозную живопись Боровиковского, советскому зрителю с этой стороны художникне был известен совсем. В советской историографии почти ничего не говорилось обиконах кисти Боровиковского и портретах церковных деятелей, зато подробноисследовались его женские портреты.
Выдающийся исследовательрусского искусства XVIII–XIX веков Т.В.Алексеева в своем монументальном труде охудожнике достаточно объективно рассмотрела творчество Боровиковского вконтексте эпохи[17]. Со дня выхода в свет еекниги прошло тридцать лет.
За прошедшее времяпоявились академические каталоги живописи Русского музея и Третьяковскойгалереи, в которых были зафиксированы новые атрибуции, уточнены датировки ибытование произведений кисти Боровиковского.
В последние годы увиделасвет популярная книга И.Б.Чижовой «Судьба придворного художника», в названиекоторой вкралась досадная ошибка, поскольку В.Л. Боровиковский так и не былзачислен в придворный штат и никогда не носил звание «гофмалера». Будучиученицей Т.В.Алексеевой, автор этих строк продолжает ее дело по изучениютворчества живописца.
К юбилею В.Л.Боровиковского была подготовлена первая монографическая выставка художника,которая была развернута в залах Третьяковской галереи на Крымском валу исобрала более двухсот картин, религиозных и светских, из российских изарубежных музеев. За всю историю изучения творчества художника это была перваястоль представительная выставка. О жизни и творчестве В. Л. Боровиковскогорассказывала Курировала выставку доктор искусствоведения Людмила АлексеевнаМаркина.
Чтобы оценить вклад висторию портретного искусства В.Л. Боровиковского, рассмотрим далее в нашейработе образно-стилистические особенности, композиционные закономерностипортрета Великой княжны Александры Павловны. Но перед этим ознакомимся кратко сличностью самой Великой княжны, чтобы иметь возможность понять, насколько точнопередал в своем портрете внутренний мир модели художник.

Глава 2. Портрет Великойкняжны Александры Павловны
2.1 Личность и судьбаВеликой княжны
Александра Павловна(1783-1801) — великая княжна; старшая дочь великого князя Павла Петровича(императора Павла I) и его второй жены, великой княгини Марии Федоровны. С 1799супруга австрийского эрцгерцога Иосифа, палатина Венгерского.
Воспитанием ее, и четырехее младших сестер занималась графиня Шарлотта Карловна Ливен под строжайшимнадзором Бабушки — Государыни, — высокая, строгая, сухая и прямая, как палка,бесстрастно отчитывающая маленьких барышень цесаревен за малейшую провинность:раскрытое ли окно, уроненный ли платок, неважно сыгранная гамма, забытая лиулыбка, недостаточно ли глубокий реверанс.
Миловидная, с огромнымикарими глазами и слегка вьющимися пепельно — русыми волосами, она не считаласьроковой красавицей, но все отмечали в ней особую, чарующую, пленительностьдвижений, манер, голоса, походки.
Дарования ее в изящныхискусствах были разнообразны: она прекрасно рисовала и лепила из воска (как иее мать), очень хорошо играла и пела, могла переводить с нескольких языков. В1796 г., когда великой княгине было 13 лет, она поместила в журнале «Муз» дваперевода с французского: «Бодрость и благодеяние одного крестьянина» и «Долгчеловечества».
Судьба АлександрыПавловны в замужестве на венгерско — австрийской земле оказалась трагичной.
В Вене она имеланесчастье понравиться самому императору Францу – Иосифу. Прелестным обликом иприветливостью нрава она разительно была похожа на первую, рано умершую, женуимператора Австрии, Елизавету Вюртембергскую, свою родную тетю по матери. Супругаимператора властная и мелочная Мария — Терезия сразу возненавидела АлександруПавловну, и всю недолгую жизнь Палатины, травила ее придирками, интригами,всяческими неприличными выходками, неподобающими для царственной особы.
Она настояла на том,чтобы эрцгерцог Иосиф и его молодая супруга, как можно скорее отбыли в своюрезиденцию в Офене, столице княжества Венгерского. Александра Павловна былаобожаема всеми жителями Офена и окрестных селений, среди которых было немалолюдей, крещеных в православии. Но эта же любовь народа очень осложнила еежизнь, так как зорко наблюдавший за всем венский двор немедленно стал опасатьсяусиления влияния православия в Австрии. Обещанная свобода вероисповеданияоказалась для Александры Павловны иллюзорной. Начались религиозные притеснения.Едва узнали о беременности Александры, как решено было и вовсе не щадитьхрупкой Венгерской королевны.
Александра щадила мужа,не рассказывая ему о том, как ей тяжело, не заостряла внимания на недомоганиях,что лишний раз говорит о кротости ее характера, но и о внутренней силе духа.Она много читала, гуляла по окрестностям замка в Офене, вышивала покрывала дляцерковного алтаря и, как всегда, щедро раздавала деньги и милостыню бедным.Французская армия, меж тем, стояла у границ Австрии. Иосифа вызвали спешно вВену для принятия командования войсками. Жена поехала за ним, но пробыла в Вененедолго, ей пришлось вернуть в Офен, где она и встретила свой смертный час.
В течение своегократковременного замужества Александра Павловна перенесла много огорчений отавстрийского двора; а скончалась от послеродовой горячки 4 марта 1801 г.(ребенок ее умер раньше). Весть о ее смерти была получена в Петербурге вскорепосле трагической смерти императора Павла I.
Таким образом, из даннойкраткой биографической справки становится понятным характер Великой княжны:нежная, хрупкая, кроткая, высокодуховно развитая девушка, разбирающаяся илюбящая искусство. Она как никто другой подходила на роль модели для художникаработаю в жанре сентиментального портрета. Рассмотрим воплощение этих тенденцийи раскрытие личности Александры Павловны в ее портрете В.Л. Боровиковским.
2.2 Искусствоведческийанализ портрета
С 1791 года портретистомстаршей из дочерей Павла – Александры становится Д. Г. Левицкий. В течениеодного только года он пишет ее три раза, позже снова возвращается к изображениювеликой княжны. Задача художника была тем более сложной, что вся галереяпортретов Александры Павловны связывалась со сватовством великой княжны. Напервом из портретов Левицкого Александра Павловна представлена в рост налестнице Камероновой галереи Царского Села в пышном парадном платье со всемиполагавшимися ей орденами и знаками царственного происхождения – маленькаяхозяйка, приветливо обращающаяся к невидимым гостям широким приглашающимжестом. Великой княжне около семи лет. И какой же разной возникает Александрана всех написанных почти одновременно холстах Левицкого. Девочка, играющая вовзрослую в Камероновой галерее. Девочка, внутренне повзрослевшая, – из Павловскогодворца. И самое взрослое, словно предугадывающее будущую внешность Александрылицо портрета из Киевского музея.
Все дело в том, чтоБоровиковскому она представляется иной, чем Левицкому. На его портрете онасовсем не девочка в свои тринадцать с небольшим лет, нарядная, увешаннаяорденами и драгоценностями, в венке из роз на уложенных в пышную прическукудрях. Великолепно написанное атласное платье плотно охватывает, как будтосковывает фигуру, которой сообщают намек на движение только отведенные встороны руки. Прозрачную косынку, не скрывающую глубокого выреза, скалываетусыпанный бриллиантами портрет Екатерины. Тяжелые длинные серьги соперничаютсвоими отсветами с блеском полуприкрытых будто припухшими веками глаз.Александра очень похожа на мать с ее характерным миндалевидным разрезом глаз,широкими прямыми бровями, чуть подтянутым кончиком прямого носа и вздернутойверхней губой. Но те же черты у дочери становятся проще, грубее. Внутренняянапряженность девочки, которой не пытается скрыть художник, подчеркнутаусловностью пейзажного фона, становящегося неуместным в сочетании с придворнымпарадным платьем: он не создает того ощущения простоты и непринужденности, радикоторого его всегда вводит Боровиковский.
Несомненно, заказ исходилот «Малого двора», и родители имели в виду сохранить у себя портрет в связи спредстоящей свадьбой дочери. Именно поэтому портрет находился в Гатчине втечение всего XIX века. Но только намеченный брак не состоялся.
Портрет великой княгиниАлександры Павловны известен в нескольких вариантах, датированных разнымигодами. Один из них, относимый ко второй половине 1790-х гг. (холст, масло, 70x 56,5 см) хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (Зал 12).Он поступил в 1920 году через Экспертную комиссию Наркомвнешторга (Петроград).Это вариант портрета 1796 года, хранящегося в Павловском дворце-музее. Такжеизвестны варианты, выставленные в Государственной Третьяковской галерее вМоскве (Холст, масло. 71,6 х 56,7; слева внизу красной краской надпись: «225»[номер собр. кн. А. Б. Куракина]; на подрамнике печать кн. А. Б. Куракина;приобретена в 1985 у М. М. Успенского) и Курской областной картинной галерееим. А. А. Дейнеки.
Как мы уже отмечали выше,В.Л. Боровиковский стал создателем портретного канона сентиментализма.
На рассматриваемомпортрете Великой княжны Боровиковский сумел показать не только внешнюю, но ивнутреннюю красоту своей модели. И даже в какой-то степени передатьпредчувствие ею своей трагичной судьбы. Индивидуально-характерное на этом портретесловно отступает перед идеальным состоянием мечтательности с оттенком легкойгрусти портретируемой, уединившийся от светской суеты.
Женщина на портрете одетас изысканной простотой, с небольшим количеством украшений. Так, на груди увеликой княжны Александры Павловны – один единственный, но осыпанныйбриллиантами медальон с изображением Екатерины II. Такое изображение восходит ктипу Иоганна Лампи-старшего, у которого Боровиковский брал уроки. Ее красота вовнутреннем состоянии, в работе души и мысли, образованности, доброте.
В этом портретеБоровиковский отдает дань сентиментализму, вводя пейзажный фон как своего родасредство характеристики персонажа. Венок из роз, украшающий голову великойкняжны, подчеркивает ее юность и свежесть. Подобная характеристика моделиусиливается нежным, изысканным колоритом с тончайшими переливамирозово-жемчужных тонов. Обаятельна, мечтательно задумавшаяся АлександраПавловна, дочь Павла I. Неяркие, нежные краски пейзажа и одежды, мягкиеполупрозрачные тени как нельзя лучше отвечают душевной тонкости юной княжны, апортрет в целом — идеям сентиментализма, которые в 1790-е годы разделял и самхудожник.
Боровиковскийобнаруживает склонность к передаче пластики форм, выразительности ясныхобобщенных объемов. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностеймодели, исключая все лишнее. Фигура погружается в легкую световоздушную среду,естественно связывается с пространством и господствует в нем, выступая изпрозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом.
В этомживописно-пространственном построении и в самом понимании образа обнаруживаетсясклонность к повышению эмоциональности, к выявлению духовного начала и еговыделению из осязательно-материальной природы.
Цветовая гамма изсочетания блеклых и неопределенных тонов: розоватового и бледно-желтого,нежно-бежевого и пастельно-серого, притушенно-золотистого и белого работает нараскрытие образа. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок,объединяющих богатые градациями цвета, сообщает ту необычную светоносность идымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манерыхудожника в этот период. Боровиковский избегает вязкой сочности живописи,передающей прелесть материальной формы, он освобождает ее от излишества плоти. Формаоказывается отвлеченно-объемной, но в то же время лишенной подчеркнутойтелесности и более одухотворенной[18].
Фонотвечает своеобразному композиционному канону Боровиковского, характерному длябольшинства его женских портретов: поясной срез фигуры, опирающейся на тумбу. Фон- природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купыдеревьев). Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, сообщаякомпозиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого:пространства неба и массива кроны дерева, под сенью которой представленаАлександра Павловна.
Частькроны дерева над головой модели и на заднем фоне (на фоне неба) – своеобразныйпозем для фигуры княжны. Изысканный колорит подчеркивает царственность особы,тонкие градации полутонов скрадывают очертания фона пейзажа, решенногосоответственно настроению героини, тонкая чувственность граничит снедосказанностью, эйфорией поэтического возвышенного психологического действа.Но, отметим также, что за внешней простотой внешнего вида и облаченияпроступает царская осанка и царственное происхождение и настоящее положениеВеликой княгини.
Таким образом, можноотметить, что в данном портрете преобладают сентименталистские черты визображении человека, характерные для данного периода творчества В.Л.Боровиковского. Вдумчивый и глубокий талант художника не скользит по внешнемуизображению Великой княжны, не довольствуется поверхностным сходством. Онизображает ее так, что духовный мир девушки делается понятен и близок зрителю,творческим наитием передает ее характер и природу. В результате портретстановится не рабской копией лица в момент сеанса, а передающим коренное исамое характерное представление модели, оживленное отблеском ее внутреннейжизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупнейшимирусскими мастерами портрета в последние десятилетия 18 века признаны былиживописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И.Шубин. Каждый из них своеобразен, универсален, уникален. Их объединяетстремление разглядеть сущность человека, многоранность духовного складаличности.
Третий великий русскийпортретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г.Левицким, Боровиковскийработал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и впарадном портрете (немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы),и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросонестен н трудолюбив и все делалотлично: и даже копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, вкоторых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.
Творчество Боровиковскогоспецифично, потому что оно не есть что-либо внешне стоящее от него, занятие длязаработка или ремесло. Оно теснейшим образом слито с его жизнью, вытекаетвсецело из его личности. Талантливый, возвышенно-настроенный, пытливый, всюжизнь полагающий в своем труде, в первое время пребывания в Петербурге он жадноизучает тайны своего искусства, усваивает, под руководством таких учителей, какЛевицкий и Лампи, его технику. При своем замечательном трудолюбии, он скороявляется готовым мастером, сбросив с себя провинциальную неловкость и робость,и кисть его делается покорным орудием духа. Преобладающим, почти единственнымспросом является в то время спрос на портрет, — и Боровиковский отдаетсяпортретной живописи.
Расцвет его искусства былнедолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX вв., — но прекрасным.Именно тогда он создал два варианта необычного по своей лирической камерностипортрета, изображавшего Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке;портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795), передающий внутреннююсилу этого незаурядного человека, выбившегося из низов; а также парадныепортреты: удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-Хана (1796),пышный портрет А. Б. Куракина (ок. 1801), выразительно представляющий человека,которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостнуюспесь – «павлином». Все же наиболее ярко талант художника раскрылся в серииженских портретов, исполненных им в те же годы: О. К Филипповой, Е. Н.Арсеньевой, М. И. Лопухиной, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они нестоль эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционномурешению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров,неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
И рассмотрев в своейработе портрет Великой княжны Александры Павловны, мы не можем с эти не согласится.

ЛИТЕРАТУРА
1. АлексееваТ. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубежеXVIII—XIX веков. М., 1975.
2. Брук Я.В. Уистоков русского жанра. XVIII век. М., 1990.
3. ВерещагинаА.Г.Русская художественная критика 20-х гг. 19 в. Очерки. М.,1997
4. Драч Г.В.Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Евангулова О.С.Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.
6. И.С.КуликоваРусская живопись 19 в. М.,1997
7. Иванов А.Б.Сквозьжемчужную дымку /\рассказы о художниках М.: Просвещение, 1988
8. ИльинаТ.В.Русское искусство XVIIIвека. М.: Высшая школа, 2001.
9. ИмператорскаяАкадемия Художеств. Вторая половина XVIII первая половина XIXвека. М.: Изобразительное искусство, 1997.
10.  История искусства народов СССР. Том.4 Искусство конца 17 – 18 веков. Под редакцией А.Ю. Нурок и М.А. Орловой. М.:Изобразительное искусство, 1976.,
11.  История русского искусства. Т.8.,кн.1. М.,1963
12.  Лужецкая А.Н. Техника маслянойживописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ века. М., 1965.
13.  Марисина И.М. Россия — Франция. Веквосемнадцатый. М., 1995.
14.  Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретнаяминиатюра из собрания Государственного Русского музея. XVIII — начало ХХ века. В2-х т Л., 1979.I
15.  Пикулев И.И. Русское изобразительноеискусство. М., 1977.
16.  Поспелов Г.Г.Русское искусство 19 в.Вопросы понимания времени. М.,1997
17.  Русская жанровая живопись 19 – начала20 века. М., 1964
18.  Русское искусство второй половины 18– первой половины 19 в. Материалы и исследования. М.,1979.
19.  Сарабьянов Д.В.Русская живопись 19 в.среди европейских школ. М.,1980
20.  Турчин В.Эпоха романтизма в РоссииМ.,1981


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Криогенная техника в системах энергетики
Реферат «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» в Украине. Мормоны – кто они ?
Реферат Описание симптомов заболевания мыт
Реферат Историческая тема в русской литературе 2
Реферат Зовнішньоекономічна діяльність та її вплив на ефективність діяльності підприємств харчової проми
Реферат Исследование планеты Марс с помощью космических аппаратов
Реферат Екологічний стан Азовського моря
Реферат 18/3 Порядок обращения с отходами производства и потребления в городе Челябинске
Реферат Князь Ярослав Мудрий
Реферат Соотношение государства и права
Реферат Финансово правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Реферат Современные производственные технологии
Реферат Аннотации базовой части дисциплин циклов фгос
Реферат Франції підсумки XV XVI ст
Реферат Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма