Санкт-Петербургскийгосударственный институт психологии и соц. работы
Методы диагностики тревоги и тревожности младшихшкольников
Выполнили:
Студентки 3 курса
Факультетаприкладной психологии
Дневного отделения
Морозова Д. А.
Подолянская Л.В.
Санкт-Петербург
2003 год
Методики для диагностикитревоги и тревожности
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Данных о адаптации данного теста в России не найдено.
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной сошколой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могути предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначноответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, которыйсостоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечатьискренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов.Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны сним, или «-», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают сключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как включе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, несовпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработкеподсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можноговорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числавопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых втексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многомопределяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и ихколичеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояниеребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояниеребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятныйпсихический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе,достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживанияситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение ипереживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний,достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация назначимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога поповоду оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемостьребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятностьнеадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общийнегативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающийуспешность обучения ребенка.
Шкалаявной тревожности для детей CMAS
Методика: “Шкала явной тревожностидля детей CMAS (The Children’s Form of Manifest AnxietyScale). Была разработана американскими психологами A.Castaneda,B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности(Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной для взрослых.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.[7]
Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивогообразования.
Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и вгруппах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение.Примерное время – 15-25 минут.
Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененныхкак наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожныхреакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличиисимптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того,детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденциюдавать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53вопроса.
Обработка и интерпретация результатов:
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только“верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматриватькак сомнительный.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы,пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработкупроводить нецелесообразно.
После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация:1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерноеспокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)
3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации ипродуктивной деятельности)
7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан сограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).
9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”,генерализированный характер)
10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).
Проективнаяметодика для диагностики школьной тревожности
Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” быларазработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики AmenE.W.Renison N. (1954).
Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивогообразования.
Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – длямальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.
Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы:Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?
Обработка и интерпретация результатов:
Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 — тренировочная, 12выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончилвыполнение задания позитивным ответом… Общий уровень тревожности вычисляетсяпо “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка накартинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считатьребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.
Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а такжеанализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второйпарте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественногоанализа данных.
Личностная шкала проявлений тревоги
Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен дляизмерения уровня тревожности.
В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявлятьсяиспытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.
Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с наборомвысказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением,отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важенпервый пришедший Вам в голову ответ».
Оценка результатов:
Подсчитывается количество ответов испытуемого,свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.
Интерпретация:
Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель оченьвысокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровнетревоги, 15-25 баллов — о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15баллов – о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низкомуровне тревожности.
Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе,дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответовиспытуемого.
Личностные методики, где тревожность выступает какдиагностируемый компонент
Графическая методика «Кактус» [6]
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Тест используется для исследования эмоционально-личностнойсферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумагиформатом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми«люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показателитеста Люшера.
Инструкция:
«На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себепредставляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные,соответствующие всем графическим методам, а именно:пространственное положение размер рисунка характеристики линий сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываютсяспецифические показатели, характерные именно для данной методики:характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.) характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) характеристика иголок ( размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов:
По результатам обработанных данных по рисунку можнодиагностировать качества личности испытуемого ребенка.
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большоеколичество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголкиотражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок,расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок,расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающихотростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуруили внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использованиеярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки,прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветнымикарандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений,цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусовили цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только одинкактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности –наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества– изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Детский апперцептивный тест (ДАТ)
Данная методика используется для исследования личности удетей 3-10 лет.
Тест является прямой модификацией тематическогоапперцептивного теста (ТАТ)
Г. Мюррея. [8]
Данных о адаптации данного теста в России не найдено.
Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано дляоблегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.
При помощи данной методики можно исследовать вопросысоперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношениек родителям ( вместе и по отдельности к каждому)
Инструкция:
При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку,что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории покартинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и чтобудет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки поодной, не показывая остальные.
Литература:
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002 Методы диагностики тревожности. Костина Л.М., 2002 Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2001 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Р. Римская, С. Римский, 2000 Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000. Henry A. Murray.Thematic Apperception Test. Harvard University Press. 1943 (et al.) J. A. Taylor. Manifest Anxiety Scale. 1953
В Интернете:
www.homepages.irk.ru/vadim/psvlist.htm
pcihadvert.h10.ru/metod.html
psyserver.narod.ru/metodiki_01.htm