Реферат по предмету "Психология"


К вопросу о вибрационных уровнях

К вопросу о «вибрационных уровнях»

Речь идет о попытке эзотерических психологов [ 1] структурировать бытийные переживания человека, включая нетривиальные переживания, знакомые не только «психонавтам» – исследователям внутренних пространств – но и людям, далеким от экспериментов со своей психикой. И им случается переживать необычные психические состояния, запоминающиеся своей яркостью и силой на всю жизнь, и оказывающие, как правило, сильнейшее преобразующее влияние на самосознание.

Идея структурирования бытийных переживаний человека была широко популяризирована Дж. Лилли. [ 2] Он описал модифицированную шкалу «вибрационных уровней» Г.Гурджиева, примененную для диагностики психических состояний и целевого развития психики. Но объяснения, даваемые Лилли «вибрационным уровням», настолько сумбурны и поверхностны, что их нельзя считать адекватными.

Какова же история «вибрационных уровней», и что это, собственно говоря, такое? Впервые эту тему осветил П.Успенский, [ 3] занимавшийся в группе Гурджиева. Излагая космологию своего бывшего инструктора, он пишет, что объективная реальность представлялась Гурджиеву в виде инволюционного каскада излучений «абсолюта» – начального состояния вселенной. Каждому каскадному порогу излучения соответствует уровень материи, характеризующийся определенным количеством действующих здесь законов, частотой вибрации и плотностью вещества. «Вибрационный уровень» материи определяется числом законов, управляющих этим уровнем.

Так, первый уровень материи управляется всего тремя законами и поэтому обозначается цифрой «3». Следующий уровень материи управляется уже шестью законами и поэтому обозначается цифрой «6». Нижеследующие – «12», «24», «48», «96», «192» и т.д.

Впоследствии эту гурджиевскую «вибрационную шкалу» использовал О. Ичазо, современный латиноамериканский инструктор психического развития, в групповой работе которого принимал участия Лилли. Ичазо применял идею «вибрационных уровней» уже для структурирования субъективной реальности. При этом он соединил гурджиевские «вибрационные уровни» с дзен-буддистским понятием сатори – «просветления». Ичазо эмпирически выделил четыре уровня позитивных переживаний ("+24", "+12", "+6", "+3"), отражающих стадии нарастания просветления, и четыре уровня негативных переживаний ("-24", "-12", "-6", "-3"), отражающих степени нарастания помрачения («антисатори»), а также уровень нейтрального переживания («48»), который нельзя назвать ни позитивным, ни негативным («ни сатори, ни антисатори).

Приводим краткое описание данных уровней бытийных переживаний: 137

»+24". Переживание любви к самому себе. Возникает потребность принять себя таким, как ты есть, со всеми недостатками. Нежелание подражать кому-либо, каким-либо внешним стандартам. Потребность быть самим собой. Переживание себя как эффективного индивида. Радость от успешной деятельности, от выигрыша в ситуации, от подкрепления «образа-концепции себя». Отсутствие огорчения при неудачах, нечувствительность к чужим мнениям. Гипоманиакальное состояние. В коммуникации выражается в многозначительной важности, снисходительном превосходстве, в осторожном или даже безудержном хвастовстве. Состояние, благоприятное для физической работы, спорта, амурных похождений, манипулятивного общения, воинских упражнений.

"+12". Переживание любви и сострадания к людям. Возникает потребность прощать людям их недостатки, безвозмездно помогать им, наслаждаться их индивидуальными особенностями. Люди становятся интересны сами по себе, а не как средства достижения целей. Отождествление себя с человечеством, его нуждами, и горестями. Присутствует сердечная, теплая, человеческая радость. Бесконечное терпение, сострадание к преступникам. Потребность в самопожертвовании. В коммуникации непринужденность, простота, эмоциональная неуязвимость, бесстрашии, Состояние, благоприятное для самодеятельности, неформального общения, педагогической и художественной деятельности.

"+ 6". Переживание любви к миру, к универсуму. Отождествление себя с миром. Одушевление природы. Любовь к животным, растениям, минералам, стихиям. Острое чувство радости и красоты мира. Экологическое сознание. Хорошо видна деструктивная деятельность людей, разрушающих мир и себя в угоду сиюминутным потребностям. Отношение к людям как к инфантильным существам, как к детям. Естественный аскетизм. В коммуникации призывы к серьезности, и ответственности, к сохранению мира, к грамотной созидательной деятельности. Состояние, благоприятное для управленческой, политической, юридической и медицинской деятельности.

"+ 3". Переживание любви к непроявленной, виртуальной реальности. Отождествление себя с чистым бытием, тождественным ничто. Постижение себя виртуальным неизменным, вечным. Значимость актуальной реальности (универсума) меркнет, смерть тела или разрушение мира становятся второстепенными событиями. Радость от самого факта существования, радость абсолютной психологической свободы, ничем не омрачаемого блаженства. Постижение сущности существования сущего. Постижение своей творческой задачи – развивать мир. Случайные коммуникации и деятельности прекращаются. Состояние, единственно возможное для действительного творческого преобразования мира.

"– 24". Переживание ненависти к себе. Недовольство собой. Потребность быть другим. Потребность подвести себя под престижные стандарты. Склонность к подражанию звездам", к отождествлению себя с великими личностями. Переживание себя как неэффективного индивида. Страдание от безуспешной деятельности, от проигрыша в ситуации, от ущемления «образа-концепции себя». Болезненная чувствительность к чужим мнениям. Депрессивное состояние, апатия. Уход от коммуникации, иногда компенсаторная 138 реакция в виде вымышленных успехов, бравады типа «мы еще себя покажем». Состояние, располагающее к болезни, к бегству в болезнь, в капризам по отношению к тем, кто любит или обязан любить. Выход осуществляется посредством постановки и реализации легкодостижимых целей.

"– 12". Переживание ненависти к людям. «Во всех неудачах виноват не я сам, не моя недоразвитость, а люди. Люди вообще низки и злы. Их жизнь мелка и бессмысленна. Я тоже такой. И это истина; все остальное обман и самообман. Надо быть ироничным и жестоким, подлым и агрессивным». Возникает потребность возвыситься над людьми, попирая их и смеясь над ними, стать сильнее всех их вместе взятых. Культ силы, склонность к фашизму. Далее возникает потребность возвыситься над «низменным» человеческим в себе, стать сверхчеловеком в ницшеанском смысле. В коммуникации аффективная агрессивность, стремление причинить страдание. Восхищение демоническими личностями. Состояние, располагающее к преступной деятельности. Выход осуществляется через перевод себя в "-24": «Виноваты не люди, а моя неэффективность. Мне надо развиваться». Целесообразно длительное одиночество.

"– 6". Переживание ненависти к миру, к универсуму. «Не только существование людей, но и существование мира бессмысленно». Ненависть к красоте мира, стремление уничтожить эту красоту, превратив в свалку. Привязанность к зрелищам разложения, гниения, разрушения, к апокалиптическим видениям. «Первичен хаос, космос вторичен. Он должен быть уничтожен, разрушен. Смысл индивидуального бытия в ускорении этого процесса, задача индивида – разрушение мира. Уничтожение людей слишком мелкая задача, они опять могут возникнуть. Необходимо уничтожить все». Отождествление себя с тайным агентом хаоса в космосе. «Уничтожать людей – слишком примитивный ход. Более тонкий ход – сделать людей разрушителями мира, космоса. Необходимо уже сейчас готовить землян к миссии тотального разрушения. Когда будет освоено космическое пространство – начать осуществление этой миссии». Состояние психопатологическое, соответствует параноидной форме шизофрении. Хорошо маскируется. В коммуникации не агрессивен («еще не пришел час»), планомерно подводит к мысли о бессмысленности мира, о первичности хаоса, необходимости сознательной энтропийной деятельности. Состояние, располагающее к деструктивной идеологической деятельности, очень опасно у политического и военного деятеля, при срыве может начать «разрушение мира» немедленно. Самостоятельный выход затруднен. Необходимо понять, что первичен не хаос, а виртуальная целостность. Хаос – не изначальное состояние, а отходы космического процесса.

"– 3". Переживание ненависти к сущему. «Сущее иллюзорно, оно – плод воображения. Нет ничего. Иллюзорен не только космос, но и хаос. Поэтому разрушать космос бессмысленно, глупо, – это значит попасться на удочку воображения, быть дураком. Надо либо уничтожить себя и прекратить эту глупую игру воображения, либо не обращать на сущее никакого внимания. Но если уничтожить себя, то не исключено повторное возникновение и повторное попадание на удочку воображения. К тому же иллюзорен и я сам. Поэтому целесообразнее тренироваться не 139обращать внимание на сущее». Состояние, располагающее к суициду и ядерной шизофрении, полной дезинтеграции субъективной реальности; в случае хорошей компенсации – к деструктивной «мессианской» деятельности. Самостоятельный выход затруднен. Необходимо понять, что внутренний мир попал под власть мысли об иллюзорности сущего. Произошло отождествление с этой мыслью. Необходимо разотождествиться с ней.

«48». Переживание себя как беспристрастного исследователя реальности. Эмоциональная окраска сознания нейтральна: ни радости, ни страдания, ни любви, ни ненависти. Уравновешенная, алертная поисковая активность. В коммуникации корректность, четкость, объективность. Состояние, наиболее благоприятное для научной деятельности, саморегуляции и саморазвития.

Вышеприведенное описание отличается от того, которое приводит Лилли, но не исключает, а включает его в себя. Судя по всему, Лилли не особенно утруждал себя исследованием негативных переживаний; необходимо учитывать также, что описания бытийных переживаний всегда носят индивидуальную окраску, – иногда существенно различную, особенно в разнокультурных традициях. Для объяснения и структурирования такого рода переживаний можно воспользоваться идеей масштабных уровней субъективной реальности.

Субъективная реальность представляет собой информационную модель объективной реальности. Масштаб отображенной («смоделированной») реальности обусловлен уровнем разрешающей способности психического отражения данного индивида. Основными масштабными уровнями субъективной реальности, значимыми для нашего рассмотрения, являются виртуальность, универсум, социум и отдельный индивид. Характер переживания зависит от масштаба, в который помещает (или попадает) и в котором рассматривает себя человек, а также от того, удается или не удается ему найти здесь свое место. Иными словами, характер переживаний обусловлен соответствием или несоответствием уровня самосознания человека масштабу его субъективной реальности, – содержательной согласованностью или рассогласованностью регулятивной и отображательной подсистем в системе психического отражения. [ 4] Рассогласованность же возникает либо вследствие естественной неравномерности в развитии этих подсистем (как правило, отображательная подсистема несколько опережает в своем развитии регулятивную), либо вследствие искусственного вмешательства в функционирование целостной системы психического отражения (как это было в психоделических экспериментах Лилли). «Знак» переживания индицирует регулятивную недостаточность или избыточность – и, соответственно, отображательную избыточность или недостаточность.

Регулятивная недостаточность/отображательная избыточность:

– 24 Переживание отчуждения от себя и конфликта с собой.

– 12 Переживание отчуждения от социума и конфликта с ним.

– 6 Переживание отчуждения от универсума и конфликта с ним.

– 3 Переживание отчуждения от виртуальности и конфликта с ней. 140

Регулятивная избыточность/отображательная недостаточность:

+ 24 Переживание единства и гармонии с самим собой.

+ 12 Переживание единства и гармонии с социумом.

+ 6 Переживание единства и гармонии с универсумом.

+ 3 Переживание единства и гармонии с виртуальностью.

Таким образом, переживания "-24" и "+24" отражают коллизии индивидуального уровня разрешающей способности психического отражения, "-12" и "+12" – социального уровня, "-6" и "+6" – универсального, а "-3" и "+3" виртуального. Нейтральные переживания («48») индицируют согласованность регулятивной и отображательной подсистем вне зависимости от уровня, на котором эта согласованность достигается. В частности, нейтральные переживания индицируют интегративные процессы, связанные со становлением интегрального самосознания. [ 5]

Постановка интегрального самосознания в соответствие с нейтральным уровнем бытийных переживаний хорошо согласуется с Йогой и буддистским эзотеризмом. «Йога есть равновесие», – говорит Гита. В сфере эмоций Йога есть процесс нейтрализации, уравновешивания позитивного переживания радости с негативным переживанием страдания для достижения эмоционального равновесия, нейтрального переживания. Будучи эмпирической психологической наукой (а не религией, как полагают некоторые некомпетентные лица), йога указывает, что необходимым средством достижения такого равновесия и утверждения в нем является исследовательская деятельность («правильное размышление»).

Буддисты, воспитанные на Йоге, считают высшей мудростью постижение того, что «форма есть пустота, а пустота есть форма», что «сансара есть нирвана, а нирвана есть сансара». Здесь также речь ищет о выделении нейтрального уровня бытийных переживаний как наивысшего, объединяющего субъективные модели актуальной объективной реальности («форма») и виртуальной объективной реальности («пустота»), негативные («сансарические») и позитивные («нирванические») переживания. В эзотерическом буддизме, таким образом, высшим достижением является не просветление, а интеграция просветленности и помраченности, способность выбирать между ними или быть вне их. Разумеется, без реализации просветления такая интеграция недостижима, – вот почему просветлению уделяется так много внимания. Однако само по себе просветление не обеспечивает автоматически осуществления данной интеграции.

В основе интегрального развития лежит здравый смысл, сформированный житейским опытом («бывалостью») и составляющий ядро и личности; и наоборот, уровень развития личности зависит от интегрируемых уровней самосознания. Указание на это, равно как и на аутентичность интегративных тенденций в эзотерической психологии, не будет лишним. Последнюю нередко смешивают с псевдоэзотеризмом – самоцельными культами измененных психических состояний, сверхценных или навязчивых переживаний мистического и магического характера, а также ассоциативно сопутствующих им понятий, символов, ритуальных действий, предметов и мест. Псевдоэзотеризм, абсурдный с точки зрения здравого смысла, к тому же используемый псевдоэзотерическими лидерами для манипуляции и обогащения, не может не встретить критической реакции здравомыслящего человека. Но непонимание эволюционной необходимости освоения измененных состояний психики 141 и отождествление эзотерической психологии с псевдоэзотеризмом приводит некоторых людей к самоцельному культу обычных психических состояний, к реакционному антиэзотеризму, к «принципиальному» отрицанию существования фактов, возможности и целевых технологий опережающего психического развития, к ханжескому осуждению саморазвития и самодеятельности как «эгоизма» и «дилетантизма», и даже к антинаучным призывам запретить психическую эволюцию человека, если она «научно не обоснована».

Если в основе эзотерической психологии лежит стихийная диалектика («йога») становления человека в более развитое психически существо, то псевдо– и антиэзотеризм представляют собой «шаг назад» от стихийной диалектики такого становления к сознательной метафизике, к выбору в качестве установки поведения одного из членов антиномии: или культ измененных состояний психики – или культ обычных состояний психики. Диалектическое превосхождение данной метафизической антиномии, переход к сознательному освоению измененных психических состояний и их интеграции с обычными психическими состояниями, к сознательному формированию расширенных психических состояний есть «два шага вперед» от стихийной диалектики через сознательную метафизику к сознательной диалектике психического развития человека. На уровне этого синтеза эзотерическая психология становится психологией интегрального развития человека.

Киев, октябрь 1986

Список литературы

[ 1] Эзотерические психологи – самодеятельные психологи, занятые разработкой технологий интегрального развития человека. Эзотерическая психология возникла вследствие того, что «профессиональные» общественные институты этой проблемой не занимались.

[ 2] Дж.К.Лилли. Центр циклона. Нью-Йорк, 1972.

[ 3] П.Д.Успенский. В поисках чудесного. Нью-Йорк, 1949.

[ 4] См.: В.А.Данченко. Эзотерическая психология: методологические предпосылки содержательного синтеза. 1985. Рукопись.

[ 5] См.: В.А.Данченко. Три уровня надличностного самомознания. 1985. Рукопись.

А.В.Чистяков (Владимирский). К вопросу о «вибрационных уровнях»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат І рекомендації до виконання самостійної та індивідуальної роботи студентів Освітньо-кваліфікаційний рівень
Реферат The Flat Tax Issue Essay Research Paper
Реферат Spartan Women Vs Atheian Women Essay Research
Реферат Emtional Impact Of Civil War Essay Research
Реферат Правовая социализация личности
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту розпорядження голови Закарпатської обласної державної адміністрації
Реферат Homer Comparison And Contrast Of The Gods
Реферат In Defense Of Instinct
Реферат Угрожающее потепление
Реферат «Использование проблемной технологии на уроках изо» Кирий Ольги Иннокентьевны, учителя черчения и рисования моу сош им. А. С. Попова пос. Власиха Московской области, слушателя курсов повышения квалификации
Реферат К вопросу о формировании системы органов финансового контроля в России
Реферат Rape Of Nanking Essay Research Paper I
Реферат Trieste Full Of Dolours Essay Research Paper
Реферат Two Party Politics Essay Research Paper In
Реферат Доходы федерального бюджета 2