Реферат по предмету "Психология"


Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Дипломнаяработа
Ментальныйтренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)

Оглавление
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечнойрелаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной иличностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы

Введение
Актуальностьданной проблемы состоит в том, что многие талантливые люди, в нашем случае,певцы, не всегда могут проявить себя в полном объеме.
Причинойвсему является: во- первых, неосознавание своей деятельности, во- вторых-психологические аспекты (неумение сконцентрироваться на исполнении, страх,волнение, неуверенность в себе, в своих силах)
Длятого чтобы удачно выступить на концерте, певцу необходимо быть в состоянииоптимальной концертной готовности. Это состояние надо рассматривать по тремосновным параметрам: физическому, эмоциональному и умственному.(Бочкарев П.,1975Г)
Хорошаяфизическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошеенастроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во времяпубличного выступления, положительно сказывается на протекании умственныхпроцессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, стольнеобходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическомсостоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того,что концертный стресс активизирует защитные силы организма.
Компонентоптимального концертного состояния(ОКС) складывается из ощущений эмоционального подъема, радостногопредвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей иприносить им своим искусством радость. Одним из важнейших показателей эмоциональногооптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частотасердечных сокращений. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно какпонижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которыедля данного певца оптимальны. ( Изард К. 1980)
Мыслительный(когнитивный) компонент ОКС складывается из ясности и быстроты мышления, способности четкопредставлять программу выполняемых действий и воплощаемых слуховых образов.Передача мысли при вокальном исполнении, осуществляется при помощицеленаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующуюдеятельность внимания все психические процессы- мышление, память, воображение.Волевое сосредоточение внимания позволяет певцу перенести все то, что былосделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план.Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком–либообъекте- очень важный компонент ОКС. Поэтому ежедневные упражнения наконцентрацию внимания должны входить в программу подготовки певца. Отвлекающиемысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. (СтаниславскийК.,1958)
Дляудачного выступления должно сопутствовать приподнятое настроение, особый боевойзадор, отсутствие утомления, хорошее отношения с окружающими, нормальноефизическое самочувствие.
ДляОКС певец, прежде всего, должен охранять свою нервную систему от излишнихраздражителей и экономно тратить силы, а также соблюдать гигиену, согласносвоим индивидуальным особенностям.
Дляпсихологической подготовки певцов к выступлению мы решили использоватьментальный тренинг (от англ. mentai- умственный, психический).
Наоснове вызванного внушением альтернативного состояния сознания путемвербального программирования происходит формирование оптимальногопсихофизического состояния и формирование мотивации человека на общееэмоциональное благополучие.
Всозданном альтернативном состоянии сознания максимально устранена критикавоспринимаемой информации. Субъект выполняет все команды, не задумываясь об ихсодержании. При этом активно формируется необходимые представления и ихэмоционально-чувственные переживания.
Такимобразом, можно полагать, что в основе психорегуляции лежат следующие психофизиологическиемеханизмы: устранение ненужных эмоциональных переживаний, негативныхпсихических состояний, формирование требуемого уровня восстановительнойфункциональной системы, и обеспечение такого психического состояния, прикотором наиболее полно реализуются возможности человека.
Исходяиз выше сказанного, можно предположить, что психомышечная релаксация, можетуспешно применяться в целях оптимизации певца перед выступлением.
Системаметодов морально-волевой подготовки певца в системе ментального тренингадополняется аутогенной, идемоторнрй, сюжетно-ролевой умственной подготовкой,методами умственной репетиции, а также методами ауто- и гетеровнушений.
Мозгнормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационноймощности, следовательно, методы ментального психотренинга помогут наммобилизировать скрытые в мозгу, в психике, в организме человека еще нереализованные функциональные возможности для его развития.
ЦЕЛЬ:Оптимизировать исполнительское мастерство вокалистов.
ЗАДАЧИ:
1) Изучитьличностные характеристики исполнителей и определить отрицательные психологическиеи психофизиологические факторы мешающие исполнителю проявить свой талант.
2) наоснове психодиагностических данных разработать индивидуальный ментальныйтренинг, и провести с целью позитивации исполнительского мастерства вокалистов.
3) показатьэффективность ментального тренинга при работе с вокалистами.
Объект: психическое и физическое состояниевокалистов
Предметисследования: динамика психическогои физического состояния вокалистов в результате применения ментальноготренинга.
Гипотеза: предполагается, что применениементального тренинга будет способствовать оптимизации состояния вокалистовперед выступлением.
вокалист ментальный тренинг исполнительский

Глава 1. Литературный обзор
1.1  Значение воли
Личностныйи профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому есличеловек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он долженобязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональныхспособностей, но и таких качеств характера, которые ведут человека к победе вжизненной борьбе.
Психологиговорят о волевом действии тогда, когда такое действие протекает одновременно вдвух плоскостях, в двух смыслах. Один смысл при этом задается реальнымпобуждением, а другой – воображаемым. И если человек волевой, то воображаемыймотив или смысл оказывается сильнее. Воображаемый смысл связан с социальнымипотребностями человека, его представлениями о себе как об общественномсуществе, уважающим и поддерживающим социальные нормы жизни. (Леонтьев А.Н.)
Черезволевое действие человек оказывается связанным со своим будущим, которого ещенет, но которое должно состояться в результате его волевых действий.
Самосознание человека возникает тогда, когда он приобретает возможность посмотретьна себя со стороны, глазами других людей. Такое действие становиться возможнымпри развитии способности к воображению, умении прогнозировать и представлять последствиясвоих действий, как для себя, так и для других людей. И здесь включаютсяволевые механизмы регуляции поведения. (Рубинштейн С.Л)
Волеваядеятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой,затормозить непроизвольные импульсы, и усилить те, которые представляются емужелательными.
Далеконе всегда решение совершить то или иное действие может быть выполнено безусилий. Очень часто происходит борьба мотивов – выбор из нескольких альтернативнаиболее верного решения. Это борьба сопровождается внутренним конфликтом,часто очень мучительным. Нерешительный человек, приняв решение действовать взаданном направлении, в своих мыслях непроизвольно возвращается к отвергнутойальтернативе и может поменять свое решение. Такие колебания истощают нервнуюсистему.
Проявлениерешительности или нерешительности зависит от психологических особенностейчеловека. Сознанием полной правоты во всем, что они делают, отличаются людиэпитимного и истерического склада. Психастеники отличаются повышеннойсклонностью к проявлениям неуверенности, помногу раз возвращаясь к отвергнутымальтернативам.
Существуютдругие проявления воли: выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выдержкапроявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов –раздражения, гнева, отчаяния, страха.
Настойчивостьвыражается в способности к длительному рабочему напряжению на пути к достижениюцели.
Самостоятельностьпроявляется в опоре на собственный ум, знания и интуицию при выработкерешения. Большое значение здесь имеет доверие к себе и к своим решениям.
Всеэти волевые качества должны быть присущи певцу, для достижения цели. Но ониво-первых, могут быть развиты неравномерно, во-вторых, могут проявляться по-разному. Тренировка соответствующего качества происходит только в процессепрактической деятельности -подготовка к публичному выступлению.
1.2Значение внимания
Различныепараметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение тесно связаныс индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытомработы. Лица с сильной нервной системой обладающие выносливостью нервныхклеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. Т.е. ктообладает подвижными нервными процессами, без труда переключает свое внимание содних объектов на другие. Побочные раздражители для лиц с сильной нервнойсистемой, являются стимулирующим фактором для повышенного внимания к основномувиду деятельности.
Вниманиесвязанно с индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия иэкстраверсия. При выполнении какой-либо работы экстраверты, в силу их большейподвижности, делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательносказывается на точность выполнения задания. (Станиславский, 1951)
Различнаи переключаемость внимания у интровертов и экстравертов. Она более легко даетсяэкстравертам, это связанно с предрасположенностью реагирования на внешниеобстоятельства. Сосредоточение- первая буква в алфавите успеха. Внимание иконцентрация мысли есть причина всякого успеха. Посторонние мысли нередко ведутза собой лишние и неточные движения, закрепляясь при повторении, образуютнеправильное исполнение, не имеющую художественной ценности. Напряженное,концентрированное внимание представляет собой тяжелый умственный труд, истощающийнервные клетки головного мозга, ведущие в данный момент работу, в результатечего в них возникают тормозные процессы и процесс возбуждения переходит надругие участки мозга. Для того чтобы этого не произошло методисты рекомендуютограничить время занятий. Внимание очень тесно связанно с контролем действия,которое становится собственно вниманием тогда, когда достигает уровняавтоматизации действий.

1.3 Психогигиенавокалиста
Чтонужно артисту для того, чтобы он всегда был, как говорят, в форме, чтобы онвсегда мог в полной мере использовать свои творческие возможности?
Дляэтого артист прежде всего должен чувствовать себя здоровым.
Верхниедыхательные пути, а также трахея, бронхи и легкие должны быть у певца всегдаздоровыми. Он должен иметь выносливую мышечную, дыхательную исердечно-сосудистую системы.
Упевца должны быть хорошие слух и зрение, а также хорошо развитая память. Ондолжен выработать у себя устойчивое творческое настроение. Все эти требованиямогут быть выполнены лишь в том случае. Если у певца будет здоровый организм снатренированной, работающей без срывов нервной системой, и если развитие певца,всей его личности будет происходить разносторонне, гармонично. Певец никогда несможет достичь больших успехов, если будет заботиться о здоровье и правильномразвитии только одного голоса, мало обращая внимания на рациональное развитие,укрепление всего организма в целом, на совершенствование всей личности винтеллектуальном и нервно-психическом смысле. (Егоров А.М..1962)
Оченьважно оберегать себя от болезней, которые, как известно, наносят вред здоровью,снижают жизненный тонус человека.
Многиеартисты после концерта не могут долго заснуть, у некоторых сон тревожен, толькопод утро сон становится более спокойным и глубоким.
Плохойсон не дает отдыха певцу. Составляя рациональный режим для певца, надо исходитьиз требований его профессий и гигиенических норм.
Особоевнимание должно быть уделено укреплению нервной системы, сохранению нервнойэнергии. Дело в том, что певец часто переезжает из города в город с гастролями.Происходит быстрая смена условий работы и быта всегда сопровождается ломкойодного динамического стереотипа и заменой его новым, что требует затратынервной силы.
Дляпевца очень важно закаливание и укрепление организма. Некоторые певцы относятсяк этому скептически, предпочитая кутать горло шарфом, остерегаться открытойфорточки. Практики доказали, что закаливание предохраняет человека отпростудных заболеваний. Закаливание для певца — важное средство профилактикиопасных для него болезней и сохранения здоровья. (К.В. Злобин, 1958)
Уартистов-вокалистов гигиенические требования к одежде имеют некоторыеособенности, связанные с их профессией. Нижняя часть грудной клетки иподгрудинная область не должна быть сжата одеждой, чтобы не ограничиватьдыхательных движений, не затруднять кровообращения в этих областях и несоздавать лишних очагов раздражений, которые могут сказаться отрицательно надыхании (тугие жилеты, бюстгальтеры, корсеты и проч.).
Еслипевец недостаточно владеет мышцами брюшного пресса, рекомендуется надевать наживот особый пояс – бандаж (по Л. Н. Работнову), поддерживающий нижнюю исреднюю часть брюшной стенки. Это может значительно облегчить работу прямых икосых мышц живота и помочь созданию «опоры» для дыхания.
Воротничкисорочек должны свободно облегать шею со всех сторон, не сдавливая ее, незатрудняя кровообращения. Молодые певцы, недостаточно тренированные, должныизбегать выступлений в узкой и сдавливающей ступни ног обуви и с высокимкаблуком. Узкая обувь и высокий каблук, сдавливая стопы ног и перенося тяжестьтела с пятки на пальцы, вызывает прежде всего нарушение правильногокровообращения в ногах, кроме того, создает комплекс неприятных ощущений, чтомешает творческому состоянию выступающего певца, а у нетренированных лиц можетвызвать различные отрицательные явления. Имеются отдельные случаи, когда певицыво время концерта падали в обморок, чему причиной являлась нерациональнаяобувь.
Вовремя менструаций у женщин происходит изменения верхних дыхательных путях,влияющие на звучание голоса. Также отмечается гиперемия слизистой оболочкиноса, глотки, гортани и трахеи. Голосовые связки и другие части слизистойоболочки гортани краснеют и покрываются комочками слизи. Сила мускулатурыослабевает. Всем певицам необходимо показываться врачу-ларингологу при началеменструаций и после окончания их для контроля за состоянием верхних дыхательныхпутей. (Петров В., В.И. Анцышкина)
1.4 Профилактика болезней голоса
Заболеванияголосообразовательных органов, связанные с их неправильной функцией, называютсяфункциональными заболеваниями. Основной причиной их являются нарушения в работенервной системы, причем ряд таких болезней характеризуется отсутствиемкаких-либо видимых изменений в голосообразовательных органах, но в другихподобных же заболеваниях наряду с нарушением функции голосообразованияпоявляются видимые изменения органах фонации.
Фонастения. Главные симптомы этой болезни:быстрая утомляемость голоса от самой незначительной певческой работы инеприятные ощущения в гортани при пении. В тяжелых случаях отсутствует звукголоса даже при попытках говорить. Никаких объективных болезненных измененийпри этом в гортани и остальных верхних дыхательных путях не обнаруживается.
Фонастениюразделяют не хроническую и острую.
Подпервой понимают заболевание, принявшее длительное течение и трудно поддающеесялечению, под влиянием рационального лечения.
Гипокинезголосовых мышц, то естьнедостаточная их активность. При этой болезни звук голоса теряет высоту, певецне может тянуть его, быстро устает, часто у него наступает полная афония, тоесть отсутствие какого-либо звука при попытке его издать.
Истерическийпаралич голосовых мышцвыражается в уменьшении или полной потере звучания голоса при речи пении. Онпоявляется внезапно и в тяжелых случаях не дает возможности больному говоритьдаже шепотом.
Приосмотре гортани отмечается зияющая голосовая щель. Движения голосовых связокпри этом бывают весьма незначительными. Паралич обычно двусторонний.
Истерическийспазм голосовой щели такжесопровождается изменением звука голоса и выражается в спазме голосовых мышцгортани.
Речьв этом случае резко нарушена, пение невозможно.
Посвоему происхождению к описанным заболеваниям гортани, называемое несмыканиемсвязок.
Приэтом заболевании певец жалуется на быструю утомляемость голоса при пении иупорное понижение звука (детонироание).
Осмотргортани в данном случае показывает, что при фонации голосовые связки полностьюне смыкаются, — между ними остается щель, то есть налицо частичный паралич голосовыхмышц.
Несмыканиеголосовых связок имеет в своей основе нарушение в работе нервной системы.
Улюдей с неустойчивой нервной системой, особенно вегетативной ее части, иногдавнезапно бывает приступ так называемого нервного (вазомоторного) насморка. Больнойначинает чихать, лицо и нос краснеют, начинается слезоточение. Сначалазакладывает нос, а затем появляются жидкие, прозрачные выделения.
Длительностьподобного приступа насморка – от нескольких часов до 2 – 3 дней и кончается онтак же внезапно, как и начался. Иногда эти приступы учащаются, болезньпринимает затяжное течение и длится недели и месяцы.
Причинойподобного насморка является нарушение в деятельности нервной системы, а толчкомк этому могут служить самые разнообразные обстоятельства, например, волнение,желудочно-кишечные расстройства, необычная пища, охлаждение тела или егоперегревание и т. п.
Нередковстречается хронический атрофичесий насморк, который вызывает неприятныеощущения притупляет чувство обоняния. Такой насморк связан с нарушением питаниятканей из-за неправильной функции вегетативной нервной системы и обычнораспространяется на слизистую оболочку глотки, а иногда и гортани.
Из-занарушения питания тканей носа бывает также гипертрофический насморк, прикотором разрастаются носовые раковины и закладывает нос.
Основнаяпричина всех перечисленных заболеваний – нарушение правил гигиены певца, а впервую очередь нервно-психической гигиены.
Всеподобные функциональные заболевания хорошо излечиваются. Чем раньше начатолечение, тем быстрее наступает выздоровление.
Прифункциональном заболевании певец должен быть взят тотчас же под наблюдениеквалифицированного педагога, причем желателен тесный контакт педагога с лечащимврачом при разрешении многих вопросов лечебного характера. Выздоровление певцав этом случае зависит от хорошо продуманных и умело применяемых совместныхлечебных мероприятий врача и педагога-вокалиста.
Дляпрофилактики функциональных заболеваний голосового аппарата к каждому певцунеобходимо соблюдать правила нервно-психической гигиены, чем будет укреплятьсянервная система. (К.В. Злобин, 1958)
Многиепевцы с неустойчивой или ослабленной нервно-психической сферой склонны впадатьв болезненное состояние, называемое астеническим. Такое состояние наблюдаетсяпри нервных заболеваниях – неврастении и других неврозах. Неуверенность в себеи подавленное настроение – симптомы этого состояния. Неудачное выступление вспектакле или концерте, плохое звучание голоса, субъективная неудовлетворенность созданным образом, передачей тех или иных нюансовисполняемого произведения и т. п. – все это выводит такого певца из равновесия,снижает его жизненный тонус и может стать одной из причин развитияфункциональных болезней голоса.
Еслипевец страдает подобным неврозом, надо лечиться у невропатолога ипсихоневролога и постоянно находиться под наблюдением.
Крометого, для предупреждения функциональных заболеваний голосовых органов, нужнособлюдать правила гигиены, гигиены дыхания, питания, гигиены голоса привыступлениях, гигиены голоса у женщин при менструациях. Так же важно приниматьмеры для предупреждения воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, аесли такие заболевания возникли, лечиться у врача и только после выздоровленияприступать к вокальной работе; при ненормальностях в строении органовголосообразования находиться под постоянным наблюдением врача-фониатра и повопросам вокальной работы консультироваться с ним.
Еслипевец перенес тяжелую болезнь, то после выздоровления он должен быть поднаблюдением врача и согласовывать с ним объем своей вокальной работы. (ЕгоровА.М..1962)
1.5 Сущность превосходства
Уверенностьв себе и безопасность- 2 из самых важных факторов. Если я знаю что способенфункционировать на 40-50 процентов своих возможностей. Я всегда должен думать «ямогу сделать все». Эта вера необходима, чтобы превзойти других. Дляпревосходства над другими надо постоянно искать возможности для самороста. Петьс различными и лучшими певцами. Всегда надеяться что лучший концерт должен всееще прибывать. И нет смысла сосредотачиваться на каждом случае, так какконцертов много. Лучше действительно сосредоточиться на стороне связанной сразвитием. Другой компонент для превосходства- управление своими чувствами,контролировать свои действия. Получение удовольствия и умение насладитьсямоментом, мгновением очень важно для исполнителя.
Концентрация–вещь, которую должны изучить прежде всего. Дисциплина- также основное правилоспособности концентрироваться. Есть много вещей проходящих через нашу голову,важно, уметь быстро переключаться в нужное русло.
Внутренниекачества, для превосходства над другими.
Основныеэлементы превосходства — контроль своих действий, положительные образы,умственная готовность. Однако существуют два дополнительно-взаимосвязанныхкачества: спонтанность и творческий потенциал.
Оченьтрудно отделить спонтанность и творческий потенциал. Творческий потенциалописывают как визуализацию, воображение или музыкальную интерпретацию, личноевыражение чувств и эмоций, которые пробудила музыка. Спонтанность интерпретироваласькак открытость к творческому потенциалу, выражая импульсы или вдохновение.(Орлик Т.1992)
1.6 Виды ментального тренинга (МТ)
Аутогеннаятренировка (АТ). Воснове существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психическогосамовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекаремЭ. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецкимтерапевтом И. Шульцем в 1930-х годах. Самовнушения являются условием, повышенияактивности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективностиАТ обычно берется уровень психомышечкой релаксации, достигнутый субъектом впроцессе упражнений АТ. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуетсяпосредством аутокоммуникации между «Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементывнутриличностной сферы.
Йдеомоторнаятренировка (ИГ). Воснове идеомоторной тренировки лежит «загадочный эффект» связи мыслии движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самимдвижением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение,что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных завыполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым ещев XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первыеэкспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д.Менделеевым, показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемоедвижение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной деятельности. Наоснове ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга,получивший название «мысленной репетиции» предстоящего выступления.
Мысленнаярепетиция (МР).Как пишетВ. П. Некрасов с сотрудниками,(19..) «оптимальное психическое состояние неявляется подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того,чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияниепсихологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности».Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широкоиспользуемый в практике психологической подготовки певцов. Примеромэффективности этого метода может служить психологическая подготовка известногонемецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста,часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящихвстреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очереднойвидеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используетсядля адаптации психики вокалистов (артистов) к условиям предстоящего выступленияв сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей выступлений).
Ментальныйимаготренинг (ИВ).
Методимаготренинга (образ, изображение) основан на функциях продуктивного(творческого) воображения, позволяющее создать в своем уме нужную картинупредстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этотобраз в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и егогрупповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережитьсебя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широкопрактикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое числопсихотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобенактеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики,футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др.… Однако неталантливому, актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законыпомогут одаренному актеру проявить талант и развить его". Принятая «маска-образ»создает эффект «психологической защиты» и делает его недосягаемым длясоперников .
Психотренингволевого внимания (ГШВ).
К этой группеметодов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения наконцентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятиерешений, коррекцию самооценки и др. (Е.Кончик,2002)
Обыгрывание.
Вэтом приеме психологической подготовки певец- исполнитель постепенноприближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельныхзанятий и кончая выступлением в кругу друзей. Обыгрывание ситуации выступлениянадо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы говорясловами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое — приятным.
Ролеваяподготовка.
Смыслэтого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственныхличностных качеств, входит в образ хорошо известного ему певца, не боящегосяпубличных выступлений, и начинает петь в образе другого человека. Впсихотерапии этот прием называется имаго терапией, т.е. терапией при помощиобраза. В состоянии внушения определенного образа талантливого человека уиспытуемых повышается уровень творческого потенциала.
Смыслролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийсяперед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть рольчеловека, который уверен в себе и ничего не боится. Далее надо с максимальновозможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этогосоответствующую систему действий.
Надоскопировать манеру держаться этого человека, разговаривать, смеяться и т.д. Приэтом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в которомбудут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения.
Способностьчерез целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятиюновой роли является высшим этапом психологической подготовки.
Предконцертноесамочувствие ученика в значительной мере зависит от психического состоянияпедагога.
Каждыйпевец за время своей карьеры накапливает определенный опыт как успешных, так инеуспешных выступлений. Для выяснения причин неудачных выступлений полезноведение дневника, в котором фиксируются причины, проведшие к тому или иномурезультату. А также записывать свое самочувствие, свои мысли, действия во времялучших выступлений, чтобы создавать в себе то состояние, которое, на ваш взглядявляется оптимальным. ( Петрушин. В И., 1971)
1.7 Основыметода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
«Гетероссугестивныйтренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987),который в свою очередь является модификацией ментального тренинга.
Ментальныйтренинг, как информационно-кодословный метод лечения разраблтан Ларсоном-ЭрикомУнесталем (1975). В основе метода лежит применение упражнений, способствующихпоявлению и углублению ощущения тяжести, тепла, покоя в определенных участкахтела, что ведет к релаксации, на фоне которой проводится внушение каких-томыслей, желаний, образов, ощущений, состояний.
Ментальныйтренинг- это научение, в результате которого формируется положительноеподкрепление на здоровый образ жизни, поведения на всех уровнях организма, т.е.формируется долгосрочная память. При этом происходит динамическое саморазвитие,самоактуализация и т.д.
Освоениеметода происходит пошагово: люди учатся расслаблять мышцы, затем психику, затемформируется свой подход, стиль. Последовательно человек постигает программы
Гетероссугестивныйтренинг психомышечной релаксации направлен не столько на формирование здоровогообраза жизни, сколько на самооптимизацию.
Этаметодика более сконцентрирована, более целенаправленна, в нее вобраны вселучшие наработки Л.Э.Унесталя, а именно: мышечная релаксация, психическаярелаксация, самогипноз, тренировка формирования образов, идеомоторнаятренировка, концентрация внимания, десенсибилизация, психическая устойчивость,решение проблем, тренировка в создании установок, коммуникативный тренинг. Приэтом методика скомпанована таким образом, что в одном сеансе решаются задачибольшинства описанных выше программ.
МетодикаЛ.Э.Унесталя подразумевает аутотренинг, т.е. самостоятельное использованиепрограммы человеком, тренинг изнутри, в то время как гетеросеггестивноевоздействие подразумевает обязательное присутствие врача, т.е. обеспечиваеттакие факторы, как контроль. Оценка и прогноз процесса оптимизации.
Состояниеглубокой релаксации полезно при восстановлении сил после физической иумственной нагрузок, в целях сознательного изменения состояния за счет внушенияи мысленных представлений. Даже непродолжительный отдых может привести кнормализации сна, к снижению развития утомления, повышению работоспособности.Формирование позитивного эмоционального состояния, на которое направленырелаксирующие тренировки, влечет за собой чувство уверенности, независимости,безопасности, свободы.
Врасслабленном состоянии наш организм способен более легко переноситьотрицательные воздействия стрессогенных факторов, отрицательные эмоции.
Релаксация– это эффективное средство для снятия стресса. Релаксация предполагает снижениенапряженности организма до ее нормального уровня.
Следствиемрелаксации является положительное изменение как физиологических процессов, таки психических состояний.
Влияниерелаксации на физиологические процессы проявляется в более низком уровнеактивности физиологических функций. Об этом свидетельствует урежение пульса,уменьшение частоты и увеличение глубины дыхания, снижение кровяного давления.
Доказано,что мышечная Релаксация стимулирует психическую Релаксацию, которая создаетчувство покоя и уверенности, т.к. когда мышцы тела расслаблены, уменьшаетсятревога. Если научиться глубоко расслабляться, то можно экономно расходоватьсвою энергию и снизить усталость.
Основнаяцель психорегуляции – повышение эффективности использования функциональныхвозможностей организма за счет формирования особого психическогосостояния.(Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккейехайн Л., Фрестер Р..1985; УнэстальЛ.Э.,1992)
Существенноезначение имеет связь функционального состояния ЦНС с тонусом мускулатуры. Большинствоавторов подчеркивает особую роль мышечного расслабления в купировании икоррекции явлений перевозбуждения, страха, апатии.
Поперечно– полосатые и гладкие мышцы участвуют в „усилении“ отрицательныхэмоциональных состояний. Установлено, что коррелятором отрицательных эмоцийявляется мышечное напряжение. Мышечная релаксация ведет к снижениюнапряженности и тревоги. В состоянии глубокой релаксации, когда мышцыпостепенно расслабляются, уровень поступления сигналов от мышечных рецепторов вкору головного мозга значительно снижается, что ведет к снижению эмоциональнойнапряженности. Одновременно с этим возникает чувство невесомости, спокойствия,невозмутимости, которое сохраняется долго после того, как мышцы уже больше ненаходятся в расслабленном состоянии.
Нейрофизиологическийэффект обосновывается тем, что словесный сигнал или образ, вызванный словеснымсигналом, ведет при систематическом повторении в процессе терапевтическогосеанса к образованию условных вербально-висцеральных реакций и реализациижеланных сдвигов.
Наоснове вызванного внушением альтернативного состояния сознания путемвербального программирования происходит формирование оптимальногопсихофизического состояния и формирование мотивации человека на общееэмоциональное благополучие.
Всозданном альтернативном состоянии сознания максимально устранена критикавоспринимаемой информации. Субъект выполняет все команды, не задумываясь об ихсодержании. При этом активно формируется необходимые представления и ихэмоционально-чувственные переживания.
Такимобразом, можно полагать, что в основе психорегуляции лежат следующие психо — физиологические механизмы: устранение ненужных эмоциональных переживаний,негативных психических состояний, формирование требуемого уровнявосстановительной функциональной системы, и обеспечение такого психическогосостояния, при котором наиболее полно реализуются возможности человека.
Исходяиз выше сказанного, можно предположить, что психомышечная релаксация, можетуспешно применяться в целях оптимизации певца перед выступлением.

Глава2. Организация и методыисследования
2.1 Методыи материалы
1.ментальный тренинг для повышения исполнительского мастерства вокалистов.
2. дляпсиходиагностики использовались
· методикамногофакторного исследования личности ( ММРI), для индивидуального подхода к каждому участнику
· Шкала оценкиуровня реактивной и личностной тревожности. (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
· »восьмицветовойтест Люшера",
3.Экспертнаяоценка специалистов в области вокального исполнительства
проводиласьрежиссером постановщиком, руководителем по вокалу шоу-театра «Эргона», Октябрьскогор-на,( здание Гор.ДК.) Хакимовой Л.Б. и
студийнымзвукорежиссером, руководителем младшей вокальной группы шоу-театра "Эргона" Евгением Сошинским. На основе данных наблюдения и непосредственнойработы с участниками.
4.Самооценка участников
Исследованиепроводилось в научно-практическом медикофизическом центре
КрасГУ с певцами сольниками.
Курспрошло 5 человек ( два парня и три девушки). Возраст от 18-21. Длительностьодного сеанса 45 мин, количество сеансов варьировалось от 7-10.
Анализпроведенной беседы с участниками, имеющих позволил выявить следующее. Срединаиболее часто встречающихся жалоб было:
— тревога, волнение перед выступлением; внутреннее беспокойство за исполнение;различные социальные страхи (неполадки в аппаратуре, оценка и реакция зрителей);вегетативные расстройства( потливость рук, сухость во рту, дрожь в теле,); расстройствапищеварения,
участникижаловались: трудность засыпания перед выступлением, плохой сон; физическое ипсихическое переутомление; раздражительность, нервозность; повышеннаятревожность, беспокойство; головные боли, мышечные зажимы.
В эмоционально-личностной сфере выявлены такие особенности: напряженность, желание тепла,безопасности; проявление воли и ее напряжение, стремление к самовыражению;ожидание плохого, тенденция к критическому отношению в выборе объектовконтакта, разочарование, озабоченность, раздражительность по отношению кокружающим.
Наоснове анализа жалоб и проблем, связанных с творчеством, был составлен текстдля сеансов психотерапии. В рамках этого решались следующие задачи:
-Снятиемышечного напряжения, мешающего процессу звукоизвлечения; устранениепсихического и физического напряжения за счет внушаемого расслабления, ощущениетепла и покоя; восстановление сна; снижение уровня тревожности; формированиеоптимального психофизического состояния;
работана осознание телесных ощущений, обращение внимания к ощущениям, сопровождающимрелаксацию; устранение негативных эмоциональных переживаний, напряжения за счетформирования позитивного эмоционального состояния; формирование мотивациичеловека на общее эмоциональное благополучие путем вербальногопрограммирования; осознавание своей деятельности; удерживания программы; усилениеуверенности в себе, и в своих силах.
Вразработанной нами методики, на основе ГСПМР, акцент ставится на психологическую адаптацию к ситуациипубличного выступления.
На первом этапепроводится психомышечная релаксация, на втором – прорабатывается образнаякартина концертного выступления, разработанная совместно с участниками, иучитывающая опасения, страхи, связанные со сценой.
Основнойакцент в разработке формул внушения ставится именно на снятие мышечногонапряжения, и усиление уверенности. В начале сеанса делается установка напокой, отдых. Участников просят занять удобное положение, важно чтобы ничто нестягивало тело, не мешало свободному протеканию энергии, когда мышцы будутполностью расслабленными. Внушение основано на формировании исключительнопозитивных образов своего состояния и уровня вокального исполнения. Слово иобраз запечатлеваются в памяти сильнее в состоянии глубокой релаксации, поэтомувесь акцент, связанный с правильным видением своей творческой деятельностиописан во второй части. Формирование позитивного эмоционального состояния,влечет за собой чувство уверенности, независимости, безопасности, свободы. Целенаправленноиспользуются положительные образы, образы желательных событий, избегаются «зацикливания»на неприятностях, страхах, опасениях. Вербальные гетеросуггестивные воздействияпредставляют собой особый состав специальных слов в определенном сочетании(коде) информационно относящихся к тому или иному органу человека, и к темобразам и состояниям, которые необходимы для хорошего выступления. Повторяя втечение 20 минут информационно-кодовые слова, психотерапевт добиваетсярасслабления, что вызывает восстановление функций всех органов и систем.
Текстментального тренинга.
Напервом этапе проводится погружение в аутогенное состояние, на втором –прорабатывается образная картина концертного выступления.
«Устраивайтесьудобнее. Вы слышите меня, мой голос. сосредоточтесь на своих внутреннихощущениях, которые будут вызывать мои слова. расслабтесь..., успокойтесь… вычувствуете себя легко и свободно… Вы постепенно переходите в состояние отдыхаи покоя. успокаивается ваше дыхание. Успокаивается каждая клетка вашегоорганизма, успокаивается каждая частичка вашего тела. Мышцы тела постепеннорасслабляются. Сбросьте все напряжение накопившееся за последнее время ипочувствуйте волну расслабления. дышится легко и свободно. При каждом выдохеощущение расслабления растет и усиливается.
Вычувствуете, как тепло наполняет ваше тело. Представьте прекрасный летний день.Солнечные лучи пронизывают ваше тело и наполняют вас положительной энергией.Представьте, как вы ступаете по теплому песку, почувствуйте, как согреваютсяваши ноги. Почувствуйте, как согреваются пальцы ног, ступни. Теперь ощутитезаднюю сторону голени. Тепло, медленно поднимается к икрам, бедрам. Согреваетсяспина. Сосредоточьте свое внимание на спине. Расслабляется позвоночник, мышцышеи. Вы чувствуете, как расслабляется каждый мускул, как тепло наполняет вашетело. Переключите свое внимание на руки. Мышцы рук, кистей и пальцеврасслабляются… представьте что вы сидите у камина, руки становятся теплыми игибкими… тепло от кистей рук поднимается по плечам… предплечья и плечи расслабляются.плечи спокойно опущены, ушла вся тяжесть, вам дышится легко, вы чувствуете себясвободно, как птица парящая высоко высоко в небе… расслабления растекается поживоту, грудной клетке. Ваше дыхание спокойное и тихое. Ощущение расслабленияувеличивается по мере выдыхания воздуха. Расслабление с каждым выдохомстановится все глубже и глубже и расходится по телу все дальше и дальше. Теперьначинайте сосредотачиваться на лице. Рзглаживается лоб, расслабляются мышцылица… Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты. Мне дышитсялегко и спокойно. Спокойно и ровно бьестя мое сердце. Легкий ветерок сдуваетпоследнее напряжение. От напряжения не осталось и следа. Прежнее чувствотяжести превращается в чувство полного расслабления. Ваше тело полностьюсогрето. Проследите внутренним взором, как расслабление растеклось по всемутелу, расслабились ноги, спина, руки, живот, лицо. Мышцы стали мягкими ирасслабленными. Вам легко и хорошо. Появилось ощущение легкости, ощущениепарения и постепенного отделения от всего, ускользания от тяжести ибеспокойства. Вы испытываете ощущения погружения в тишину, в состояние покоя иудобства……… Вы отдыхаете. Вы забываете все плохое. Проблемы, неприятные мысливас больше не тревожат. …… Ничего не волнует вас, не нарушает покоя. Вашитревоги и волнения постепенно рассеиваются. Все, что прежде волновало вас —ушло, рассеялось, забылось.
Второйэтап
·сейчас вы видите зал, в котором будете выступать… вы отчетливо видитесцену, зрителей… вы спокойны, собраны и сосредоточены… сейчас вашвыход…уверенно и радостно вы начинаете петь… вам нравится петь .., всемнравится как вы поете… вы ничего не боитесь, вы не волнуетесь, вы легкодвигаетесь по сцене, ничего вам не мешает работать, вы не зажаты, ваши плечи испина расслаблены вам легко… Каждый звук вы извлекаете с огромнымудовольствием. У вас все отлично звучит, у вас прекрасное исполнение… Вывыполняете все что задумали, вы вложили всю свою душу в исполнение… выперенесли весь смысл песни… вы поете грустную песню, и каждый человек в залепереживает вместе с вами, вы поете веселую песню и все радуются вместе с вами…вы хорошо понимаете что в песни есть начало, развитие и кульминация… вы хорошопоете… вы четко видите все свои действия… вы полностью отдаетесь своемувдохновенному исполнению… бурные аплодисменты зала…это все для вас…какое этонаслаждение- красиво и хорошо петь… вам легко и приятно удерживать всю своюпрограмму в голове… вы легко расстаетесь со своим негативным волнением изаменяете его радостным ожиданием выступления… Попытайтесь мысленно отброситьпрошлое со всеми его беспокойствами, ускользая от них все дальше и дальше.Оставайтесь в этом состояние дремоты. Веки тяжелеют. Отдыхайте. Это состояниерелаксации полезно, оно наполнит вас новыми силами, вы почувствуете себяздоровыми и бодрыми. У вас будет отличное настроение. А сейчас отдыхайте...
Итак,вы отдохнули и получили заряд новой жизненной энергии. Исчезли неприятныеощущения, исчезли неприятные мысли, заботы, волнения. Все, что преждеволновало, ушло, рассеялось, забылось. Сейчас вам очень хорошо. После сеанса выпочувствуете себя полными сил, все будет получаться. А главное, у вас будетхорошее настроение. С каждым сеансом Ваше состояние будет улучшаться, выприобретаете уверенность в себе, в своих силах, в своих возможностях.Нормализуется сон, вы будете засыпать, как только голова коснется подушки, вамбудут сниться только хорошие сны. Уже сегодня вы почувствуете большоевнутреннее успокоение. Голова стала светлой и ясной. Самочувствие бодрое,настроение ровное и спокойное. Вы начинаете приходить в себя. С каждым вдохомчувство пробуждения усиливается. Открываете глаза, постепенно пробуждается вашетело, приходит ощущение полного пробуждения. Сейчас я вместе с вами будусчитать до 3х. На счет три открывайте глаза.Раз, ВЫ ОТОХНУЛИ… Два… головаясная, мысли четкие. Все хорошо. Три… открывайте глаза...
Сеансокончен...
1.СМИЛСтандартизированный, многофакторный метод исследования личности, впервыеразработанный в 1942 – 1949 годах американским психологом Маккинли и Хатэуэем вцелях профессионального отбора военных летчиков.
Первыетри оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверностирезультатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью.Остальные восемь шкал являются базисными и оценивают свойства личности.
1шкала (ипохондрии) измеряет свойство личности испытуемого с астено –невротическим типом
2шкала (депрессии) говорит о склонности испытуемого к социопатическим вариантамразвития личности
3шкала (истерии) измеряет эмоциональную лабильность
4шкала (психопатии) показывает импульсивность, уровень побуждения к достижениюцели
5шкала в этом варианте опросника отсутствует
6шкала (паранойяльности) характеризует обидчивость испытуемого, склонность каффектам и их ригидность
7шкала (психастении) предназначена для диагностики тревожно – мнительного типаличности, склонного к сомнениям
8шкала (шизоидности) определяет степень эмоциональной отчужденности сложности вустановлении социальных контактов
9шкала (гипомании) выявляет близость к гипертимному типу личности, измеряетактивность и возбудимость
Послепостроения профиля описываются характерные личностные особенности испытуемого взависимости от наличия высоких и низких показателей по той или иной шкале.
Шкалаоценки уровня реактивной и личностной тревожности
Данныйтест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности вданный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности(как устойчивая характеристика человека)
Личностнаятревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой кругситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногданарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямокоррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными иневротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Нотревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Приэтом существует оптимальный индивидуальный уровень.
Шкалаоценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ,высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожности
»Восьмицветовойтест Люшера", проективная методика исследования личности, основанная насубъективном предпочтении цветовых стимулов.
Проективнаяметодика исследования личности, основанная на субъективном предпочтениицветовых стимулов. Стимульный материал состоит из 8 стандартных разноцветныхквадратов. В процессе тестирования испытуемый, высказывая предпочтение одним иотвергая другие цвета, конструирует ряд цветового предпочтения, проецируяструктуру своих внутренних диспозиций на вышеупомянутые цвета. Экспериментаторпроизводит обратную операцию – реконструирует структуру внутренних диспозицийиспытуемого и делает предположение о его наиболее вероятном поведении при техили иных обстоятельствах, его эмоциональном состоянии, определяет то, что можетстать причиной срыва или нерационального поведения, а также предполагаетнаиболее адекватные психотерапевтические воздействия.
Непосредственнонаблюдение, за выступлениями до и после сеанса.
Оценкаэкспертов, (руководителя)
Текстдля психотерапии был разработан с учетом психологических особенностейвокалистов.

ГлаваЗ Обсуждение результатов
3.1 Результатыисследования
Путемопроса участников исследования на основе вербальных самоотчетов было выявлено:
Напервых психотерапевтических сеансах большинству пациентов не удалось достигнутьрасслабления, что свидетельствует о высоком уровне напряжения, тревоги.Участники говорили о том, что они не могут избавиться от напряжения в различныхчастях тела: в основном это — шея, плечи и ноги. Наиболее сложно былорасслабить лицо. В процессе работы я старалась уделять «проблемным зонам»больше времени, пыталась помочь достигнуть исчезновения напряжения благодаряусилению внимания к тем ощущениям, которые сопровождают релаксацию. С каждымсеансом участникам было все легче достигнуть полного расслабления.
К 6-7сеансу достигать полного расслабления научились все пациенты. В состоянииглубокой релаксации, когда уровень поступления сигналов от мышечных рецепторовв кору головного мозга значительно снижается, возникает чувство невесомости,бестелесности, чувство свободы, независимости и т. п. Формируется такназываемое альтернативное состояние сознания. На данном этапе, обычнодостигалась психическая релаксация. Участникам удавалось отключиться отнеприятных мыслей. Все описывали свое состояние как промежуточное между сном и бодрствованием.
Послекурса ментального тренинга: нормализовался сон; произошло снижение развитияутомления, повышение работоспособности; исчезли жалобы соматического плана; стабилизировалосьпсихическое состояние; общее снижение уровня тревоги.

Результатымногофакторного опросника ММРI L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бородин 41 62 58 57 39 60 57 69 50 46 41 55 26 Запольский 45 68 47 56 55 65 44 55 53 70 65 73 35 Романович 35 68 44 34 28 30 55 68 51 45 31 72 32 Березинская 36 78 46 55 40 53 45 47 57 36 65 75 39 Баграмян 36 69 49 58 43 49 61 48 58 54 55 68 36 СРЕДНЕЕ 45 60 50 49 36 47 50 50 48 50 68 34
Приинтерпретации результатов ММРIвыявлены следующие особенности: тенденция кповышенным значениям по шкалам 9(оптимистичность), и сниженные значения пошкалам 2(депрессия), 0(социальная интроверсия). Полученные данные означаюттенденцию к неразборчивости в связях, избыточную общительность, отсутствиеособой разборчивости, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам,эмоциональную лабильность, демонстративность.
Работас вокалистами должна быть направлена на повышение самооценки и уверенности всебе, на повышение уровня самоконтроля и самосознания, поощрениями и поддержкой
Пометодики «восьмицветового теста» Люшера до и после курса МТ было определено
/>

До курса на первыхпозициях чаще всего синий цвет +1, что скорее всего может означать стремление кустойчивой ситуации, страх перед трудностями. Нерешительность в принятиирешений, крайняя чувствительность к средовым воздействиям, потребность впонимании и сочувствии.
Обращаетна себя внимание 4(желтый) сдвинутый к последней позиции, что предполагает страх,ожидание плохого, чувство покинутости, тенденция к критическому отношению ввыборе объектов контакта, разочарование, озабоченность, раздражительность поотношению к окружающим.
Послекурса на первых позициях +2+3+4(зеленый, красный, желтый). Активно-оборонительнаяпозиция, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженнаятенденция к доминированию, увлеченность и стремление к преодолению стоящих напути к реализации своих намерений препятствий. Оптимистичность, легкое вживаниев разные социальные роли, непосредственность и раскрепощенность поведения,поиски признания в межличностном взаимодействии, целенаправленность действий.
Порезультатам " Шкалы реактивной и личностной тревожности" Спилберга–Ханина.
Докурса МТ у двух участников был высокий уровень РТ, и у двух низкий.
Личностнаятревожность в пределах нормы.
Послекурса уровень реактивной тревожности стал в пределах нормы, уровень личностнойтревожности снизился в пределах нормы. По этим данным можно судить обадекватном реагировании в ситуациях выступления. (рис1) (рис2)

/>
Рис. 1 результаты шкалы оценки реактивной тревожности
/>
Рис 2. результаты шкалыоценки личностной тревожности
Оценка экспертов до ипосле курса МТдо курса МТ: вокалисты зажаты, нервозны; повышенная отвлекаемость; трудности при восприятии и заучивании нового материала; быстрая утомляемость; сложности в понимании смысла песни, совместная работа над правильностью интонирования и передачи мысли в песне требует больших энергетических затрат; начинающие певцы плохо адаптируются на сцене. Не могут удержать и перенести программу, которую дает руководитель на репетициях.
/>/>
После курса МТ
Режиссер постановщик, руководитель по вокалушоу-театра«Эргона», Октябрьского р-на,( здание Гор.ДК.) Хакимова Л.Б.
За последний месяц общее состояние вокалистов улучшилось. Они стали более уверенней в своих профессиональных способностях, более спокойны. Увеличилась работоспособность, они стали легче переносить нагрузку, укрепился связочный аппарат (эластичность связок, расслабление мышц гортани) ушли хрипы, частота звучания улучшилась. Появилось стремление к накоплению нового материала. Возможности развития имеют положительную динамику.
После курса МТ
Студийный звукорежиссер, руководитель младшей вокальной группы шоу-театра " Эргона" Евгений Сошинский):
После применения тренинга в работе наблюдались уменьшения вибрационной составляющей при звукоизвлечения, повышение эмоционального уровня, легкости и естественности исполнения, также нужно отметить уменьшение нервозности перед записью, снижение утомляемости при многочасовой работе в студии.
Березинская Настя,20
По результатам ММРI: профиль не нормативен.
Ведущий пик по 9 шкале (оптимистичность)(Т-76)и понижение по 2(пассивность), 7 (тревожность), 0 шкалам.
Повышенная активностьличности в поисках выхода из сложных ситуаций, эмоциональная лабильность, неразборчивостьв контактах.
Ведущаяпотребность-избавление от страхов и неуверенности. заниженная 7 (тревожность) шкала(35Т) указывает на отсутствие осторожности в поступках, сниженная способность ксопереживанию, грубоватую и жесткую манеру поведения. Необходимо создать душевныйдиссонанс с другими людьми.
Результаты восьмицветовоготеста Люшера.
ДО
14253067
41352067
ПОСЛЕ
32145607
23415067
Функция +4+1
Смешанный тип реагирования, противоречивая позиция — активно-пассивная, связанная с противодействием разнонаправленных позиций. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Функция *2
Настойчивое поведение, упорство в отстаивании своих позиций.
Функция =5=3
Эгоцентрическая обидчивость, отсутствие поддержки.
Функция =0=6
Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.
Функция +2+3
Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, противодействие давлению внешних факторов, уверенность в себе. Стеничность, стрессоустойчивость.
Функция *4*1
изменчивость настроения в зависимости от реакций находящихся рядом людей. Самооценка зависит от успеха и мнения значимых других.
Функция =5=0
Ощущение изолированности и одиночества. Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость.
Функция =0=6
Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.
Функция -7
Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой.
ПО результатам Спилберга–Ханина
/>
Пониженныерезультаты требуют повышения чувства ответственности и внимания к мотивамдеятельности.
Запольский Слава ,19
Результаты ММРI
Профиль не нормативен.
Повышение по 3(эмоциональнаялабильность),7(тревожность)8 (индивидуалистичность) 9 (оптимистичность) шкалам,заниженная 0 (социальная интроверсия)
Неразборчивость вконтактах. Сочетание 78" выявляет механизм интеллектуальной переработки иограниченного поведения, направленного на избегание неуспеха и проявляющего явлениянавязчивости, при этом выявляется проблема заниженной самооценки. Уход в мирфантазий. Незрелость установок и суждений, «ребячливость».
Результаты восьмицветовоготеста Люшера.
ДО
02531647
04635172
 ПОСЛЕ
43215760
43251067
+0
тенденция к пассивности, отходу от социальных контактов, опустошенность, усталость
*4*6
неустойчивость, неуверенность в себе, тревожные опасения непреодолимости существующих проблем,
=5=3
ощущение изолированности и непонятости окружающими
=5=1
сосредоточение на своих проблемах, ощущение одиночества
=7=1
эмоциональная заторможенность, вынужденный отказ от реализации некоторых потребностей
-2
неудовлетворенность своим социальным статусом, нежелание предпринять чего-либо.
Функция +4+3
Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие.
Функция *2
Поведение настойчивое, требовательное, упорство в достижении целей, отстаивание своих позиций.
Функция =5=1
Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость.
Функция =1=0
Потребность в эмоциональной вовлеченности, носящей поверхностный характер.
Функция -6-7
Протест в отношении запретов и нежелательных ограничений. Потребность распоряжаться своей судьбой.
ПО результатам Спилберга–Ханина
/>
Пониженные результаты требуютповышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.
Баграмян Кристина,18
ММРI
Профиль не нормативен.Ведущий пик по 9(оптимистичность) шкале. Повышенная 4 шкала, свидетельствует обэмоциональной лабильности, нестабильности, поверхностность в контактах. Встрессе появляется действенный, стенический тип поведения, решительность. Плохопереносят однообразие. Завышенная 9 шкала определяет акцент по гипертимномутипу и выявляет завышенную самооценку, снисходительное отношение к своимпромахам недостаткам.
Результаты восьмицветовоготеста Люшера.
ДО
15243607
15423607
ПОСЛЕ
41325607
41235067
+1
потребность в гармоничных отношениях с окружающ, уход от житейских проблем в мир искусства.
*2*4
обстоятельства способствуют неустойчивости самооценки. Стремление повысить свою значимость в глазах окружающих.
=3=6
поиск выхода из сложных ситуаций
-0-7
повышенная чувствительность к внешним раздражителям, стремление к самостоятельности в принятии решения
Функция +4+1
Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии.
Функция *2*3
Актуализация лидерских тенденций, упорство в преодолении трудностей, напряженность и чувство соперничества.
Функция =5=0
Ощущение изолированности и одиночества. Потребность в ярких эмоциональных переживаниях, эгоцентрическая сосредоточенность на своих проблемах, обидчивость.
Функция =0=6
Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.
Функция -7
Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой.
ПО результатам Спилберга–Ханина
/>
пониженные результаты требуютповышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности.
Бородин Слава,21год
ММРI
Профиль не нормативен.
Повышенная 5 шкала(мужественности)выявляет пассивность личностной позиции, гуманистическую направленностьинтересов, чувствительность, утонченность вкусов, затруднение сексуальнойадаптации, мягкость, повышенные требования к среде. Заниженные2, 8, 0. низкий показательпо 8 шкале указывает на преобладание у данной личности здравого смысла, трезвойоценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем.,неразборчивость в контактах
Результаты восьмицветовоготеста Люшера.
ДО
12543607
15243067
ПОСЛЕ
32514760
23145607
+1
потребность в прочной и полной привязанности, эмоциональном комфорте т защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем
*2*5
стремление преодолеть предубежденность и недоброжелательность окружающих, настороженность и недоверчивость во взаимоотношениях в связи с тенденцией к преувеличению значимости их мнения.
=4=3
потребность в покое и одрбрении для избавления от субъективно переживаемой неуловлетворенности, это связанно с опасениями новых трудностей, мешающихреализации собственных намерений и расширению сферы деятельности
=3=6 поиск выхода из сложных ситуации, стремление оградить себя от дополнительных волнений.
Функция +2+3
Активно-оборонительная позиция, высокая поисковая активность, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. Эти характеристики усилены уверенностью в себе, наступательностью тактики взаимодействия в межличностных контактах
Функция *1*4
Подверженность средовым влияниям, потребность в сопричастности. Стремление к вживанию в разные социальные роли.
Функция =5=6
Эгоцентрическая обидчивость, эмоциональная сдержанность.
Функция =6=0
Стремление к бесконфликтному общению и физиологическому комфорту.
Функция -7
Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы

ПО результатам Спилберга–Ханина
/>
Тревожность находится впределах нормы, слегка завышенная.
Романович Света, 18
MMPI
Профиль не нормативен.
Наосновании завышения 5 шкалы женственности (68Т) можно сделать вывод о такихчертах личности, как самостоятельность, независимость в принятии решений. Низкиепоказатели 3 (эмоциональной лабильности)(ниже 50Т) свидетельствуют о высокойэмоциональной лабильности, о пониженной чувствительности к средовымвоздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социума Низкиепоказатели 8 (индивидуалистичности) (ниже 50Т) встречаются у лиц с рациональнымподходом к решению проблем, шаблонно мыслящих.
Повышена 9 шкала (оптимистичности) (73), чтолегкость в принятии решений, отсутствие разборчивости в контактах, легковозникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью.
ДО
16354072
15364207
ПОСЛЕ
43251607
43251067
+1
потребность в прочной и полной привязанности, эмоциональном комфорте т защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем
*5*3
настойчивость в отстаивании собственной индивидуальности, что насколько усложняет адаптацию.
=4=0
потребность в общении, неуверенность в себе и стремление избегать конфликтов
=0=2
настороженность, выжидательная позиция.
-2
неудовлетворенность своим социальным статусом, ослабление воли. Нежелание предпринять чего-либо.
Функция +4+3
Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности) усиливаются такими свойствами как (активность позиции, высокая мотивация достижения, нормальная эротичность
Функция *2*5
Стремление преодолеть предубеждение и недоброжелательность окружающих; настороженность и недоверчивость во взаимоотношениях в связи с тенденцией к преувеличению значимости их мнения. Изобретательность и богатство фантазии.
Функция =1=0
Потребность в эмоциональной вовлеченности, носящей поверхностный характер.
Функция =0=6
Потребность в большей эмоциональной вовлеченности, эротичность.
Функция -7
Интенсивность тенденции, выявляемой другими цветами. Потребность самостоятельно решать свои проблемы и распоряжаться своей судьбой.
ПО результатам Спилберга–Ханина
/>
Высокая тревожностьхарактеризуется склонностью испытывать в сложных ситуациях публичноговыступления опасения и страхи, связанные с социальными последствиями успеха илинеудачи выступления. В этих случаях следует снизить субъективную значимостьситуации, и перенести акцент на осмысление деятельности и формированием у нихчувства уверенности в себе.

Заключение
Изучивличностные характеристики участников, мы составили текст ментального тренинга позволяющийснизить отрицательные психологические и психофизиологические факторы, мешающиемаксимально проявить свои вокальные возможности.
Впроцессе проведения курса МТ наблюдались изменения индивидуально- типологическиххарактеристик: тревожность стала менее выраженной, улучшилось качества сна исамочувствие, появилось решительность и уверенность в своих силах, улучшениесоциальной адаптации. Применение МТ способствует выработке привычки ксамоконтролю, к самонаблюдению, умению самостоятельно преодолеватьэмоциональную напряженность, самостоятельно организовывать такое самочувствие иповедение, которое наиболее рационально в каждом конкретном случае. Певец становитсяспособен контролировать себя и преодолевать эмоциональное напряжение, за счеттех навыков, которые он приобрел в результате тренингов. Участники стали болееуверенней в своих силах, страх перед выступлением заменен приятным ожиданиемвыхода на сцену, непосредственно при исполнении уменьшились зажимы в теле,появился смысл своей деятельности.
Такимобразом, систематическое применение МТ дает возможность певцу достичьоптимального состояния, выходить из состояния тревоги, напряжения, волнения,мешающего хорошему выступлению.

Выводы
1. Врезультате исследования у вокалистов были выявлены следующие психологическиеособенности: (тревожность, проявление воли и ее напряжение, стремление ксамовыражению, ожидание плохого, разочарование, раздражительность по отношениюк окружающим). Психологические и психофизиологические факторы мешающиемаксимально реализоваться вокалистам: (мышечные зажимы, ощущение сухости ворту, вегетативные проявления (потеют руки), расстройства пищеварения, неумениесконцентрироваться на исполнении, страх, волнение, плохое самочувствие.))
2. Наоснове выявленных психологических особенностей участников исследования, былсоставлен тест для гетеросуггестивного тренинга на фоне глубокой психомышечнойрелаксации, направленный на снятие мышечного напряжения, формированияоптимального состояния перед выступлением, установки на повышение уверенности всвоих силах, для предотвращения страха перед сценой.
3.После проведения курса МТ у вокалистов солистов определились положительныеизменения: (нормализовался сон, усилилась уверенность, повышениеработоспособности; исчезли жалобы соматического плана; стабилизировалосьпсихическое состояние; снизился уровень тревоги.) которые подтверждаютсяобъективно по данным психодиагностики, экспертным оценкам и самооценкам.

Списоклитературы
1. Бочкарев П. Психологическиеаспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии,1975г., №4
2.Быханова О.А. Применениепсихотерапии в комплексном лечении бронхиальной астмы: дипломная работа,Красноярск,2002
3. Гройсман Л.Л. Психология,Личность, Творчество: Регуляция состояния. М. 1992, Ч.3
4.Грачев Г.Д. Жизнь художественногосознания, 1972, 156с
5. ДоливоА. Певец и песня. М. Музгиз1948-250с
6. Дмитриев Л. Основы вокальнойметодики. Москва «музыка»2000г.
7.Егоров А.М. Гигиена голоса и егофизиологическая основа под общей ред. Жинкина М. Музгиз 1962 ,171с
8.Елгина И.Б. Разработка,обоснование, объективация и практическое применение авторской методикипсихотерапии невротических фобий: диплом – Красноярск ,2002.-44с
9. Злобин К.В. Физиология пения впрофилактике заболевания голоса певцов. Медгиз, 1958, стр. 204
10. Е. Кончик Методы ментальноготренинга в спорте. Практикум по спортивной психологии, под ред. И.П. Волкова,Питер, 2002-228с
11. Кочнева И.Яковлева А. Вокальныйсловарь П: Музыка 1986-70с
Назаренко И.К. Искусство пения:история, теория, практика. Музгиз 1948-328(1)с
12.Орлик Т. Психология личногопревосходства. Сущность превосходства: умственные навыки классическихмузыкантов, Университет Оттавы, Канада 1992
13. Петрушин В.И. Музыкальная психология:Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Владос, 1997-384с
14. Петрушин В.И. Артистизм-это итрениновка: о психологической подготовке музыкантов к выступлению.// Сов.Музыка, 1971 №12.
14.Собчик Л.Н. Метод цветовых выборовмодифицированный цветовой тест Люшера, серия Методы психологической диагностики,выпуск2, Москва,1990- 87с
15.Собчик Л.Н. Стандартизированныймногофакторный метод исследования личности СМИЛ, Санкт- Петербург:, Речь,2002.-219С
16.Станиславский К. Моя жизнь висскустве. Изд. «искусство»,1945,509с
17. Собинов Л.В. Жизнь и творчество. Музгиз,1937
18. Унесталь Л.Э. Основы ментальноготренинга.- методическое пособие.-СПб.-НИИФК, 1992.-17с
19. Чишко Певческий голос и егосвойства. М-Л «Музыка» 1966,48с
20. Штейнпресс Б.С. Энциклопедическиймузыкальный словарь, изд.2-ое, 1966г. 1165с
21. Яковенко Театр одного певца (окамерном вокальном исполнении) М. Знание 1982-56с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.