Реферат по предмету "Психология"


Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки

Федеральное Агентство по образованиюи науки РФ
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Психодиагностика»
по теме: «Классификация методовпсиходиагностики, их достоинства и недостатки»

Содержание
Введение.
1.Классификацияметодов психодиагностики.
2.Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову;А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Списокиспользуемой литературы:
Введение
Психология — оченьмолодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногимболее 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовалоразвитие двух больших областей знания: естественных наук и философий;психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено,считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанногоследует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.
Это наука о самомсложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойствовысокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то ксловам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозгчеловека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство слюбой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений,которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагаетрассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как онипоявлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменялидруг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какоепонимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе нарусский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos —“понятие”, “учение”).
ПСИХОДИАГНОСТИКА — этообласть психологической науки и одновременно важнейшая форма психологическойпрактики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методовраспознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себетермин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис»)и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика этоне только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
1.Классификацияметодов психодиагностики
Классификация методовпсиходиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики,максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должнаотражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическимисвойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которыхэти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределятьвыбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на этисвойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.
Безусловно, не существуетвзаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценныеметодики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решенияразных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения естьтехнологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этимпризнакам методики группируются в самостоятельнуюоперационально-технологическую классификацию.
Основные методыисследования и диагностики.
Одним из наиболеедоступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследованияявляется наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное иопределенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Кдостоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от уменийиспытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствиявоспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличиеэлементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытыхпроявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.
Наиболее типичнымиситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:
— получение сведений опсихическом явлении в “чистом” виде;
— сбор первичнойинформации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
— оценка фактов,полученных помощью других методов (например, анкетирования);
— проверка рекомендаций идр.
Другим эффективнымметодом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активноевмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью созданияусловий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт.Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможностьповторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся:искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бываютестественными, лабораторными и формирующимися. Естественный экспериментхарактеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения ивоспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия иконтекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий,позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься отизменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматриваетвнедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучениемизменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
Широко распространен опрос.Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщенияхиспытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа.В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответовопрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путемустных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседыоснован на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннегообсуждения интересующего исследователя вопроса.
Моделирование. Это метод исследования, в основекоторого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собойкопию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте.Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Онапредназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования)в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественногоанализа
Тестирование. Систематический перебор различныхсимптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты.ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных краткихиспытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытогофактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированноеизмерение выборки поведения.
Различные тестовыезадания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные стестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говоритоб уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самаяпростая схема подсчета тестового балла).
За внешней простотойнаучных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке иапробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методовисследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление)некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводитьсяв форме опроса, наблюдения или эксперимента.
К тестам, как методамточной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
1. Социокультурнаяадаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностямкультуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучизаимствованным в другой стране.
2. Простота формулировоки однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должнобыть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматьсялюдьми.
3. Ограниченное времявыполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданийпсиходиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этоговремени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высокомуровне.
4. Наличие тестовых нормдля данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т.е.показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можносравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологическогоразвития.
Норма теста – средний уровеньразвития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по рядусоциально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверностирезультатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемыепсиходиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали рядутребований. Такими требованиями являются
1. Валидность –“полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.
Есть несколькоразновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя,внешняя.
Валидность методикипроверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
2. Надежность –характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивыхпоказателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумяспособами:
-путем сравнениярезультатов, получаемых по этой методике разными людьми
-путем сравнениярезультатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики– характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражаютизменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методикаприменяется.
4. Точность – отражает способностьметодики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства,происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнеепсиходиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градациии выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностикене всегда требуется очень высокая степень точности оценок.2.Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову;А.А. Бодалеву, В.В. Столину
Психодиагностическиеметоды объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенныеклассификации методов психодиагностики.
1. Классификацииметодов по Й.Шванцаре.
Й.Шванцара объединяетпсиходиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемомуматериалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги икарандаша» и т.д.);
2. по количествуполучаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с«правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психическойактивности испытуемых:
· интроспективные(сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
· экстроспективные(наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
· проективные.Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты,скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
· исполнительные.Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное,моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являютсяпоказателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификациипсиходиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.
Авторы этих классификацийобъединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1. по качеству:стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
· общедиагностические(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общегоинтеллекта);
· тестыпрофессиональной пригодности;
· тесты специальныхспособностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
· тесты достижений;
3. по материалу,которым оперирует испытуемый:
· бланковые;
· предметные(кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
· аппаратурные(устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количествуобследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа:устные и письменные;
6. по ведущейориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестахмощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересуеткак успешность, так и способ решения задачи;
7. по степениоднородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенныхзадачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенныхличностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачиразнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности:изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеруответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободнымиответами;
10. по области охватапсихического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеруумственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификациипсиходиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методыпсиходиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристикетого методического принципа, который положен в основу данного приема:
·  объективные тесты (в которых возможенправильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
·  стандартизованные самоотчеты:
·  тесты-опросники, открытые опросники
·  шкальные техники (семантическийдифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
·  индивидуально-ориентированные техники(идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
·  проективные техники
·  диалогические техники (беседы,интервью, диагностические игры);
2. по меревовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени еговлияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первыехарактеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста впроцедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большойстепенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта,профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик,самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которойрасполагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективныхдо полюса диалогических. ОБЪЕКТИВНЫЕ  ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты
опросники
шкальные техники
 беседы
 интервью
 диагностические игры
 патопсихологический эксперимент
 некоторые проективные методики
Заключение
Современнаяпсихологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина,разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических ииндивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикойподразумевается также и область психологической практики, работа психолога повыявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологическихособенностей, черт личности.
Существует насколькоклассификаций методов психодиагностики. Однако ведущим основанием методическойклассификации психодиагностических методик является мера«объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случаеобъективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результатыминимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят отопыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методикот исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции.Поэтому данная классификация называется «операциональной».
Не существует жесткойграницы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Междукрайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающихи определенными признаками объективности, и определенными признакамисубъективности.
Список используемойлитературы:
1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростовн/Д: Феникс», 2003
2. Шевандрин Н.И.введение впсиходиагностику личности Ростов н/Д, 1996
3.Абрамова Г.С. Практическаяпсихология: учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.-Екатеринбург, 1999
4.Общая психодиагностика / Под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
5.Практикум по психодиагностике:дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М.:Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
6. Электронная библиотека Гумер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.