Реферат по предмету "Психология"


Научно-исторический портрет Павлова

ФИЛИАЛ
Негосударственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГОГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА В
Г.ТАЛДОМЕ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по историипсихологии
Тема: Научно-историческийпортрет И.П. Павлова
Выполнила: студентка:Махмудова Т.М
Факультет: психологииКурс: 3
Проверил: ЛопатковаИ.В.
г. Талдом,2010г.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Основные сведения
Заключение
павлов физиологияусловный рефлекс

ВВЕДЕНИЕ
 
Выдающийся физиолог Иван ПетровичПавлов создал новое направление в физиологии, характеризуемое как«синтетическая физиология» — изучение жизненных процессов в целостном организмепри его разнообразных взаимоотношениях с окружающей средой. Он отмечал: «Цельсинтеза – оценить значение каждого органа с его истинной и жизненной стороны,указать его место и соответствующую ему меру». Неразрывное сочетание анализа исинтеза – один из основных принципов павловских исследований.
Развивая идеи И.М.Сеченова, Павлов распространил понятие о рефлексе на все стороны деятельностицентральной нервной системы и приступил к изучению сложнейших физиологическихпроцессов, происходящих в высшем отделе нервной системы – в коре большихполушарий мозга, деятельность которой лежит в основе психических актов. Вопытах на собаках он показал особенности рефлексов, осуществляемыхдеятельностью коры больших полушарий мозга, и назвал их условными рефлексами. Такжена основе учения Сеченова И.П. Павлов уделял вопросам чувств большое внимание,хотя и не занимался специально разработкой этой проблемы. На этих вопросах оностанавливается почти во всех своих главных трудах, в частности в «Лекциях оработе больших полушарий головного мозга», «Двадцатилетнем опыте объективногоизучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (особенно в статьях:«Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга», «Физиология высшейнервной деятельности», «Условный рефлекс» и др.), а также во многих своихвыступлениях на общих и клинических «Средах». Все то, что высказано И.П.Павловым в этих трудах о природе чувств, имеет неоценимое значение дляпсихологии. Оно намечает принципиально верные, диалектико-материалистическиепути для решения многих важных вопросов психологии чувств, в частности вопросово роли в чувствах коры и подкорки, о физиологических механизмах чувств, означении в чувствах 2-й сигнальной системы, об индивидуальных особенностяхчувств, об отдельных видах чувств и др.
И.П. Павлов в первыедесятилетия своей научно-педагогической деятельности в основном работал вобласти физиологии кровообращения и пищеварения. Завершением этих работ явилосьучение о высшей нервной деятельности, которое он изложил в своих знаменитыхтрудах: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности(поведения) животных» (1923) и «Лекции о работе больших полушарий головногомозга» (1927).
Работы Павлова вдальнейшем продолжили его многочисленные последователи и ученики. К.М. Быков(1886—1961), развивая павловское учение о высшей нервной деятельности,исследовал влияние коры больших полушарий головного мозга на деятельностьвнутренних органов.
В настоящее времяфизиология не стоит на месте, идет ее активное развития, с помощью нано-технологий,которые дают возможность изучать физиологические функции организма намикроскопическом уровне.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
 
Родился 14 сентября 1849года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище,поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурнымразвитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайнопопавшая в руки книга И.М. Сеченова — «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею,в 1870 году Павлов оставил семинарию и поступил в Петербургский университет наестественное отделение физико-математического факультета. Практическимиработами в то время руководил на факультете физиолог И.Ф. Цион, сразуотметивший несомненный экспериментаторский талант студента. За работу «Онервах, заведывающих работой в поджелудочной железе», выполненную совместно сМ.М. Афанасьевым, Павлов в 1875 году был награжден Золотой медалью.
Окончив университет,Павлов продолжил образование, поступив сразу на третий курс Медико-хирургическойакадемии. Одновременно он работал в лаборатории профессора физиологии К.Н.Устимовича. За экспериментальные работы, выполненные в его лаборатории, Павловвновь был удостоен Золотой медали. В 1879 году Павлов окончил академию и последвухгодичной зарубежной поездки начал работу в клинике знаменитого русскогоклинициста С.П. Боткина. Формально Павлову предложили должность лаборанта, нона самом деле он руководил физиологической лабораторией.
В 1880 году Павлов женился.
В 1883 году Павловзащитил докторскую диссертацию.
В 1890 году его избралипрофессором по кафедре фармакологии Военно-медицинской академии, а с 1895 по1925 год в той же академии он занимал кафедру физиологии.
«На втором курсе, когдамы приступили к систематическому слушанию лекций Ивана Петровича, — вспоминалакадемик Л.А. Орбели, — уже при первых его словах стало ясно, что пропуститькакую-нибудь из его лекций невозможно, в такой степени живо и увлекательно онипротекали. Они характеризовались исключительной простотой, исключительнойчеткостью и ясностью изложения, и вместе с тем были чрезвычайно богаты посодержанию и сопровождались очень интересными экспериментами».
В начале научнойдеятельности Павлов занимался физиологией сердечно-сосудистой системы. На этомматериале построена его Докторская диссертация «Центробежные нервы сердца». Вэтой работе впервые на сердце теплокровного животного он показал существованиеспециальных нервных волокон, усиливающих и ослабляющих его деятельность. Тогдаже Павлов высказал предположение, что открытый им так называемый «усиливающийнерв» оказывает действие на сердце путем изменения обмена веществ в сердечноймышце. Не менее замечательным открытием было и то что при искусственномраздражении «усиливающего нерва» остановившееся сердце могло быть сноваприведено в действие.
Ряд работ Павлова былпосвящен исследованиям нервных механизмов регуляции кровяного давления.
Другим крупнымэкспериментальным достижением Павлова явилось создание нового способа изучениядеятельности сердца с помощью так называемого сердечно-легочного аппарата.
В 1891 году Павлов принялна себя руководство всем физиологическим отделом Института экспериментальноймедицины. Здесь он выполнил главные исследования по физиологии пищеварения иразработал учение об условных рефлексах.
Изучая влияние приемапищи на кровяное давление собак, Павлов отказался от традиционных опытов, прикоторых обычно применялся наркоз. Такие опыты не давали возможности судить оправильности сведений, получаемых экспериментатором. Путем длительныхтренировок Павлов добился того, что стало возможным без всякого наркозапрепарировать тонкие артериальные веточки на лапах подопытной собаки, а значит,в течение всего эксперимента объективно и точно регистрировать кровяное давлениесобаки после самых различных воздействий.
Общепризнанным сталразработанный Павловым в 1894 году метод наблюдения за деятельностью желудочныхжелез путем отделения от желудка некоторой его части, при этом полностьюсохраняющей нервные связи с центральной нервной системой. Благодаря такойоперации, автономный «желудочек» мог выделять желудочный сок во все периодыжелудочного пищеварения — и в условиях действия нервной системы, и в условияххимического пищеварения.
Совместно с Е.О.Шумовой-Симановской Павлов разработал специальную операцию «мнимого кормления»собак — один из самых выдающихся опытов в физиологии XIX века.
Занятой в экспериментесобаке аккуратно перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Теперь всяпища, разжеванная и проглоченная подопытной собакой, выходила черезперерезанный пищевод и падала в чашку, из которой животное ело. Таким образом,пища могла бесконечно пережевываться и проглатываться, не попадая в желудок.Создавалось так называемое «мнимое кормление». Но хотя действие пищи на слизистуюоболочку желудка было совершенно устранено, из желудка подопытной собакипостоянно выделялся желудочный сок. Оказалось, что для появления желудочногосока совсем не нужно было, чтобы пища попадала в желудок.
Впоследствии с помощьютакой операции Павлов добывал желудочный сок для практического применения вмедицине. С. П. Боткин, в клинике которого проводились многие опыты Павлова,однажды заметил: «Вы не остались в долгу у практической медицины. Она вамподсказала ваш изумительный опыт с мнимым кормлением, а вы ответили ейпрекрасным практическим предложением».
Павлов фактически зановосоздал физиологию пищеварения.
Он первый указал наведущую роль нервной системы в регуляции деятельности всего пищеварительногопроцесса, первый изучил динамику секреторного процесса желудочной,поджелудочной и слюнных желез. И он первый исследовал работу печени приупотреблении различных пищевых веществ, доказав способность различных железприспосабливаться к характеру применяющихся при опытах возбудителей секреции.
В 1897 году увидела светзнаменитая работа Павлова — «Лекции о работе главных пищеварительных желез».Она сразу стала настольным руководством для физиологов всего мира.
Изучение связей организмас окружающей средой, осуществляемых при помощи нервной системы, а такжезакономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественныхотношениях с окружающей средой, обусловило переход Павлова к исследованиямфункций больших полушарий головного мозга. Непосредственным поводом к такомупереходу послужили тщательные наблюдения психической секреции слюны у животных,как правило, наступающей при виде или запахе пищи. Анализируя сущностьотмеченного явления, Павлов сумел понять, что феномен психической секреции даетфизиологу замечательную возможность объективно изучать так называемую скрытуюдушевную деятельность.
«После настойчивогообдумывания предмета, — писал Павлов, — после нелегкой умственной борьбы ярешил, наконец, и перед так называемым психическим возбуждением остаться в роличистого физиолога, то есть объективного внешнего наблюдателя иэкспериментатора, имевшего дело исключительно с внешними явлениями и ихотношениями».
Постоянную связь внешнегоагента с ответной на него деятельностью организма Павлов назвал безусловнымрефлексом, в отличие от давно известной связи временной, образующейся в течениеиндивидуальной жизни, — условного рефлекса. Для изучения этого вида мозговойдеятельности подопытные животные подвергалось действию какого-нибудь внешнегораздражителя, который до того им был абсолютно безразличен. Это мог бытьзвонок, или стук метронома, или ритмические вспышки электрической лампочки, тоесть нечто действительно неважное с точки зрения подопытного животного, — новсякий раз при стуке метронома или вспышках электрической лампочки подопытноеживотное получало корм. Вначале, как и ожидалось, естественное слюноотделениепроисходило лишь в момент, когда пища попадала в полость рта, но уже посленескольких сеансов все в текущем опыте кардинально менялось: стоило, например,прозвучать звонку, как собака настораживалась и ее секреты начинали выделятьслюну. Дальнейшие опыты показали, что условные рефлексы являются свойством корымозга.
Впервые об открытииусловных рефлексов Павлов сообщил в 1903 году в докладе «Экспериментальнаяпсихология и психопатология на животных», прочитанном на четырнадцатомМеждународном медицинском конгрессе в Мадриде.
В 1904 году за работы,результаты которых были суммированы в монографии «Лекции о работе главныхпищеварительных желез», Павлов был удостоен Нобелевской премии. Сохранилосьлюбопытное свидетельство того, что сразу после торжеств шведский король,удивленный суровым видом Павлова, сказал Эммануилу Нобелю: «Я боюсь вашегоПавлова. Он не носит никаких орденов. Он, наверное, социалист».
В 1907 году Павлов был избранв действительные члены Академии наук.
В 1913 году дляисследований высшей нервной деятельности в Институте экспериментальной медициныбыло построено специальное здание, в котором Павлов оборудовал специальныезвуко­непроницаемые камеры, в которых велись эксперименты по изучению условныхрефлексов.
Приход Советской властиПавлов поначалу принял неодобрительно. Собственно, иначе и быть не могло.
Павлов даже собиралсяпокинуть страну, но Ленин, через Максима Горького, обратился к нему с просьбойостаться. Хотя Павлов и позволил себя уговорить, он никогда не отказывал себе вудовольствии высмеять ту или иную сторону жизни царства «кухаркиных детей».Впрочем, он вполне благожелательно принял появившееся 24 января 1921 годаизвестное постановление Совета народных комиссаров о создании условий,обеспечивающих его научную работу.
Специально для Павловабыла построена Биологическая станция в селе Колтуши под Ленинградом, ставшая,как говорили ее сотрудники (и не только), столицей условных рефлексов. МолодоеСоветское правительство, несмотря на массу испытываемых трудностей, выделило насоздание станции 12 миллионов рублей. На фронтоне главного здания были выбитыслова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность».
Работы, посвященныевысшей нервной деятельности, естественно подвели Павлова к вопросам патологиинервной системы. Отправным пунктом для связи с клиникой послужило открытие такназываемого экспериментального невроза. Создавая условия конфликта междуторможением и возбуждением в коре больших полушарий, Павлов сумел получитьразличные функциональные повреждения нервной системы, во многом оказавшиесяподобными невротическим состояниям, наблюдаемым в клинике. Чтобы подтвердитьпроведенные исследования фактами, в 1925 году Павлов открыл при своей лабораториидве клиники — нервную и психиатрическую, в которых с успехом применялполученные в лаборатории экспериментальные результаты для конкретного лечениянервных и душевных заболеваний. Параллельно он показал, что целый ряд нарушенийдушевной деятельности, например шизофрения, по своей природе представляет нечто иное, как всего лишь подчеркнутое проявление все того же так называемогоохранительного торможения.
В обыденной жизни Павловвсегда был точен, даже педантичен. Работать с ним было нелегко. При еготемпераменте (тому есть многие свидетельства) он запросто мог разбитьстеклянную колбу о голову лаборанта, случайно уснувшего в процессе длительногои скучного эксперимента. Приветствуя инициативу сотрудников, Павлов всегдатребовал, чтобы, прежде всего, в лабораториях шли именно им направляемыеразработки. Все остальное, считал он, могло подождать.
Крайне неодобрительноотнесся Павлов к проекту планирования научных работ, начатому Академией наук порекомендации Госплана СССР в апреле 1928 года. «Что касается до плана научныхисследований, — заявил он, — то таковой дать нахожу невозможным, так какдвижение работы определяется вопросами, возникающими во время самойработы».Впрочем, к вопросам планирования так отнесся не он один. АкадемикВернадский тоже считал, что малоцелесообразно планировать научную работу надесятилетия, и даже на пятилетия вперед.
Еще при жизни Павлова егоработы были признаны классическими.
«В Кембридже еще теперьрассказывают о торжественной церемонии получения Павловым почетной степени вуниверситете, — рассказывал академик П.Л. Капица. — Университетские традиции недопускали присутствия в зале заседаний кембриджского «сената» студентов, и онизаполнили верхние галереи. И вот оттуда кто-то спустил на веревочкесимволическое и скромное студенческое подношение ученому — маленькое чучелоэкспериментальной собачки».
В течение многих летПавлов разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагомвскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялисьвзаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервнойсистемы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможенияв коре. Было определенно установлено, что все эти процессы связаны друг сдругом, что все они способны широко концентрироваться и взаимно воздействоватьдруг на друга. Глубокое проникновение в динамику корковых процессов привелоПавлова к мысли, что в основе явлений сна и гипноза тоже лежит процессвнутреннего торможения. Многолетнее изучение особенностей условно-рефлекторнойдеятельности животных позволило Павлову дать классификацию типов нервнойсистемы. Очень важным разделом его исследований стало изучение патологическихотклонений в деятельности высшей нервной системы, наступающих как вследствиеразличных оперативных воздействий на большие полушария, так и в результатефункциональных изменений, так называемых срывов, приводящих к развитиюэкспериментальных неврозов.
Исследуя качественныеотличия высшей нервной деятельности человека и животных, Павлов выдвинул учениео двух сигнальных системах: первой — общей для человека и животных, и второй-свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, считал Павлов,связана с первой и обеспечивает речевую способность у человека — «произносимых,слышимых и видимых». Слово является для человека сигналом сигналов, считал он,именно эта вторая сигнальная система допускает отвлеченные понятия. Собственно,при помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческоеотвлеченное мышление.
В работах «Двадцатилетнийопыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных.Условные рефлексы» (1923) и «Лекции к работе больших полушарий головного мозга»(1927) Павлов подвел итог многолетним исследованиям и дал полноесистематическое изложение своего учения о высшей нервной деятельности.
О последних годах жизниПавлова сохранилось множество свидетельств, как серьезных, так и веселых: «В1923 году, — рассказывал Э.А. Асратян, — Павлов впервые после продолжительногоперерыва в поездках за границу приехал в США вместе с сыном ВладимиромИвановичем, физиком, отлично владевшим английским и другими европейскимиязыками. Многочисленные друзья и поклонники Павлова встречали их исключительнорадушно. Проведя несколько дней в Нью-Йорке и посетив ряд научных учреждений, вчастности институт Рокфеллера, биологическим отделом которого руководил бывшийученик Павлова по Военно-медицинской академии доктор Ф.А. Левин, отец и сынотправились в Нью-Хавен, намереваясь оттуда выехать в Бостон. На громадномцентральном железнодорожном вокзале Нью-Йорка они вошли в пустой еще вагон, иВладимир Иванович стал раскладывать чемоданы по полкам. В этот момент на ИванаПетровича, стоявшего на площадке вагона, внезапно набросились двое неизвестных.Они схватили беззащитного 74-летнего старика, быстро обыскали его, выхватили изкармана пальто бумажник и моментально скрылись. В другой раз в гавани Нью-Йоркау Павлова стащили чемодан с костюмами.
На обратном пути народину Павлов задержался в Англии, чтобы участвовать в работе XI Международногофизиологического конгресса в Эдинбурге. На торжественный прием, устроенныйпрофессором Эдинбургского университета Ш. Шефером в честь знаменитостейконгресса, Павлов вынужден был явиться в простом сером летнем костюме, тогдакак все остальные гости были в парадных вечерних костюмах.
Можно себе представить,каков был ужас Ивана Петровича, когда во время второго визита в США (1929 г.)он в одной из гостиниц, выставив вечером ботинки в коридор для чистки (как этоПринято делать в Европе), утром не обнаружил их. Ведь после перелома шейкибедра он носил специально изготовленную ортопедическую обувь! К счастью,выяснилось, что ботинки ученого предусмотрительно убрала администрациягостиницы, опасаясь за их пропажу».
До глубокой старостиПавлов не переставал учиться.
Изучая психическиезаболевания, он в семьдесят лет активно посещал больницу доктора А.В.Тимофеева. В семьдесят восемь лет, после перенесенной тяжелой операции, сампытался выяснить конкретную причину перебоев собственного сердца. Профессору Д.А.Бирюкову, лечившему его, он огорченно заметил: «Как все-таки снизилась у меняреактивность коры, я теперь многое понял с этим постарением». Что же касаетсяотношения Павлова к религии, о чем в науке ходило не мало спекуляций, яснеевсего он сказал об этом в письме, направленном 14 октября 1935 годагенеральному секретарю английской ассоциации рационалистов-журналистов ЭрнстуТертлю:
«Дорогой сэр! Конечно, ярационалист, который рассматривает интеллект с его постоянно возрастающимположительным знанием как наивысший человеческий критерий. Оно является темистинным знанием, которое, пронизывая всю человеческую жизнь, будет формироватьконечное счастье и мощь человечества. Но во избежание какого-либо неправильногопонимания я должен прибавить, что я, со своей стороны, считаю невозможнымпропагандировать уничтожение религии в настоящее время и для кого бы то нибыло. Я рассматриваю религию как естественный и законный человеческий инстинкт,возникший тогда, когда человек стал подниматься над всем другим животным мироми начал выделяться с тем, чтобы познавать себя и окружающую природу. Религиябыла первоначальной адаптацией человека (в его невежестве) к его позиции средисуровой и сложной среды — адаптацией, которая стала постепенно заменяться,уступать место науке благодаря деятельности разума с его положительным знанием,представляющим наивысшую неограниченную адаптацию. Я не уверен, способно ли этоположительное знание (наука) полностью и для всех заменить религию, не остаетсяли религия для слабого типа людей как единственная, одна лишь приемлемая длянего адаптация; за исключением того, если бы наука могла бы устранитьвозможность быть слабым самому человеку». «За два месяца до смерти Павлова, вдекабре 1935 года, — писал известный генетик Н. К. Кольцов, — мне удалось двадня подряд вести длинную беседу с ним; со мной была М.П. Кольцова, котораярассказывала ему о своих многолетних опытах по генетике темперамента крыс. ИванПетрович чрезвычайно живо заинтересовался этими опытами, показывал намнесколько своих экспериментальных собак, объяснял, как он определяет ихтемперамент. Потом мы перешли к определению темперамента людей — живых илитературных героев. Иван Петрович без всяких оговорок определял себя какхолерика, с неудержимым, сильным и быстрым темпераментом, с исключительнологическим мышлением. Он утверждал, что у него физиологические процессы в кореголовного мозга протекают главным образом в лобных долях, как у всехмыслителей, между тем как у представителей искусства они затрагивают меньшевсего лобные доли».
Умер Павлов 27 февраля1936 года.
«Незадолго до смерти ИванПетрович начал беспокоиться в связи с тем, что порой забывает нужные слова ипроизносит другие, совершает некоторые движения непроизвольно, — писалаСерафима Васильевна, супруга Павлова. — Проницательный ум гениальногоисследователя блеснул в последний раз: «Позвольте, но ведь это кора, это кора,это отек коры!» — произносил он возбужденно. Вскрытие подтвердило правильностьэтой, увы, последней догадки ученого о мозге — наличие отека коры его жесобственного могучего мозга. Кстати, при этом также выяснилось, что сосудымозга Павлова почти не были задеты склерозом».
В последние месяцы жизниПавлов не раз говорил своим близким о том, что ему страстно хочется пожить хотябы еще какое-то время. Для чего? А для того, чтобы «знать судьбу своей науки обусловных рефлексах, своей родины и своей внучки». (из книги Г.М. Прашкевича)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Значение трудов И.П.Павлова настолько велико, что всю историю физиологии можно разделить на двапериода: допавловский и павловский. В допавловский период физиология была почтиисключительно аналитической наукой, т. е. изучала частные вопросы. В XIX в.ученые собрали много данных о работе отдельных органов, но не раскрыливзаимосвязи функций целостного организма, который рассматривался как «клеточноегосударство», сумма клеток. В результате метафизического подхода физиологинередко изучали функции отдельных органов и клеток без связи их сжизнедеятельностью целого организма, развивающегося в определенных условиях среды.
По моему мнению, основнаязаслуга Павлова в том, что он сумел не только обобщить весь накопленныйфизиологами прошлого опыт, но и правильно оценить его, понимая, что организмэто не собрание клеток, тканей и органов, произвольно взаимодействующих, для достиженияопределенных параметров. Он смотрел глубже, и небезосновательно полагал, что всеэти показатели нужны не сами по себе, а для достижения определенной цели, аименно, — обеспечение жизнедеятельности организма, и, соответственно, нуждаютсяв регулировании центрами нервной системы. Им же было доказано, что изменениеодного из показателей, например, кровяного давления приводит к ряду другихизменений (частота сердечных сокращений, их сила, тонус сосудов – вен и артерий– и следовательно их просвета и т.д. ), которые, во-первых, управляются высшимицентрами на основании обратной связи, во-вторых, биологически целесообразны (вданном случае поддержание оксигенации тканей). Таким образом, работаконкретного органа влияет на работу других органов и систем, в свою очередьвлияющих на этот орган, для достижения оптимальных параметров жизнедеятельностиорганизма.
Сейчас все кажетсяпросто, т.к. вся современная физиология (и все науки прямо или косвенносвязанные с ней) базируется на основах, созданных Павловым. Но в то время это былиочень смелые идеи и опыты. Нужно было обладать колоссальной энергией иупорством, чтобы начать и продолжить работу, требующую огромных материальных ифизических затрат, в стране, разрываемой междоусобной войной, а после – вкрайне неустойчивой политической и социальной обстановке, оставаться и работатьв которой было просто опасно. В известной доле патриотизма ему нельзя отказать.
Он не был идеальнымчеловеком, безусловно, имея свои недостатки и как человек, и как ученый, но еговклад в науку, определивший ее развитие на многие десятилетия вперед вплоть донастоящего времени, невозможно переоценить.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.