ДНЕВНИК
«Производственной практики»
студентки Симановской ОксаныВасильевны
VIкурса Vгруппы заочного отделения
Дата Содержание работы Подпись руководителя учреждения 18.08 Выбор темы урока психологии для учащихся общеобразовательной школы 2 «А» класса. 21.08 Подбор необходимого материала. 25.08 Составление подробного плана – конспекта урока. 02.09 Проведение урока 03.09 Анализ урока. Оформление документации. 05.09 Определение методик, с помощью которых будет производиться диагностика. 08.09 Проведение диагностики. 09.09 Анализ данных полученных в результате диагностики. 10.09 Составление общей характеристики ребёнка; определение проблемной зоны, требующей развития и коррекции. 11.09 Составление примерной программы коррекции, с подробным описанием целей и хода упражнений. 12.09 Оформление документации. Подведение итогов практики.
Руководитель практики /Лозинова Т.Н./
Директор школы /Дулина В.Ф./
1. Разработка, проведение и анализурока психологии по выбранной теме
Тема: Память
Цель: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительнойи моторной памяти.
Ход урока.
1. «Восстановитьпропущенное слово».
Перед упражнением проводиться краткая беседа на тему «Чтотакое память?».
Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу,например: сахар-пуля – ящик – рыба – танец — груша. Второй раз ряд читается неполностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово(а в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. Начетвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью: безсохранения очерёдности слов или по порядку.
2. «Жил-был кот…»
Упражнение заключается в составлении ряда определений ксуществительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляяв конце свое определение. Например:
— Это был красивый кот…
— Это был красивый пушистый кот…
— Это был красивый пушистый кот с зелёными глазами…
3. «Составлениеисторий»
а) Из отдельных слов.
Каждый из участников говорит по очереди по одному любомуслову так, чтобы в результате получалась общая история. Перед тем как назватьслово, необходимо повторить все сказанные слова ранее.
б) Из предложений.
Упражнение аналогично предыдущему, разница заключается в том,что каждый участник говорит целое предложение, а не одно слово. Непременноеусловие – повторение предыдущего ряда.
4. «Птица – зверь –рыба».
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участникувопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида.Повторять ранее названное нельзя.
Пример: Птица – снегирь; рыба – лещ; рыба – карась; зверь –медведь и т.д.
Уверенность в правильности воспроизведении связана с уровнемразвития наблюдательности и личностными качествами.
5. Передачавоображаемого предмета.
Ведущий задаёт какой-либо предмет, показывая действия,совершаемые с ним. Вслух предмет не называя, показываются только действия.Предмет передаётся по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постаратьсяпочувствовать или что-то сделать с этим предметом и передать его другому.Наблюдая за другими участниками, дети постепенно приобретают всё большуюуверенность в том, какой же предмет они передают. Кроме того, это упражнениехорошо тренирует образную и тактильную память. В более сложном варианте каждыйучастник передаёт свой предмет. Следующий участник угадывает, что он получил.
6. «Живаяфотография».
Выбирается один из учеников, далее ведущий просит представитьгруппу как на фотографии, после чего ребёнок выходит за дверь. Один илинесколько участников группы в аудитории меняются местами, после чего просятзайти вышедшего за дверь, и сказать есть ли изменения на фотографии (подменыможет и не быть).
Домашнее задание.
Поиграть с родителями в те игры, которые больше всегопонравились вам сегодня. Нарисовать дома рисунок, где изображалось бы всё то,что мы с вами проделали на сегодняшнем уроке.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Реализация цели данного урока не может ограничиваться однимзанятием, поскольку тренировка одного или нескольких познавательных процессовтребует гораздо большего времени и числа занятий. На данном уроке детипознакомились с познавательным процессом память, а также со способами развитияи тренировки данного процесса.
Структура данного урока, по моему мнению, была построена сучётом возрастных особенностей учащихся: усвоение материала урока происходило вформе игры, таким образом, внешняя (игровая) мотивация перерождалась вовнутреннюю (познавательную). Активизировать учащихся помогали наглядныепособия. В работе с детьми повсеместно использовался индивидуальный подход.
В целом урок проведён удачно, но за один урок невозможноосуществить на сто процентов поставленную цель: тренировку и коррекциюпроизвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.
2. Диагностико-коррекционая работа сучащимся 2 «А» класса Никулиным Никитой
Детский сад: не посещал
Запрос.
Со слов учителя мальчик недавно перешёл в этот класс. Ребёнокпервое время показывал себя не с самой лучшей стороны: был агрессивен кодноклассникам, не всегда адекватно реагировал на просьбы взрослого (делал вид,что не слышит, не выполнял и отговаривался от различных поручений). Привыполнении самостоятельных заданий часто допускал ошибки. Отношение сосверстниками налаживает плохо (сам не идёт на встречу и отказывается отпомощи). Не совсем ясна позиция родителей, поскольку на просьбы учителя первоевремя внешне они реагировали адекватно (соглашались и были готовы ксотрудничеству), что не приводило их к каким-либо действиям. После чего онивообще перестали ходить в школу.
Просьба учителя заключалась в том, что ей хотелось понятьпричину такого поведения со стороны ребёнка.
Меня, как психолога, насторожило то, что мальчик в классенаходится в статусе изгоя. Он не охотно общается в классе среди одноклассников,а на индивидуальном занятии он был достаточно общителен и открыт.
Тест «Невербальная классификация»
Данная методика направлена на изучение словесно-логическогомышления у детей 6-8 лет.
Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинокпредметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например,одежда и обувь и т.п. Для детей 5-6 лет может использоваться более лёгкийматериал, т.е изображение далёких друг от друга понятий, например, одежда итранспорт.
В данном случае я использовала картинки 10 домашних и 10диких животных.
Инструкция
«Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этогоинструкция прерывается, и взрослый начинает распределять картинки на двегруппы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослыйвыложил 3 картинки, он передаёт их ребёнку со словами: «А теперь раскладывайкарточки дальше, делая так же, как и я».
Проведение теста.
Время затраченное на выполнение задания равно 7 минутам.Никита при выполнении допустил 3 ошибки
Платье Ботинок
Свитер Носок
Халат Туфли
Брюки Кроссовки
Майка Галоши
Комбинезон Валенки
Кофта Тапочки
Колготы
Ползунки
Сапоги
Босоножки
Пуанты
Унты
Анализ.
Никита при выполнении задания торопился. Когдаэкспериментатор просил не спешить, Никита старался быть более внимательным, ночерез 2-3 минуты всё повторялось снова.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что уНикиты средний уровень интеллектуального развития.
Никита достаточно импульсивен в своих действиях.
Тест «Несуществующее животное».
Данная методика направлена на исследование личности детей.Может использоваться при работе с детьми от 5 лет и старше.
Инструкция
«Нарисуй несуществующее животное, т.е такое, которого нет вреальной жизни».
Проведение
Ребёнку предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Еслиребёнку не совсем понятна формулировка «Несуществующее животное», то взрослыйуточняет – «Это животное которое не существует в обычной жизни, его нет всказках, оно не должно быть вымершим животным. Это животное существует только втвоём воображении».
Как только ребёнок закончил рисовать, его можно попроситьответить на некоторые вопросы:
Как зовут это животное?
С кем оно живёт?
С кем дружит?
Чем питается?
Ответы фиксируются.
Анализ результатов
Расположение на листе бумаги говорит об уверенности ребёнка всебе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение,высокую оценку, но не любой ценой.
Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия может бытьсвязана с тем, что ребёнок не может оценить себя, составить свой целостныйобраз. Его представление о себе постоянно меняется, а потому меняется иповедение, и характер общении. Большой рисунок помещённый вниз так же можетсвидетельствовать о том, что испытуемый уверен в себе, в своих силах, но боитсяили не хочет эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не оченьблагополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят и часто наказывают.
Преобладание горизонтальных линий в рисунке говорит онеуверенности в себе, высокой тревожности.
Об агрессивности свидетельствуют нарисованные когти и зубы.
Изображение крылатых животных может быть связано с желанием ребёнкавыйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье, или в группе сверстников.
Взгляд фигуры устремлённый влево может свидетельствовать обинфантильности ребёнка, его стремлении назад, в детство.
Как зовут это животное? Дракоша.
С кем оно живёт? Он живёт в пещере из золота
С кем дружит? С такими как он.
Чем питается? Мясом и фруктами.
Тест «Опросник Айзенка».
Тест направлен на исследование трёх индивидуальных качестврнебёнка – интравертность – экстравертность, нейротизм и лживость.
Стимульный материал: 60 вопросов и бланк ответов
Инструкция:
Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, накоторые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, накотором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставитькрестик в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если ты несогласен и хочешь ответить «нет», то поставь крестик во второй колонке.Старайся отвечать быстро, но будь очень внимателен.
Проведение теста
Ключ к обработке детского варианта опросника Айзенка.Шкала № вопроса Да Нет Экстраверсия
1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,
30,35,38,41,43,46,49,53,57 6,33,51,59 Нейротизм
2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,
29,31,34,37,39,42,45,47,50,
52,54,56,58,60 Склонность к неискренности 8,16,24,28,44 4,12,20,32,36,40,48
Анализ результатов
По шкале интра-экстраверсия – 14 баллов.
14 больше чем 12, значит — экстраверт
Для экстравертированных детей характерно стремление кобщению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что другиелюди относятся к ним хорошо. Это помогает наладить общение с любым человеком,завести много друзей. Для этих детей характерна импульсивность, активность вповедении.
По шкале нейротизм – 14 баллов
Испытуемый набравший по шкале нейротизм больше 12 баллов,эмоционально неустойчив. Не может справиться со своими отрицательными эмоциями– обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев, агрессию,мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку ибыстро привести их в хорошее настроение.
По шкале лживость – 5 баллов
Это допустимый предел. Данный результат говорит о том, чторебёнок отвечал искренно и на данные этой методики можно смело опереться присоставлении целостного портрета испытуемого.
Психологическое заключение
Испытуемый достаточно импульсивен в своих действиях. Высокоенервное напряжение, агрессия, не желание идти на контакт в группе может бытьобусловлено плохой адаптацией к новой ещё для ребёнка обстановке (переход вдругую школу). Также помимо проблем с адаптацией, явно выражен конфликт между ребёнкоми родителями. Необходимо более подробно разобраться, в чём причина такогоотстранённого поведения родителей.
Необходимо работать над эмоциональной сферой ребёнка,навыками общения и его уровнем развития познавательных процессов.
3. Комплекс коррекционно-развивающихзанятий
Данный комплекс занятий направлен на коррекцию поведенияконкретного ребёнка в группе, поскольку поведенческие проблемы возникают у негоименно в группе. Он состоит из ряда игр направленных на решение тех или иныхпроблем. По окончании каждой игры следует рефлексивная часть занятия, накотором ведущий может понять достиг ли он своей цели или нет, а участникам, всвою очередь, это помогает разобраться и понять причину тех или иных явлений,чувств, ощущений (взгляд в себя, развитие умения адекватной самооценки)
1 Занятие.
Цель:
Развивать умение: управлять собственной агрессией и гневом, вступатьв контакт, ладить с другими.
1 игра. «Камушек в ботинке»
Цель:
В этой игре мы используем метафору, с помощью которой онимогут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времениимеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудитьдаже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Инструкция:
Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадаеткамушек?
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и выоставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете онеприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащитьиз него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становитсябольно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целойскалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге ужеможет быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала этовоспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся ивытащим его от туда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, томогут возникнуть проблемы и не малые.
Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы всепоймём, что вам что-то мешает и мы сможем об этом поговорить. Я хочу чтобы высейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, чтомешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а еслиесть, то давайте обсудим ваш «камушек».
Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать сэтими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные«камушки».
2 игра: «Только вместе»
Цели: В ходе этой игры дети получают возможностьпочувствовать то же что и партнёр. Для этого им необходимо настроиться друг надруга. Лучше, если у детей будет возможность поиграть в эту игру с разнымипартнёрами.
Инструкция:
Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вымедленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. А теперьсможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить с какой силой вам нужноопираться на спину партнёра, чтобы обоим было удобно.
Анализ:
С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
Что было самым трудным в этом упражнении?
3 игра «Не хочу манной каши»
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересыперед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды,причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично,особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра даётвозможность поучится выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.
Инструкция:
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшуюролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама илипапа должны настаивать на том, чтобы ребёнок что-нибудь подобное. А ребёнок этоблюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одномслучае пусть ребёнок по-настоящему разозлит родителей, а во втором покажите,что ребёнок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить.
Анализ:
Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы ониещё больше захотели всё за тебя решать?
Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобыони были готовы тебе уступить?
В каких вопросах дети должны иметь право самим приниматьрешение?
2 Занятие.
Цель:
Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти,внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились напредыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно имнапомнить. Так же следует вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Закончи слово»
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова,которые будут начинаться, например на слог –ра-, -зем-, -го-, -па-.
Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слогслова, вы должны будете поймать мяч и, кинув мне его обратно, договорить этослово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающеесяна слог –ра-, а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которыхначинаются слова.
2 игра «Штирлиц».
«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки,замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. А теперьведущий выходит из комнаты. Играющие сделайте пять изменений в своих позах иодежде (имеется в виду всего пять). Приглашаем ведущего, если ты нашел все 5изменений, значит у тебя хорошая наблюдательность. После игры выделяются самыенаблюдательные.
3 игра «Гомеостат»
Внимание! Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работатьвместе. Эта сложная игра. Сразу она может не получиться.
Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг.По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому,чтобы все участники выбросили одно количество пальцев. Участникам игрызапрещено договариваться. Нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либонезаконным способом.
2 Занятие.
Цель:
Развитие наблюдательности, внимания, памяти, произвольностидвижений, умения объединять слова в группы по определённым признакам, определять,к какой группе относится к той или иное слово.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились напредыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно имнапомнить. Так же следует вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Переходы»
Встаньте в круг, лицом к центру круга. Обратите внимание нацвет волос каждого из вас. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть такимобразом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами.Рядом с ним должен расположиться тот у кого волосы немного светлей, а крайнеелевое место займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. По моей командевам нужно будет сесть на соответствующие места. Тот, кто, нарушает порядок,выбывает из игры. (Проводить не более 3-х раз)
2 игра «Кто есть кто? Что есть что?»
Дети вспоминают, что некоторые слова можно отнести ккакому-либо классу, группе, например, дикие и домашние животные, насекомые,деревья, города, фрукты, овощи и т.д.
«Встаньте в круг, я буду называть слова и бросать мяч, выдолжны бросить его назад мне и сказать слово относящееся к той или иной группе.Необходимо как можно быстрей назвать слова. Те ребята, которые долго не смогутназвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры»
3 игра «Запретное движение»
Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети стоят полукругом, вцентре – ведущий. Он показывает насколько движений, одно из которых (например,приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кромезапретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшимиигроками.
4 игра «Гомеостат».
См выше.
4. Отзыв о работе практикантаСимановской Оксаны Васильевны
Студентка Психолого-Педагогического Городского Университета СимановскаяОксана Васильевна проходила психологическую практику с 18.08.2003 по12.09.2003.
За время прохождения практики в качестве психолога-педагога,студентка показала высокий профессионализм в подготовке и выполнениипсихологической практической работы. В ходе выполнения различной работыстудентка проявляла такие профессиональные качества как ответственность,логичность и независимость мышления. Она строила свою работу на основебезусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности. Проявлялатактичность в постановке анамнеза. В работе с ребёнком старалась как можноглубже окунуться в его проблему. Аккуратно и скрупулезно подходила к оформлениюдокументации. В ходе практики была проведена групповая работа, где ОксанаВасильевна учитывала индивидуальные особенности каждого и группы в целом. Онаумеет увлечь и заинтересовать детей деятельностью, которую запланировала. Несмотря на высокую эмоциональность и насыщенность игровыми моментами урок,задачи, которые Оксана Васильевна ставила перед собой и группой онареализовала.
В общении с детьми эмоциональна, отзывчива к их просьбам итребовательна в отношении выполнения заданий.
В целом работой Симановской Оксаны Васильевны осталисьдовольны, как руководитель практики, так и дети с которыми она работала.
Руководитель практики /Лозинова Т.Н./
Директор школы /Дулина В.Ф./