Содержание
Введение 3
1. Понятие конфликта с точки зрения светской психологии_ 4
1.1. Сущность конфликта 4
1.2. Способы разрешения конфликтов 16
2. Конфликты в святоотеческой психологии_ 26
2.1 Причины возникновения и сущность конфликтов 26
2.2. Разрешение конфликтов с позиции святых отцов 32
Заключение 36
Введение
Конфликты– это всегда ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Онихарактеризуются определенными признаками: наличие значимых для сторон противоречий;необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективноговзаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникшихпротиворечий, реализация собственных интересов и т.д.
Цельюработы является изучение конфликта в свете светской и святоотеческой психологии.
Исходяиз цели работы, сформулируем задачи исследования:
— выявить сущностные особенности конфликтов;
— проанализировать основные виды конфликтов;
-провестисравнительный анализ взглядов светских и православных психологов на природуконфликтов;
-охарактеризоватьспособы разрешения конфликтов в святоотеческой и светской психологии.
Объектомисследования является сам конфликт.
Предметисследования – природа конфликта в святоотеческой и светской психологии.
Методамиисследования явились: сравнительный анализ, системный анализ и структурно-функциональныйанализ.
Нашаработа состоит из двух разделов (четырех подразделов). В первом разделе даетсяанализ взглядов светских психологов на природу конфликтов и способы их разрешения.Второй же раздел посвящен исследованию конфликта с точки зрения святых отцов.
Исследованиюконфликта в светской психологии посвящены труды Здравомыслова А.Г., НемоваР.С., Андреева В.К. и др. Среди православных исследователей следует особоотметить Григория Богослова, Савву Дорофея, святителя Тихона Задонского.
1. Понятие конфликта с точки зрениясветской психологии 1.1.Сущность конфликта
Конфликтуприсущи своеобразные свойства, отношения и внешние формы. Прежде чем даватьопределение понятия «конфликт», нужно рассмотреть некоторые из этих черт.
Конфликт,по мнению Здравомыслова А.Г. [11, с. 122], — явление социальное, порождаемоесамой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те илииные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Социальныесвязи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию,имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходяот одного поколения людей к другому. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидови усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развитияво взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество,конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов ивыбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий, их эскалацияпривели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.
Правомерносчитать, что межличностный конфликт — один из уходящих в глубины тысячелетийспособов взаимодействия человеческих существ. Он, по-видимому, получилраспространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между отдельнымилюдьми предшествовали общению индивида с самим собой, его автокоммуникации.Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий,нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния, поддержаниевзаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения ихинтересов, оценок, целей.
Недаромстоль высоко ставится соблюдение выработанного за многие века «золотогоправила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлятьлояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным,уважительным и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими на такойблагожелательной основе, как взаимное доверие, надежность в словах и наделе.Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны толькопри уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдномстремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.
Конфликтдолжен восприниматься, по мнению Дружинина В.В, Конторова Д.С.[9, с.304],вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессоми способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природене может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония,противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественногоразвития.
Далее,конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину,что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что егонамерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своеговида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессесвоей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущимкачеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческуюпрактику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляетсобой совокупность идей и взглядов, чувств» привычек и нравов. Оно охватываетвсе богатство духовной культуры — той «второй природы», что сотворена людьми.
Наличиесознательного начала принципиально отличает общество от естественной природы,материального мира в целом. Поэтому в обществе все, включая и конфликты,совершается не со строгой, объективно обусловленной предопределенностью, а сосознанием людьми своих действий, возможностью их субъективной корректировки.
Обладаяразумом и способностью к самосознанию, человек в большей степени свободен ввыборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучипотенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписанымиправилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщенияк достижениям культуры.
Следующаячерта: конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь тоэкономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны какнеотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
Всамом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности илидеятельность организации без внутренней напряженности, противоречий,преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Бесконфликтность — этоиллюзия, утопия и уж тем более не благо. Жолобов Ю.В. [10, с.98], считает, чтоконфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальныхобщественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости ихпотребностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны,могут быть полезны как источник и фактор общественной активности.
Весьмасущественно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в формепротивостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил,интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Противодействиесторон присутствует не только в межличностных и межгрупповых конфликтах, но ив процессе автокоммуникации человека, при его общении с самим собой,самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция, помнению Бобневой М.И.[6, с. 139], обеспечивается внутренним диалогом, который возникаетв восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на его собственныепереживаний и поступки. По сути происходят тот же спор, расхождение во мнениях,противостояние и противоборство, которые характерны для любого социально обусловленногоконфликта.
Иеще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемоеявление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновенияконфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих сторон, заинтересованностьюв исходе и последствиях противоборства.
Во-первых,конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителейнесовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующимзвеном. Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так пли иначедолжен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силыдля реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюсяситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, приниматьрешения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия,умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, которыйво многом служит улаживанию конфликта.
Итак,получив представление о некоторых основных чертах конфликта, необходимо датьэтому явлению более конкретное определение. Следует признать, что несуществует единого подхода и общей формулы на сей счет. Суждения ученых,сходясь в принципиальном истолковании элементов конфликтной ситуации, в то жевремя демонстрируют заметные расхождения при раскрытии самого понятия «конфликт».
Психологирассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основекоторого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностямисубъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональномфоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ,способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях,столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствахтенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Некотороепредставление о возможной классификации конфликтов дает рис.1, указывающий натипы и виды конфликтов. По мнению Авдеева Е.В. [2, с. 56], они выделяются посеми наиболее существенным признакам — источникам и непосредственным причинамвозникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативнойнаправленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон,способам урегулирования, функциональной значимости. При неизбежной условноститакого деления оно тем не менее позволяет системно подойти к характеристике конфликтав организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамикии последствий.
Классификация конфликтов.
/>
Рис.1 – Признаки, виды и типы конфликтов.
Какпоказано на рисунке 1, по источникам и причинам возникновения конфликты делятна объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вневоли и желания его участников, просто в силу складывающихся обстоятельств. Ноконфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения,преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектомстолкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладаниюкоторой стремятся конфликтующие стороны, все то, что представляет собой предметличных, групповых или общественных интересов.
Понепосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т.е.происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иногоструктурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушениемрегламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностнымвосприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение идействия других людей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые,вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостьюцелей отдельных лиц и социальных групп.
Своюспецифику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формами степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.)и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным,т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или простоспровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степенизакономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными,лишенными всякой целесообразности.
Конфликтыпо коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которыхучаствуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные,т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Этиконфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так и «снизувверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия междуними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель — подчиненный).В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно,скажется на ходе и развязке конфликта.
Помасштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в своюорбиту часть людей, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборствовсех (или большинство) участников. Большим разнообразием форм проявления характеризуетсятипология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих вбольшинстве случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных инравственных норм, определение функциональной значимости конфликтногопротивостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные,межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты.
Хотяконфликт по своим причинам и структуре предполагает противостоящие стороны, онвполне может быть личностным, присущим лишь отдельному человеку. Объяснениеэтому сводится к тему, что конфликт, по мнению Андреева В.К. [3, с.145], можетбыть либо с окружающими человека людьми, либо внутренним для него, так какчеловеку свойственно не только интенсивное взаимодействие с себе подобными, нои постоянное общение с самим собой. Автокоммуникация в том или ином видеявляется естественным условием нормальной психической активности человека. Онаво многом определяет работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко исостояние здоровья. Поэтому внутриличностный конфликт даже тогда, когда неимеет прямой связи с совместной деятельностью людей, неизбежно отражается наделовых отношениях и результатах общих усилий.
Обращениечеловека с самим собой есть прежде всего самопомощь и самоконтроль. Те, в своюочередь, преследуют цель самоорганизации и самопрограммирования. Внутренняяборьба тем самым выполняет функционально важную роль. Она позволяет личностиделать свой выбор поведения и способов действия.
ПоршневБ.Ф. [13, с. 378], считает, что межличностный конфликт древнее внутриличностного,поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновениюавтокоммуникации, общению индивида с самим собой. Вместе с тем межличностныйконфликт во многом имеет также интимный, т.е. касающийся только отдельноголица, механизм провоцирования и стимулирования определенного поведения. Егофункциональное назначение было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий,взаимное нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния.
Поспособам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические,сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные,допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближениявзглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа, по мнениюИвановой Е.Н. [8, с.87], обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживанияи поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Однакопри всей несхожести манер и стилей, а также при том, что не существует единыхрецептов преодоления конфликтов и каких-то универсальных способов их улаживания,имеют место и некоторые общие признаки конфликтного поведения. Такое поведениепрактически всегда так или иначе связано с решением той проблемы, котораявызвала противоборство и которая в определенной мере значима для каждого изучастников конфликта, делает их взаимодействующими. Это требует выборасоответствующего способа, т.е. образа действий, который отвечал бы какспецифике (особенностям), так и общей природе, некоей стандартной основе данноготипа конфликта.
Важноеместо в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняластруктурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологомТолкоттом Парсонсом.
Вследза Спенсером и не без влияния Сорокина он рассматривал общество как системуотношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. ПоПарсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырехуровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликтазаложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказываетсяприобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и кнормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие,определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутреннимифизиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальныхотношениях .
Парсонспонимал социальную систему как определенного типа коллективность, предъявляющуючетыре функциональных требования: адаптацию к внешним объектам,целедостижение, интеграцию подсистем, воспроизводство структурных форм нормативно-ценностногообразца. При этом считалось, что адаптацию обеспечивают экономическиеотношения, достижение цели -политические условия, интеграцию — правовые нормыи обычаи, воспроизводство структуры — социальные институты, верования и мораль.
Нов целом Парсонс выступал за поддержание «гармонического», т.е. бесконфликтногоотношения между элементами системы. Конфликт представлялся ему социальнойаномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.
Близкуюс Парсонсом точку зрения на природу и преодоление конфликтов высказывалипредставители так называемой индустриальной школы в социологии управления с еедоктриной «человеческих отношений популярной в 30—40-е годы. Конфликты рассматривалисьими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние общественногоравновесия и сотрудничества.
Определенноевлияние на развитие учений о конфликтах оказали социологи известной Чикагскойшколы. Они отводили конфликтам место и ряду четырех взаимосвязанныхтипов социального взаимодействия — соревнования, конфликта, приспособления иассимиляции, указывая на то, что конфликтам принадлежит переходная роль отсоревнования к другим типам взаимодействия, а значит, и место существенногоисточника социальных перемен. Ученые разных стран обратили внимание на то, чтоконфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют иуправляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь заставляло усомнитьсяи том, что какая-либо модель социальной системы способна обеспечить стабильныйконсенсус (единодушие, единогласие). Вместе с тем крепло понимание необходимостиучитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальныхпротиворечий, перерастающих в конфликты. В итогес начала 50-х годов вСША, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получилираспространение современные концепции конфликта.
Первойпо времени появления следует назвать концепцию позитивно-функциональногоконфликта американца Льюиса Козера. Суть этой концепции в том, что конфликты неесть нечто чужеродное, аномальное для общества; они — продукт, элементвнутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей исамих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Козер,предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», усматривалв нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должнобыть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальныхгрупп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции; онинеобходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженнуюобстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальнымигруппами.
Влюбом конфликтном противоборстве заложен, по мнению Бодалева А.А.[5, с.342], позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социализациииндивидов и образованию социальных групп, установлению и поддержанию относительностабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию исохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках.
Особуюпозицию в отношении конфликтов занимает известный французский социолог АленТурен. Автор, выступая решительным критиком классической социологии, приверженностиструктурному функционализму и эволюционизму, полагает, что в условиях переходак постиндустриальному обществу нужно ориентироваться на другое — на социологиюдействия, активизацию субъекта как действующего лица, способность общества ксамоконструированию через конфликты и общественные движения.
Частьзарубежных психологов, следующих неофрейдистскому направлению, считает, чтоисточник конфликта кроется в стремлении человека, с одной стороны, к безопасности,а с другой — к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коренятся всерьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе,между завышением, искусственным стимулированием потребностей и совсем нередкойфизической невозможностью их удовлетворить. Согласно мнению некоторых психоаналитиков,конфликт находит свое разрешение в разного типа моделях («стратегиях»)поведения человека: либо это «стремление к людям», т.е. поиск привязанности,желание обрести чувство сопричастности к той или иной общности; либо это«стремление от людей», характерное доминированием чувства отчуждения отостального мира, сужением базы соприкосновения с социальной средой; либо это«стремление против людей», которое выражается в конфронтации с другими и борьбес ними, в готовности жить по «закону джунглей».
Отечественныепсихологи полагают, что человек объективно выступает в системе самыхмногообразных и противоречивых качеств. Важнейшее из них — быть субъектом, т.е.творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлятьизначально практическую деятельность, общение, поведение, созерцание и другиевиды специфической человеческой активности — творческой, нравственной, свободной.Под субъектом психологи понимают как отдельную личность, которая действует ввысшей степени активно, настойчиво стремится к целям, поставленным перед собой,так и сообщество людей, объединенных общими интересами.
Вовсех современных концепциях конфликта содержится утверждение, что любыедействия людей, включая и конфликтность, социальны, так или иначе связаны ссоциальной средой. Конфликт, его причины, формы проявления и способыурегулирования доступны пониманию только на основе глубокого уяснения природыобщества и особенно человека, закономерностей социальных отношений ивзаимодействия людей.
Вопросо сущности человека, его роли и предназначении в мире представляется, да и внастоящее время остается фундаментальным, базовым для понимания конфликтов.Сохраняют свое значение сформулированные немецко-американским социологом ЭрихомФроммом идеи о постижении в равной мере как закономерностей, которые определяютразвитие общества, так и законов, управляющих жизнью индивида. «Самые прекрасные,как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной,биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результатесоциального процесса формирования личности». Людские страсти, заботы и тревоги- это продукт культуры, развития цивилизации.
Именноотсюда следует формулирование цели «гуманистического преобразования» исоциума, и самого человека. На вопросы «кто есть человек, что движет им, чемопределяется поведение как отдельной личности, так и достаточно больших групплюдей?» сегодня наука отвечает следующим образом: основной движущей силойчеловеческого поведения являются потребности людей — витальные (сугубожизненные, обеспечивающие существование), социальные (общественные) и идеальные(духовные); эти потребности изначально заложены в человеке и не происходятодни из других [14].
1.2. Способы разрешения конфликтов
Каждыйконфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формамвзаимодействия двух; или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельныйчеловек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержанияотношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Нопри всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общиепризнаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, котораястала камнем преткновения в отношениях, в определенной мере значимо для каждойиз оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партнерами.
Увсякого конфликта есть, по мнению Карраса Ч.Л. [9, с. 121], некая стандартнаясхема развития: непосредственная причина, приводящая к столкновению, — несовместимостьинтересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий ииспользуемых при этом средств.
Признаносуществование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение,приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Описав и систематизировавпризнаки различных стилей, американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн предложилиприменять схематическую сетку.
/>
Рис.2 – Стили поведения в конфликтах
Уклонениекак стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием увовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо иприложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно какпойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти отконфликта.
Уклонениебывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего попричинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всегоиспользуют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оцениваютпреимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми заживое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат приниматьвызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средствомвыигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.
Иноедело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение инейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняетсвое значение, причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.
Приспособление,по мнению Крижанской Ю.С., Третьякова В.П.[11, с.279], как стиль пассивногоповедения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладитьконфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношенияхпосредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие отуклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентови не избегать совместных с ними действий.
Приспособлениеприменимо при любом типе конфликтов. Но этот стиль поведения наиболее подходитк конфликтам организационного характера, в частности по иерархическойвертикали: нижестоящий – вышестоящий.
Разумеется,стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения,может оказаться и мало эффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когдасубъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечатьдруг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.
Конфронтацияпо своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно исамостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересовдругих сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им.Применяющий подобный стиль поведения, по мнению Корнелиуса X., Фэира Л. [10,с.87], стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на своюсилу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементымаксимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление,административные и экономические санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудитьоппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взятьверх над ним, одержать победу в конфликте. Конфронтация вовсе не означает, чтонепременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть ивысокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов.
Нельзя,однако, забывать, что любое давление, в какой бы «элегантной» форме оно нипроисходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительныхи доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, ктоокажется побежденным и проставит попыток добиться реванша [19]. Потому конфронтационность,желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большейчасти межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровойморально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющихсотрудникам ладить друг с другом.
Сотрудничество,как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликтасобственных интересов. Но в отличие от конфронтационного стиля сотрудничествопредполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которыйотвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условиисвоевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию,уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовностисторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.
Стильсотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт какнормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или инуюпроблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Выгоды сотрудничестванесомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Нотакой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Онтребует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразитьи аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов,объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора изних в ходе переговоров взаимоприемлемого решения. Наградой за общие усилияслужат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденныйоптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерскоговзаимодействия.
Компромиссзанимает срединное место в сетке стилей конфликтного поведения. Он означаетрасположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласияна основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов.Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложениеиндивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, чтообычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворитьпритязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое вобщении с людьми. Не следует прибегать к нему без нужды, торопиться спринятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждениесложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумныхальтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен лив данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством,уклонением или приспособлением.
Стильповедения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупностьхарактерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способпреодоления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту.
Различатьхарактер конфликта — связан ли он с ценностями людей, их интересами илиправилами взаимодействия — считается важным, так как это во многом определяет ихарактер их разрешения. В области разрешения конфликтов, стратегиивзаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятсярешающим фактором ее конструктивного преодоления.
Во-первых,основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы повозможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимумунеизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острогопротивоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявятчестный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этомзаинтересованность, если они приложат совместные усилия к поискуположительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильногосогласия всех сторон.
Во-вторых,возможен двоякий исход конкретного конфликта — его полное или частичноеразрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин,вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностноеослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.
Приполном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и насубъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения,ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образапротивника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу,противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерскоесотрудничество.
Частичноеже разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, по мнению Г.М.Андреевой,Я.Яноушека [12, с. 437], выражает только внешнее изменение конфликтногоповедения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства.Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы,либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта. Предпринимаемыемеры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороныпрекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства,способствующие взаимопониманию.
В-третьих,отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон ипараметры их поведения, т.е. особенности участников конфликта, конфликтующихсторон выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболеедоступный и приемлемый в данных условиях. Среди них стоит отметить значениесходства культурных моделей и норм разрешения спорных ситуаций. Известно, чтов разных культурах существуют свои представления о способах улаживанияразногласий, о приемлемой «цене» победы, используемых средствах ит.д. Чем более схожи в этом отношении представления участников ситуации, темпотенциально им будет легче договориться, «найти общий „язык».Немаловажны и чисто психологические особенности людей — их склонность ккомпромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию. Необходимо пониманиетого, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретнойситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типаконфликтов.
В-четвертых,следует учитывать остроту конфликта, проявляющуюся в жесткости противостояниясторон. Острота конфликта, в свою очередь, определяется характером проблем,затронутых конфликтом. Ценностные конфликты, по мнению специалистов, являютсянаиболее трудно регулируемыми, поскольку особая значимость ценностей дляличности делает уступки и компромиссы в ситуациях их столкновения особеннотрудными, поэтому в области ценностных противостояний социальными ученымиразрабатываются идеи сосуществования ценностей. К потенциально более острымотносят также ресурсные конфликты, в которых интересы их участников являютсянесовместимыми. Ситуации с принципиально совместимыми интересами участниковили с разногласиями по поводу норм и правил взаимодействия, напротив, считаютсяменее сложными для их урегулирования.
Большое значение имеет и общаяситуация, на фоне которой возникает и развивается конфликт. Особенности этойситуации могут как ослаблять, так и ужесточатъ противостояние сторон. Например,общая позитивная атмосфера в семье, склонность к улаживанию разногласий,окружение, заинтересованное в скорейшем положительном разрешении конфликта, — все это является благоприятными факторами урегулирования конфликта. Напротив,наличие осложняющих факторов — общая тяжелая ситуация, «третьисилы», заинтересованные в продолжении конфликта, и т.д. — затрудняетразрешение конфликтной ситуации.
Наконец, как уже отмечалось,поскольку особое значение придается стратегиям поведения участников конфликта,важную роль могут сыграть их навыки поведения в ситуациях спора и переговоров- навыки аргументации и слушания, выработки альтернатив и поиска компромисса ит.д. В целом, позиция специалистов по отношению к разрешению конфликтовдостаточно оптимистична: конфликты управляемы и их можно успешно разрешать.
Способыразрешения конфликтов делятся на три основные категории.
К силовым стратегиям относятсястратегии поведения участников конфликта, направленные на достижениесобственных интересов без учета интересов партнера.Психологически ониописываются в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. При этомориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении — напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативныхтребований, эмоциональном давлении на партнера и т.д.; однако участникконфликта может прибегать и к «мягким», манипулятивным формамвоздействия на партнера, стремясь переиграть, перехитрить его, с помощьюнастойчивых просьб и других приемов создавая такое эмоциональное давление напартнера, которому трудно противостоять. При внешнем различии в конкретномповедении эти стратегии отличает исключительная ориентация на достижениесобственных целей и игнорирование интересов партнера. Их использованиеозначает стремление к победе своей точки зрения, их целью является утверждениесобственной позиции, реализация своего интереса, т.е. собственная победа.
Другую группу стратегийвзаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют всвоей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характеригнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемывместо ее решения. Например, мать, оказывающаяся беспомощной перед дерзкимповедением сына-подростка, занимает позицию игнорирования, непризнания реальныхпроблем их взаимодействия, объясняя себе его грубости усталостью и нервозностью.Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступитьсясвоими интересами, целями. Она может иметь обоснованный, рациональный характерв тех случаях, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека,когда шансы добиться своего невелики или «цена» победы можетоказаться чрезмерной и др. В тех же случаях, когда уступчивость ничем неоправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, какнеконструктивный подход к разрешению конфликтов.
В противоположность рассмотреннымтретья группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь кразрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорныестратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степениудовлетворяющих интересам обеих сторон.
Различаются две принципиальные моделипереговоров — модель «взаимных выгод» и модель «уступок — сближения» («торга»). В первом случае возможно нахождение такихвариантов решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон.Это возможно в тех ситуациях, когда интересы сторон, хотя и противоречат другдругу, но не являются несовместимыми. Вторая модель используется в техслучаях, когда интересы сторон несовместимы и оказываются возможными толькокомпромиссные решения, получаемые с помощью уступок сторон. В любом случаепереговорные стратегии разрешения конфликтов объединяет то, что взаимодействиеучастников из противоречивого становится согласованным, основанным на общеминтересе («Мы вместе должны решить эту проблему»).
Разрешение конфликта можно считатьокончательным только в том случае, если участники конфликтной ситуации непросто находят какое-то решение проблемы, ставшей предметом их разногласий, ноприходят к этому решению в результате согласия. Это позволяет рассчитывать нетолько на устранение разделяющих их спорных вопросов, но и на восстановление,нормализацию их отношений и взаимодействия, которые могли бытъ нарушены врезультате возникшего конфликта. Согласие же сторон относительно того или иноговарианта решения возможно только в результате договоренностей сторон, именнопоэтому переговорные стратегии — независимо от того, идет ли речь об официальнойделовой ситуации или выяснении отношений между супругами и считаются действительноконструктивными способами разрешения межличностных конфликтов.
Современная позиция специалистов вобласти человеческих отношений состоит в том, что конфликт может бытьуправляем, причем управляем таким образом, что мы можем усилить егоконструктивный выход, результат и, напротив, уменьшить потенциальныенеблагоприятные последствия.
Решающим фактором, по мнениюГ.М.Андреевой, Я.Яноушека.[21, с.335], при этом становится заинтересованностьсамих участников конфликтной ситуации в ее разрешении и в сохранении ипродолжении их отношений. Важным является выбор участниками конструктивных,эффективных стратегий поведения. В то же время ряд других факторов могут иметьвлияние на то, насколько легко или трудно будет найти конструктивный выход изконфликта.
2. Конфликты в святоотеческой психологии 2.1 Причины возникновения и сущность конфликтов
Проблемаконфликтов между людьми сегодня для психологов и социологов стоит на важнейшемместе. Условия сегодняшней жизни — это все ускоряющиеся ее ритмы и постоянноеобщение с людьми; общение пусть поверхностное, но со столь широким кругомлюдей, какой не могли и помыслить себе учители нравственности ни в IV, ни дажев XVIII веке. Однако все это вовсе не значит, что святоотеческие наставлениядля нас устарели.
Например,беседа О злопамятности преподобного Аввы Дорофея, жившего в конце VI —начале VII веков, в общем-то предназначалась для монахов, как и все его поучения.Но по нескольким причинам она поразительно подходит сегодня для нас всех.Во-первых, сейчас нам особенно нужна его необычайная отеческаяснисходительность к немощи новоначальных учеников. Во-вторых, для нас важнаситуация, в которой у Авва Дорофея возникала потребность давать именно такиенаставления. Подобную ситуацию скопления большого числа людей, не связанных родственнымиузами или взаимоотношениями сверстников и в то же время постоянно общающихсямежду собой на основе взаимного равенства, тогда можно было встретить только вобщем жительстве монахов.
Вэпоху патриархального быта, которая, кстати, явные признаки своего отмираниястала подавать лишь каких-то 100-150 лет назад, жизнь людей была полностьюзамкнута на внутрисемейный круг и хорошо характеризуется известным афоризмом:
«Мойдом — моя крепость». Так что тот тип социальных отношений, который тогда былисключением и встречался только в «киновиях» и «лаврах», населенных собравшимисятуда для совместного духовного и телесного труда монахами, теперь стал повсеместнойреальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего временипроводит в «коллективе» людей, случайно оказавшихся вместе: группа детскогосада; школьный класс; производственный коллектив; больничная палата; очередь;туристическая группа, — да мало ли еще что, всего не перечислишь. И вездечеловек так или иначе общается с окружающими «случайными» людьми, с которымиего сближает лишь общее дело или место.
Поэтому,как мы видим, поучения Аввы Дорофея, возникшие в связи с проблемамивзаимоотношений монашеской братии, через четырнадцать веков удивительнымобразом оказались актуальными для мирян в глобальных масштабах.
Речьпойдет не о семейных конфликтах, хотя их природа и механизм протекания сходны спрочими проблемами межличностных отношений. Родственность, однако, будь тоблизость супругов, отношения «отцов» и «детей» или взаимоотношение братьев ит. д., — это слишком глубокий и мощный фактор, который по своей природе гаситмелкие конфликты и как правило не дает им укореняться вглубь. Сегодня, когдаодним из главных пороков общества признан страх вступать в глубокиемежличностные контакты, когда люди предпочитают обходиться ритуальной ложьюповерхностных полуконтактов, многие психологи говорят, что во взаимоотношенияхблизких людей конфликты — признак глубоких, искренних отношений. Избежатьконфликтов все равно невозможно, но в их преодолении происходит более тесноеединение людей. Что касается того, как их преодолевать, то путь, указанный АввойДорофеем, одинаково подходит и для монашеской братии, и для сотрудников по работеили одноклассников, и для людей, связанных родственными узами.
Речь,однако, сейчас пойдет более всего об общении людей, объединенных весьмаповерхностными связями, но в силу обстоятельств довольно тесно общающихся междусобой.
«Случается,что между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие...», — такобозначает Авва Дорофей начало конфликта, не углубляясь в детализацию еговнешних поводов. Далее он насчитывает четыре этапа развития конфликтной ситуацииот случайной стычки до глубоко затаенного в душе зла — злопамятства, есликонфликт зашел слишком далеко. Эти этапы: 1) смущение; 2) раздражительность;3) гнев; 4) собственно злопамятность.
«Смущение»— это завязка конфликта, естественная реакция на «слово брата, — как пишет АвваДорофей, — нанесшего оскорбление». «Смущение же есть то самое движение ивозбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце», — в этом, согласноАвве Дорофею, состоит начальный этап конфликтной ситуации. Первый этап конфликтаАвва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающегокостра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большогопожара: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата,нанесшего оскорбление». Погасить эту искру пока еще совсем не трудно, да онаи сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: «Если бы ты перенесмалое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал этот малый уголек».Но если вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, бросить ее в легковоспламеняемый материал, то от нее разгорится (пока еще слабый) огонек: «Еслиже будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы онне хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», —вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, ипроизвел дым, который есть смущение».
Итак,когда солома или дерево начали тлеть и дымиться от упавшей искры, но еще невоспламенились, это в образной системе Аввы Дорофея — смущение, оно начинаетдымиться и бросать искры.
Дляэтого этапа развития греха Авва Дорофей приводит и другой, уже упоминавшийся,весьма убедительный пример из окружающей природы: «… отсекайте страсти, покаони еще молоды иное дело вырвать малую былинку, и иное — искоренитьбольшое дерево
Второйэтап — раздражение; как его определяет Авва Дорофей, — это «отомстительноевосстание на опечалившего...». Чтобы точнее передать, в чем состоит раздражение,Авва Дорофей находит еще другое его название: «Его также называют острожелчием(вспыльчивостью)».
Вчем же состоит развитие конфликта на этом этапе? Смутившись, растерявшись впервый момент от неожиданно встреченного недоброжелательства, вслед за этимчеловек многократно «прокручивает» в памяти инцидент. При этом, разумеется, онначинает особо остро ощущать несправедливость того, «как со мной поступили», иразгоряченно перебирать в уме способы, которыми он «восстановит»справедливость. Авва Дорофей поясняет: «Если же ты будешь продолжать раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: «зачем он мнеэто сказал, я и ему скажу то и то»; то от сего самого стечения и, таксказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходитвоспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови околосердца».Не удовлетворившись собственным заключением сущности раздражения,преподобный Дорофей обращается к авторитету другого писателя-аскета,преподобного Марка Подвижника: «как сказал блаженный авва Марк: «злоба,питаемая помышлениями, раздражает сердце» Если первый этап развития конфликта АвваДорофей сравнивает с тлеющим угольком, попавшим в воспламенимую среду, тонетрудно угадать, о чем он будет говорить дальше. От пламени, оживляющего очагили взметнувшегося над костром, он вдруг переходит к жару совсем другого рода:«… от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согреваетсяи разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности...». «Неувлекайся и не забывай, — как бы говорит он, — что и «искра смущения», и«огонь в сердце», да и само слово «раздражительность» — это только метафоры,словесные модели духовных состояний, которые иначе чем через внешние аналогиии не передашь...».
«Воткак происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешьсмущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огоньи еще более разжигающему его...».
«Такжекогда возгорится раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжатьсмущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому,кто подкладывает дрова на огонь...».
Итак,раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают«топливом». «Когда возгорится раздражительность, — объясняет переход отвторого этапа состояния конфликта к третьему Авва Дорофей, — если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, тоон делается подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, поканаконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев».
Гнев-третийэтап развития конфликтной ситуации. Что же приводит к нему? «Если же тыпродолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающемудрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется много горящегоуголья, и это есть гнев». Все те же «дрова», тот же горючий материал,подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что «полыхнет» пламягнева!
Послевесьма красочного описания порывов ярости, сделанного в свое время святителемГригорием Богословом, когда «законы отметались в сторону, врага, отца, жену иродных — всех сметал стремительный поток...», или же после описания гнева,оставленного святителем Тихоном Задонским, когда человек «негодует и шумит,клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, ивесь трясется, как в лихорадке», показ гнева Аввой Дорофеем может показатьсяслишком бледным. Гнев Авва Дорофей в сравнении с другими этапами развитиязлопамятности описывает наименее выразительно. Безусловно, на это есть своипричины. Прежде всего не требовалось в поучении к монахам, стремившимсяконтролировать каждый свой помысел (что, понятно, приходило не сразу), тратитьвремя на борьбу с пороками, которых у них не было. Научиться держать себя вруках во внешнем поведении, — это первое, с чего начинал каждый из них еще вмиру. А чтобы еще раз подчеркнуть, что гнев, как всякая страсть — болезненное,мучительное состояние, Авва Дорофей обращается к иной параллели, не связаннойс развернутой метафорой возгорания пламени из искры. Гнев он сравнивает сраной на теле человека: «… была у него рана, и он приложил пластырь (то естьсделал поклон), и исцелил рану, то есть гнев...». Третий этап развитияконфликта авва Дорофей обозначает, кроме «гнева», еще другим словом:«Раздражение же обращается в дерзость». Значит, дерзость, то естьвнутренняя решимость удовлетворить свою мстительность (неважно, будет ли онаосуществлена), — это одна из форм гнева. Об этом особенно хорошо следуетпомнить нам, живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам)слишком прямые проявления гнева считаются неприличными. Ярость и гнев внынешнем «цивилизованном» обществе позорны не потому, что они по сути — покушенияна заповедь «не убий», а потому что открывают постыдную слабость характера…А вот дерзость, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше время почитаетсяпрямо-таки доблестью.
Однакочеловек, одержимый любой формой гнева, как подчеркивает преподобный Дорофей,претерпевает тяжелые мучения духа, он не свободен, он «побеждается сеюстрастию...», то есть страдает...
Четвертыйэтап –это злопамятность. Итак, злопамятность, — это неизжитое, затаившееся вдуше зло на человека. Злопамятность мучит и изматывает прежде всего самоготого, в чьей душе она поселилась. Все взаимоотношения с «предметом» мстительнойпамяти отравлены немирным состоянием духа. Человек и хотел бы освободиться отэтого огорчающего его чувства, да не так-то это просто!
Проявлениязлопамятности, описанные Аввой Дорофеем, опять воспринимаются оченьсовременно:«Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом случается, что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущаетбрата своего; ибо можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить братасвоего .
Кромесходства между начинающими учениками Аввы Дорофея и средним «воспитанным»человеком сегодня есть и принципиальное различие. Те пришли в монастырь, чтобыосвободиться от обуревающих их страстей, а наш современник едва ли задумывается,что сам глубоко страдает от мстительности и злопамятности. К подобным страстямсовременные люди относятся в большинстве своем как к одной из своихестественных потребностей: возникло чувство голода — надо поесть; появилосьмстительное желание — надо отомстить...
Нетак воспринимали страсти тогда. Новоначальные приходили к опытным старцам свопросом жизни и смерти: как освободиться от этой муки ада, постигшей душу ещев земной жизни… Но и ответ не был «легким рецептом успеха», какие намотовсюду навязывают сегодня. «Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти,пока они еще молоды потому что иное дело вырвать малую былинку, ииное — искоренить большое дерево», — так поучал Авва Дорофей.
Единственнаяцель, с которой Авва Дорофей и выстраивает поэтапное развитие страсти, ипроводит детальные аналогии — вооружить учеников знаниями, как проще победитьискушение: «Вот, вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность,что такое гнев и что злопамятность Посему и говорю вам: всегдаотсекайте страсти, пока они еще молоды…»2.2. Разрешение конфликтов с позиции святых отцов
Легчевсего со страстью злопамятности бороться в самом начале: остановить себя науровне «смущения». Как это можно сделать? Самый простой способ, как говорит СавваДорофей, когда между братиями произойдет смущение или возникнетнеудовольствие, — попросить прощения. Что показательно, преподобный даже и несобирается уточнять, кто именно должен это сделать — тот ли, кто оказалсяпричиной этого «неудовольствия», или «пострадавший». Ясно, что искатьвиноватого — тупиковый путь, пострадавшим считает себя каждый. «Один из них, —просто говорит авва, — поклонится другому, прося прощения...». То есть тот,кто первый заметил в своем сердце смущение, тот и должен поспешить первым отнего освободиться.
Обобщаяеще раз, как преодолеть конфликт на первом этапе, Авва Дорофей заключает:смущение, «если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно еще не велико, молчанием,молитвою, одним поклоном от сердца». «Ибо если кто-либо в начале смущения поспешит укорить себя и поклониться , прежде нежели разгорится раздражительность, то он сохранит мир».
Новот самый начальный момент упущен. «Былинка» смущения (то есть момент, когдамучительная впоследствии страсть только зарождается), прежде чем былазамечена, все же успела вырасти и грозит превратиться в укоренившееся деревозлой страсти! Тем не менее, все же еще остаются средства освободиться от него,хотя это потребует большего труда. Наука о духовной жизни Аввы Дорофея поможетопределить, на каком этапе, какими средствами следует противостоять развивающейсястрасти.
Какиеусилия потребуются, чтобы побороть эту страсть на этапе «раздражения»? Этосовсем не простой вопрос, ведь как можно на самом деле вдруг остановиться,когда все в тебе «закипает», когда все раздражает тебя в человеке, повергшемтебя в смущение? Каких-то специальных рецептов на этот счет Авва Дорофей недает, но одно слово, сказанное даже как бы вскользь, очень точно выражает смыслусилия над собой. «Когда возгорится раздражительность», человек должен замолчать,то есть усмирить бурю внутри себя, найти силы вернуться к внутреннему миру вдуше.
Однаковозможна и такая ситуация: охваченный обидой человек «замолчит, но будетпродолжать смущаться и возбуждать себя...», — рассматривает дальнейшееразвитие страсти Авва Дорофей. Обиженный действительно внешне держит себя вруках, чтобы не наговорить лишнего, но душа не обрела умиротворения. Какимиусилиями возможно бороться с «гневом», выросшим из раздражения и укрепившимсяв душе?
Увы,каких-то «чудодейственных» средств, «снимающих» гнев механически, без тяжелодающихся внутренних усилий, здесь нет. Если так, то куда должна направлятьсявнутренняя борьба с гневом? То, что в этом случае советует преподобный, такжене ново и уже знакомо. Надо примириться. То есть действительно, на самом делепринять в свое сердце человека, который вызвал в душе бурю негодования.
Заэтим стоит глубочайший акт общения личности человека с иной личностью. Человек,ощущающий в себе неисчерпаемую красоту образа Божия (а на интуитивном уровнесвое «величие» чувствуют все) должен признать такую же личностную глубину вдругом человеке. Он должен признать в нем такую же богоподобную личность, какойощущает себя сам, признать, что Бог любит и его крестной голгофской любовью каквсякого человека. Он должен почувствовать, насколько не соответствует егомелочный гнев величию того, против кого он вспыхнул. И должен, как говорит АвваДорофей, отдать искренний поклон прощения… И тогда кровоточащая рана страсти,образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана.
Нои здесь остается опасность. «Иной сделав поклон, исцелил этимгнев, — продолжает Авва Дорофей, —… была у него рана, и он приложил пластырь Но она еще не совершенно зажила». От малейшего прикосновения ранавозобновляется. И тогда «огонь» раздражения и гнева может перегореть в «золу»злопамятности.
Злопамятностьтем и опасна, что в ней нет столь остро переживаемого смятения, которое нельзяне заметить, в ней, напротив, всегда остается «ровный» фон болезненнойненависти. К ней человек может привыкнуть, может ее не замечать и не помнить,но как только на горизонте общения появится тот, кто явился предметом этой«злой памяти», она сразу же даст о себе знать...
Такуюстрасть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать изсвоей души. И здесь преподобный Авва Дорофей прямо предупреждает, что от злопамятности«человек не освободится, если не прольет крови своей». Что это значит, в чемдолжна состоять борьба со страстью злопамятности? Предстоит действительнотяжелая борьба, если потребна сила духа воина, продолжающего сражение,несмотря на ранения, — «проливающего кровь свою».
Нопо сути дела и в этой борьбе трудно усмотреть что-то «особенное» и героическое.Это обычная борьба с привычкой, требующая постоянного неусыпного внимания ксебе, чтобы ей противостоять. Это внимание к тому, какие чувства проносятся вмоей душе, открытой, как поле, всем ветрам и непогодам… Авва Дорофей поэтомуи говорит, что усилия против злопамятности заключаются в старании «не питать ниодного помысла в сердце своем...».
Еслиизвлечь максимальное назидание из сравнения страсти с раной на теле человека,то злопамятность — рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому «… такдолжно подвизаться, — учит преподобный, — чтобы очистить совершенно и внутреннийгной Молясь от всего сердца об оскорбившем...». Вот теперь указаноточное средство! Это молитва. Человек ставит себя перед судом Божиим. Онсознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого всилу мелочных, ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилосьсвета и радости любви Божией… «Таким образом человек и молится за брата своего,а это есть знак сострадания и любви, — поучает Авва Дорофей, — и смиряется,прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, чтоможет там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?».
Заключение
Итак,проведя наше исследование, мы пришли к следующим выводам:
-конфликтс точки зрения светской психологии – это отсутствие согласия между двумя иболее сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждаясторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другойстороне делать то же самое. В святоотеческой психологии авва Дорофей считаетначалом конфликта смущение или недовольство между братьями;
-существуетнесколько видов конфликтов: антагонические и компромиссные, внутриличностные имежличностные;
-способыразрешения конфликтов в светской и святоотеческой психологии также сильно разнятся. Если для светских психологов методами разрешения конфликтов являютсяустранение причины, вызвавшей конфликтную ситуацию, ослабление разногласий ит.д., то для святых отцов это — прощение, смирение, кротость, терпение.
Библиография
1. АвваДорофей. Душеполезные поучения и послания. Свяыто-Троицева Сергиева Лавра,1900.
2. Авдеев Е.В. Психология решения проблемных ситуаций. М.1992.257с.
3. АндреевВ.К. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешениеконфликтов. Казань, 1992.236 с.
4. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция поведения.М.,1988.268 с.
5. БодалевА.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика,1983.456 с.
6. ЖолобовЮ.В. Путь к диалогу: психология делового общения. Саратов, 1989.187 с.
7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб.пособие. М.:1998.442 с.
8. ИвановаЕ.Н. Эффективное общение и конфликты. С-Пб.,1997.165 с.
9. КаррасЧ.Л. Искусство ведения переговоров: как достичь желаемый результат? М.,1999.298с.
10. КорнелиусХ., Фэир Л. Выиграть может каждый: как разрешить конфликты. М.,2002.197 с.
11. КрижанскаяЮ.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.Л.,1990.339 с.
12. Общениеи оптимизация совместной деятельности/под ред.Андреевой Г.М., Яноушека Я.М.,1987.507 с.
13. ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.488 с.
14. СвятительГригорий Богослов. Творения.т.2.Свято-Троицева Сергиева Лавра, 1994.200 с.
15. Симфонияпо творениям свт.Тихона Задонского. Сост.архим.Иоанн (Маслов).МДА, 1981.