Реферат по предмету "Психология"


Межгрупповые конфликты и способы управления конфликтами

Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Сибирская академия государственной службы»
Филиалфедерального государственного образовательного учреждения
Высшего профессиональногообразования
«Сибирскаяакадемия государственной службы» в г. Томске
Кафедрауправления и экономики
Контрольнаяработа
Подисциплине: Конфликтология
Тема: Межгрупповыеконфликты и способы управления конфликтами
Выполнил
Жалонкина И.Ю.
№ группы 821
Проверил
Сивицкая Л.А.
Томск 2009

Оглавление
Введение
1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс
2. Механизмы возникновениямежгрупповых конфликтов
3. Принципы управленияконфликтами и способы выхода из конфликтов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентовили субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такоеопределение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу междудействующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этойборьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальнаяобщность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространениеэтого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствоваливозникновению специальной отрасли — конфликтологии. Проблема отношений занимаетв современной конфликтологии большое место. Анализ связи межгрупповых имежличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе оместе общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Общениемежду двумя людьми может быть очень сложным. Стремимся ли угодить друг другуили прийти к согласию, или просто исполнять роли казавшиеся им неуместными вданной ситуации. Ответы на эти вопросы лишь найдутся тогда, когда поймемхарактер взаимодействия между людьми. Нельзя сначала изучить личность, а потомвписать в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже«продукт» этих социальных связей, а с другой их создатель – активныйтворец. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их неставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый рядотношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений.Существование межличностных отношений внутри различных форм общественныхотношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей,в актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений порождаетважнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений этиотношения могут представляется единственной реальностью вообще каких бы то нибыло отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, иобщественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, этоосознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностныеотношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественныхотношений. В не их нет где-то «чистых» общественных отношений.Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественныхотношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностныеотношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Приизучении и практическом рассмотрении механизмов того или иного межгрупповогоконфликта необходимо учитывать их основные особенности. Так, при существованиинескольких механизмов в каждом конкретном конфликте доминирующим будетопределенный механизм. Межгрупповые механизмы межличностного взаимодействия посвоему характеру гораздо более консервативны, чем психологические. Цельюнастоящей работы является изучить межгрупповые конфликты и способы управлениямежгрупповыми конфликтами. В соответствии с поставленной целью в работерешаются следующие задачи:
1. Рассмотретьвнутригрупповое взаимодействие как социальный процесс.
2. Рассмотретьмеханизмы возникновения межгрупповых конфликтов.
3.Изучитьпринципы управления конфликтами и способы выхода из конфликтов.
Объектомисследования является общество, каждая социальная группа, которая в той илииной степени подвержены конфликтам. Предметом – система принципов управленияконфликтами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользованных источников и литературы.
При написанииконтрольной работы использовались материалы ведущих отечественных и зарубежныхученых по исследуемой проблеме.
1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс
Уровеньотношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает вотношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, такимобразом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразныхотношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми.Существуют определенные виды различных общественных отношений. Специфика ихзаключается в том, что в них непросто «встречаются» индивид синдивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представителиопределенных общественных групп (классов, профессий, а также политическиепартии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а наоснове определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это естьотношения между социальными группами или между индивидами как представителямиэтих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, ихсущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействиисоциальных ролей. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека сдругими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношениялюдей.
В общениивыделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоитв обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается ворганизации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия,повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общениявключает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению наэтой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенногоположения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественныхотношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативноодобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего даннуюпозицию»[1].
Кроме всегопрочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: обществоможет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, неодобряется такая социальная роль, как «преступник»). Важноподчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, апрежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль,общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем егос группой. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущностиролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретномпроявлении приобретают определённую «личностную окраску». Оставаясь личностямив системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают вовзаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежнопроявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальнойсистеме жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположенымежличностные отношения, прежде всего относительно системы общественныхотношений.
Эмоциональнаяоснова межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений– аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент.
Набор чувствможно сведи в две большие группы: коньюктивные – это разного рода сближающиелюдей, объединяющие их чувства и дизъюктивные чувства – это разъединяющие людейчувства.
Общение какреализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальнойпсихологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии.Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении сдеятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамикуобщественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не какдинамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся встатике форм общения. [7. c. 632 ] В противовес этому в отечественнойпсихологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекаетобщение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается каксторона деятельности, как своеобразный способ ее организации. В реальнойпрактической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том,каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предметаобщения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу тойдеятельности, с которой они связаны.
Коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами.Интерактивная – это взаимодействие между индивидами то есть обмен не толькознаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия ипознания друг друга партнерами по общению.
В общениивыделяются три функции: информационно — коммуникативная; регуляционно — коммуникативная;аффективно-коммуникативная.
В процедуреобщения выделяют следующие этапы:
Потребность вобщении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировкав целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника. Планированиесодержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), чтоименно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретныесредства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, каксебя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контрольэффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировканаправления, стиля, методов общения.
Если какое-либоиз звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемыхрезультатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют«социальным интеллектом» или «коммуникабельностью». [7 с.631 – 633 ] Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.
Первичнаягруппа состоит из небольшого числа людей между которыми устанавливаютсявзаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.
Первичныегруппы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные,личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Куливпервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членамикоторой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Таким образом,влюбленные, группы друзей, члены клуба, они ходят друг другу в гости, и являютсобой первичные группы.
Вторичнаягруппа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональныеотношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определеннойцели. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, аименно выполнять определенные функции. Личностные качества играют важную роль,ни одного нельзя заменить кем-то другим. Между ними не устанавливаютсяэмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. [ 6. с. 148 — 149] 2. />Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основныммеханизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповаявраждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.
Межгрупповаявраждебность.
Фрейд в своихработах впервые описал данный механизм, указав на его универсальный xарактердля любых групп. Это объясняется тем, что враждебность выполняет определеннуюфункцию — она является средством сплочения группы, когда члены группывоспринимаются как «свои» и к ним формируется привязанность, а все,кто не входит в данную группу, воспринимаются как «чужие», и вотношении них формируется враждебность.
Объективныйконфликт интересов.
Этот механизмбыл описан Д. Вэмпбеллом в его теории группового конфликта. Основные положенияданной теории, которые раскрывают суть этого механизма, сводятся к следующему:конфликт интересов между несколькими группами может стать причиноймежгруппового конфликта; угроза, которую испытывает одна группа или ееотдельные члены со стороны другой, является результатом этих конфликтов;враждебность, которую испытает группа или ее отдельные члены, по отношению кисточнику угрозы, обусловливается самим существованием этой угрозы и ее ощущениемгруппой; на основе возникшей угрозы формируются, повышаются групповаясплоченность и солидарность, а также осознание отдельными членами группы своейгрупповой принадлежности; в результате возникшей угрозы границы группыстановятся более непроницаемыми; в связи с угрозой уменьшается отклонениенекоторых членов группы от существующих внутри нее групповых норм, так как приэтом увеличиваются сила и степень наказания и отвержения группой тех ее членов,которые нарушили эти нормы и не демонстрировали верности группе; повышениевнутригрупповой солидарности и сплоченности может возникать и в результатевосприятия группой ошибочной, ложной угрозы со стороны другой группы.
Внутригрупповойфаворитизм.
Этот феноменопределяется как тенденция оказывать поддержку и расположение членам своейгруппы в противоположность членам другой группы без наличия между этимигруппами конфликта интересов. Внутригрупповой фаворитизм может проявляться и вповедении и формировании мнений и оценок членов своей и чужой группы. Незначительнымвыражение эффекта внутригруппового фаворитизма бывает тогда, когда статусныеразличия между двумя группами являются справедливыми и признаются таковымиобеими группами. Рост внутригруппового фаворитизма происходит в том случае,если одна из групп начинает выражать сомнение по поводу справедливости иобъективности возникшей статусной разницы, причем рост этого феноменанаблюдается у той группы, которая имеет больший статус. Межгрупповой конфликт ипротивоборство возникают в результате осознания группой незаконности илинестабильности существующих статусных различий и ее желания изменить ситуацию.
Конфликтующиегруппы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целейза счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степенинапряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтнуюситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположнойстороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третьяпрограмма поведения, наступает стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.3. Принципы управления конфликтами и способы выхода изконфликтов
Управлениеконфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципесотрудничества и компромисса. [3 c. 44 -50]
Принципкомпетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественныйход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенныезнания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешениювозникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще.
Принципсотрудничества и компромисса. Данный принцип предполагает, что оппоненты стоятна позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом онииспользуют соответствующие конструктивные стратегии — сотрудничество, компромисс,избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внестирадикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том,чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер, ипротивоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесьстановится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремлениеразрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.
Прогнозированиеконфликта означает обоснованное предположение о его возможном будущемвозникновении и особенностях развития. Прогноз строится на следующихоснованиях: научном исследовании конфликтов; практической деятельности поанализу симптомов в возникающих социальных противоречиях, диагностическойдеятельности.
Прогнозированиеконфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, таккак осуществляется на ранних стадиях его возникновения.
Точныйпрогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которыевозникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль приподавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешногоразрешения. Чем более точен прогноз, тем больше он способствует эффективному,конструктивному разрешению возникшей конфликтной ситуации. Чем значительнее,серьезнее ошибка прогноза, т. е. чем менее точен прогноз, тем большевероятность того, что эффективность разрешения противоречия будет низкой. Приполном отсутствии прогноза развития ситуации вероятность разрешенияпротиворечия существенно снижается, и в некоторых случаях противоречие вообщене разрешается, а обостряется еще больше.
Профилактикаконфликта предполагает существование объективных и организационно-управленческих(субъективно-объективных) предпосылок их предупреждения. В качестве объективныхпредпосылок можно назвать:
1) созданиеблагоприятных условий жизнедеятельности сотрудников организации.
2)справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе.
3) разработканормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
4)успокаивающая материальная среда, которая окружает человека.
В основномфакторы и условия разрешения конфликтов имеют психологическую основу, потомучто в них отражаются особенности поведения и взаимодействия конфликтующихсторон. Выделяются следующие основные условия разрешения конфликта: прекращениеконфликтного взаимодействия; поиск общих или близких по содержанию точексоприкосновения в целях и интересах оппонентов; изменение эмоциональногоотношения к оппоненту; объективное обсуждение проблемы; учет статусов другдруга; выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта.
Прекращениеконфликтного взаимодействия сторон означает, что должно быть изменено поведениеобеих сторон.
Поиск общихили близких по содержанию точек соприкосновение в целях и интересах оппонентов— это процесс двусторонний, поэтому он предполагает анализ каждой стороной нетолько своих целей и интересов, но также и целей и интересов оппонента. Дляразрешения конфликта важно сосредоточиться не на личностях, а на интересах ицелях и найти точки соприкосновения.
Выборстратегии выхода из конфликта оказывает решающее значение на его разрешение.Стратегия выхода из конфликта — основная линия поведения оппонентов назаключительном этапе конфликта.
Существуютпять основных стратегий поведения: соперничество, компромисс, сотрудничество,избежание, приспособление. На выбор конкретной стратегии влияют следующиефакторы: личностные особенности оппонентов; уровень нанесенного оппонентуущерба и уровень собственного ущерба; наличие необходимости для осуществлениявыбранной стратегии ресурсов; статус оппонента; возможные последствия отприменения предполагаемой стратегии; значимость решаемой проблемы; длительностьконфликта.
Соперничество.Эта стратегия предполагает навязывание оппоненту выгодного для себя решения.Применение данной стратегии возможно в тех случаях, когда предлагаемое решениеносит явно конструктивный характер; результат выгоден всей группе илиорганизации, а не только инициатору данного решения; исход борьбы имеет важноезначение для инициатора проводимого решения; времени на убеждение оппонентанедостаточно. Однако часто в результате применения данной стратегии одна изсторон не может реализовать собственные интересы.
Компромисс.Эта стратегия основана на стремлении конфликтующих сторон завершитьпротивостояние через взаимные уступки. Оппоненты отказываются от части ранееотстаиваемых требований и выражают готовность признать частичную обоснованностьтребований противника. Данная стратегия эффективна тогда, когда обе стороныпонимают, что их противник обладает такими же возможностями, как и он сам, атакже в случае, если интересы сторон взаимоисключающи, стороны могут бытьудовлетворены временным решением или же присутствует угроза потерять все.
Приспособление.Это уступка в чем-либо, когда одна сторона вынужденно или добровольноотказывается от борьбы и сдает свои позиции. Принятие такой стратегии можетбыть основано на следующих мотивах: осознание своей неправоты; необходимостьсохранения хороших отношений с противником; сильная зависимость от противника;незначительность, неактуальность проблемы или потеря ею своей значимости;сильный ущерб, полученный стороной в ходе противоборства; угроза возникновенияеще более сильных негативных последствий; отсутствие возможности, вероятностиполучить иной исход конфликта; давление третьей стороны.
Избежание,или уход, от решения проблемы. Эта стратегия представляет собой попытку уходаот конфликта при минимальных затратах. Ее отличие от таковой же стратегии входе конфликта заключается том, что эту стратегию, как правило, выбирают в томслучае, когда другие попытки с помощью активных стремлений реализовать своицели и интересы не привели к желаемым результатам. При использовании даннойстратегии конфликт не разрешается, а затухает. Применение стратегии избежаниядля разрешения конфликта целесообразно в тех случаях, когда недостаточновремени и сил для решения противоречия иными и способами; при стремлении выигратьвремя; когда существуют трудности в определении линии собственного поведения; атакже при отсутствии желания решать данную проблему.
Сотрудничество.Эта стратегия поведения в конфликте наиболее эффективна, так как предполагаеториентацию оппонентов на конструктивное обсуждение возникшей проблемы. В этойстратегии противоположная сторона рассматривается не как противник, а какпартнер и союзник в поиске оптимального решения. Целесообразность иэффективность применения данной стратегии наиболее высоки в случаях, когдаоппоненты имеют сильную зависимость друг от друга; когда принятое решение имеетважное принципиальное значение для обеих сторон; когда участники конфликталишены предубежденности в отношении друг друга.
Приразрешении конфликта в менеджменте используются четыре структурных способаразрешения: разъяснение требований к работе; использование координационных иинтеграционных механизмов; установление общеорганизационных комплексных целей;использование системы вознаграждения. Данные методы могут применяться дляразрешения конфликта в любой сфере, где присутствует межличностноевзаимодействие. [4.С. 101]
Наилучшаяальтернатива обсуждаемому решению (НАОС) — это метод ведения переговоров, цельюкоторого является защита одной из сторон (или обеими сторонами) своих интересови целей, когда предотвращается принятие нежелательной договоренности, но такжеснижается вероятность отказа одной из сторон от принятия того решения, котороебы ее устроило, т. е. НАОС дает возможность каждой из сторон пойти в процессепереговоров на определенные уступки, которые, однако, не выходят за рамки тогопредела уступок, которые каждая из сторон установила для себя возможным. Врезультате обе стороны достигают поставленных целей, полностью не отказываясьот них. Еще одним преимуществом данной стратегии является ее гибкость, т. е.для каждой из сторон остается поле для творческого подхода к принятию решения.
Этот методстроится на сравнении предложения другой стороны с тем решением, котороеявляется наилучшим для вас. Сравнение должно осуществляться в совокупности.Сложностью этого метода является еще большая привлекательность тех альтернатив,которые предлагаются в случае неудачи в заключении соглашения. К тому же получениесразу всей совокупности предлагаемых вариантов представляет большую сложность.
Избежать всехопасностей и недочетов можно, если построить проверочную цепочку, которая даетвозможность принятия pезервного решения, т. е. оставляет пространство для маневрирования.В том случае, если в ходе переговоров одна из сторон начинает сомневаться ввыгодности для нее предлагаемого решения (НАОС), следует определить еще одинвариант, который, с одной стороны, совсем не будет соответствовать идеальномурешению, но с другой — будет лучше, чем сама альтернатива, т. е. НАОС. В этомслучае важно не спешить, а спокойно и трезво оценить ситуацию.
Осознаниесторонами необходимости переговоров возникает тогда, когда противоборство междуними не приносит желаемых результатов и выгоды. Переговоры могут вестись впроцессе продолжения конфликтных взаимоотношений, но также и на основесотрудничества. Целью переговоров является принятие совместных решений.Совместное решение является единым для обеих сторон, и обе они рассматриваютего как наилучшую альтернативу в конкретной ситуации. Разрешение противоречия спомощью законодательных и иных нормативных актов дает возможность сторонам невступать в переговорный процесс.
Заключение
конфликтуправление коммуникативный перцептивный
На основевыше сказанного можно сделать вывод, что социальное взаимодействие представляетсобой процесс, в котором люди взаимодействуют и реагируют на действия других.Также рассмотрено, как общение связано с деятельностью, методы общения.
Принцип связии органического общения, их единства, с деятельностью, разработаны вконфликтологии, открывает действительно новые перспективы в изучении такогоявления, как «общение».
Уровеньотношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает вотношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, такимобразом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразныхотношений.
Такиеотношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённогоположения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения междусоциальными группами или между индивидами как представителями этих социальныхгрупп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не вовзаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальныхролей. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другимилюдьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
В общениивыделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоитв обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается ворганизации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия,повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общениявключает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению наэтой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенногоположения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественныхотношений.
Кроме всегопрочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: обществоможет либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, неодобряется такая социальная роль, как «преступник»). Важноподчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, апрежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль,общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем егос группой.
К основныммеханизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповаявраждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм.
Конфликтующиегруппы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целейза счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степенинапряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтнуюситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположнойстороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третьяпрограмма поведения, наступает стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.
Управлениеконфликтом — это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтомуосуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях,которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести кеще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть вслучае естественного развития конфликта.
Одним изважнейших способов управления конфликтами является их профилактика. Этоозначает, что организация жизнедеятельности субъектов социальноговзаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась илиминимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивныхпротиворечий и конфликтов между ними. В результате профилактики конфликтовснижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровеньзатрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чемконструктивно его разрешить.
Прогнозированиеконфликта повышает эффективность по его предупреждению и урегулированию, таккак осуществляется на ранних стадиях его возникновения.
Точныйпрогноз в отношении той или иной проблемной ситуации или противоречия, которыевозникают в процессе взаимодействия людей, играют существенную роль приподавлении их развития, а это, в свою очередь, является основой их успешногоразрешения.
 
Список использованных источников и литературы
1. Андреева Г. М.,«Социальная психология. » М., 1997. [c. 64 -100]
2. Берн Э. «Игры,в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», СПб., 1992. [c. 3-10]
3. Конфликтология:Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005.
4. Краткийпсихологический словарь под ред. А. В. Петровского, М., 1967. [c. 150-151]
5. Смелзер Н., «Социалогия.», М., 1994. [ c. 130 -167]
6. Столяренко Л. Д.,«Основы психологии. » М., 1997. [c. 630 — 641]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.