Реферат по предмету "Психология"


Маслоу А. – основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность

Курсовая работа
Маслоу А. — основатель концепции самоактуализации.
Мотивация и личность
Пермь 2008г.

Содержание
Введение
Глава 1. Фундаментальные положения теории А. Маслоу
Глава 2. Иерархия потребностей Маслоу
Заключение
Список литературы
 
Введение
Тема моей курсовой работы: А. Маслоу — основатель концепциисамоактуализации. Мотивация и личность.
В 20-е гг. на смену теории инстинктов пришла концепция, врамках которой все поведение человека объяснилось наличием у него биологическихпотребностей. В соответствии с этой концепцией было принято считать, что учеловека и у животных есть общие органические потребности, которые оказываютодинаковые воздействия на поведение. Периодически возникающие органическиепотребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, аудовлетворение потребности ведет к снижению напряжения.
Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку,начали появляться в психологической науке с 30-х гг. ХХ века. Первой из нихбыла теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованыработы представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу и др.
Достаточно широкую известность получила концепция мотивацииповедения человека А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции,имеют виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию.Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются исопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические),потребности безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребностиуважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребностисамоактуализации. По мнению автора, в основании данной мотивационной пирамидылежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетическиеи потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.
Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии,предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободноделающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не даетвозможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачиватьсвое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следуетизучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.
Глава 1. Фундаментальные положения теории А. Маслоу
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двумнаиболее важным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Своимикорнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение,что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов,либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалистыподчеркивают идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чемстановимся.
А. Маслоу полагал, что слишком долго психологисосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, чтопытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организмвсегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части,влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особоеположение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо дляпонимания человека, т.к при этом игнорируются характеристика, которая присущитолько человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Человек по своей природе хорошили, по крайней мере, нейтрален. Он полагал, что от природы в каждом человекезаложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Следовательно,гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственногочеловека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Все людиот рождения обладают творческим потенциалом, который у большинства угасает врезультате «окультуривания». Разрушительные силы в них являютсярезультатом неудовлетворенности базисных потребностей.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или«здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальностьсубъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значениесубъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретическиепостроения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственномуопыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собойследующую последовательность: потребности физиологические, т.е. вудовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; всопричастности, т.е. принадлежности к семье, общине, любимых; потребности вуважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой дляполнейшего развития всех задатков и талантов, самоактуализации. Человекунеобходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способнымк удовлетворению потребностей следующего уровня.
Удовлетворение потребностей, расположенных в основаниииерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высокихступеней и их участие в мотивации. Потребности никогда не могут бытьудовлетворены по принципу «все или ничего», человек обычномотивируется потребностями нескольких уровней.
Все мотивы человека можно поделить на две глобальныекатегории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы).Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворениюдефицитарных состояний (голода, холода и т.п.). Их отсутствие вызывает болезнь.Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, вызывающих напряжение условий.
Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеютотдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свойпотенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как вслучае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение.
Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равнойстепени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностейявляются потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте,истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными,поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.
Мотивационный статус здорового человека состоит, преждевсего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии,постижение призвания, судьбы.
Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать иположение о роли так называемых пиковых переживаний в личностном росте,благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственныепределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятиеможет подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что длясамореализующихся личностей — нормальное явление, а у среднего человекапроисходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания толькоположительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости — одно из тех, радикоторых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением исмирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением.
Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоуговорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизньзначительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо»,который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствиежеланий и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Еслиодна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляетвнимание и усилие человека. [2], [3]
 Глава 2. Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этотподход к мотивации основан на четырех предпосылках:
Все человеческие существа приобретают одинаковый набормотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия.
Некоторые мотивы более фундаментальны или критическизначимы, чем другие.
Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены доминимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы.
После удовлетворения базовых мотивов начинают действоватьболее продвинутые мотивы. [1 с. 206]
Согласно данной концепции у человека с рожденияпоследовательно появляются и сопровождают его взросление семь классовпотребностей: физиологические (органические), потребности безопасности,потребности в принадлежности и любви, потребности уважения, познавательныепотребности, эстетические потребности, потребности самоактуализации.
1) Физиологические потребности
Потребности, которые принимаются в качестве отправной точкидля теории мотивации, представляю собой так называемые физиологические влечения.Два направления исследований: первое — это развитие концепции гомеостаза, авторое — обнаружение того факта, что аппетит — достаточно адекватный показательсуществующих потребностей. Гомеостаз объясняется автоматическими попытками телаподдержать постоянное, нормальное состояние кровотока. Если в организменедостает каких-то химических элементов, индивид может обнаружить склонность к специфическимпищевым потребностям или острое желание поедать содержащую элементы пищу.
Физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Болееконкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому вчрезвычайной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будутявляться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, которыйнуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желатьпищи сильнее, чем всего остального.
Другая специфическая особенность человеческого организмасостоит в том, что, в то время когда в человеке доминирует определеннаяпотребность, меняется также вся его философия будущего. Для человека, которыйдо крайности представляющую угрозу нуждается в пище, нет других интересов,кроме еды. Он мечтает о еде, вспоминает о еде, все его переживания связанытолько с едой. Человек начинает думать, что лишь при условии гарантированногоналичия пищи до конца жизни будет счастлив и никогда не пожелает ничего сверхтого.
И когда одни потребности удовлетворены, вновь появляютсяновые более высокие. Один из главных выводов из сказанного состоит в том, чтоудовлетворение становится столь же важным понятием в мотивационной теории,поскольку она освобождает организм от господства относительно болеефизиологической потребности, давая, таким образом, возможность появлениядругих, более социальных целей.
2) Потребности в безопасности (защищенность; стабильность; зависимость;защита; отсутствие страха, тревоги и хаоса; потребности структуре, порядке,законе и ограничениях; силе покровителя).
Здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большейчастью удовлетворили свои потребности в безопасности. Мирное, живущее спокойнойжизнью, стабильное хорошее общество, как правило, дает возможность чувствоватьсебя в достаточной безопасности от диких животных, перепадов температуры,преступных посягательств, убийств, хаоса. Следовательно, вполне реально, чтоони не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активныхмотиваторов.
Потребность в безопасности рассматривается как активный иосновной мобилизирующий ресурсы организма фактор лишь в действительночрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия,рост преступности, крушение власти.
3) Потребности в любви и принадлежности
Потребности в любви предполагают, как потребность давать,так и потребность получать любовь. Когда эти потребности не удовлетворены,личность остро переживает отсутствие друзей партнера или детей. Известно, какоегубительное влияние оказывают на детей слишком частые переезды, общееотсутствие стабильности, оторванность от дома и семьи, друзей, соседей, статусвременного жильца или вновь прибывшего.
В современном обществе помехи на пути удовлетворения этихнужд, наиболее частая причина случаев неспособности адаптироваться к окружающейобстановке и более тяжелых патологий. Практически все теоретики психопатологииподчеркивали наличие препятствий к удовлетворению потребности в любви какоснову неспособности к адаптации.
4) Потребности в уважении
Все люди имеют потребность в стабильной, обоснованной,обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинстваи в уважении окружающих. Следовательно, эти потребности можно отнести к одномуиз двух подклассов. К первому из них относятся сила, достижения, адекватность,мастерство и компетентность, независимость и свобода. Ко второму относится желаниехорошей репутации или престижа (определяя как их как уважение или оценку состороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство,признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства илипризнательность.
Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувствауверенности в себе, своей ценности, силы способностей и адекватности, ощущениесвоей полезности и необходимости в мире. Препятствием к удовлетворению этихпотребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости ибеспомощности.
5) Потребность в самоактуализации
Даже если все названные потребности удовлетворены, частоможно ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность,если человек не занимается тем, для чего он создан. Маслоу охарактеризовалсамоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек,достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своихталантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значитстать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.
Но, по мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многиелюди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либоне понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и дажебояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Этоявление Маслоу назвал комплексом Ионы. Характеризуется страхом успеха, которыймешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Тормозящеевлияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людямнужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свойчеловеческий потенциал наиболее полно. А также сильное негативное влияние,оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной,дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления опроцессе роста.
Самоактуализация — желание людей реализовать себя, а именнок склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Конкретноевоплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличаетсязначительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида этипотребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, удругого — проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в созданиикартин или изобретательстве.
Пути самоактуализации:
1. Предполагает, что человек отдается своим переживаниемполностью, живо, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностьюпоглощенными. В момент такого переживания человек целиком и полностьюраскрывает свою человеческую сущность. Это и есть момент самоактуализации.
2. Жизнь можно рассматривать как процесс последовательныхвыборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можнодвинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; а по другую сторону выбор,ведущий к личностному росту. Делать такой выбор значит совершить движение всторону самоактуализации. Самоактуализация — это продолжающий процесс.
3. Самоактуализация должна существовать как самость, котораяактуализируется. Человек — это, как минимум, его темперамент, его биохимическиебалансы. Существует самость, и прислушаться к голосу внутренних импульсов — значит дать ей проявиться.
4. Человек принимает на себя ответственность, онактуализирует себя. Смотреть внутрь себя в поисках многих ответов предполагаетпринятие на себя ответственности.
Выбор роста, о том, как важно прислушиваться к внутреннемуголосу, о том, чтобы быть честным и брать на себя ответственность. Все эти шагик самоактуализации, и каждый из них обеспечивает жизненный выбор. Осуществляяих человек каждый раз, когда он попадает в точку выбора, обнаруживает, что этовыбор оказывается для него все более органичным.
Креативное поведение подобно любому другому поведению,определяемому множеством детерминант. Можно заметить, удовлетворен или нет,счастлив или несчастлив по натуре человек. Также понятно, что творческаядеятельность может носить компенсаторный или улучшающий характер или иметьисключительные экономические цели. На этом уровне очень высока степеньиндивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей самоактуализацииявляется то, что их появление обычно опирается на некоторую предварительнуюудовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей вбезопасности, любви и уважении.
6) Желание знать и понимать
Приобретение знаний и систематизация вселенной рассматривалисьчастично как прием достижения состояния базовой безопасности в мире или какпроявление самоактуализации для мыслящего человека. Свобода полученияинформации и свобода выражения, необходимые предпосылки удовлетворения базовыхпотребностей. Потребности знать и понимать проявляются уже в конце младенческогопериода и в детстве, возможно даже сильнее, чем во взрослом состоянии. Болеетого, они возникают стихийно, скорее в результате развития, неужели научения.
Удовлетворение когнитивных импульсов доставляет субъективноеудовольствие и его результатом становится конечный опыт. Преодолениепрепятствий, повсеместный характер возникновения (охватывающий весьчеловеческий род и различные культуры), постоянное (хотя и неустойчивое) ощутимоенапряжение, необходимость удовлетворения этой потребности как обязательноепредварительное условие наиболее полного раскрытия потенциальных возможностейчеловека, спонтанное появление в начале человеческой жизни — все это характернодля базовой когнитивной потребности.
7) Эстетические потребности
Потребности в порядке, гармонии, завершенности, доведениидействия до конца, в системе и структуре. Попытки исследовать эти потребностина основе клинических наблюдений за индивидами, отобранными специально,показали, что, по крайне мере, некоторые личности имеют эстетическиепотребности действительно базового характера. Они заболевают (специфическимобразом) от безобразия и излечиваются, будучи окруженные прекрасным. Этоявление почти повсеместно наблюдается у здоровых детей. Свидетельства опобуждениях такого рода можно встретить в любой культуре и в любую эпоху.
Данная иерархия на первый взгляд устанавливает жесткийпорядок вещей, однако в действительности это не совеем так. Есть люди,обладающих выраженной одаренностью от природы, для которых влечение ктворчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант. Ихкреативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная наоснове базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотряна отсутствие базового удовлетворения.
Еще один случай перестановки в иерархии имеет место, когдапотребность, долгое время находившаяся в удовлетворенном состоянии, начинает недооцениваться.Люди, которые никогда не испытывали продолжительный голод, склоннынедооценивать его последствия и воспринимать пищу как нечто, не имеющеезначение.
Заключение
Существуют определенные условия, представляющиенепосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей.Такие предпосылки как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, еслиэто не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений идоступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость,честность, дисциплина, являются примерами предварительных условий дляудовлетворения базовых потребностей. Эти условия не самоцель, но они близки кцели, поскольку очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые ипредставляют собой сами цели
С точки зрения гуманистической психологии только сами людиответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людямдана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственныхинтересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основнымпринципом этого направления является модель ответственного человека, свободноделающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Список литературы
1.        Алешина И.В. «Поведение потребителей», М., ФАИР-ПРЕСС, 1999, 384с.
2.        Маслоу А. «Мотивация и Личность», СПб., Издательство Питер,2006 г., 352 с.
3.        Маслоу А. «Новые рубежи человеческой природы», М., Смысл,1999, 425. с
4.        Маклаков А.Г. «Общая психология», СПб., Издательство Питер,2001, 59 с.
5.        «Психология и педагогика». Учебное пособие под ред. НиколенкоВ. М., ИНФРА-М, Новосибирск, 1999, 175 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нефть России и глобализация: выбор парадигмы развития
Реферат Проблемы конкурентоспособности российских предприятий
Реферат О налоговой системе республики Чад
Реферат О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Омской области
Реферат Психология международного бизнеса
Реферат Рынок ценных бумаг в России, его особенности
Реферат Российская банковская система после Октябрьской революции 1917 г.
Реферат Учет и контроль привлеченных денежных средств в депозиты и вклады банка на примере Филиала ОАО Банк "Менатеп
Реферат Два этапа проведения приватизации
Реферат История возникновения и организация бирж в России
Реферат Парадоксы бухгалтерской отчетности
Реферат Инвестиции, их сущность и роль
Реферат Экономическая безопасность региона
Реферат Pynchon
Реферат Портфель ценных бумаг