Реферат по предмету "Психология"


Методы выявления конфликта и конфликтности

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Я-концепция — одно из важнейших новообразований подросткового возраста. Оно связано с развитием социальных установок личности. Число и характер собственных качеств, осознаваемых личностью, определяют уровень развития Я-концепции, т.е. чем больше качеств личность осознает, чем обобщеннее эти качества, чем более цельной и последовательной эта концепция выражена, тем выше уровень развития личности. Я-концепция представляет собой целостный, но не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я. Важно обратить внимание на то, какие критерии самоидентификации используются.
1.Социальная принадлежность (ученик, студент и т.д.).
2.Нравственные характеристики (добрый человек, неуживчивый, целеустремленный и т.д.).
3.Семья (дочь, сын, внук и т.д.).
4.Значимая деятельность, профессия (будущий психолог, учитель, воспитатель, рыболов, собаковод и т.д.).
5.Особенности мироощущения (счастливый, гармоничный, мечтатель, философ и т.д.).
6.Лидерская позиция (староста, ответственный, готовый принимать решения и т.д.).
7.Эмоциональные проявления (влюбленный, ласковый).
8.Сам собой (совестливый, бессовестный, ловкий, хвастун).
9.      Физические данные (красивый, высокий, толстая, блондинка).
Иногда эти характеристики, огрубляя, сводят к трем основным показателям: социальные роли, личностные характеристики, индивидуальные особенности. Обратите внимание, какие из этих показателей у вас больше всего представлены. Особенно привычными и наименее значимыми для Я-концепции считаются социальные характеристики. Особенно ценно, если человек осознает свои нравственные характеристики, особенности мироощущения и то, какой он сам собой.
Методы изучения самооценки
Инструкция
• Выделите последовательно в каждом наборе качеств и подчеркните разными цветами сначала те качества, которые более значимы для вас лично; которым отдаете предпочтение перед другими; которые представляют наибольшую ценность для человека.
• Просмотрите еще раз список качеств и последовательно в каждой группе подчеркните те из них, которыми вы обладаете сами.
• Допишите в каждую колонку, если сочтете нужным, важные качества, которые не учли авторы.
При обработке данных подсчитывается количество идеальных качеств (И), которые следует подчеркнуть в каждой колонке, количество реальных (Р), которые есть у вас и подчеркнуты другим цветом, и еще количество дополнительно вписанных. Затем вычисляется их процентное соотношение. Допустим, что идеальных — 3 качества, реальных —- 12.
Уровень 3/12 — ниже среднего; 4/2 — выше среднего; 14/6 — высокий.
Соотношение означает уровень самооценки по идеальному к И реальному Я.
Результаты сопоставляются с оценочной шкалой, включающей пять уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
В случае заниженной самооценки у личности можно фиксировать неуверенность в себе, робость, мотивацию неуспеха, что является причиной блокирования механизмов саморазвития, самосовершенствования, поскольку она подавляет внутреннюю активность человека.
Личность, будучи пластичной, меняется в соответствии с ситуацией. Тогда, проявляя определенную толерантность, гибкость, она оказывается способной к саморазвитию, приложению максимума усилий для достижения поставленных целей, таким образом, формируются волевые способности человека.
Самооценка
Давайте сыграем в такую игру. Нарисуйте лестницу, идущую вверх и имеющую 9 ступенек. А теперь попробуйте расставить на этой лестнице ваших друзей, знакомых, родственников или сотрудников по каким-то характеристикам, например по уровню интеллекта. Люди самые умные и способные окажутся на верхних ступеньках, а наименее умные — на нижних.
А теперь постарайтесь быстро найти свое место на этой лесенке. Посмотрите повнимательнее на тех, кто оказался рядом с вами. Хорошо ли вы чувствуете себя в этом месте? Не хочется ли что-то изменить? Может быть, переместить кого-то куда-то или себя?
Аналогично можно расставить всех и по другим показателям, например по таким, как ответственность, доброта, конфликтность, прямолинейность или трудолюбие, гибкость и т.д. В эту игру можно сыграть и с друзьями, попросив их определить свое место на этой лесенке и расставить своих друзей и одноклассников.
Стремясь понять самого себя, мы с детства пытаемся оценивать свои возможности. Можно с уверенностью утверждать, что людей равнодушных к собственному Я просто не существует, однако люди довольно сильно различаются в своей самооценке.
Высокая самооценка является основанием для уверенности в себе, самоуважения, а снижение ее может провоцировать неуверенность в себе, в собственных силах, порождая мысли о своей неспособности, никчемности, бесперспективности. Слишком высокая самооценка может приводить к высокомерию, пренебрежительному отношению к окружающим. Иными словами, слишком низкая или слишком высокая самооценка может приводить к негативным изменениям нашей личности. Как же понять, какова эта самооценка? Сколь она адекватна?
Первым сигналом ее неадекватности может быть чувство дискомфорта или беспокойства от того, что вы оказались вместе с людьми, которые на самом деле в вашей реальной жизни по данному показателю не столь и близки. Другой способ — использовать иные тесты и сравнить их показатели с самооценкой. Например, вы поставили себя на пятую ступеньку по уровню интеллекта, что означает, что вы оцениваете свой уровень как средний, а по тесту на интеллект вы получили высокий балл, следовательно, ваша самооценка занижена.
Психогеометрический тест
(Печатается по Е. И. Рогову)
Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности, которая сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.
По мнению А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, она позволяет:
1) мгновенно определить форму (или тип, хотя здесь есть различия) личности интересующего человека и, естественно, вашу собственную форму;
2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;
3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Основные формы личности
Инструкция. Посмотрите на пять фигур, изображенных на рисунке. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это — Я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуру в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это — ваша основная фигура, или субъективная форма Она дает возможность определить ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит: тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности
Квадрат. Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. И Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате:
а — б — в — г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.
Они, как и их родственники — Квадраты, относятся к линейным формам и близки к «левополушарным» мыслителям, способным глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.
Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.
Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Из Треугольников получаются великолепные руководители на самом высоком уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников. Главное отрицательное качество «треугольной» формы — сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.
Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм — треугольную, круглую и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники пытаются делать то, чего никогда раньше не делали; задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия, которая проходит.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Круг. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.
Во-вторых, Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх сильные личности, например Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость: если дело касается вопроса морали или нарушения справедливости.
Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует  себя с кругом, скорее, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление более образное, интуитивное; переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а, скорее, мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев.
Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает полушарных организационных навыков своих «линейных братьев» угольника и Квадрата.
Зигзаг. Эта фигура символизирует креативность, творчества, хотя потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще большей степени, вам свойственны образность, интуитивность интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукцияне ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки. Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять «Правополушарное» мышление.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль.
В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». При этом, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвимыми, «открывая глаза другим» на возможность нового решения, склонны видеть мир постоянно меняющимся.
Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.
Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду-матку в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
Данный подход оказался очень устойчивым, что, вероятно, связано не только с его научной ценностью, но и с возможностью популяризации и удовлетворения потребности индивидов в отнесении себя к тому или иному типу с целью самопознания.
Темперамент
Для определения индивидуальных психофизиологических свойств предлагается тест английского психолога Г. Айзенка, направленный на выявление двух основных характеристик личности: экстраверсия — интроверсия; эмоциональная неустойчивость — стабильность.
Экстраверты — люди, обращенные во внешнюю среду; они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены, готовы к быстрым реакциям; их отличают раскованность поведения, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностность в восприятии людей и явлений.
Интраверты — люди, черпающие жизненную активность изнутри; живут своим богатым внутренним миром; замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими, избегают шумных компаний.
В жизни редко встречаются «чистые» экстраверты или интроверты, все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.
Вторая характеристика — эмоционально устойчивые (стабильные) и тревожные (нестабильные) люди.
Эмоциональная нестабильность характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам, самообвинениями, стремлением к самосовершенствованию.
Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными чертами — уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать переживаниям других. Крайние значения этого свойства у человека редки, чаще представлены в той или иной пропорции.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие 57 вопросов.
1.Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2.Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3.Вы человек беспечный?
4.Правда ли, что вам очень трудно отвечать «нет»?
5.Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6.Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это не выгодно?
7.Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8.Обычно вы говорите и действуете быстро, не раздумывая?
9.Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?
вам:
10.Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11.Возникает ли у вас чувство смущения, когда вы хотите заговорить с симпатичным незнакомым человеком противоположного пола?
12.Бывает ли, что вы выходите из себя, злитесь?
13.Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14.Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15.Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16.Легко ли вас обидеть?
17.Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18.Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19.Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.Предпочитаете ли вы иметь друзей меньше, но особенно близких
21.Часто ли вы мечтаете?
22.Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23.Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24.Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25.Способны ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26.Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27.Считают ли вас человеком живым и веселым?
28.Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29.Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30.Вы иногда сплетничаете?
31.Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32.Если хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33.Бывают ли у вас приступы сердцебиения?
34.Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35.Бывает ли, что вас «бросает в дрожь»?
36.Вы всегда бы платили за провоз багажа на транспорте, если бы неопасались проверки?
37.Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38.Раздражительны ли вы?
39.Нравится ли вам работа, которая требует от вас быстроты действия?
40.Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41.Вы ходите медленно и неторопливо?
42.Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?
43.Часто ли вам снятся кошмары?
44.Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45.Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46.Вы чувствовали бы себя очень несчастным человеком, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47.Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48.Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49.Можете ли сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50.Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51.Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52.Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53.Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54.Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55.Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56.Любите ли вы подшучивать над другими?
57.Страдаете ли вы от бессонницы?
Ключ.
Экстраверсия — количество совпадений ваших ответов с ключом:
«да» — 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
«нет» — 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Подсчитайте количество баллов и отложите их по шкале экстраверсии.
Для подсчета эмоциональной устойчивости — количество совпадений ваших ответов с ключом на следующие вопросы:
«да» — 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Проверьте вашу искренность при ответах на вопросы 6, 24, 36 — «да» и на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54 — «нет». Подсчитайте количество совпадений. Если вы набрали здесь свыше 4 баллов, результаты тестирования считаются недостоверными, так как вы были не до конца честны с самим собой и пытались представить себя в более выгодном свете. Если вы набрали менее 4 баллов, результаты тестирования достоверны, вы можете наглядно отразить их в приведенном «Круге Айзенка».
Отметьте свой результат точкой с координатами: по горизонтали -баллы по экстраверсии; по вертикали — баллы по эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная стабильность
Различные стороны вашей личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а сами личности называют акцентуированными личностями. В случае воздействия неблагоприятных факторов эти акцентуации могут приобрести патологический характер.
Данный опросник поможет вам выявить направленность этих сторон вашей личности. Акцентуированные личности не следует рассматривать как патологии, но стоит обратить на них внимание, чтобы они не оказали на вас разрушающего воздействия.
Опросник разработан А.А. Барановым, основываясь на типологии акцентуаций личности по К. Леонгарду. Состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять («да») или отвергнуть («нет») как соответствующие или не соответствующие его поведению.
1.Любит украшения, которые выделяют его среди других людей.
2.Долго помнит неприятные переживания.
3.Стремится к тому, чтобы все было на своих местах и в строгом порядке.
4.Легко впадает в гнев.
5.Инициативность — его главная черта.
6.Бывает так, что у него настроение меняется без видимых причин.
7.Чаще бывает пассивным.
8.Выделяется яркостью и искренностью чувств.
9.Можно сказать, что он человек робкий.
10.Он человек мягкосердечный.
11.У него преимущественно приподнятое настроение.
12.Отличается своеобразием мышления.
13.Ему легко удается вступать в контакты с незнакомыми людьми.
14.Можно сказать, что он человек честолюбивый.
15.Всегда придерживается правила: перед началом дел неоднократно все взвешивать.
16.Бывает прям и резок в отдельных суждениях.
17.Может и умеет ловчить и изворачиваться в затруднительном положении.
18.Он способен на неожиданный поступок.
19.Склонен все усложнять всевозможными условностями и морально-этическими запретами.
20.Склонен к альтруистическим поступкам.
21.Не умеет сколько-нибудь уверенно лгать.
22.Хотя он человек настроения, но крайние реакции ему не свойственны.
23.Его высказывания и поступки большей частью импульсивные, неоцениваемые предварительно внутренне, мысленно не оцененные.
24.Несколько оторван от бытия.
25.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, старается быть таким, каким его ожидают видеть.
26.Ему нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, справляется с ним лучше других.
27.Отличается надежностью и точностью своих решений и действий.
28.В коллективе почти всегда претендует на роль лидера.
29.Ему удается быстро находить выход из тупиковых ситуаций.
30.Можно сказать, что он человек ситуации.
31.Склонен подчиняться и уступать.
32.Легковерен на всякие слухи.
33.Избегает ответственности.
34.Трудно переносит вид крови.
35.Его нрав прямой и открытый.
36.Может придерживаться мнения, которое резко отличается от мнения большинства.
37.Анализирует свое поведение в общении.
38.Может длительно бороться за свои взгляды, убеждения, идеи, небоясь потерять авторитет.
39.Склонен к нерешительности, рассуждательству.
40.Главным считает свой напор, а не силу противника.
41.Бывают случаи недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям.
42.Иногда на некоторое время или несколько дней, а то и недель уходит в себя.
43.Его поведение определяется в первую очередь морально-политическими нормами общества.
44.Склонен к паникерству.
45.Доверчив в общении с друзьями.
46.Исполнителен, с чувством долга.
47.Его кредо — «куда подует ветер, туда и он».
48.Он человек малообщительный, общается преимущественно по необходимости.
49.Без особого труда может изменить свое настроение.
50.Не предпринимает первым мер к примирению, если был участником конфликта.
51.Нередко переносит исполнение дела на более поздний срок или на другой день недели.
52.Предпочитает жить реальной жизнью, а не планами на нее.
53.Может быть душой общества.
54.Иногда сам не знает, что ему надо.
55.Избегает и не любит шумное общество.
56.Обладает художественным вкусом.
57.Весьма тонко чувствует, кто и как к нему относится.
58.Его легко обидеть.
59.Для достижения цели предпочитает использовать апробированные способы, приемы, шаблоны, наборы действий.
60.В труде склонен раздумывать, как сделать лучше, быстрее, с меньшими затратами труда и сил.
61.Можно сказать, что он человек демонстративный.
62.Можно сказать, что он человек злопамятный.
63.Можно сказать, что он человек педантичный.
64.Можно сказать, что он человек импульсивный.
65.Можно сказать, что он яркий оптимист.
66.То оптимистичен, то вдруг пессимистичен.
67.Можно сказать, что он выраженный пессимист.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--38.Многое, за что я берусь, не довожу до конца.
39.Я завидую людям, которые не загружены работой.
40.Я не завидую тем, кто стремится достичь власти и положения.
41.Когда я уверен в своей правоте, то готов отстаивать ее до конца, вплоть до крайних мер.
Ключ.
Вы получили по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются Подсчитайте сумму набранных баллов.
Результат:
от 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
от И до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Анализ результата.
Результат теста «Мотивация к успеху» анализируется вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».
Люди, умеренно или сильно ориентированные на успех, Предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на Успех. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, Реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
Мотивация к избеганию неудач (по Т. Элерсу)
Инструкция. Перед вами табличка — список слов из 30строк, По три слова в строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно характеризующее вас, и пометьте его.
За каждое совпадение вы получаете по 1 баллу. Первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра (за косой чертой) — номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово находится в первой строке, во втором столбце — «бдительный». Если вы отметили именно его, то получаете 1 балл. Другие выборы не получают баллов.

Ключ. 1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите:
от 2 до 10 баллов — низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов — высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации.
Результаты данного теста анализируются вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску». Люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию достижений. Люди, избегающие неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач на работе. Такая установка на защитное поведение усиливается:
1) когда без риска не удается получить желаемый результат;
2) когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.
Готовность к риску (по Шуберту)
Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла — полностью согласен, полное «да»;
1 балл — больше «да», чем «нет»;
О баллов — ни «да», ни «нет», нечто среднее;
— 1 балл — больше «нет», чем «да»;
—2 балла — полное «нет».
1.Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2.Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3.Стали бы вы на пути убегающего опасного преступника?
4.Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5.Можете ли вы на следующий день после бессонной ночи нормально работать?
6.Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
7.Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам их вернуть?
8.Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9.Могли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10.Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11.Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12.Могли бы вы после нескольких стаканов пива ехать на велосипеде?
13.Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
14.Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Санкт-Петербурга до Москвы?
15.Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16.Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17.Могли бы вы пойти на опасную для жизни операцию, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом?
18.Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19.Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20.Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21.Взялись бы вы за опасную работу, если бы за нее хорошо платили?
22.Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23.Могли бы вы по указанию начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
24.Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25.Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов доехать из Москвы до Хабаровска?
Ключ. Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.
Результат:
меньше —30 баллов — слишком осторожны;
от -10 до +10 баллов — средние значения;
свыше +20 баллов — склонны к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску прямо пропорциональна числу допущенных ошибок.
Исследования показали следующие результаты:
с возрастом готовность к риску падает;
у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
у женщин готовность к риску реализуется только в определенных условиях, в отличие от мужчин;
у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
в условиях группы готовность к риску проявляется сильнее, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Мотивация одобрения
(шкала лживости Д. Марлоу и Д. Крауна) Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да»; если же оно неверно, то — «нет».
1.Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2.Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3.Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4.Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5.Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6.Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8.Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9.Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10.    Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11.    Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12.    Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13.    Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали, по-моему.
14.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15.У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17.Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18.Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19.Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20.Я никогда с улыбкой никому не говорил неприятных вещей.
Ключ. Ответы «да» — на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20, «нет» — на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и, следовательно, тем выше готовность человека демонстрировать себя в лучшем свете перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Межличностные отношения
Тест создан Т. Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначен для исследования представлений человека о себе: Я-реальном, Я-идеальном, Я-зеркальном. С помощью теста выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений выделяются два фактора: доминирование — подчинение и дружелюбие — агрессивность. Именно они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия.
Инструкция. Вам предлагается список утверждений. Внимательно прочтите каждое из них и решите, соответствует ли это вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте его крестиком или напишите против него «да», если не соответствует — ничего не отмечайте.
Одновременно или последовательно можете оценить предложенные утверждения с точки зрения «Я — в идеале» (каким хотел бы быть), а также как вас мог бы оценить в рамках этих утверждений интересующий вас человек — «друг, коллега». Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте. Там, где написано «о нем», надо понимать, что это о вас.
1.Другие думают о нем благосклонно.
2.Производит впечатление на окружающих.
3.Умеет распоряжаться, приказывать.
4.Умеет настоять на своем.
5.Обладает чувством собственного достоинства.
6.Независимый.
7.Способен сам позаботиться о себе.
8.Может проявить безразличие.
9.Способен быть суровым.
10.Строгий, несправедливый.
11.Может быть искренним.
12.Критичен к другим.
13.Любит поплакаться.
14.Часто печален.
15.Способен проявить недоверие.
16.Часто разочаровывается.
17.Способен быть критичным к себе.
18.Способен признать свою неправоту.
19.Охотно подчиняется.
20.Уступчивый.
21.Благородный.
22.Восхищающийся и склонный к подражанию.
23.Уважительный.
24.Ищущий одобрения.
25.Способен к сотрудничеству.
26.Стремится ужиться с другими.
27.Дружелюбный, доброжелательный.
28.Внимательный и ласковый.
29.Деликатный.
30.Одобряющий.
31.Отзывчивый на призывы о помощи.
32.Бескорыстный.
33.Способен вызвать восхищение.
34.Пользуется уважением у других.
35.Обладает талантом руководителя.
36.Любит ответственность.
37.Уверен в себе.
38.Самоуверен и напорист.
39.Деловит и практичен.
40.Любит соревноваться.
41.Строгий и суровый, где надо.
42.Неумолимый и беспристрастный.
43.Раздражительный.
44.Открытый и прямолинейный.
45.Не терпит, чтобы им командовали.
46.Скептичен.
47.На него трудно произвести впечатление.
48.Обидчивый, щепетильный.
49.Легко смущается.
50.Не уверен в себе.
51.Уступчивый.
52.Скромный.
53.Часто прибегает к помощи других.
54.Очень почитает авторитеты.
55.Охотно принимает советы.
56.Доверчив и стремится радовать других.
57.Всегда любезен в обхождении.
58.Дорожит мнением окружающих.
59.Общительный и уживчивый.
60.Добросердечный.
61.Добрый, вселяющий уверенность.
62.Нежный и мягкосердечный.
63.Любит заботиться о других.
64.Бескорыстный, щедрый.
65.Любит давать советы.
66.Производит впечатление значимости.
67.Начальственно-повелительный.
68.Властный.
69.Хвастливый.
70.Надменный и самодовольный.
71.Думает только о себе.
72.Хитрый и расчетливый.
73.Нетерпим к ошибкам других.
74.Своекорыстный.
75.Откровенный.
76.Часто недружелюбен.
77.Озлобленный.
78.Жалобщик.
79.Ревнивый.
80.Долго помнит обиды.
81.Склонный к самобичеванию.
82.Застенчивый.
83.Безынициативный.
84.Кроткий.
85.Зависимый, несамостоятельный.
86.Любит подчиняться.
87.Предоставляет другим принимать решения.
88.Легко попадает впросак.
89.Легко попадает под влияние друзей.
90.Готов довериться любому.
91.Благорасположен ко всем без разбору.
92.Всем симпатизирует.
93.Прощает все.
94.Переполнен чрезмерным сочувствием.
95.Великодушен и терпим к недостаткам.
96.Стремится покровительствовать.
97.Стремится к успеху.
98.Ожидает восхищения от каждого.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Краткая хронология мирового менеджмента
Реферат Азвитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению xxii Олимпийских зимних игр и xi Паралимпийских зимних игр 2014 года в г
Реферат Какие игрушки предпочитают малыши?
Реферат Теорії організованого капіталізму й державно-монополістичного капіталізму
Реферат Психологические и физиологические аспекты наркотической зависимости и учет личности наркомана
Реферат Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках английского языка в средней школе
Реферат Концепция ЛН Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории
Реферат Исчисление НДС по истечении 60 дней с момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности)
Реферат Социология Георга Зиммеля
Реферат Разработка приёмника радиолокационной станции обнаружения
Реферат Пьер Кюри
Реферат Восприятие времени
Реферат «Информационные технологии в экономике» тема основы сетевых информационных технологий
Реферат Товароведная экспертиза рыбы
Реферат Первый выход человека в открытый космос