Реферат по предмету "Психология"


Концепция невротической личности К. Хорни

ВВЕДЕНИЕ
Будучиодной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорниформировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важнуюроль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась отортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по несколькимнаправлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женскойсексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось вуменьшении значения либидо, другое — в отрицании представления о том, что людимотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые вконечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорниотличает также акцент на социальные, а не биологические детерминантыформирования здоровой и невротической личности.
Каждыйчеловек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциаломразвития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели,добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем онможет и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в томслучае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируютсявнешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальнойсреде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению.Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботуи уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающимчувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этомслучае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающимстремлением к безопасности — основной невротической потребности.

КОНЦЕПЦИЯНЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
К.Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний дляформирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни,для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении ипотребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основныебиологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворениюпотребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что онииграют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенкаявляется потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив –быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорнисчитала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностьюзависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло вотношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности.Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот,если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности вбезопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моментыв поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности:неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний,чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам.Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителейявляется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случаеребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же времяиспытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликтприводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результатеповедение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье,направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими рольпсихологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношениюк родителям, чтобы выжить.
Подавленныечувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являютсяродители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношенияхребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случаеговорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущениеодиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира».Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствиябезопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.
Вотличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимымкомпонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникаетв результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Вобщем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушаетощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно,этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях междуребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятиесебя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиватьсянормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у негоразвивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в концеконцов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированиюневроза у взрослого.
Чтобысправиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности ивраждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать кразным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получившихназвание невротических потребностей, или невротических тенденций. Онипредставлены в табл.№1 вместе с соответствующими стилями поведения.
Десятьневротических потребностей, описанных Хорни
Табл.№1Избыточная потребность Проявления в поведении 1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию 2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все 3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим 4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости 5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их 6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса 7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих 8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи 9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся 10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели
К.Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигаетсягипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности,агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один изтипов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трехтипов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение клюдям); агрессивный, враждебный (направление потребности — движение противлюдей); обособленный, независимый (направление потребности — движение отлюдей).
Невротическийзащитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении кпротекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном,стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе— движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан наубеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот,кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает другихвраждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми,предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящихпривязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей).Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных,дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движениеот людей).
Вто время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться сокружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними взависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибкимспособом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительностиони не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но нереализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностьюигнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень,где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.
Каки все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегийпредназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниямив детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностныхотношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все этитри стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так иу невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себетакого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровомучеловеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразнообстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этимитремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строитотношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания,годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, посравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективнопри решении жизненных проблем
Другойтип невротического внутриличностного конфликта, особо выделяемый Хорни,касается сферы идеализированного образа собственного «Я». Люди, страдающие подгнетом собственной невротической структуры личности, не только подавляют своипроблемы, конфликты потребностей, но и не осознают свои недостатки и слабости,которые, возможно, смутно чувствуют (предчувствуют) и даже презирают. Обычно уних формируется сознательный образ самих себя, в котором все позитивные,социально одобряемые черты представлены в сильно преувеличенном виде. Это, всвою очередь, усиливает доминирующее невротическое решение проблемы.Идеализированный образ самого себя заставляет человека ставить перед собойпрактически недостижимые цели и задачи, предопределяющие неизбежное поражение,которое, в свою очередь, усиливает недовольство собой, может вызвать дажепрезрение к себе, увеличивая конфликт между реальным «Я» и мощным и грознымидеализированным его образом. Создается замкнутый круг, в котором постоянноциркулирует стремление соответствовать, поддерживать этот «славный» образ путемдостижения нереалистичных, а значит, и недостижимых целей.
Безжалостныевнутренние требования, терзающие невротика, Хорни называет «тиранией долга».Такой человек искренне считает, что он должен быть головокружительно успешным,невероятно точным, всегда и только любящим, абсолютно неэгоистичным, должениметь особую работу, необыкновенного партнера, самых лучших детей и т. д.Системы таких императивов настолько доминируют в сознании невротика, чтозаслоняют или даже стирают настоящие и здоровые желания до такой степени, чтонесчастный не различает, в чем он в действительности нуждается и что он простодолжен делать в жизни.
Помнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочьчеловеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям изаменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.
Цельпсихотерапии Хорни видит в необходимости помочь больному неврозом осознать свой«идеализированный образ» и его функции, тем самым показав, что подобные попыткиразрешения конфликта не приводят к желаемому результату. В процессеаналитической работы она стремится путем раскрытия Идеализированного «Я» помочьпациенту в его подлинно человеческом развитии, в развертывании его тенденций ксамореализации, к переориентации мыслей, чувств и жизненных планов. Осознаниебольным различных факторов своего существования должно быть действительнымзнанием, что достигается посредством эмоционального переживания. Аналитическуюработу Хорни дополняет психосинтезом, пробуждением у пациента конструктивныхсил, стремления к саморазвитию. Самореализация означает готовность к глубокомупереживанию своих желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни ипринятию ответственности как за себя, так и за других людей, к установлениюдружеских, эмоционально окрашенных межличностных связей. В целом психотерапияслужит устранению разрыва между Реальным «Я» человека и его Идеализированным«Я», образующимся в процессе невротического развития личности. Цельпсихотерапии по Хорни можно выразить, перефразируя слова Фрейда: «Там, где былоИдеализированное «Я», должно быть Реальное «Я»».
Такимобразом, теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ееобъяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающеесяописанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом всовременную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно кклиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферуприменения ее теории. Карен Хорни всегда стремилась к точности и ясности врассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуетсятакже оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том,что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомияопределяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, чтосоциальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором вразвитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности вудовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствуетудовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальнойвраждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальнаятревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.
Хорниописала 10 невротических потребностей, которые люди используют с цельюсовладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальнойтревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различныеситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединиланевротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения:ориентация «от людей», «против людей» и «клюдям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.

ЛИТЕРАТУРА
1. АндреевВ. И.Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. —Казань, 1992.
2. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: АпрельПресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
3. ГришинаН. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
4. Конфликтология/ Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999.
5. ЛарриХьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основне положения, исследования иприменение. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
6. ХорниК. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии
7. Издательство:Академический проект, 2007.
8. ХорниК.Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Пер. с англ. В. В.Старовойтова; Общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс,1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.