Реферат по предмету "Психология"


Классификация неврозов: формы, течение, терапия, прогноз

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГОИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Клиническая психология»
Классификацияневрозов: формы, течение, терапия, прогноз
Студент
гр. ЗПС-04-01-37204 Т.А.Карпова
Преподаватель
Владивосток 2007

Содержание
Введение………………………………………………………………..………….3
1Неврозы, их формы и течение………………………………………....……….6
1.1Неврастения……………………………………………………………...……8
1.2Невроз навязчивых состояний……………………………………………….9
1.3Истерический невроз……………………………………………………...…11
2Терапия и прогноз……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………….........16
Списокиспользованных источников……………………………………….......18

Введение
В конце XIX века психология стала постепенно утрачиватьхарактер умозрительной науки, в её исследования вносят методы естествознания.Экспериментальные методы В.Вундта и его учеников проникли психологическиеклиники. Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в России –лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), С.С.Корсакова в Москве (1886), затемлаборатории В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве и др.
Уже на рубеже нашего века некоторые учёные говорят овозникновении новой отрасли психологической науки. Так, В.М.Бехтерев пишет в1904 году: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степениклиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужилиосновой особого отдела знаний, известного под названием патологическойпсихологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологическихпроблем и от которой, без сомнения, ещё большего в этом отношении можно ожидатьв будущем».
Расстройства психики рассматривались как экспериментприроды, причём затрагивающий большей частью ложные психологические явления, ккоторым экспериментальная психология ещё не имела подхода. Принятый в школеВ.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельностистал традицией отечественной психологии В.М Бехтеревым, С, Д.Владычко,В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множествометодик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторыеиз которых вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.
Видную роль в определении направления отечественнойэкспериментальной психологии сыграл ученик Бехтерева А.Ф.Лазурский, организаторсобственной психологической школы. Л.С.Выготский писал, что Лазурский относитсяк тем исследователям, которые были на пути превращения психологии эмпирическойв научную. А.Ф.Лазурский был новатором в экспериментальной-методическойобласти: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычныхусловиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследованияконкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественныйэксперимент, разработанный А.Ф.Лазурским, вначале для педагогическойпсихологии, был внедрён в клинику. В клинике «естественный эксперимент»применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений – соспециальной целью давались счётные задачи, ребусы, загадки, задания повосполнению пропущенных букв и слогов в тексте.
Вторым центром, в котором развивалась клиническаяпсихология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова в Москве. В этой клиникебыла организована с 1886 г. вторая в России психологическая лаборатория,которой заведовал А.А.Токарский. Как и все представители прогрессивныхнаправлений в психиатрии, С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знаниеоснов психологической науки даёт возможность правильного понимания распадапсихической деятельности душевнобольного человека. Не случайно он начинал чтениекурса психиатрии с изложения основ психологии.
Большую роль в становлении патопсихологии какопределённой области знаний сыграли идеи о предметной деятельности выдающегося советскогопсихолога Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологииего учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А, Р, Лурия, П.Я.Гальпериным,Л, И.Божович, А.В.Запорожцем и др.
Выготский высказал положения, что 1) мозг человекарасполагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного; 2)развитие высших психических функций не предопределено одной лишьморфологической структурой мозга; психические процессы не возникают врезультате одного лишь созревания мозговых структур, они формируютсяприжизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опытачеловечества; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение наразных этапах психического развития. Эти положения во многом определили путьпатопсихологических и нейропсихологических исследований.
Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводитк различным формам патологии личностных особенностей. В психиатрическойлитературе имеются исключительные по яркости и правдивости описания нарушенияличности, характерные для различных заболеваний и состояний. Однако анализ этихнарушений проводится в основном в терминах житейской либо устаревшей эмпирическойпсихологии. Поэтому исследование личностных сдвигов в понятиях современнойматериалистической психологии является в настоящее время одной из наиболееперспективных задач. Эти исследования нужны не только психиатрической практике,они полезны и для разрешения теоретических вопросов психологии личности.
В настоящее время широко проводятся исследованияизменений иерархического построения мотивов, их смыслообразующей функции;исследуется так называемая внутренняя картина болезни при разных психическихзаболеваниях. Используя теорию установки Д.Н.Узнадзе, ряд психологов и психиатровГрузии изучают нарушения установки при различных формах психическихзаболеваний. Все эти исследования позволяют подойти к изучению поставленного всвоё время Л, С, Выготским вопроса о соотношении развития и распада психики,вопроса, имеющего методологическое значение.
Участие психологов становится сейчас не тольконеобходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной работе, так и вобласти профилактики психических заболеваний.

1 Неврозы, их формы и течение
Неврозы – обратимые пограничные психические нарушения,осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов ипротекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.
Основной причиной невроза является психическая травма,однако имеют значение и пеморбидные особенности личности. Чем большепредрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическаятравма. Понятие «преморбитная личностная предрасположенность к неврозам»включает унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональнаянеустойчивость, тревожность, ранимость; особенности формирования личности иуровень её зрелости; различные астенизирующие факторы, предшествующиевозникновению невроза (например, соматические болезни, переутомление,недосыпание).
Большое значение имеют особенности формирования личности.Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте,способствуют появлению невроза у взрослых. При этом играет роль и возраст, вкотором ребёнок оказался в психотравмирующей ситуации, так как черты,свойственные этому периоду могут сохраниться у взрослого. Например, у взрослогочеловека в возрасте 7 – 11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительнуюразлуку с ними или переболевшего тяжёлым соматическим заболеванием с длительнымпребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, какчрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, то естьчерты, свойственные детям 7 – 11 лет. Наличие их у взрослого человека создаёттрудности в общении с окружающими и ведёт к нарушению адаптации.
В возрасте 11 – 14 лет формируется интеллектуальнаядеятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложныеумозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальнойдеятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующихситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиесяв норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальнаядеятельность может приобретать отвлечённый характер. Подросток, пережившийпсихическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать,рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам,свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, ногармоничность процесса формирования личности нарушается.
Большую роль в неправильном формировании личности играютдефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребёнка, подавляют егоактивность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы,часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. Втаких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность,неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками.Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда жеребёнок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым егопоступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него неформируется целеустремлённость, способность преодолевать трудности, сдержанностьи другие качества, необходимые в общении с окружающими.
Принято различать три основные клинические формыневрозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. В70-80-е годы отечественные психиатры стали выделять также невротическуюдепрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезнейпредставлено большее число неврозов. Например, невротические фобии, неврозстраха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительныекатамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могутоцениваться как этапы в динамики основных форм неврозов.
1.1 Неврастения
Неврастения, сопровождаясь физическим истощением,характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышеннойраздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением (депрессия).
В начальный период заболевания возникают вялость,пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью иистощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели.Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения,непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний идругих раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различныхучастках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания,стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами. Иногда у больныхневрастенией отмечают нарушение аппетита, тошноту, необъяснимые расстройствастула, нейродермиты, энурез, тик, заикание, обморочные состояния. Основнымисимптомами неврастении является раздражительная слабость и повышеннаяистощаемость, в связи с преобладанием первой или второй выделяют:
а) гиперстеническую форму неврастении, основой которойявляется ослабление внутреннего торможения, что проявляется враздражительности, эксплозивных реакциях, несдержанности, импульсивности;
б) гипостеническую, в основе которой лежит истощениераздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения.В клинике преобладают чувство усталости, слабости, сонливости, некотораяпсихомоторная заторможенность. Эти формы могут быть разными стадиями.
Течение обычно благоприятное. Хроническаяпсихотравмирующая ситуация может быть причиной затяжных форм неврастении,приводящих к невротическому астеническому формированию личности.
1.2 Невроз навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний характеризуется появлениемпосле тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий,повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств.
Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения,чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, особенно приослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Доминирующимив картине невроза навязчивых состояний являются разнообразные навязчивыерасстройства. В зависимости от характера преобладающих навязчивых расстройствнесколько условно различают три разновидности невроза: обсессивный –характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями, представлениями; компульсивный –навязчивыми влечениями и действиями; фобический – навязчивыми страхами.
В детском возрасте выделяют невроз навязчивых движений, неврознавязчивых мыслей и страхов, невроз навязчивых состояний смешанного типа.
Невроз навязчивых движений чаще встречается в возрасте3-7 лет, реже – 7-12 лет и выражается в тикоидных гиперкинезах или движениях(учащённое мигание, повторяющиеся гримасы, облизывание или кусание губ,движение головой, подёргивание плечами, хмыкающие или хрукающие звуки,подпрыгивание, шаркание или периодические остановки при ходьбе). Навязчивыедвижения являются «очистительным актом», освобождающим ребёнка в возрастесознательного» детства от неприятного чувства внутреннего напряжения, тревоги,страха, в основе которых лежат конфликтные невротические переживания. Призатяжном течении навязчивые движения становятся привычными, теряют защитныйсмысл и исчезает эмоциональное отношение к ним. Навязчивые движения нередкосочетаются с повышенной истощаемостью, утомляемостью, раздражительностью,эмоциональной лабильностью, двигательной расторможенностью, нарушением сна,аппетита. С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновениюпривычных действий. Примерно 2/3 больных к юношескому возрасту оказываютсяпрактически здоровыми.
Невроз навязчивых мыслей и страхов может проявляться страхомболезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения,загрязнения, «упустить» мочу или кал в обществе, устного ответа в школе и т.п.Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные(ритуальные) действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов(навязчивое мытьё рук, отряхивание их, отплёвывание, повторение совершаемыхдействий определённое число раз, обведение, подчёркивание букв при письме и т.п.).К этому неврозу относят также невроз ожидания, проявляющийся тревожныможиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций –речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания – и затруднениями принеобходимости совершить их. При длительном течении происходят стойкое снижениенастроения и переход в невротическое развитие личности обсессивно-фобическоготипа. Полное выздоровление к юношескому возрасту отмечается у половины больных.
Невроз навязчивых состояний смешанного типа проявляетсячаще у детей в возрасте 10-13, реже – 7-9 лет сочетанием идеаторныхнавязчивостей (представления, счёт, воспоминания, мысли и др.) с аффективными идвигательными. Отмечаются страхи типа опасений, пугающих представлений,воспоминаний, тревожных сомнений; защитные действия символического характера илисложного многоступенчатого построения (длящиеся часами ритуалы одевания,раздевания, отхода ко сну и т.д.), реже идеаторные ритуалы типа «загадывания» и«заклинания». Так же, как и при других формах невроза навязчивых состояний,встречаются депрессивные и ипохондрические синдромы, признаки вегетососудистойнеустойчивости. В большинстве случаев невроз переходит в невротическое (обсессивное)развитие личности с чертами нерешительности, неуверенности и педантизма,тревожности, склонности к застреванию на неприятных переживаниях, тормозящихпривычную деятельность больных.
Больные не могут освободиться от навязчивых переживанийусилием воли, хотя у них сохраняется чёткое критическое отношение к навязчивымпереживаниям, сознание их нелепости и болезненности. Состояния, объединяемые вневроз навязчивости, по сравнению с другими разновидностями неврозов, склонны кзатяжному течению. Оно может проявляться рецидивами, чередующимися с периодамиполного выздоровления, или протекать непрерывно с периодическими ослаблениями иобострениями болезненной симптоматики. Иногда проявление невроза можетограничиться однократным приступом.
1.3 Истерический невроз
Истерический невроз значительно чаще встречается вмолодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает упсихопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивостьистерических расстройств в определённой степени объясняются характерными дляэтих больных основными истерическими чертами – большой внушаемостью исамовнушаемостью.
В клинической картине истерического невроза наблюдаютсядвигательные, сенсорные и вегетативные нарушения.
Двигательные нарушения проявляются в виде истерическихприпадков, гиперкинезов, параличей и парезов. С давних времён одним изклассических проявлений истерии считается истерический припадок. Последний чащевсего возникает после ссоры, неприятного известия, волнения и т.п., какправило, в присутствии «зрителей» и крайне редко, когда больной бывает один.При истерическом припадке сознание утрачивается не полностью. В отличие отэпилептического при истерическом припадке общего тонического сокращения мышц ненаступает, поэтому падение происходит в виде обессиленного постепенногоопускания на пол. Затем возникают судороги клонического характера. Во времяприпадка больной выгибается, опираясь на затылок и пятки (истерическая дуга),стучит ногами, однообразно кричит, выкрикивает отдельные фразы, рвёт на себеволосы. Истерический припадок отличается также хаотичностью, театральностью иразмашистостью, «требует» много места. Реакции зрачков на свет, на болевые иобонятельные раздражители сохраняются. Так, если больного облить холодной водойили дать ему понюхать нашатырный спирт, то можно оборвать приступ.
В настоящее время в связи с патоморфозом истерическихрасстройств развёрнутые истерические припадки встречаются редко. В современныхпроявлениях они напоминают гипертонический криз, стенокардию, диэнцефальныерасстройства, возникающие в связи с психотравмирующей ситуацией.
Примером функциональных гиперкинезов могут служить тики,грубый и ритмичный тремор головы, хореиформные движения и подёргивания,дрожание всего тела, усиливающиеся при фиксации внимания, ослабевающие приспокойной обстановке и исчезающие во сне.
Истерические парезы и параличи в одних случаях напоминаютцентральные спастические, в других – периферические вялые параличи. Здесь, несмотря на кажущийся полный паралич конечностей, в них возможны непроизвольныеавтоматические движения. Нередко возникают расстройства походки, известные подназванием «астазия-абазия». При этом больные не в состоянии стоять и ходить, вто же время в лежачем положении они могут производить ногами любые движения. Воснове истерической афонии – потери голоса – лежит паралич голосовых связок. Вотличие от органических при истерических параличах сухожильные рефлексы сохраняются,не изменяется и мышечный тонус.
К сенсорным нарушениям относят психогенно обусловленныенарушения, симулирующие расстройства со стороны того или иного органа чувств:истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса.
Часто встречающиеся расстройства чувствительности в видеанестезии, гипо- и гиперестезии обычно не соответствуют законам иннервации илокализуются по типу «перчаток», «чулок», «куртки» и т.д. Иногда нарушениякожной чувствительности, отличаясь причудливым расположением и конфигурацией,локализуются в области конечностей.
Истерические боли (алгии) могут локализоваться в любойчасти тела: головные боли в виде обруча, стягивающие лоб и виски, вбитогогвоздя, боли в суставах, конечностях, в области живота и т.д. В литературеимеются многочисленные указания на то, что подобные боли могу стать причиной нетолько ошибочных диагнозов, но и оперативных вмешательств.
При истерическом неврозе больные, с одной стороны, всегдаподчёркивают исключительность своих страданий, говоря об «ужасных»,«непереносимых» болях, необыкновенный, неповторимый, неизвестный ранее характерсимптомов, с другой – проявляют как бы безразличие к «парализованнойконечности», не тяготятся «слепотой» или невозможностью говорить.
Симптомы, связанные с нарушениями вегетативной нервнойсистемы, отличаются большим разнообразием. К ним относятся: истерический комокв горле при волнении, чувство непроходимости пищи по пищеводу, психогеннаярвота, сочетающаяся со спазмом пилорического отдела желудка, спазмы в горле,сопровождающиеся одышкой и чувством нехватки воздуха (истерическая астма), сердцебиениеи тягостные болевые ощущения в области сердца (истерическая стенокардия) и др.Следует особо заметить, что больные истерическим неврозом легко поддаютсясамовнушению. В литературе описан случай псевдобеременности, вызваннойсамовнушением. У больной, пытавшейся таким путём добиться смягчения судебногоприговора, наблюдалось увеличение живота (истерический метеоризм) и грудныхжелез.

2 Терапия и прогноз
Лечение больных неврозами должно быть комплексным,включать наряду с психотерапией медикаментозное лечение психофармакологическимии общеукрепляющими средствами (витамины, ноотропные препараты, рациональнаядиета, прогулки, физические упражнения, массаж и др.), назначение психотропныхсредств. Большое значение имеют социальные мероприятия, направленные наустранение психотравмирующих факторов и нормализацию психологического климатавокруг больного. Для достижения этого целесообразно лечение проводить в стационарныхусловиях. Психотерапевтическое воздействие применяется дифференцированно, с учётомособенностей проявления невроза. Оно включает в себя как индивидуальные беседы,внушения в состоянии бодрствования и гипноза, так и групповую и семейную психотерапию.Если на высоте острого невротического состояния психотерапия призванаспособствовать успокоению, уменьшению внутренней напряжённости и тревоги, то напоследующих этапах её следует направить на перестройку нарушенных межличностныхотношений.
Прогноз в отношении жизни благоприятный. Длявосстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительноевремя, но при правильной организации комплексного лечения может наступитьполное выздоровление.

Заключение
Итак, основной причиной возникновения неврозов являетсяпсихическая травма. Здесь в отличие от реактивных состояний невротическиереакции возникают при длительно действующих психотравмирующих факторах,приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Возникновение неврозанередко обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности нанеблагоприятную ситуацию, а длительной переаботкой ею сложившейся ситуации инеспособностью адаптироваться к новым условиям. Другими словами, для развитияневроза, кроме психической травмы, необходимо наличие своеобразной структурыличности. Чем больше предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточнадля развития невроза. По И.П.Павлову в патогенезе неврозов важная рольпринадлежит воздействию на центральную нервную систему чрезмерных по силе илидлительности внешних факторов, вызывающих срыв высшей нервной деятельности. Приразвитии невроза отмечается определённая последовательность появлениясимптомов. Так, на первых этапах ведущими являются вегетативные нарушения, вдальнейшем присоединяются сенсомоторные (соматические), эмоциональные иидеаторные. Эти расстройства при разных неврозах имеют свои особенности.Например, идеаторные расстройства при неврастении выражаются в невозможностисосредоточиться, повышенной отвлекаемости, истощаемости интеллектуальнойдеятельности, невозможности усваивать необходимый материал. При истерическомневрозе – в эмоциональной логике, когда в основе поступков, оценок и выводовлежит эмоциональная оценка окружающего, а не адекватный анализ событий. При неврозенавязчивых состояний – в усложнении навязчивостей, присоединении к фобиям«умственной жвачки», навязчивых сомнений. Значительная выраженность идеаторныхнарушений свидетельствует о затяжном характере невроза и переходе их вневротическое развитие личности.

Список использованных источников
1Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – М., 1997
2 ХьелЛ., Зиглер Д. Теории личности. – Питер, 2005
3Гулямов М.Г. Психиатрия. – Душанбе, 1993
4Детская психоневрология / Под ред. проф. Л.А.Булаховой. Киев, 2001
5 ЯсперсК. Общая психоатология. – М., 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.