Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Тюменский государственный университет»
Институт психологии, педагогики, социального управления
Кафедра возрастной и педагогической психологии
ПРОЕКТ
Коррекционно-развивающая программа с детьми старшегоподросткового возраста “Прими ближнего своего”
Студентов:
ЕлинаЕкатерина Владимировна;
КрестьянниковаЮлия Игоревна
Проверил:_к.пс.н._Доцент
СеменовскихТ.В.
Тюмень 2010
Аннотация(пояснительная записка)
Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опиралисьна следующие принципы коррекции:
1) принципединства диагностики и коррекции;
2) принципсистемности коррекционных и развивающих задач;
3) принцип учетавозрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
4) принципкомплексности методов коррекционного воздействия;
Программарассчитана на три блока (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), включающих18 тренинговых занятий.
Тренинговыезанятия проводятся продолжительностью по 100-120 минут с оптимальнойпериодичностью 2-3 дня; состав участников — одна группа по 32 человека.
Социокультурныеусловия современного общества зачастую способствуют формированиюэтноинтолерантности. Такие негативные тенденции социума России, как увеличениероста преступлений против личности, рост беспризорности, периодическиестолкновения на почве национальных, политических, конфессиональных и другихразногласий, вызывают пристальное внимание к феномену толерантности, которая всовременном социокультурном пространстве понимается как некий устойчивыймеханизм, централизующий смягчающий многочисленные разногласия, противоречия,как один из возможных путей преодоления различных форм агрессивности, напряжённостии конфликтности, различного рода экстремизма. Одним из подтверждений этогоявляется увеличивающееся число убийств иностранных студентов и учеников школ,принадлежащих разным национальностям и вероисповеданиям.
Содержаниепрограммы без изменений можно использовать в работе с детьми старшегоподросткового возраста (I, II, III блоки программы). По мнению ФельдштейнаД.И.: «данному возрасту присуще развитие абстрактного и логического мышления,рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряетпотребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенныегражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежасоциального движения — «я и общество». Каждое занятие даннойпрограммы состоит из вводной, основной и заключительной частей. Участникизнакомы между собой, так как являются одноклассниками. Этот фактор значительноорганизовал участников на работу в тренинговых занятиях.
Вводная часть для всех занятийявляется единой, включает в себя беседы направленные на создание у подростковположительного отношения и концентрации внимания к занятию, ведущему,сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающемупозитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 4-5минут.
Основная часть отвечает главнойцели занятия; включает в себя общегрупповые обсуждения, аналитическую работа вмалых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ впарах и тройках, элементы ситуационно — ролевых игр, психодиагностику,психогимнастику, рисуночные ассоциации, имитационные игры, анализ референтныхтекстов и документов.
Еедлительность 100 минут.
Заключительная часть предполагаетснятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения,закрепление положительного эффекта. Продолжительность этой части — 15 минут.
Цель программы: коррекция иразвитие навыков этнотолерантности за счет трансформации крайних интолерантных(этнонигилизм, этническая индефферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм,этнофанатизм)проявлений втолерантные.
Задачи:
– снизить напряжение,чувство тревоги (блок I);
– обучить старшихподростков приёмам адекватного эмоционального реагирования на культуру другихнародностей (язык, религия, искусство, национальная принадлежность); (блок I);
– снизить интолерантностьза счёт осмысления механизмов её формирования (обратная связь, интериаризация),благодаря которым интолерантность снижается; (блок II);
– закрепить навыкитолерантного поведения на основе реальных проблемных ситуаций (блок III).
Блок I (когнитивно-эмоциональный)
Качестве тренируемыхнавыков и умений в данном тренинге в первую очередь имеются в виду компонентысоциального познания: умение работать с понятиями, интеллектуальная рефлексия,навыки аргументации и контраргументации, креативность, понимание механизмадействия социальных стереотипов, аналитические способности, умение слушать ислышать, умение договариваться и другие. Формирование толерантных навыков ипланов социального поведения, как и рефлексия возникающих эмоциональныхсостояний в данном тренинге, конечно же, тоже присутствуют. Но эти проявлениярассматриваются и анализируются в ходе тренинга во вторую очередь, какформирующиеся на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере.
«Занятиепервое (первый модуль)»
Определениецелей тренинга, знакомство и выяснение ожиданий участников, погружение вфеноменологию толерантности—интолерантности, введение в обсуждаемуюпроблематику, формирование располагающей к работе групповой атмосферы и личноймотивации, входящая психодиагностика.
Цель: сплочение подростков,установление комфортной, доброжелательной атмосферы в группе.
Стимульныйматериал: ватманы,листы для рисования, карандаши.
Ход занятия
Вводнаячасть:
Начинаетсятренинг традиционно. Тренер сообщает цели и задачи тренинга. Участники сообщаформируют «правила» жизни тренинговой группы, (а тренер записываетих на ватмане.
Знакомствоучастников осуществляется в два круга — официальное и неофициальноепредставление участников. Учитывая, что далее предполагается работать с эмоциональнозначимым и, возможно, социально неодобряемым материалом, связанным спроявлениями интолерантности, участникам предлагается по желанию использоватьво время второго круга знакомства псевдонимы и принимать защищающие роли,которые они далее могут изменять как в течение этого дня, так и в другие дни.
Основнаячасть:
Ожидания иопасения участников фиксируются и, как и «правила», вывешиваются на общееобозрение — к ним можно апеллировать в течение всего тренинга и они являютсяглавными критериями при подведении итогов тренинга как по каждому дню, так и вцелом. При этом, фиксируя ожидания участников, тренер допускает их уточнение ипереформулировки, с тем, чтобы они пересекались с целями программы тренинга.Именно опираясь на зафиксированные ожидания, тренер далее делает сообщение оцелях, задачах и формах предстоящей работы. Совместно в группе вырабатываютсяпринципы «жизни» группы и критерии оценки ее деятельности.
Заключитальнаячасть:
Введение вфеноменологию толерантности осуществляется с помощью рисуночных ассоциаций,комментариев к ним и последующего формирования (на базе этих комментариев)«банка ситуаций» проявлений интолерантности.
Занятиевторое
Стимульныйматериал: текстовыефрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия ипроявления интолерантности и государственными мерами их пресечения, а также сгрупповыми социальными представлениями ин толерантной направленности;диагностические методики, бланки ответов.
Ход занятия
Вводнаячасть:приветствие, прояснение настроя на работу каждого участника.
Основнаячасть:Введение в проблематику осуществляется с помощью заранее подготовленных текстовыхфрагментов, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия ипроявления интолерантности (см. Приложение 1), а также с групповыми социальнымипредставлениями ин толерантной направленности (см. Приложение 2) игосударственными мерами их пресечения (см. Приложение 3). Тексты обсуждаются вмалых группах по специальным заданиям. Обсуждения завершаются презентациями иобщегрупповой дискуссией.
Заключительныйэтап:
Психодиагностическиезадачи тренинга на его начальном этапе реализуются с помощью небольшой тестовойбатареи:
1. Экспресс-опросник«Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой. Данная методика позволяет выявитьотношение человека к представителям других этнических групп, установки в сферемежкультурного взаимодействия и уровни толерантности и этнотолерантности;
2. Тест«Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методическаяразработка позволяет диагностировать этническое самосознание и еготрансформации в условиях межэтнической напряжённости. Один из показателейтрансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости(этноинтолерантности);
3. Тест«Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера. Данная методика позволяет выявить уровеньсамооценки;
4. «Опросникоценки нервно-психической устойчивости» С.М. Кировой. Данная методика позволяетвыявить уровень нервно психической устойчивости;
5. Опросник«Баса-Дарки», который измеряет состояния агрессии. Данная методика позволяетизмерить уровень состояния агрессии.
Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?»
Задачи: познакомить учеников с понятием «толерантность»; обратитьвнимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений; развитьумения четко и быстро формулировать и излагать свои мысли.
Стимульный материал: блокнот на каждую мини-группу, шариковые ручки,листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников. При большом количествеучастников их можно разбить на группы по 10—12 человек.
Ход занятия
Вводная часть:
Вступительное слово ведущего:
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может бытьзнакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Носмысл, который оно несет, очень важен для существования; и развитиячеловеческого общества.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шаразвучит по-разному.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные отсвоих собственных идеи или мнения; В о французском — отношение, при которомдопускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; ванглийском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском —позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском —прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность терпетьчто-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться ссуществованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способностьдопускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас,считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.
Основная часть:
Работа в микрогруппах:
Вопросы для обсуждения:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
Что объединяет и что разделяет разные определения?
Какими способами можно определить наличие толерантности учеловека?
После обсуждения в микро-группах высказываются мнения еепредставителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.
Игра «Страны»
Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листубумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, названиекоторой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» другдругу зарубежные страны. Они не должны повторяться.
Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны,дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране поодной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количествеучастников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором издесяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являютсянаиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретнойстраной. Например Италия — пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм,пиво, машины; Англия — пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс и т. д.
Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задачаведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить И м, что у каждойстраны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры,произведения искусства, то есть показать однобокость и опасность стереотипногоподхода к оценке явлений и вещей.
Следующий этап игры заключается в том, что ведущий задает себероль. Он представляется участникам как иностранец, приехавший в Россию иназывает им свои ассоциации, связанные с на званием нашей страны: матрешка,медведи, холод, угроза и т. д. Задача ведущего — описать свои ассоциациинаиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедитьего, почему он не должен относиться к России, руководствуясь толькостереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимостиболее терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям.
Заключительный этап:
Послеигровая рефлексия
Примерные вопросы для анализа:
Почему были названы именно такие ассоциации?
Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своихассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?
Каково же должно быть отношение к культурам других стран инародов?
Подведение итогов:
Заключительное слово ведущего о необходимости толерантногоотношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определенияхтолерантности и о присутствии этого слова во всех языках.
Например: «В каждом из определений делаются различные акценты, вних обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определениевыражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) бытьтакими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинениевреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.
Таким образом, толерантность — это условие нормальногофункционирования гражданского об ществ и условие выживания человечества.
Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствиедругих людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать,что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».
Занятие четвёртое «Лично я иногда бываю интолерантным...»
Цель. Всесторонний анализ иэмоциональное отреагирование ситуаций, в которых сами участники тренингачувствуют свою интолерантность.
Ход занятия
Основнаячасть:Принципиально важно в работе этого модуля обращение к личному опыту участников.
На начальныхэтапах работы мы предлагаем обсудить различия во мнениях участников и ихаргументацию по ситуациям, которые могут быть представлены в форме парныхобсуждений, презентаций и публичных выступлений, ролевых продолжений диалогов.
Заключительныйэтап:Завершается модуль подведением итогов и обсуждением возникших изменений. Важноотметить, что изменения могут быть зафиксированы не только в когнитивной сфере(новые аргументы, позиции, мнения, ценности), но и на уровне чувств и мотивов.
Блок II(когнитивный)
Теоретическипредполагается, что интолерантность связана с возникновением угрозыидентичности. Опираясь на концепции Б. Берьесона, можно допустить, чтодостижение толерантности возможно, если подобрать в собственном репертуареидентичностей более адекватное для конкретного взаимодействия личное основаниедля самоопределения. Причем, это можно научиться делать всегда, исключая,конечно, те ситуации, когда от другого человека исходит прямая физическая илиморальная угроза (например, он ведет себя агрессивно, оскорбительно, дерзко).
Занятиепятое «Мы с тобой одной крови»
Цель игры:направитьмышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразнымвариантам признаков.
Стимульныйматериал: мягкаяигрушка
Ход занятия
Вводнаячасть:
Задачаигроков: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика наосновании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живемживём в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»
Участникистановятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущийстановится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Тоня, унас с тобой одинаковые имена». Тоня выходит в круг и ищет сходство со следующимучеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутсяв кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найтис любым человеком. В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи нетолько люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых людиберутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные илиподвижные игры, хороводы.
Основнаячасть:
Игра «Ктонуждается в помощи?»
Цель игры:развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учить видетьнуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальнымгруппам.
Задачаигроков: вспомнить, видели ли они людей, животных, предметы, нуждающиеся в ихпомощи. Ответить на вопрос: «Кто или что нуждается в нашей помощи?» — описав,как догадался об этом, что почувствовал. Повторяться нежелательно.
Игра может проводитьсяс использованием дополнительного оборудования — мяча или любого передаваемогопредмета. Мы предлагаем форму организации игры — сидя в кругу на стульях.
По кругупускается предмет. Получив его в руки, ребенок должен ответить на вопрос: «Ктонуждается в помощи?» Если ребенок затрудняется, учитель приходит на помощь иговорит, что в помощи можешь нуждаться ты сам, как, например, в этом случае;что нужно быть внимательным и к собственным ощущениям и не стеснятьсяобращаться за помощью.
Если игра проводитсяво время урока, то дети отвечают по поднятию руки и получают карточку за каждыйответ. В конце урока учитель подводит итог: определяет самого внимательного илисамую необычную просьбу о помощи. Замечательно, если до или после игры волонтерили человек, занимающийся помощью больным людям, бездомным животным и др.расскажет о своей работе, о том, почему он этим занимается.
Заключительныйэтап:
Подведениеитогов занятия, обмен мнениями и впечатлениями между участниками.
Занятиешестое
Цель: развить способностьвидеть хорошее в другом человеке и научить находить слова, выражающиевосхищение, удивление, уважение.
Стимульныйматериал: красныеи белые карточки для «судьи»;
— пять видовкарточек, определяющих степень толерантности каждого игрока к мнению другого укаждого ученика.
1. Чернаякарта
Человек неразделяет взглядов и убеждений собеседника и не желает менять свое мнение,становиться на позицию другого.
2. Коричневаякарта
Человек неразделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов разговаривать по отдельнымпозициям.
3. Синяякарта
Человек неразделяет взглядов и убеждений собеседника, но готов идти на компромисс.
4. Зеленаякарта
Человек имеетотличные взгляды по некоторым позициям, но готов идти на компромисс.
5. Белаякарта
Человекполностью разделяет взгляды и убеждения собеседника.
Ход занятия
Вводнаячасть:
Игра «О ком яговорю?»
Цель игры: играспособствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особыекачества учеников, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Игруможно использовать и для коррекции самооценки учащихся, указав на недостатки,недостойное поведение. В этом случае дети не угадывают, о ком идет речь, адолжны отнести вопрос только к самим себе.
Задачаигроков: когда ведущий называет качества участников, которые вызывают у негоуважение, удивление или восхищение, участники должны узнать, о ком говоритучитель. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляетспособность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека.Мне нравится аккуратность этого человека».
1-й вариант.Ведущий говорит комплимент. Участники определяют, о ком идет речь. Важно, чтобывосхищение было высказано каждому ученику.
2-й вариант.Восхищение и удивление высказывают сами участники, а тот, кто считает, что речьидет именно о нем, поднимает руку. Если мнения совпадают — класс получает балл.Можно сравнивать количество совпадений в разные дни или игры, проведенные вразных классах.
Основнаячасть:
Ролевая игра«Час суда»
Цель игры:игра помогает определить степень толерантности по отношению к мнению другогочеловека. Развивает способность видеть одну и ту же ситуацию под разными угламизрения, ставить себя на место другого человека. Отмечать, как меняетсявосприятие, если ты смотришь на мир глазами другого.
Задачаигроков: формировать толерантное отношение к противоположному мнению. Научитьсяанализировать ситуацию с позиции другого человека. Определить, какую позициюзанимает каждый из ведущих игроков. Объяснить в каждом конкретном случае, покаким признакам определяется степень толерантности.
1-й вариант.Все роли распределяются в одной группе.
2-й вариант.Класс делится на две или три группы. Каждой группе дается одна и та жеситуация. Выбирается координатор игры (им может быть учитель), которыйфиксирует скорость разрешения ситуации в каждой группе, особенности протеканияобсуждения в каждой группе, сильные и слабые стороны позиции каждого ролевогоигрока.
Ведущийрисует конфликтную, спорную ситуацию и распределяет роли.
Главные героиопределяются в зависимости от ситуации (2—5 человек). Предлагается менятьместами мальчиков и девочек, распределять роли олигархов и нищих, учителей иучеников. Задача ролевых игроков — стараться разрешить ситуацию, понять, покаким признакам, словам, выражению лица, жестам, интонации аналитики сделалитот или иной вывод о степени толерантности.
Хронометражист(1—2 человека) фиксирует время начала игры, переломного момента в игре, времяразрешения ситуации.
Судья следитза соблюдением правил игры, поднимает красную карточку в случае некорректноговедения спора, проявления агрессии и удаляет игроков в случае грубого нарушенияправил игры или после пяти поднятий красной карточки.
Ведущийзачитывает ситуацию, распределяет роли, определяет порядок высказываний.
Голос избессознательного. 3—4 человека выдвигают версии того или иного поведения,причины согласия или возражения, упрямства в отстаивании собственной позиции.
Аналитики(количество определяет учитель) задают вопросы, желая разобраться в ситуации.Оценивают степень толерантности в споре каждого ролевого игрока, поднимаякарточку. Объясняют, по каким признакам они определили степень толерантности.
Заключительныйэтап:
Подведениеитогов занятия, участники обмениваются между собой своими мнениями ивпечатлениями.
Занятиеседьмое «Модели ситуаций»
Стимульныйматериал: отсутствует.
Ход занятия
Вводнаячасть:
Приветствиеучастников, по кругу каждый называет своё настроение ассоциируя его сопределённым цветом.
Основнаячасть:
Игра «Моделиситуаций»
Замечательно,если учащиеся будут разбирать реальные ситуации, сложившиеся в классе, городе.
1. Двасоседа. На участке растет яблоня, но яблоки с веток осыпаются на участок ксоседу. Сосед не хочет отдавать упавшие яблоки, потому что яблоня и так емумешает, дает тень на посаженную на участке морковь. Яблоки — компенсация занеудобство. Задача игроков — разрешить конфликтную ситуацию.
2. Любовныйтреугольник. Двум мальчикам нравится одна девочка. Из-за этого они постоянноссорятся и задевают друг друга.
3. Учитель иученик. Ученик на уроке, посчитав, что учитель не слышит, нецензурно выразился.Учительница ударила его по губам.
Приемы игрыменяются в зависимости от целей. Например, в середине игры можно поменять ролиспорщиков. Маша станет Петей, а Петя — Машей.
Заключительныйэтап: Каждымучастник определяет степень собственной толерантности в споре, причинахнетерпимости к позиции другого в процессе обсуждения с другими участниками.
Блок III(поведенческий)
Концептуальноеположение, которое мы используем в данном
тренинге –это представление о мягких и жестких технологиях противодействия экстремизму,как крайнему проявлению интолерантности. К мягким технологиям принято относитьвсе, что связано с профилактикой, превенцией, психологической коррекциейповедения и соответствующих установок сознания.
Занятиевосьмое «Когда все вокруг интолерантны...»
Цель. Трансформацияинтолерантных социальных представлений участников за счет иного социальногоконструирования реальности. Этот процесс включает в себя новое понимание причин,факторов, механизмов и границ интолерантности в тех или иных социальныхгруппах, общностях, на государственном уровне.
Стимульныйматериал: отсутствует.
Ход занятия
Вводнаячасть:
Приветствиеучастников, занятие ими своих мест, участники делятся на мини-группы по 4человека.
Основнаячасть:
Аналитическаяработа и расширение поля аргументации точек зрения, соответствующих позициямразных групп экстремистски, жестко, агрессивно, интолерантно настроенных людей.Это могут быть, например, определенные молодежные движения, группировки, воинственнонастроенные этнические объединения, линейные подразделения УВД,коррумпированные государственные чиновники, «беспредельничающие» бизнесмены,авторитарные политики. При этом позиции групп конструируются участниками тренингапроизвольно.
Заключительныйэтап:
Этапзавершается подведением итогов и рефлексией возникших изменений во мнениях.Особое внимание при подведении итогов тренер обращает на вопросы, связанные сграницами и механизмами проявления конвенциональной интолерантности.
Занятиедевятое «Механизмы проявления интолерантности в общении и социальномвзаимодействии».
Цель. Выявление, осознание ианализ отдельных механизмов возникновения интолерантности (негативныестереотипы, каузальная атрибуция, защитные механизмы личности и другие),присутствующих в наших субъективных сценариях межличностных коммуникаций иоценках межгрупповых социальных взаимодействий.
Стимульныйматериал: игракостёр (см. приложение 4).
Ход занятия
Вводнаячасть:
Приветствиеучастников, объяснение условий игры «Большой костёр».
Основнаячасть:
На этом этапетренинга используются сюжетно-ролевые игры «Большой костёр» (см. приложение 1)с их последующим анализом при помощи метода обратной.
Заключительныйэтап:
Этот этапзавершается подведением итогов.
Занятиедесятое
Цель. Подведение итоговтренинга в целом, рефлексия и обобщение выявленных механизмов сниженияинтолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению,иной позиции.
Стимульныйматериал: дагностическиеметодики.
Ход занятия
Вводнаячасть:
Приподведении итогов тренер обращает внимание группы на зафиксированные в началетренинга опасения и ожидания участников.
Основнаячасть:
Передподведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой, повозможности, сообщаются и обсуждаются в группе.
Заключительныйэтап:
По окончаниитренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру письмообратной связи.
Список литературы
1. КонИ.Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966.
2. ЦюрупаА.И. Национальныйинстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997.
3. ЧернявскаяЮ.Л. Психология национальной нетерпимости. «Харвест», Минск, 1998.
4. СолдатоваГ.У. Практикум по психодиагностике и исследованию этнотолерантности личности.М., 2003.
5. ПимановаЛ.У. Толерантность в системе духовно нравственного воспитания учащихся.«Тогирро», Тюмень. 2008.
6. И.Г.Пчелинцева. Построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза.«Тогирро», Тюмень. 2004.
7. ДробижеваЛ.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантностикак результат реализации программы Уральского МИОН. «Екатеринбург», Екатеринбург.2005.
8. КозловаА.Г., Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е. Этнотолерантностьподростка: воспитание в семье и школе. «Речь», М., 2007 г.
9. С.Д.Щеколдина. Тренинг толерантности. «Ось-89», М., 2004.
10. Е.Ю.Клепцова. Психология и педагогика толерантности. «Академический проект», М., 2004г.
11. Г.В.Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. «Вербум-М», М.,2003 г.
12. О.С.Андреева. Организация и проведение тренинговых занятий. «Издательство Тюменскогогосударственного университета», Тюмень, 2007 г.
Приложение
«Текстовыефрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия ипроявления интолерантности»
1. Гитлерыпродолжают приходить к власти, мира на земле не было и нет, смертоносныхвеществ на душу населения выпадает чуть ли не больше, чем еды, большая частьчеловечества страдает от недоедания, когда его меньшая, называющая себяцивилизованной, часть продолжает самозабвенно трудиться и бездумно тратитьценнейшие ресурсы, которых не так уж и много даже для нынешнего поколения, исобственную одну-единственную жизнь на изобретение более совершенных орудий уничтожения,забывая о том, что никогда не нужно спрашивать – «по ком звонит колокол»,потому что каждый раз «он звонит по тебе», что нет и не может быть орудийуничтожения, в каждом случае и любое смертоносное орудие есть орудиесамоуничтожения, даже если тебе удалось сохранить себя физически, даже если тырешил, что проливаемые кровь и слезы не твои, что заглушены не твои песни и горитне твой дом.
2. Чужакивообще играли большую роль в развитии, начиная с древности. Об этом написалбольшую интересную статью немецкий социолог Г. Айзерман. Он выводит изпсихологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и наЗападе; например, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, порвавших со старымпорядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой,– цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей,причем землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносномсмысле жизненной субстанции, фиксированной… в идеальном пространствеобщественного окружения». Таким образом, «земля» Зиммеля – примерно то, что Достоевскийназвал «почвой».
3. Вянваре, как ко всем советским людям, в мою дверь позвонил счетчик: «Добрыйдень! Перепись населения».
Ну что ж,заполняем анкету. Доходим до графы «национальность».
«Немец»,– говорю я. «Родной язык?» – «Два. Немецкий и русский». – «Родной язык – один».– «Ну, пишите – немецкий… Но, с другой стороны, я живу в Москве, все моидрузья – русские, а на немецком только с женой общаюсь...»
Теперьна очереди жена: «Отец – армянин, немцы в 42-м убили… Но мать – русская,родной язык – русский. Из языков народов СССР знаю только немецкий».
Итут паренек-счетчик заявляет: «Немецкий – это иностранный язык! Среди народовСССР такого языка не значится».
Ещенесколько лет назад такие вопросы вроде бы и не возникали. И вдруг возникли. Аможет быть – не вдруг?
Текстовыефрагменты, отражающих понятия, связанные с групповыми социальнымипредставлениями ин толерантной направленности
1. При всех различиях впричинах и обстоятельствах конфликтов и войн, на протяжении истории существуетповторяющийся набор изображения противника – некий «архетип» врага, которыйсоздается, как мозаика, по частям. Враг изображается: чужаком, агрессором,безликой опасностью, богоненавистником, варваром, ненасытным захватчиком,преступником, садистом, насильником, воплощением зла и уродства, смертью. Приэтом главное в «образе врага» – это его полная дегуманизация, отсутствие внем человеческих черт, человеческого лица. Поэтому «абсолютный враг»практически безличен, хотя может и персонализироваться. Восприятие чужака вкачестве врага уходит корнями в родоплеменное общество человечества. Именнотогда закладывались социально-психологические механизмы «образа врага», какправило, вне своей микросреды. Появились антитезы «мы – они», «свои – чужие»,«племя – враг племени». «Паранойя стала не случайным индивидуальным проявлениемпатологии, а нормальным состоянием человека… Привычка направлять нашувраждебность вовне, на тех, кто неизвестен нам, так же привилась у человека,как способность рассуждать, удивляться, изготавливать орудия».
2. Когда какой-либо народдолго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что ихспособ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения,т.е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны иправильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это – от«необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя. Помню,когда я был ребенком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дамасказала мне: «Негры – такие же мужики, как наши, только черные». Ей не моглоприйти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказатьс тем же основанием: «Англичане – такие же охотники за головами, как мы, толькобелого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотяи основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваютсяв куски при соприкосновении с оной.
3. 30 октября 1968 г. наберегу р. Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри ивосемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так,прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что по ихобычаям неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдралза ухо ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелелтолько лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, невнимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи натех, кто живет на берегах Амазонки.
Текстовыефрагменты, отражающих понятия, связанные с проявлениями интолерантности,государственными мерами их пресечения
1. Статья2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействиетерроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1)обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2)законность;
3)приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористическойопасности;
4)неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5)системность и комплексное использование политических,информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальныхи иных мер противодействия терроризму;
6)сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7)приоритет мер предупреждения терроризма;
8)единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведенииконтртеррористических операций;
9)сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10)конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах,тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе ихучастников;
11)недопустимость политических уступок террористам;
12)минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13)соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
2. Глава2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Статья3. Субъекты борьбы с терроризмом
Основнымсубъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов являетсягосударство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной,исполнительной и судебной властей.
Органами,осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются:
органгосударственной безопасности (ФСБ, КГБ, МНБ и т.д.);
министерствовнутренних дел государства;
управлениегосударственной охраны;
министерствообороны государства;
министерствоюстиции государства.
Органы,осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачисамостоятельно и во взаимодействии между собой, а также с другими министерствами,ведомствами, учреждениями, организациями и гражданами государства.
Должностныелица министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций государства независимоот их форм собственности оказывают содействие и необходимую помощь органам государства,осуществляющим борьбу с терроризмом, в реализации возложенных на них задач.
3. Ст. 4ч. 2 ФЗ «О борьбе с терроризмом» гласит: «Российская Федерация, руководствуясьинтересами обеспечения безопасности личности, общества и государства,преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности,в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводилисьвне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, ив других случаях, предусмотренных международными договорами РоссийскойФедерации».
«Игра наразвитие толерантности для подростков «Большой костер»»
Цель:Составление модели конструктивного общения с людьми
Задачи:
1.Помочьучащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкимчеловеком, и кого они считают чужим. 2.Дать учащимся опыт личного общения с“чужими” и “своими”.
Методы ихдостижения:
•Работатворческих групп;
•Групповаядискуссия;
•Сюжетно-ролеваяигра
Сценарий игры
Подготовительныйэтап.
Ведущиезаранее готовят помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом,чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе).Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все подростки могливидеть друг друга. У доски остается свободное пространство.
Ведущиезаранее разбивают класс на четыре группы. подросткам предлагается разбиться нагруппы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться.
Затем каждаягруппа выдвигает своего представителя, который выбирает один из квадратиков:желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущие не объясняют участникамигры, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всемгруппам, выбравшим квадратик одинакового цвета. Так образуются группы, примерноравные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом сним друзья, “свои” ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети изразных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающихсямежду собой. Можно сказать – “чужие” друг другу.
После тогокак все участники игры разместились за своими столами, ведущий объявляет оначале игры. Звучит тихая музыка.
2. “Чужие” и“свои”: работа с понятиями.
Этот этапвыполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны,необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию вотношении обсуждаемой темы, а с другой- помочь им сформулировать основные понятияпроблемы: “свой человек” и “чужой человек”. Ведущий. Сейчас мы поговорим олюдях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живетрядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся,кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои илюди чужие. Давайте разберемся, что это значит? Ведущий произвольно указываетна две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать идать определение такому понятию как “чужая вещь”. При этом, подчеркивает он,каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться сребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.
Две другиегруппы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия “своявещь”.
На работудается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения:сначала “чужой вещи”, затем “своей вещи”. Ведущий фиксирует ответы на большихлистах бумаги, прикрепленных к доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговыеопределения.
Поблагодаривучастников за работу, ведущий предлагает им дать определения понятий “чужойчеловек” и “свой человек”. Работа с этими определениями осуществляется по тойже схеме, что и с определениями “чужая вещь” и “своя вещь”.
После тогокак итоговые определения записаны и прочитаны вслух кем-либо из участников,ведущий задает следующие вопросы:
•Так чем жеотличается своя вещь от чужой?
•Чем чужойчеловек отличается от своего?
3. Групповоеобсуждение
Ведущийпредлагает участникам высказаться по следующему вопросу: “Могут ли все людивокруг быть своими?”.
В ходеобсуждения ведущий обобщает точки зрения участников. Ведущий. Вокруг нас всегдаесть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самомделе таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, какнужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. Ипоговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.
Где-то втеплом океане лежит чудесный остров. И там живут четыре племени. Островитянеловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся.
И мы на времяпревратимся в жителей этого острова в теплом океане.
4. Погружениев игровую ситуацию.
В результатепредшествующей разминки члены каждой команды становятся членами четырех племен.При этом каждый стол представляет свое племя. Ведущий раздает каждому племеникакой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можнопредложить каждой группе придумать название своего племени и перечислить несколькосамых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся). После небольшогообсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.
Ведущий.Итак, начинается наша история… Она касается всех жителей ваших племен, каждогоиз вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы.Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и стем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчаскаждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга:иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь сосвоим текстом, пожалуйста.
Вариантыисторий
Начало первойистории.
Жил-был наострове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем… Рыбак был странным:любил плавать один в своем каноэ по океану, не всегда понимал шуток своихсоплеменников, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считаличудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить… Началовторой истории.
Жил-был наострове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем… Рыбак слыл самымвеселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудьпридумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники…Начало третьей истории.
Жил-был наострове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем… Всеего считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбаквсегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплытьдалеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим всвоем племени… Начало четвертой истории.
Жил-был наострове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем… Рыбак очень хотелдружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились,старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким…Далее ведущий предлагает участникам рассказать, каким же был их Рыбак, и какиеу него были отношения с окружающими.
Ведущий. Наверное,вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим сними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом – с помощью немойсценки. Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку без слов,которая отражала бы взаимоотношения между Рыбаком и его окружением. Наподготовку дается 5-10 минут.
Ведущийпросит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечатьособенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.
После показапервых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительнотого, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему онитак думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двухсценок.
После тогокак все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслухпрочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. Вчем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому? Почему иногда Рыбак сампонимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда емуказалось, что он такой же, как все?
5.Происшествие на острове.
Поблагодаривучастников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Онрассказывает им следующую историю.
На самойвысокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырехплемен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень береглиего. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будетвойн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. ПламяБольшого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установиликруглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз внесколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.
И вотнаступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. “Ине в последний”,- думал он про себя. Увы…
Во времясвоего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночноезвездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми…Так было и в этот раз.
Вдруг онувидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За нейдругая, третья…
Началсянастоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть нападающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвестивзгляд. Рыбак забыл обо всем… А когда спохватился, было уже поздно. Большойкостер погас.
Очень быстровесть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всехплемен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Какреагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются? Ведущий предлагает группампоставить маленькую сценку и показать, как бы в их племени жители вели себя сРыбаком (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Рыбака и егоотношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.
Группыпоказывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем,как ведут себя окружающие и сам Рыбак в этой печальной ситуации в каждом изплемен.
6. Групповоеобсуждение
Ведущийпредлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (их нужно записать надоске или листе бумаги).
Первыйвопрос: “Как относятся к тому, кого считают чужим?”
Важно, чтобыучастники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательноеповедение, которое часто встречается по отношению к “чужим”. При этом можноопираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт изапас знаний.
Второйвопрос: “Что может чувствовать человек, которого считают чужим?”
Прежде всегоэтот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Рыбака. Но оченьважно, чтобы на него ответили и другие участники игры.
Третийвопрос: “Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?”
Важно создатьситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громкоответить на такой вопрос словом “нет”.
7.Моделирование поведения
Ведущийнапоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи:могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другимвопросом6 если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательнообижают, унижают и т.д.?
Выслушавразные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам ещераз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Рыбаку как кчужому.
Две группыполучают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другиеситуации), две оставшиеся – начало четвертой истории (с тем же условием).
Группампредлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношенияРыбака с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену,произошедшую после того, как погас Большой костер. Главное условие таково: Рыбаканельзя унижать, оскорблять, обижать.
Группыготовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникамотметить позитивные моменты в поведении самого Рыбака и окружающих.
8. Групповоеобсуждение.
В завершениеведущий предлагает участника обсудить такие вопросы:
•возможно лиотноситься к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их? •в чемособенности такого поведения и отношения?
Ведущийпредлагает участника выйти из роли: снять атрибуты, сесть в общий круг и ответитьна следующие вопросы:
•А есть лиспособ возродить Большой костер? •Как помочь жителям острова? Все предложениязаписываются, выбираются самые лучшие. На эту тему готовятся рисунки, которыепотом можно будет повесить в классе.
Подсказкид++ля ведущих.
Толковыйсловарь русского языка следующим образом определяет понятия “свой” и “чужой”.
“Свой”:
•принадлежащийсебе, свой, собственный;
•являющийсяличным имуществом, собственностью, находящийся в распоряжении данного лица;
•своеобразный;
•родной,связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.
“Чужой”:
•принадлежащийдругому, являющийся его собственностью;
•не родной,не связанный родственными отношениями;
•посторонний,не связанный близкими отношениями;
•имеющий малообщего с кем-либо по духу, взглядам, интересам;
•чуждый,далекий.
Основныеэмоции и чувства человека
•Интерес(любопытство)
•Радость(ликование, восторг)
•Удивление(восхищение)
•Раздражение(неудовольствие, дискомфорт)
•Страх(тревога, опасение, ужас)
•Обида(разочарование)
•Гнев (презрение,отвращение)
•Горе(страдание)
•Стыд (вина,застенчивость).