1. Сформулируйте понятие «федеративное государство». Оформите в виде таблицы классификацию федеративных государств по различным основаниям. Федерация – государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие
государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным (5, стр.266). Беспалый И.Т. в своем учебном пособии выделяет следующие признаки федеративное устройства: 1) это также единое, но уже сложное государство, состоящее из государств-членов (субъектов),
т.е. это постоянное объединение нескольких государств или государственных образований, которые образовали новое государство. При этом, каждый из субъектов федерации обладает значительной самостоятельностью; 2) правовой формой закрепления государственных связей является либо договор, либо конституция, законодательно закрепившие предметы ведения двух уровней; 3) есть единая территория, образованная в результате объединения территорий её субъектов; 4) имеется единое федеральное гражданство и одновременно может сохраняться
гражданство её отдельных субъектов; 5) в федерации существуют общие для всего государства высшие законодательные (представительные) органы государственной власти, единые органы исполнительной власти. В тоже время субъекты федерации вправе иметь свои законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти; 6) в федерации создаются единые вооруженные силы, устанавливается единая денежная система и система федеральных налогов. Названные признаки являются общими для всех федераций.
Вместе с тем, следует также отметить и структурно-функциональную правовую специфику федеративного государства. Для федеративных государств характерно закрепление: принципа верховенства федерального закона на всей территории государства; особый порядок разрешения конституционных споров между федерацией и её субъектами относительно объемов предоставленных им полномочий; учреждение федеральных органов, которые призваны выносить окончательное решение по всем вопросам компетенционного характера; право субъектов федерации
участвовать в управлении делами федерации. Именно наличие общих и специфических признаков в организации власти в федерации и характере взаимоотношений федерации и её субъектов позволяет дать четкую характеристику того или иного федеративного государства. Особенность каждой конкретной федерации зависит также от целого ряда факторов исторических, экономических, политических, существенная роль может принадлежать учету особенностей национального состава населения. Учитывая сказанное, можно выделить следующие возможные
варианты при образовании федеративных государств: (6, 87). Основания для классификации Виды 1. Симметричные – это федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений федерации с федеративным центром. Симметричных федераций фактически не существует. Тем не менее различение симметричных и асимметричных
федераций имеет определенное методологическое значение . Оно показывает совпадение (несовпадение) основных, в первую очередь конституционных, прав, обязанностей субъектов федеративных государств. Асимметричные – это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов. 2. Исходя из этнической окраски субъектов федерации
Территориальные федерации – государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. Например, США. Национально-территориальные федерации – государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса. В субъектах таких федераций вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным
языком большинства местного населения. Национально-территориальные государства включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально-государственных субъектов (СССР); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, не имеющими национальной окраски и выделяемыми на основе иных критериев: исторического, экономического, географического (Индия, Пакистан). 3. По уровню государственной самостоятельности субъектов
Федерации с суверенными субъектами. Юридическим опосредованием государственного суверенитета субъектов федерации выступает их конституционное право на односторонний выход из федерации (право на сецессию), а также на односторонне изменение статуса субъекта федерации на статус свободно присоединившегося государства (ассоциированного). Федерации с несуверенными субъектами. Субъекты федерации, наделенные широкой самостоятельностью, но не имеющие право на сецессию и на одностороннее
провозглашение себя ассоциированными государствами, должны рассматриваться как несуверенные образования. 4. По статусу субъектов Конституционные. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции. В такого рода федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления. Договорные. Основными учредительными актами выступают договоры, заключаемые между субъектами
федерации. Статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется субъектами федерации во взаимном договорном процессе. Силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов. Конституционно-договорные. В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция (СССР). 5. По объему компетенции субъектов Интеграционные.
В них при сохранении особенностей субъектов федерации высока степень централизации (Мексика). Деволюционные, в которых преобладает тенденция все большего учета специфики субъектов федерации, расширения их прав (Бельгия). 6. В зависимости от способа распределения компетенции между федерацией и ее субъектами Дуалистические. Все имеющиеся полномочия, а также новые предметы ведения закрепляются путем их перечисления, иным образом либо за федерацией, либо за ее субъектами (Аргентина,
Канада, США). Федерации с конкурирующей компетенцией, в которых наряду с предметами ведения федерации и субъектов федерации выделяется еще и сфера их совпадающей компетенции (Германия, Индия). Корпоративные федерации. Предполагается выделение не только совпадающей компетенции федерации и субъектов федерации, но и установление форм взаимодействия федеральных и региональных органов на общих для них направлениях деятельности (Австрия, германия).
7. По способу образования Возникающие путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Возникающие путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. 2. Петров обратился в Красноярский краевой суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии Красноярского края о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога, внесенного
им как кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Ачинскому одномандатному округу. Он указал, что избирательная комиссия, принимая решение, ссылалась на факт отмены его регистрации по решению Красноярского краевого суда. Заявитель же считает, что отмена его регистрации в соответствии с действующим законодательством о выборах не может повлечь такого последствия, как перечисление избирательного залога
в бюджет. Решите дело. По каким основаниям, предусмотренным федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательный залог может быть перечислен в доход федерального бюджета? В каких случаях избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный
фонд? В п.13 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится о том, что избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отмены регистрации кандидата, списков кандидатов по основаниям, предусмотренным п.5 ст.76 настоящего Федерального закона. П.5 ст.76 гласит: «Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению
избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу…» (2). Следовательно, Красноярский краевой суд откажет в принятии искового заявления Петрова о признании незаконным решения избирательной комиссии
Красноярского края о перечислении в доход федерального бюджета избирательного залога, внесенного им как кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ по Ачинскому одномандатному округу, так как отмена его регистрации решением Красноярского краевого суда влечет по п.13 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» со ссылкой на п. 5 ст.76 этого же Федерального закона перечисление избирательного залога в бюджет. Избирательный залог может быть перечислен в доход федерального бюджета также по другим основаниям, предусмотренным п.13 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и по основаниям, предусмотренным ч.10 ст.66 «Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального
Собрания Российской Федерации». П.13 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит о том, что если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше голосов, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, если избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам
голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для кандидатов и более 3 процентов – для списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными
блоками. Избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в пункте 30 настоящей статьи обстоятельств (а именно, если проведение выборов откладывается в связи с недостаточным для их проведения
количеством кандидатов) или назначению повторных выборов (2). Ч.10 ст.66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» гласит: «Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с частями 7-9 настоящей статьи, он перечисляется Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации в доход федерального бюджета не позднее чем через 60 дней со дня голосования». В чч. 7-9 ст.66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено следующее: «7. Перечисленные средства возвращаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не
позднее чем через 20 дней со дня их поступления на счет в случае: 1) перечисления средств, внесенных в качестве избирательного залога, в меньшем размере, чем это установлено частью 3 настоящей статьи; 2) внесения избирательного залога после истечения срока подачи документов для регистрации федеральных списков кандидатов; 3) внесения избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных настоящим
Федеральным законом; 4) поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, без представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации; 5) поступления на специальный счет
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации средств, внесенных в качестве избирательного залога, после представления подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации федерального списка кандидатов. 8. В случае отзыва политической партией выдвинутого ею федерального списка кандидатов (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 49 настоящего Федерального закона) избирательный залог возвращается
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 10 дней со дня подачи в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уведомления об отзыве». 9. Если федеральный список кандидатов получил по результатам голосования не менее 4 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, или допущен к распределению депутатских мандатов, избирательный залог, внесенный выдвинувшей
такой список политических партий, возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд этой политической партии не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы (1). Таким образом, чч.7-9 ст.66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы
Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливают основания по которым избирательный залог может быть перечислен в бюджет. И наоборот, отсутствие этих оснований влечет по ч.10 ст.66 Федерального закона перечисление избирательного залога Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в доход федерального бюджета. 3. На основе Федерального закона от 6 октября 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и указа Президента РФ от 27 декабря 2004 г. «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» поясните порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта
РФ. Согласно п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации", предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта РФ вносятся Руководителю Администрации Президента РФ полномочным представителем
Президента РФ в соответствующем федеральном округе не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, а в случае досрочного прекращения его полномочий – в течение 10 дней. Предложения вносятся не менее чем по двум кандидатурам, о чем говорится в п. 3 упомянутого Положения. При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными
объединениями соответствующего субъекта РФ. Затем, в соответствие с п. 4 Положения, утвержденного Указом Президента "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации", кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта
РФ представляются Президенту РФ Руководителем Администрации Президента РФ (4). В соответствии с п. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта
РФ по представлению Президента законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. П. 2 гласит: «Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Перед внесением предложения о кандидатуре в законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта РФ проводятся соответствующие консультации по данной кандидатуре. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
РФ о наделении гражданина РФ соответствующими полномочиями считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа. Если конституцией (уставом) субъекта предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган, его решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат. В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти
субъекта РФ представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ Президентом РФ не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта
РФ, но не более чем на шесть месяцев. В этом же случае проводятся соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. По результатам указанных консультаций Президент РФ вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта
РФ». Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, о чем говорится в п. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пп. 4-5 устанавливают некоторые ограничения для высших должностных лиц: «Высшее должностное лицо субъекта
РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ, а также выборные муниципальные должности, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ». Гражданин может быть наделен полномочиями должностного лица субъекта
РФ на срок не более пяти лет. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ, согласно п. 6 Федерального закона, устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ (3). Список литературы Правовые акты 1. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Указ Президента РФ от 27.12.2004 N 1603 "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации". Учебные пособия 5. Конституционное право России: Учебник / Отв.ред.А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 544 с. 6. И.Т. Беспалый. Государственное право
Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. 140 С.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |