Реферат по предмету "Психология"


Клинико–психологическая характеристика акцентуаций

1.    ПОНЯТИЕ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
1.1 Определение психопатии
 Психопатия – этоаномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество.Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят кдисгармоническому формиро­ванию личности и нарушают социальную адаптациючеловека.
 Важной особенностью психопатии, из-за которойтакие пациенты по­падают в поле зрения психиатра, является декомпенсацияпри различных неблагоприятных воздействиях, в частности послепсихической травмы и при психотравмирующей ситуации. С точки зрениянормального челове­ка, в таких ситуациях нет ничего особенного,но для психопата они ста­новятся значимыми именно из-за его аномалий характера,поскольку задевают его самое слабое место.
Например, при истерической психопатиинеобоснованные претензии психопата на всеобщее внимание могут не встретитьжелаемого отноше­ния окружающих, и происходит срыв, декомпенсация.При психастени­ческой психопатии такой ситуацией может оказатьсянеобходимость принимать быстрые решения. При эпилептоидной психопатии психотравмирующимоказывается любое покушение на «авторитет» психопата илипопытки противодействия его властности и деспотизму и так далее.
Психопатия определяет психический обликчеловека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всейжизни не подвергает­ся существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабли­ватьсяк окружающему.
Диагноз психопатии устанавливают на основаниитрех основных при­знаков, предложенных выдающимся русским психиатромП.Б. Ганнушкиным.
1. Тотальность патологическихчерт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, и при стрессах,и при их отсутствии.
2. Стабильность патологических черт характера– они впервые про­являются в детском или подростковом возрасте,реже у взрослых, и за­тем сохраняются на протяжении всей жизни человека.
3. Нарушения адаптации (приспособления)именно вследствие пато­логических черт характера, а не из-за неблагоприятноговнешнего воз­действия.
 Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобре­теннойв раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействиемокружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное воспитаниев детстве и педагогическая запу­щенность (хотя этот фактор имеетчрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии).Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатиинедостаточно. В основе психо­патии лежит именно неполноценность нервнойсистемы.
То, что у человека имеются какие-либо отклоненияот нормального общепринятого в обществе поведения, еще не даетоснований говорить о психопатии.
 Психопатоподобныесостояния (то есть напоминающие психопатию по своим проявлениям) возможныи при некоторых других заболеваниях, например при психических нарушениях в результатеперенесенной че­репно-мозговой травмы, инфекционных заболеванияхцентральной нерв­ной системы, алкоголизме, наркомании и токсикомании, некоторыхэн­докринных нарушениях и других. Основным их отличием от психопатийявляется то, что психические нарушения при психопатии возникают уже с детскогоили подросткового возраста, а при психопатоподобных состоя­нияхповедение и развитие личности до возникновения основного забо­леваниябыло нормальным, а психопатоподобные нарушения вторичны и появляются уже спустякакой-то промежуток времени после развития основного заболевания.
В отличие от душевных заболеваний, психопатиямне свойственно прогрессирующее развитие и возникновение дефекталичности.
От неврозов психопатии отличает то, что патологическиечерты ха­рактера определяют весь психический облик человека и наблюдаютсяна протяжении всей его жизни.
 При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающихуровня патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,говорят об акцентуация характера. Это не болезнь, а один из вариантовнормы и подразумевает индивидуальные особенности харак­теракаждого человека. Но при психотравмирующей ситуации деком­пенсацияможет произойти и у акцентуированной личности. Причин возникновения психопатиймножество. Имеют немаловажное значение конституциональные, наследственныефакторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождают­ся детис аналогичной патологией. Такие психопатии называют консти­туциональными, генуиннымиили «ядерными». Это самый неблагопри­ятный вариант психопатий, которыеневозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.
Алкоголизм или наркомания у родителей –тоже одна из частых при­чин психопатии у детей.
Играют роль и вредности в период внутриутробногоразвития, осо­бенно если во время беременности женщина употребляла спиртныена­питки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятноевлияние на развитие плода, или у нее были отравления какими-либо ве­ществами,а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенновирусные). Недостатки питания беременной женщины, тяже­лыетоксикозы, угроза прерывания беременности и отслойка плаценты и многиедругие факторы отрицательно влияют на плод.
Различные родовые травмы, асфиксияв родах, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, трудные длительныероды с угрозой для жизни ребенка, если у роженицы узкий таз икрупный ребенок, в ре­зультате чего происходит сильное сдавление головыпри прохождении родовых путей, – все это играет роль в возникновениипсихопатий.
Неблагоприятными факторами являются и различныевредные воз­действия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервнойсис­темы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенкомв первые 2–3 года жизни.
 Играют роль в возникновении психопатий и черепно-мозговыетрав­мы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусныезабо­левания), тяжелые отравления, перенесенные в первые 4 года жизни ре­бенка.
Большое значение в развитии психопатии уребенка, имеющего выше­отмеченные аномалии центральной нервной системы,имеет неблаго­приятное воздействие окружающей среды, в частности недостаткивос­питания.
Если ребенок растет в семье,где его воспитанием и коррекцией его неправильного поведения никтоне занимается, например, когда зло­употребляют алкоголем оба родителя,или когда отец – алкоголик, а мать озабочена только проблемами пьянствамужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, или ребенок растетв атмосфере скандалов даже непьющих родителей, или воспитывается в неполной(когда нет одного из родителей) или деформированной семье (когда естьотчим или мачеха), или родители отдают его на воспитание бабушкес дедуш­кой, а те его обожают и во всем потакают, – то все аномалии характера ещеболее усиливаются.
А если ребенок воспитываетсяв благоприятной обстановке и родители его обучают нормам поведенияв обществе, формируют положительную нравственно-этическую позициюс детских лет, объясняя, что позволе­но делать в коллективе, а чтонепозволительно, а если он провинился, то ему спокойно и дружески объясняютнеправильность его поступков, без деспотизма, физических наказаний илииных травмирующих психику ребенка воздействий, – то в целом есть возможностькорригировать по­ведение ребенка уже с детства, и в дальнейшем он вырастает не эгоцент­ричным,как при многих видах психопатий, а приобретает способность считатьсяи с мнением других людей, а не только с собственными при­хотями.
1.2.    Определение понятия «Акцентуацияхарактера»
 
В периоде становленияхарактера его типологиче­ские особенности, не будучиеще сглажены и затушева­ны жизненным опытом, выявляютсянастолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е.патологические аномалии характера. Со взрослением черты акценту­аций обычно сглаживаются.Это позволило нам гово­рить о «преходящих подростковых акцентуациях харак­тера».
Типы акцентуацийхарактера весьма сходны и частично совпадают с типамипсихопатий.
 Наибольшую известность получил терминК. Leongard (1968)–“акцентуированная,личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера”. Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включаетинтеллект, способности,наклонности, мировоззрение и т.д. В опис­аниях К. Leonhard речьидет именно о типах характера.К тому же в странах с немецкимязыком те/>рмин “акцентуированная личность” стали использовать какклинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации каккрайние варианты нормы.
 Отличия между акцентуациямихарактера и />психопатиями основываются на диагностическихкритер/>иях П. Б. Ганнушкина(1933)– О. В. Кербикова(1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительнойстабильности характера на протяжении жизни, ни тотальностиего проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптациисо следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим тремпризнакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуацииразвиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либововсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербиковаможно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективныеи психопатические реакции, социальная дезадаптация возникаютот любых психических травм, и самых разнообразных трудныхситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимойпричины. При акцентуациях нарушения возникают толькопри определенного рода психических травмах, в некоторыхтрудных ситуациях, а именно:лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшегосопротивления”, к “слабомузвену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждомтипе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.
На основании сказанного можнодать следующее определение акцентуации характера.
Акцентуации характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельныечерты характера чрез­мерно усилeны, вследствие чегообнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенныхвоздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивостик другим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИЙ ПОТЯЖЕСТИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ
 
Как писал П. Б. Ганнушкин,степень проявления пси­хопатий «Представляет прямо запутывающее богатство оттен­ков– от людей, которых окружающие считают нормальными,– и до тяжелых психотическихсостояний, требующих интерни­рования»'. Попытка как-то систематизировать этистепени, пред­ставляет насущную практическую задачу. Это способствовало бы уточнениюпрогноза, смогло бы оказать помощь в эксперт­ной практике и содействовало бы болеедифференцированно­му подходу к семейной и трудовой реадаптации. В последние годыв судебно-психиатрической экспертизе получил распрост­ранение термин «глубокаяпсихопатия». Им обозначаются наиболее тяжелые случаи, где на высоте декомпенсациивозникают психотичес-кие расстройства или исключающая вменяемость утрата спо­собностик «вероятностному прогнозированию своей деятель­ности и соответствующей коррекциисвоего поведения» или в основе нарушении характера лежат выраженные эндок­ринныерасстройства. По материалам судебной экспертизы, случаи психопатии, исключающиевменяемость, у подростков встречаются значительно чаще, чем у взрослых, – у 15–17%экспортируемых вмес­то 3-5% .
Разделение психопатий на три степени тяжести было осуществленоЛ. И. Спиваком в отношении эксплозивного типа. При этом учитывались возраст формирования,тяжесть декомпенсации, патологические изменения на пневмо- и элек­троэнцефалограммеи др. Однако критерии разграничения по трем степеням тяжести не были предметом специальногоис­следования.
Тяжелая психопатия (степеньIII), Компенсаторныемеха­низмы крайне слабы, едва намечаются или бывают лишь пар­циальными, охватываялишь часть психопатических особенно­стей, но зато достигают здесь такой гиперкомпенсации,что сами выступают уже как психопатические черты. Компенсации всег­да неполные инепродолжительные. Декомпенсации легко воз­никают от незначительных причин и дажебез видимого пово­да. На высоте декомпенсаций картина может достигать психо-тическогоуровня (тяжелые дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.). При тяжелой степенинекоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают ди­агностическиесомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным дефектом при шизофренииили ее вялотеку­щей формой. Однако ни признаков процесса, ни четких указа­ний наперенесенный в прошлом шизофренический шуб обна­ружить не удается. Нарушения поведениямогут достигать уров­ня уголовных преступлений, суицидных актов и других действий,грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеетместо постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано бросаютуче­бу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или условий принудительноготруда. Живут они за счет других или за счет государства. Обнаруживается полная неспособностьк поддержанию семейных отношений – связи с семьей разорва­ны или крайне натянутыиз-за постоянных конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопатаот кого-либо из членов семьи или последних от психопата). Дезадаптация отчетливовыступает также в среде сверстников. Самооцен­ка характера неправильная или отличаетсяпарциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно проявления па­тологическойгиперкомпенсации. Критика к своему поведению заметно снижена, а на высоте декомпенсацийможет полнос­тью утрачиваться.
Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные ме­ханизмы нестойки, ив силу этого компенсации непродолжи­тельны. Декомпенсации могут возникать от незначительныхповодов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения по­ведения обычно все же следуютза психическими травмами или возникают в трудных ситуациях. Социальная адаптациябывает неполной и нестойкой. Работу или учебу то бросают, то возоб­новляют. Способностиостаются нереализованными. Отноше­ния с родными полны конфликтов или отличаютсяпатологи­ческой зависимостью. Самооценка черт характера и степень самокритичностивесьма разнятся в зависимости от типа пси­хопатии.
Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные меха­низмы достаточновыражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно обусловлены,их глу­бина и продолжительность пропорциональны психической трав­ме. Декомпенсациипроявляются заострением психопатических черт и нарушениями поведения. Последние,однако, за исклю­чением особо тяжелых ситуаций, не достигают крайних степе­ней.Социальная адаптация неустойчива, снижена или ограни­чена. При неустойчивой адаптациилегко возникают срывы. При сниженной адаптации подростки учатся или работают явнониже способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или жесткоопределена область, где возможна продуктивная деятельность и где иногда достигаютсявыдающи­еся результаты (так называемые «талантливые психопаты»). В других,даже близких областях сразу обнаруживается полная несостоятельность. Семейные отношенияотличаются дисгар­монией и крайней избирательностью (чрезмерная привязан­ность кодним членам семьи, конфликты и разрыв с другими). При большинстве типов психопатий(кроме истероидной и не­устойчивой) сохраняется относительно правильная оценка чертсвоего характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно глубокая.
Степень отклонений характера сама по себе трудно подда­ется количественнойоценке. Последнюю доступнее осуще­ствить по другим, зависящим от этих отклоненийпоказателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним относятся: 1) тя­жесть,продолжительность и частота декомпенсации, фаз, пси­хогенных реакций и, что особенноважно, соответствие их силе и особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжестикрай­них форм нарушений поведения; 3) оцениваемая в «длиннике» степеньсоциальной (трудовой, семейной) дезадаптации; 4) сте­пень правильности самооценкиособенностей своего характе­ра, критичности к своему поведению.
Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типахарактера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдениеза пове­дением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однаковыраженность черт какого-либо типа не препят­ствует обычно удовлетворительной социальнойадаптации. За­нимаемое положение соответствует способностям и возможно­стям. Акцентуированныечерты характера обычно хорошо ком­пенсированы, хотя в пубертатном периоде они, какправило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однакопреходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только послетех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенныетребования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуаций.
 Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты опреде­ленного типа характера выраженыслабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних кон­тактахи детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представлениеоб определенном типе характе­ра. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожидан­нодля окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но толькоопять же тех, которые предъяв­ляют повышенные требования к «месту наименьшегосопротив­ления». Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявитьтипа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметнойдезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как ла­тентныечерты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому всамооценке могут фигу­рировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидностии гипертимности, истероидности и психастеничности и т. п.
3.  ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
 3.1. Динамикапсихопатий
 П.Б. Ганнушкиным был введен ряд понятий, отража­ющих динамику психопатий: возрастныекризисы (пубертатный и климактерический), идиопатические приступы или фазы, пси­хогенныеи соматогенные реакции, конституциональные и си­туационные развития и др. Наиболеераспространенными тер­минами, относящимися к динамике психопатий у взрослых, являютсяпонятия «компенсация» и «декомпенсация». Компен­сации могутосуществляться как за счет изменения «микросре­ды» (трудовой, семейной)на такую, где психопатические осо­бенности характера позволяют приспособиться наилучшимоб­разом (например, уединенный образ жизни для шизоида), так и за счет активнойвыработки механизмов психологической за­щиты, манеры поведения, образа жизни, пороюконтрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черт. Срыв компенсаторныхмеханиз­мов в силу ли эндогенных особенностей динамики или под вли­янием факторовсреды обозначается как декомпенсация.
В подростковом возрасте компенсаторныемеханизмы не­редко еще недостаточно сформированы. Зато, как правило, при­ходитсяиметь дело с подростковым заострением психопатичес­ких черт характера, особенноесли психопатия (например, ши­зоидная) сложилась с детства. Однако подростковыйвозраст не только заостряет и ухудшает, но несет и новые компенсатор­ные возможности(например, «депсихопатизация» некоторых форм органических психопатий,наблюдавшихся в детстве).
 Определенным вкладом в учение о динамике психопатий являетсяизучение процесса их становления – описание этапов формирования конституциональных,приобретенных и органи­ческих психопатий. В. А. Гурьева и В. Я. Гиндикин выде­лилитри этапа начальных проявлений, структурирования и за­вершения формирования. Первыедва этапа при конституцио­нальных и органических психопатиях падают преимуществен­нона детство. При приобретенных психопатиях второй этап при­ходится обычно на 15–18лет. С нашей точки зрения, выделе­ние этих этапов для подростковой психиатрии имеетв большей степени теоретическое, чем практическое значение. О них мож­но судитьретроспективно, когда психопатия уже сформирова­на. Картина первого и даже второгоэтапов существенно не от­личается от транзиторных нарушений поведения в детствеи у подростков, и диагноз психопатии здесь может оказаться преж­девременным.
 Психопатическиеличности довольно часто вступают в противоречия с окружающими, создавая конфликтные ситуации, причем во времяконфликта они испытывают дополнительноепсихогенное воздействие. Втакой ситуации происходит психопатическая реакция, которая прояв­ляется обострением аномальных особенностейхарактера. Даже после прекращенияконфликта психопатическая реакция может сохраняться.
Обострение психопатических черт может произойти и после того,как человек переболел каким-то тяжелым заболеванием, или при хрони­ческихзаболеваниях внутренних органов.
Психопатическиереакции обычно возникают внезапно, в ответ на малозначимые для психическинормального человека, но очень болезненные для психопата события.Реакция больного всегда неадекватна, то есть не соответствует силераздражителя, вызвавшего ее. Чаще всего она проявляется в виде протеста, возмущения, гнева,злобы, ярости и даже агрессии и разрушительныхдействий.
При неоднократных психотравмирующих воздействиях даже незна­чительныхотрицательных факторов возникает длительная декомпенсация.
При продолжительной декомпенсации наблюдаетсянарушение спо­собности больного приспосабливаться к окружающим условиям,резко выявляются все аномальные особенности характера и могут возникнутьновые психические нарушения.
У больных психопатией часто возникают неврозы, особенно истери­ческийневроз, могут формироваться сверхценные образования (идеи, значение которых больным слишкомпереоценено) и даже бредовые идеи – бред отношения,бред преследования, бред ревности и другие.
Больные психопатией являются группой повышенногориска в ас­пекте возможности формирования алкоголизма и наркомании.
Кроме того, больным психопатией свойственно расстройствовлече­ний, и в первую очередь сексуального. У многих из них наблюдаютсясексуальные извращения – садизм, мазохизм, эксгибиционизм, гомо­сексуализм,педофилия, нарциссизм и многие другие.
Из-за расстройства влечений у больных психопатией также могут возникать конфликты с обществом, противоправные действия,включая насилие, после чего может произойтидекомпенсация.

3.2. О динамике акцентуаций характера
В отличие от психопатийпредставления об «акцентуирован­ной личности» и об «акцентуацияххарактера» оставались до последнего времени как о чем-то весьма статичном,раз и на­всегда данном. Лишь в последние годы были предприняты катамнестическиеи лонгитудинальные исследования акцентуаций харак­тера некоторых типов – неустойчивого,гипертимного, эмоцио­нально-лабильного, конформного.
Настоящая работа обобщает наблюдения над124 подрост­ками мужского пола, которые были начаты в возрасте 14–17 лет и продолжалисьв послеподростковом (18–19 лет) и моло­дом (после 20 лет) возрасте. Все эти случаипри первом обследо­вании были расценены как акцентуации характера.
Можно выделить две основные группы динамическихизме­нений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения.По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острыеаффективные ре­акции. Если шоковые реакции, патологический аффект явля­ются реакциямипсихотического уровня и более свойственны тяжелым психопатиям (в иных случаях онивозможны лишь в катастрофических ситуациях), то реакции, обозначенные нами как острыеаффективные, относятся к субпсихотическому уров­ню, хотя нередко стоят на гранимежду физиологическим и па­тологическим аффектом.
Встречается несколько видов острых аффективныхреакций.
1. Интрапунитивные реакциипредставляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений,покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными спо­собами (отчаянные безрассудныепоступки с неизбежными не­приятными последствиями для себя, порча ценных личныхве­щей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух казалось быдиаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумеваютразряд аффек­та путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или «вымещениезлобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этотвид реакции можно ви­деть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуа­циях.
3. Импунитивная реакция проявляется тем,что аффект раз­ряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуа­ции,хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а час­то даже очень дурно оборачивается.Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции,конца аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, визображение по­пыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характе­рен дляистероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной, и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях ха­рактера,наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобныенарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»). Катамнестическиеисследования. Показывают, что, если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуацийхарактера, то в 80% при повзрослении наступа­ет удовлетворительная социальная адаптация.Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание пригипертимной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее – при неустойчивой (всего17%).
Преходящие нарушенияповедения могут проявляться в виде 1) делинквентности, т. е. в проступках и мелкихправо­нарушениях, не достигающих наказуемого в судебном поряд­ке криминала; 2) токсикоманическогоповедения, т. е. в стрем­лении получить состояние опьянения, эйфории или пережитьиные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;3) побегов из дома и бродяжни­чества; 4) транзиторных сексуальных девиаций (раннейполо­вой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомо­сексуализма и др.).Все эти проявления преходящих наруше­ний поведения описаны нами ранее.
Наконец, еще один вид транзиторных измененийпри ак­центуациях характера – это развитие на их фоне разнообраз­ных психогенныхпсихических расстройств – неврозов, реак­тивных депрессий и т. п. Но в данном случаедело уже не огра­ничивается «динамикой акцентуаций»: происходит переходна качественно иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических измененийпри акцентуа­циях характера принадлежат его относительно стойкие изме­нения. Онимогут быть нескольких типов.
1. Переход «явной» акцентуациив скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта, акцентуированныечерты характера сглаживаются, компен­сируются. В итоге у взрослых, в отличие отподростков, толь­ко на основании контакта и непосредственного наблюдения, даже продолжительного,без знания из анамнеза особеннос­тей поведений в подростковом периоде и без специальногопсихологического обследования в большинстве случаев труд­но бывает составить четкоепредставление о типе акцентуа­ции.
2. Формирование на почвеакцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатическихразвитий, достигающих уровня явной патологии («краевые психопатии» по О. В. Кербикову).Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: 1) наличиеизначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные усло­вия среды должны бытьтакими, чтобы адресоваться именно к «месту наименьшего сопротивления»данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно продолжительными, главное, 4) оно должно упасть на критический для формирова­ния данного типа акцентуациивозраст. Этим возрастом для шизоида является детство, для психастеника – первыеклассы школы, для большинства других типов – разные периоды под­росткового возраста(от 11–13 лет у неустойчивого до 16–17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльномтипе крити­ческим является более старший возраст – 30–40 лет – период высокой социальнойактивности.
 В случаях психопатических развитии так же, как при невро­захи других реактивных состояниях, динамические изменения выходят за рамки акцентуаций.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является од­ним изкардинальных явлений в их возрастной динамике. Как известно, тип психопатии отличаетсястабильностью. Однако Н. И. Фелинской было указано на возможность определенных трансформацийтипа психопатии со временем. Наши лонгитудинальные исследования свидетельствуюто возможности оп­ределенных трансформаций типов акцентуации характера.
 В целом же проблема динамики акцентуаций характера, как справедливоуказывает В. В. Ковалев, разработана еще недостаточно. Однако представляется целесообразнымподчеркнуть наиболее значимые феномены в динамике акцентуаций характера:
1) заострение черт акцентуированного характерав подрост­ковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживаниеми компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);
2) развертывание черт определенного типапри скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихсяударом по месту наименьшего сопротив­ления данного типа;
3) возникновение на фоне акцентуаций характерапреходя­щих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозови других реактивных состояний;
4) трансформация типов акцентуаций характерав силу кон-ституционально заложенных механизмов или влияний среды;
5) формирование приобретенных психопатий,для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей изби­рательнуюуязвимость в отношении определенных неблагопри­ятных влияний среды.
4.   ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
 Вопросо том, что является первопричиной возникновения аномалий характера, стал предметомспоров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М.Бехтерев полагал,что причинами могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственныеусловия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания.
 Наоснове систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно систематизироватьфакторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера у подростков,а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий.
 Средибиологических факторов, приводящих к акцентуациям характера, выделяют:
1.   Действия пренатальных, натальных иранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К такимвредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробныеи ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.
2.  Неблагоприятная наследственность, котораявключает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий типакцентуации характера.
3.  Органические повреждения головногомозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.
4.  «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностьюразвития сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием,повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».
 Ксоциально-психологическим факторам следует отнести:
1.  Нарушения воспитания подростка в семье.
Влияниесемейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, чтосемья служит основным общественным институтом социализации личности (Соотношениемежду акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитаниябудет раскрыто в главе 4 «Диагностическая и коррекционная работа»).
2.  Школьную дезадаптацию.
 Вподростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности(согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).
 Впсихологии предпринимались попытки выделения специфических школьных трудностей.С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта, «… характер дезадаптацииребенка в школе можно определить по форме дезадаптированного поведения, а именно:по депрессивному состоянию, по проявлениям тревожности и враждебности по отношениюк взрослым и сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям вфизическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям асоциальностипод влиянием неблагоприятных условиях среды».
3.Подростковый кризис.
 В12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент – «подростковыйкризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э.Эриксону,происходит «кризис идентичности – распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого«Я». В этот период процессу познания самого себя придается всеподавляющее значение.Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточниквсе трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремлениек самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к детям, что приводит каффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так ивнутриличностными.
4.Психическую травму.
 Психосоциальнуюдезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различнымипсихотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями,неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживаниемсемейных разладов и т.п.).
 Такимобразом, причинами патологического изменения личности подростка являются социальныеи биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют.
 
 
 

5.  ТИПЫ ПСИХОПАТИЙ ИАКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРАТип акцентуаций и психопатий Краткая характеристика типа Проявление психопатий и акцентуаций Возможные последствия 1. Возбудимый (эксплозивная) Повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость. Обладают неустойчивым вниманием. Частая смена настроения. Предпочитают физический труд. Агрессия, реакция злобы, повышенная конфликтность. Злоупотребление алкоголем. Невротические срывы. Асоциальное поведение. 2. Истерический Обидчивы, капризны. Личность поверхностна, не свойственны усидчивость и трудолюбие. Хорошая память, раскованное мышление. Эмоциональность проявляется ярко, любят преувеличивать. Завистливы. Не обладают нормами морали. Беспредельный эгоцентризм. Суицидальность. «Бегство в болезнь». Алкоголизация и употребление наркотиков. Побеги из дома. Патологическая лживость. Инфантилизм. Нарушение адаптации к окружающему миру. 3. Психаастенический Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, пассивен. Дружелюбен, исполнителен. Боязливость, повышенный уровень тревожности, мнительность. Склонность к психаастении 4. Астенический Нервная слабость, впечатлительность, чувствительность, робость, застенчивость, склонность к самоанализу. Тревожны. Редко вступают в конфликты, пассивны, мнительны. Ситуация страха, угрозы, наказания, несправедливых обвинений. Побеги из дома. Алкоголизация. Склонность к психаастении. 5. Сенситивный Чувствительны, впечатлительны, обидчивы, ранимы, застенчивы, робки, пугливы. Самоуничижение, реакция гиперкомпенсации. Избегают употребление алкоголя. Суицидальное поведение. Неожиданная бурная агрессия. 6. Неустойчивый Неустойчивость психической жизни, недостаточность волевой деятельности, болтливость. Живое воображение. Не любят одиночества. Частые прогулы, нарушения дисциплины, возможно социальная декомпенсация. Грубость, упрямство. Гедонизм. Наркотизм. Токсикомания Асоциальные криминальные поступки. 7. Циклоидный Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности). В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической. Возможен суицид. Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза. 8.Гипертимный Чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, оптимист. Употребление наркотиков, беспорядочная половая жизнь. Склонность к аморальным поступкам Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза. 9. Лабильный Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, отвлекаемость на внешние события, влюбчивость. Паникерство. Неудачи и горестные события воспринимает трагически. Склонность к невротической депрессии. 10. Шизоидный Замкнут, общение по необходимости. Холодность по отношению к людям, поведение и логика непонятны окружающим. Любят одиночество. Малоконфликтны. На все имеют свою точку зрения. Бесцеремонность. Навязчивость. Шизофрения. 11. Эпилептоидный Тугоподвиженость. Мышление конкретно, не способны на компромиссы. Мелочность, повышенная аккуратность. Себялюбивы, эгоистичны. Дисфория (беспричинное мрачно – злобное настроение). Склонность к алкоголизму. Бродяжничество. Суицидальные реакции. Возможны тяжкие эксцессы. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Психологияи психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров – Самара:Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 640 с.
2.  Л. Д. Столяренко. Основы психологии- Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
3.  А. Е. Личко. Типы акцентуаций характераи психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.– 416 с.
4.  Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия.– М.: АСТ – ПРЕСС, 1998. – 528 с.
5.  Леонгард К. Акцентуированные личности.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. – 544с.
6.  Вопросы психологии. 1998г. №2 с. 136– 143.

 Введение.
 
 Всовременных условиях наблюдается рост числа психических заболеваний и особенно пограничныхрасстройств. Своевременное устранение диагноза очень важно при тяжелых психическихрасстройствах, а особенно при пограничных заболеваниях, т.е. тех, которые стоятна границе между нормой и патологией.
 Ссамого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема,– как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантовнормы.
 Всвоем реферате мы попытаемся провести грань между психопатиями и акцентуациями характера.Также рассмотрим причины возникновения акцентуаций и психопатий и заострим вниманиена особенностях их динамики. Типология будет рассмотрена в виде сводной таблицыдля более простого восприятия.
 
 Содержание.
 
Введение с. 2
 
1. Понятие психопатий и
акцентуаций характера. с. 3-6
 
2. Разграничение психопатийс. 7-8
по тяжести и акцентуацийпо выраженности.
 
3. Особенности динамикис. 9-12
 психопатий и акцентуацийхарактера.
 
3.1 Динамика психопатийс. 13-15
3.2. О динамике акцентуацийс. 16-19
 
4. Причины возникновенияс. 20-22
психопатий и акцентуацийхарактера.
 
5. Типы психопатий и с.23-25
акцентуаций характера
 
Заключение с. 26
 
 
 
 
 
 
 
 Заключение.
 
 В своем реферате мы рассмотрелипонятие акцентуаций и психопатий. Можно говорить о том что: имея сходные причинывозникновения данные понятия отличаются друг от друга. Под акцентуацией характерапонимается крайний вариант нормы, а под психопатией – аномалия характера. В отличииот психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенносглаживаться.
 Наиболее ярко акцентуации характераи психопатии начинают проявляться в подростковом возрасте, так как происходит неравномерноеразвитие организма, становление внутреннего «Я».
 Для больных психопатией частосвойственны формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания и расстройствовлечений, в первую очередь сексуальных.

 «Клинико – психологическая
 характеристика акцентуаций
 и психопатий.
 
 
 Выполнил:
 Проверила: .
2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Public Essay Research Paper According to the
Реферат Бездомные в США
Реферат Создание сетевой игры
Реферат Кровавая свадьба
Реферат Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII- первой половине XIX века .
Реферат Шпоры по ЭиСТ
Реферат Сравнительная характеристика переводов Сонета66 Уильяма Шекспира русскими авторами С.Маршаком
Реферат Политология: понятие, сущность, функции
Реферат Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
Реферат «Новые технологии лечения наджелудочковых аритмий»
Реферат American Sign Language Essay Research Paper Emily
Реферат Политический пиар
Реферат А. Н. Ильин кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Омского государственного педагогического университета
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Маркетинг в инновационной сфере» Цели и задачи дисциплины
Реферат Тема будущего в поэзии Маяковского