Реферат по предмету "Психология"


Методы исследования и этапы псих экспериментов

--PAGE_BREAK--
       1.2.2.3. Моделированиекак метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут бытьтехническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец. машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.  Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.
Глава 2
Структурно – аналитический метод.
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что ис­следователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изме­нять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты  такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например, экспериментатор может исследо­вать скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной интенсивности. Или, положим, изучать действия испытуемого, которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этом экспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведения применяет испы­туемый, выбираясь из предложенных лабиринтов. Дальнейший анализ полученных результатов, при котором экспериментатор про­слеживает структурное строениеприменявшихся испытуемым при­емов, получил названиеметода структурного анализа.

Вся психофизика, психофизиология, а также многие исследо­вания общей психологии (память, внимание, мышление) прово­дятся в лабораторных условиях. Эти эксперименты не вызывают сомнения, когда их целью является исследование внешне наблю­даемых реакций или форм поведения. Но можно ли экспери­ментально изучать сами психические явления: восприятия, переживания, воображение, мышление? Ведь они недоступны прямому наблюдению, а для проведения эксперимента необходи­мо изменять условия протекания этих процессов. Действительно, напрямую это невозможно, но возможно косвенно, если мы заручимся согласием испытуемого на такой эксперимент и с его помощью, опираясь на его самонаблюдение (субъективный ме­тод), будем изменять условия протекания психических процессов в его сознании.

Например, мы хотим определить, какое сочетание цветов ка­жется испытуемому красивым? У нас есть свое предположение (гипотеза) на этот счет и мы его проверяем. Кладем зеленую полоску, а рядом красную и предлагаем оценить, является ли это сочетание цветов красивым? Если нет, то кладем синюю полоску и т.д. Предъявляемые цветовые сочетания представляют собой фактор, который экспериментатор может изменять по своему усмотрению или в соответствии с планом эксперимента. Этот фактор называется независимой переменной. Изменяя цветовые сочетания (удаляя одну цветовую полоску и помещая на ее место другую), мы производим изменение в деятельности зрительного органа, а вместе с этим вызываем изменение состояния сознания. Словесный отчет как результат самонаблюдения испытуемого позволяет нам зафиксировать мнение о привлекательности предъявленного цветового сочетания. Ответы испытуемого здесь выступают фактором зависимым и потому этот фактор получил название зависимой переменной.  Другими словами, мы произвели психологический эксперимент по исследованиям психических процессов благодаря тому, что оказалось возможным изменить условия, в которых протекает этот психический процесс.
Экспериментально-генетический метод
Наряду со структурно-аналитическим методом в психологии широко используется экспериментально-генетический метод, име­ющий особенно большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических про­цессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют. Ответ на эти вопросы можно получить, прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последо­вательных ступенях развития ребенка. Этот подход получил в психологииназваниегенетических(или поперечных) срезов. Другой модификацией экспериментально-генетического метода являетсялонгитюдное
исследование, т.е. длительное и систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить воз­растную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

 Лонгитюдное исследование нередко ведется в условиях есте­ственного     эксперимента, который был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским (1874-1917). Смысл его в том, чтобы исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, собеседование, игра, домашние занятия и т.п.).

Примером естественного эксперимента может служить иссле­дование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следую­щий день, а второму — что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естест­венного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти,

В возрастной и педагогической психологии нередко применя­ется сочетание структурно-аналитического и экспериментально-генетического методов.

Например, чтобы выявить, как формируется та или иная пси­хическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. В одних случаях от него требуется самостоятельное решение, в других ему предоставляются разного рода подсказки. Экспе­риментатор, наблюдая за деятельностью испытуемых,определяет те условия, при использовании которых испытуемый может оптимально овладеть данной деятельностью. При этом, применяя приемы экспериментально-генетического метода, оказывается возможным экспериментально сформировать сложныепсихиче­ские процессы иглубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогическойпсихологии названиеформи­рующего эксперимента
.

Экспериментально-генетические методы широко использо­вались в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, СЛ. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева. Классическим примером использования генетического ме­тода является исследование Л.С. Выготским эгоцентрической ре­чи ребенка, то есть речи, обращенной к самому себе, регулирую­щей и контролирующей практическую деятельность ребенка. Л.С. Выготский показал, что генетически эгоцентрическая речь восходит к внешней (коммуникативной) речи. Ребенок вслух об­ращается к самому себе так, как к нему обращался кто-либо из родителей или воспитывающих взрослых. Однако с каждым годом эгоцентрическая речь ребенка становится все более сокращенной и потому непонятной окружающим, а к началу школьного возрас­та прекращается совсем. Швейцарский психолог Ж. Пиаже счи­тал, что к этому возрасту эгоцентрическая речь попросту отми­рает, однако Л.С. Выготский показал, что она не исчезает, а пере­ходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в самоуправлении своим поведением. Внут­реннее проговаривание или «речь про себя» сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации, т.е. произнесения звуков. Она составляет основу нашего мышления, когда мы проговари­ваем про себя условия или процесс решения задачи.
Экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важным для нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологический метод (А… Р. Лурия). С его помощью исследуются из­менения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо однойстороны психическихпроцессов. Например, известны случаи тако­го развития памяти, когда человек ничего не забывал и мог безошибочно воспроизвести любой услышанный или увиденный текст через многие годы. Л.Р. Лурия исследовал подобного мнемониста в 30-х годах, фантастическая память которого, давая ему определенные преимущества, в то же время чрезвычайно затруд­няла ему жизнь. Эксперименты показали, что он был не в состоя­нии представлять и предвосхищать реальные события, он жил как бы в одном прошлом и не мог управлять своей нечеловеческой памятью. В таких «поставленных жизнью» экспериментах иссле­дователь устанавливает, какие именно психические процессы вну­тренне связаны с нарушенным фактором, а какие не зависят от него. Подобный анализ позволяет описать целый синдром, т.е. ком­плекс симптомов, возникающих у человека при изменении какой-либо одной функции, а также дает возможность выявить взаимную зависимость (корреляцию) отдельных психических процессов.

Метод синдромного анализа может быть также применен в общей психологии и психологии индивидуальных различий. На­пример, можно исследовать как сверхразвитие какой-либо одной черты (положим, яркой зрительной памяти) или индивидуальной особенности нервных процессов (положим, слабость или недоста­точная подвижность нервных процессов) влияет на перестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором в формировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности.

Все описанные выше методы  экс­перимента являются методами психологического исследования, задача которых установить закономерности или исследовать проявления тех или иных психических процессов или форм поведения человека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня при­тязаний и т.п.), а также возможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальные различия. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX— начале XXвв. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов. Это направление в современной психологии получило названиепсиходиагностика.
Веками «обителью» психологии считалась философия. В середине XIXвека психология покидает свой «отчий дом» и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье других позитивных наук. Свои «сертификаты» на независимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.

Что касается математики, то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания «статики и динамики» представлений – первоэлементов души. Когда один видный математик решил проверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, который получают «на выходе», зависит от запущенного сырья. Гербарт «запустил» фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего не извлекла.

Другая картина, когда физиологи, проводя эксперимент над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметомматематических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Его основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств — физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).
Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Таким образом, акцент сместил­ся: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого — зави­симость между континуумом ощущений и континуу­мом вызывающих их физических стимулов. Обнару­жилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощуще­ние стало уже другим. Для слуховой чувствительно­сти, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса— 1/30 и т. д.
Густав Теодор Фехнер: основы психофизики.
Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г. Т. Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за Солн­цем, занялся философией, уделяя особое внима­ние проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. В центре его ин­тересов оказался давно установленный рядом на­блюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная вели­чина вызывающих их раздражителей. Звон колоко­ла в дополнение к уже звучащему колоколу произ­ведет иное впечатление, чем присоединение одно­го колокола к десяти. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модально­стей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в ихосвещенности и т. д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперимен­ты проводил за четверть века до него его соотечественник Э. Вебер, который ввел понятие об «едва заметном различии между ощущениями». Причем это «едва заметное различие» не является одина­ковым для всех видов ощущений. Появилось пред­ставление о порогах ощущений, т. е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случа­ях, когда минимальный прирост величины раздра­жителя сопровождается едва заметным изменени­ем ощущения, стали говорить о разностном поро­ге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в ариф­метической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношениеполучило имязакона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим об­разом: интенсивность ощущения пропорциональ­на логарифму стимула (раздражителя).Фехнер тща­тельно разработал технику экспериментов для оп­ределения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) раз­личие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд дру­гих методов измерения ощущений (кожных, зри­тельных и др.).

Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определя­лось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

Книга Фехнера «Основы психофизики» имела клю­чевое значение для разработки психологии как са­мостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение по­рогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали од­ной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные от­ношения между психическим и физическим.

Наряду с психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспери­ментально-математический подход он применил, к сравнению объектов искусства, пытаясь найти фор­мулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким свойствам воспринима­ются как приятные, а какие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (в частности, изобра­жений Мадонны) в надежде найти те количествен­ные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.

Работы Фехнера стали образцом и для последую­щих поколений исследователей, которые, не огра­ничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фех­нера на проблемы психодиагностики, изучение кри­териев принятия решений, эмоциональных состоя­ний у отдельных индивидов.

Выведенная Фехнером всеобщая формула, соглас­но которой интенсивность ощущения пропорцио­нальна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математи­ческих мер.

Развитие психофизики начиналось с представле­ний о, казалось бы, локальных психических феноме­нах. Но она имела огромный методологический и ме­тодический резонанс во всем корпусе психологиче­ского знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва за­метные различия между явлениями.

Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил прин­ципы причинности и закономерности. Ведь психо­физиология была сильна выяснением причинной за­висимости субъективного факта (ощущения) от стро­енияоргана (нервных волокон),как этого требовало «анатомическое начало». Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телес­ном субстрате могут быть строго эмпирически от­крыты законы, которым подвластны ее явления.
Франц Дондерс: время реакции.

Старая психофизиология с ее «анатомическим началом» расшатывалась самими физиологами еще с одной стороны. Голланд­ский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889) занялся экс­периментами по изучению скорости протекания пси­хических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольцоткрыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуе­мый выполнял задания, требовавшие от него возмож­но более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора ответов на разные раздражи­тели и т. д. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно изме­рить. При этом считалось само собой разумеющим­ся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. Позже И. М. Сеченов, ссылаясь на изучение вре­мени реакции как процесса, требующего целостно­сти головного мозга, подчеркивал: «Психическая де­ятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве».

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.

Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Г. Гельмгольц (1821-
1894). Его разносторонний гений
преобразовал многие науки о
природе, в том числе науку о природе психического.
Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. Мы
все дети Солнца, говорил он, ибо живой организм, с
позиций физики, — это система, в которой нет ни­
чего кроме преобразований энергии. Тем самым из
науки изгонялось представление об особых витальныхсилах, отличающих поведение органических тел
от неорганических. Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц при­нял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цвет­ного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение ко­торых волнами различной длины создает ощуще­ние основных цветов: красного, зеленого и фиоле­тового. Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про­странстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их «бессознательны­ми умозаключениями». Таким образом, экспери­ментальная работастолкнула Гельмгольца с необ­ходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физиче­ской энергии, либо зависимость ощущения от уст­ройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», кото­рыми наука улавливает жизненные процессы, при­соединялась третья. Источником психического (зри­тельного) образа выступал внешний объект, в воз­можно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина пси­хического эффекта скрыта не в устройстве организ­ма, а вне его.

В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что дви­жения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу.

В зоне научного анализа появились феномены, свидетельствовавшие об особой форме причинности: не физической, не физиолого-анатомической, а пси­хической. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и со­знания.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.