Реферат по предмету "Иностранный язык"


Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском и английском языке

Содержание
 
Введение
1.  Артикуляционная характеристикагласных звуков в русском языке
2.  Артикуляционная характеристикагласных звуков в английском языке
3.  Сонограммы и осциллограммы английскихи русских гласных звуков
Выводы
Список используемой литературы

Введение
 
Фонетика — наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один изосновных разделов языкознания (лингвистики). Слово «фонетика»происходит от греч. phonetikos «звуковой, голосовой» (phone звук).Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная извсех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которыхматериальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образомформируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смыслепередаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слуховоговосприятия.
Звук речи – это минимальная,нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук,произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразиезвуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаромможно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценитьопределенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к томуили иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковомсознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкиезвуки речи и является абстрактной единицей.
В данной работе я хочурассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так жесделать их сопоставительной анализ.
Все звуки речи делятся нагласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.
1.  При образовании гласных воздушнаяструя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Приобразовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовойполости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласнымиобусловлены и другие их отличия.
2.  Гласные – тоновые звуки, ониобразуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения черезгортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон,музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – этонепериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струейразличных препятствий.
3.  Для гласных характерна слабая струявоздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима болеесильная воздушная струя.
4.  При образовании гласных мускульноенапряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а приобразовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, гдевозникает преграда.
5.  В.А. Богородицкий назвал гласныертораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнестигласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнестисогласный, тем теснее должны сблизить органы речи.
6.  М.В. Панов привел ещё одно различиемежду гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричатьневозможно.
сравнительныйартикуляционный гласный русский английский

1. Артикуляционнаяклассификация гласных звуков в русском языке
 
Гласные – это чистотоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок,музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот иглотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными.Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могутизменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласныйпроизносится при особом, свойственном только этому звуку положении органовречи.
Классификация гласных звуковосновывается на трех признаках:
·участию губ
·степени подъемаязыка по вертикали по отношению к небу
·степенипродвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани
По участию губ гласныеделятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (отлатинского labium — губа()абиализованныеинеогудленные ()дленные( о этому звуку положении рагонов огут изменяться врезультате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласныхгубы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстиеи удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у[о], большая у [у]. Гласные [а], [э], [и], [ы] – неогубленные.
По степени подъема поотношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднегоподъема [э], [о]; нижнего [a].При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнееположение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создаваяузкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими.При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнеенижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные такженазываются широкими.
По степени продвинутостиязыка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласныепереднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. Приартикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируетсясоответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этомбывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению кпередней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образованиигласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняячасть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется всредней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба,как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называютсяцентральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласныхиначе называются смешанными).
Простейшая таблицарусских гласных такова:Участие губ неогубленные огубленные Ряд Подъем передний средний нижний верхний
И ь
ы
у средний
э ъ
о нижний
а
Иную схему представляеттреугольник гласных:
Более точно представляетартикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенностистроения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней частирта они более ограничены, чем в верхней и передней.
Но деление на три ряда итри подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], естьеще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть болеенизким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точнойтранскрипции это «[и] склонный к [э]».
Оттенки звуков можнорассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна.М.В. Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, ив ней показаны не все гласные русского языка):
/>Ряд
Подъем передний передне-редний средний средне-задний задний верхний и у ы у верхнее-средний И э, э о ы средний э э э о средне-нижний а а л нижний а
Гласный [э] один из самыхчастых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударныхслогах, например в словах п[э]рехо́д. Под ударением он встречается крайнередко, например в утвердительном да́, произнесенном с оттенком сожаления[дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели).Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходныхзвуков от [ы] к [a] и остановитьсяпосередине.
Гласные [а], [э], [о],[у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятсяони между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄öт΄]я, тюль [т΄ул΄].
Сдвинутость вверх,закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными можетобозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э].«Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.
Закрытость гласного [э] впервом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком[э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характернодля эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современномлитературном языке иканья: в[и]cна́,б[и]га́, р[и]ды́.
Гласный [э] произноситсяпод ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р,ш[э́]ст.
Гласные [и], [ы], [а]бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[a]да́́. У некоторыхговорящих вместо [a] звучит [л] –неогубленный гласный, по положению языка средний между [a] и [o]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья –различения безударных [a] и [o].
Конечно, не все гласныезвуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотренииобнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словахдам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [a]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [a] среднего ряда в слове дам и [a] средне-заднего ряда в слове дал.Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ идала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [a]. Но при более точной транскрипцииследует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесьвоздействует на предударный гласный так же, как на ударный.
Обычно не отмечается втранскрипции и различие между ударным и безударным [у]: [сундуку́],[ду́му]. Но в действительности при произнесении безударного [y] язык не доходит до крайнего верхнегоположения, место такого гласного в верхне-среднем ряду. Более точнаятранскрипция его [y] (или[y], или [y]).
Влияют на качествогласных звуков и другие позиции, они могут быть выявлены при более тонком, чемэто дано в нашем учебнике, фонетическом анализе.
Существуют и другиесозданные фонетистами таблицы гласных, все они связаны с различными оценкамигласных звуков, выделением разных их особенностей и разных соотношений друг сдругом.
2. Артикуляционнаяклассификация гласных звуков в английском языке
 
Гласные звуки ванглийском языке, в первую очередь, делятся на две большие группы: дифтонги имонофтонги. Это деление основывается на особенностях артикуляции.
Монофтонги [i], [e], [ǽ], [ ], [ ], [л], [ ], [ ], [ ], [ ] — чистыегласные звуки. При их произнесении органы речи принципиально не меняют своегоположения. Английские монофтонги могут быть классифицированные в соответствиисо следующими принципами:
1.  Соответствие с позицией языка
2.  Соответствие с позицией губ
3.  Соответствие с длиной звучаниягласного звука
4.  Соответствие с уровнем напряженности
1.а) Соответствие с горизонтальнымположение языка можно разделить на 5 групп.
А. передние, В.передние-отодвинутые, С. центральные, D. задние, E. Задние, нонесколько продвинутые вперед.
·  А. передние гласные звуки это те, которые производятсяпри помощи всего языка в передней части рта, а передняя часть языкаприподнимается вверх, образуя большое пустое пространство в задней части рта.Передние гласные английского языка: [i:], [e], [ǽ].
·  В. Передние — отодвинутые гласные те, которыепроизводятся при помощи всего языка в передней части рта, но при этом несколькоотодвинуты назад. Так же как и при [i:], [e], [ǽ] передняя часть языкаприподнимается вверх, образуя большое пустое пространство в задней части рта. Ванглийском языке есть всего один такой звук [i].
·  С. Центральные звуки образуются при помощи поднятияцентральной части языка к верхнему небу. Это звуки [л], [ ], [ ]
·  D. Задние звуки [ ], [ ], [u:] образуются в задней части рта, а задняя часть языкаприподнимается к верхнему нёбу, образуя пустое пространство в передней частирта.
·  E. Задние, но несколько продвинутые вперед. Ониобразуются так же, как и задние, но при этом задняя часть языка не толькоподнимается вверх, но и продвигается вперёд. Это звуки [a:], [ ].
1.б) Соответствие с вертикальным движениемязыка можно разделить на три группы: А. Закрытые (верхние); В. Открытые(низкие); С. Средне-открытые (средние).
·  А. Закрытые [i:], [i], [u:], [ ]. Образуются, когда одна из частей языка очень сильноподнимается к небному куполу и поток воздуха становится очень суженым, но ненастолько, чтобы образовать согласный звук.
·  В. Открытые звуки [ǽ], [ ], [ ], [л]. – поднятаячасть языка находиться очень низко во рту и поток воздуха из-за этого становитсяшироким.
·  С. Средне-открытые [e], [ ], [ ], [ ]. – поднятая часть языка находиться где-томежду высшим и низшим положениями.
2) Соответствие с позицией губ. Естьдве группы: огудленные (лабиализованные) и неогубленные(нелабиализованные). Этукатегорию мы описывали, когда говорили о классификации гласных звуков в русскомязыке. Поэтому сейчас хотелось бы только отметить, к какой категории относятсяте или иные английские звуки. Итак, гласные [ ], [ ], [ ], [u:] – огубленные, [i:], [i], [e], [ǽ],[ ], [л], [ ], [э] – неогубленные.
3) Соответствие с длиной звучаниягласного звука. Здесь также как и в предыдущем пункте всего две категории:длинные и короткие. Гласные звуки [i:], [ ], [ ], [u:], [] – длинные, [i], [e], [ǽ], [ ], [ ], [л], [э] – короткие.
4) Соответствие с уровнем напряженности.
Дифтонги – комплексныезвуки, состоящие из двух звуковых элементов, объединенных в один символ. Припроизнесении дифтонгов органы речи начинают своё движение с положения одногогласного звука, а заканчивают на другом. Первый элемент английских дифтонговназывается ядро. Он сильный, чистый и напряженный. А второй элемент болееслабый, и он называется скользящий.
Определяющим дляанглийской вокалической системы является признак напряженности. Его значениязадают различия в амплитуде смещения из центрального положения в целевыепериферические точки. Чем выше степень мышечного сокращения, тем болеепротяженным по расстоянию и времени является смещение. Таков предполагаемыймеханизм раздвоения английских гласных.
Напряженные гласные какбы минуют свои типичные целевые значения, двигаясь от центра к перифериивокалического пространства. Это может приводить к вхождению в областьближайшего глайда. Не случайна поэтому дифтонгизация напряженных узких гласныхс появлением глайдового компонента: u: → [uw], i: → [ij]. Напротив, ненапряженные занимают более центральную позициювнутри вокалического пространства и существенно отличаются от соответствующихгласных тех языков, которые не имеют контраста по напряженности.
В прошлом напряженныегласные среднего подъема сузились и перешли в узкие: e: → i:, o: → u:. В английском языке традиционная орфография позволяетувидеть ход исторического процесса: keep [i:], pool [u:] ит.п. Утраченная клетка для о: заполнилась за счет трансформации сочетания or. В то же время напряженной пары дляе не возникло. Передний гласный нижнего подъема ǽ также являетсявнепарным. Поэтому нынешняя вокалическая система несимметрична. Её можнопредставить в виде схемы:
Главной ошибкой людей,которые собираются изучать английский язык, является то, что они произносятанглийские звуки так же, как и звуки своего родного языка. Однако, этоабсолютно не правильно, потому как работа речевых органов разных языковносителей отличается. Поэтому, в первую очередь, следует знать, как же все-такиустроены органы речи и как нам (людям, изучающим этот язык) следует ихправильно использовать.
Итак, правила английскойартикуляции основаны на главных тенденциях, которые контролируют измененияанглийских звуков, их движение и позиционные изменения органов речи. Все этиправила можно сформулировать в определенном порядке:
1.  Язык расширяется, делается плоским иоттягивается назад относительно зубов, которых он иногда едва касается. Плоскостьязыка делает английские звуки шире. И даже произношение дифтонгов, которое посвоей природе является очень сложным, становиться значительно проще.
2.  Губы держаться всегда в нейтральнойпозиции настолько долго, насколько это возможно: в неогубленных звуках ([a:], [i]) губы пассивны; в произнесении передних звуков ([i:], [e]) не должно образовываться никакой щели или поднятие уголковрта; огубленный звук [u]произноситься без всякого «надувания губ».
3.  И еще один главный фактор английскойартикуляционной системы: большое мускульное давление, которое сочетается сартикуляцией английских звуков.

Вывод
 
Исходя из данныхсонограмм и осциллограмм английских и русских гласных звуков, можно сделатьопределенные выводы:
·  Артикуляция звуков этих языковкардинально отличается. Во-первых, потому что в английском, при произнесениизвуков, губы остаются пассивными, а звуки произносятся с участием гортани. Аво-вторых, отличается даже положение языка, в момент произнесения звуков: Врусском язык сужен и продвинут вперед, в английском – расширен и отодвинут назад.
·  Форматные структуры также различны,что видно на сонограммах.
·  Также можно заметить, что одни и теже звуки в одном положении между согласными имеют либо разную долготу, либопо-разному влияют на стоящие рядом согласные.
·  Отличаются и форманты ударных/безударныхгласных. Сопоставление ударных/безударных гласных искажено факторами: влияниефонетического окружения; позиция конца высказывания; индивидуальные особенностиинформантов. В целом, формантная структура в английском языке слабо зависит отударного/безударного положения, что свидетельствует о небольшой качественнойредукции. Длительность гласных сокращается в безударном положении, чтоподтверждает наличие количественной редукции в английском языке. В русском женаблюдается как сильная качественная, так и сильная количественная редукция.

Список используемойлитературы
1.  Александрова Щ.В., Болдырева Л.В. идр. «Introductionof Runction Anglistics». М.,1998
2.  Багрянцева В.А., Болычева Е.М.«Русский язык». М.,2004
3.  Васильев В.А., Катанская А.Р. и др. «English phonetics». М.,1980
4.  Касаткин Л.Л «Фонетика современногорусского языка». М.,2003
5.  Князев С.В., Пожарицкая С.К.«Современный русский литературный язык». М.2005
6.  Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. «Общаяфонетика». М.,2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.