Реферат по предмету "Психология"


Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности

Мифологическийобраз трикстера и феномен деструктивности
трикстерантропоморфный противоправный деструктивность агрессия

Общечеловеческие нормыи ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек,являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится всоциальных связях с социумом.
Поскольку границы нормывесьма условны, отклоняющееся поведение не является новообразованием ипризнаком современности.
К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии,утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие вкаждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие,так архетипы определяют характер нашего психологического развития.
Архетипы находят свое содержание в народныхсказаниях, мифах, легендах. Каждая легенда, каждый миф несет в себе скрытыйспособ решения той или иной жизненной проблемы. Остановимся подробнее наархетипе «трикстера». Этот архетип, по своей сути, является очень ярким ихарактерным примером девиации.
Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировоймифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер)культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник [1].
Трикстер находится награнице игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особымигровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его.Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализуетего волю и действия.
Трикстер задает динамику и направление развития мира иуправляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антиподтрикстер придумывает противоположный элемент.
Трикстер – это та самая неожиданность, случайность,которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности кответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным наожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответнуюреакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог–мир живет и развивается.
К.Г.Юнг рассматривалтрикстера как архетип, воплощающий антисоциальные, инфантильные и неприемлемыеаспекты «я».
Тема трикстера возникает не только в мифическойформе, она проявляется и у современного человека. Всегда когда он попадает всеть «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле иего действиям, он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Юнгопределил этот компонент образа, назвав его тенью. Он утверждает, что мы неосознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуютпережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этотколлективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следыв фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметомличной ответственности.
«Трикстер – и нечеловек, и сверхчеловек, и животное,и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого — егобессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что еготело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Даже его пол,несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной ивыносить ребенка» [3, 347].
Он постоянно попадает в дурацкие переделки, хотя насамом деле он не злой и совершает жестокие поступки просто из-за бессознательностии покинутости.
Современный человек забыл о трикстере. Онвоспринимает его лишь образно и метафорически, когда говорит о судьбе,сыгравшей с ним шутку, или о заколдованности вещей.
Он не догадывается о том, что его собственнаяскрытая и казалось — бы безвредная тень обладает свойствами, опасность которыхпревосходит его самые необузданные мечты. Как только начинает подавлятьсяиндивидуальность в любых своих проявлениях, тень приходит в движение и, какпоказывает история, может даже найти свое воплощение. «Он думает, что, если быеда и одежда доставлялись бы бесплатно к порогу или если бы все имелиавтомобили, ему бы открылся смысл существования. Это — детское недомыслие,вырастающее на месте бессознательной тени и оставляющее ее неосознанной. Из-заэтих предрассудков личность чувствует себя полностью зависимой от своегоокружения и теряет всякую способность к интроспекции. Тем самым ее этическийкодекс замещается знанием того, что позволено, положено или запрещено »[3,351]. Т.о., психологическая фигура трикстера по Юнгу — это коллективный образтени, объединение всех низших черт характера в людях, возможность выходастрастей, не признающихся моральными устоями, это огромный источник энергии длябудущего развития [4].
В смысле коллективного бессознательного тень — этоприродный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когдавозникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. тень неможет быть до конца преображена воспитанием. Тень — это подсознательныежелания, несовместимые с социальными нормами
Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-тоненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мынаходим в другом. Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качестваличности спокойно сосуществуют с ней. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которымвладеет тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все своесуществование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и самотвергает свои реальные жизненные перспективы [4].
Глубокие социальныеизменения, происходящие в современном мире, заставляют нас с новых позицийрассматривать феномен трикстера, одним из теневых проявлений которого является– деструктивная деятельность человека. Никакие моральные, религиозные, правовыенормы не в состоянии предотвратить деструктивность.
Даже самые комфортныеусловия существования не приводят к снижению деструктивности, причем онапроявляется не только в отношении людей друг к другу – и природная среда, ипамятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленномуразрушению.
Одним из проявленийдеструктивности является агрессия. Слово «агрессия» имеет много значений, чемвызывает большую неразбериху в литературе. «Оно употребляется и по отношению кчеловеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему своюжертву ради наживы, и к садисту, пытающему пленника» [2, 12].
Э. Фромм, аргументируяупотребление слова «агрессия», в конечном счете, пришел к понятиямдоброкачественной и злокачественной агрессий.
Агрессия в отношенииповедения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, та,которая не ведет к разрушению и выполняет лишь роль сторожа интересов человека,Э. Фромм определил как доброкачественную агрессию. А стремление человекагосподствовать над другими живыми существами, что проявляется в желанииразрушать или развлекать себя способами, подчас отличающимися невиданнойжестокость – злокачественной агрессией. Доброкачественную агрессию условноможно разделить на псевдоагрессию и оборонительную агрессию.
Действие, в результате которого может быть нанесенущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит кпсевдоагрессии. И выделяет следующие формы псевдоагрессии: непреднамереннаяагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранениемчеловека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах намастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.
Самоутверждение, в данном случае, выступает какдвижение в направлении заданной цели без промедления и страха. «Установлено,что тот, кто беспрепятственно может реализовать свою агрессию самоутверждения,в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует этокачество целеустремленной наступательности» [2,239]. Человек, у которого нетпрепятствий для активного самоутверждения, менее ощущает страх и поэтому режепопадает в ситуации, на которые надо отвечать оборонительно-агрессивнымидействиями. «Главным фактором, снижающим в индивиде «агрессию самоутверждения»,является авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность всамоутверждении отождествляется с грехом непослушания и бунтарством» [2, 240].
В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью,свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.
Изучение литературы по проблеме агрессивностичеловека и животных, приводит к однозначному выводу, что агрессивное поведениеявляется защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, таки угрозу потребностям в пище, сексе и т.д.
Э. Фромм отмечает, что животное более остро ощущаетопасность, а человек способен реагировать даже на опасность в будущем. Человекне только предвидит угрозу, но и позволяет уговорить себя, допускает, чтобы имманипулировали, руководили. «Только у человека можно вызвать оборонительнуюагрессию методом «промывания мозгов» [2, 243]. Он готов видеть опасность там,где ее нет. Он, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальныминтересам. Однако сфера интересов у человека значительно шире, чем у зверя.Человеку нужны не только физические, но и психические условия существования.Нужна система ценностных ориентаций в жизни. Если же эта система нарушена,появляется страх, который вызывает либо реакцию нападения, либо тенденцию кбегу.
Страх, боль — это те чувства, которые уже по своейприроде неприятны человеку. Он пытается избавиться от них любой ценой. «Естьмного способов преодоления страха… Но одним из самых действенных приемоввытеснения страха является агрессивность» [2, 245].
Одним из важнейших источников оборонительнойагрессии является угроза нарциссизму. Человек-нарцисс достигает чувствауверенности в себе тем, что он убежден в своем совершенстве и превосходстве наддругими. И, если он ущемлен в своем нарциссизме, то воспринимает это как личнуюугрозу. Такой человек никогда в жизни не простит обидчика, потому чтоиспытывает такую жажду мести, которая не может сравниться не с одной реакциейна любой другой ущерб.
В современном обществе ярко просматривается внутренняясвязь между нарциссизмом знаменитых людей и потребностями публики. При этомкаждый удовлетворяет свой интерес: публика — свое любопытство, а популярнаяличность — свой нарциссизм.
Групповой нарциссизм представляет собой один изглавных источников оборонительной человеческой агрессии. Фанатизм являетсяхарактерной чертой группового нарциссизма. Для снижения уровня групповогонарциссизма необходимы коренные преобразования всей социальной организации.
Анализируя деструктивность, как проявлениезлокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная и агрессия,связанная со структурой личности.
Причиной порождения спонтанной агрессивностиявляются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты,нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие какгрупповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.
К деструктивной деятельности, как правило, склоннылюди, которые не смогли удовлетворить свои фундаментальные потребности впривычной жизненной ситуации. Как отмечает Э. Фромм, деструктивность возникаеттогда, когда человек «… не может творить,… постоянно ощущает своюизолированность и никчемность»; именно в этом случае личность стремится«… самоутвердиться любой ценой, хотя бы ценой варварского разрушения».
Биологически адаптивная агрессия вовсе не являетсязащитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и являетсяспецифически человеческим феноменом; она приносит биологический вред исоциальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство– не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны ижертве и агрессору.
Необходимо помнить, что злокачественная агрессиясвойственна исключительно человеку и не порождается животными инстинктами.
Отклонения могут иметьдля общества различные значения: как позитивные, так и негативные (яркое томуподтверждение — пример трикстера). Границы между позитивным и негативнымотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве социумов.

 
Литература
1. Ладыгин М.Б., Ладыгина, О.М. Краткиймифологический словарь \ М.Б. Ладыгина О.М. Ладыгин.- М.: Издательство НОУ«Полярная звезда», 2003. — 548 с.
2. Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности / Э. Фромм. Пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В.Панфилова;Художник обложки. М.В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри», 1999.- 624 с.
3.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов\ К.Г. Юнг. Пер. с англ. — М. К.: ЗАО«Совершенство», «Port-Royal»,1997. — 384 с.
4. Юнг К.Г. Собрание сочинений.Психология бессознательного /К.Г. Юнг. Пер. с нем. — М.: Канон,1994. — 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А может быть, и почти все галактики собраны в различные коллективы, которые называются группами, скоплениями и сверхскоплениями смотря по тому, сколько их там
Реферат Марина Цветаева: судьба, личность, творчество
Реферат Конвейер пластинчатый
Реферат Функционирование медицинских терминов в рассказах А.П. Чехова
Реферат «Кубанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Особенности мотивации достижения у подростков с задержкой психического развития в сравнении со здоровыми сверстниками
Реферат Академик Н. П. Бехтерева > Основные вопросы дидактики к нейрологии
Реферат 13 марта 2011 года Сведения о кандидатах в депутаты Совета сельского поселения Абзановский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан двадцать шестого созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам
Реферат Использование критерия ДарбинаУотсона и оценка качества эконометрической модели с использованием
Реферат Анастасия Александровна Максимова, преподаватель той же кафедры; Мария Александровна Петрова, преподаватель той же кафедры методические указания
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» Рекомендуется для направления подготовки
Реферат История болезни - Педиатрия (аллергический конституциональный дерматит)
Реферат Lady Macbeth Responsible For Duncan
Реферат Бедное искусство (арте-повера) на примере творчества Я. Кунеллиса
Реферат Tradition Roles Essay Research Paper Tradition plays