Реферат по предмету "Психология"


Конфликт как вид критических ситуаций. Понятие депрессий

ПІВДЕННОСЛОВЯНСЬКИЙ ІНСТИТУТ
КИЇВСЬКОГО СЛАВІСТИЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ

Контрольна робота
з дисципліни «Конфліктологія»
на тему: « Конфлікт як вид критичних ситуацій.Поняття депресій»
Виконаластудентка
6курсу, Ео/а, п/т
ГубеньО. М.
Перевірила:Шаповалова
Миколаїв 2010

Конфликткак вид критических ситуаций
Чтоже такое конфликт с точки зрения психологии?Современная психологическая наука различает четыреключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновенияконфликтов, прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — стресс,фрустрация, кризис и конфликт.
Конфликт как вид критическихситуаций, является и одним из типичных видов критических ситуаций, иодновременно тесно связан с каждой из них. Конфликты всегда связаны сострессом, и практически всегда при этом проявляются фрустрированность,неудовлетворенность, стрессовость и кризисность определенного периода либоситуации в жизни человека. Конфликты являются одновременно и причинами, ипредметом, и, наконец, следствием (как позитивным, так и негативным) различныхкритических ситуаций в жизни человека.
конфликт- это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта, чтоименно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения — решаютсясовершенно по-разному у разных авторов.
Решениепервого из этих вопросов тесно связано с общей методологической ориентациейисследователя. Одни определяют конфликт как одновременную актуализацию двух илиболее мотивов (побуждений). Другие утверждают, что о конфликте можно говоритьтолько тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, сточки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания,цели, ценности — словом, феномены сознания. За тремя названными парадигмамилегко угадываются три фундаментальные для развития современной психологиикатегории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органическисочетаться в каждой конкретной теоретической конструкции.
Не менееважным является и второй вопрос — о характере отношений конфликтующих сторон.Он распадается на три подвопроса, первый из которых касается сравнительнойинтенсивности противостоящих в конфликте сил и разрешается чаще всегоутверждением о приблизительном равенстве этих сил. Второй подвопрос связан сопределением ориентированности друг относительно друга противоборствующихтенденций. Большинство авторов даже не обсуждает альтернатив обычной трактовкеконфликтующих побуждений как противоположно направленных. К. Хорнипроблематизировала это представление, высказав интересную идею, что тольконевротический конфликт (т.е. такой, который, по ее определению, отличаетсянесовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характеромпобуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположнонаправленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, неневротическом конфликте меньше 180 градусов, и потому при известных условиях можетбыть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоимпобуждениям.
Третийподвопрос касается содержания отношений между конфликтующими тенденциями.Здесь, по нашему мнению, следует различать два основных вида конфликтов — водном случае тенденции внутренне противоположны, т.е. противоречат друг друг посодержанию, в другом — они несовместимы не принципиально, а лишь по условиямместа и времени.
Стресс — неспецифическая реакция организмана ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройкиорганизма, соответствующей адаптации. Важно иметь в виду, что любая новаяжизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бываеткритической. Критические состояния вызывает дистресс, который переживается какгоре, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля,препятствует самоактуализации личности.
Фрустрация определяется как состояние,вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достижения цели(удовлетворения потребностей) и преграды, препятствующей этому достижению.Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера:физического (лишение свободы), биологического (болезнь, старение),психологического (страх, интеллектуальная недостаточность), социокультурного(нормы, правила, запреты). С точки зрения нарушений в сфере поведенияфрустрация может проявляться в двух уровнях: как утрата волевого контроля(дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознанияадекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).
Однако не всякаяфрустрация приводит к конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство,связанное с неудовлетворением потребностей, должны перейти определеннуюграницу, за которой агрессия выступает в форме направленного социальногодействия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурныминормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивныхдействий.
Кризис характеризует состояние, порождаемоевозникшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую неможет разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близкогочеловека, тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменениесоциального статуса и т. п.).
Различают два типакризисных ситуаций в зависимости от того, какую возможность они оставляют длячеловека в реализации последующей жизни. Кризис первого типа представляет собойсерьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровеньжизни. Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркиваетимеющиеся жизненные цели, планы, оставляя как единственный выход из положениямодификацию личности и ее смысла жизни.
Ф. Василюк называетпроцесс преодоления критических ситуаций переживаниями, наполняя этот терминновым смыслом. До сих пор это понятие связывалось с переживанием—созерцанием,эмоцией, отражающей в сознании субъективное отношение к вызвавшему ее фактору.Он же рассматривает переживание как внутреннюю интеллектуально-волевую работупо восстановлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования(«производство смысла») в критической ситуации.
 
Понятие депрессий
 
Депрессия (от лат. deprimo «давить»,«подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой:снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония),нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд напроисходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии сниженасамооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.
Какпсихическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течениивремени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическоезаболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаевнаступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именнодепрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 %населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек,страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или инымипрепаратами, воздействующими на ЦНС), уходит «с головой» в работу.Причины депрессии
Депрессияможет быть результатом драматических переживаний, например потери близкогочеловека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идет ореактивной депрессии. Если ее причины недостаточно очевидны, то такая депрессияназывается эндогенной. Она связана с нарушениями уровня нейромедиаторов —веществ, близких к гормонам и выполняющих многочисленные существенные функции вмозгу. Наиболее важную роль отводят серотонину, влияющему на сознание инастроение, норадреналину и дофамину.
Считается,что при биполярном аффективном расстройстве в организме появляются излишкинатрия (которые выводят, назначая больному соли лития).
Склонностьк депрессии бывает обусловлена генетически. Вероятно, острые депрессивныесостояния возникают под влиянием составной части гена, ответственного заобразование белка, транспортирующего серотонин.
Согласнонекоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга врезультате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так ипсихосоциальные факторы.Формы депрессии
Депрессииклассифицируют по разным критериям. Речь идет, в частности, о зимней,послеродовой и скрытой депрессии, симптомы которой скрыты под различнымифизическими недомоганиями. Различают монополярное депрессивное и биполярноеаффективное расстройства. Второе также определяют как маниакально-депрессивныйсиндром.
Монополярноерасстройство имеет различные степени интенсивности — от пониженного настроенияи чувства растерянности до отказа от какой-либо жизненной активности.
Прибиполярном расстройстве упадок настроения чередуется с эйфорией, иногда спериодами относительного равновесия в промежутках. Мания характеризуетсясильным психомоторным возбуждением, чувством всемогущества, необычайнойбыстротой реакции, лихорадочностью мышления, проявляющейся в говорливости. Приманиакальном состоянии у больных отсутствует потребность во сне, иногдапонижается аппетит, они не в состоянии реалистично оценивать свои возможности ипредвидеть последствия своих поступков. Иногда мания проявляется в формегипомании, то есть слабовыраженного состояния повышенного настроения, менеевредного для больного и его близких, но более сложного для диагностирования.Мания и гипомания очень редко являются единственными проявлениями болезни.

Списоклитературы
 
1. Василюк Ф.Е.Психология переживания (М., 1984, с. 31-49.)
2. Смулевич А. Б. Депрессии присоматических и психических заболеваниях. М., 2003.
3. Нуллер Ю. Л. Депрессия идеперсонализация


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины»
Реферат СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИУМА
Реферат Тарквиний Гордый
Реферат Hills Like White Elephants Yellow Wallpaper A
Реферат Экстерьер и интерьер магазина и их влияние на потребителя
Реферат Розрахунок кіл несинусоїдного струму
Реферат Развитие системы потребительского кредитования в РФ
Реферат Оборудование для зонной плавки
Реферат Чому бувають змлетруси
Реферат Заповедник «Кедровая падь»
Реферат Релейная защита промышленного предприятия
Реферат Развитие Древней Руси
Реферат Организация ветеринарно-санитарного контроля за заготовкой и использованием кормов в подсобных
Реферат Аналіз регуляторного впливу при впровадженні проекту постанови Кабінету Міністрів України
Реферат Роль аудита в развитии функции контроля