Реферат по предмету "Культура и искусство"


Итальянские библиотеки в эпоху Возрождения

Содержание
Введение
ГлаваI. Возрождение как культурныйрасцвет Италии XIV- XVIвв.
1.1 КультураИталии в эпоху Возрождения
1.2 Гуманистическая мысль ипредставители эпохи Возрождения
1.3 Расцвет литературы в эпохуВозрождения
ГлаваII. Виды и назначение итальянскихбиблиотек
2.1Частные библиотеки
2.2Общедоступные (публичные) библиотеки
2.3Строительство и интерьер библиотек
Заключение
Списоклитературы

Введение
Эпоха Возрождения – этопереворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего иотношению к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность.Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса –развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявлениеиндивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышленияогромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшегоинтереса к классической культуре стало изучение античных текстов ииспользование языческих прототипов для воплощения христианских образов.Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс ипереводится как возрождение).
В эпоху Возрождения вевропейских государствах, в период формирования буржуазных наций, национальныхязыков и культур происходят заметные изменения в деятельности библиотек.Открываются новые университетские и публичные библиотеки. Передаются всобственность городам многие монастырские библиотеки. В библиотечных фондахпреобладающими становятся книги на национальных языках, формируются новыеправила составления каталогов, расстановки фондов, обслуживания читателей.
Города, создавая библиотеки,открывают их не только для епископов, монахов, ученых, студентов, но и дляюристов, купцов, мореплавателей, мастеров. В этот период деятельность многихталантливых ученых была связана с библиотечной практикой.
Данной теме посвящены трудыБ.Ф. Володина, Л.И. Владимирова, О.И.Талалакиной. В их монографиях повествуетсяо библиотеках эпохи Возрождения, их становлении, также строительстве и описанииинтерьера. В работах Э.Гомбриха и Э. Чемберлена описывается сама эпохаВозрождения, культура Италии. Также хочется отметить труды Н.В. Ревуненковой,В.Г. Кузнецова и Н.В. Ревякиной, где рассказывается о возникновении гуманизма иего роли в становлении и развитии эпохи Возрождения.
Цель данной работырассмотрение и изучение итальянских библиотек эпохи Возрождения.
В ходе исследованиярешаются следующие задачи: выявление основных черт культуры Италии в эпохуВозрождения, развитие литературы, зарождение гуманистической мысли, изучениечастных и общедоступных библиотек, а также их строительство и описание интерьера.
Работа состоит извведения; двух глав: Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв., виды и назначение итальянскихбиблиотек; заключения и списка литературы, используемой в данной курсовой.

Глава I.Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв.
1.1 Культура Италии вэпоху Возрождения
ЭпохаВозрождения или европейского Ренессанса – это процесс расставания с феодальнымпрошлым и время активного диалога с античными предшественниками. РодинаВозрождения – Италия, где гуманистические тенденции в городской жизни началиярко проявляться уже во второй половине XIII в.
Культуруэпохи Возрождения принято делить на два периода:
/>/>Период так называемого «Раннего Возрождения»охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 гг. В течение этих восьмидесятилет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, нопробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнееизменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросаютсредневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как вобщей концепции своих произведений, так и в их деталях.
/>Второй период Возрождения — времясамого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением».Оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 гг. В это время центртяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодарявступлению на папский престол Юлия II. При нем Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нёмсоздаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепныескульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиесяжемчужинами живописи.
/>Главное, чем характеризуется этаэпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного,преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлениипридаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чёмнаглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложнаяпропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястри притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки,полусфера купола, ниши, эдикулы.
Наибольшийрасцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя двагорода-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудилисьвеликие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, ДонатоБраманте, Джорджо Вазари и многие другие.
ХудожникиВозрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, началииспользовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции,использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображенияболее реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчестваот предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями визображении.
В эпоху Возрожденияпрофессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытываетвлияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением.Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифониив творчестве представителей «Нового искусства» в Италии.
Появляютсяразличные жанры светского музыкального искусства. Складываются новые жанрыинструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне,органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов,обладающих богатыми выразительными возможностями. Эпоха Возрождения завершаетсяпоявлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы,способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Развитиезнаний в XIV—XVI вв. существенно повлияло на представления людей о мире и местечеловека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной,а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности былипредприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем,положили начало научной медицине и анатомии.
Крупныеизменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и НикколоМакиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриватьсякак результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда жебыли предприняты попытки разработки «идеального» общественногоустройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» ТоммазоКампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античныетексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческогоязыка.
Связь искусства и наукисоставляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивоеизображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтомупознавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя ихразвитие.
1.2 Гуманистическаямысль и представители эпохи Возрождения
Термин «гуманизм»происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность».Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. известный римский оратор Цицерон(106-43 до н.э.). Для него гуманизм — это воспитание и образование человека впервую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовнойприроды человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему изграмматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины сталиназываться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются ипо сегодняшний день.
Родоначальникомгуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Вего творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессанснойкультуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других»он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, поотношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибосчитает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.
Первый гуманист считал,что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всемего творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойныйобъект познания.
Своими рассуждениямиПетрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохиВозрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековыйчеловек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведениесоответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя черезмаксимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, вбогоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся отиндивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальныхсредневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатываютновый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятиедеятельности. Ценность человеческой личности для них определяется непроисхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами иплодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этогоподхода может служить, например, разносторонняя деятельность известногогуманиста Леона Баттиста Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем,автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти,человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственнойактивностью.
Однако было бынеправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистическихтенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество ЛоренцоВаллы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении»неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобнаямировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь Лоренцо Валлаутверждает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.
Джованни Пико деллаМирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека»помещает его в центр мира. Пико утверждал, что Бог не создал человека по своемуобразу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя, чтоявлялось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пикозаключается в том, что человек волен стать тем, кем пожелает. Достоинствочеловека — в его свободе.
Тезис о человеке как доконца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения,по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. ЭпохаВозрождения знаменует собой движение в сторону утверждения самоценностииндивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенностьбытия человека как творческого существа порождает и неопределенность егонравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он утверждал,что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могутбыть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опятьже, сам решать, какую идею ему принять.
Такой подходпринципиально расходится с прежней логикой философского мышления, пытающегосянавязать человеку единственное основание нравственного выбора и призывающейстроить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненнымпринципом.
Гуманистическая мысльвторой половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых сталаидея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнениюс другими существами и особое его положение в мире.
В подавляющембольшинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигаличеловека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждалообратное. Присутствие Бога в философии гуманистов предполагало критическоеотношение к церкви как социальному институту.
Гуманисты высоко цениликниги, библиотеки. Они считали, что для сохранения памяти о прошлом более всегонеобходимы памятники письменности. То, что хорошо вверено книгам, остаетсявечным. Книги – всеобщая кладовая всех знаний. Также они считали, что должны позаботитьсяо том, чтобы взять их у предков и целыми, невредимыми передать потомкам. Именнобиблиотека дает такую возможность.
1.3 Расцвет литературыв эпоху Возрождения
Историялитературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. Вначале XVI в. провозвестником ее стал великийпоэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях и величайшейпоэме «Божественная комедия» он отразил все сложности миросозерцаниячеловека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.
Подлиннымзачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304–1374), в творчествекоторого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именнос его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучениелитературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не толькоученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым вистории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349г. был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобноантичным героям.
Петраркасоздал новую систему мышления, определил все представления о человекеРенессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своихлатинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писалэклоги, в духе Горация – Стихотворные послания.
Младшийсовременник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был егопродолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писательобращался и к традиционному жанру куртуазного романа и классическому эпосу.Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозеи стихах «Комедия флорентийских нимф», положившая начало жанрупасторали. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессанснойновеллы, знаменитого сборника «Декамерон».
В новеллахавтор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляютвсе слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. ЧеловекБоккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своейсвободе чувств и действий и праве выбора. Его сочинения способствовали развитиюитальянского литературного языка.
Литература XV в. связана была с развитием лирики втворчестве Анджело Полициано (1454–1494) и Лоренцо Медичи (1449–1492), длятворчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни.Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, «Сказаниеоб Орфее».
Жанр новеллыполучил в XV в. дальнейшее развитие. ПоджоБраччолини (1380–1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких кновеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо(Мазуччо) Гвардато (ок. 1420–1476).
Значительноеместо в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия,питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всегокаролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были «Большой Морганте»Луиджи Пульчи (1432–1484) и «Влюбленный Орландо» (1483–1494) МаттеоБоярдо (1441–1494).
ВысокоеВозрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классическогоренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистическиеидеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оносвязано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474–1533), оставившегограндиозную поэму «Неистовый Роланд», ставшей одной из величайшихвершин итальянского Ренессанса. Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов,посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековыеобразы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: героинаделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей испособностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора вкомпозиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всеготекста.
Длялитературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системыжанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейнаянаправленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло(1485–1565) и Дж. Чинтио (1504–1573). И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтиоприсущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенноеизображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистическийи трагический характер.
Лирическаяпоэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. Встихах В. Колонны (1490–1547) и Г. Стампы (ок. 1520–1554) отразилисьдраматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературеИталии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великогохудожника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическимимотивами.
Итальянскиепоэты и писатели эпохи Возрождения не только внесли исключительный, поистинеэпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, ностали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Несомненно,эпоха Возрождения останется одной из величайших эпох человечества, без которыхневозможно было бы представить полноценное развитие общества. А величайшие произведенияискусства никого не оставят равнодушным. Чтобы представить Возрождениеполностью, нужно рассмотреть еще один институт культуры – библиотеку, котораяоткрывается для читателей. Также она становится хранилищем уникальных памятниковписьменности прошлого.

Глава II. Виды и назначение итальянскихбиблиотек
2.1 Частные библиотеки
В эпоху Возрождения вжизни общества доминирует частная библиотека как один из типов библиотек, ибоименно эти библиотеки, будучи прекрасно укомплектованными и имевшие в своихфондах богатейшие коллекции с подлинными сокровищами античной и современной натот момент литературы, не только дали импульс к созданию нового типа библиотек,сориентированной на общедоступность, на обслуживание широкого круга граждан, нои определили тематику их фондов, политику их комплектования, отношениебиблиотек к задаче сохранения мирового духовного наследия.
Одной из лучшихбиблиотек того времени была собрана выдающимся поэтом Франческо Петраркой(1304-1374). Поэт был страстным библиофилом, оставшиеся после него конспектыпрочитанных книг и многочисленные его пометки на полях показывают, какой этобыл внимательнейший читатель. Петрарка собирал свою коллекцию в ту пору, когдакнигопечатание еще не было изобретено, и книга была предметом дорогим и редким.Но Петрарка не считался с затратами, использовал для собрания книг широкуюизвестность, личные связи со знатью, поездки с дипломатическими миссиями,путешествия. Если не удавалось приобрести оригинал, он немедленно заказывалкопию, часть принадлежавших ему книг переписал сам. С особым тщанием Петраркасобирал произведения античных авторов. С манускриптом творений Вергилия он нерасставался даже в пути.
В 1337 г. Петраркасоставил опись своей коллекции, назвав ее «Мои книги» («Librimei»). К концу жизни в нейчислилось более тысячи названий, немало библиографических редкостей. Своемуслуге он поручил хранить коллекцию как величайшую святыню.
Великая заслугаПетрарки – возрождение забытого в средние века принципа публичности библиотеки.В 1362 г. В страхе перед чумой, он покинул Милан и перебрался в Венецию. Тутпоэт и сделал правительству республики предложение – передать в будущем своюредкую коллекцию собору св. Марка при условии, что в Венеции ему будетпредоставлено жилье, а его собрание станет доступным для всех желающих.Правительство Венеции приняло это предложение. Дальнейшая судьба собранияПетрарки не совсем ясна, остатки его находятся в различных библиотеках.
Петрарку считал своимучителем великий Джованни Боккаччо (1313-1375). Он тоже стал страстнымколлекционером старинных манускриптов, но, будучи человеком, менеесостоятельным, чем Петрарка, не мог тратить на это увлечение таких средств.Часто разъезжая по Италии, он возил с собой наиболее ценные манускрипты в тщательноупакованных специальных ящиках.
Боккаччо, также как иПетрарка, хотел сделать свое собрание общедоступным и с этой целью завещал егов 1374 г. монастырю Санто Спирито во Флоренции, где в 1428 г. его библиотекуобнаружил Никколо Никколи.
Крупнейшим собирателемрукописей был итальянский писатель-гуманист Поджо Браччолини (1380-1459),прославивший свое имя сатирическими «Фацетиями» на латинском языке.Уже в юности Браччолини интересовался античной литературой, а благоприятныеусловия для собирания книг нашел, работая в папской курии, сначала скриптором,затем секретарем папы Иоанна XXIII.Сопровождая папу во всех поездках, он пользовался этим для приобретения книг.Во время церковного собрания в Констанце Браччолини ознакомился с книжнымисобраниями близлежащих немецких, французских и швейцарских монастырей. В 1414 г.вместе с двумя приятелями он посетил Санкт-Галленский монастырь и ужаснулсятому, как запушена в нем некогда прославленная и богатая библиотека: книгиоказались свалены в темной и сырой башне. В этой груде Браччолини обнаружилмножество замечательных памятников античной литературы, в том числе Цицерона. ВФульдском монастыре он нашел произведения выдающегося мыслителя древностиЛукреция Кара. Считая своим долгом спасти бесценные творения, Браччолиниполагал, что годятся любые средства. Он доставал книги у монахов за скромныеподачки, а то и просто уносил раритеты под полой. Если это не удавалось, самделал копии. Собирал Браччолини книги в основном не для себя, а для других,например, для библиотек пап или Медичи.
Еще один крупныйбиблиофил эпохи гуманизма Никколо Никколи (1363-1437) – советник побиблиотечным делам при флорентийском правителе Козимо Медичи. Получив послесмерти отца солидное наследство, юноша целиком израсходовал его на покупкукниг. К концу жизни он был владельцем собрания из 800 книг. В библиотекеНикколи работали несколько писцов, а сам Никколи занимался в основномисследовательской работой по выявлению подлинников, а также писал комментарии кним.
Перед смертью Никколизавещал свою библиотеку Флоренции с тем, чтобы в городе на ее основе быласоздана публичная библиотека.
Собирания памятниковантичной письменности, сохранение их для грядущих поколений и провозглашенияпринципа абсолютной доступности книжных собраний – огромные заслуги итальянскихгуманистов перед мировой культурой. В немалой степени благодаря ним былиспасены книжные сокровища Восточной Римской империи.
2.2 Общедоступныебиблиотеки
Частные коллекциибиблиофилов сыграли огромную роль в формировании общедоступных (публичных)библиотек. Эти библиотеки действительно стали таковыми, хотя в сравнении с темиобщедоступными библиотеками, которые появились во всем мире значительно позже,они выполняли иные задачи. В данном случае понятие «общедоступная(публичная) библиотека» неотделимо от конкретного времени и представляетсобой не абстрактную общедоступную библиотеку вне времени, а общедоступнуюбиблиотеку эпохи Возрождения.
Известными библиофиламии покровителями искусств и наук эпохи Возрождения были члены богатого ивлиятельного патрицианского семейства Медичи во Флоренции. Еще Козимо Старший(1389-1464) увлекся книгами под влиянием Никколо Никколи. Именно Козимо Старшийстал покровителем собрания Никколи: он отвел для коллекции отличное помещение вмонастыре Сан Марко и пожертвовал значительную сумму на дальнейшее пополнениебиблиотеки. Был сделан большой заказ владельцу крупнейшей тогдашней мастерскойпо переписыванию Веспасиано да Бистиччи. Он сумел выполнить заказ Медичи засравнительно короткий срок. Так возникла библиотека «Mediceapublica», известная болеекак Библиотека Лауренциана. Библиотеки Медичи достигли расцвета во второйполовине XVв.при внуке Козимо Медичи Лоренцо Великолепном.
В Италии в XVI-XVIIвв. библиотеки создавали в основном князья церкви, но туда часто попадализнаменитые некогда коллекции светских властителей. Например, в Ватиканскуюбиблиотеку в 1658 г. было включено знаменитое собрание манускриптов урбинскогогерцога Федериго да Монтефельтро (1422-1482), который собирал книги, чуть ли нес детства и принес в жертву этой страсти почти сказочное богатство. Дляхранения своей коллекции при дворце да Монтефельтро было выстроено великолепноездание. Надо сказать, что герцог заботился и об удобствах для читателей.Читальня была отлично освещена.
Также Ватиканскаябиблиотека пополнилась и за счет одной из лучших немецких библиотек,принадлежавшей пфальцскому князю, а в 1690 г. папе Сиксту IVдосталось книжное собрание шведской королевы Христины, переехавшей жить в Рим.Папа перевел библиотеку в светлые, роскошно декорированные залы, завел наряду считальней то, что мы называем абонементом. Благодаря заботам папы Сикста IVВатиканская библиотека стала лучшей в Италии. Но его преемники библиотеке всеменьшее внимания. Постепенно фонды утрачивали гуманистический характер,пополняясь схоластической литературой. Более или менее вольнодумныепроизведения держали в «секретной» библиотеке, доступ к которой былвесьма ограничен.
Библиотека эпохиВозрождения – это библиотека общедоступная в смысле степени открытости еефондов потенциальным читателям и одновременно – библиотека научная, посколькусостав ее фондов имел универсальный профиль. В первую очередь она была нацеленана сбор памятников письменности прошлого, на максимально полное отражение всвоих фондах античного наследия. В этой библиотеке были созданы благоприятныеусловия для обеспечения сохранности уникальных документов. Вместе с тембиблиотека была открыта для широкого круга читателей, проявлявших интерес кэтим книгам. Иными словами, она была сориентирована и на выполнение функцийсбора и хранения, и на выполнение функций обслуживания.
Вопрос о библиотекарекак профессионале встает в принципиально ином по сравнению с предшествующимиэпохами ракурсе. Так Федериго да Монтефельтро разработал инструкцию, в которойсформулировал требования, предъявляемые к библиотекарю. В круг егообязанностей, согласно этой инструкции, входили присмотр за порядком, ведениекаталогов, защита фондов от повреждений, обеспечение доступности фондов ипроставление в специальном журнале отметок о выданных манускриптах.Монтефельтро характеризует и те качества, которыми должен обладатьбиблиотекарь: ученостью, приятным характером, представительной внешностью,красноречием. В действительности же более всего ценилась образованность.
Своего рода символомбиблиотекаря итальянской общедоступной библиотеки стал хранитель ЛауренцианыАнтонио Мальябекки (1633-1715). Он не придавал никакого значения одежде, и еговнешний вид был далек от приятной внешности, он экономил время на умывании,одевании, еде, но знал наизусть каталоги всех европейских библиотек – вплоть дотого, что мог указать местонахождение той или иной книги на полке.
С XVIв. библиотекари Италии начинают уделять внимание теории создания каталогов.Первой из целой серии работ была книга монаха-бенедиктинца Флориана Трефлера,изданная в 1560 г. Автор был знаком с отечественным и иностранным опытомсоставления каталогов. Обязательными для библиотеки Трефлер считал каталоги:алфавитный; систематический, описывающий книги в последовательности ихрасположения на полках; предметный, представляющий собою перечень содержанияимеющихся в фонде книг с алфавитным указателем к нему, и перечень книг,хранящихся на запасных полках. Католическая церковь, приверженцем которой былТрефлер, стремилась не допустить распространения библиотеками литературы, несоответствующей интересам церкви. Заявляя, что только для библиотекаря долженсуществовать перечень книг, хранящихся на запасных полках, Трефлер лишний разподчеркнул, что библиотека – учреждение, проводящее идеи господствующих вобществе сил.
2.3 Строительство иинтерьер библиотек
В средние векакакой-либо специфической архитектуры для библиотек не существовало. Обычно ихразмещали в каком-нибудь освободившемся старом здании, где окна были обращенына восток. В XVI в. стали яснеепонимать, что библиотеки нуждаются в определенной планировке, соответствующейхранителю книг и обслуживанию читателей.
Первым архитекторомбиблиотек в XVI в. были МикеланджелоБуонаротти и Якопо Сансовино (Татти). Сансовино спроектировал очень красивоездание для библиотеки св. Марка в Венеции (1436), а великий Микеланджело –великолепную библиотеку Лауренциану во Флоренции (1559). Они же определилиосновные функциональные требования к подобным сооружениям: библиотека должнастоять на открытом, общедоступном месте, главное в ней – большой зал,занимающий почти все здание. Остальное пространство отведено под лестницу ипортик. Желательно, чтобы зал представлял собой удлиненный прямоугольник и былснабжен рядами окон с обеих длинных сторон.
В эпоху раннегоВозрождения наиболее распространенной была пультовая система размещения книг.Книги прикрепляли к пультам цепями. Это зал размером 40×12 шагов с 19окнами вдоль длинных стен; в нем 28 пультов с книгами. Те, которые разрешалосьвыдавать на дом, стояли в шкафах в смежной комнате. Подобная система былапригодна до тех пор, пока фонды были невелики. Но по мере роста фондов онауступила место другой, рассчитанной на более удобный доступ к книгам.
Вместе с тем уже вовторой половине XVI в. вбольшинстве библиотек вместо пультов начали ставить вдоль стен книжные шкафыили многоэтажные полки-стеллажи. Читателям оставались середина зала и ниширядом с окнами. В те времена во дворцах знати стали устраивать библиотечныезалы, оформленные в стиле барокко и рассчитанные не столько на удобствочитателя, сколько на то, чтобы поразить посетителя роскошью декора. Одним изэлементов этого оформления были великолепно декорированные шкафы. Для этогостиля типична библиотека, выстроенная в конце XVIв. по заказу папы Сикста Vитальянским архитектором Доменико Фонтано для хранения ватиканскихманускриптов.
Впоследствии от шкафовотказались и стали держать книги на полках, которые нередко занимали всю стенуцеликом, от пола до потолка, достигая высоты шести и более метров. Естественно,что для пользования книгами приходилось обзаводиться высокими стремянками, чтосоздавало значительные неудобства. Впрочем, был найден выход: вдоль стенустраивались галереи, что позволяло обходиться без стремянок. К так называемоймагазинной системе, при которой хранилище отделено от читальни, перешлизначительно позднее – лишь в середине XIXв.
Естественно, что, когдаотказались от пультов в пользу полок, пришлось отказаться и от цепей с замками,хотя в Италии особо ценные книги хранили таким образом до самой середины XIXв.
В оформлении библиотекипринимали участие лучшие итальянские художники того времени – Паоло Веронезе(1528-1588), Тинторетто (1518-1594), Тициан (1477-1576).
В том, что библиотекабыла построена в самом центре города, а также в том, каковы были ее внешний види интерьеры, отразились новые представления о месте и роли библиотеки в жизниобщества, утвердившиеся именно в эпоху Возрождения.

Заключение
Рассматривать развитиебиблиотеки необходимо в историческом и культурном контекстах. В эпохуВозрождения библиотека переходит на новый уровень по сравнению с библиотекамиРаннего Средневековья.
Библиотека становитсяоткрытой широкому кругу читателей, проявляющих интерес к книгам. Состав фондовстал универсален. В библиотеках эпохи Возрождения были созданы благоприятныеусловия для обеспечения сохранности уникальных документов. Иными словами, деятельностьбиблиотек была сориентирована и на выполнение функций сбора и хранения, и навыполнение функций обслуживания.
Также вопрос обиблиотекаре как профессионале встает в принципиально ином по сравнению спредшествующими эпохами ракурсе. В круг его обязанностей теперь входят присмотрза порядком, ведение каталогов, защита фондов от повреждений, обеспечениедоступности фондов.
Эпоха Возрожденияустами великих ученых, поэтов, государственных деятелей заявила об огромнойсиле и значении библиотек.
Библиотеки –хранительницы научных и культурных достижений народов – способствуют взаимномуобогащению культур различных стран, преемственности в развитии наук, литератур.И в наше время сведения о библиотеках Возрождения нередко служат для новыхнаучных открытий.

Список литературы
1. Владимиров,Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVIIв. [Текст] – М.: Книга, 1998. – 312с.
2. Володин,Б. Ф. Всемирная история библиотек – Изд. 2-е, доп. –СПб.: Профессия, 2004. –431с.
3. Гомбрих,Э. История искусства [Текст], М.: Изд. Трилистник, 1998. – 688с.
4. Европа в средниевека: экономика, политика, культура: Сб. статей [Текст]. – М, 1972. – 453с.
5. Кузнецов, В. Г.Философия: учебник [Текст] — М.: Инфра-М, 2005. – С. 93.
6. КультураВозрождения: в 2 т. Т. 1[Текст]. – М.: Росспэн, 2007. – 863с.
7. Мироваяхудожественная культура: в 2 кн. Кн. 1[Текст]. – М.: Высш. шк., 2005. – 447с.
8. Ревуненкова, Н.В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации [Текст]. – М.: Мысль,1988. –197с.
9. Ревякина,Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV– XV вв. [Текст].– Иваново, 1993. – 259с.
10. Талалакина,О. И. История библиотечного дела за рубежом [Текст] – М.: Книга, 1982. – 320с.
11. Чемберлин,Э. Эпоха Возрождения быт, религия, культура [Текст] – М.: Центрполиграф, 2006.– 237с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.