Реферат по предмету "Психология"


Методические основы психологической коррекции детей с отклонениями в эмоциональном развитии, пер

--PAGE_BREAK--

Рис. 2.1.1 Типичные стрессовые ситуации дошкольников
Нами были проанализированы ответы родителей и определены травматические события, которые по «Шкале стресса у детей Ш. Льюиса» имеют наиболее сильное стрессовое воздействие. Данные представлены в рисунке (Рис.2.1.2)


Рис. 2.1.2 Травматические события с сильным стрессовым воздействием в исследуемой группе детей

Количественный анализ показал, что в стрессовой ситуации в той или иной мере были все 15 исследуемых детей. Из них перевод в другой детский сад и госпитализацию родителя пережило 3 ребенка, рождение брата или сестры и госпитализацию – 12 детей, начало трудовой деятельности матери – 13 детей. Смерть бабушки или дедушки – 9 детей, смерть одного из родителей – 2 ребенка. Увеличение ссор между родителями пережило 13 детей, развод родителей – 7 детей, появление отчима или мачехи – 4 ребенка.

Родителям детей исследуемой средней группы также была предложена «Анкета для родителей» Н.В. Тарабриной с инструкцией ее заполнения. Всем родителям было необходимо заполнить часть анкеты, содержащую биографические данные и первую ее часть (направленную на выявление наличия психотравмирующей ситуации). Далее тем родителям, которые указали на наличие травматической ситуации, было предложено заполнить вторую часть анкеты. Во второй части анкеты родителям было необходимо указать реакции ребенка на травматическое событие. Обработка результатов проводилась согласно инструкции (Приложение 3).

Количественный анализ первой части анкеты показал, что из 15 детей предложенные в данной анкете травматические события пережили 13 детей. В процентном соотношении это показано на рисунке. (Рис.2.1.3)


Рис.2.1.3 Процентное соотношение детей переживших травматическое событие


Из предложенных травматических ситуаций дети пережили серьезные физические заболевания – 3 ребенка, длительные или повторные госпитализации – 12 детей, физическое насилие – 1 ребенок, смерть близкого человека пережило 2 ребенка. В другие травмирующие ситуации был включен развод родителей. Его пережило 7 детей.

Вторая часть анкеты позволила выявить, что у детей, переживших травмирующие ситуации, проявлялись все чувства и особенности поведения, представленные в анкете. А именно ужас или сильный страх, чувство беспомощности, возбуждение. Дети стали трудно контролируемыми, импульсивными, поведение стало менее организованным.

Для выявления особенностей психического состояния детей было проведено тестирование по методике Р. Теммла, М. Дорки, В. Алина на выявление уровня тревожности у детей «Выбери нужное лицо». Детям предлагалось 14 картинок-ситуаций, задавался вопрос: «Как ты думаешь, какое лицо у ребенка, веселое или грустное?». На основе данных протокола вычислялся индекс тревожности по формуле: количество отрицательных ответов \ количество картинок-ситуаций * 100 = ИТ.

Использовались следующие критерии оценивания: ИТ – 50% и выше – высокий уровень тревожности, ИТ – 20-49% – средний уровень тревожности, ИТ ниже 20% — низкий. Данные зафиксированы в протоколе № (Приложение 4) и отражены в гистограмме. (Рис.2.1.4)


Рис. 2.1.4 Уровень тревожности детей

Количественный анализ результатов исследования показывает, что 10 из 15 детей имеют высокий уровень тревожности и 5 – средний. Качественный анализ показывает, что тревогу у детей вызывают ситуации, связанные с агрессией, наказанием и одиночеством.

Далее была использована методика А. И. Захарова «Боишься ли ты?». Ее целью является изучение переживаний страхов ребенком. Детям задавалось 30 вопросов с характерными для дошкольников страхами. Критерии подведения итогов были следующие: возрастная норма страхов для детей 4-5 лет 8 (мальчики), 11 (девочки). Если количество страхов у мальчиков 13 и более, а у девочек 15 и более – это свидетельствует о начале формирования невроза у детей.

Данные зафиксированы и представлены в протоколе №4 (Приложение 5) и гистограмме (Рис.2.1.5)


Рис. 2.1.5 Уровень переживания страхов детьми
Количественный анализ результатов исследования показывают, что у 2 из 15 детей уровень страхов значительно превышает возрастную норму, что свидетельствует о начале развития невроза страха. У 8 детей выше возрастной нормы, у 5 детей соответствует возрастной норме.

Многие дети бояться темноты, уколов, отца и наказания родителей, а некоторые дети боятся обоих родителей.

Следующим этапом диагностики стало проведение графической методики М.А. Панфиловой «Кактус» для выявления уровня эмоционального напряжения.

Детям предлагалось нарисовать кактус таким, какой они себе его представляют. После рисования дети отвечали на 5 вопросов, касающихся этого кактуса. Критериями для выявления уровня эмоционального напряжения выступает наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности и демонстративности, неуверенности в себе. За каждый признак ребенок получает 1 балл. 4-3 балла – высокий уровень эмоционального напряжения, 2 балла – средний уровень, 1 – 0 балла – низкий уровень. Выявление признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе предложены М.А. Понфиловой. Наличие агрессивности можно предположить, если в рисунке присутствуют иголки. О демонстративности говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Признаки тревоги выражаются в использовании темных цветов, преобладании внутренней штриховки прерывистыми линиями. О неуверенности в себе можно судить по маленькому размеру рисунка, расположению внизу листа. Также о признаках тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе можно судить по ответам детей о нарисованном кактусе. Данные представлены в протоколе №5 (Приложение 6) и зафиксированы в гистограмме (Рис.2.1.6)


Рис.2.1.6 Уровень эмоционального напряжения.

Далее результаты диагностики были обобщены и представлены в сводной таблице


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Количественный анализ показал, что из 15 исследуемых детей высокий уровень риска психологического травмирования имеют 10 детей, 4 ребенка имеют средний уровень риска. Очень высокий уровень риска психологического травмирования имеет 1 ребенок.

Таким образом, на основе результатов проведенных методик, можно сделать вывод, что риск психологического травмирования детей дошкольного возраста очень высок. Такие дети требуют особого отношения к себе. Поэтому, для работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей.
2.2 Методические рекомендации воспитателям по работе с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму
Планы коррекционных занятий с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии, перенесших психологическую травму.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были разработаны планы коррекционных занятий, направленных на поддержку и коррекцию детей с эмоциональными отклонениями, перенесших психологическую травму. Было разработано 5 планов коррекционных занятий для детей среднего дошкольного возраста. Занятия – тренинги направлены на развитие эмоциональной и личностной сферы детей, а также развитие коммуникативных навыков.

В содержание работы с детьми включены следующие методы: игровые упражнения, психологические этюды, беседы, рисование, подвижные игры, релаксация, психогимнастические этюды, рефлексия.

Коррекционные занятия для детей среднего дошкольного возраста.

1)     «Удивительный сон »

Вид: эмоционально – личностный.

Цель: Создать эмоционально благоприятную обстановку в группе. Развивать умение передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания; умение проявлять личностное качество – смелость. Развивать умение слушать других людей; умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Закрепить понятие о добре. Помочь преодолеть чувство страха.

Оборудование: мягкая игрушка Заяц, аудиозапись (релаксационная музыка), ладошки из цветного картона (красного, синего и желтого цвета), разноцветные фишки, картонная коробочка и прорезью в крышке («Копилка воспоминаний»)

Ход занятия:



Этап

Упражнения, цель

Инструкция

1

Вводная часть.

Приветствие.

Цель: учить детей начинать общение с приветствия. Создать положительный эмоциональный фон.

— Здравствуйте ребята! Вы пришли в волшебную комнату. Здесь все для вас – игры, игрушки, карандаши, и все-все-все! Но чтобы играть в этой комнате, надо выполнять правила.

1) Быть честным; 2) Когда один говорит, остальные слушают; 3) Не драться, не касаться, не толкаться; 4) Ничего не бояться, играть не отказываться.

Вы согласны с правилами? (Да) Хорошо.

Теперь надо поздороваться друг с другом. Скажите, как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). А мы сегодня поздороваемся так, как здороваются котята – щечками. Повернитесь друг к другу и прикоснитесь своей щекой к щеке друга. Вот мы и поздоровались.

2

«Напугаем страх»

Цель: развивать внимание, создать доброжелательную атмосферу, помочь преодолеть чувство страха.

— Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный лес. Но там нас могут поджидать коварные страхи. Не бойтесь их! Сейчас я научу вас, как напугать страх. Я буду читать стихотворение, и показывать движения, которые отгоняют страхи, а вы повторяйте за мной. Начнем:

Страх боится солнечного света, (поднимаю руки вверх и развожу в стороны)

Страх боится летящей ракеты, (поднимаю слева направо левую руку, справа налево — правую)

Страх боится веселых детей, (широко улыбаюсь, большой палец правой раскрытой ладони приставляю к носу, большой палец левой раскрытой ладони приставляю к мизинцу правой и шевелю пальцами)

Страх боится интересных затей. (поворачиваюсь к ребенку и протягиваю ладони для хлопка)

Я улыбнусь, и страх пройдет, (широко улыбаюсь)

Больше меня никогда не найдет. (машу указательным пальцем)

Страх испугался и задрожал (показываю испуг и дрожь)

И навсегда от меня убежал. (прикладываю руку ко лбу и смотрю вдаль по сторонам)

Мы научились пугать страх и теперь можем отправляться в путешествие. Закройте глаза и, когда я досчитаю до трех, мы перенесемся в лес. На счет 3 открывайте глаза.

Раз, два, три.

3

Основная часть

Этюд «Удивительный лес»

Цель: развитие эмоциональной сферы. Научить передавать эмоции страха, внимания, удивления, радость. Учить проявлять личностное качество – смелость.

— Вот мы и в лесу. Посмотрите, как тут красиво. Мы очутились на солнечной полянке. Расскажите, что вы видите вокруг. (ответы детей). А я вспомнила, какой удивительный сон приснился мне сегодня про этот лес. Это сон про таких же детей, как и вы. Про мальчика Кирилла и девочку Олю, которые заблудились в лесу. Я вам его расскажу, а вы поможете мне его показать.

Сначала Оля и Кирилл шли по темной чаще. Им было страшно, потому что они заблудились. Покажите, как дети шли по лесу и им было страшно. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт. Возьмите друг друга за руку и пойдем осторожно по лесу. И Ярику страшно, и Тасе. У Светы брови высоко подняты.

Но тут дети услышали впереди какие-то звуки. Они остановились и прислушались. Покажите, как они прислушались. Брови слегка сведены, глаза прищурены, рот приоткрыт. Голову наклоните влево, глаза отведите вправо, тело слегка наклоните вперед, левую ногу выставьте вперед, правую руку поднесите ладонью к уху. Святогор прислушивается и Настя прислушивается. У Дианы хорошо получается.

Ребята услышали чей-то голос, который громко пел песню. Они осторожно прошли вперед (идее по кругу), вышли на полянку и увидели зайца, который пел песню. Дети очень удивились. Покажите, как Оля и Кирилл удивились. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот открыт буквой “О”, плечи подняты, руки слегка разведены. И Даша удивляется, глаза округляет. У Нины плечи высоко подняты. Саша брови поднимает.

Ребята удивленно смотрели, как заяц смело пел песенку. Он поздоровался с Олей и Кириллом и громко сказал: “Я смелый заяц Рома! Я никого не боюсь!” Я покажу вам, какой смелый был заяц, а потом по очереди вы покажете мне смелого зайца. Только вместо Рома, называете свои имена.

Подбородок приподнят, грудь вперед, плечи слегка отведены назад, спина прямая, руки на поясе, одна нога чуть впереди и громко говорим: “Я смелый заяц Алла Валериевна! Я никого не боюсь!”. Продолжай Олеся. У Марины тоже получится смелый заяц. Эмма подбородок приподняла, ногу выставила. У Кати смелый заяц получился.

Оля и Кирилл подружились с зайчиком, и он предложил проводить их до опушки леса. Вместе, держась за руки, вприпрыжку бежали они из леса, радуясь своей дружбе. Покажите, как радовались Оля, Кирилл и заяц. Глаза широко открыты, брови приподняты, уголки рта приподняты. Возьмитесь за руки и покажите, как они бежали вприпрыжку из леса (подскоки на месте). У Ани получается радоваться, Даша улыбается и Лера.

Когда заяц вывел Олю и Кирилла на опушку, их уже ждали родители. Они принялись радостно обнимать детей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и обнимитесь.

Ребята обещали зайчику приходить к нему в гости, и попрощались с ним. Покажите, как ребята прощались с зайчиком. Повернитесь друг к другу и помашите друг другу рукой. Родители взяли Олю и Кирилла за руки, и повели домой, а зайчик побежал обратно в лес.

Вот такой интересный сон приснился мне сегодня. Спасибо, что помогли мне показать его. У всех сегодня получалось показать и страх, и удивление и радость. Вы все молодцы!

4

Упражнение «Добрые дела»

Цель: развивать умение слушать друг друга. Закрепит знания о добре.

— Зайчик сделал доброе дело и помог Оле и Кириллу выйти из леса. Скажите, а вы делаете добрые дела? (Да) К нам в гости на полянку пришел тот самый заяц. Мы будем по очереди гладить его и рассказывать о добрых делах, которые мы делали. Только слушайте друг друга внимательно. Помните наше правило: «Когда один говорит, все остальные слушают». Я начну.

Беру зайца, глажу его и говорю: «Я помогла бабушке донести до дома тяжелую сумку». Передаю зайца другому ребенку и так по кругу.

После того, как дети скажут, какие добрые дела делали, спрашиваю: «Сережа, ты помнишь, какое доброе дело сделала соня?»

5

Минутка шалости

Игра «Кричалки – шепталки — молчалки»

Цель: смена динамики, развитие внимания.

Ребята, нам с вами на полянку светит солнышко и предлагает поиграть в очень интересную игру. Она называется «Кричалки – шепталки – молчалки». У меня есть вот такие ладошки. (показываю) Красная ладошка – это Кричалка. Когда я покажу ее вам, вы можете бегать и кричать. Желтая ладошка – это Шепталка. Когда вы ее увидите, то должны будете только ходить и шептать. Синяя ладонь – это Молчалка. Когда я подниму ее, вы должны будете замереть и молчать. Кто не заметит смену ладошки, тот проиграл и садится на стульчик. А тот, кто выиграет, получит в подарок вот такую фишку (показываю). Итак, начнем.

После игры раздаю победившим – фишки. А проигравшим говорю: «В этот раз вы были не внимательны и поэтому проиграли. Но я знаю, что в следующий раз вы будете внимательны и обязательно выиграете»

6

Релаксация

«Волшебный сон»

Цель: снятие физического и психического напряжения. Научить детей расслабляться.

— А теперь, представьте себе, что вы маленькие котята, которые устали после веселой игры и хотят немного поспать.

Сядьте удобно. Так, чтобы спина откинулась на спинку стула, ноги стояли ровно, плечи были опущены и расслаблены. Когда начнется музыка, вы закроете глаза, и я буду читать стихотворение. Вы уснете волшебным сном. Волшебный он потому, что вы уснете не по-настоящему. Вы будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте мои слова. Шептать не надо, повторяйте мои слова в уме, про себя. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» и наше путешествие закончится тогда, когда закончится музыка, и я скажу: «Открывайте глаза». Внимание, наступает «Волшебный сон». Включаю релаксационную музыку и начинаю читать стихотворение.
Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко… ровно… глубоко….

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

И расслабленна…

Губы не напряжены

Приоткрыты и теплы…(2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслабилось все тело…

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко (2 раза с перерывом)

Длительная пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

(выключаю музыку)

7

Заключительная часть

Рефлексия

Цель: самоанализ ощущений и достижений.
Прощание

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

— Девочки и мальчики, сегодня мы научились по-новому здороваться. Мы побывали в лесу. Там мы послушали и показали интересную историю, рассказали зайчику про свои добрые дела, поиграли с ладошками и заснули волшебным сном. Я принесла вам «Копилку воспоминаний». (передаю детям фишки) Возьмите фишки и подумайте, что вам больше всего понравилось сегодня. Потом я буду передавать вам «копилку», а вы будете говорить, что вам сегодня понравилось и класть в копилку фишку. И так мы будем делать всегда, после каждой встречи, чтобы все наши приятные моменты не забывались и навсегда оставались с нами. Только внимательно слушайте друг друга. Я начну (кладу фишку в копилку). Мне понравилось здороваться, как котята (передаю «копилку» дальше по кругу).

После того, как все дети положат свои фишки в «копилку», спрашиваю: «Ярослав, что больше всего понравилось сегодня Маше?»

— Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


2)                «Путешествие в удивительный лес»

Вид: эмоциональный.

Цель: развивать умение передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания. Развивать умение слушать других людей; развивать выразительность движений; развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Создать эмоционально положительный фон.

Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), бумага, цветные карандаши, набор пиктограмм с эмоциями.

Ход занятия:



этап

Упражнения, цель

Инструкция

1

Вводная часть.

Приветствие.

Цель: учить детей начинать общение с приветствия. Создать положительный эмоциональный фон.

— Здравствуйте ребята! Вы пришли в волшебную комнату. Все, что здесь находится, все ваше! Но чтобы играть в этой комнате, надо выполнять правила.

1) Быть честным; 2) Когда один говорит, остальные слушают; 3) Не драться, не касаться, не толкаться; 4) Ничего не бояться, играть – не отказываться.

Вы согласны с правилами? (Да) Хорошо.

Теперь надо поздороваться друг с другом. Скажите, как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). А мы сегодня вот как поздороваемся. Я обниму того, кто со мной рядом и скажу, как я рада его видеть. (поворачиваюсь к ребенку слева, обнимаю его). Кирилл, я очень рада тебя видеть. Теперь по очереди повернитесь к своему соседу, обнимите его и скажите, как вы рады его видеть. Вот мы и поздоровались.

2

«Собираем чемодан»

Цель: развивать внимание и умение слушать других.

— Сегодня мы отправимся в путешествие в лес. Но сначала нам надо собрать вещи. А делать мы это будем так. Я назову вещь, которую я возьму с собой. Следующий назовет вещь, которую возьму я, и которую возьмет он. Следующий должен будет назвать мою вещь, вещь предыдущего человека и свою. И так далее по кругу. Это сложно, но я уверена, что у вас все получится. Внимательно слушайте друг друга. Не волнуйтесь. Если что-нибудь забудете, то мы напомним. И так, начнем. Я беру расческу. Молодцы, у вас все получилось, мы ничего не забыли. Теперь можно отправляться в путешествие. Закройте глаза и, когда я досчитаю до трех, мы перенесемся в лес. На счет 3 открывайте глаза.

Раз, два, три.

3

Основная часть

Этюд «В лесу»

Цель: развитие эмоциональной сферы. Научить передавать эмоции страха, внимания, удивления, радость.

— Вот мы и в лесу. Посмотрите, как тут красиво. Мы очутились на солнечной полянке. Расскажите, что вы видите вокруг. (ответы детей). А теперь возьмитесь за руки и мы немного прогуляемся по лесу. Идем по тропинке. Аккуратно, здесь растут цветы. Надо их переступить. Вдруг мы услышали какой-то шорох. Прислушайтесь, что это. Брови слегка сведены, глаза прищурены, рот приоткрыт. Голову наклоните влево, глаза отведите вправо, тело слегка наклоните вперед, левую ногу выставьте вперед, правую руку поднесите ладонью к уху. Все прислушались? У Иры глаза прищурены, Никита поставил руку к уху. И тут из кустов кто-то быстро выбежал и испугал нам. Покажите, как мы испугались. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт, плечи приподняты, руки прижаты к груди. Ах, как мы испугались. У Миши приподняты плечи, у Насти глаза широко открыты. А это оказался всего лишь ежик. Но он был такой большой, что мы очень удивились. Покажите, как мы удивились. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот открыт буквой “О”, плечи подняты, руки слегка разведены. У Жени руки разведены, у Марины брови высоко подняты. Ежик внимательно посмотрел на нас и побежал дальше. Помашите ежику на прощание. Посмотрите, к нам на полянку прилетели птицы и запели песню. Песня такая красивая, что на душе у нас стало радостно. Покажите, как нам радостно. Глаза широко открыты, брови приподняты, уголки рта приподняты. Всем радостно. У Юры уголки губ приподняты, у Лены глаза широко открыты.



4

Упражнение «Когда такое бывает»

Цель: Научить различать и понимать эмоции; развивать умение внимательно слушать других.

— Ребята, посмотрите, птички принесли мне интересную игру. На этих карточках нарисованы лица с разными настроениями. Сейчас вы по очереди возьмете по одной карточке. Посмотрите внимательно на них и подумайте, как называется такое настроение и когда оно бывает. А потом по очереди расскажите птичкам. Например, у меня лицо со злым настроением. Такое настроение бывает, когда кто-нибудь обзывается. Только внимательно слушайте друг друга и не перебивайте.

После того, как дети расскажут про все эмоции, спрашиваю: «Сережа, ты помнишь, лицо с каким настроением было у Сони?»

5

Минутка шалости

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: смена динамики.

Ребята, нам с вами на полянку светит солнышко и предлагает поиграть в очень интересную игру. Сейчас мы превратимся в большого дракона. Становитесь позади меня и берите друг друга за пояс. Я буду головой дракона, а вы моим хвостом. Дракон гуляет по полянке, перепрыгивает через ямки, проползает под ветками. Но дракону надоело просто гулять и ему хочется пошалить. Я буду пытаться поймать свой хвост. Если мне удастся его поймать, то он становится головой. Итак, начнем. (игра продолжается пока все дети не побывают на месте головы дракона)

6

Релаксация

«Тихое озеро»

Цель: снятие физического и психического напряжения. Научить детей расслабляться.

— Смотрите, ребята! Мы гуляли по лесу и вышли к красивому тихому озеру. Присядем возле него и отдохнем. Сядьте удобно. Так, чтобы спина откинулась на спинку стула, ноги стояли ровно, плечи были опущены и расслаблены. Когда начнется музыка, вы закроете глаза, и будете слушать мой голос. Постарайтесь представить то, что я буду говорить. Вы откроете глаза тогда, когда я досчитаю до трех.

Включаю релаксационную музыку.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного тихого озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Дышится легко. Вдох… выдох… вдох… выдох… Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя лучше и лучше.

Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит… Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. И только легкий свежий ветерок дует с озера. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое озеро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы видите облака, плывущие по небу. Облака складываются в фигуры. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… (длительная пауза)

Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза и окажетесь снова в детском саду. Раз – два – три.

 (выключаю музыку)

Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня. Сожмите крепко кулачки, потянитесь, потрясите ручками.

Расскажите, что вы видели, когда играла музыка, и вы слушали мой голос.

7

Заключительная часть

Рефлексия

Цель: самоанализ ощущений и достижений.
Прощание

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

— Девочки и мальчики, сегодня мы научились по-новому здороваться. Мы побывали в лесу. Там мы видели большого ежика и слушали, как красиво поют птицы. Рассказали друг другу, какие бывают настроения. Поиграли в дракона и отдохнули у тихого озера. Я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши и нарисовать то, что вам больше всего понравилось сегодня. Когда закончите, по очереди расскажите друг другу про свой рисунок. Слушайте друг друга внимательно, не перебивая.

Когда дети расскажут про свои рисунки, спрашиваю: «Костя, скажи, что больше всего понравилось Ире?»

— Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания.



3) «Путешествие на цветущую поляну»

Цель: Развить коммуникативные навыки: помощь сверстнику, доброжелательное отношение, умение проявлять инициативу в контактах; научить детей внимательно слушать друг друга. Создать эмоционально положительный фон.

Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), цветок из картона.

Вид: коммуникативный.

Ход занятия:



этап

Упражнения, цель

Инструкция

1

Вводная часть.

Приветствие.

Цель: настроить детей на взаимодействие, научить новому способу приветствия.

— Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в гости пришел волшебный цветок. Давайте покажем ему, как мы умеем здороваться друг с другом. Скажите, как вы здороваетесь с мамой, папой, друзьями? (Ответы детей) А мы с вами сегодня поздороваемся вот как: мы будем по очереди желать друг другу доброго дня. Сначала я поздороваюсь с Машей: «Здравствуй, Маша. Я желаю тебе доброго дня» — и передам ей цветок. Потом Маша повернется к Кости, передаст ему цветок и пожелает доброго дня так, как я пожелала ей. И так по кругу, пока цветок не вернется ко мне.

Вот мы и поздоровались. Цветку очень понравилось, и он расцвел еще больше.

2

Игра «Волшебные цветы»

Цель: активизация внимания, создание доброжелательной атмосферы

— Цветок приглашает нас на цветущую поляну. Но прежде чем отправиться туда, мы должны сами превратиться в волшебные цветы. Я буду называть вам цветы, а вы будете хлопать в ладоши. Когда я назову розу, вы хлопнете 1 раз. Когда я назову ромашку, вы хлопнете 2 раза. А когда я скажу: «Мы волшебные цветы» — вы возьметесь за руки и поднимете их. Молодцы, дети, вы все очень внимательные, теперь мы можем отправляться на цветущую поляну. Но чтобы играть там, нам надо соблюдать правила: 1) Быть честным; 2) Когда один говорит, остальные слушают; 3) Не драться, не касаться, не толкаться; 4) Ничего не бояться, играть – не отказываться.

Вы согласны соблюдать эти правила? (Да) Хорошо, теперь цветок приглашает нас на поляну. Закройте глаза и хорошо представьте себе поляну, полностью покрытую цветами, разными-разными: желтыми, красными, синими. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза и мы окажемся на этой поляне. Раз, два, три – откройте глаза.



3

Основная часть

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: формировать умение слушать друг друга.

— Вот мы и на поляне. Посмотрите, как тут красиво, как много здесь цветов. И у каждого цветка есть свое ласковое имя. Например, наш цветок мы называем ромашечкой, розу мы называем розочкой, фиалку – фиалочкой. Скажите, а какое ласковое имя есть у вас? Как вас ласково называет мама или папа. Сейчас я буду передавать нашу ромашечку, и вы будете называть ему и нам свое ласковое имя. Но помните наше правило: когда один говорит, все остальные слушают. Я начну:

— Мое ласковое имя – Мариночка (передаю цветок, дети называют свои имена).

После окончания спрашиваю каждого ребенка:

— Игорь, скажи, какое ласковое имя у Леры?

-Я надеюсь, что теперь вы будете называть друг друга ласково.

4

Упражнение «Загадай желание»

Цель: формировать чувство общности.

— Ребята, мы находимся на поляне, где растут волшебные цветы, которые могут исполнять любые желания. Я буду передавать нашу ромашку, и каждый из нас загадает 2 желания: одно для всех, кто на этой поляне, а второе для себя. Внимательно слушайте друг друга и не перебивайте. Я начну:

— Для тех, кто на поляне я желаю крепкой дружбы. Для себя я желаю весело и интересно играть (передаю цветок дальше).

 После того, как дети загадают свои желания, спрашиваю: «Саша, ты помнишь, какое желание для себя загадала Катя?»

Вы такие молодцы! У вас замечательные желания. Теперь наша поляна будет самой красивой, а группа – самой дружной.

5

Минутка шалости

Игра «Гусеница»

Цель: Помочь каждому ребенку почувствовать себя частью группы; развивать чувство дружелюбия.

На нашей поляне живут разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Представьте, что мы с вами стали одной большой гусеницей. Встанем друг за другом, возьмитесь за пояс друг друга. Движения у всех должны быть одинаковы, чтобы гусеница получилась дружная. Внимательно следите друг за другом.

— Гусенице надоело сидеть дома и она пошла гулять. (на пути присутствуют препятствия)

— Ребята, какие вы дружные! У нас получилась замечательная гусеница. Вы правильно выполняли движения и ни разу не ошиблись. Молодцы!

6

Релаксация

«Отдых на поляне»

Цель: снятие физического и психического напряжения. Научить детей расслабляться.

— Ребята, мы сегодня так много всего сделали и теперь нам надо немного отдохнуть. Сядьте так, как вам удобно, спину держите прямо, расслабьтесь. Когда начнется музыка, вы закроете глаза и будете слушать мой голос. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза (включаю музыку).

— Вы находитесь на солнечной, цветущей поляне… вас греет солнышко, и вы ощущаете его тепло всем телом… вам дышится легко, ровно, глубоко… Вы полностью расслаблены… Легкий ветерок обдувает вас, и вы чувствуете приятную прохладу… Приятный, сладкий запах цветов успокаивает вас… вы смотрите на голубое небо, по нему плывут пушистые облака.… Расслабьтесь и посмотрите на них… посмотрите, какой они формы… (длительная пауза) Мы хорошо отдохнули, нам пора возвращаться в детский сад. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза. Раз, два, три.

Сожмите крепко кулачки, поднимите руки вверх и потянитесь

— Ребята, скажите, вы видели облака? (ответы детей) Скажите, а какой они были формы? Только не перебивайте друг друга.

7

Заключительная часть

Рефлексия

Цель: самоанализ ощущений и достижений.
Прощание

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

— Девочки и мальчики, мы сегодня с вами были на цветочной поляне, рассказывали про свои ласковые имена, загадывали желания, были большой гусеницей, рассматривали облака. Расскажите нашему цветочку, что вам больше всего понравилось и запомнилось. Я начну:

— Мне понравилось здороваться и желать друг другу доброго дня. (Передаю цветок дальше).

После того, как все дети расскажут цветку, что им понравилось, спрашиваю: «Оля, что больше всего понравилось сегодня Сергею?».

Вот и подошла к концу наша встреча. Цветку пора возвращаться на поляну. Давайте попрощаемся с ним. Дружно, хором скажем ему до свидания. (Дети говорят хором). А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. Спасибо вам за ваше участие. Я думаю, что мы еще обязательно встретимся. До свидания, до новых встреч.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.