Реферат по предмету "Психология"


Волевая сфера подростков с девиантным поведением

Оглавление
Введение. 2
1.  Проблема девиантного поведения. 4
1.1. Развитие представлений о девиантном поведении. 4
1.2. Структура и типы девиантного поведения. 8
1.3. Причины девиантного поведения. 13
2. Подходы к изучению волевой сферы личности. 22
2.1. Формирование и развитие волевых качеств личности. 22
2.2. Индивидуальные различия волевой сферы личности. 29
2.3. Формирование волевой сферы подростков. 33
3. Волевая сфера у подростков с девиантным поведением. 37
Заключение. 42
Литература. 43
Введение
В любом социальномобществе всегда существуют социальные  нормы, принятые в данном обществе, тоесть правила, по которым это общество живет.
Отклонение илинесоблюдение этих норм является социальным  отклонением  или девиацией. Этапроблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение  является одной из наиболееважных проблем любого социального  общества.  Оно  всегда было, есть и будетприсутствовать в человеческом обществе. И как бы  мы  не  хотели от этогоизбавиться,  всегда  будут  существовать  люди,  называемые девиантами, то естьте, которые не могут или не хотят жить  по  правилам  и нормам, принятым в томобществе, в котором они живут.
Однако разные социальныеобщества отличаются друг  от  друга  степенью социального отклонения, в разныхсоциальных  обществах  может  быть  разное количество индивидов попадающих подопределение «девианты». Также в  разных обществах может быть разная степеньсамой  девиантности,  то  есть  средний уровень отклонения от социальных нормодного общества может  отличаться  от другого. Девиантное поведение, понимаемоекак  нарушение  социальных  норм, приобрело в последние годы массовый характери поставило эту проблему в центр  внимания  социологов, социальных психологов,медиков, работников правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и насегодняшний день.
Объяснить причины,условия и факторы, детерминирующие  это  социальное явление,  стало  насущной задачей.  Во  все  времена   общество   пыталось подавлять, устранятьнежелательные формы человеческой  жизнедеятельности  и их носителей.
Социальная  норма  – это  необходимый  и  относительно  устойчивый  элемент социальной практики,выполняющий роль инструмента социального  регулирования и контроля.
Социальная  норма находит  свое  воплощение  (поддержку)  в  законах, традициях, обычаях, т.е. вовсем том, что стало привычкой, прочно  вошло  в быт, в  образ  жизни большинства  населения,  поддерживается  общественным мнением,   играет  роль   «естественного   регулятора»   общественных    и межличностныхотношений.
Нарушения поведения у подростков   стали   чрезвычайно   актуальной проблемой в последниедесятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления,  нередко приобретающие  патологический  характер,  обусловлены наблюдаемым  в наше времяускорением физического  развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет  нервной   системе подростка иные, более высокие требования, чемполвека назад.
Цель работы:Охарактеризовать волевую сферу у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
1.Анализировать научнуюпсихологическую литературу по проблеме девиантного поведения у подростков.
2. Выяснить причинудевиантного поведения у подростков.
3. Изучить формированиеволевой сферы у подростков.
Объект исследования:Подростки сдевинтным поведением.
1. Проблема девиантного поведения 1.1. Развитие представлений о девиантном поведении
Внастоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблемедевиантного поведения. Научное изучение  отклонений  осуществляется в  криминологии,    психопатологии,    социологии,    социальной    работе,педагогике.[2;23;30]
Изучениеотклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь объяснитьразнообразие в поведении людей.
Революционные изменения  жизненного  уклада  общества  на   протяжении последних веков далибольшой процент трудновоспитуемых детей. Эти  категории объединялись под общимназванием «дефективные», которое  с  внешней  стороны казалось вполнезаконным:  каждый  дефективный -  трудновоспитуем,  а  каждый трудновоспитуемыйоттого и труден, что имеет тот  или  иной  дефект.  Однако трудновоспитуемостьне всегда означает дефективность.
   Современные исследователи применительно к   несовершеннолетним   с различного рода  отклонениями  в  развитии,   откладывающими   своеобразный отпечаток  на  поведение,  используют  термины:  «трудные  дети»,  «трудный подросток», ккатегории которых относят детей с отклонениями в  нравственном развитии, акцентуациями  характера,  с  нарушениями  в   аффективно-волевой сфере,отклонениями в поведении; «аномальные дети»,  имеющие  отклонения  от того, чтоявляется типичным или нормальным, но не включающее  патологическое состояние; «дезадаптированные  дети»;  «дети,  нуждающиеся  в   специальной заботе»; дети«группы риска»; «ребенок с нарушениями в  аффективной  сфере». Однако названныетермины  часто  несут  одностороннюю  информацию:  бытовую, клиническую,юридическую. Поскольку  единой  практики  употребления   данных понятий нет;порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклоненияв  поведении.  Считается правомерным употребление терминов: отклоняющееся,  асоциальное,   ненормативное,   противоправное, преступное поведение. [14;15]
Основоположниккультурологического аспекта девиантного  поведения в России Я.И. Гилинский ввелв употребление  термин  «девиантное  поведение», который в настоящее времяупотребляется наравне  с  термином  «отклоняющееся поведение». [26]
Зарубежныеисследователи, Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер,  Шибутани, Шуэсслер и др.,определяют девиантность соответствием или  несоответствием социальнымнормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.[1;2]
Вотечественной литературе под девиантным поведением понимается:
1.Поступок, действия человека,  не соответствующие официально установленным  илифактически сложившимся в данном  обществе  нормам,  «будь то нормы психическогоздоровья, права, культуры или морали».
2. Социальное явление, выраженное в массовых формах   человеческой деятельности,не соответствующих официально  установленным   или  фактически сложившимся вданном обществе нормам.
Впервом значении девиантное поведение   является   преимущественно предметомобщей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии.  Во  втором значении –предметом социологии и социальной психологии.[23]
Поскольку девиантное  поведение  стало  ассоциироваться  со   многими негативнымипроявлениями, олицетворением «зла» в религиозном  мировоззрении, симптомом«болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в  соответствии  с правовыминормами,  возникла  даже  тенденция  считать  его  «ненормальным».
Поэтому,следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского,  В.Н.  Кудрявцева о том, чтодевиации как  флуктуации  в  неживой  природе,  мутации  в  живой природеявляются  всеобщей  формой,  способом  изменчивости,  следовательно,жизнедеятельности  и  развития  любой  системы.  Поскольку  функционированиесоциальных систем неразрывно связано с  человеческой  жизнедеятельностью,  вкоторой социальные изменения реализуются также путем девиантного  поведения,отклонения в поведении  естественны  и  необходимы.  Они  служат  расширениюиндивидуального  опыта.  Возникающее  на   основе   этого   разнообразие   в психофизическом,социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и  их поведении является  условием  совершенствования   общества,   осуществления социальногоразвития.[20]
Следуетотметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что  в нонконформизмезаложен рост конструктивного начала  человеческого  «Я».  При этом девиациидолжны носить социально-творческий  характер:  различные  видынаучно-технического  и  художественного   творчества.   Социально-негативныйхарактер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества.  Однакоименно  этот  тип  отклоняющегося  поведения  вызывает  наибольший   интересисследователей  и   чаще   рассматривается   в    социально-психологической литературе.[15;18]
В.Д.Менделевич подчеркивает, что  девиация — это граница между  нормой ипатологией, крайний вариант  нормы.  Девиантность  нельзя  определить,  неопираясь на  знание  норм.  В  медицине  норма  –  это  совершенно  здоровыйчеловек; в педагогике – успевающий по всем предметам  ученик;  в  социальнойжизни – отсутствие преступлений. Труднее всего  определить  «психологическуюнорму» как совокупность неких свойств, присущих  большинству  людей,  эталонповедения. Это -  нормы-идеалы.  Поскольку  уровень  интериоризации  норм  вразных   социальных  средах  имеет  существенные  отличия,  а  нормы-идеалы,система основных ценностей  носят  глобализированный  характер,  они  трудноприменимы к конкретным социальным объектам.[23]
Неслучайно Л. Пожар  предлагает  рассматривать  норму  в  трех  разных значениях:статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную.  При этомидеальная норма -  это  оптимальный  способ  существования  личности  воптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет  собственныйспецифический путь развития,  любое отклонение можно считать девиацией  лишь всравнении с этим трендом. Таким образом,  функциональная  (индивидуальная)нормапринимает во внимание  единичность  индивида,  но  не  отражает  некихсвойств,присущих большинству людей, событий.[5]
Статистическаянорма, как самая большая частота появления определенного показателя,соответствует  общему  предположению  о  том,  что большинство людей относитсяк нормальным людям. Имеющиеся возможные отклонения от этой«среднестатистическойнормы» расцениваются как  варианты  нормы,  проявления особенностей характера,личности, как  уникальный  результат  взаимодействия индивидуальности испецифических особенностей  ситуации.  Но  статистическая норма не позволяетувидеть  перспективы  успешного  обучения,  социализации, дальнейшегопсихологического развития личности.
Ивсе же  наиболее  приемлемым  при  разграничении  нормы  и  девиации считаетсятак называемый  статистически-адаптационный  подход,  при  котором «норма»представляет собой:
1. что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы;
2. что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Нормативностьповедения личности может быть определена в  соответствии с  социально-психологическими нормативами  общества   и   социокультурнымиособенностями конкретного района, региона. М.М.Семаго  отмечает,  что  в настоящее  время  таких  СПН  просто  нет. Следует  отметить,   что   время существования норм может  быть  кратким, исчисляясь  десятилетиями  и  даже годами, что происходит в настоящее  время (динамическая  норма  как  «живой процесс»).  Сложность  анализа связана  с недостаточностью  информации   о психологической   норме   в   современнойситуации развития общества, характеризующейся распространением нормкриминальной.
Итак,норму в психологии  можно  рассматривать  как  эталон  поведения, следование личности  принятым  в  данном  сообществе  в  конкретное   время нравственнымтребованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная  норма(адаптивность и  самоактуализация)  должна   сочетаться   с   креативностью индивида.[5]
Однакогармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей разного  возраста,   наиболее   существенных    и    ценных сторон их жизнедеятельности.Следовательно, должны существовать еще  и  возрастные  ее варианты,учитывающие  особенности  времени  и  места  проживания  индивида, служащиеориентирами при разграничении нормы и девиации. В  процессе  оценки возрастной поведенческой  нормы  В.Д.Менделевич  предлагает анализировать различные  стили деятельности,  которым должен соответствовать человек определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые характеристики; интеллектуальные, эмоциональныеи психомоторные  особенности;  стиль  устной и письменной речи. Но четкихвозрастных особенностей предлагаемых  критериев он не  приводит, т.к. они могутбыть выделены лишь в соответствии с определенным подходом к норме и девиации.[23] 1.2. Структура и типы девиантного поведения
Некоторые  отечественные   и   зарубежные    исследователи    считают целесообразным подразделять   отклоняющееся   (девиантное)   поведение   на преступное (криминальное),  делинквентное   (допреступное)   и   аморальное(безнравственное).[7] Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностейвзаимодействия индивида  с    реальностью, механизмам возникновенияповеденческих аномалий.[12]
Криминальнойназывают личность,   совершившую    преступление.[14]
Убийства,изнасилования,  бесчеловечные  поступки  во  всем  мире  считаются девиацией,несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Подделинквентностью традиционно понимается  правонарушительное  или противоправноедействие, не несущее за собой  уголовной  ответственности.  В немецком языке понятие  «делинквентность»  включает  все  случаи  нарушения норм,предусмотренные уголовным кодексом,  т.е.  все  юридически  наказуемые деяния. Отечественные  ученые  личность  несовершеннолетнего, совершившегопреступление, называют делинквентной; совершеннолетнего — криминальной.
Посколькуотмеченные качества  являются  аморальными  (противоречащими нормам  этики  и общечеловеческим  ценностям),   наблюдается   определенная трудность вотграничении делинквентных и  аморальных  поступков.  По многимхарактеристикам  криминальное  и   делинквентное   поведение   рядоположены.
Различиемежду рассматриваемыми понятиями заключается в том, что  преступное и делинквентное  поведение  носят  антисоциальный  характер,  аморальное  — асоциальный.
Врамках рассмотренных видов выделяют следующие  формы  отклоняющегося поведения:асоциальное  (аморальное, деструктивное, политическое преступление),делинквентное (криминальное) и паранормальное. Однако остается неясным, почемуже делинквентное  поведение выделено в отдельный тип и не является ли оно видомасоциального.
Н.Смелзерприводит наиболее яркие примеры девиации  (бесчеловечные поступки,  которые всегда  вызывают  осуждение):  убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяятри основных компонента девиации  (человек,  которому свойственно определенноеповедение; норма (или ожидание),  которая  являетсякритерием оценки девиантногоповедения; некий  другой  человек,  группа  или организация,  реагирующая  на поведение),  он   отмечает,   что   ожидания, определяющие девиантноеповедение, со  временем  меняются;  среди  населения могут возникатьразногласия по поводу законности  и  правильности  ожиданий; различные слоинаселения  могут  выражать  разные  точки  зрения  по  поводу девиантностинекоторых типов поведения — курения,  употребления  наркотиков, нарушенияправил дорожного движения и пр.  «Поскольку  критерии  определения девиантногоповедения неоднозначны  и  часто  вызывают  разногласия,  трудно точноустановить, какие типы поведения можно считать девиантными».[15]
БеличеваС.А. среди  отклонений  от  нормы  выделяет  асоциальный  тип отклоняющегося поведения;  рассматривает  социальные  отклонения  корыстной направленности  (хищения,   кражи   и   т.п.),    агрессивной    ориентации (оскорбление,хулиганство, побои), социально-пассивного типа  (уклонение  от гражданскихобязанностей, уход от  активной  общественной  жизни);  считает, что ониразличаются по  степени  общественной  опасности,  по  содержанию  и целевой направленности.  Ею  выделяется  докриминогенный   уровень,   когда несовершеннолетний еще  не  стал  объектом  преступления,  и  криминогенные  проявления — асоциальное поведение преступной ориентации.[7]
Асоциальностьрассматривается как наиболее общее  понятие,  означающее любое  отклонение  от социальных  норм.  При  этом  С.А.Беличева  различает несоциализированные формыпроявления  асоциальности,  которые   выступают  в виде негативизма,конфликтности, агрессивности, направлены против  множества людей, групп илиучреждений, и социализированные  нарушения,  которые  могут проявляться в техже видах,  но  по  отношению  к  отдельным  людям  девиант сохраняет лояльностьи не проявляет асоциального поведения (например,  банда не совершает кражвнутри своей группы). С нашей точки зрения и ту, и  другую форму можно считать девиациейповедения.
Поскольку социальная  запущенность  означает  устойчивое   и   полное игнорированиесоциальных норм, длительное и общее социальное  пренебрежение, всякогосоциально запущенного  можно  считать  асоциальным,  но  не  всякий,обнаруживающий  асоциальное  поведение,   социально   запущен.   Таково   жесоотношение между делинквентностью и социальной запущенностью.
Внастоящее время большое  внимание  уделяется  выявлению  и  описанию отклоненийв поведении, связанных с  патохарактерологическими  особенностями личности.[10] Менее   изученным   остается   поведение,   характерное   для последней  извыделенных форм.[16]
Подростковому возрасту  также  присущи  различные  типы   нарушенного поведения.  Необходимо выделить  делинквентные  действия,  распространенные среди несовершеннолетних -  наркомания,  токсикомания,  алкоголизм, угон автотранспорта,  побеги,  домашние   кражи,   хулиганство,    подростковый  вандализм, агрессивное иаутоагрессивное поведение,  сверхценные  увлечения, а  также   типично   подростковыедевиации,  встречающиеся   только   при психопатологическом типе — дисморфомания, дромомания,  пиромания,  гебоидное поведение.
Следуетотметить подростка – «ботана» — своего  рода  «фаната  учебы», зацикленностькоторого на учебной деятельности оказывается  препятствием  на пути налаживанияполноценного интимно-личностного общения  со  сверстниками.
Сдругой стороны, такая моноканальная активность  подростка  не  может  бытьоценена как своего рода отклоняющееся поведение,  т.к.  носит  просоциальнуюнаправленность.[18]
В.М.Синайко,А.М.Кожина,  И.В.Романова, Л.М.Гайчук отмечают, что девиации у подростков сантидисциплинарным, антиобщественным, аутоагрессивным  поведением  имеют склонность  к  генерализации   и   могут захватывать все ниши их социальногофункционирования — семью, школу,  группу сверстников.[10]
Рассмотревразновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точкизрения исследователей  на  классификацию  и типологию девиантного поведения ненаблюдается. Многие ученые  в своих работах особое внимание уделяют отдельным  видам  отклоняющегося   поведения,   отдают предпочтение  определенному  возрасту, что  отражает   сферу   их   научных интересов.
Критериидевиантного поведения неоднозначны. Латентные  правонарушения (безбилетныйпроезд,  нарушение  правил  уличного  движения,  мелкие  кражи, скупкакраденого) могут остаться без внимания. Однако  резкие   изменения  вповедении,  когда  потребности  личности   не   соответствуют   предложению; снижениеценностного отношения к  себе,  своему  имени  и  телу;  негативное отношение кинститутам социального контроля; нетерпимость  к  педагогическим воздействиям;  ригоризм в   отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служатнаиболее  устоявшимися    признаками   девиантного поведения.  Л.Б.Филонов подчеркивает,  что   недопустимо  навешивать  ярлык девиантности на некий видповедения при всех обстоятельствах.[18]
Итак,девиантным считается поведение, отклоняющееся  от  норм  морали, принятых вопределенном обществе на данном уровне социального и  культурного развития,  и влекущее  за  собой  санкции:  изоляцию,  наказание,  лечение, осуждение идругие  формы  порицания  нарушителя.  Проявляется  оно  в  виденесбалансированности  психических   процессов,   неадаптивности,   нарушениипроцесса  самоактуализации  или  в  виде  уклонения   от   нравственного   иэстетического контроля над собственным поведением.
Какимбы важным ни  являлся  анализ  международных  тенденций,  каждая страна решаетпроблему отклоняющегося  поведения  применительно  к  своим условиям, но сучетом ее интернациональности.
1.3. Причиныдевиантного поведения
Поведение,отклоняющееся  от  групповых  норм,   ролевых   требований, вызывает интерес сточки зрения причин его возникновения. История  изучения отклоняющегосяповедения богата разнообразными  и  принципиально отличными тенденциями в ихпонимании. Одни исследователи утверждали о  приоритетности экзогенных («преступниками  не  рождаются, а становятся»), другие – эндогенных причин,когда отклонения генетически «запрограммированы».  Почти сто лет научных споровпривели к пониманию того, что поведение личности обусловливается, как правило,сочетанием как эндогенных, так  и  экзогенных факторов.  Для  понимания позиций  исследователей   рассмотрим   некоторые концепции, по-разномурассматривающие   причины девиантности.
Социологическоеобъяснение причин девиантного поведения.
Еслибиологическое объяснение девиации связано с анализом  природы девиантной личности,  то  социологическое   объяснение   фокусируется   на социальных икультурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.
Впервыесоциологическое объяснение девиантности  было  предложено  в теории аномии,разработанной Эмилем Дюркгеймом в классическом  исследовании сущностисамоубийства. Он считал одной  из  ее  причин  явление,  названное аномией (буквально  «разрегулированность»).  Объясняя  это   явление,   он подчеркивал,что социальные правила играют важную роль  в  регуляции  жизни людей, нормыуправляют их поведением.  Следовательно,  обычно  люди  знают, чего следуетожидать от других,  и  чего  ждут  от  них.  Однако  во  время кризисов или  радикальных социальных  перемен,  жизненный  опыт  перестает соответствовать идеалам,воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояниезапутанности и  дезориентации,  приводящих  к  подъему уровня самоубийств.Т.о., «нарушение  коллективного  порядка»  способствует девиантному поведению.[2]
Селлин,занимаясь изучением поведения отдельных  групп,  нормы  которых отличаются  от норм  остального  общества   и    не    соответствуют   им, подчеркивал, что девиантность  возникает  в  результате  конфликтов  между нормами культуры.
Трэвис Хирши  утверждал,  что  вера  в  ценности,  принятые  обществом (например, вправильность законов), ведет к активному стремлению к успешной учебе,  участию в  социально  одобряемой  деятельности;   и   чем   глубже привязанность ребенка  к  родителям,  школе  и  сверстникам,  тем   меньше вероятность, чтоони совершат девиантные поступки.[1]
Однакоисследование,  проведенное Хинделангом,  показало,  что  слишком глубокая привязанность  несовершеннолетних  к   сверстникам   способствуетправонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведениесвоих членов, могут поощрять и преступное поведение.
Отклоняющемусяповедению может способствовать членство в  неформальных молодежных группах, которыевпервые возникли после второй  мировой  войны  в европейских странах. Это былпротест против существующих  порядков  и  поиск более справедливых формчеловеческого  существования.  Позднее  такие  формы отклоняющегося от нормыповедения  стали  присущи  и  нашему  обществу.  Это движения хиппи,выдвигавших человеколюбивую систему ценностей.  Существующие различныенеформальные группы нередко контактируют друг  с  другом;  в  них  тянутся«лохи», подростки, быстро впитывающие агрессивность.[2;5]
ЦилуйкоМ.В. отмечает негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной  распущенности   среди   молодежи.    Л.Б.Филонов подчеркивает,  что частотность  сообщений  о  безнаказанности   «заказных» убийств,  о всесильности  мафии,  отсутствии  реакции   общества   снижаютчувствительность  населения  к  отклонениям,  а  повторяющиеся   конструктызакрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.[18]
Рубан Л.С.  считает,  что  нарушение  социального  контроля  ведет   к криминализации конфликтов.  Неопределенность  в   критериях   и   границах дозволенного,отсутствие ясных процедур и мер ответственности за  содеянное способствуетрасширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации  в самой остройформе выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои  общества,  личную   безопасность   и благополучие его граждан.[18]
Социологические исследования  показали,  что  в   процессе  реформ   у молодежи нашей страныпроизошли изменения  ценностей.  Значительно  ослаблоуважение  к  таким ценностям,  как   «дисциплина»,   «выполнение   долга», «самообладание»,«бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям  «свобода  от  авторитетов»,  «признание личности», «автономия»,«самореализация», «личная неприкосновенность».
Вматериалах сессии Академии наук отмечено,  что  угрозу  стабильности,безопасности общества и личности  наносит  социальное  влияние  преступногомира, распространение его морали и давления на общество.  Указывается,  что«только формирование конкретного механизма  правового  регулирования  (т.е.реализации законов и социальных  норм)  делает  возможным  декриминализациюсложившейся в стране ситуации.
Подводяитоги исследований социологами причин отклоняющегося  поведения взрослых имолодежи, следует  отметить,  что  они  недостаточно   учитываютпсихологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в периоданомии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, илиможет характеризоваться другими  видами  девиантного  поведения  вследствиепроисходящих в обществе изменений,  отклоняющееся  поведение  определяется,скорее  всего,  сочетанием   отрицательных факторов  внешней   среды   ипсихологических особенностей личности.[29]
Психологическоеобъяснение причин девиантного поведения.
Психологическийподход, часто применявшийся к анализу  криминального поведения,  рассматриваетдевиантное поведение в связи  с  внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением  личности,   блокированием личностного   роста,   а    также    состояниями   умственных дефектов, дегенаративности,  слабоумия  и  психопатии.  Так, причиной  возникновения девиаций  в  поведении  и  развитии  ребенка   можетбыть недостаточная сформированность определенных функциональных систем  мозга, обеспечивающихразвитие высших психических функций  (минимальные мозговые  дисфункции, синдромдефицита внимания, синдром гиперактивности).
Шуэсслери Кресси проделали критический  обзор  многих  научных  работ, авторы которых пытались  доказать,  что  правонарушителям  и  преступникам свойственны некоторые  психологические  особенности,  не  характерные  для законопослушныхграждан. Однако не было выявлено ни  одной  психологической черты, которая моглабы наблюдаться у всех преступников.[5]
Особое место  среди  разнообразных  концепций  девиантности   занимают исследования психоаналитическойориентации,   основоположником которых является З.Фрейд. Основным источникомотклонений в  психоанализе  считается постоянный  конфликт   между  бессознательными влечениями, образующимиструктуру «Оно», и  ограничениями, исходящими  от  «Я»   и    «Сверх-Я».
Нормальноеразвитие личности предполагает  появление  оптимальных  защитных механизмов,уравновешивающих сферы сознания и  бессознательного. Фрейд также предположил,что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится ксвободе и   самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитиемкультуры. Подавление,  вытеснение  либидо ведет к сублимации сексуальной энергии,  изменениям  поведения  вплоть  до садизма и преступлений.
Неофрейдистыприроду делинквентности  рассматривают  наряду  с  другими формамиотклоняющегося поведения — неврозами,  психастениями,  сексуальными расстройствами,состояниями  навязчивости,  различными  формами  социальной дезадаптацииличности, которую  отличают  чувство  повышенной тревожности, агрессивность,ригидность, комплекс  неполноценности.  Особое  внимание уделяется  природе агрессивности,  которая в психоаналитических работах считается первопричинойнасильственных преступлений. Агрессивную  энергию разрушения вызываютврожденные неосознаваемые  влечения:  у  Фрейда  это  — либидо; у А.Адлера — стремление к  власти,  превосходству  над  другими;  у Э.Фромма - мазохистские  стремления  к  смерти,  страданию;  у  К.Хорни  — стремление  к безопасности,  потребность  в  удовольствии;  у  В.Шутца   — потребность вподдержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако  дальнейшиеисследования показали, что сущность  девиации  нельзя  объяснить лишь на основеанализа психологических факторов.[1;2]
Гуманистический подход  рассматривает  отклонения  в   поведении   как следствие потери ребенком  согласия  со  своими  собственными  чувствами и невозможность найтисмысл и самореализацию  в   сложившихся   условиях воспитания   считает,  что агрессия  есть  результат  искаженного процесса социализации, в частности,злоупотреблений родителей  наказаниями,  жестоким отношением к детям.
Представителибихевиоризма и необихевиоризма  Б.Скиннер,  Е.Торндайк, Д.Уотсон доказывают,что окружающая  среда  полностью  определяет  поведение человека: черезнаучение человек овладевает  опытом,  последствия  поведения определяютвероятность его повторения. Следовательно,  внешние  подкреплениямодифицируют   поведение   и   лидера,   и   девианта.   Однако   наука    опрограммировании образа жизни потерпела крах, поскольку вступила в  конфликт ссамопознанием и саморазвитием личности.[2]
Впоследние десятилетия на Западе получил широкое  распространение эмпирический,феноменологический подход   к   определению   отклонений, использующий для ихописания понятие синдрома -  устойчивого  образования  в структуре личности — как одного из четырех типов аномалий.
Г.М.Бреславотклоняющееся поведение считает следствием  отклонений  в формировании личности (ОФЛ)  или патологии  формирования личности как искажение нормы,представленное в психических  заболеваниях.  ОФЛ,  являясь проявлением индивидуальности  ребенка,  при  определенных условиях  могут привести кдевиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенкаэтапом индивидуального развития и  способствовать  формированию здоровойличности.[27]
Анализработ западных  психологов  показывает,  что  на  первый  взгляд оказываетсясостоятельной «теория множественных  факторов»  М.  и  Э.Глюка, котораярассматривает в  качестве  причин  преступности  до  200  различных факторов: социальное  и  расовое   неравенство,   урбанизация,   миграция, последствияНТР и пр. Однако их  перечисление   не  способствует  выявлению истиннойпричины отклоняющегося поведения.
Отечественнаяпсихология, не отрицая  влияния  врожденных  особенностей организма на свойства  личности,  стоит  на  позициях  того,  что  человек становитсяличностью по мере включения  в  окружающую  жизнь.[20]  Личность формируется при  участии  и  под  воздействием  других  людей,  передающих накопленные имизнания и опыт;  не  путем  простого  усвоения  общественных отношений, а врезультате сложного взаимодействия  внешних  (социальных)  и внутренних(психофизических) задатков развития, представляет собой единствоиндивидуально-значимых   и   социально-типических   черт   и   качеств.[21]
Следовательно,личность и ее аномалии рассматриваются в   социально обусловленной,развивающейся  жизнедеятельности, в смене отношений  ребенка к окружающейдействительности.
Современныеотечественные экспериментальные исследования подтверждают наличиепсихологической реальности, соответствующей  понятию  «делинквентная личность».Не случайно А.А.Реан отмечает деформацию центральных  образований криминальной личности.  Так,  А.А.Тайбакова  определила,   что   «корыстный преступник  – это  лицо  с   уже устоявшимися негативными социальнымистереотипами и установками,чье поведение сложно поддается корректировке».[26]
Причиной противоправных  поступков  могут  выступать  такие  качества личности человека,  как  жадность,  жестокость,  хитрость,   завистливость, лживость.Причем, эти опасные качества, когда они становятся  синергетиками, могутсвидетельствовать о «преднастройке»  к   непредсказуемым ситуациям сдемонстрациейнегативных качеств,  провоцировать девиантное и  делинквентное поведения.[22]
Посколькусущность девиации нельзя объяснить только на  основе  анализа психологическихфакторов — какой-то одной психологической черты,  конфликта или «комплекса» или  только  следствием  сложившихся  обстоятельств,  -  в настоящее времябольшинство психологов и  социологов  считают  продуктивным социально-личностный  подход,   основанный   на   использовании   принципа дополнительности  как  взаимодействия   ситуативных   и   трансситуативных (личностных)  факторов, объединяющих  биологические,   психологические   и социальны причины девиаций.Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, аситуативные (влияние условий  среды)  играют роль   модулятора,   определяя   вариативность    проявления    личностных
Такимобразом, девиантные формы поведения, базируясь на  индивидуально-психологических стереотипах,  имеют   зависимость   от   внешних   условий, ситуативныхмоментов, которые способны либо провоцировать, либо  блокировать неадекватные формы  поведения.  Не  случайно  Ю.В.Кудрявцев  отмечает,  что «криминальнаяличность» отличается от личности с нормативным  поведением  не каким-то  единственным  качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающих   трансситуативное   (личностно   устойчивое) поведение,  а  также   взаимодействием   ситуативных   и   трансситуативных (личностных) факторов.  При   этом   ситуации   преступления   (алкогольное опьянение,ссора, спровоцировавшая импульсивную  агрессию)  являются  обычно катализатором,«пусковым  механизмом»  давно   сформировавшихся   тенденций личности.
Следуетотметить,  что  с точки  зрения  функционалистской  концепции девиантности отклоняющееся   поведение   есть   проявление   неэффективной «вторичной»социально-психической адаптации индивида к изменившейся внешней реальности спомощью ригидных и сверхнормативных  средств   психологической защиты. При этомсмысл девиации может быть скрыт  как  от  самого  субъекта такого поведения,так и от лиц, признанных работать с ним.
Подводя итоги  анализа  причин  происхождения  девиантного  поведения, следуетотметить  единство мнений зарубежных и  отечественных  ученых  о важностисемейного воспитания. Семья всегда считалась агентом  социализации индивида вобществе. В  семье  формируются  не  только  социально  значимые качестваличности, но и свойственные ей оценочные критерии;  влияние  семьи на подросткасильнее влияния школы, общества в целом. Например,  варварский принцип «око заоко, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественными   справедливым.   В.   Поташов   отмечает,    что потребительство,формирующееся  именно  в  семье,  опасно  воздействует  на несовершеннолетних,т. к. они стараются  добиться  желаемого  любым  путем.[29;36]
ИсследованияШурыгиной И.И.  доказали, что в семьях, матери которых  имеют высшее образование, не  было  ни  одного  случая,  чтобы  14  –  15-летние школьники  проявляли  склонность   к   девиациям.   Среди   бедных   детей малообразованных матерейбыли и воровство, и суицид.
Большинствокак отечественных, так и  зарубежных  ученых  (Бандура  А., Герн А., ГроссманГ., Лангмейер  И.,  Матейчек  З.  и  др.)   считают,  что внешние воздействиясреды влияют на поведение  ребенка,  преломляясь  через внутренние  условия  (индивидуальные   личностные   свойства,   качества), формирование которыхзависит от взаимодействия  наследственных  предпосылок со всеми условиямиокружения.[2]
Такимобразом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных  качеств и определенных особенностей  поведения  индивида  обусловлено  врожденнымипредпосылками;  социальными  условиями  (особенностями  взаимоотношений с родителями,окружающими взрослыми и сверстниками,    содержанием деятельности); внутреннейпозицией самого индивида.[23]
Исходя  из   этих   положений,   генезис   отклоняющегося    поведения обусловливают такие  разнообразные,  но  взаимосвязанные   факторы, как: индивидный,действующий   на   уровне   психобиологических предпосылок, социальный,определяющийся социально-экономическими условиями существования общества,психолого-педагогический, проявляющийся в  дефектах  школьного  и семейноговоспитания,  социально-психологический, раскрывающий неблагоприятныеособенности  взаимодействия  личности  со  своим  ближайшим окружением в семье,на улице,  в  учебно-воспитательном  коллективе,  т.е. нарушения социализации.
2.Подходы к изучению волевой сферы личности 2.1. Формирование и развитие волевых качеств личности
Зачатки воли заключеныуже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность,т.е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, – это состояниепассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человекаот того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключаетстремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить. В этойактивной стороне пассивно-активного состояния потребности и заключены первыезародыши воли, неразрывно связанные с сенсорной и аффективнойчувствительностью, в которой первично отражается потребность. Состояниечувствительности, выражающее потребность, обычно связано с сенсомоторныммоментом зачаточных движений, направленных на ее удовлетворение. Поэтому и всилу внутренних изменений тонуса, с которым оно связано, уже первичноечувственное переживание потребности включает известное динамическое напряжение– тенденцию, стремление. [30]
Будучи в своихпервоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человеканикогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегдаопосредовано более или менее сложной работой сознания – осознанием побуждений кдействию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя изпобуждений, направляется на осознанную цель.
Для правильного пониманияволевого действия очень важно уяснить себе истинное отношение междупобуждениями и целью волевого действия. Интеллектуалистическая концепция обычноцель рассматривает как представление, от которого как от источника идетдетерминация волевого процесса, что означает телеологическое понимание волевогоакта. Осознанная цель, несомненно, играет существенную роль в волевом действии;она должна определять весь ход его. Но цель, которая детерминирует волевойпроцесс, сама причинно детерминируется побуждениями, мотивами, которые являютсяотражением в психике потребностей, интересов и т.д. Постановка цели всегдасвязана с возникновением соответствующих побуждений, в силу которых тот илииной предмет или возможный результат действия становится его целью. Но, сдругой стороны, в волевом действии сами побуждения не действуют непосредственнов виде совершенно слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель. [30]
Для того чтобы действиебыло осуществлением цели, необходимым условием становится такое егосознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью иприводит к ее осуществлению. Таким образом, волевая деятельность исходит изпобуждений, источником которых являются потребности и интересы человека;направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходнымипобуждениями; совершается на основе все более сознательного регулирования.
Волевое действие – этокортико-пирамидальный процесс. В его выполнении участвует ряд центров: низшиедвигательные центры, центры, расположенные в двигательной зоне коры, из которойисходят идущие к низшим центрам проводящие пути, и центры той зоны в левомполушарии, с которой связаны все высшие, наиболее сложные виды деятельностичеловека. Поражение отдельных участков двигательной зоны и проекционных системпроизводит частичные параличи дифференцированных движений; поражение зоны влевом полушарии, с нарушением которой связаны также расстройства других высшихпсихических функций (мышления, речи), вызывает так называемые апраксическиерасстройства – расстройства сложного волевого действия. [6;30]
Наличие у человека волисвязано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы ипритягательны для человека эти цели, тем – при прочих равных условиях – сильнеебудет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению. Значимойцелью является для человека то, что связано с его потребностями и интересами.
Возникновение воли учеловека необъяснимо только изнутри идущей перестройкой внутренних процессов вдухе традиционной функциональной психологии. Оно предполагает изменение вовзаимоотношениях индивида с окружающим внешним миром, обусловливающее ивнутреннюю перестройку. Отправной пункт становления воли заключен во влечениях(а также в их аффективных компонентах, в элементарных чувствах-переживанияхчего-то как желанного, притягательного или отталкивающего). Но пока действияиндивида находятся во власти влечений, определяясь непосредственноорганическими, природными особенностями индивида, до тех пор у него нет воли вспецифическом смысле этого слова. Воля в собственном смысле возникает тогда,когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так илииначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своимивлечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, укоторого могут иметься те или иные влечения, но который сам не исчерпывается ниодним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвестивыбор между ними. В результате его действия определяются уже не непосредственновлечениями как природными силами, а им самим. Возникновение воли, такимобразом, неразрывно связано – как сторона или компонент – со становлениеминдивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно – произвольно –определяет свое поведение и отвечает за него. Таким субъектом, способным ксамосознанию и самоопределению, человек становится через осознание своихотношений с другими людьми. Становление воли – это становление субъекта,способного к самоопределению.
Развитие произвольныхдвижений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребенка,направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели.
Уже первое, направленноена определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь«задачу», является примитивным «волевым» актом. Но от этого примитивного актадо высших форм волевого избирательного действия еще очень далеко. Равнонесостоятельно как то представление, будто у ребенка в раннем детстве, в 2-4года, воля уже созрела, так и то, встречающееся в литературе, утверждение,будто воля, как и разум, является новообразованием подросткового возраста. Вдействительности волевые действия появляются у ребенка очень рано; совершеннонеправильно изображать хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивноесущество, у которого нет и зачатков воли. В действительности развитие воли,начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этогоразвития воля имеет свои качественные особенности. [30]
Первые желания ребенкавызываются непосредственно на него действующими чувственными стимулами,особенно сильно окрашенными эмоционально. Способность представлений вызыватьжелания значительно расширяет круг побуждений у ребенка и естественно приводитк развитию у него избирательного действия. Однако эта избирательность вначалене основывается на сознательном выборе того же типа, что у взрослого человека.
Эмоции ребенканепосредственно переходят в действия, так что избирательность сначала означаетлишь некоторое многообразие мотивов, между которыми в силу этого иногдавозникает борьба. Много шансов на победу в этой борьбе имеют сначаланепосредственно действующие чувственные стимулы перед более отдаленными,данными лишь в представлении, и особенно эмоционально яркие перед болеенейтральными. Лишь в ходе дальнейшего развития ребенок становится способнымдействовать не в силу эмоционально привлекательных побуждений. Для этоготребуется некоторое самообладание. Было бы фактически неправильно и практическивредно считать маленьких детей вовсе не способными к самообладанию и изображатьих, как это иногда делалось, обязательно маленькими дикарями, живущими неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Дети иногдаочень рано – уже на 3-м году – обнаруживают самообладание. Оно проявляется вотказе от чего-нибудь приятного, а также в более трудной для ребенка решимостисделать что-нибудь неприятное. Однако это дается не сразу и не легко.  [30]
Готовность поступитьвопреки непосредственному эмоциональному побуждению – отказаться от чего-нибудьприятного, сделать что-нибудь неприятное – встречается, таким образом, уребенка иногда очень рано – уже на 3-м году. У ребенка она сначала обусловлена,конечно, не отвлеченными соображениями, как иногда у взрослых, а послушанием,привычкой, подражанием и очень рано пробуждающимся у детей чувством как быобязанности и в случае ее нарушения вины перед взрослыми. Все же и в такомсамообладании, которое развивается на 4-5-м году, заключено ценное зерно. Егонадо культивировать.
К началу дошкольноговозраста – к 3 годам, а иногда и раньше – проявляется, в зависимости отиндивидуальных особенностей темперамента, у одних более, у других менеевыраженное стремление к самостоятельности.
Вместе с тем примерно ктому же времени ребенку становится уже доступно понимание того, что не всегдаможно делать то, что хочется. Собственному «хочу» противостоит «надо» и«нельзя» взрослых, с которыми приходится считаться.  [13;30]
Сам характер тех правил,которым подчиняется поведение ребенка, и его отношение к ним различны на разныхэтапах развития.
Правило поведения сначаларегулярно соблюдается ребенком, только если оно закреплено у него в видепривычки. Элемент привычки, навыка в детстве играет особенно существенную роль,потому что для маленького ребенка, естественно, слишком трудной задачей было быпостоянно сознательно регулировать свое поведение общими правилами.
Ж.Пиаже предположил, чтов раннем детстве «правило» поведения безостаточно сводится для ребенка именно кпривычной схеме действия. По утверждению Пиаже, до 3-4 лет, а иногда и позже,ребенку совершенно чужд момент обязательства. Понятие «надо» не включает в себяеще никакого чувства обязанности перед другими людьми. Это утверждение Пиажесвязано с общей его концепцией эгоцентризма, согласно которой ребенок сначалаявляется не социальным существом, а живет ряд лет вне социального контакта. Этоутверждение так же несостоятельно, как и та концепция, из которой оно исходит.Смущение, которое испытывает ребенок, нарушая какой-нибудь запрет (когда,скажем, укоризненный взгляд матери так смущает, что выплевывается уженаходящаяся во рту ягода), убедительно свидетельствует о том, что неправильноеповедение не является для него лишь поведением непривычным. Делая что-нибудьзапрещенное, дети чувствуют не необычность своего поведения, а свою вину переддругими. Это очень ярко проявляется в их поведении. Дети очень чувствительны кпорицанию, так же как и к похвале. [30]
Правила поведения,которыми руководствуется ребенок, понятия «надо» и «нельзя», регулирующие егоповедение, насыщены чувством. Оно в значительной мере определяет первоначальноесодержание «правил» поведения и их соблюдение. Путем эмоционального воздействиядоходят первоначально до ребенка правила, которые, закрепляясь частично какпривычки, регулируют его волю. Но ребенок при этом не действует просто, какавтомат; у него вырабатывается и некоторое представление о том, что надо и чегонельзя делать, а затем встает и вопрос, почему это можно, а почему этогонельзя. Вопросы «почему?», которые с 3-4-го года начинает задавать ребенок, естественнонаправляются и на эту, особенно близко его затрагивающую область запретов иразрешений. Собственно говоря, лишь с этого момента правила в какой-то мереосознаются детьми как таковые.
Умение в течениесколько-нибудь длительного времени подчинять свою деятельность определеннойцели также требует продолжительного развития. Настойчивость проявляется уже вмладенчестве; вместе с тем она проходит длинный путь развития. Ее основазаложена в свойствах темперамента. Но формы, которые она принимает на болеепоздних ступенях развития, существенно отличаются от ее первых проявлений.
Вообще, встречаются двекрайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность для развития воли.Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляяего от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребитьусилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, – совершенно необходимая в жизни, недается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчитьтрудность усилия: совершенно не привычное, оно окажется непосильным. Другая –тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильнымизаданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создаетсяпривычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничегохуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить разначатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за чтовзялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один задругим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело. Настойчивость– это ценнейшее качество сильной воли – заключается именно в том, чтобынеуклонно, невзирая на препятствия, доводить начатое дело до конца, добиваясьосуществления своей цели. Ее нужно воспитывать на практике, на деле. [8;30]
К концу дошкольноговозраста и в начале школьного ребенок обычно делает в волевом развитии крупныйшаг вперед, который является существенным условием возможности школьногообучения. Ребенок научается принимать на себя задание и действовать из сознаниянеобходимости его выполнить. Дисциплинирующая упорядоченность учебной работы ивсей школьной жизни, ее четкая организация являются существенным условиемформирования воли учащихся. 2.2. Индивидуальныеразличия волевой сферы личности
У людей бытует убеждение,что все делятся на волевых и безвольных. Соответственно у первых есть «силаволи», а у вторых ее нет. В действительности, как показали исследования, все нетак просто. Можно быть «волевым» в одной ситуации и «безвольным» – в другой.Связано это с тем, что «сила воли» включает в себя несколько волевых проявлений(качеств), имеющих разную природную основу (типологические особенностипроявления свойств нервной системы). У одних людей эти типологическиеособенности таковы, что способствуют проявлению смелости, но не оченьсодействуют терпеливости и упорству. У других, наоборот, способствуютпроявлению именно упорства, но не смелости, и т. д. Поэтому кто-то смелый,другой терпеливый, третий – решительный.[9]
В соответствии сосложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевыекачества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделитьинициативность. Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину,не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существеннуюроль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений;немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новыхидей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательныекартины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные синтенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей какбы закваской в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходятновые начинания и новые импульсы для других людей.
Прямую противоположностьим составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди такжеспособны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труденпервый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляцииизвне, по собственной инициативе что-то предпринять.
Вслед за инициативностью,характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевогодействия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существеннуюособенность воли. Ее прямой противоположностью является подверженность чужимвлияниям, легкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает,как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, ее сознательнуюмотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениямявляется не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственнойволи, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобыпоступить так, а не иначе. [9;30]
От самостоятельности имотивации решения нужно отличать решительность – качество, проявляющееся всамом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное,уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оносохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника водну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек.Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятиярешения, так и в неустойчивости самого решения.
Сама решительность можетбыть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играютимпульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности,порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальноезначение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную уразных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена нестолько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению сзадерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.
Импульсивный типопределяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием ихнад интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный типнеобязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием илигосподством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторыхлюдей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силойимпульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительностипокоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большойимпульсивностью и все же господствующей над ней силой сознательного контроля.
Но так же как решение незавершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли.В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Преждевсего здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, котораявносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, иособенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбесо всяческими препятствиями за достижение цели.
Некоторые люди вносятсразу большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишьна короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеетбрать препятствия лишь с налета и спадает, как только встречаетпротиводействие, требующее длительных усилий, невелика. Подлинно ценнымкачеством она становится лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивостьпроявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая натрудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью являетсяособенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон,говорят о сильной воле, то обычно имеют в виду именно эти два свойства –решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он егоисполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеютв виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за егоисполнение. Поскольку это, в сущности, два различных свойства воли, можноразличать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принятьрешение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнениепринятого решения. [9]
Такую нерешительность илиненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, котороеони делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв,который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накаленстрастью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм.
Поскольку в волевомдействии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешнимипрепятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями,возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существеннымиволевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. Впроцессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общихпринципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессеисполнения – необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочееради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношениямежду аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем. [30]
Поскольку деятельностьчеловека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно,насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердосохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установкив следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известнойнастойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у нихизменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, неподчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четкихустановок. Последовательность и принципиальность как свойства личности,характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении большихпериодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия,составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную чертухарактера личности. При наличии такой принципиальности все время от временипробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать передчеловеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняютсябольшой единой цели – конечной цели всей его жизни и деятельности. [19]
Волевые качества личностипринадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, чтоделал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда игрализначительную роль. 2.3. Формирование волевой сферы подростков
В подростковом возрастедля волевого регулирования поведения возникают определенные трудности.Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новыеповышенные требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному контролюимпульсы, идущие от вновь пробудившихся влечений, должна соответственно окрепнутьсознательная основа воли. Некоторое напряжение, требующее известной выдержки,может возникнуть и в связи с усложнением тех отношений с другими людьми, вкоторые вступает подросток. Он уже не ребенок и еще не взрослый. Сам онособенно чувствует первое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенноподчеркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю изограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Он стремитсяобрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должноперейти из рук окружающих в собственные руки подростка. Это стремлениеоказывается плодотворным для волевого развития личности постольку, посколькудеспотизму чужих принципов не противопоставляется лишь анархия собственныхимпульсов и влечений, поскольку процесс высвобождения воли соединяется с еевнутренним преобразованием, основывающимся на превращении внешних правил впринципы, выражающиеся в убеждениях. [8]
Развитие самосознанияприводит к более полному пониманию собственных побуждений и создает предпосылкидля углубленной мотивации. Складывающийся характер делает мотивы болееустойчивыми и связными. Оформление мировоззрения приводит к постановке новыхцелей более высокого порядка и создает предпосылки для большей принципиальностирешений. С формированием характера, мировоззрения и самосознания налицоосновные предпосылки зрелой воли. Ее развитие неразрывно связано с развитиемличности, формирующейся в процессе деятельности.
Многие авторы отмечаютвысокие потенциальные возможности подросткового и раннего юношеского возраста сточки зрения формирования эмоционально – волевой сферы. В то же время,большинство этих авторов отмечают недостаточность ее развития в данном возрастеи необходимость приложения для ее формирования серьезных психолого –педагогических усилий. Л.И. Божович, говоря о подростках, отмечает, что приускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особеннобросается в глаза отставание развития волевых качеств. Причина этого, по мнениюЛ.И. Божович, заключается в том, что школьники подросткового возраста живут вболее сложной ситуации развития, требующей от них более сложных форм волевогоповедения, а они к этому не всегда готовы. В то же время возраст потенциальноблагоприятен для становления системы жизненных целей, выходящей за рамкинастоящего момента. Л.И. Божович, говоря о кризисе подросткового возраста,отмечает, что в первой своей фазе (12 – 14 лет) он характеризуетсявозникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за рамки сегодняшнегодня, а на второй фазе (15- 17 лет) – осознанием своего места в будущем. [22]
Н.И. Толстых называетрассматриваемый возраст сензитивным для становления системы жизненных целейчеловека.
Ряд авторов говорят отом, что в подростковом возрасте развиваются нравственные регуляторы поведения.Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что в подростковом возрасте возникают идеальныеобразы поведения, которые становятся его регуляторами. Создается основа,которая позволяет подростку самому управлять своим поведением и развитием. В тоже время, Д.И. Фельдштейн отмечает, что общественные условия не всегдаспособствуют росту нравственности и ответственности подростков, что приводит кувеличению их грубости и агрессивности, снижению самостоятельности. Развитиесамостоятельности, ответственности, нравственных регуляторов поведенияпроисходит, с его точки зрения, только в условиях целенаправленно построеннойобщественно – полезной деятельности. [36]
Итак, наряду спредпосылками развития воли и эмоционально – волевой сферы личности вподростковом и старшем школьном возрасте существуют определенные проблемы,связанные с необходимостью формирования для реализации этих предпосылокспециальной развивающей среды. Если этого не делается, то развитиярассматриваемой стороны личности не происходит, либо происходит, но оченьнеравномерно и нестабильно. В подростковом и старшем школьном возрастенеобходимы специальные усилия по организации учебной и других видов общественно– полезной деятельности для развития личности школьников.
В этом возрасте, какотмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевойактивности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чащерегулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). Вто же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем,что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевойактивности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы(воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремленияк независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, ипоэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижаетсядисциплинированность, усиливается проявление упрямства: отчасти это связано стем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, насвою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически, Настойчивостьпроявляется только в интересной работе. [10]
Приходящийся на этотвозраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику(увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторонувозбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладаниевозбуждения над торможением затрудняет применение Запрещающих санкций, основанныхна соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Возрастает смелость(которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влияниемпатриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, чтонеоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной войны.
3.Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Наиболеезначимыми в структуре девиантной личности подростка являются неинтеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности.
Наиболеесущественными признаками девиантности поведения у подростков являетсяэмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности,повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровойдеятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумениеподчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявлениячувств, волевого напряжения. [6]
Низкоеразвитие волевых качеств у подростков с девиантным поведением часто сочетаетсяс высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своимпоступкам.
Эмоциональныепроблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой длядевиантных подростков. Тревожность и склонность к переживаниям депрессивногохарактера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, чтоприводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушенияхастенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровняпроизвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторныхнарушениях типа тиков, расторможенности и др.). Сниженный волевой самоконтрольявляется типичной проблемой для импульсивно-гиперактивной группы девиантныхподростков, являясь определяющим фактором в возникновении трудностей социальнойадаптации, возникновению девиантного поведения и, в дальнейшем, возможноговтягивания в группы подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.[12;13]
Кобщим отличительным особенностям волевой сферы подростком с девиантнымповедением большинство исследователей относят следующие:
–       однотипныйспособ эмоционально-волевого реагирования в виде «двигательной бури» по типу«короткого замыкания» на ситуацию неуспеха, конфликты с истерической окраскойаффекта;
–       спонтанновозникающие контрастные (полярные) колебания настроения в виде неустойчивостиэмоционально-волевой сферы, лёгкость перехода от повышенной активности(психомоторной гиперактивности) к состоянию гипоактивности, депрессии (моторнаягиподинамия, спад настроения и интеллектуальной активности, снижения уровняинтересов) и, наоборот – от состояния пассивности и полного бездействия кнеуправляемой гиперактивности либо дисфориям.
–       преобладание«аффективной логики», т.е. чрезмерное влияние эмоционального состояния ребёнкана его поступки и характер мышления;
–       слабоеусвоение и использование предшествующего негативного опыта и потому – неумениепрогнозировать последствия своих поступков;
–       недостаточнаякритичность своего поведения, проявляющаяся уверенностью в правоте своихпоступков;
–       неустойчивость,неуживчивость в группе, склонность противопоставлять своё мнение мнению своихсверстников;
–       стремлениевернуться к прежним условиям своей жизни, где было меньше ограничений и опеки,что часто сопровождается побегами и бродяжничеством;
–       эмоциональнаянезрелость и инфантилизм суждений, усиливающих дисгармоничность личности,затрудняющую адаптацию ребёнка к социальным требованиям.[13;14]
Зарубежнымиучеными было установлено, что существует ряд общих черт, свойственныхпрактически всем подросткам с девиантным поведением. В частности, это слабоеразвитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможнымнеблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональнаянеустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующиеобстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующейситуации.[6;20]
Вкачестве изначальной мотивации девиантной деятельности часто выступает желаниеполучить «легкие деньги», любопытство, стремление принадлежать к определеннойсоциальной группе, мотив ухода от реальности, эмоциональная насыщенностьвремяпрепровождения.
Сложнымпредставляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, помнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качестваволи: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев —инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развиваетсяв борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств». [25]
Обсуждениеволевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли,которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать»агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состояниеми агрессивными действиями. [13]
Вотличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированныйподросток почти всегда владеет с той или иной степенью своими желаниями.Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоениемсоциальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знаниепоследствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели,перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуумадоступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствиюи самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что подростококазывается уязвимым. В этом — опасность девиантного поведения, и тем большая,чем моложе возраст.[29;32]
Уподростков с девиантным поведением часто обнаруживается недостаточность личноймотивации поведения — оно диктуется группой. В своих рассказах молодые людиупотребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речьидет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти отответственности).
Нарушенияволевой регуляции у подростков с девиантным поведением влекут за собойпотребность в социальном одобрении, поддержке, признании, это является значимымдля подростков. Известно, что правонарушения, и даже преступления подростковпроисходят в атмосфере демонстративности, когда другие подростки и«сочувствующие» видят социальный статус, уровень материальной состоятельности,некоторую «успешность», получаемую при помощи преступления, в связи с чемподросток неспособен контролировать свое желание быть на виду, выглядетьуспешнее. Вероятно, это связано с потребностью в социальной оценке, желание«быть на виду» может быть еще одной причиной, вызывающей девиантностьповедения.[14]
Исследованияличности открывают, что подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведенииоснованием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы,нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможностикритически оценивать поведение других, определить линию, принципы собственногоповедения. Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, инеспособностью к организованной, последовательной деятельностью. Праздность нетяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им«скучно».[16;23;26]
Слабостьконтроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняютупотребление одурманивающих средств — способ без усилий получить удовольствиеопьянения, полнее слиться с группой. Эти же качества в сочетании сособенностями аффективной сферы и с уровнем развития нравственности объясняютдругие наряду с наркотизацией формы девиантного поведения.[35]
Специфичностьмеханизмов волевой регуляции у подростков с девиантным поведением  заключаетсяв нарушении волевых действий и умения преодолевать препятствия (в том числе,противоположно направленные цели и мотивы). Последнее может вызывать уподростков с девиантным поведением  стремление к аффективной разрядке иявляться провокатором очередного срыва.[7;14;18]
Заключение
Нарушения поведения уподростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Ихотносительная частота и крайние формы проявления,  нередко  приобретающие патологический  характер,  обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического  развития  и полового созревания. Современная  социальная  жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чемполвека назад.  У  подростков нередко  долго  еще  сохраняются   почти  детские   интересы, причудливо переплетающиеся  с  интересами  взрослых,  слишком   велика податливость случайным  влияниям,  эмоциональная неустойчивость.  И  нередко  при  этом особенно медленно созревает та частьпсихической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение,  моральные  и  этические установки, умение обуздать своижелания, считаться с интересами других.
Статистические  данные,относительно   табококурения,   наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя  в  подростковом  возрасте пугают своими цифрами. Каждый второйподросток регулярно курит, каждый пятый употребляет алкоголь.
В связи с этим возрастаетзначение исследований сферы волевой саморегуляции поведения, особенно уподростков с девиантным поведением. Существует необходимость в более детальномисследовании механизмов деформации волевой сферы девиантных подростков,необходимо составить коррекционные программы для формирования волевой сферыподростков с девиантным поведением, и провести коррекцию волевой сферы по местужительства и учебы подростков, в инспекциях по контролю за правонарушенияминесовершеннолетних.
Литература
1.        Байярд Р., БайярдДж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихсяродителей. М.: Академический Проект, 2005. – 208с.
2.        Венар Ч., КеригП. Психопатология детского и подросткового возраста. СПб.: прйм-ЕВРОЗНАК, 2004.– 384с.
3.                         Влияние занятийспортом на типологические свойства нервной системы трудных подростков /сборникстатей / Кушков Г.И., — С. 96-98
4.                         Выявление типанаправленности личности у трудновоспитуемых подростков и несовершеннолетнихправонарушителей /сборник статей/ Рейнвальд Н.И., — С. 19-20
5.        Змановская Е.В.Девиантология., М., Академия, 2004. – 288с.
6.                         Изучение волевойсферы несовершеннолетних правонарушителей в условиях воспитательно-трудовойколонии /сборник статей / Тимашев М.В., — С. 150-152
7.                         Изучениенекоторых психологических механизмов преступного поведения несовершеннолетних/сборник статей / Бочкарева Г.Г., — С. 22-23
8.                         Изучениеособенностей личности трудного подростка — первый этап в системе мер по егоперевоспитанию /сборник статей/ Орехова Н.В., — С. 106-107        
9.        Ильин Е.П.Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
10.     Исследованиесоциально-психологической структуры личности трудновоспитуемых подростков/сборник статей/ Лашко В.Т., — С. 18-19        
11.     Исследованиеуровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей /сборник статей/ Яновская Е.А., — С. 174-175
12.     К вопросу огенезисе трудновоспитуемости у школьников /сборник статей / Гроховски В.В., — С. 63-65  
13.     К вопросу онравственно-волевых качествах личности трудных подростков /сборник статей /Гребенкина Л.К., Ушатиков А.И., — С. 27-28 
14.     К вопросу опричинах правонарушений несовершеннолетних /сборник статей / Блажиевская В.К.,Гершман Р.Н., — С. 51-53  
15.     Карлсон Р.,Батчер Дж., Минека С. Аномальная психология. – 11-издание – Спб.: Питер, 2004.– 1167 с.
16.     Кондрашенко В.Т.Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция. 2004.– 365.
17.     Корнилова Т. идр. Подростки групп риска. Питер, 2005. – 336с.
18.     Коробейников И.А.Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192с.
19.     Краткийпсихологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.431 с.
20.     Кулаков С.А.Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков.Учебно-методическое пособие (Серия «Психодиагностика: психологу, врачу,педагогу». Вып. 2). / Под общ. редакцией д.м.н. Л.И. Вассермана. — М.: Фолиум,1998. – 70 с.
21.     Лаут Г.В. и др.Коррекция поведения детей и подростков. М.: «Академия», 2005. – 224с.
22.     Луговская А.,Кравцова М.М., Шевнина О.В. Если ваш ребенок… Популярная психология дляродителей. М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.
23.     Менделевич В.Д.Психология девиантного поведения. — МЕДпресс, 2001.
24.     Петрова О.О.,Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 224с.
25.     Психологическиемотивы асоциальных отклонений в поведении подростков /сборник статей / ШамаеваВ.Ф., — С. 21-22    
26.     Психологиякриминального поведения. СПб.: Питер, 2004. – 496с.
27.     Психологияподростка. Учебник. /Под редакцией А.А.Реана. СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. –480с.
28.     Психологияразвития. СПб.: Питер, 2003. – 992с.
29.     Психологиясовременного подростка. /Л.А.Ретуш/. СПб.: Речь, 2005. – 400с.
30.     С.Л.Рубинштейн.Основы общей психологии. Издательство «Питер», 2000. – 608 с.
31.     Сборник статей:Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей.Тезисы докладов II Всесоюзной конференции, 27 — 29 июня 1973 г. / Редкол.: Алемаскин М.А. (Отв. ред.), Крутова Е.М., Лаптева Л.П., Миньковский Г.М., НевскийИ.А., Пирожков В.Ф., Ратинов А.Р., Филонов Л.Б. — М.: Изд-во Всесоюз. ин-та поизуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1973. — 201 c.
32.     Слободяник Н.П.Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы 60конспектов уроков. М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
33.     Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 544 с.
34.     Тагирова Г.С.Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками.Педагогическое общество России., 2005. – 128 с.
35.     Фурманов И.А.Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов.М.: ВЛАДОС, 2004. – 351с.
36.     Хухлаева О.В.Психология подростка. М.: «Академия», 2004. – 160с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.