Реферат по предмету "Психология"


Коммуникативные девиации

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕОБЩЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ПОНЯТИЕДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3. КОММУНИКАТИВНЫЕДЕВИАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношениялюдей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительнуючасть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороныфилософов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков, стремившихсяобобщить свой опыт общения в той или иной сфере, соотнести его с выработаннымичеловечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы иправила поведения человека в процессе общения.
В общенииважное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведениялюдей, свойств их характера и моральных качеств. Ведь каждая личность обладаетиндивидуальными чертами и качествами — интеллектуальными, нравственными,эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, атакже в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельностичеловека.
Однако поройпроцесс взаимоотношений, а, следовательно, и общения не складывается, формируятем самым возникновение коммуникативных девиаций. Причин этому множество, ноодна из них заключается именно в особенностях и свойствах конкретной личности,оказавшейся в ситуации психологической изоляции.
Изучениепричин и сущности процесса возникновения тех или иных коммуникативныхотклонений играет достаточно важную роль, особенно в условиях развитияглобальной сети коммуникаций общества.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕОБЩЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Общение –сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обменеинформацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общениесвойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретаетсамые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. Человек,передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. [5]
Общение имеетогромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становленииразумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитымилюдьми благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все своивысшие познавательные способности и качества. Через активное общение сразвитыми личностями он сам превращается в личность.
В общенииможно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения –информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живогосущества другому. Это могут быть сведения о внутреннем эмоциональном и мотивационномсостоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразносодержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Людиобмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый,прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своемусодержанию.
Цель общения– это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целиобщения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологическихпотребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразнымии являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих,познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средстваобщения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровкиинформации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми можетпередаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем,письменности, технических средств записи и хранения информации.
Процессобщения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации,в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальномслучае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершатьсамо действие, которое мы и называем общением, то есть делать нечто (говорить,жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенноевыражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем,что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретномкоммуникативном актеканал связи. При разговоре по телефону такимканалом являются органы речи и слуха; в этом случае говорят об аудио-вербальном(слухо-словесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письмавоспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинестетико — тактильному (двигательно-осязательному)каналу. Если же человек по костюму узнает, что его собеседник, допустим, узбек,то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нему по визуальномуканалу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно(вербально) никто ничего не сообщал.
К структуреобщения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризованаструктура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативнаясторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обменеинформацией между общающимися индивидами.
Во время актаобщения имеет место не просто движение информации, а взаимная передачазакодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения.Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не простообмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А этовозможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативноевзаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющийинформацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладаютсходной системой кодификации и декодификации информации. Иначе говоря «вседолжны говорить на одном языке».
В условияхчеловеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носятсоциальный или психологический характер.
Сама по себеисходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет,просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) иконстатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Личностьобладает индивидуальными чертами и качествами — интеллектуальными,нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействиемобщества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной,культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретаетзнание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера иморальных качеств.
В настоящеевремя – время прогресса и постоянного потока информации, как положительной, таки негативной – актуальной становиться проблема межличностных отношений, особоеместо в которых занимает конфликт и его последствия.
Причемзачастую предпосылкой возникновения конфликта выступают уже имеющиесяособенности личности человека. Например, человек, воспитанный в атмосфере страха иопасности, сам впоследствии может стать источником этой атмосферы, воспитываясвоих детей или руководя подчиненными в духе оборонительного типа поведения.При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясь так называемымзлым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотип межличностныхконтактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем как часть еголичности.
Естественно,что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако вдействительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людейи затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения вконфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживаниячрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепитьсяоборонительная реакция, то есть поведение, которое вплетается в структуруличности и искажает характер мышления, поступков и чувств.
Определяющимв происхождении конфликта выступает соответствующее сочетание объективных исубъективных факторов. Факторы, объективно обуславливающие возникновениеконфликта, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров,вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностноговзаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимостьконфликта от внешнего контекста, в котором конфликт возникает и развивается.Важной составной частью этого контекста является социально-психологическаясреда (различные социальные группы с их специфическими особенностями)понимаемая достаточно широко и не ограниченная лишь ближайшим окружениемличности.
Конфликтычасто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются,такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности.Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. Приповерхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуацияне связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины невскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившаяконфликт, изменяется по иным причинам (например, человек с которым произошелконфликт, уезжает).
Такимобразом, общение — это одна из возможностей людей изменить окружающий мир так, чтобыустановился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправномусуществованию целых сообществ.
2. ПОНЯТИЕДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Нормативныесистемы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются саминормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно,как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонениеот нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все временаобщество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным.
Девиантное(отклоняющееся) поведение – это поведение человека, отклоняющееся отустановленных правовых и нравственных норм, нарушающее их [5].
Существуютобщие причины девиантного поведения: неблагоприятные условия жизни и воспитанияв семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе,неумения строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основеконфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья. Все это,как правило, ведет к кризису духа, к потере смысла существования
Выделяютсяследующие типы девиаций, различающиеся механизмами формирования: делинквентный,аддиктивный, патохарактерологический, психопатологический. Девиантным можетвыглядеть поведение людей, чья одаренность существенно отличает их отокружающих. Делинквентный тип характеризуется осознанным противостояниемличности существующей реальности и проявляющийся в противоправном поведении ввиде совершения преступлений и проступков, что делает его предметом изучения всоциальной психологии. Аддиктивный проявляется в стремлении ухода от реальностипутем искусственного изменения своего психического состояния посредством приемапсихоактивных веществ или фиксацией внимания на отдельных видах деятельности сцелью развития интенсивных эмоций. Преобладающей является гедонистическаямотивация поведения. Патохарактерологический и психопатологический типы отклоняющегосяповедения базируются на поведенческих и психических расстройствах и являютсяотражением «болезненного противостояния» личности и реальности,искаженно воспринимаемой в связи с психической патологией. Тип девиации на базегиперспособностей нередко характеризуется игнорированием реальности.
Девиантноеповедение проявляется как в агрессивной, так и в аутоагрессивной форме, в видезависимости от психоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальныхнарушений, сверхценных психологических и психопатологических увлечений (вчастности в настоящее время в форме интернет-зависимости, фанатизме),коммуникативных девиаций (например, аутистическом поведении), безнравственном иаморальном поведении, девиациях стиля поведения.
общениедевиация коммуникативный одиночество

3. КОММУНИКАТИВНЫЕДЕВИАЦИИ
Общение занимаетодно из важнейших мест в современной жизни. И, прежде всего, это связано сразвитием глобальной сети коммуникаций и необходимостью обмена имеющейсяинформации между людьми. Однако этот обмен и та скорость, с которой онпроисходит, несет в себе не только положительные стороны, но и негативные,такие как возникновение непонимания между людьми, отсутствия общения «длядуши», а не только общения, связанного с выполнением одного вида деятельности.
Одной изтаких отрицательных сторон является возникновение коммуникативных девиаций, тоесть нарушений в процессе общения. Эти нарушения, прежде всего, связаны сформированием определенных особенностей характера, появление которыхобусловлено темпами современной жизни, огромным информационным стрессом,который испытывает современное человечество.
Примеромкоммуникативных девиаций может быть широкое распространение такого явления какодиночество, имеющее место, несмотря на глобальную сеть коммуникаций.
Одной изсерьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когдавзаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, нивражды, оставляя людей равнодушными по отношению к друг к другу.
Человекстановиться одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений слюдьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицитудовлетворения потребности в общении.
Одиночество –это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроениемтягостными эмоциональными переживаниями. Понятие одиночества связано спереживанием ситуаций субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностнонеприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений сокружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальнаяизолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей,контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляциюот них, то есть одиночество.
Подлинныесубъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психическихрасстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональнойокраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные.
Одиночествосопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себяпсихологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальномумежличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностныхотношений типа дружбы или любви.
Одинокаяличность – это депрессивная или подавленная личность, испытывающая помимопрочего дефицит умений и навыков общения. Одинокому человеку более чем другимлюдям, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включаетповышенную подозрительность, импульсивность, чрезмерную раздражительность,страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.
Кроме этогоодиночество влечет за собой специфические межличностные проблемы. Человек легкораздражается в присутствии других людей, повышенно агрессивны, склонны кизлишней, не всегда оправданной критике окружающих, нередко оказываютпсихологическое давление на других людей. Одинокие мало доверяют людям,скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недостаточно управляемы в собственныхпоступках.
Психологамиустановлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относиться, тоесть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явнозаниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит кпоявлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.
Связьсуществующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двоякимобразом. Во–первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннеесамоотчуждение человека; во–вторых, исходя из предположения, что низкаясамооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций,которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
В целом женизкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологическинеблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личныхвзаимоотношений с окружающими людьми. Следует иметь в виду и то обстоятельство,что длительный опыт одиночества, со своей стороны может отрицательно влиять насамооценку, делая ее более уязвимой. неудачи в общении могут усиливать чувствоодиночества, и как следствие снижать самооценку. В низкой самооценкепотенциально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низкаясамооценка, в конечном счете, подрывает чувство собственного достоинства учеловека.
Предпочитаемыспособ реагирования человека на одиночество – депрессия или агрессия – зависитот того, как человек объясняет свое поведение. При внутреннем локусе контроля чащевозникает депрессия, а при внешнем агрессия.
Есть смыслразличать три типа отношений одиночества: хронический, ситуативный ипреходящий.
Хроническоеодиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного времени неможет установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для неголюдьми. Ситуативное одиночество обычно проявляется как результат каких – либострессовых событий в жизни человека. Преходящее одиночество выражается вкратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследнопроходят, не оставляя после себя никаких следов
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что возникновение и развитие одиночествазаключается в первую очередь в нежелании человека принять реальность такой,какая она есть, и соответственно нежелании принимать и понимать окружающихлюдей с учетом их недостатков и достоинств. Одиночество – это один и путей,помогающих человеку уйти от реального мира, однако, имеющий достаточносерьезные последствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Улучшениематериальной жизни современного общества, создание техники, облегчающейвыполнение той или иной деятельности, влечет за собой отнюдь не положительноевлияние на психическое состояние человека и взаимоотношения людей.
Одной такойотрицательной стороной является возникновение отклоняющегося поведения.
Девиантноеповедение проявляется в разнообразных формах. Например, в виде зависимости отпсихоактивных веществ, нарушений пищевого поведения, сексуальных нарушений,сверхценных психологических и психопатологических увлечений (в частности внастоящее время в форме интернет-зависимости, фанатизме), коммуникативныхдевиаций (например, аутистическом поведении), безнравственном и аморальномповедении, девиациях стиля поведения.
Не меньшеговнимания среди других видов заслуживает возникновение коммуникативных девиаций.Ведь общение – это незаменимый компонент жизни общества и осуществления успешноговзаимодействия.
Общение — этоне только важный фактор, в формировании человеческой психики, ее развитии истановлении разумного, культурного поведения, но и путь, ведущий к формированиюгармоничной и самореализующейся личности.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., АспектПресс, 1996.
2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляцияповедения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.
3. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. — М.:Изд. МГУ, 1973. – 347 с.
4. Менделевич В.Д. Клиническая медицинскаяпсихология — М.: «МЕДпресс», 1998.- 364 с.
5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общейпсихологии. – М., Просвещение, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.