Реферат по предмету "Психология"


Метод одобрения и его влияние на учебную мотивацию старшеклассников

Содержание
Введение
Глава I.Теоретический анализ проблемы мотивации старшеклассников
1.1 Процесс учения и его психологические особенности
1.2 Учебная мотивация старшеклассникаи процесс ее формирования
1.3 Влияние мотивации одобрения на качество обучения
1.4 Методы изучения и развития мотивации старшеклассников
Глава II.Организация и методы исследования мотивации старшеклассников
2.1 Особенности организации ипроведения исследования
2.2 Методы психологического тестирования
2.3 Результаты исследований и их анализ
2.4 Рекомендации педагогу по развитию мотивации
Заключение
Список литературы
Введение
Современномуобществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию,к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не можетбыть удовлетворена при несформированности у школьниковинтеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин,поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальнойявляется проблема формирования познавательной мотивации учащихся.
В данномисследовании рассматривается проблема формирования познавательной мотивацииучащихся старших классов.
Мотивационнаясфера является ядром личности, следовательно, целенаправленное формирование мотивационнойсферы личности — это, по существу, формирование самой личности, т.е. в основномпедагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов,привычек.
В условиях,когда учащимся приходится усваивать большое количество учебной информации,сформировать личность, готовую к самостоятельному творческому решению различныхзадач, не всегда удается, если у школьников отсутствуютинтеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения отсамого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремлениерасширить свой культурный уровень, овладение определенными умениями и навыками,увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач.
В руслетеории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения,которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, ихсодержательные и динамические характеристики, подчеркивается мысль о том, что свозрастом у школьников становятся заметнее изменения в их учебных мотивах. Вучебной деятельности старшеклассников начинают преобладать внутренние мотивы, т.е.самоутверждение, престижность, долг, необходимость в получении знаний,достижений и определенных результатов. Характерными чертами старшеклассниковявляются их самостоятельность, возросшая работоспособность и познавательнаямотивация. Это жажда знаний, стремление к расширению кругозора, углублению,систематизации знаний.
Цельюисследования является изучение метода одобрения и его влияние на мотивациюстаршеклассников.
Всоответствии с поставленной целью можно выдвинуть ряд задач:
Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной теме в процессе теоретическогоисследования.
Рассмотретьмотивацию одобрения относительно установки на социально-желательное поведение вшкольной среде.
Описатьметодики, ориентированные на выявление уровня мотивации в учебном коллективе.
Изучить исистематизировать методы развития мотивации учащихся.
Объектомисследования являются старшеклассники общеобразовательной школы.
Предметом — воздействиеметода одобрения на уровень учебной мотивации старшеклассников.
Глава I. Теоретическийанализ проблемы мотивации старшеклассников1.1 Процесс учения и его психологическиеособенности
Учениецелесообразно рассматривать как активную деятельность школьников по усвоениюзнаний, способов их самостоятельного приобретения.
Полноценноеучение невозможно, далее, без активных учебных действий — способов, приемовучебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделитьв них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы,модели).
Осуществлениеактивного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т.е. выполнениядействий самоконтроля и самооценки.
Такимобразом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все этикомпоненты — учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля исамооценки.
Сформированностьприемов и способов учебной работы есть главный показатель зрелости учебной деятельности.Учебная деятельность — это деятельность направленная, имеющая своим содержаниемовладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями [31, с.73].Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводитк появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств еголичности.
Осуществлениесамоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполненияучебных действий. В психологии различают три вида самоконтроля:
итоговый — порезультату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат собразцом (ответ в учебнике, образец на доске и т.д.);
пошаговый,пооперационный — по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в еепроцессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, какимспособом решает задачи. Этот способ самоконтроля является более зрелым, так какпозволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершенияработы;
прогнозирующий,перспективный, планирующий, опережающий — до начала работы. Он состоит в том,что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будетсостоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т.д. Этот видсамоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы, онпозволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.
Еслисамоконтроль — это выделение школьником этапов работы и их последовательности,то самооценка — это оценка учеником меры освоения (трудности, легкости) длянего этих этапов. Различают разные виды самооценки. Она может быть глобальной — относиться ко всей работе («мне трудно сделать эту работу») илидифференцированной — касаться отдельных ее этапов, звеньев («мне трудно сделатьпервый этап работы, а второй легче»). Самооценка может быть адекватной инеадекватной (завышенной и заниженной) по сравнению с реальными возможностямиученика. Усвоение школьником усложняющихся форм самоконтроля и самооценкиявляется психологической основой преемственности самостоятельной работы учащихсяот начальной к средней школе.
Итак, учение- это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом илисвернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировкив ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее исвоей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.
Учениенельзя сводить к совокупности действий и операций. Надо помнить о том, что входе активной деятельности ученик превращается в ее субъекта, а это означает,что у него складываются новые особенности психического (умственного,нравственного) развития; их психологи называют психическими новообразованиями.
Учение — этоне только и не столько техника учебной работы, но — главное — воспитаниеличности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из егоиндивидуально неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни. В ходе учебногопроцесса учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся входе учения личность. Если по каким-то причинам этого нет, то учение изсложного воспитывающего процесса может превратиться в «натаскивание» нанекоторый набор приемов и навыков учебной работы, никак не затрагивающеевнутренней сущности человека. Значит, учение — это активная целостнаядеятельность самого ученика в единстве ее компонентов (учебной задачи, учебныхдействий, самоконтроля и самооценки) и происходящие у ребенка изменения впсихическом развитии, в характеристиках его личности.
Необходимотакже иметь в виду, что учебная деятельность школьника всегда являетсясовместной (с учителем, с учениками). Индивидуально протекающая учебнаядеятельность (ученик как Робинзон) есть абстракция. Реально ученик всегда (явноили неявно) использует переданные ему учителем общественно-выработанные способыучебных действий, соотносит свои задачи, свои действия и оценки со способамиработы, оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизанасоциальными взаимодействиями, общением ученика с другими людьми.1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования
Мотивация,по признанию многих психологов, является стержнем психологии личности,обусловливает особенности и поведения, и деятельности личности. Существуютразличные трактовки мотивации:
побуждения кдеятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
предметно-направленнаяактивность определенной силы;
побуждающийи определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого онаосуществляется;
осознаваемаяпричина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Успех любойдеятельности в большей мере зависит от мотивации. Исследуя структуру мотивации,Б.И. Додонов выделил ее 4 структурные компонента:
удовольствиеот самой деятельности,
значимость дляличности непосредственного ее результата,
«мотивирующая»сила вознаграждения за деятельность,
принуждающеедавление на личность.
В общейпсихологии виды мотивов поведения разграничиваются по таким основаниям:
характеручастия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леоньеву);
время обусловливаниядеятельности (далекая-короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);
социальнаязначимость (социальные-узколичные, по П.М. Якобсону);
факт ихвключенности в саму деятельность или нахождения вне ее (широкие социальныемотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);
определенныйвид деятельности, например, учебная мотивация.
Мотивацияопределяется:
самойобразовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляетсяучебная деятельность;
организациейобразовательного процесса;
субъектнымиособенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие,способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействием с другимиучениками и т.д.);
субъектнымиособенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
спецификойучебного предмета.
Психологиразличают 4 вида внутренней мотивации познавательной деятельности:
порезультату (конечный показатель учения),
по процессу(творческое участие в деятельности),
на оценку (стремлениеполучить хорошую оценку),
на мотивацию(избавление от возможных неприятностей).
Развитиепознавательной мотивации рассматривается такими учеными, как Б.П. Есипов, М.А. Данилов,М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамов, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева,А.И. Савенков. Познавательная активность достигает высокого уровня при условии,если школьники будут осознавать себя субъектами деятельности и выполнятьдействия, направленные на разрешение проблемных ситуаций в сфересамоопределения. Все это обусловливает необходимость реализации социальныхожиданий старших школьников, так как позволяет «выйти за рамки ученическихдел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться»[4, с.84-85] в коллективе и в глазах взрослых.
Мотивация какструктурное образование рассматривается В.И. Ковалевым, Л.И. Анцыферовой какмногомерное психическое образование, строящееся личностью на основерефлексивных процессов. Она связывает мотивацию с уровнем развития личности. Напервом уровне человек недостаточно осознает собственные побуждения. На второмличность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий.На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути.
Рассмотрениемотивации как процесса можно встретить в работах Д.Н. Узнадзе, С. Л Рубинштейна.Согласно С.Л. Рубинштейну, мотивация — это опосредованная процессом ееотражения субъективная детерминация поведения человека миром, соотношениевнутренних и внешних условий.
Мотивационныйаспект поведения учащегося к самоопределению проявляется в его отношении кмиру, обществу, человеку, самому себе, видам деятельности, механизмамсаморазвития личности.
Этинаправления интегрируются и проявляются при решении проблемы профессиональногосамоопределения. Советы родителей, учителей не всегда оказываются социальнообъективными, адекватными ситуации и значимыми для ребенка. Система жедовузовской подготовки способствует формированию оптимальной самооценкиучащихся, совершенствованию навыков самообразования и обеспечивает их включениев процесс адаптации к будущей профессиональной деятельности.
Инструментальныйаспект проявления личности обладает значительным потенциалом для развитияспособности к самоопределению. Вовлечение школьников в разнообразные видыпознавательной деятельности (учебную, коммуникативную, игровую) способствуетуспешному овладению конкретными операциями и действиями.
Мотивыформируются на основе потребностей и являются их конкретизацией. Мотивациярассматривается либо как родовое понятие по отношению к различным классампобудителей активности, либо как процесс. Мотивацию мы определяем как процесс,где начальным этапом выступает тестирование на предмет направленности личностии выстраивания собственной перспективы.
Изучениемотивов включения в профессиональное самоопределение позволило установить, чтостаршеклассники связывают свое участие в нем с:
социальнойзначимостью профессии и решением раннего выбора профессии,
желаниемутвердиться, испытать себя в новой сфере деятельности дополнительногообразования,
развитиемпознавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональнойдеятельности,
добиватьсяуспехов, быть успешными и избегать неудач.
Большинствостаршеклассников в процессе реализации образовательных программ в качествеосновных позитивных моментов называют, во-первых, возможность получать новыезнания по предметам, во-вторых, приобретение опыта, который может пригодитьсяво время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Включение вситуацию выбора профессии старшеклассников в данный период, как отмечает Д.И. Фельдштейн,связано с таким мотивом, как «формированием в этот период наиболеесложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором»замысле", плане жизни, связанном со способностью осуществлятьсамопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и каксамопроектирование" [30, с.67].
Напротяжении 2-3-х лет, осваивая ту или иную программу довузовского образования,ребенок устанавливает связь между деятельностью и мотивом достижения: онустанавливает личностные стандарты и дает оценку субъективной вероятностиуспеха, субъективной трудности какой-нибудь задачи; его привлекает самооценка ипривлекает личный успех или неудача в данной деятельности; он отдаетиндивидуальные предпочтения за успех или неудачу себе или обстоятельствам.
Готовностьребят участвовать в проектах и программах довузовского образования, конкурсах,олимпиадах, конференциях, можно назвать «функциональным состояниемличности, результатом психических процессов, предшествующих конкретнойдеятельности» [5, с.9].
Немаловажнуюроль в мотивации старшеклассника играет стиль поведения педагога высшей школы. Емунужно определить доминирующие мотивы подростка, побуждающие его к действию, атакже направленность личности. Соединение мотива и способа его реализацииважный момент, который перерастает в отношения и разнообразные формы (межличностныеотношения, социальный диалог, деловое и управленческое общение), где создаетсястимулирующая среда, способствующая развитию умственной деятельности школьника.В итоге многие ребята завершают курс обучения на «хорошо» и «отлично»,прибавляя себе этим дополнительные бонусы, учитывающиеся при поступлении.
Поведение жевзрослого, особенно родителя, не всегда отличается корректностью по отношению ксобственному ребенку, так как часто не учитывается самостоятельность личности ввыборе и построении им образовательной траектории в соответствии с еговозможностями и способностями, потребностями рынка труда. В соответствии с этимуместно будет привести высказывание А. Нилла, который писал, что «ребенок,жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается вжизни успеха» [13, с.83].
Старшеклассниккак субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития,в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этойдеятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоениязнаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляютсяширокие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотив достижениязанимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре,ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализациижизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоениезнаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинстваобучающихся является ориентация на результат.
Основнымпредметом учебной деятельности старшеклассника, т.е. тем, на что онанаправлена, является структурная организация, комплексирование, систематизацияиндивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новойинформации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умениепринимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивноих осмысливать также составляет содержание учебной деятельности старшеклассника.
Устаршеклассника складывается особая форма учебной деятельности. Она включаетэлементы анализа, исследования в общем контексте некоторой уже осознанной либоосознаваемой как необходимость профессиональной направленности, личностногосамоопределения.
Важнейшеепсихологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлятьжизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержанияучебной деятельности старшеклассника. Она сама становится средством реализацииэтих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности.Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются,дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельногоучителя-предметника дифференцируется от авторитета школы.
Возрастаетавторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределениистаршеклассника. Готовность учащегося к профессиональному и личностномусамоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженныепрофессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формытеоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания.Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полновыявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте наоснове стремления школьника к автономии у него формируется полная структурасамосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы,перспективы, формируется уровень притязания.
Старшийшкольник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную,правильная организация которой во многом определяет его становление каксубъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это еще вбольшей степени как бы подчиняет учебную деятельность более важной цели — будущейпрофессиональной или профессионально ориентированной деятельности. Самоценностьучебной деятельности подчиняется более отдаленным целям профессиональногосамоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-тоболее значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется встуденческом возрасте.
Проблема мотивацииучения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленногообучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению какспециально организованной деятельности. Эта проблема является одной изважнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Исследуяотношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейшихмоментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является тасовокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Еюсделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности, преждевсего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных посодержанию мотивов поведения.
РаботыБожович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивацииучения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой областипсихологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностьюличности и с ее отношением к окружающей действительности, а также оструктурности мотивации.
Мотивацию,таким образом, можно определить как совокупность причин психологическогохарактера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность иактивность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность иустойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Исследуямотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения,эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотивпроявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения черезпредпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менеесложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.
Мотивацияучения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебнойдеятельности. Цели — это ожидаемые конечные и промежуточные результаты техдействий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующиеуровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и целисамообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются вдоведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнениюпрерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствииотвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебныхдействий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными,стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. В педагогической психологииИ. Логинов, С. Сарычев, А. Силаков пишут о том, что «чем ниже уровень целеполагания,тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается» [14, с.135].
Выделяют двеосновные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные,направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленныена другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивовучения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.
Дляпознавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:
широкиепознавательные мотивы — ориентация на овладение новыми знаниями, фактами,явлениями, закономерностями;
учебно-познавательныемотивы — ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемовсамостоятельного приобретения знаний;
мотивысамообразования — ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствованиеличности.
Длясоциальных мотивов учения выделяют следующие уровни:
широкиесоциальные мотивы — мотивы долга и ответственности, понимания социальнойзначимости учения;
узкиесоциальные мотивы (позиционные) — стремление занять определенную позицию вотношении окружающих (например, заслужить их одобрение);
мотивысоциального сотрудничества — ориентация на взаимоотношения и способывзаимодействия с другими людьми.
В развитииучебной мотивации современного школьника большое значение играет формированиемотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
включенностьучеников в совместную учебную деятельность в классе;
построениеотношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
занимательность,необычное изложение учебного материала;
использованиепознавательных игр, дискуссий и споров;
анализжизненных ситуаций;
развитиесамостоятельности и самоконтроля ученика.
Такимобразом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться наготовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебнаядеятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включатьосознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций,самоконтроль и самооценку.
Существуютразнообразные условия развития учебной мотивации старшеклассника:
Предоставлениесвободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношенияродителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации ихребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения,видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученикиспытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие,человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
Максимальновозможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказанийза результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти дваусловия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного заданияс высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не дляконтроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровнеего компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения одостижении или не достижении желаемого результата (что очень важно длясохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительнымисилами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама посебе является наказанием.
Задачиобучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результатыобучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, какпотребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанностиэтой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимоконтролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности унее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этому нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — этоважный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровнеформируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целейне нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен бытьразбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переходк перспективному планированию будет более безболезненным.
Урок следуеторганизовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения ирадостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосферасотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны бытьосновными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна дляпсихологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя приобучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет иподкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников,а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачахиндивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения являетсявозрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат- оптимальная мотивация и успешная учеба.
Значимымусловием развития учебной мотивации современного школьника является личностьучителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собойобразец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должнабыть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогическойдеятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом иуверенностью в своих силах, высоким самоуважением.1.3 Влияние мотивации одобрения на качествообучения
Взаимоотношение,процесс коммуникации, — широкое и емкое понятие. Это осознанное и неосознанное,вербальная и невербальная связь, передача и прием информации, что наблюдаетсяповсюду и всегда. Взаимоотношение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическоевзаимоотношение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие чертыэтой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Взаимодействиядолжны происходить так, чтобы вся учебно-воспитательная работа в классестроилась по принципу индивидуального подхода со стороны преподавателя. Всяиндивидуальная работа должна основываться, несмотря на удачу и неудачу, насамостоятельной работе школьника и одобрении преподавателя. Например, что-то неполучилось, но школьник старался и поэтому должен получить поддержку не толькосо стороны преподавателя, но и класса. Одобрение в учебно-воспитательномпроцессе имеет сильную мотивационную сторону для младшего школьника, несмотряна возможность удачи и неудачи.
Длястаршеклассника характерно стремление к социальному сближению, поиск смыслажизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиямии ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление кполучению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка нахорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
В школьныйпериод отмечается общая направленность учащихся старших классов на своебудущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности ихличности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное«Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, независимых от внешних условий и давлений окружающих.
Длястаршеклассника важнейшим условием развития личности является взаимоотношение вшкольной среде. Именно взаимоотношение (или общение) на данном этапе развитияличности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. Вобщении происходят основные новообразования.
У учащихся10-11-ых классов отмечается преобладание мотивов собственного благополучия,стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремленийстаршеклассников является установление прочных отношений с окружающими всистеме отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, одноклассниками,друзьями, отношения в семье.
Большинствостаршеклассников стоят перед выбором профессии, перед выбором определенныхжизненных ориентиров. Не всегда и не всем получается найти свое место в жизни иопределиться с выбором будущей профессии.
Человек каксущество социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя собществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним изпроявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения- эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства состороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мыили нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, анаоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, какосновному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательноеповедение и интерес к учебной деятельности.1.4 Методы изучения и развития мотивациистаршеклассников
Общий путьизучения учителем мотивации учения школьников может состоять в следующем.
Анализсостояния учебной деятельности школьников включает:
оценкуучителем объективного состояния учебной деятельности и ее компонентов, анализуспеваемости школьников, их поведения, посещаемости;
учетучителем субъективной оценки учениками своего учебного труда: мнение самихучеников о том, что им наиболее трудно в учебной работе, о том, сколько времениони тратят на уроки, и т.д. Все эти данные об учебной деятельности явятсянеобходимым фоном для анализа мотивации.
Анализсобственно мотивации учения может включать:
выявлениеучителем объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению входе длительного наблюдения на уроках и вне их, в ходе специальноорганизованных экспериментальных ситуаций. Главный путь здесь — сопоставлениереальных поступков учащихся в ходе повседневной школьной жизни и в условияхмногократно повторяющихся экспериментальных ситуаций. Желательны ведениедневников учителя, фиксация частоты и выраженности проявлений интереса. Этидневники могут вестись по следующей форме:
Видыпобуждений — мотивы, цели, эмоции.
Ихпроявления в учебном процессе
Условия,способствующие их выявлению
Методывыявления — наблюдение, экспериментальные ситуации.
установлениеучителем субъективных оценок школьниками своего отношения к учению, сбор этогоматериала с помощью анкет, индивидуальных бесед, коллективного открытогообсуждения в ходе урока, часа классного руководителя, на ученических собраниях.
В дальнейшемпроводится сопоставление всех этих данных с суждениями других учителей, мнениемродителей, составление педагогических характеристик, выводы о возможностидальнейшего развития мотивационной сферы каждого ученика.
Заканчиваяизложение методов изучения мотивации учителем, необходимо подчеркнуть, что всеони должны быть максимально приближены к естественным условиям реальногообучения, а предлагаемые учителем экспериментальные задания — к обычнымшкольным задачам. Это нужно для того, чтобы достаточно надежно судить охарактере именно учебной мотивации. Психологи давно описали факты несовпаденияпроявлений одной и той же психической функции в учебной и во вне учебной работе.
Состояниемотивационной сферы очень подвижно, каждый ребенок имеет резервы развитиямотивации. Поэтому оценка состояния мотивации у каждого ученика должнапредполагать возможность ее развития. Цель изучения мотивации именно в том исостоит, чтобы определить перспективы развития мотивации у каждого конкретногошкольника.
Инымисловами, изучение мотивации учения каждого школьника надо проводить не длятого, чтобы приспосабливаться к наличному, уже сложившемуся ранее уровнюмотивации (хотя, безусловно, надо учитывать индивидуальные особенности прошлогоопыта), а для того, чтобы стремиться на основе имеющихся уровней формироватьновые виды и формы мотивации, необходимые для воспитания активной личности. Изучениемотивации не самоцель, а лишь основа для ее дальнейшего формирования.
Глава II. Организация иметоды исследования мотивации старшеклассников2.1 Особенности организации и проведенияисследования
Исследованиеучебной мотивации старшеклассников проводилось на базе школы №1 в городеХанты-Мансийске.
В качествеобъекта исследования рассматривалась мотивация одобрения и ее влияние накачество учебной деятельности в школьной среде.
Предметомисследования явилась учебная деятельность в школьной среде.
В качествегипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между одобрениеми качеством учебной деятельности в школьной среде.
Длядостижения поставленной цели была исследована группа учащихся 10-ых классов,обучающихся в общеобразовательной школе. Группа состояла из 25 человек. Испытуемыев возрасте от 14 до 15 лет тестировались в учебное время. Тестированиепроводилось в дневное время суток в классе, не приспособленном дляпсихологического тестирования. Но при всем этом были созданы максимальнокомфортные условия для проведения тестирования: отсутствие постороннихраздражителей, конфиденциальность тестирования. Время, предоставляемое дляответов на предлагаемые вопросы, было ограничено.2.2 Методы психологического тестирования
Висследовании была использована методика диагностики самооценки мотивацииодобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна. Опросник личностный. РазработанД. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.
Тест состоитиз 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцовповедения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие илинесогласие.
Каждыйответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показательмотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показательхарактеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень егозависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость ичувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкалапозволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороныдругих людей.
Шкалаприменяется: при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степеньюустановочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов втестах (шкала лжи), при изучении предпочтительных средовых и межличностныхвлияний. Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередковключают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.
Порезультатам тестирования все испытуемые были разбиты на 3 группы, в зависимостиот количества набранных баллов.
Первуюгруппу сформировали испытуемые с низким уровнем мотивации одобрения (количествонабранных баллов — от 0 до 8), вторую — со среднем уровнем мотивации одобрения(количество набранных баллов — от 9 до 14), третью — с высоким уровнеммотивации одобрения (количество набранных баллов — от 15 до 20).2.3 Результаты исследований и их анализ
Анализируяполученные результаты теста, можно сделать вывод, что основная часть испытуемых- это люди со среднем уровнем мотивации одобрения.
В результатепроведенных исследований выяснилось, что высокий уровень мотивации одобренияобнаружен у четырех человек, что говорит об их стремлении выглядеть как можнолучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социальножелательным формам поведения.
Низкийуровень мотивации одобрения, выявленный у семи испытуемых, говорит оботсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих.
Средний жеуровень мотивации одобрения, обнаруженный у четырнадцати испытуемых, чтосоставляет большую часть группы, свидетельствует о сбалансированном отношении кмнению о самом себе со стороны окружающих.
Сопоставивданные о степени успешности исследуемых в учебной деятельности, мы пришли квыводу, что школьники, вошедшие в первую группу имеют достаточно низкую степеньуспеваемости по основным предметам. Соответственно школьники с высоким уровнеммотивации одобрения оказались в большинстве своем «отличниками», реже«хорошистами».
Такимобразом, нами была выявлена взаимосвязь между мотивацией одобрения и учебнойдеятельностью в целом.
В итогепроведения исследования было выяснено, что уровень мотивации одобрения — стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей, существенно влияет накачество взаимоотношений между людьми в школьной среде. А взаимоотношения всвою очередь влияют на уровень успеваемости.
Выяснилось,что прием одобрения является стимулом при взаимодействии между людьми, так какстремление заслужить одобрение, похвалу является одним из сильнейших мотивовдеятельности.
Изучениемотивации одобрения в школьной среде проходило посредством тестирования,которое позволило определить уровень изучаемого явления у группы испытуемых.
2.4 Рекомендации педагогу по развитию мотивации
Цельдеятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитиимотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальныхпотребностей и связанных с ними мотиваций — интеллектуальной потребностью,потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностямив учении, в труде. Рассматриваемый принцип предполагает формирование у учащихсяне отдельных мотивов (интересов), а гармоничной мотивационной сферы,характеризующейся взаимосвязанностью ее компонентов. В этом заключается первоетребование принципа мотивации: необходимо формировать гармоничную мотивационнуюсферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с еенеотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивациядостижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения).Это означает, что развитие и формирование мотивации учения и труда необходиморассматривать в качестве одной из основных задач процесса обучения.
Следующеетребование принципа тесно связано с первым, вытекает из него. Целенаправленноеформирование мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито этосвойство у каждого учащегося и всего класса в целом. Знание уровня развитиямотивации позволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации исделать правильный выбор цели ее развития. Второе требование принципа,следовательно, заключается в том, что необходимо своевременное выявлениесформированности мотивации учения и труда — систематическое определение уровняее развития у большинства учащихся.
Третьетребование принципа состоит в целесообразном отборе и применении на урокахсредств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимоприменять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторонмотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающемприемы побуждения, вызванные и стимулирующим влиянием содержания учебногоматериала, и побуждающей функцией методов обучения, и за счет сочетанияразличных видов деятельности.
Четвертоетребование учитывает закономерности и условия эффективного функционированиямотивационной структуры учебной деятельности учащихся: необходимо обеспечитьдинамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся всоответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
В пятомтребовании принципа мотивации отражена необходимость анализа результатовдеятельности педагога по формированию мотивационной сферы учащихся. Оно состоитв следующем: необходимо своевременно выявлять результаты примененияпедагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся — анализироватьсвою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничноеразвитие данной сферы.
Чтобывыполнить эти требования, необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Систематическивыяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают убольшинства учащихся. Постоянно на основе педагогической диагностикианализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.
2. Формироватьу учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде,познавательном общении, потребность в достижении и связанные с ними мотивациикак компоненты целостной мотивационной сферы.
3. Приопределении целей уроков предусмотреть активизацию состоянийзаинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности,организованности, самостоятельности.
4. Соотноситьцели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применениелюбого педагогического средства должно быть целесообразным, своевременным ипсихологически оправданным.
5. Взаимодействиеучителя и учащихся осуществлять в соответствии со структурой мотивационнойосновы деятельности.
6. Анализироватьсвою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками анализа исамоанализа педагогической деятельности.
Чтобыуспешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики,необходимо не только знать его основные положения, но и, главное, уметьприменять его в практической деятельности, а для этого необходимо соблюдать рядусловий его реализации:
знать иприменять диагностические методики для выявления уровня развития мотивацииучащихся;
при выборецелей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой целей;
руководствоватьсяметодическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия ианализа педагогической деятельности;
иметь представлениео мотивационной основе учебной деятельности учащегося;
учительдолжен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
1. управлятьвниманием учащихся;
2. разъяснятьсмысл предстоящей деятельности;
3. актуализироватьнеобходимые мотивационные состояния;
4. побуждатьучащихся к выдвижению целей деятельности;
5. обеспечиватьуспешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
6. обеспечиватьучащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своихдействиях;
7. оцениватьпроцесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационнойсферы.
Принципмотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формированиецелостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическуюдеятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать уних заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению,к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ееосновных признаков.
Заключение
Учебнаямотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан сфакторами успешности учения.
Главнаязадача мотивации учения — организация учебной деятельности, которая максимальноспособствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личностиученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебноймотивации могут быть следующими:
укреплениесотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, черезпоиск путей решения задач;
использованиеситуации выбора — через предоставление возможностей принимать решения;
эмоциональныйтренинг — через выполнение упражнений по снятию тревожности, формированиеумения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.
Наформирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощренийучащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрениядолжны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся,сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, тоесть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности,направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.
Проведенноеисследование позволило выявить уровень мотивации одобрения у старшеклассников ипроследить его взаимосвязь с успеваемостью.
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что цель нашей работы достигнута.
Список литературы
1.  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
2.  Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2001. — 674 с.
3.  Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа. 1999.10.
4.  Божович Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и еговоспитание. — М.: Знание. 1999.
5.  Бороздина Г.В. Практическое пособие школьного психолога. — М.: Наука,2003. — 432 с.
6.  Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебноепособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
7.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 480с.
8.  Зворыкин А.А., Гурьянов С.Т. Прикладная психология. — М.: Наука. 2004. — 222 с.
9.  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб и др.: Питер. 2000.
10.     Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред.К. К. ПлатоновМ.: Высшая школа, 1999. — 246 с.
11.     Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия. 2000.
12.     Кон И.С. Психология старшеклассника. — Москва: Просвещение, 1999.
13.     Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 2003.
14.     Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология всхемах и комментариях: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 221 с.
15.     Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. — 583с.
16.     Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М.,1993. — 183с.
17.     Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. / Д. Майерс.- 4-е междунар. изд. — СПб.; М., 2004. — 510 с. — (Мэтры психологии).
18.     Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — Евразия — СПб., 2007.
19.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебнаялитература, 1996.
20.     Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Подредакцией И.В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2007. — 592 с: ил.
21.     Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика.2003. — 316 с.
22.     Практикум по психологии / Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М.Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
23.     Психологические тесты // Под ред.А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003. — Т.1.
24.     Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т.1. М.: Просвещение:Владос, 1994. — 576 с.
25.     Рогов Е.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 1995. — 548 с.
26.     Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: — М:Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. — 384с.
27.     Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога вучебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001. — 221с.
28.     Современная школа / Под ред.Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер. 2005. — 488с.
29.     Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: «Современноеслово», 2001.
30.     Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.- 148с.
31.     Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1999. — 173с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.