Реферат по предмету "Психология"


Методы в возрастной психологии

Оглавление
Введение. 2
1. Стратегиянаблюдения. 2
2. Стратегияестественно-научного констатирующего эксперимента. 2
3. Стратегияформирующего эксперимента. 3
Методы опроса. 5
Тестирование. 5
Практические(невербальные) тесты… 6
Тестыинтеллекта. 7
Тестыспециальных способностей. 8
Тестыличностные. 9
Тестыдостижений. 9
Метод анализа продуктовдеятельности. 11
Список литератуты… 14
Введение
В истории возрастной психологии выделяются 3основные стратегии:
1. Стратегиянаблюдения. Основнаязадача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться приизучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когдапсихолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными,когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, егоиспользование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленнаяцель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно онможет увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описыватьнаблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективноеистолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодическихнаблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные,зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение заестественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за нимнаблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
2. Стратегияестественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенныхконтролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, датькачественное описание. а) метод поперечного среза — в достаточно большихдетских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспектразвития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные,характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников,обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод, которыйчасто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживаетсяразвитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типаисследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшиеизменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются«поперечными» срезами. Беседа — эмпирический метод получениясведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленныевопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постаратьсяне быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, повозможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным); Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специальноподготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным,индивидуальным и групповым); Анализ продуктов деятельности — методизучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности(рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишьконстатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качестваличности необходимо использовать другие методы.
3. Стратегияформирующего эксперимента. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основательметода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент.Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, саппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условияхобучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучениемрезультатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: — постановка цели; — планирование хода эксперимента; — проведение эксперимента(сбор данных); — анализ полученных экспериментальных данных; — выводы, которыеосновываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем экспериментевыделяются 3 этапа:
1. Констатирующий(используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психикиучащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающиеприемы.
2. Формирующий(в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
3. Контрольныйэтап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделаннойформирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем иконтрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и насколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
Методы опроса
Беседа,интервью, анкетирование. Беседа — это самостоятельный или дополнительныйметод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации илиразъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседапроводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующихвыяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностьюбеседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику изсоциологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранеенамеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответызаписываются открыто. Анкетирование — метод массового сбора материала спомощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу»,анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования ианкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).
 Тестирование
Это метод психологической диагностики, использующийстандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалузначений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связис увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б)профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнениемпроизводства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорениемсоциодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностьюопределить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков,знаний,личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен наследующие этапы: 1) выбор теста с учетом цели и степени егодостоверности; 2) его проведение определяется инструкцией к тесту; 3)интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участиеили консультация психолога.
Тест (англ. test — проба,испытание, проверка) — стандартизированное, часто ограниченное во временииспытание, предназначенное для установления количественных или качественныхиндивидуально-психологических различий.
Существуют разнообразные классификации тестов1.Они могут подразделяться:
1) по особенностямиспользуемых тестовых задач на тесты вербальные и тестыпрактические;
2) по формам процедуры обследования — на тестыгрупповые и индивидуальные;
3) п о направленности — на тесты интеллекта итесты личности;
4) в зависимости от наличия или отсутствия временныхог раничений — на тесты скорости и тесты результативности;
5) тесты различаются также по принципамконструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются
компьютерные тесты.
Вербальные тесты —тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной(вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции спонятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тестычаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации, навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом ичтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и приоценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей,составление рассказов и т.д.).
Практические (невербальные) тесты— тип тестов, в которых материал тестовых задачпредставлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур,дополнение изображения, определенные действия по образцу, составлениеизображения из кубиков или перерисовывание). Считается, что практические тестыуменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования иособенно хороши при изучении детей (например, невербальная шкала тестаинтеллекта Векслера — рис. 1). Тесты групповые — предназначеныдля одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременнотестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля инаблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количестволиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Важным является строгое соблюдениеусловий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможностивлияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов,консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая форма обследования длядетей является более привычной, так как напоминает естественные условияобучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используетсяшкольными психологами.
Следующая разновидность тестов —индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход кдиагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходеобследования испытуемому сначала предъявляют задание средней трудности. Вслучае правильного решения уровень трудности повышается, а в случае ошибки —снижается. Таким, образом, путем предъявления относительно небольшогоколичества заданий может быть достоверно установлен точный показательуспешности испытуемого. Как правило, тесты конструируются на основекомпьютерного предъявления заданий с учетом индексов трудности.
Тесты интеллекта(лат.intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначеныдля измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболеераспространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф.Гальтоном, стремившимся охватить измерением и числом операции ума. Заметныйвклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившиминачало широкому использованию умственных тестов. В большинстве случаев в тестеинтеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанныеинструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. междутерминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятсяиз рисунков, геометрических фигур и т.д.
Существуют различные тесты интеллекта, позволяющиеопределить IQ — коэффициент интеллектуальности человека, который рассчитываетсяпо формуле
Широко распространен тест Векслера, позволяющий нетолько получить общий интеллектуальный показатель для детей 4—16 лет, но такжеоценить отдельно вербальный и невербальный интеллект ребенка.
Тесты специальных способностей— группа психодиагностических методик, предназначенныхдля измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторныхфункций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточноузких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей:сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные(счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.).Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей.
Разновидностью тестов способностей можно считать тестыкреативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группапсиходиагностических методик, предназначенных для измерения творческихспособностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться оттрадиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Первые тестыкреативности появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится однимиз основных направлений в современной зарубежной психодиагностике. Наиболееизвестные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаныДж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественнойпсихологии разработана оригинальная методика креативного поля Д.Б.Богоявленской (1983).
Тесты личностные— группа тестов, направленных н а измерениенеинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятиесобирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которыхизмеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностныеориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичныеформы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Ониобычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационныетесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые,четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнениекакой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещениеобследуемого в ситуации, близкие к реальным.
Тесты достиженийнаправленына оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, какправило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленнойгруппе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и ихразновидностей). Существуют широкоориентированные тесты, применяемые для оценкинавыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения(тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.д.) икомплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измеренияинтеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные областиобучения.
Другую большую группу тестов школьных достиженийсоставляют методики по конкретным учебным предметам (достижения вчтении и математике) и более специализированные тесты, направленные на исследованиеусвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д.
Тесты достижений ориентированы на измерение степениусвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, позволяютсоотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельнымсущественным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любойдругой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер итребует меньших затрат времени, чем традиционная школьная оценка. Большинство тестовдостижений предназначены для учителей, а не психологов.
Разновидностью тестов достижений можно считать тестыкритериально-ориентированные, которые предназначены для определения уровняиндивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основелогико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (илиобъективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки,необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тестыкритериально-ориентированные — методики психологической диагностики,позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыкамиумственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенныхклассов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие илиотсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты представляют собойинструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами,позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственногоразвития как отдельных индивидов, так и целых групп и наметить меры ихликвидации.
Кроме того, существуют и тесты, ориентированные насоциально-психологический норматив или общественно заданный объективныйсодержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития).
Метод анализа продуктов деятельности
Важное место в изучении психики дошкольника занимаетметод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрастедеятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продуктыизобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемныеизображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство итворчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы исказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входиткак составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучаетсявлияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости отхарактера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разнымпоказателям.
Этот метод иногда предполагает анализ не толькопродукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация посказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, тоновое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можноанализировать не только проявления творчества в продукте, выразительныесредства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальномузамыслу.
Организация анализа продуктов деятельности требуетсоблюдения ряда условий:
1. Предварительно четко формулируют цельисследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым исверстникам, проявляющихся в их рисунках.
2. В соответствии с целью исследования выбираютиспытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или инойдеятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей,владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядномуобразцу.
3. Для всех детей изучаемой группы создаютодинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски,карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.
4. При получении продукта поддерживают естественныеусловия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения,создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждыйработал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесссоздания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.
5. В случае необходимости разрабатывают способыфиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакцийребенка.
6. В случае необходимости следует разработать изаучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например отом, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктовдеятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильнойпостановке вопросов к ребенку.
7. Критерии оценки полученного продуктаразрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, напримероценка выбора цвета, композиции рисунка.
Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. Кним относятся:
• возможность собрать за короткое время достаточнобольшой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;
• при постоянном использовании возможность получитькачественные и количественные характеристики особенностей психики детей,например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скоростьизображения формы, точность размаха движений, точность направления движений пририсовании линий и форм и пр.;
• возможность неоднократного повторения длявыяснения того, насколько закономерен полученный факт;
• сохранение естественности в проявлении психическихособенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводитсяисследование.
Недостатки этого метода обусловлены тем, что,во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладеватьопределенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногдаоказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схеманализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологическиеособенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности ипроявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

 Список литературы1. Выготский Л.С. Проблемы возрастнойпериодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1972.     2. Выготский Л.С. Психология ИздательствоЭКСМО-пресс .3. Зимняя И.Я. Педагогическая психология И.Я.Зимняя Издательство Логос.
4. Диагностическаяи коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/Москва. 1987 г.
5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.6. Крысько В. Г. Психология и педагогикаИздательство Владос.7. Самоненко Ю.А. Психология и педагогикаИздательство Владос.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.