Введение
Творчество вобщем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новыематериальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Безтворчества, на земле не было бы продвижения в науке.
Творчествоохватывает все культурные аспекты человеческой деятельности, это и искусствоизображения, и музыка, и литература, и скульптура, а так же дизайн иархитектура… нет ни одного предмета, на земле, который не был создан безтворческой идеи его создания.
Возможно,будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчестваменяется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо,или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не толькоесть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют,конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будемопираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведетк новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение неограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качествепримера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудьполезного изобретения, рукописи или теории.
Творчество
Творчество –это последовательность следующих психических состояний личности:
1) подготовкамотивов для открытия или изобретения;
2)инкубационный период или выражение мотива безмолвным внутренним состоянием;
3) активностьтрех составляющих открытой системы Человек: организм, индивидуальность ивзаимосвязь Личность-Природа;
4) «инсайт»или психологический резонанс, который характеризуется «озарением», созерцаниеми подобными состояниями;
5) осознаниепродукта. Дополнительным этапом, который можно включить в последовательностьпсихических состояний, является экспериментальная проверка продукта. Результатомтворчества является создание новых материальных и духовных ценностей в любойсфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной,политической и т. д.
Видытворчества
1. Неосознанноетворчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку.При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование,творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность,смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из ошибок и др.), приводят кпику творческого акта — «инсайду», когда в разуме порождается (генерируется)новая идея — научная, философская, техническая или художественная. Обычно кэтому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которойсоздаются предпосылки для рождения нового.
2. Осознанноетворчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться отпоследовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти запределы ассоциаций приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давнопривычном старом. Для этого существует возможность выражения мотива безмолвнымвнутренним состоянием. В таком случае творчество осуществляется в результатеработы обоих полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связьнервных токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная ивисочная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной системы изнание их влияния на психику добавляет в творческий процесс богатый спектркачеств: от красоты до ценности.
3. Неограниченноеосознанное творчество. Пафосом безграничных творческих способностей человекавыступают
а)неограниченное расширение спектра «инсайда», критерием которого выступаетвзаимодействие поля нервной системы с внешней средой;
б) осознаниевзаимосвязи Личность-Природа;
в) развитиеиндивидуальности («Я есть»). В первом случае развивается биополе нервныхцентров и способность управления ими. Во втором случае происходит расширениесвязи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики физического организма,душа. В третьем случае, монада «Я есть» накапливает энергию, порождает новыймир или выражается как внутренний двигатель целесообразности для конкретнойчасти Природы. Данные способности открывают для человека новые и новыегоризонты для творчества, как вширь, так и вглубь материи, когда нет разрывасистемы ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.
Творчество какпроцесс творческого мышления
Творчествокак дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свободатворчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления(производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможнопрямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не можетполучить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходнуюситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материалнекие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности,выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этотфакт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении спродуктами производства.
Наиболееизвестно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческогомышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четырестадии творческого мышления:
Подготовка —формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация —временное отвлечение от задачи.
Озарение —появление интуитивного решения.
Проверка —испытание и/или реализация решения.
Впрочем, этоописание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908года.
Анри Пуанкарев своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описалпроцесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этоготворческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.
Стадии
1. Вначалеставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.
«В течениедвух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции,аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако,совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним часили два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какомурезультату».
2. За этимследует более или менее продолжительный период, в течение которого когдачеловек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В этовремя, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.
3. И наконец,наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышленийо задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, всознании возникает ключ к решению.
«Однаждывечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеитеснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились,чтобы образовать устойчивую комбинацию».
Впротивоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь нетолько момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимойработу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар,обращая внимание на это описание, указывает на совершенную егоисключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогдане слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».
4. Послеэтого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершениерешения, его проверка, развитие.
«К утру яустановил существование одного класса этих функций, который соответствуетгипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что занялотолько несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двухрядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководилааналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должныобладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить этиряды, которые я назвал тета-автоморфными».
Преемственность
Творчество,как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелейискусства и науки, где особая роль отводилась «озарению»,вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющимпредварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадиипроцессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным,специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватываниеискомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решениевозникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущегоопыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С.Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшейконцентрации духовных сил личности при порождении нового.
Ведическаякультура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредствомлотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном пониманиифизической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящееопределение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Мотивы
Важнейшейстороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. Кпервым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своегоположения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличиепроблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойтисоперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновенияминтересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степенисоциальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы,в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденцияк новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творческиодаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чемматериальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность,заложенная от рождения.
Творчество иличность
Творчествоможно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и какпроцесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мирачеловека) и действительности. При этом изменения происходят не только вдействительности, но и в личности.
Характерсвязи творчества и личности:
«Личностьхарактеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своейдеятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевыхпредписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов —интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требованийситуации, и являются творческими действиями.
В соответствиис принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающеммире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляятворческую деятельность.
Б. Г. Ананьевсчитает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека.Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизничеловека, проявлением его индивидуальности.
В наиболееострой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Онпишет:
Личность естьне субстанция, а творческий акт.
Мотивациятворчества
В.Н. Дружининпишет:
В основетворчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека отмира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу«положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс,превращая его в погоню за горизонтом.
Такимобразом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчествосамо стимулирует себя.
Психическоездоровье, свобода и творчество
Представительпсихоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующеепредположение:
В игре, авозможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободойтворчества.
Творчествосвязанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку бытькреативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость(себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д.В. Винникотта,творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Созданиенового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего повнутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй(представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, чтов процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, чтопроявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляетсявзаимосвязь личности и мира…
Н. А. Бердяевпридерживается следующей точки зрения:
Творческийакт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Такимобразом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу,связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Заключение
Я считаю, чтотворчество это неотделимая часть человеческой деятельности. Без творческогопроцесса было бы невозможно развиваться человечеству, не было бы ни новыхоткрытий и изобретений, ни кладезей искусства, которыми гордиться любойкультурно развитый человек.
Процесстворческого мышления заложен в каждом с самого рождения, разница заключаетсялишь в том, что не каждый человек желает развивать свой творческий потенциал.
Творчество необязательно подразумевает под собой создание шедевров и грандиозных открытий,творчество в большей степени под моим пониманием это развитие человека,человеческих внутренних талантов и возможностей, поиск себя.
По моемумнению, творческой личностью все же себя может назвать далеко не каждыйчеловек, поскольку кто-то привык пользоваться чужими способностями и знаниями,а кто-то добивается всего сам, при этом имеет всегда свой взгляд напроисходящее. Творческим людям свойственна восприимчивость, эти люди переживаютвсе события в глубине своей души, поэтому они более ранимы, но с другой сторонытворческим людям, намного легче переживать сложные ситуации, благодаря тому,что они могут выхлестнуть все свои негативные или позитивные эмоции через своетворение, например музыкант, сыграет мелодию и вместе с нею выхлестнет все чтоу него в душе, художник возьмет определенные краски и укладывая их на лист,оставит на нем все, что у него в душе, то же самое и с писателями, поэтами…
Я согласна стем, что творчество имеет четыре стадии, но иногда оно обходиться и меньшимиэтапами. Это бывает в тех случаях, если человек не зацикливается на задаче,ведь не всегда создание картины или решение вопроса требует абстрагирования отнего.
Да,творчество это дух свободы человека, это взаимосвязь человеческой души свнешним миром, это процесс человеческой деятельности, итогом которого являетсясоздание чего-либо нового.
В заключениевсего сказанного хотелось бы добавить: «Творите, ведь если в голове отключитьтворческие процессы, то жизнь пройдет не интересно и скучно!»
Используемаялитература и источники
1.Рубинштейн С. Л. Основыобщей психологии. 1946. С. 575.
2.Пуанкаре А.Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процессаизобретения в области математики. М., 1970. Приложение III
3. Ананьев Б.Г.Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
4. Бердяев Н.А. Опытэсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А.Г. Шиманский,Ю.О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
5. Дружинин В.Н.Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
6. Винникотт Д. Игра иреальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
7. Мэй Р. Мужествотворить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
8. Юнг К. Г.Психологические типы.