Реферат по предмету "Психология"


Личность консультанта в процессе психологического консультирования

Контрольная работа
ТЕМА: Личность консультанта в процессе психологическогоконсультирования
2004 г.
Содержание
Введение1.Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологическихнаправлениях
2. Модель личностиконсультанта.
Заключение
Приложение
Список литературы

Введение
Психологическое консультирование направлено на решение разных задач,которые выполняют практические психологи. Методы  консультирования требуют отпсихологов разных профессиональных знаний и навыков. В какой-то мере онивыражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональныеубеждения, связаные с профессиональными различными ценностями и критериями.
Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностическиеданные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинствуклиента. Как сделать так, чтобы результаты психологического консультирования, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае,  решали задачипсихологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента,оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсовклиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия дляадаптации, преодоления кризисных ситуаций? Обобщая сказанное, подчеркнем, чтоэффективность консультативного контакта определяется свойствами личности,профессиональными знаниями и специальными навыками  консультанта, каждый изэтих  данных факторов обеспечивает качество консультирования.
В связи с вышесказанным  цель данной работы формулируетсяследующим образом:  проанализировать к личности   современного  консультанта впроцессе  психологического консультирования.
Для решения поставленной цели в представленной работе будут решатьсяследующие задачи:
1. Обзор  теоретических основ  к отношениям консультант-клиент вразличных психологических направлениях.
2.Дать характеристику возможной модели личности консультанта.
Непременными составляющими композиционной структуры даннойработы выступают: введение, заключение и приложения,  а также составлен словарьосновных  понятий по данной теме и  список использованной литературы. Вовведении представлена цели работы и её структура. В заключении приводитсяматериал, полученный в результате воплощения поставленных целей. В приложениипредставлены материалы в виде таблиц и обобщений.
1. Совокупностьподходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях
Мир современного психологическогоконсультирования и психотерапии – это около пятисот  разновидностей активнойпсихологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и круг понятий, особые методы,приемы и техники работы, особая  практика консультативного ипсихотерапевтического общения. Такая ситуация складывалась постепенно, напротяжении десятков лет, начиная с конца ХIХ века,когда новаторские исследования З. Фрейда очертили сферу психоанализа – первойразновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению своегоосновоположника, являлся «не специализированной областью медицины…  частьюпсихологии, конечно, не всей психологией, но ее подразделом…».
Последующее развитие данной сферыпрактической психологии теснейшим образом связано с дифференциацией всегокорпуса психологического знания, с возникновением основных направлений и школсовременной психологии – глубинной, поведенческой, когнитивной,экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной. Параллельное и координированноеразвитие психотерапии-консультирования и психологии, неизменное присутствиепсихологического компонента в составе психотерапевтических-консультативныхпрактик иллюстрируют содержательные и генетические связипсихотерапии-консультирования и психологии и, прежде всего, психологииличности. Таким образом, в психологическом консультировании роль карты –ориентира выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу пониманияпроблем клиента и указывающие эффективные методы их  разрешения.
Создавая сферупсихотерапии-консультирования в качестве раздела практической психологии, ееосновоположники – от З. Фрейда и К.Г. Юнга до К. Роджерса и Р. Мэя – указывалина непременность ее теоретической, концептуальной составляющей, на чрезвычайнуюзначимость психологического знания для практической психотерапевтической иконсультативной работы. Так, Р. Мэй писал: «… нам следует начать с определенияпонятия «личность». Сознательно уклонившись от такого определения, консультантсформулирует его для себя бессознательно, невольно, исходя, из предположения,что клиент должен развить в себе личностные качества хотя бы своегоконсультанта, или любимого героя, или черты характера, считающиеся идеальнымидля данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумнонарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудамподсознания».
Отношение между теорией и практикой всфере психологического консультирования, отношение практиков к теоретическимконцепциям и моделям с самого начала и по настоящее время оформляется двоякимобразом – либо как  репродуктивное, либо как продуктивное отношение. В первомслучае акцент ставится на воспроизведении в практике той или иной традициипсихологического теоретизирования, того или иного психотерапевтического мифа (отпсихоаналитического до трансперсонального). Во втором случае акцент переноситсяна создание, порождение нового способа, новой формы такого теоретизирования илимифотворчества. Если репродуктивное отношение между теорией и практикой, междупсихологией и психотерапией-консультированием обеспечивает существованиетрадиционных школ и направлений в этой сфере, то продуктивное отношениеобеспечивает возникновение новых разновидностей психотерапии-консультирования.В зарубежной (прежде всего Западной) психологии оба эти отношения представленывесьма полно: наряду с направлениями и школами, существующими десятки лет, мывидим непрестанное возникновение десятков, а теперь уже и сотен новыхразновидностей психотерапии-консультирования. Такова вполне благополучная и естественнаяситуация допарадигмальной стадии развития данной сферы практической психологиина Западе.
Совершенно иная ситуация наблюдается вотечественной психологической науке. Развитие данного раздела практическойпсихологии на протяжении советского периода российской истории, по своейпродолжительности вполне сопоставимого с периодом развитияпсихологии-консультирования в целом, было весьма драматичным. Идеологическая ипедагогическая ангажированность психологии в СССР обусловила сначала ликвидациютрадиционных разновидностей психологической практики (особенно показательна вэтой связи судьба психоанализа в Советской России). В условиях тоталитаризмаформировались лишь такие психологические направления и школы, которые, несмотряна всю свою психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютнонеспособными служить теоретическим основанием реальной практикипсихотерапии-консультирования.».  Однако это изменение предельно отчетливовыявило проблему соотношения отечественного и мирового наследия в областипсихотерапии-консультирования, проблему репродуктивного и продуктивногоотношения  отечественных психологов и психотерапевтов к этому наследию. Даннуюпроблему можно сформулировать в виде следующего перечня вопросов. Возможно липродуктивное отношение отечественного психолога (психотерапевта-консультанта) ксуществующим в данной  сфере практической психологии направлениям и школам? Существуют ли отечественные разработки, которые можно сделать теоретическимоснованием для психотерапии-консультирования?
Поставленные вопросы — это работа другихконтрольных работ.  Тем не менее, каждая  из теорий выполняет четыре основныхфункций: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложныеявления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поискуновых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории лежащей в основеконсультативной практики. Каждый консультант на основе практики «конструирует»свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретическиепарадигмы, или ориентации: психоаналитическую, поведенческую, экзистенциально-гуманистическую ( Приложение  1.) с накоплением опыта постоянно происходиткорректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависитвыбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точказрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов напринципиальные вопросы:
ü  Что есть человек?
ü  Какие врожденныетенденции ему свойственны?
ü  Свободен ли выборчеловека при любых обстоятельствах или же он определяется наследственностью исобытиями прошлого?
ü  Существуют липредпосылки изменения человека и как он может измениться?
Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимаетструктуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективунормально развития. 
Брамер, Шостом (1982) подчеркивают, чтоконсультант, не усвоивший теоретические основы своей, профессии, неознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможетничего сделать для клиента кроме применения частной техники, построенной наинтуиции.
 
2. Модель личности консультанта
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента(клиентов)  на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итогеот консультативного контакта зависит окончательный эффект и  результат работыконсультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависитмногое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собойконсультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает егопрофессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»
О психологии консультирования Эйдемиллер пишет: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию,медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику… психологию, этику иполитику. …Политика и консультирование близки тем, что способны оказыватьвлияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика иконсультанта».
Сдерживающим моментом, предотвращающим злоупотребление властью  ивлиянием, являются  фундаментальные параметры личностного и профессиональногоизмерения консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако,однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто при описании успевающегоконсультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия:«открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый».Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультантудля работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентацииСША  выделяет следующие свойства личности (1990):
ü  Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними;
ü Чувствительность к установкам и поведению других людей;
ü Эмоциональная стабильность и объективность;
ü Способность вызвать доверие других людей;
ü Уважение прав других людей.
1964г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующиешесть качеств личности:
ü Доверие людям;
ü Уважение ценностей другой личности;
ü Проницательность;
ü Отсутствие предубеждений;
ü Самопонимание;
ü Сознание профессионально долга.
К особо вредным для консультанта чертам по материалам  того же источника,относят:
ü Авторитарность;
ü Пассивность;
ü Зависимость;
ü Замкнутость;
ü Склонность использовать клиентов для удовлетворения своихпотребностей;
ü Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;
ü Невротическую установку в отношении денег.
В одном из своих исследований в 1954 году Гоббс установил, чтопреуспевающий консультант воспринимает других как способных решатьсобственные проблемы  и принимать на себя ответственность, какпредпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.
Таким образом, можно поставить следующий вопрос: «Какова возможная модельЛичности эффективного консультанта?» Скорее всего, исходя и того, что каждыйчеловек по своему уникален, консультант тоже является уникальной личностью,  иречь, конечно, пойдет, о «подвижной» модели, поскольку каждый профессионалимеет право ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такоймодели.
Аутентичность
Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшейэкзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичногосуществования:
ü  Полное осознание настоящего момента;
ü  Выбор способа жизни в данный момент;
ü  Принятие ответственности за свой выбор.
Это способность быть самим собой  как в непосредственных реакциях, так ив целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы нажизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя каквлюбленный человек, если в данный момент отсутствует враждебность. Трудностибольшинства людей в том и  заключаются, что они много энергии расходуют напроигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использоватьее на решение реальных проблем, если консультант выполняет роль толькотехнического эксперта, отделяясь от своих личных реакций, ценностей, чувств,консультирование будет стерильным, а его эффективность сомнительной. Соприкасатьсяс жизнью другого человека (клиента)  можно, только оставаясь живыми людьми.
Аутентичность – это и огромный интерес консультанта к самому себе,реализуемое с помощью личной психотерапии, супервизии и участие в Баллинтовскихгруппах.
С. Шервиз (1999г.) говорила на своем выступлении на международнойконференции: «Идеальная личность консультанта или психотерапевта – это скореемечта, в то время как в реальности важно, каким образом специалист обретаетсвою аутентичность, выстраивая контекст интерсубъективных отношений склиентом…» Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов,служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту
Открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, акак искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит насотрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят:«Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорятто же: «Не плачь! или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснятьпечаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонятьлюбые чувства, в том числе и отрицательные. Только в каком случае можно успешноконтролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятсяиррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем своиэмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения вситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашегоповедения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента,только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своихэмоциональных реакций.
Развитие самопознания.
Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокоесамопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультантзнает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем большеконсультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говоритЕ.Кеннеди (1977): «Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличиваетподверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того,возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультированиясвоих неограниченных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе» Ответна вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценкеконсультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще кжизни.
Сила личности и идентичность.
Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет отжизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами,отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверкесвои ценности. Можно выделить ряд основных вопросов: «Какой я консультант?»;«Что обусловило мой выбор?» «Что позволяет считать меня эффективнымконсультантом?»  Как в профессиональной работе, так и в личной жизниконсультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должендействовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит емучувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности.
Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостаетструктуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылокстановления личности является «прощание» человека с привычным, известным изсобственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультантусовершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. Посуществу именно такие ситуации и составляют «ткань» консультирования» Ведь мыникогда неизвестно, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие приниматьрешения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность вправильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качествапомогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частомвзаимодействии с клиентами. ( Приложение 2)
Принятие личной ответственности
Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролемконсультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этихситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательноосуществлять выбор в любой момент консультирования– соглашаться сдоводами клиента или выступать в продуктивное противостояние. Личная ответственностьпомогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика невызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью,улучшающей эффективность деятельности и даже организации жизни.
Глубина отношений с другими людьми.
Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразныечерты личности, но делать без осуждения и ярлыков. Такой характер отношенийклиентам весьма важен, тем не менее следует принимать в о внимание страхи,которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплыеотношения с другими. некоторым кажется, что выражение положительных чувствобязывает, ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятиепартнером положительных чувств. Отклонение  их. Поэтому более эффективнойпредоставляется  отсрочка углубления межличностных отношений.
Постановка  реалистичных целей.
Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача,наоборот – опустить ниже планку притязаний. Иногда механизм самозащиты нарушается,и тогда слишком большая цель будет обречена на неудачу или стремление кнезначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Эффективныйконсультант должен понимать ограничение  своих возможностей… прежде всего,важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональнойподготовке не всемогущ. В действительности ни один консультант неспособен разрешить проблемы всех клиентов. Оптимизм в консультировании можетстать причиной «холодного  душа» в повседневном консультировании и постоянновызывать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремлениястать совершенным. В консультировании всегда можно выполнять свою работу«хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своивозможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другогочеловека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлеченияполезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если допускаетсясобственная ограниченность, то избегается ненужного напряжения и чувство вины.Тогда отношения с клиентами становятся более  реалистичными. Правильная оценкасобственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Эмпатия
Эмпатия – умение видеть мир глазами другого человека и переживать еготаким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия  является  одной изважнейших черт личности эффективного консультанта.
Вслушивание
Этот процесс взаимный, и он способствует тому, что и консультант имеютвозможность раскрывать и опознавать за содержанием проблемы ее структуру. В1990 Карл Витекер сказал: «Самый эффективный метод – это слушать. Толькослушать»   Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованностидругим человеком.
Наблюдение
Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность поотношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способностьпозволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация,поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела.Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним некак пресловутая «открытая книга», а как новая страна передпутешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.
Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности.Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностнаямодель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит наокружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производитна нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.Нестоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждогоиндивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своихвыводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимостьжестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхностиводоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность даннойличностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения,даже если они похожи у двух разных лиц.Еслинаучиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивыйпоток его мыслей, то можно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждаямысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о болеетонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультантлегко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность,необходимую для определения характера человека.В данном случае можно сформулировать общее предостережение для консультантов:предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать толькона основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тонголоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями ис противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другиемоменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности неможет быть достаточным основанием для окончательного вывода. Даже два, три,четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многихпризнаков, указывающих на одни и те же особенности характера, может статьосновой для более или менее надежной гипотезы.Система ценностейконсультанта
Если реально посмотреть на ситуациюконсультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта,мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом простоневозможно, если понимать консультирование как отношение двух людей, а не как нечтомеханическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знатьсвои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий наконсультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностныхконфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы.Однако ясная ценностная ориентация консультанта не подразумевает нравоучений иморализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеетсвою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели ииспользуемые методы отражают его философию жизни. Даже прямо не навязываяклиенту свои ценности, придерживаясь в работе определенных ориентиров,консультант неизбежно вносит в консультировании свое воззрение на систему сущностныевопросов жизни. По мнению Д.Корей (1986)  консультант или психотерапевт, желаяизбежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкуюпозицию по некоторым вопросом. Важнейшие сферы, в которых важна позицияконсультанта, — это семья, секс, религия, наркотики.
Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказываютего ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой. В процессеконсультирования  мы должны помочь клиентам  наиболее полно выявить систему ихценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, онимогут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультантподнимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственныхценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогаетклиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственнойжизни и благополучия близких ему людей.
Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые кличности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант – это,прежде всего зрелый человек. Чем  разнообразнее  у консультанта  стильпрофессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражатьчувства, а  иногда попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, ноопасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимовступать с клиентом в конфронтацию. ( Приложение 3) иногда следуетинтерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своегоповедения. (Приложение 4)
Нарисованная модель консультанта с первого взгляда можетпоказаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом легкозаметить, что черты эффективного консультанта совпадают  с чертамипреуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основаниивышеприведенного анализа  можно сделать следующие выводы по представленнойпроблеме.
 Обобщая вышесказанное,  можно  сказать, что понимание различныхтеоретических концепции личности   –  это главное  составляющее ядросовременного консультанта, оно помогает формировать динамические гипотезы, ипозволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным,дезоорганизующим внутренним миром некоторых клиентов.
В настоящее время в мире распространяется эклектическое консультирование,предоставляющее попытку интеграции лучших сторон различных школ. Имеется в видуне набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов иметодик, доказавших практическую эффективность независимо от контекставозможного применения. Эклектическое консультирование опирается на системнуюинтеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало ипроверить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что созданиеэклектического подхода в консультировании – это итог всей профессиональнойдеятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающие вобласти психологического консультирования, создают собственную теоретическуюсистему, обычно эклектическую, наиболее соответствующую личности имировоззрению каждого из них.
В свое время М. Балинт и Е. Балинт писали: «Знание можно получить из книги лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена безсовершенствования личности консультанта. Консультирование становиться ремеслом,вымощенными добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональныйуровень соответствующие качества личности консультанта».

Списоклитературы:
1.         Асмолов А.Г. Психологияличности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
2.         Варга А.Я.,Кадыров И.М., Холмогорова А.Н. Предисловие // Основные направления современнойпсихотерапии. М., 2000, с.3 – 12.
3.         Копьев А.Ф.Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросыпсихологии, 1990, N 3.
4.         Немов Р.С.Практическая психология. М., ВЛАДОС 1998г .
5.         Основныенаправления современной психотерапии. М., 2000.
6.         Роджерс К.Р.Человекоцентрированный / клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросыпсихологии, 2001, N 2.
7.         Фрейд 3. Психологиябессознательного. М.: Просвещение, 1989.
8.         Ярошевский М.Г., АнцифероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика.1974.
9.         Эйдемиллер Э.Г… ДобряковИ.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия, Спб.: Речь,2003 г.
10.       Системная семейнаяпсихотерапия  под редакцией Э.Г. Эйдемиллера, Спб, 2002 г.
 Словарь основных понятий
 
1.  Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненномпространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанноговыбора при разрешении проблем  эмоционального и межличностного характера.
2.  Функция теоретических концепцийв практике — обобщение накопленнойинформации, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствияразных обстоятельств, способствует поиску  новых факторов.
 
Структура процессаконсультирования:/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Исследование проблемы  
Двумерное определение проблем  
Идентификация  
Планирование  
Деятельность  
Оценка и обратная связь  

3.Исследование проблемы – установление контакта (рапорт) и достигаетсяобоюдного доверия с клиентом.
4.  Двумерное определение проблем – охарактеризовываются проблемы клиента, устанавливаякак эмоциональные и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех,пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания.
5. Идентификация – на этой стадии обсуждаются возможные альтернативы решения проблем.Обсуждаются всевозможные варианты, которые клиент считает подходящими иреальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы. Можно составлятьписьменный список вариантов, чтобы их облегчить.
6. Планирование – здесь осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения.В плане следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверитреалистичность выбранного решения.
7. Деятельность– на этой стадии происходит последовательная реализация плана решенияпроблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетомобстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможностинеудачи в достижении целей.
8. Оценка и обратная связь – здесь оценивается уровень достижения цели (степеньразрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. При возникновении новыхили глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
9. Специфическиечерты консультирования, отличающего его от психотерапии:
üОриентировано на клиническиздоровую личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степенинарушения  («Человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находитьспособы использования своих задатков, даже если они невелики из – занеадекватных установок и чувств…» Майярс. 1968 г.)
üОбычно ориентируется на настоящееи будущее клиентов
üПомощь краткосрочная (до 15встреч)
üОриентируется на проблемы возникающиев взаимодействии со средой;
üНаправлено на изменение поведенияи развития личности клиента11.           Основныепараметры консультативного контакта:
üЭмоциональность
üИнтенсивность
üДинамичность (при смене клиентаменяется и специфика контакта0
üКонфиденциальность
üОказание поддержки
üДобросовестность
11.Перенос в консультативном процессе -  существует два основных определения переноса. Согласноклассическому определению, перенос – это оживление комплекса Эдипа, реакциятакова, что консультант представляется участников ранних эдиповых  отношенийклиента. То есть отца и мать. В другом более универсальном определении –перенос понимается как повторение в отношениях с консультантом чувств,установок, привычных в прошлом со значимыми  людьми.
10   Контрперенос – проецированиеконсультантом своих проблем на представленный клиентом материал, как связанныйс переносом, так и не связанный с ним.  
Приложение3Процедуры и техники консультирования
1.Выслушивание – это обязательно активный процесс, онохватывает «все виды ощущений плюс  интуиция, отражение и эмпатию» Огромноевнимание к деталям, какими бы незначительными они были.
2.Вопросы – получение информации о клиенте ипобуждение его к самоанализу не возможны без умелого опроса.
ü   Закрытыевопросы – используются для получения конкретной информации.
ü   Открытыевопросы – служат не, сколько получения сведений о жизни клиентов, сколькопозволяют обсуждать чувства.
3. Отражение содержания, – для того чтобы клиентубеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержанияпомогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях,установках. 
 4. Отражение чувств -  познание и отражение чувствклиента представляют одной из главнейших техник консультирования. Эти процессыбольше чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей.Отражение чувств отличается от отражения содержания, только тем, что скрыто засодержанием.
5. Предоставление информации –, достигаются,цели консультирования  посредством предоставление информации, консультантотвечает на вопросы клиента и информирует, о различных аспектах  обсуждаемыхпроблем.
6. Интерпретация – в процессе консультированияочень важно выявить больше, нежели содержится на поверхностном повествованииклиента. Существует пять видов интерпретаций (установление связей междураздельными утверждениями, проблемами и событиями; акцентирование;интерпретация механизмов защиты, соотношение с прошлым; понимание клиентом свихчувств)
7. Конфронтация – применяется с целью обратитьвнимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или междумыслями и чувствами, намерениями и поведением.
8. Одобрение и успокаивание -  применяются  с цельюсоздания и укрепления консультативного контакта.
9. Паузы молчания  —  увеличивают эмоциональноевзаимопонимание консультанта и клиента; предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя изучить свои чувства, установки, ценности, поведение;позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на нем.

Приложение 1 Направление Цели консультирования Основные теоретические принципы
Психоаналитическое
направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.   Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго, суперэго. Поведение мотивируется сексуальными побуждениями. Патология возникает из – за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на современном чередовании стадий сексуального развития. Адлерианское
направление Трансформировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.  Акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение мотивируется стремлением к достижений. Целей и социальным интересом. Жизненные трудности и способствует формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучит эффективному поведению. Человек продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Рационально – эмоциональная терапия Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научит применению научного метода  при решении поведенческих и эмоциональных проблем.  Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонстью к парологичности. Он может одновременно становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из-за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Клиент – центрированная терапия Роджерса Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности, поощрять открытость клиента опыту, уверенности в себе, спонтанность. Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию. Уверенности в себе.
Экзистенциональная
терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы. Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире. Одиночеству и отношениями с другими. Временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого человека.

Приложение 2
Правила и установки консультанта, делающие процессконсультирования эффективным.
1.Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультиравания. Человеческие  проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают,развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и самипроблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждоеконсультированное взаимодействие уникально и неповторимо.
2.Впроцессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяютсясообразно     их отношениям; в психологическом консультировании нет статическихситуаций.
3.Самымлучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому приконсультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решениеего проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, иболее важно, нежели представление о них консультанта.
4.В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требованияконсультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любойценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
5.Стремясьпомочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональные иличностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должензабывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать задругого человека, за его жизнь и трудности.
 
6.Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятойконсультативной встречи – решение проблем, а также успех консультирования непохожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в которомзаметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требуетмногих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.
7.Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации исобственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу наблаго клиентов.
8.Дляобозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованыразличные теоретические подходы, но нет, и не может быть наилучшеготеоретического подхода.
9.Некоторыепроблемы – это сущностные  человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы(например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант долженпомочь клиенту понять  неизбежность ситуации и смириться с ней. 
 
10Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе склиентом, но не вместо клиента.
Приложение 4
Типыинтерпретаций (По Хиллу 1986г.)

1.    Установлениесвязей между якобы раздельными учреждениями, проблемами и событиями.
2.    Акцентированиекаких-либо особенностей поведения или чувств клиента.
3.    Интерпритацияспособов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса.
4.    Увязываниенынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультантпомогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов спредшествующими психотравмами.
5.     Предоставлениеклиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
Интерпретированиедолжно проводиться с учетом стадии консультативного процесса.
ü Эта техника малопригодна в начале консультирования, когдапредполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее онаполезна для раскрытия психодинамики проблем.
ü Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит отглубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бываетслишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.Действенность интерпретации тоже определяется современностью, готовностьюклиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация – если онапредставлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент несможет понять объяснений консультанта.
ü Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента. Поданным S.Spiegel и C.Нill (1989), клиенты, имеющиевысокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны кинтерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание.
ü Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на сутьинтерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультантаподумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиентпрореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, естьоснование предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.
ü Несмотря на значение интерпретирования, не следует имзлоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций,клиент начинает защищаться от них и сопротивляться консультированию. Не надозабывать, что консультант, как и любой человек, может ошибаться, то есть егоинтерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности.Поэтому интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным,категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации,формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Легче всегоинтерпретативные положения начинать словами «полагаю», «вероятно», «почему быне попробовать посмотреть так» и т.п. Гипотетический характер интерпретацийотнюдь не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми дляклиента.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.