Реферат по предмету "Психология"


Культурно-досуговая деятельность как средство профилактики девиантного поведения подростков

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические подходы кдевиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации
1.1 Общая характеристика девиантногоповедения несовершеннолетних
1.2 Детерминация возникновениядевиаций в поведении подростков
1.3 Формы организации культурнодосуговой деятельности с подростками девиантного поведения
Глава 2. Социально-педагогическаяинтервенция девиантного поведения подростков
2.1 Анализ базы проводимогоисследования
2.2 Реализациясоциально-педагогической программы социализации подростков девиантногоповедения
Библиография
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание –великое дело,
им решаетсяучасть человека»
К.А. Ушинский
Значительное место вобщей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних.Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мерепредопределяет будущую криминогенную ситуацию в России.
Растет число подростковнеуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовныепреступления. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимаетсяподросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшееформирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентации,мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.
С подростками девиантногоповедения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговымиучреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа невсегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательногопроцесса в современных условиях предполагает поиск путей повышенияэффективности педагогического воздействия на личность подростка, способныхобеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективностивоспитательной работы является деятельность, в задачи которой входитформирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такаядеятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогическоговоздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладаеткультурно-досуговая деятельность.
Опыт работы многихучреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы,ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются внецеленаправленного педагогического воздействия.
Таким образом, остаетсянерешенной проблема необходимости выявления педагогических возможностейкультурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетнихправонарушителей, именно она и предопределила тему данной работы.
Проблема отклоняющегосяповедения изучается такими науками, как педагогика, психология, социология,досуговедение, правоведение.
В этом плане значительнуюценность представляют работы А.С. Макаренко, С.А. Беличевой, М.Г. Ярошевского,В.А. Крутецкого. Методологической базой исследования послужили идеи А.С. Макаренкоо роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роликультурно-досуговой деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой означении клуба и клубной деятельности коллектива в формировании личности, С.А. Беличевойо значении организации полноценного общения с окружающими для коррекцииотклоняющегося поведения, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о профессиональноммастерстве и педагогическом инструментарии социального педагога.
Целью своего исследованиясчитаю – выявление условий социализации личности подростка на основеиспользования средств и методов культурно-досуговой деятельности. досуговый девиантный поведение культурный
Задачи ставлю следующие:
— провести анализ литературы по девиантномуповедению;
— раскрыть причины возникновенияотклоняющегося поведения подростков;
— раскрыть педагогическую сущностьдосуговой деятельности.
Объект исследования:процесс социализации подростков девиантного поведения.
Предмет исследования:педагогические средства организации процесса социализации подростковдевиантного поведения на основе использования педагогических возможностейкультурно-досуговой деятельности.
Гипотеза: досуговаядеятельность повлияет на социализацию подростов, если:
— досуг будет организован через системудополнительного образования;
— досуг будет связан с интересамиподростков;
— приоритет в досуговой деятельностибудет отдан групповым формам работы.
Базой исследованияявляется МОУ «Средняя образовательная школа №12» г. Минусинск.
Методы исследования:теоретический анализ литературных источников и документов, включенноенаблюдение, проведение анкетирования, беседы, характеристики подростков.
Практическая значимостьисследования:
Рекомендации посоциализации подростков отклоняющегося поведения, выработанные в процессеисследования, могут быть применены в деятельности социальных педагогов школ г.Минусинска. Также эти материалы могут быть полезны родителям в процессевоспитания подростков.

Глава 1. Теоретическиеподходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процессасоциализации
1.1 Общая характеристикадевиантного поведени несовершеннолетних
Каждый из нас ежедневносталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения –агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты,занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов.Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновьпричинить вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно лииспользование термина «отклоняющееся поведение»? Сопряженность термина спонятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границынормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателямпросто не существует. Сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходитсяискать в различных дисциплинах, например, в социологии, медицине, праве,психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узкоспециальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологииотклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективныхтехнологий воздействия на него.
Определение понятия«отклоняющееся поведение личности» с более широкого по объему родового понятия.
Отклоняющееся поведение –это, прежде всего, некая форма поведения личности, следовательно, ему присущивсе основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых я иначну.
В психологии терминповедения широко используется для обозначения вида и уровня активностичеловека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание,познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получилиособенно бурное развитие в начале XX века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметомпсихологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешненаблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые),функционирующие по схеме «стимул-реакция». По мере наполнения эмпирическихданных понимания природы человеческого поведения все более углубилось.
Современное пониманиеповедения выходит далеко за рамки совокупности реакции на внешний стимул. Так,в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существамвзаимодействия с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутреннейактивностью» [13, с.126]. Под внешней активностью человека понимается любыевнешние проявления: движение, действия, поступки, высказывания, вегетативныереакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация ицелеполагание, когнитивная переработка, эмоциональная реакция, процессысаморегуляции.
В дальнейшем подповедением я буду понимать процесс взаимодействия личности со средой,опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности,имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Одним из наиболеесущественных свойств человеческого поведения является то, что оно социально посвоей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важнойособенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляциейи целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации –интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию ксоциальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессовадаптации – индивидуализации, а также по позиции личности в социуме, можновыделить следующие варианты социальной адаптации:
радикальная адаптация –самореализация через изменение личностью существующего социального мира;
гиперадаптация –самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством еесверхдостижений;
гармоничная адаптация –самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальныетребования;
конформистская адаптация– приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировкасамореализации;
девиантная адаптация –самореализация посредством выхода за существующие социальные требования(нормы);
социально-психологическаядезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.
При любом вариантесоциализации поведения конкретного человека можно описать, используя общиехарактеристики поведения:
мотивированность –внутренняя готовность действовать, направленная потребностями и целямиличности;
адаптивность – соответствиеведущим требованиям социальной среды;
аутентичность –соответствие поведения индивидуальности, его естественность для даннойличности;
продуктивность –реализация сознательных целей;
адекватность –согласованность с конкретной ситуацией.
Более частными, но неменее важными являются такие признаки поведения личности, как:
— уровень активности (энергичность иинициативность);
— эмоциональная выразительность (сила ихарактер проявляемых аффектов);
— динамичность (темп);
— стабильность (постоянство проявленийв различное время и в разных ситуациях);
— осознанность (понимание своегоповедения, способность объяснить его словами);
— произвольность (самоконтроль);
— гибкость (изменение поведения в ответна изменение среды).
Все рассмотренныехарактеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и натакую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».
В большинстве наукпринято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливомузамечанию Ж.Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?»является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числеотклоняющегося. В строгом смысле границы между понятиями «нормальное» /«аномальное» поведение весьма размыты.
Тем не менее, в науке и вобыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом поднормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение,не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинствалюдей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на:нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное. Безусловно, современныетребования к человеку не ограничиваются его способностями выполнять социальныепредписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи сэтим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: еевнутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность приниматьрешение и делать выбор, а также личную ответственность за собственноеповедение.
Предметом моего изученияявляются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицироватькак отклоняющееся поведение.
Известно, что вспециальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяетсясинонимом – девиантное поведение (от лат deviatio — отклонение).
В своей работе яиспользую оба термина – «отклоняющееся», «девиантное» — в качествевзаимозаменяемых.
Рассмотрев точки зренияразличных авторов на понятие «девиантное поведение» хочу дать определение некоторымиз них.
В «Большой психологическойэнциклопедии» под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко девиантное поведение (отангл. deviation -отклонение) определяется какдействия, не соответствующие официально установленным или фактическисложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам иприводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению илинаказанию.
В «Новом словареиностранных слов» под ред. В.В. Адамчика девиантное поведение – поведение,нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила: правонарушения,преступность, алкоголизм, наркомания и др.
«Психологический словарь»под ред. М.Г. Ярошевского, А.В. Ребровского интерпретирует девиантное поведениекак (от лат. deviatio — отклонение) – система поступковили отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым илинравственным нормам. Преступность и уголовно ненаказуемое (не противоправное)аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность всфере сексуальных отношений и пр.).
«Девиантология» Е.В. Змановскойдает следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения – этоустойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальныхнорм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а такжесопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Данное определениепредставляет для меня наибольший интерес, являясь близко подходящим к моемуисследованию, и принимается мною за основополагающее, так как оно носит скорееописательный характер, и, прежде всего, ориентировано на практическую работу слюдьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение может помочь вреализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегосяповедения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия,оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того,оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческихфеноменов.
Еще в своей дипломнойработе я рассматриваю понятие «Культурно-досуговая деятельность». А.Д. Жарков«Технология культурно-досуговой деятельности» определяет культурно-досуговуюдеятельность, как: специализированную подсистему духовно-культурной жизниобщества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающиевоспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурныхценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, воснове которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности,открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышениякультуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализациисущностных сил человека.
Данное определениепринимается за основополагающее в моем исследовании, так как представляет дляменя наибольший интерес.
Я считаю его наиболееполным и содержательным, отражающим всю необходимую сущность культурнодосуговой деятельности.
Считаю, что оно можетпомочь выстроить систему необходимую для интервенции подростков отклоняющегосяповедения. Ведь именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявленияотклоняющегося поведения, объясняющиеся относительно низким уровнеминтеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности,отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка оттребований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Следовательно, наличностном уровне отклоняющееся поведение – это социальная позиция личности,выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни /Е.В. Змановская/.Большинство людей при желании могут изменить свою позицию по отношению кобществу.
Отклоняющееся поведение уподростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест противдействительности или кажущейся несправедливости взрослых.
В свою очередь,отклонения делятся на:
•  отклонения корыстной ориентации;
•  агрессивной ориентации;
•  отклонения социально-пассивного типа.
Социальныеотклонения корыстной направленности. К нимотносят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получитьматериальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи). Срединесовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступныхуголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.
Социальные отклонения агрессивнойориентации проявляются в действиях, направленных против личности(оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).
Отклонениясоциально-пассивного типа выражаютсяв стремлении отхода от активной общественной жизни, в уклонении от своихгражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальныепроблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы,бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств.
Таким образом,асоциальное поведение различается как по содержанию и целевой направленности,так и по степени общественной опасности, и может проявляться в различныхсоциальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, до незначительныхпроступков, а также тяжелых преступлений.
Существует несколько формпроявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1. Алкоголизация.Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается числоподростков употребляющих спиртные напитки.
Сравнительно-социологическиеисследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:
•  Пьянство встречается чаще там, где большесоциально- напряженных ситуаций.
•  Пьянство связано со специфическими формамисоциального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-тообязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средствоосвобождения от внешнего контроля.
2.  Наркомания. Существуют разные уровни наркомании:
•  единичное или редкое употреблениенаркотиков;
•  многократное употребление, но без признаковфизической и психической зависимости;
•  наркомания 1-й стадии, когда ужесформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятныхощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков невызывает мучительных ощущений;
•  наркомания 2-й стадии, когда естьфизическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то,чтобы вызвать «кайф», сколько на то, чтобы избежать мучений.
•  наркомания 3-й стадии – полнаяпсихическая и физическая деградация.
По наблюдениямпсихологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам излюбопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.
3. Агрессивноеповедение.
Подростковая агрессиячаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результатепережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы неумеющие отвечать за свои поступки.
4. Суицидальноеповедение.
По степени приводимойА.Е. Личко:
• 32% суицидальных попыток приходитсяна долю 17 летних;
• 21% — 15 летних;
• 12% — 14 летних;
• 4%- 12-13 летних.
Профилактика подростковыхсамоубийств заключается не в избежание конфликтных ситуаций, а в созданиитакого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким,непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10юношеские покушения не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
5. Психическиерасстройства.
Целесообразно различать,с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другойстороны, характерные для этого возраста акцентуации характера, то есть крайниеварианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, врезультате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогеннымвоздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
6. Противоправноеповедение.
Наибольшую склонность к деликвентномуповедению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано сплохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями междучленами семьи и низкой заботой о воспитании детей.
Выделение отдельных видовотклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являютсяусловными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизниотдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случайдевиантного поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым./Е.В. Змановская/.
1.2Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 летсоставляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16%регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в1,5 раза.
В 2008 году по данным КДН2/3 совершенныхпреступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственныепреступления. В преступности несовершеннолетних все более проявляется корысть,садизм, жестокость. Растет количество преступлений на почве наркомании,токсикомании.
Кризисные явления вэкономике, политике, социальной и духовной сферах общества устранилитрадиционные формы социального контроля и профилактики девиантного поведения.Из-за отсутствия материальных средств общеобразовательные,культурно-просветительные и правоохранительные органы, во многих случаях простоотказались от воспитательной и профилактической работы.
Существенно сократиласьчисленность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Всесильнее сказываются такие факторы как: семейное неблагополучие, чрезмернаядемонстрация секса и насилия на телевидении, свободная продажа спиртныхнапитков.
Но одна из основныхпричин возникновения преступности заключается в резком ухудшениисоциально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства семейи вытекающая из этого невозможность для многих подростков законным путемудовлетворить свои потребности.
Также следует сказать и онравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение получилапроституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического ипорнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов провоцируетподростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений насексуальной почве.
Таким образом, можносказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической сферахобщества значительно расширяет спектр социально-педагогических исоциально-экономических факторов, активно стимулирующих подростковуюпреступность. Среди них такие факторы:
1. кризисные явления всемье – нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержаниядетей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека являетсясемья.
В семье ребенок получаетпервые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний,формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание,зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных ипознавательных интересов) культурных ценностей.
Г.М. Миньковский выделяетдесять типов семей с разным воспитательным потенциалом:
1. воспитательно-сильные– доля таких семей составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка коптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера семьи.
2. воспитательно-устойчивые– такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, авозникающие в семье недостатки преодолеваются с помощью других институтовсоциализации, прежде всего школы.
3. воспитательно-неустойчивые– такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типасемьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем неменее, выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалусемьи.
4. воспитательно-слабыес утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, гдеродители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратиликонтроль над их поведением, уступив свое влияние обществу сверстников;
5. воспитательно-слабыес постоянной конфликтной атмосферой;
6. с агрессивно-негативнойконфликтной атмосферой;
7. маргинальные семьи,с алкогольной и сексуальной деградацией;
8. правонарушительные;
9. преступные;
10. психическиотягощенные.
Последние пять типовсемей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то икриминальными.
Риск правонарушенийнесовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чему тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
Во многих случаях детивоспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное,эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы ихповедения.
Сравнительныеисследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников,проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываютсяв существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучныесверстники. При этом среди неблагоприятных факторов социализации отмечаюттакие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, педагогическаянесостоятельность семей, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
В целом, можно выделитьтри основные группы негативных явлений, повышающих негативность семейноговоспитания:
•  неблагоприятные материально-бытовыеусловия жизни семьи;
•  неблагоприятныйсоциально-психологический климат в семье;
•  психолого-педагогическая неподготовленностьродителей к воспитанию детей.
Эти группы негативныхявлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личностиподростка.
В воспитании подросткаопределяющим является социально-психологический климат в семье,психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьикак социального института.
К сожалению, в настоящеевремя большинство семей не в полной мере выполняют свою социализирующую роль, иглавное свидетельство этого неполноценное воспитание личности. Свидетельствоэтого социальные факторы риска, которые более разработаны в НИИ социальнойгигиены и организации здравоохранения имени И.А. Семашко. Среди них можновыделить:
— социально-экономические факторы(низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
— медико-санитарные факторы(экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);
— социально-демографические факторы(неполная, либо многодетная семья, семьи с повторными браками или своднымидетьми);
— социально-психологические факторы(родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностнымиориентациями);
— криминальные факторы (алкоголизм,наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимыхчленов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Как известно, именно вподростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтомупостоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможетизбежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-занезнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Толькотогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективностироли в семье как социального института.
Процесс формированиясамосознания существенно изменяет характер взаимоотношений подростка сокружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, что приводит кзаметной перестройке институтов социализации. У подростка проявляется довольноотчетливо выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономностиот взрослых, родителей. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно.Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемоговлияния взрослых.
У подростка появляется неменее настойчивое стремление к обществу сверстников, в этот период главенствующуюроль института социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников,ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоенииподростком социального опыта.
Современнаябезнадзорность детей, приводящая к асоциальным отклонениям, проявляется тогда,когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходятнеформальные асоциальные группы сверстников.
По характеру социальнойнаправленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
•  просоциальные илисоциально-положительные;
•  асоциальные, стоящие в стороне отосновных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
•  антисоциальные (стоящие и стороне от основныхсоциальных проблем) социально отрицательные группы.
В просоциальных группахподростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками,стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и ло не должно вызыватьбеспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения такженеобходимы условия в виде клубов, парков, кафе. У подростка должны бытьвозможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждениипроблем, интересующих молодежь.
Совсем другого переходатребуют асоциальные группы, которые должны быть, в первую очередь, в полезрения специальных органов профилактики.
Таким образом, когдасемья и школа перестает оказывать влияние, подростки усваивавают моральныеценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную рольв формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемойсреды общения.
Все эти факторы, которыеносят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей,которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении оттруда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинамисоциального характера возникновения отклонений в поведении подростков,существуют причины, которые носят субъективный характер и которыенепосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К такимпричинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости.
Из всех переживаемыхребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подростковоговозраста.
В этот период от детствак взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка,так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
Поэтому не случайно, чтоподростковому возрасту посвящено наибольшее количество работ и публикаций вобласти медицины, психологии педагогики. Среди них работы Л.С. Выготского«Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросыпсихологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить изарубежных исследователей, это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста»,Ш.Бюллер и многие другие.
К психофизиологическимпредпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения,происходящие в психике и взаимоотношениях подростка:
1. Ускоренное инеравномерное развитие подростка в период полового созревания:
•  неравномерность развитиясердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое ифизическое состояние подростка;
•  «гормональная буря», вызванная повышеннойактивностью эндокринной системы в период полового созревания проявляющаяся в повышеннойвозбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроенийподростка;
2.   Изменения в характеревзаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтностиподростка, что объясняется следующими причинами:
•  так называемый конфликт «моралей»,когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
•  чувство взрослости, реакция эмансипации,высвобождения от влияния взрослого;
•  повышенная критичность по отношению квзрослым при одновременном внимании к мнению сверстников.
3. Изменения в характеревзаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так ипротивоположного пола:
•  активное формирование потребностиобщения со сверстниками обостряемое стремлением к самоутверждению, что вопределенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах асоциальногоповедения;
•  половое созревание, протекающее в подростковомвозрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов вэтот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.
Важно учесть, чтокризисность подросткового возраста может быть преодолена при условии, еслиучебно-воспитательный процесс, воспитательные условия взрослых будут строитьсяс учетом психофизиологических закономерностей, тех сложных изменений, которыепереживает подросток.
Помимопсихофизиологических предпосылок, которые характеризуют нормальное развитие вэтом возрасте, существуют психобиологические предпосылки асоциальногоповедения, которые затрудняют социальную адаптацию подростка. К ним относятся:
1. Нервно-психическиезаболевания и отклонения. Психические патологии (олигофрения, психозы,психопатии, неврозы) зачастую тесно связаны с неблагоприятными конфликтнымиотношениями в семье.
2. Социальнаяадаптация умственно отсталых детей. Умственная отсталость затрудняет социальнуюадаптацию. При особых неблагоприятных условиях они легко попадают поддесоциализирующее влияние взрослых (преступников).
3. Пограничныеявления, проявляющиеся у детей с отклоняющимся поведением. А.Е. Личко выделяет11 типов акцентуации характера.
Акцентуации характера это«крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерноусилены, отчего прослеживается избирательная уязвимость в отношенииопределенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышеннойустойчивости к другим».
Причины, приводящие какцентуации характера, связаны прежде всего, с условиями семейного воспитания,а также с различными повреждениями головного мозга (черепно-мозговые травмы и т.п.).Чаще всего эти факторы на столько взаимосвязаны, что вызывают серьезныезатруднения при определении первопричинности поведения подростка.
Поэтому эффективнаяпрофилактика отклоняющегося поведения должна предполагать комплекс мероприятий,как социально-педагогического, так и медико-социального характера, направленныхна оздоровление среды и коррекцию поведения подростков.
Завершая рассмотрениепроблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения, можно сделатьтакие выводы:
— В качестве психобиологическихпредпосылок отклоняющегося поведения могут выступать различныенервно-психические отклонения и патологии, акцентуации характера, отставания вумственном развитии.
— Эффективная ранняя профилактика можетбыть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мерсоциально-педагогического, организационно-административного имедико-педагогического характера.
— Важным условием эффективнойвоспитательно-профессиональной деятельности является повышение уровняпсихолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволитминимизировать количество педагогических ошибок, которые особенно частосовершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.
1.3 Формы организациикультурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения
Культурно-досуговаядеятельность является одним из важнейших средств оптимизации социо-культурнойсреды окружающей человека. Процесс функционирования КДД можно представить каквзаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если перваясостоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке унего индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получаетвозможность развиться.
Известно, что личностьразвивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностноесвойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этойдеятельности. Следовательно, формирование личности подростков можетосуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельностьпредставляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результатедеятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себяв них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагаетвстречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств«объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми донего».
Такое присваивание«социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образомосуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговойдеятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом,нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическимиценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков являетсяследствием нарушения процесса социализации. И его коррекция возможна лишь черезвовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подросткиболее открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальныхинститутов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на ихнравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрениикультурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значениеимеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющихв системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целейв работе с подростками девиантного поведения.
Прежде всего,эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности наподростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражениясодержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организациипроцесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.
Организационные формыработы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательныхинтересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развитияхарактеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики,физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения смиром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иныхформ сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких формхудожественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях,которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощиэмоциональных средств воздействия.
К данной форме можноотнести массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища,литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формыкак вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двухслучаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом.Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстникамиявляются особенностями трудных подростков.
Яркой формой организациизрелищных представлений являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшимсобытиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяютсяредко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут датьмногие досуговые учреждения.
Просветительные формывключают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например,в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое,но и учится формировать свою точку зрения.
В подростковом возрастеочень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы наэту тему вызовут большой интерес.
В практикекультурно-досуговой деятельности встречается такая форма, какпознавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подростковоговозраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можносказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый планвыступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект даютформы, заимствованные с телевизионного экрана, напримерпознавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес уподростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека клуб.Существует два вида дискотеки просветительно-образовательные (дискотека-клуб) итанцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случаепреследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то втораяне имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитиюмузыкального вкуса.
Особую роль в развитиидуховных начал личности подростка играют социально-практические формы. Учитываясоциальные и практические интересы подростков, можно создавать комнатыпсихологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорту,обучению шитью, техническому творчеству.
«В целевой установкекультурно-досуговой деятельности можно выделить несколько приоритетных позиций,в их числе:
— увеличение степени самостоятельностиребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализациидосуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время иболее эффективно решать возникающие проблемы досуга;
— создание условий, в которых и дети, ивзрослые могут в максимальной мере привить досуговую инициативу, творческиевозможности».[1]
Хотелось бы выделитьосновные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые длявоспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним изосновных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений являетсягражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающеегражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использоватьтакие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечествона рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий:«Какой он — герой нашего времени» и т.д.
В данном случаепривлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраскуи выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков.
Другим важным направлениемкультурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цельтрудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональнойориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителямиразличных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребятазнакомятся с представителями различных профессий, технические кружкимоделирования.
Следующее направлениекультурно-досуговой деятельности формирование личности с высоким нравственнымсознанием и поведением –нравственное воспитание. Принцип нравственноговоспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственноевоспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, черезсистему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи синтересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способностьправильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной изосновных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическоевоспитание. Его цель развитие способностей оценивать, воспринимать иутверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позицийдуховного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том,чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организацийшоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето»,«джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещениевыставок и многое другое.
Направление на физическоевоспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физическихспособностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания являетсявоспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Такимобразом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическимвоспитанием.
Развитию данногонаправления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи слюдьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастераспорта).
Таким образом, все этинаправления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы.
В процессе направленноговоспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное инравственное развитие, с другой идет своеобразная дифференциация способностейподростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализацияподростков, которая носит положительную направленность.
Современное состояниепедагогического процесса убеждает в том, что его деятельность нуждается в болеенасыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем,направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворенииотдельной личности и общества в целом.
Таким образом, анализируяобщую характеристику девиантного поведения несовершеннолетних, а также условияи причины возникновения девиаций в поведении подростков я пришла к выводу, чтов числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих асоциальноеповедение можно выделить такие как:
1. Индивидуальныйфактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциальногоповедения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
2. Психолого-педагогическийфактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
3. Социально-психологическийфактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействиянесовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, вучебно-воспитательном коллективе.
4. Личностныйфактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида кпредпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, кпедагогическим воздействиям семьи, школе, общественности.
5. Социальныйфактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиямисуществования общества.
Анализируя вышеизложенноестановится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетнихследует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько спозиции предупреждения процесса десоциализации (предупреждение и коррекциясоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и управлениепроцессом социализации несовершеннолетних).
В данном процессе большимпотенциалом безусловно обладает культурно-досуговая деятельность, являясь однимиз важнейших средств оптимизации социо-культурной среды окружающей человека, иобладая возможностями удовлетворения потребностей как отдельной личности, так иобщества в целом (А.Д. Жарков).

Глава 2. Социально-педагогическаяинтервенция девиантного поведения подростков
«В структуреличности подростка
нет ничегоустойчивого,
окончательного,неподвижного»
Л.С. Выготский
2.1 Анализ базы проводимогоисследования
Базой опытноэкспериментальной работы для меня стала МОУ, средняя общеобразовательная школа№12 г. Минусинска.
На момент началаисследования (2007-2008 учебный год) в ней обучалось 890 учащихся, из них 350учащихся старших и средних классов.
Моя деятельность в данномучреждении состояла из трех этапов.
Первый этап –констатирующий.
Цель: выявление спектраинтересов, потребностей, установок подростков. Определение уровня социализацииподростков с целью выявления нуждающихся в интервенции.
Задачи:
— проведение анализа документацииучреждения;
— выявление при помощи специальноподобранных методик уровня социализации подростков;
— выявление лиц нуждающихся в коррекцииповедения.
Изучив список подростковсостоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних, я выявила 30 человек,среди которых были как юноши, так и девушки. Данные подростки были поставленына учет по разным основаниям: систематическое распитие спиртных напитков,мелкое хулиганство, побеги из дома и т.д.
Большая часть этихподростков – 70% воспитывается в неполных семьях.
Таблица 2.1
Сводная таблица состояниясемей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2007-2008 учебныйгод).2007-2008 год Всего на учебе Полная семья Неполная семья Посещает КДУ Не посещает КДУ 30 9 30% 21 70% 5 17% 25 83% /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Полные семьи составляют30%.
Большая часть этихподростков не имеет содержательного досуга – 83%, не посещаюткультурно-досуговых центров, не проявляют интереса к культуре и искусству.
Лишь только 17% посещалиКДУ, но делали это, как правило, не систематически или по принуждению.
Итак, выявив подростковдевиантного поведения, я решила провести среди них анкетирование, см.Приложение 1. В ходе анкетирования было опрошено 30 человек: 34% — девушки от14 до 17 лет, 66 % — мальчики от 14 до 18 лет. Цель данного исследования яопределила как: Выявление спектра интересов, потребностей и установокподростков.
Как известно, вопределенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот илииной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения сосверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.
Эта тенденцияпрослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подросткиотдали общению с друзьями. 42%, 28% посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки,которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки.Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, — нет четкой цели этогомероприятия; организация подобной формы создает условия для проявленияасоциального поведения (драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все этоявляется благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее,13% — предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что лишь 17%опрошенных посещает досуговые учреждения.
В последнее время навыбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовойинформации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, сужденийдетей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые,несут в себе жестокость, агрессию. Так было выявлено что:
55 % — подростков смотрит боевики,
30% — триллеры,
5% — фильмы с элементамиэротики,
10% — комедии.
На вопрос «Что тыпонимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентовответили: не пить – 40%, не курить – 30%, заниматься спортом – 20%. Такойвариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10%опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало24%. Большая часть ответила «нет» — 76%.
При этом на вопрос «да»подростки выбрали следующие варианты:
10% — не курю,
11% — не употребляюспиртные напитки, и только 3 % из них занимаются спортом.
А на вопрос «нет»
а) не занимаюсь спортом — 19%
б) употребляю спиртныенапитки — 47%
в) курю — 10%.
Последние два вопросапозволили мне выяснить два аспекта: первый -их суждения о здоровом образежизни, а второй — отсутствие у подростков стремления вести здоровый образжизни.
В следующих вопросах япопыталась выяснить, что является источником возникновения негативных привычек,откуда это идет. И получила следующие ответы:
Употребление спиртныхнапитков:
50% — в компании друзей,
36% — из любопытства,
14% — просто так отнечего делать.
Что тебя подтолкнулопопробовать первую сигарету:
31% — из любопытства;
23% — пример родителей;
22% — влияние друзей;
15% — мода;
9% — желаниепочувствовать себя взрослей.
Немаловажным фактором вразвитии ребенка является семья. Только наличие отца и матери может датьполноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шагисоциализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «Вкакой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных 70% ответила: внеполной и только 3% имеют отца и мать.
Итоги следующего вопросаговорят о том, что в решении проблем подростков семья занимает не первое место.Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями — 52%, 26% — с родителями, 22% — не делится ни с кем.
Последний вопрос говорито том, какие жизненные ценности ценят подростки:
30% — счастье в семье,
25% — любовь,
20% — материальнаяобеспеченность,
15% — здоровье,
10% — образование.
Несмотря на то, что поведениеподростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценностиосновываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит отом, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильныйжизненный путь.
Из этого следует задачапо созданию всех условий для коррекции их социализации, вводя в организованнуюсоциально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.
Также, основываясь насвоих наблюдениях, общении с подростками и беседах с классными руководителями,я составила диагностическую карту, с помощью которой провела изучение уровнявоспитанности подростков (см. Приложение 2).
Таблица 2.2
Диагностическая картаизмерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2007-2008учебный год)Год 2007-2008 уч. год Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Параметры Гуманность 24 80 6 20 - - - - Любознательность 21 70 9 30 - - - - Трудолюбие 26 85 4 15 - - - - Целеустремленность 24 80 4 15 3 5 - - Культурный уровень 25 83 5 17 - - - - Требовательность 25 83 5 17 - - - -
По результатам данногоисследования я пришла к выводу, что большая часть подростков имеет очень низкийуровень воспитанности (80-85%) и лишь немногие его превышают (10-28%)(характеристики см. ниже).
Тем не менее, даннаяметодика выявила довольно высокий (для данной группы) уровень любознательности(здесь, безусловно, следует учитывать возрастные особенности), что позволиломне надеяться на возможность заинтересовать подростков и тем самым добитьсярезультативного повышения показателей.
Далее я перешла креализации второго этапа.
2.2 Реализация социально-педагогической программы социализацииподростков девиантного поведения
Второй этап можно назватьформирующим.
Целью его является: предложить и апробироватьсоциально-педагогическую программу социализации подростков девиантногоповедения.
Задачи:
-  формирование мотивации позитивныхизменений;
-  вовлечение в культурно-досуговуюдеятельность.
Вовлекая подростков вкультурно-досуговую деятельность, я учла тот факт, что неотъемлемойсоставляющей всех этапов поведенческой интервенции безусловно являетсяформирование мотивации позитивных изменений. Данная мотивация отсутствовала илибыла очень минимизирована, о чем свидетельствует диагностическая карта уровнявоспитанности, проведенное анкетирование, а также включенное наблюдение.
Далее хочу привестинесколько характеристик подростков отклоняющегося поведения.
Денис К.
Пятнадцатилетний юноша.Требует пристального внимания к учебе. Является опекаемым ребенком,воспитывается у бабушки, которая часто болеет. Интересы этого подростка далекиот учебы. Слабый ученик по всем предметам, к тому же, пропускающий многоуроков. В последнее время референтной группой с которой Денис проводит своесвободное время стали старшие подростки, как правило, не имеющие содержательногодосуга. К тому же, этот юноша недостаточно уверен в себе, от чего сильнопроигрывает. Создается впечатление, что подросток постоянно насторожен. Ему постояннокажется, что его критикуют, что ему угрожают. Плохо владеет своими эмоциями,агрессивно реагирует на замечания в свою сторону, обидчив, злопамятен. Никакогоинтереса к посещению культурно-досуговых центров не проявляет.
Ольга И.
Девочка пятнадцати лет.Воспитывается в неблагоприятной семье. Мать и отец пью и дебоширят.Систематически привлекаются в УВД по причине семейных конфликтов. Имеют двоихдетей, плохо справляются с выполнением родительских обязанностей. Девочказамкнута, малоконтактна. Часто неряшлива, систематически не выполняет домашнеезадание. В выполнении какой-либо работы часто нуждается в соавторстве, ейтрудно дается осуществление идей. Она инфантильна, легко поддается влиянию тех,кого считает значившими людьми (друзья). Неоднократно замечена в нетрезвомвиде, состоит на учете в ОДН. Ольгу трудно вызвать на откровенность, но несмотряна кажущуюся отдаленность видно, что девочка страдает от своей изоляции ихотела бы завоевать симпатии окружающих, о чем свидетельствует поройнеожиданные всплески эмоциональности и активности. Нуждается в поддержке иодобрении взрослого, очень чувствительна, часто не внимательна на занятиях. Сней необходим особый такт, мягкость и одобрение, чтобы она поверила в себя.
Александр Е.
Подросток семнадцати лет.Воспитывается в полной семье, где является единственным ребенком. Материальноеположение семьи хорошее, но родители очень заняты работой и мало времениуделяют сыну. Подросток предоставлен сам себе. Мальчик самостоятелен, раньшехорошо учился, но в последнее время «скатился» до двоек. Любит признание ипохвалу, нуждается в обществе. В последнее время поставлен на учет в ОДН захулиганство и бродяжничество. Энергичен. Александра нужно занять полезнойдеятельностью, желательно привлечение семьи. Родители должны уделять большевнимания своему ребенку. У Александра преобладает формальная учебная мотивация,связанная с одобрением родителей.
Для стимулированиямотивации изменения поведения я решила использовать потенциал референтных группими явились:
— семья
— одноклассники
— СМИ (средства массовой информации).
Одноклассники вошли вэтот список, так как я отметила, что даже при наличии подростков отклоняющегосяповедения большинство классов школы очень дружны, и имеют достаточносбалансированный состав и благоприятный климат.
Хотелось бы привестихарактеристику учебной деятельности и состояния коллектива, одного из них.
В 10-том классе обучается21 человек, в том числе 13 девушек и 8 юношей. Класс довольно дружный, ребятадоброжелательно относятся друг к другу и в целом старательно учатся. Вместе стем интеллектуальный уровень класса не слишком высокий, что является причинойтого, что большинству учеников гораздо интереснее участвовать в различныхспектаклях, вечерах, поездках, дискотеках… Яркого лидера в классе нет. Ноесть группа из 4-х девушек, которая является организатором всех классных дел.Это более ответственные люди, они не поведут.
В 9-ом классе обучаются25 человек: 12 мальчиков и 13 девочек. Пятеро детей в классе из многодетныхсемей. Воспитываются в неполных семьях трое детей. В классе имеются инеблагополучные семьи, таких две, характер взаимоотношений между учениками иродителями нормальный. Некоторые сложности имеются только у двух учеников ихможно назвать «очагами возбудимости». Нередко именно они создают шум и затеваютвозню на уроках (с ними ведется индивидуальная работа, поддерживаетсяпостоянная связь с родителями).
Что касаетсяуспеваемости, то учебный год класс закончили со следующими результатами: на «4»и «5» семь человек, с одной тройкой 5 человек. В плане учебы есть откровеннослабые дети. Учеба дается трудно, и, как правило, у таких ребят преобладаетформальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрениемродителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются.
Большинство ребят классас удовольствием принимают участие в проведении конкурсов и викторин, дажеподготовили последнее родительское собрание (включив в программу игру«Крестики-нолики», где вопрос на игровых полях были связаны со знаниями изразных областей).В городских олимпиадах по математике в этом году успешноучаствовали три человека. Уровень взаимоотношений учеников класса нельзяохарактеризовать одним словом. В целом ребята достаточно доброжелательны к другдругу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников.
Вне уроков ребята многовремени проводят вместе, организуя коллективные игры. В то же время вповседневном общении ребята бывают грубы между собой, но стараются справиться сэтим.
Совершенно равнодушны кделам класса и школы, но при этом выполняют отдельные поручения три девушки.Уровень воспитанности в классе довольно высокий. В лексиконе ребят практическиотсутствуют грубые слова. Редко можно услышать непозволительные интонации вразговорах друг с другом, учителями и родителями.
Юноши более пассивны, чемдевушки, и на уроках, и во внеурочной жизни. Тем не менее, некоторый учебныйнеуспех всегда встречает сочувствие и желание помочь. Исходя из этого, можносделать вывод, что отношения между одноклассниками довольно доброжелательны.
Безусловно, важное местов формировании мотивации отведено мною семье. Используя потенциалом семьи,объединяя усилия, можно значительно ускорить интервенцию и более адресноподойти к личности подростка (оценить личностные ресурсы).
Также для формированиямотивации я использовала СМИ (средства массовой информации), так какнеобходимость работы в информировании, а также моделирование эффективногосоциального поведения (актуализация позитивных ценностей и целей, планированиебудущего без девиантного поведения), решаются с их применением наиболееуспешно.
Итак, работу по формированиюмотивации положительных изменений я решила начать с организации деятельности,альтернативной девиантному поведению. Было решено принять самое активноеучастие в подготовке и проведении праздника «День школы», так как именно здесьмогут проявить свои творческие возможности учащиеся разных классов, а значитразных возрастных групп. При распределении ответственности здесь важноучитывать возраст подростка, личную заинтересованность в деятельности и недопустить стигматизации – «навешивания ярлыков», главное найти в личностихорошее и поддержать в ней это. Ведь как говорил А.Сент-Экзюпери: «Нет большейроскоши, чем роскошь человеческого общения».
В процессе подготовкимероприятия «День школы» подросткам девиантного поведения я предложила самые«интересные» роли. Основываясь на предпочтениях ребят им было предложено:
— помочь ди-джею в музыкальномоформлении праздника (подобрать музыку, сделать аранжировки ...);
— участие в демонстрации показа моды(дефиле по сцене в платьях сделанных своими руками);
— оформить зал к празднику (нарисовать плакаты,развешать декорации);
— организовывать «фэйс-контроль»(выполнение функций охраны мероприятия);
— разнести приглашения на праздникродителям (разместить информацию в СМИ).
Результаты оченьпорадовали, ребята с удовольствием взялись за ответственные поручения. Но 10подростков остались в стороне. Работа закипела. Часто у подростков не хваталознаний и умений, и здесь необходимо немного подтолкнуть, указав куда следуетобратиться за помощью. Так, несколько девочек изъявили желание участвовать впоказе мод, хотели бы узнать о ее новых тенденциях, а также научиться делатькрасивые наряды. Юноши участвовали в музыкальном оформлении, заинтересовалисьстилями музыки и хотели научиться пользоваться сложной аппаратурой. Нашимхудожникам-оформителям явно не хватало мастерства.
В школе были развешаныинформационные плакаты с указанием видов деятельности клуба, также активнаяпомощь оказывалась со стороны родителей и ребят класса. Не навязчиво мыподводили подростков девиантного поведения к осознанию мысли о необходимостипосещения культурно досуговых учреждений как места, где всегда помогутнаучиться новому интересному занятию соответствующему их интересам.
Исходя из вышесказанного,я разработала социально-педагогическую программу социализации подростковотклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды.Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательнойдеятельности клуба, который будет создан при центре социальной помощи семье и детямг. Минусинск. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановлениесоциального статуса в процессе творческого и физического развития детей.
Клуб привлечет в своистены подростков от 12 до 17 лет общеобразовательной средней школы №12 г. Минусинскапри абсолютном учете всех трудных. Поэтому должны установиться конкретныевзаимосвязи клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних идругими специальными учреждениями.
Важным условием успехадеятельности клуба является то, чтобы он был сформирован в соответствии сопределенными социально-педагогическими условиями:
•  систематичность и целенаправленность любоювоспитания и обучения, недопустимость их разрыва;
•  добровольность посещения, в отличие отучреждений закрытого типа;
•  возможность выбора занятий поинтересам;
•  дружеское единство коллектива наоснове уважения общественного мнения.
Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростковдевиантного поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальноеразвитие.
Задачи:
• вовлечениеподростков в различные формы досуговой деятельности;
• создание условийдля их самовыражения, саморазвития;
• создание условийдля организации совместного досуга детей и родителей;
• совместная работаклуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а такжецентром социальной помощи г. Минусинска, так как только совместными усилиямиможно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.
Деятельность клуба будетвестись по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительная;
- профессиональнаяориентация;
- художественноетворчество;
- техническоетворчество;
- краеведческая.
Отнесение этихнаправлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четкоразграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае яиспользовала принцип доминирования.
Одной из основных сторондеятельности клуба является трудовое воспитание, цель которогозаключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:
• создание кружкатехнического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможностьзаработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту техническихприборов;
• посещение днейоткрытых дверей в среде — специальных учебных заведениях демонстрация диапазонапрофессионального выбора;
• конкурс юногодизайнера на лучшее оформление помещения;
• организация интересныхвстреч с представителями различных профессий.
Гражданскоевоспитание. Его цель– формирование гражданского самосознания:
Целью созданиякраеведческого кружка «Мой город» является формирование интереса к прошломусвоего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружкапредполагается:
•  устные журналы, встречи с ветеранамиВойны, воинами-афганцами;
•  проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательностиродного города».
Организуясоциально-культурную деятельность по физическому воспитанию, планирую:
>  организовать школу самозащиты,рукопашный бой, дзюдо, самбо, карате;
>  открытие школы службы спасения,обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучениеправилам поведения во время стихийных бедствий;
>  проведение дня здоровья (ежемесячно).
Цель данной работыфизическое развитие, закалка организма, научение владеть своим телом,координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образежизни.
Нравственноевоспитание. Впроцессе деятельности данного направления происходит формирование нравственныхкачеств личности:
>  участие в движение «Социальная инициатива»помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;
>  организация театрализованных представлений,праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетныхсемей (в данной работе подразумевается совестное сотрудничество с Центромсоциальной помощи семье и детям г. Минусинск).
>  воскресный дискуссионный клуб «Новыйвзгляд молодых».
Эстетическое развитие подростков будет происходить:
I.Через участие подростков вэстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этотпериод у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование.Цель формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основныезадачи секции «Грация»:
- духовноесовершенствование девочек в подростковом возрасте;
- рост творческойактивности;
- физическоеоздоровление.
Работа секции включает всебя следующие направления:
1)  группа шейпинга;
2)  психологические тренинги;
3)  цикл бесед «Уроки Афродиты»теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам(парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);
4)  обучение танцам и специальнойпластике;
II.  Посещение театров, музеев, выставок.
III. Организация шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят»,«Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!».
Творческое воспитание будет происходить в созданных приклубе:
1)  кукольном театре, где ребята нетолько готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитьякукол.
2)  кружок «Игра на гитаре».
Проводя работу в клубе поэтим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон ввоспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.
Исполнители программы:
- социальныепедагоги;
- профессиональныережиссеры;
- специалисты по эстетическимвопросам;
- комиссия по деламнесовершеннолетних.
Финансирование:
Министерство культурыКрасноярского края, Городское управление образования, спонсорская поддержка,Администрация г. Минусинск.
Таким образом, подросткиявно были заинтересованы и с удовольствием начали посещать КДУ. Эффективностьтакой работы оказалось очень высокой. Из 20 подростков не посещавших культурнодосуговые учреждения, либо посещавших их не регулярно, за помощью обратились 18человек – 60%. В этот момент очень важно заинтересовать (вытеснить негативноеповедение путем вовлечения в другую среду). Остальные же ребята (12 человек –40%), по прежнему, не хотели участвовать в мероприятии.
Тогда я решила привлечьСМИ. На местном телеканале были размещены видеоролики с изображениемжизнерадостных подростков с позитивным устремлением в будущее, которыепризывали присоединиться к их числу. Здесь же я использовала воспитательныйпотенциал семей заинтересованных в воспитании подростков, проводила беседы сродителями, выяснила увлечения и предпочтения их детей. Агитация и работа сродителями тоже сделали свое дело, из 12 оставшихся ребят 5 ребят – 16%заинтересовались участием в культурно-досуговой деятельности, но по прежнему вработе класса по созданию мероприятия не принимали участия.
Итак, результатпроведенной работы оказался таким:
Мероприятие было хорошоподготовлено и успешно проведено. Из 30 рассматриваемых подростков в КДД былововлечено 23 человека (77%), это, безусловно, неплохой показатель, еслиучитывать, что 4 из 30 детей (13%) хоть и не систематически, но все же посещаютКДУ. Неохваченными остаются лишь 10% — 3 подростка, хотя они приятно удивляют ипонемногу начинают участвовать в жизни класса.
Например: В процессеподготовки нашего мероприятия спонсорская помощь была явно недостаточной ивстал вопрос о награждении победителей. Тогда две девочки, все это времяостававшиеся в стороне, предложили испечь торт, все с радостью согласились, ипосле мероприятия получилось дружеское чаепитие.
Один же мальчик простопосетил наш праздник, придя нарядным, что свидетельствует о наличии у негозаинтересованности жизнью класса и открывает довольно неплохие перспективы.
Далее я перешла кзаключительному третьему этапу моего исследования, который можно назватьконтрольным.
Цель:
Выявить эффективностьприменяемых средств и методов в социализации подростков девиантного поведения.
Задачи:
- проведениесводной диагностики по всем исходным параметрам;
- выработкарекомендаций по организации КДД к подросткам девиантного поведения.
В 2008-2009 учебном годупроведена сводная диагностика и выявлено:
Таблица 2.3
Сводная таблица состояниясемей и посещаемости КДУ подростками девиантного поведения (2008-2009 учебныйгод).2008-09 год Всего на учете Посещает КДУ Не систематически посещает КДУ Интересуется жизнью школы Кол-во чел. Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % 29 23 77% 4 13% 3 10%

/> Диаграмма 1. Динамика изменений посещаемости КДУ подростками девиантногоповедения.
Исходя из этого можносделать вывод, что посещаемость культурно-досуговых учреждений возросла на 60%,а также стала более систематической.
Некоторые подросткипроявляют интерес к школьной жизни, что позволяет делать весьма оптимистическиепрогнозы и в определенной степени планировать будущее без девиантногоповедения.
Также в 2008-2009 учебномгоду я повторно составила диагностическую карту, чтобы отследить измененияпроизошедшие в воспитанности подростков.
Таблица 2.4
Диагностическая картаизмерения уровня воспитанности подростков девиантного поведения (2008-2009учебный год)Год 2008-2009 уч. год Очень низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Параметры Гуманность 20 65 10 35 - - - - Любознательность 18 60 9 30 3 10 - - Трудолюбие 23 75 7 25 - - - - Целеустремленность 20 65 6 20 4 15 - - Культурный уровень 23 75 7 25 - - - - Требовательность 23 75 7 25 - - - -
Исследование показало,что уровень воспитанности изменился по всем показателям. Подростки стали болеегуманны, любознательны, трудолюбивы, целеустремленны, культурны, требовательнык себе.
Итак, я занималасьизучением эффективности культурно досуговой деятельности как средствапрофилактики девиантного поведения подростков.
Положения гипотезы былисформированы следующим образом. Досуговая деятельность повлияет на социализациюподростков если:
-  досуг будет организован через системудополнительного образования;
-  досуг будет связан с интересами иприоритетами подростков;
-  приоритет в досуговой деятельностибудет отдан групповым формам работы.
Реализуя данныепредположения в процессе своей работы с подростками, я отметила позитивнуюдинамику и пришла к выводу, что использование культурно-досуговой деятельностикак средства профилактики девиантного поведения подростков достаточноэффективно оказывает положительное влияние на различные виды девиаций (приобязательном условии индивидуализации), таким образом, безусловно подтвердивсвою гипотезу. Тем не менее, рассматривать культурно-досуговую деятельность вданном контексте можно лишь как одно из средств социализации и целесообразноиспользовать принцип комплектности (организовывая воздействия на различныхуровнях социального пространства, см. Приложение 3).
Исходя из результатовпроведенной работы хотелось бы дать рекомендации по организациикультурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.
Для более успешнойсоциализации подростков средствами КДД необходимо:
-  учитывать индивидуальныехарактеристики подростка (половые, возрастные, социальные);
-  уделить пристальное вниманиеформированию мотивации позитивных изменений;
-  добиться комплексности (организациявоздействия на различных уровнях социального пространства школы, семьи,общества);
-  не допускать стигматизации, датьвозможность самореализовываться;
-  отдавать приоритет групповым формамработы;
-  позитивная устремленность в будущее(планирование будущего без девиантного поведения);
-  основанность досуга на интересахподростка;
-  добровольность посещения КДУ.

Заключение
В данном исследовании ярассматривала культурно-досуговую деятельность как средство профилактикидевиантного поведения подростков. Фактически я занималась первичнойпрофилактикой, которая предполагает устранение неблагоприятных факторов,вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности квлиянию этих факторов. Работу в отношении конкретной группы девиаций я неосуществляла, поскольку любую стратегию работы в данном направлении следуетнамечать с известной долей условности, и, используя только культурно-досуговуюдеятельность полную систему выстроить просто невозможно. Тем не менее, всепоставленные задачи считаю выполненными в полном объеме, а полученныерезультаты свидетельствуют о достаточно эффективном положительном влияниикультурно досуговой деятельности на социализацию подростков девиантногоповедения.
Поэтому, безусловно,принимать во внимание культурно досуговую деятельность как одно из средствпрофилактики девиантного поведения подростков просто необходимо.
За один год исследованияпосещаемость культурно досуговых учреждений возросла на 60%, также зафиксированоповышение уровня воспитанности по всем показателям, явно фигурируетположительная динамика, так уровень гуманности возрос на 18%, любознательностьповысилась на 10% и возросла до среднего уровня, трудолюбие также возросло на10%, демонстрирует увеличение и целеустремленность — на 5%, не отстает иуровень культуры, который вырос на 8%, хорошего роста достигла требовательность– 8% и это всего за 1 год наблюдений.
Эти характеристикипозволяют с надеждой смотреть в будущее, планируя его без девиантногоповедения.

Библиография
1. Балцевич В.А.Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения, Л.: Университетское,1989 г.
2. Беличева С.А. Основыпревентивной психологии // Социальное здоровье России, 1994 г.
3. Бирженюк Г.М. основырегиональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ,С-Пб., 1992 г.
4. Богомолова Л.В.Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988г.
5. Волков В.И. Культурно-досуговаядеятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988
6. Воловик А.Введение в интерес. М.,1983
7. Гаврилова Г.П.Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука иобразование №1, 1997
8. Дети и насилие/материал Всероссийской научно- практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября1994
9. Ерошенков И.И.Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1986
10. Жарков А.Д.Технология культурно-досуговой деятельности, 1998
11. Киселева Г.Г.Основы социально-культурной деятельности. М., 1995
12. Ковальчук А.С.Социально-культурная деятельность. Орел, ОГИИК, 1997
13. Кон И.С.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989
14. Краковский А.П. Оподростках. М.: Просвещение, 1970
15. Краткийпсихологический словарь/ сост. Карпенко Л.А.; под ред. А.В.Петровского. М.,1985
16. Крестьянов В.П.Методика работы клуба с детьми и подростками. М., 1980
17. Крутецкий В.А.Психология подростка, 1965
18. Лелюх В.Ф.Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999
19. Макаренко А.С. Овоспитании. М, 1988
20. Масалев Б.Г.Досуг: методология и методика. М., 1995
21. Мастеров Б.М.Психология саморазвития. Рига, 1996
22. Махов Ф.С. Когдаподростку интересно. Ленинград, 1986
23. Обухова Л.Ф. Детскаяпсихология: теория, факты, проблемы. М., 1995
24. Овчарова Р.В.Семейная академия: вопросы и ответы. М., 1996
25. Павленок Г.Д.Основы социальной работы. М., 1998
26. Потанин Г.М.психолого-коррекционная работа с подростками. С-Пб., 1995
27. Прихожан А.И.Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование — №1,1997
28. Проблемыэстетического развития личности школьника под ред. А.И.Бурова. М., 1987
29. Психологическийсловарь, 2-е изд. Под ред. Зимченко В.П. М., 1996
30. Рябушев В.Н.Теория социально-культурной деятельности, Улан-Удэ, 1999
31. Санхядова А.К.Вестник социального работника. Бурятское отделение межрегиональной ассоциацииработников, Вып. 1, 1998
32. Социальнаяработа: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практическойконференции. Улан-Удэ, 1997
33. Социально-психологическиеособенности формирования любительских объединений (методические рекомендации)М., 1986
34. Стрельцов Ю.А.Педагогические основы работы с клубным коллективом. М., 1979
35. Сукало А.А.Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности всоциализации личности несовершеннолетних правонарушителей. Л., 1987
36. Теория и методикасоциальной работы, Часть II,М., 1994
37. Титов Б.А.Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С-Пб., 1996
38. Флейк-Хобсон К.Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992
39. Фролова Г.И.Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1982
40. Харчева В. Основысоциологии. М., 1997
41. Цилуйко М.В.Некоторые технологии преодоления стереотипизации у подростков с отклоняющимсяповедением // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-№1, 1998//.
42. Эльконин Д.Б.Возрастные особенности младших подростков М., 1967


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.