Реферат по предмету "Психология"


Метод анкетирования в практике психологических исследований

Содержание
Введение
Часть 1.Теоретические аспекты изучения иразработки анкет по общему психологическому практикуму
1.1 Психологическоеисследование, требования к организации и его основные этапы
1.2 Методанкетирования и правила составления анкет
1.3 Особенностианкетирования и его виды
Часть 2. Методолого–психодиагностическийанализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическомупрактикуму
2.1 Исследованиепо заинтересованности молодежи в трудоустройстве
2.2 Исследованиепо выявлению факторов препятствующих к саморазвитию
2.3 Исследованиепо определению факторов удовлетворенности работой
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Анкетирование сегодняявляется самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и вовсех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важнымявляется овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблемаизучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.
В своем роде методанкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило,заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера среспондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большоечисло респондентов за относительно короткое время или респонденты должнытщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанныйвопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группыреспондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, какправило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом сглазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получитьнеобходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовкаанкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которогонеобходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы исоответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего(респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметьвесьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитыватьформулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а впсихологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвалибольшее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.
Используя основныеположения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, намбы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетногоопроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процессапозволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психологав различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленныесоциумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможностьпонять теоретические обоснования и практически реализовать технологиюпрофессионально грамотного психологического исследования личности, а такжераскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.
психологическийпрактикум анкетирование

Часть 1.Теоретическиеаспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму
1.1 Психологическоеисследование, требования к организации и его основные этапы
Способом полученияобъективных знаний об окружающей действительности, что является целью любойнауки, выступает научное исследование. Психологическоеисследование – это способнаучного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любоенаучное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать рядустрогихтребований:
1) Планированиеисследования подразумевает разработку логической ихронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всехего этапов;
2) Местопроведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешнихпомех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическимтребованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочуюобстановку;
3) Техническоеоснащение исследования должно соответствовать решаемымзадачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;
4) Подбориспытуемых зависит от целей конкретного исследования и долженобеспечивать их качественную однородность;
5) Инструкциядляиспытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой,краткой и однозначной;
6) Протоколисследованиядолжен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);
7) Обработкарезультатов исследования включает количественные и качественныеметоды анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Структура психологическогоисследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1Этапыпсихологического исследованияНомер этапа Наименование и содержание этапа I Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач. II Этап сбора фактических данных реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий. III Этап количественной и качественной обработки данных исследования включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ. IV Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов.
1.2Методанкетирования и правила составления анкет
Анкета является однимиз условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросахнаселения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особоезначение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программыисследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи,которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить,что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психологнепременно должен себе представлять, если не учитывать особенностейформулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальныхтребований методики психологического исследования можно получить ошибочныерезультаты.
Анкета заполняетсяопрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должныбыть предельно ясны для респондента.
По мнению А.Н. Гусеваосновными принципами построения анкеты состоят в следующем:
Ø первыйпринцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикойпостроения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологиивосприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубнымучреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данныереспонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответилутвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Разделение группопрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группавопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводитсяфразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещаетклуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) — снова пояснение:«Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностейвосприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют ивсе другие требования к ее построению;
Ø  второйпринцип – непременный учет специфики культуры и практического опытаопрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросноголиста. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснятьнаучные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость.Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные целиисследования;
Ø третийпринцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разнойпоследовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставитьвопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями(труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностейдеятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовымобслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или,напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общейситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологическиоправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха»(галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесеннойк общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми,обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперьпросим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены… чем-либо» и т.д.Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляетреспондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобратьсяв собственных настроениях;
Ø четвертыйпринцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема.Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов подругим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детальнорасспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мызаведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем нанего давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно,неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другимаспектам тематики опроса;
Ø пятыйпринцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросыдолжны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные,не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом — спад (сновасобытийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два),после чего завершающая «паспортичка».
К.М. Романов и Ж.Г.Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделованкеты такова:/>
1) Композицияанкеты.
2) Титульныйлист;
3) Вводнаячасть;
4) Основная(содержательная часть);
5) Социально–демографическаячасть.
Примечание: титульныйлист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цельисследования, характер использования результатов, а также способ заполненияанкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:
- наличиеи правильность обращения респонденту;
- удалосьли кратко и ясно показать цель опроса?
- сделаноли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
Примечание: Нерекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний,например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так какреспонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
- незабыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надо иметьввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологическийоттенок. Поэтому лучше его не использовать.
- естьли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
- незабыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
- удалосьли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основная часть анкетысодержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми.В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленныйсоциологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? »Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.
Ответы на закрытыевопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбораопрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этомслучае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит егоустановкам.
Структура ипоследовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установкупсихолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса,завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своихвозможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработаннаяанкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. Вдальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание кзаполняемой анкете значительно снижается.
В 4-ой частисодержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристикахреспондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусеопрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценкипредставительности собранных результатов, проведения сравнительных исследованийи т.д.
1.3Особенностианкетирования и его виды
В отличие от личногоинтервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишетответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образомпроинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в егоприсутствии или отсутствии.
По мнению А.Г. Смирновасуществуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, внепосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступаетисследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповойопрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится ораспространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов впроцессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, нои зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимумусилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установкина сотрудничество.
В некоторыхметодических источниках социологи указывают на содержательный аспектисследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средстваизмерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания.Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанныхс недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинамбудет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собираетанкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитыватьпсихологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностейопосредованного взаимодействия.
Н.Д. Твороговауказывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой ивключение следующих компонентов в вопросник:
Ø обращенияк респонденту;
Ø сообщенияоб организации, проводящей опрос;
Ø сообщенияо целях исследования;
Ø инструкциио заполнении.
Д.М. Рамендикклассифицирует виды анкет по следующим признакам. Почислу респондентов:
- индивидуальноеанкетирование (один респондент);
- групповоеанкетирование (несколько респондентов);
- аудиторноеанкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования,состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одномпомещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- массовоеанкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
По полноте охвата:
- Сплошное(опрос всех представителей выборки);
- Выборочное(опрос части выборки).
По типу контактов среспондентом:
- Очное(в присутствии исследователя-анкетёра);
- Заочное(анкетёр отсутствует);
- рассылкаанкет по почте;
- публикацияанкет в прессе;
- публикацияанкет в интернете.

Часть 2. Методолого–психодиагностическийанализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическомупрактикуму
Исходяиз основных методологических положений по разработке исоставлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четырепсихологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным намианкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10человек в возрасте от 23 до 28 лет.
2.1 Исследованиепо заинтересованности молодежи в трудоустройстве
Цель: выяснитьзаинтересованность молодежи в их трудоустройстве.
Инструкция анкеты:«Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в психологическомисследовании касающегося вашего трудоустройства, просьба отвечать на вопросычестно, анонимность гарантируется».
Вопросы анкеты:
1. Имеетели Вы работу?
а) да
б) нет
(Если Вы ответиливариант «а», то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):
2. Нравитсяли Вам ваша работа?
а) да
б) нет
в) у меня нет выбора
3. Устраиваетли Вас ваша зарплата?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
4. Имеетели Вы высшее образование?
а) да
б) нет
5. Какоеу Вас образование?
а) техническое
б) гуманитарное
6. Хотители Вы работать по специальности?
а) да
б) нет
7. Чтоиграет для Вас главную роль при выборе работы?
а) высокая зарплата
б) работа должна бытьинтересной
в) ответственнаядолжность
г) не знаю
8. КакВы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать наработу?
а) отсутствие у молодыхспециалистов практического опыта
б) отсутствие у молодыхспециалистов соответствующих знаний
в) несоответствие ожиданийсоискателей и работодателей
9. Влияетли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студентучился в вузе?
а) да
б) нет
10. Считаетели Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?
а) да
б) нет
11. КакВы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущемрабочем коллективе?
а) да
б) нет
12. Какие,по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные дляработодателя?______________________________
13. Какимиспособами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работуименно Вас?____________________________
Спасибо за участие!
Обработка полученныхданных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощьюиспользуемой анкеты, который представлен в таблице 2.
Таблица 2Социологическиеданные заинтересованности молодежи в трудоустройствеИсследуемые показатели Доля, % Вся выборка (n=10) Распределение по группам Мужчины (n=5) Женщины (n=5) Число работающих 70 80 60 Удовлетворенность работой 50 40 60
Образование:
техническое
гуманитарное
00
80
60
00
80
20
00
--
40 Влияние образования на успешность трудоустройства 60 20 40 Желание работать по специальности 60 20 40 Желание овладением новых знаний 50 60 40
Факторы, влияющие на трудоустройство:
высокая зарплата
заинтересованность работой
высокая должность
00
00
70
70
40
00
00
80
60
40
00
00
60
80
20
Причины безработицы:
отсутствие практического опыта
недостаток знаний
несоответствие ожиданий
00
50
50
30
00
20
40
20
00
80
60
40

Выводы поанкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общиепоказатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики,т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом такжесвидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю«удовлетворенностью работой» (50%).
Особое значение взаинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемымхарактеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желаниеовладением новых знаний» (50%).
Наиболее выделяемымифакторами, влияющими на трудоустройство среди исследуемых респондентов, являетсявысокая зарплата и заинтересованность работой – процентные данные по этимпоказателям 70% от всей выборки. Также стоит отметить, что для респондентовженщин наиболее важным является фактор «заинтересованности работой», а дляреспондентов мужчин важнее наличие «высокой зарплаты».
Среди причинбезработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствиепрактического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данныепоказатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Такимобразом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснитьпоказатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые имихарактеристики.
2.2 Исследованиепо выявлению факторов препятствующих к саморазвитию
Цель: выяснить факторы,стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.
Инструкция анкеты:«Оцените по пятибалльной системе факторы, препятствующие Вашему обучению иразвитию:
5 – да (препятствуетили стимулирует),
4 – скорее да, чем нет,
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет,
1 – нет».
Вопросы анкеты:
1. Собственнаяактивность.
2. Разочарованиев результатах имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствиеподдержки и помощи в этом вопросе со стороны.
4. Состояниездоровья.
5. Недостатоквремени.
6. Ограниченныересурсы, обстоятельства жизни.
7. Занятиясамообразованием.
8. Важностьполучения признания со стороны окружающих.
Обработка полученныхданных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощьюиспользуемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов.Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).
/>
Примечание: 1 –собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 –отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.
Рис. 1. Показателивыраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)
Выводы поанкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженностифакторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы,как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, чтореспонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию,как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствиевремени» (33%).
Также стоит отметить,что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимыйфактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).
2.3 Исследованиепо определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определитьуровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемымпараметрам:
1) успешностьвыполнения работы;
2) установлениехороших отношений с коллегами;
3) получениесамоудовлетворения от работы.
Инструкция анкеты:«Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашейработы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».
Вопросы анкеты:
1. Какдавно Вы работаете на данной работе?
- до2 месяцев
-  от2 до 6 месяцев
-  от6 месяцев до года
- свышегода
-  свышедвух лет.
2. Удовлетвореныли Вы своей работой?
- Да
- Скорееда, чем нет
- Скореенет, чем да
-  Нет
- Затрудняюсьответить
3. Удовлетвореныли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?
- Да
- Скорееда, чем нет
- Скореенет, чем да
- Нет
- Затрудняюсьответить
4. Устраиваетли Вас форма организации и оплаты труда?
- Да
- Нет
5. Чеголично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?
- Повыситьсвой заработок на предприятии
- Повыситьквалификацию или продвинуться по службе
- Моинадежды не связаны с работой
6. Какойтип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением вколлективе?
- Самыестаршие и опытные
- Самыеинициативные и предприимчивые
- Готовыев любое время помочь товарищу на работе
- Те,кто больше и лучше работает
- Умеющиеладить с людьми
- Те,кто стремится любой ценой больше заработать
7. Большевсего удовлетворение в жизни дает:
- Оценкаработы
- Сознаниетого, что работа выполнена хорошо
- Сознаниетого, что находишься среди друзей
8. Большевсего я ценю:
- Личныйуспех
- Общуюработу
- Практическиерезультаты
9. Устраиваетли Вас уровень следующих признаков трудовой ситуации на предприятии? Ответьте«да» или «нет» в каждом варианте.
- Уровеньоплаты труда ____
- Информированиеколлектива ____
- Состояниетрудовой дисциплины ____
- Условиятруда ____
- Взаимоотношенияв коллективе _____
10. Яне переношу в работе:
-  Ссорыи споры
-  Отметаниевсего нового
-  Людей,ставящих себя выше других
11. Яхотел бы:
- Чтобыокружающие считали меня своим другом
- Помогатьдругим в общем деле
- Вызыватьвосхищение других
12. Ялюблю начальство, когда оно:
-  Требовательно
-  Пользуетсяавторитетом
-  Доступно
13. Наработе я хотел бы:
- Чтобырешения принимались коллективно
- Самостоятельноработать над решением проблем
- Чтобыначальник признал мои достоинства
14. Человекдолжен вести себя на работе так, чтобы:
- Другиебыли довольны им
- Выполнить,прежде всего, свою задачу
- Ненужно было укорять его за работу.
Обработка полученныхданных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально намибыл произведен статистический подсчет полученных сведений, который представленв таблице 3.
Таблица 3Социологическиеданные удовлетворенностью работойИсследуемые показатели Доля, % Вся выборка (n=10) Распределение по группам Мужчины (n=5) Женщины (n=5)
Работают на одном месте:
2 месяца
от 2 до 6 месяцев
от 6 мес. до года
свыше года
более 2 лет
00
10
10
40
40
10
00
--
20
40
60
---
00
20
--
40
20
20 Удовлетворенность работой 50 60 40 Удовлетворенность оплатой 50 40 60 Удовлетворенность в коллективе 70 60 80
Рассматриваясоциологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая массаработают не более года на одном месте.
По выделяемымпоказателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность вколлективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатойи самой работой, также выделяются респондентами исследования.
Вторым шагом в анализеданных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателейкритериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:
1) успешностьвыполнения работы;
2) установлениехороших отношений с коллегами;
3) получениясамоудовлетворения от работы.
Анализ данных критериеванкетирования представлен в диаграмме (рис. 2).
/>
Рис. 2 Показателивыраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)
Выводы поанкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можемутверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленностиличности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работывыражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%)указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.

Заключение
Проведенныйтеоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретациианкетирования позволяет сделать следующие выводы.
Итак, в ходе написанияконтрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследованийметод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определеннопоставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести нареспондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие,подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самымзаставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чистометодическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как особственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респондентыбудут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтомуанкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкетадолжна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативныефункции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных влогической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список,который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, онвключит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомыхответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить среспондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствоватьснятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами,анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной формеи адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленногоопосредованного общения.

Список используемойлитературы
1.  ГусевА.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общийпсихологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.
2.  ГлуханюкН.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ,2003. – 235 с.
3.  ПашуковаТ.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институтпрактической психологии, 2002. – 127 с.
4.  Практикумпо общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова,С.А. Маничева, — СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
5.  РамендикД.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2009. – 304 с.
6.  РатановТ.А. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 2005. – 303с.
7.  РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.
8.  РомановК.М., Гагарина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2002. – 184 с.
9.  СмирновА.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 224 с.
10.  СонинВ.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.
11.  ТвороговойН.Д. Общая и социальная психология. Практикум. – М.: МИА, 1997. – 374 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.