Реферат по предмету "Психология"


Наблюдение как метод социально – психологического исследования

Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра психологии и педагогики
Факультет заочного обучения
отделение психологии
Реферат  студентки 3 курса КотовойЕ.М.
Тема: “ Наблюдение как метод социально – психологическогоисследования ”.

Научный руководитель  Грищенко Н.П.
Голицыно –2001 год
План.
Введение.
I. Наблюдение – метод сборанаучной информации.
II. Разновидности метода наблюдения.
III.  Классификация видов наблюдения.
Заключение.
Список литературы.Введение.
Наблюдение является старым методом социальной психологии ииногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с темдалеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальнойпсихологии: в случае получения данных оботкрытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важнуюроль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения,заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классовхарактеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другомуисследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенномязыке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?
Для того что бы ответить на ряд этих вопросов,необходимо более подробно ознакомиться, что же собой представляетсоциологическое наблюдение.
В реферате на тему “ Наблюдение как метод социально –психологического исследования ” рассказывается отом, что представляет собой один из методов сбора научной информации –наблюдение.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключенияи списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы реферата.
Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом - подробно раскрывается понятие наблюдение, его достоинства и недостатки. Вовтором вопросе – рассказывается об основных областях применениясоциологического наблюдения. В третьем вопросе показана классификация видовнаблюдения.
В заключении делается вывод о важности метода наблюдения.
1.  Наблюдение – методсбора научной информации.
Методы научных исследований – это те приемы исредства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемыедля построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила наукиво многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько онивалидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способнавоспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется вметодах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметныйпрорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к социальной психологии.Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этойнауки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методовисследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разныхнаук. Это – методы математики, общей психологии, ряда других наук.
Наряду с математизацией и технизацией исследований всоциальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сборанаучной информации, такие, как наблюдение, опрос.
В моем реферате на тему “” рассмотрени раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации – наблюдение.
Если данные об обследуемом процессе, о деятельностииндивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены”от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают ктакому методу сбора информации, как наблюдение.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивнойформой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневнойпрактике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и своеповедение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков идействий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всеготем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Так как социологическое наблюдение связано с прямым,непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего стем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует иобъясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условийдеятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научнойинформации – это всегда направленное, систематическое, непосредственноепрослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий.Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролюи проверке.
Метод наблюдения использовался еще на этапестановления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяцанепосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английскийпролетариат, его стремления, страдания, радости.
Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа егорезультатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальнойбеллетристике этого периода тесно сплете­ны гражданские чувства и умонастроенияблизкой к народу интеллигенции, поиски художествен­ного отражения жизниразличных социальных групп, черты научного, социологического виденияобщественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову,не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознанияпредставителей многих социальных, профес­сиональных сообществ, но и создалитипологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своеговремени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованныйими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мерепредопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, таки спе­цифику становления отечественной социологии.
Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный извсех объективных методов в психоло­гии. Научное наблюдение непосредственносоприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэ­тому преждевсего установить общие основные условия, ко­торым вообще должно удовлетворятьнаблюдение, чтобы быть научным методом.
Первое основание требование — наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдате­лем. Всоответствии с целью должен быть определен план на­блюдения, зафиксированный всхеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существеннуючерту его как научного метода. Они должны исключить элемент слу­чайности,свойственный житейскому наблюдению. Таким об­разом, объективность наблюдениязависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдениеисходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избиратель­ныйхарактер. Наблюдать все вообще в силу безграничного мно­гообразия существующегосовершенно невозможно. Всякое на­блюдение поэтому носит избирательный, иливыборочный, ча­стичный характер.
Наблюдение становится методом научного познания лишьпостольку, поскольку оно не ограничивается простой регистра­цией фактов, апереходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новыхнаблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение являетсяв том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. От­делениесубъективного истолкования от объективного и выклю­чение субъективного,производится в самом процессе наблюде­ния, соединенного с постановкой ипроверкой гипотез.
Квалификация событий:единицы и категории наблюдения.
В отличие от житейского научное наблюдениеопосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения иобласть фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредованотакже теоретическими представлениями об изу­чаемой реальности и выдвигаемымипознавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характернасущественная особенность: теоретические представления исследователя включены нетолько в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблю­дения, в самоописание наблюдаемого. В обыденной жизни мы от­ражаем окружающий нас мир всистеме закрепленных в языке зна­чений. При социально-психологическомнаблюдении субъект наблюдения ис­пользует специально выделенные категории и единицы,выступаю­щие как средства качественного описания наблюдаемой им реаль­ности.
Наблюдение целостного потока активности субъекта иего опи­сание возможны только путем искусственного вычленения в немопределенных «единиц» активности, которым присваиваются опре­деленныеназвания. Выделение этих «единиц» позволяет: а) ог­раничить процесснаблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношенияхвоспринимается наблюдате­лем изучаемая реальность; б) выбрать определенный языкописа­ния наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способотчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) сис­тематизировать иконтролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического«взгляда» на изучаемое яв­ление.
Качественное описание составляет первую стадиюотражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификациинаблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явле­ние становитсятолько после описания его наблюдателем. Все мно­гообразные подходы к описаниюявлений можно свести к двум ос­новным типам. Первый — описание объекта всловаре «естественно­го» языка. В обыденной жизни мы употребляем дляописания того, что воспринимаем, обычные («житейские») понятия. Так,мы гово­рим: «человек улыбнулся», а не «человек растянул иприподнял уголки губ, слегка прищурив глаза». И научное наблюдение можеттакже базироваться на использовании таких единиц, если в соответ­ствии с целямиисследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, вкоторых фиксируются свойства наблюдаемого явления.
Второй подход к описанию — это разработка системусловных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Вы­делениеединиц наблюдения может строиться на основе теоретиче­ских представлений о наблюдаемомявлении. В этом случае средства­ми наблюдения являются категории — такиеединицы описания, которые получают свое понятийное значение только вопределенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об од­номи том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста:«человек бежит» или «человек убегает». В последнем случае вописание внешней двигательной активности включена ин­терпретация, но онасвязана только с включением контекста ситуа­ции (убегать можно от кого-то ит.п.). Другой пример: «ребенок замер на месте с испуганным лицом» или«ребенок демонстриру­ет оборонительную реакцию в виде замирания». Вовтором выраже­нии включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), кото­рыеуже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определеннойтипологии его реакций. Если в первом слу­чае результат наблюдения описан вединицах, то во втором случае — в системе категорий.
Но категоризованное наблюдение основано не на опыт­ностинаблюдателя, а на осознанном принятии им определенного теоретического взглядана изучаемый процесс.
Условные обозначения, например графические, могут от­носитьсяи к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, асодержание используемых понятий в их отношении к теории позволяетразграничивать единицы и кате­гории.
Категоризованное наблюдение сводится не только к вычлене­ниюпутем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этапосмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самомпроцессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт,что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененностиизучаемого яв­ления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще жекатегории подчиняют себе ряд единиц.
Системойкатегорий в узком смысле называют такую сово­купность категорий, которойохватываются все теоретически допу­стимые проявления изучаемого процесса.
Количественные оценки данных наблюдения.
 Существуют два основных способа получения количественныхданных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, ис­пользуемое восновном в виде балльных оценок; 2) измерение вре­мени, или хронометраж.Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временныхпромежутков.
Вторым видом его является методика временных выборок, когдаиз целостного на­блюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельныеопределенные промежутки времени, считающиеся представительны­ми —репрезентативными — для более длительного периода на­блюдения. В реальныхисследованиях качественное и количествен­ное описания событий наблюдателемобычно используются в ком­бинациях.
Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно входе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблю­дений, включаясь втак называемый ретроспективный отчет. Осно­вой ретроспективных оценок являютсяобщие впечатления наблюда­теля, которые при длительном наблюдении могут,например, вклю­чать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количествен­ныехарактеристики могут быть прямо включены в оценочные суж­дения наблюдателей.Например: «он часто не ходит в школу», «он всегда теряет своивещи» и т.д.
Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение наоснове непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этихвпечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявлениямнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}.В них разным формам событий в системе межличностных отношений — отноше­ний состудентами — приписывается определенный балл, например:
«этот профессор никогда не бывает на своем рабочемместе» — 2, «профессор останется и будет беседовать со студентами,пока не начнется следующая лекция или семинар» — 6 и т.д.
Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительныенеконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельныеисследования, они могут выступать в качестве единственного или одного изглавных критериев адекватности некоторых психологиче­ских тестов или оценок индивида.
Методики психологического шкалирования в процессе наблю­денияиспользуются пока редко.
Пример использования методики временных промежутковда­ют исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой целинаблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительнымипромежутками между выбранными периодами наблюдений.
Достоинства и недостатки метода наблюдения.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том,что оно осуществляется од­новременно с развитием изучаемых явлений, процессов.Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей вконкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подго­товленная процедуранаблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самымсоздаются предпосылки для ее объективного изучения.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события,описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желаниянаблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
Объективное наблюде­ние, сохраняя свое значение, побольшей части должно допол­няться другими методами исследования. К процедуренаблюде­ния предъявляются следующие требования:
а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемыйобъект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (какнаблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);
д) обработка и интерпретацияполученной информации (ка­ков результат?).
Недостатки метода наблюдения делятся на две группы:объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюда­теля исубъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так какони связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдате­ля.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
-     ограниченность,принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бывсесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут бытьобобщены и распространены на более ши­рокие ситуации только с величайшейосторожностью и при соблюдении многих требований.
-     сложность, ачасто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессынеобратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог за­фиксироватьнеобходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
-     высокаятрудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие всборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.
Многообразны и трудности субъективного плана. На качествопервичной информации может оказывать влияние:
-     различие всоциальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
-      несхожесть ихинтересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру,обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становится нормойдля всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которогохарактерна иная форма общения, может оце­нить это как пример неуважительного,фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибкииногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Онаспособствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, пра­вильнойее оценке.
-     на качествеинформации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю­даемыезнают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характерсвоих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видетьнаблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания вотношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения напроисходящее. Это ожидание может быть ре­зультатом предшествующих контактовнаблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоп­риятные впечатлениянаблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать не­оправданнуюположительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания(скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательномувидению дея­тельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценкепроисходящего.
-     результатынаблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его со­средоточенности,умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечатьотносительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметныечерты по­ведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственныемысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблю­даемые событиядостаточно адекватно. Это описание может произойти по ана­логии с собственнымимыслями и чувствами.
Итак, наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерноохватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество– это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основныминедотатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации,невозможность повторения наблюдений,  установки, интересы, личностныеособенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результатынаблюдения.
 II. Области применения социологическогонаблюдения.
Используется метод наблюдения  при исследованииповедения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфередосуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. При анализепроизводственной деятельности объектом наблюдения может стать то, как членытрудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержаниятруда, на нововведения, касающиеся технологии, oплаты, нормвыработки и т. д. Наблюдаться должны значимые для участников трудового процессаситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме проявляетсяотношение к работе, друг к другу.
Так же не менее актуально применение рассматриваемого методав изучении практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций.Наблюдая за поведением организаторов митингов, ораторов, участников, видя их поступки, ощущая всю атмосферуподобных акций, социальному психологу легче улавить суть происходящего,увидеть, каким образом осуществляется выработка коллективного решения, какскладываются взаимоотношения в коллективе.
К наблюдению как методу сбора социологической информацииобращаются в различных обстоятельствах:
-     во-первых, длятого что бы получить предварительный  материал для уточнения направленийпланируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяетвидение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций,определению «действующих лиц». Более того, непредубежденное, профессиональновыполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователемнеизвестные ему ранее пласты, «срезы» социальной действительности,дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальнойпроблемы.
-     во-вторых, методнаблюдения использует, когда надо получить иллюстративные данные. Они, какправило, существенно «оживляют», делают зримым несколько суховатыйанализ статистики или результатов массового опроса.
-     в-третьих,наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичнойинформации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнестипозитивные и негативные аспекты метода.
Таким образом, используется  наблюдение тогда, когдатребуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношениялюдей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
Если исследователем ставится задача не только дать научноеописание конкретных событий определенных форм поведения людей в значимых дляних ситуациях, но и выйти на более широкие обобщения и предположения,результаты наблюдения должны быть подкреплены данными полученными прииспользовании других методов сбора социологической информации. Результаты,полученные при использовании различных методов, дополняют и взаиморевизуют другдруга, и очень трудно однозначно объявить какие-либо из них «эталонными».

III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.
 
Выбор возможных критериев классификации видов наблюде­нияотражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связан­ных с определениемнаблюдения как самостоятельного научного ме­тода.Это проблемы связи егос теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции»исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуациинаблюдения, ее хронологических аспектов, формы отчета о наблю­даемом событии.
1. Наблюдение и цели исследования.
В зависимости от содержания целей исследования подразделя­ютнаблюдение свободное (иногда его называют нерегулируемым и даженецеленаправленным), если минимальны ограничения относи­тельно того, что икогда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четкоопределены цели, организация наблю­дения и способы отчета наблюдателя.Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации может быть сплошными выбороч­ным, в зависимости от того, все ли проявления интересующего исс­ледователяпроцесса, все ли объекты или только некоторые подлежат наблюдению.
2.Наблюдение и виды отчета наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным.При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определенылишь самые общие черты ситуа­ции, примерный состав наблюдаемой группы.Непосредственно в процессе наблюдения уточня­ются границы объекта наблюдения иего важнейшие элементы, конкретизируется программа ис­следования.Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведыватель­ных,поисковых социологических исследованиях.
Если исследователь располагает достаточнойинформацией об объекте исследования и заранее способен определить значимыеэлементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции дляфиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведенияструктурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения отвечает высокая степеньстандартизации, для фиксация результатов используются специальные документы,бланки, достигается известная близость данных, получаемых различныминаблюдателями.
Обращение к структурализованному наблюдению плодотворно приисследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи,связанные с определением состава выступа­ющих и содержания выступлений, сизучением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процессапринятия решения, с выявлением организационных характеристик собрания.
3. Наблюдение в отношении к проверке гипотез.
Наблюдение как метод сбора данных применимо на пред­варительныхэтапах исследования, когда нет разработанных гипо­тез о причинно-следственныхсвязях. Если наблюдение не связа­но с проверкой конкретных гипотез, оно,оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основетакого наблю­дения и могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относитк эвристическому наблюдению те его виды, которые на­правлены на проверкугипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение напредварительных этапах изучения объек­та и наблюдение в случаях сознательнопринятой цели мини­мальной селективности и максимального охвата разных сторон иаспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
4. Наблюдение с точки зрения учетапозиции наблюдателя.
С этой точки зрения можно выделить невключенное(внешнее) наблюде­ние как наблюдение «со стороны», когда наблюдательполностью отделен от изучаемого «объекта». Наблюдение со стороныможет быть открытым или скрытым.
Включенным (участвующим) наблюдением называется такой еговид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальныйпроцесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характервключенности различен: в одних случаях исследователь полностью со блюдаетинкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы,коллек тива; в других — наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемойгруппы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. В зависимости отспецифики наблюдаемой ситуации и исследовательских задач строится конкретнаясистема отношений наблюдателя и наблюдаемых.
В качестве примера первой разновидности включенногонаблюдения можно привести исследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течениенескольких месяцев работавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков.Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, норм коллективного поведения,систему неофициальных санкций к нарушителям, неписаные «можно и»нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования,проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, былаполучена ценная информация процессах, происходящих в производственномколлективе, о механизме становления группового сознания.
Включенное наблюдение име­ет свои преимущества инедостатки: с одной стороны, оно по­зволяет глубже проникнуть в исследуемуюреальность, с дру­гой — непосредственная включенность в события может влиять наобъективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблю­дения могут представлятьсобой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «состороны». Напри­мер, наблюдения педагога за классом во время занятий,наблю­дения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблю­дательвключен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «неравноправны» с точки зрения управления ситуа­цией.
5.  Виды наблюдения в зависимости от его организации.
В зависимости от ситуации наблюдения можно выделитьнаблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естест­венных условиях.
Полевое наблюдение проводится в условиях, ес­тественныхдля жизни налюдаемого «субъекта», и его требовани­ем являетсяотсутствие инициации состороны наблюдателя изу­чаемых явлений. Полевоенаблюдение позволяет исследовать естест­венные формы жизнедеятельности иобщения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальныхискажениях, но его не­достаток состоит в большой трудоемкости, а также в том,что интересующая исследователя ситуация мало поддается контро­лю; наблюдениездесь часто является выжидательным, несистема­тическим. Возникают ситуации,когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя,либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.
В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность,подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средствафиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудо­вание). Когда же ставитсязадача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяютлабораторную форму наблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут про­водитьсязанятия по формированию навыков менеджмента. Каждый из участников«школы» (по сути дела — ситуативной игры) поочередно выполняет роль,например, руководителя, исполните­ля, заказчика (клиента). В ходе 15-20минутных игровых ситуаций отрабатываются приемы веде­ния занятий, умениеконцентрировать внимание участников ситуативной игры на анализе обсуж­даемыхвопросов. Для фиксации происходящего все участники ситуативной игры илинекоторые из них ведут запись. Затем опытный методист разбирает учебный примери, основываясь на дан­ных наблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведениязанятий по менеджменту.
6. Хронологическая организация наблюдения.
Систематические наблюдения проводят регулярно в течениеопределенного периода. Это мо­жет быть длительное, непрерывно продолжающеесянаблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю,фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систе­матическое наблюдениеосуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степеньюконкретизации всей деятельности наблюдателя.
Есть еще и несистематические наблюдения. Среди нихвыделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранеенезапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Осо­бенно часто этот типнаблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любаятипология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения.Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер пла­нируемого исследования, решаявопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативныесвойства его различных видов.
Перечисленныевыше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимыекритерии, дополняющие друг друга.
Заключение.
В современной социальной психологии наблюдение как методсбора данных широко исполь­зуется в различных схемах исследований. Наблюдениевключено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учиты­ваются приинтерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
 Как видно, метод наблюденияне так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехомбыть применен в ряде социально-психологических исследований.
Список литературы.
1.   Андрееева Г.М.Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 1999.
2.   Корнилова Т.В.Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
3.   Рогов Е.И. Общаяпсихология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
4.   Шереги Ф.Е.Основы прикладной социологии. М.:ИНТЕРПРАКС, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.