Реферат по предмету "Психология"


Мышление: особенности, содержание и виды

Содержание
 
Введение
Глава I.Индивидуальные особенности мышления
Глава II.Понятийное мышление и наглядное содержание
Глава III.Виды мышления
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Мышление, отражая предметы и явления действительности, являетсявысшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственнымисточником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, чтодает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могутбыть непосредственно восприняты человеком.
Обобщение результатов чувственного опыта, которое происходит,когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познанияокружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимоустановить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщеннойоснове человек решает конкретные познавательные задачи.
Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения,на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется вокружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретнойобстановке.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познаниясостоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которыхчеловек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Впроцессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразованиедействительности.
Мышление – это особого рода умственная и практическаядеятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операцийпреобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского)характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и рядпромежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции.

Глава I. Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются,прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных ивзаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного,наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностяммышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.
Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в уменииувидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своимисилами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такойсамостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначалепуть (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы,которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть ссамого начала[1].
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человекатребуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, вовремя аварии, боя). Но она нужна также и учащимся. Так, некоторые хорошиеученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для нихзадачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают ихмышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя вспокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же учащиеся быстро ихорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мыслипод влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. Удругих учащихся, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена незамедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться болеевысоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.
Эти индивидуальные особенности некоторых учащихся необходимоспециально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности изнания.
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаныс основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления –независимо от его отдельных индивидуальных особенностей – умение выделятьсущественное, самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человекмыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта илисобытия, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышлениепродолжает идти дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общийзакон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличалисьдруг от друга.
 
Глава II. Понятийное мышление и наглядное содержание
Сегодня уже для всех очевидно, что мышление невозможно без участиячувственного, наглядного содержания. Вопрос нынче состоит лишь в том, какуюроль выполняют данные содержания в понятийном мышлении.
Как известно, любое мышление непременно подразумевает нечто, начто оно направлено, ведь для того, чтобы можно было размышлять, всегда должнобыть дано что-то. Мышление предполагает объективацию восприятия. Это вторичныйпроцесс, которому предшествует первичное отражение действительности, котороедано через восприятие и представление.
Таким образом, данность наглядного, чувственного содержания – этопервое необходимое условие, вне которого говорить о мышлении вообще невозможно.
Но сенсорное содержание необходимо понятийному мышлению и в другомплане. Во-первых, чем отвлеченнее содержание нашего мышления, тем острее, какправило, чувствуется нужда в наглядном материале. Дело в том, что мышлениепредставляет ценность только в том случае, когда оно полностью доступно, тоесть, с начала до конца протекает в поле внутреннего видения субъекта, ведьмышление, как чрезвычайно активный процесс, требует непрерывного внимания,постоянного контроля.
Наглядное сенсорное содержание в первую очередь встречаетненаглядную мысль в слове, создавая тем самым возможность ее развития иразвертывания. Поэтому понятийное, отвлеченное мышление вполне справедливоназывают вербальным (словесным) мышлением.
Однако наглядное содержание участвует в протекании мышления и вдругом отношении. Путь слово не имеет собственного содержания, и потому еговмешательство в мыслительный процесс не влияет на него содержательно, но ведьэто нельзя сказать о других сенсорных содержаниях. Представление, каким бы онони было, всегда имеет собственное содержание и всегда служит целинепосредственного отражения действительности. Стало быть, оно не должно иметьничего общего с отвлеченным мышлением, направленным именно на отвлеченное,ненаглядное. Несмотря на это, следует считать экспериментально доказаннымфактом то, что в процессе нашего отвлеченного мышления несомненное участиепринимают и наглядные переживания, конкретные предметные представления. Какойбы ни была задача, в процессе ее решения в сознании субъекта непременно возникаетцелый ряд предметных представлений[2].
Образные представления возникают совершенно случайно, чтоассоциативно связано с элементами задачи – например, со словами, содержащимисяв решаемой задаче. Однако анализ соответствующего экспериментального материалапоказывает, что это не так (Вильволь). Разумеется, иногда те или иныепредставления проникают в наше сознание чисто ассоциативным путем. Но этослучается настолько редко, что некоторые исследователи, например Зельц,полностью отрицают такую возможность. Зато, как правило, представления снаглядным содержанием, возникающие в сознании мыслящего субъекта, связаны сзадачей по существу[3].В процессе мышления они выполняют определенную роль, имеют некую функцию. В чемже состоит данная функция? Она оказалась различной.
Оказалось, прежде всего, что в некоторых случаях возникшие впроцессе мышления представления с наглядным содержанием представляют собойвсего лишь иллюстрацию ненаглядной мысли, причем они не предшествуют нашиммыслям, а сопутствуют им, не оказывая непосредственного влияния на решениезадачи.
Иногда у субъекта возникает необыкновенно яркий, наглядный образ.В таких случаях наглядное представление зачастую оказывает тормозящее влияниена процесс мышления. Либо слишком яркое представление увлекает субъекта, мешаяему направить внимание на решение задачи, либо – именно в силу своей яркости –вызывает преждевременное завершение мыслительного процесса, либо же, наконец,вынуждает субъекта предположить наличие тех же отношений между элементамизадачи, какие ему видятся между этими яркими представлениями. Одним словом,возникшие в процессе мышления наглядные содержания порою оказываются помехой.Однако это происходит только в том случае, если представление достигает высокойстепени наглядности.
Гораздо чаще наглядное представление не тормозит мышление, анапротив, способствует ему. Примечательно, что в таких случаях оно обычнолишено высокого уровня наглядности, характерного для тормозящих представлений.В данном случае представление имеет относительно более общий, неопределенныйхарактер, так что трудно бывает точно сказать, что оно выражает: это –животное, но оно может быть и быком, и коровой, и лошадью. Одним словом, здесьприсутствует своеобразное чувственное содержание. Оно, безусловно, являетсянаглядным, чувственным образом, никак не отличаясь этим от остальногочувственного материала. Но, в то же время, этому чувственному содержанию недостаетиндивидуальной определенности, ведь оно может быть и тем, и этим. В данномотношении оно скорее, ближе к интеллектуальному, ненаглядному содержанию[4].
Можно сказать, что в данном случае это своего родаинтеллектуализированный образ. Именно это и придает ему особую значимость длямышления. Прежде возможность подобной интеллектуализации представленияполностью отрицали – по словам Беркли, треугольник может быть либоравнобедренным, либо неравнобедренным, а потому невозможно представитьтреугольник вообще, который может быть и тем и другим. Однако сегодня уже можносчитать доказанным, что Беркли ошибался, и существованиеинтеллектуализированного представления считается бесспорным фактом (Мессер,Вильволь, Рубинштейн и др.)[5].
Подобное представление может играть довольно значительную роль впроцессе мышления. Когда у субъекта возникают такие представления, это неозначает, что процесс решения задачи лишь с этого момента встает на правильныйпуть. Следует полагать, что возникновению подобных представлений предшествуетнекое состояние – установка на правильное решение задачи, на основе которой ивозникают эти неопределенные представления, способствующие процессу правильногорешения задачи. Этим объясняется то, что они указывают на правильное решение,создают соответствующую опору и направляют отвлеченное мышление.
Тесная связь ненаглядной мысли и наглядного содержания выявляетсяи иным образом. В современной экспериментальной психологии известно, что впроцессе мышления возникает еще и некое своеобразное, наглядное содержание –схема, внешне весьма похожая на предметные, неопределенные представления, но, вто же время, существенно отличающаяся от них (Бюлер, Штерн). Тогда какпредметное представление дает возможность сделать наглядной ненаглядную мысль,так сказать, воплотить или выразить ее, то схема выполняет лишь роль еесимвола. Тем не менее, ее роль в процессе мышления все-таки велика. Бюлерприписывал схеме особое значение, отмечая, что схематичное представление,вырабатывающееся у ребенка в очень раннем возрасте, оказывает огромную услугупонятийному мышлению.
Символы бывают двух видов: формальные, касающиеся формальнойстороны задачи, и содержательные, представляющие собой символ содержаниярешаемой задачи.
Между ненаглядной мыслью и наглядным чувственным психическимсодержанием пропасти нет, как это предполагали психологический сенсуализм ирационализм. Неправомерно утверждение, будто единственным источником познанияявляются либо наши ощущения, либо наш разум. Диалектическая логика в данномслучае не разделяет формулу или-или, защищая положение о единстве отвлеченногои чувственного. Современная психология мышления с очевидностью подтверждаетправомерность данного положения: между ощущением и отвлеченной, ненаглядноймыслью существует неразрывная связь, осуществляющая черезинтеллектуализированные предметные представления и символические представления.
Глава III. Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различныхвидов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуяськоторым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытномуизучению действительности, не получает сам необходимые для мышленияэмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных нареальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи ссамого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженнымив понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышлениехарактерно для научных исследований теоретического характера[6].
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, чтоматериалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются непонятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они илинепосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаютсяиз памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобычеловек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей егозадачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности,который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов[7].
Оба вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическоеобразное – в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разнойстепени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные,но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя иабстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражениедействительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретноесубъективное ее восприятие, которое не менее реально, чемобъективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятиедействительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатымразнообразными оттенками, каким оно является не деле.
Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительныйпроцесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающейдействительности и без него, совершаться не может.
Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, асами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной иоперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернутопредставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых –среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит уруководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых «операторныхпрофессий», у всех тех, кому часто приходиться принимать решения о предметахсвоей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними невзаимодействуя[8].
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что сам процессподобного мышления представляет собой практическую преобразованнуюдеятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основнымусловием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действияс соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людеймассовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом,результатом которого является создание какого-либо конкретного материальногопродукта[9].
 

Основные виды мышления/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Виды мышления   /> /> /> /> /> />
Теоретическое   />
Практическое   /> /> /> /> /> /> /> /> />
Наглядно-образное   />
Наглядно-действенное   />
Понятийное   />
Образное   />

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, помнению Б.М. Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работапрактического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретныхзадач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном нанахождение общих закономерностей»[10].И теоретическое и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой,но в случае практического мышления эта связь имеет более прямойнепосредственный характер.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной итой же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целейдоминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют кинтеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления неуступают друг другу.

Заключение
 
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом,направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает всебя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребностипонять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительногопроцесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектомкак срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональноесамочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Широта мышления предполагает наличие у творчески мыслящегочеловека глубоких и разносторонних знаний, умений и навыков, дающих возможностьпроявлять творчество в различных областях знаний.
Гибкость и критичность мышления проявляется в способностикритически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть неправильныйход мыслей, изменить стратегию познавательной деятельности, подойти к изучениюобъекта под новым углом зрения, применить более продуктивные приемы т способыего познания.
Быстрота и находчивость мышления связана с умением быстро находитьединственно верное решение неотложных задач, а при наличии необычной ситуациипроявить находчивость для наиболее правильного выхода из нее.
Таковы наиболее важные характеристики основного интеллектуальногопознавательного процесса мышление.

Список используемой литературы
1.   М.Д. Горячев, А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова, Л.Я.Хисматуллина, О.В. Черкасова. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара:Изд-во «Самарский университет», 2003.
2.   Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ,студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации ипереподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990.
3.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998.
4.   Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.
5.   Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общейпсихологии: Психология мышления. – М., 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.