Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра психологии и педагогики
Факультет заочного обучения
отделение психологии
Реферат студентки 3 курса КотовойЕ.М.
Тема: “ Наблюдение как метод социально – психологическогоисследования ”.
Научный руководитель Грищенко Н.П.
Голицыно –2001 год
План.
Введение.
I. Наблюдение – метод сборанаучной информации.
II. Разновидности метода наблюдения.
III. Классификация видов наблюдения.
Заключение.
Список литературы.Введение.
Наблюдение является старым методом социальной психологии ииногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с темдалеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальнойпсихологии: в случае получения данных оботкрытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важнуюроль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения,заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классовхарактеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другомуисследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенномязыке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?
Для того что бы ответить на ряд этих вопросов,необходимо более подробно ознакомиться, что же собой представляетсоциологическое наблюдение.
В реферате на тему “ Наблюдение как метод социально –психологического исследования ” рассказывается отом, что представляет собой один из методов сбора научной информации –наблюдение.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключенияи списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы реферата.
Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом - подробно раскрывается понятие наблюдение, его достоинства и недостатки. Вовтором вопросе – рассказывается об основных областях применениясоциологического наблюдения. В третьем вопросе показана классификация видовнаблюдения.
В заключении делается вывод о важности метода наблюдения.
1. Наблюдение – методсбора научной информации.
Методы научных исследований – это те приемы исредства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемыедля построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила наукиво многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько онивалидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способнавоспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется вметодах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметныйпрорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к социальной психологии.Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этойнауки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методовисследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разныхнаук. Это – методы математики, общей психологии, ряда других наук.
Наряду с математизацией и технизацией исследований всоциальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сборанаучной информации, такие, как наблюдение, опрос.
В моем реферате на тему “” рассмотрени раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации – наблюдение.
Если данные об обследуемом процессе, о деятельностииндивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены”от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают ктакому методу сбора информации, как наблюдение.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивнойформой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневнойпрактике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и своеповедение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков идействий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всеготем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Так как социологическое наблюдение связано с прямым,непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего стем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует иобъясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условийдеятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научнойинформации – это всегда направленное, систематическое, непосредственноепрослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий.Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролюи проверке.
Метод наблюдения использовался еще на этапестановления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяцанепосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английскийпролетариат, его стремления, страдания, радости.
Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа егорезультатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальнойбеллетристике этого периода тесно сплетены гражданские чувства и умонастроенияблизкой к народу интеллигенции, поиски художественного отражения жизниразличных социальных групп, черты научного, социологического виденияобщественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову,не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознанияпредставителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создалитипологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своеговремени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованныйими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мерепредопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, таки специфику становления отечественной социологии.
Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный извсех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственносоприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому преждевсего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворятьнаблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основание требование — наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. Всоответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный всхеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существеннуючерту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности,свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдениязависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдениеисходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательныйхарактер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующегосовершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, иливыборочный, частичный характер.
Наблюдение становится методом научного познания лишьпостольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, апереходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новыхнаблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение являетсяв том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделениесубъективного истолкования от объективного и выключение субъективного,производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой ипроверкой гипотез.
Квалификация событий:единицы и категории наблюдения.
В отличие от житейского научное наблюдениеопосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения иобласть фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредованотакже теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемымипознавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характернасущественная особенность: теоретические представления исследователя включены нетолько в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в самоописание наблюдаемого. В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир всистеме закрепленных в языке значений. При социально-психологическомнаблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы,выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.
Наблюдение целостного потока активности субъекта иего описание возможны только путем искусственного вычленения в немопределенных «единиц» активности, которым присваиваются определенныеназвания. Выделение этих «единиц» позволяет: а) ограничить процесснаблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношенияхвоспринимается наблюдателем изучаемая реальность; б) выбрать определенный языкописания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способотчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) систематизировать иконтролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического«взгляда» на изучаемое явление.
Качественное описание составляет первую стадиюотражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификациинаблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становитсятолько после описания его наблюдателем. Все многообразные подходы к описаниюявлений можно свести к двум основным типам. Первый — описание объекта всловаре «естественного» языка. В обыденной жизни мы употребляем дляописания того, что воспринимаем, обычные («житейские») понятия. Так,мы говорим: «человек улыбнулся», а не «человек растянул иприподнял уголки губ, слегка прищурив глаза». И научное наблюдение можеттакже базироваться на использовании таких единиц, если в соответствии с целямиисследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, вкоторых фиксируются свойства наблюдаемого явления.
Второй подход к описанию — это разработка системусловных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделениеединиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемомявлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории — такиеединицы описания, которые получают свое понятийное значение только вопределенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об одноми том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста:«человек бежит» или «человек убегает». В последнем случае вописание внешней двигательной активности включена интерпретация, но онасвязана только с включением контекста ситуации (убегать можно от кого-то ит.п.). Другой пример: «ребенок замер на месте с испуганным лицом» или«ребенок демонстрирует оборонительную реакцию в виде замирания». Вовтором выражении включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), которыеуже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определеннойтипологии его реакций. Если в первом случае результат наблюдения описан вединицах, то во втором случае — в системе категорий.
Но категоризованное наблюдение основано не на опытностинаблюдателя, а на осознанном принятии им определенного теоретического взглядана изучаемый процесс.
Условные обозначения, например графические, могут относитьсяи к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, асодержание используемых понятий в их отношении к теории позволяетразграничивать единицы и категории.
Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленениюпутем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этапосмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самомпроцессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт,что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененностиизучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще жекатегории подчиняют себе ряд единиц.
Системойкатегорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которойохватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.
Количественные оценки данных наблюдения.
Существуют два основных способа получения количественныхданных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, используемое восновном в виде балльных оценок; 2) измерение времени, или хронометраж.Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временныхпромежутков.
Вторым видом его является методика временных выборок, когдаиз целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельныеопределенные промежутки времени, считающиеся представительными —репрезентативными — для более длительного периода наблюдения. В реальныхисследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателемобычно используются в комбинациях.
Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно входе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь втак называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являютсяобщие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут,например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественныехарактеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей.Например: «он часто не ходит в школу», «он всегда теряет своивещи» и т.д.
Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение наоснове непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этихвпечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявлениямнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}.В них разным формам событий в системе межличностных отношений — отношений состудентами — приписывается определенный балл, например:
«этот профессор никогда не бывает на своем рабочемместе» — 2, «профессор останется и будет беседовать со студентами,пока не начнется следующая лекция или семинар» — 6 и т.д.
Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительныенеконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельныеисследования, они могут выступать в качестве единственного или одного изглавных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида.
Методики психологического шкалирования в процессе наблюденияиспользуются пока редко.
Пример использования методики временных промежутковдают исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой целинаблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительнымипромежутками между выбранными периодами наблюдений.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том,что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов.Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей вконкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедуранаблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самымсоздаются предпосылки для ее объективного изучения.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события,описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желаниянаблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, побольшей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуренаблюдения предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемыйобъект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (какнаблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработка и интерпретацияполученной информации (каков результат?).
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы:объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя исубъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так какони связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
- ограниченность,принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бывсесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут бытьобобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшейосторожностью и при соблюдении многих требований.
- сложность, ачасто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессынеобратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксироватьнеобходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
- высокаятрудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие всборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качествопервичной информации может оказывать влияние:
- различие всоциальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
- несхожесть ихинтересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру,обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормойдля всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которогохарактерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного,фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибкииногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Онаспособствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильнойее оценке.
- на качествеинформации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемыезнают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характерсвоих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видетьнаблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания вотношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения напроисходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактовнаблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатлениянаблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданнуюположительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания(скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательномувидению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценкепроисходящего.
- результатынаблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности,умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечатьотносительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметныечерты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственныемысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые событиядостаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственнымимыслями и чувствами.
Итак, наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерноохватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество– это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основныминедотатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации,невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностныеособенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результатынаблюдения.
II. Области применения социологическогонаблюдения.
Используется метод наблюдения при исследованииповедения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфередосуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализепроизводственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как членытрудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержаниятруда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, нормвыработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процессаситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляетсяотношение к работе, друг к другу.
Так же не менее актуально применение рассматриваемого методав изучении практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций.Наблюдая за поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферуподобных акций, социальному психологу легче улавить суть происходящего,увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, какскладываются взаимоотношения в коллективе.
К наблюдению как методу сбора социологической информацииобращаются в различных обстоятельствах:
- во-первых, длятого что бы получить предварительный материал для уточнения направленийпланируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяетвидение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций,определению «действующих лиц». Более того, непредубежденное, профессиональновыполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователемнеизвестные ему ранее пласты, «срезы» социальной действительности,дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальнойпроблемы.
- во-вторых, методнаблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, какправило, существенно «оживляют», делают зримым несколько суховатыйанализ статистики или результатов массового опроса.
- в-третьих,наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичнойинформации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнестипозитивные и негативные аспекты метода.
Таким образом, используется наблюдение тогда, когдатребуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношениялюдей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Если исследователем ставится задача не только дать научноеописание конкретных событий определенных форм поведения людей в значимых дляних ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения и предположения,результаты наблюдения должны быть подкреплены данными полученными прииспользовании других методов сбора социологической информации. Результаты,полученные при использовании различных методов, дополняют и взаиморевизуют другдруга, и очень трудно однозначно объявить какие-либо из них «эталонными».
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.
Выбор возможных критериев классификации видов наблюденияотражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определениемнаблюдения как самостоятельного научного метода.Это проблемы связи егос теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции»исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуациинаблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблюдаемом событии.
1. Наблюдение и цели исследования.
В зависимости от содержания целей исследования подразделяютнаблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и даженецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что икогда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четкоопределены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя.Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошными выборочным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исследователяпроцесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.
2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным.При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определенылишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы.Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения иего важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования.Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных,поисковых социологических исследованиях.
Если исследователь располагает достаточнойинформацией об объекте исследования и заранее способен определить значимыеэлементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции дляфиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведенияструктурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степеньстандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы,бланки, достигается известная близость данных, получаемых различныминаблюдателями.
Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно приисследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи,связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, сизучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процессапринятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.
3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.
Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительныхэтапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственныхсвязях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно,оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основетакого наблюдения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относитк эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверкугипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение напредварительных этапах изучения объекта и наблюдение в случаях сознательнопринятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных сторон иаспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
4. Наблюдение с точки зрения учетапозиции наблюдателя.
С этой точки зрения можно выделить невключенное(внешнее) наблюдение как наблюдение «со стороны», когда наблюдательполностью отделен от изучаемого «объекта». Наблюдение со стороныможет быть открытым или скрытым.
Включенным (участвующим) наблюдением называется такой еговид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальныйпроцесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характервключенности различен: в одних случаях исследователь полностью со блюдаетинкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы,коллек тива; в других — наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемойгруппы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости отспецифики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретнаясистема отношений наблюдателя и наблюдаемых.
В качестве примера первой разновидности включенногонаблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течениенескольких месяцев работавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков.Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, норм коллективного поведения,систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные «можно и»нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования,проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, былаполучена ценная информация процессах, происходящих в производственномколлективе, о механизме становления группового сознания.
Включенное наблюдение имеет свои преимущества инедостатки: с одной стороны, оно позволяет глубже проникнуть в исследуемуюреальность, с другой — непосредственная включенность в события может влиять наобъективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлятьсобой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «состороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий,наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдательвключен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «неравноправны» с точки зрения управления ситуацией.
5. Виды наблюдения в зависимости от его организации.
В зависимости от ситуации наблюдения можно выделитьнаблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях.
Полевое наблюдение проводится в условиях, естественныхдля жизни налюдаемого «субъекта», и его требованием являетсяотсутствие инициации состороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевоенаблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности иобщения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальныхискажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том,что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдениездесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации,когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя,либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.
В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность,подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средствафиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставитсязадача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяютлабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводитьсязанятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников«школы» (по сути дела — ситуативной игры) поочередно выполняет роль,например, руководителя, исполнителя, заказчика (клиента). В ходе 15-20минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы ведения занятий, умениеконцентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуждаемыхвопросов. Для фиксации происходящего все участники ситуативной игры илинекоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный примери, основываясь на данных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведениязанятий по менеджменту.
6. Хронологическая организация наблюдения.
Систематические наблюдения проводят регулярно в течениеопределенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающеесянаблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю,фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдениеосуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степеньюконкретизации всей деятельности наблюдателя.
Есть еще и несистематические наблюдения. Среди нихвыделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранеенезапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот типнаблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любаятипология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения.Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решаявопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативныесвойства его различных видов.
Перечисленныевыше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимыекритерии, дополняющие друг друга.
Заключение.
В современной социальной психологии наблюдение как методсбора данных широко используется в различных схемах исследований. Наблюдениевключено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются приинтерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
Как видно, метод наблюденияне так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехомбыть применен в ряде социально-психологических исследований.
Список литературы.
1. Андрееева Г.М.Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1999.
2. Корнилова Т.В.Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
3. Рогов Е.И. Общаяпсихология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
4. Шереги Ф.Е.Основы прикладной социологии. М.:ИНТЕРПРАКС, 1996.