--PAGE_BREAK--
1.3.
Основные детерминанты креативности.
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается «пластичность». Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.
В.П. Эфроимсон обнаружил такой факт как высокий уровень уратов в крови, а также такой биологический признак как высоколобие креативных людей.
Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией — более продуктивен творчески.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.
1. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
2. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.
Таким образом, в психогенетике признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности. На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.
Большее значение в развитии этого качества личности ученые придают особенностям среды. Например, результаты кросскультурных исследований позволили Торренсу сделать следующие выводы:
1. Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
2. Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.
3. Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
4. Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.
Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии среды.
Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, Е.В. Алфеева говорит о том, что негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности.
В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
1. отсутствие образца регламентированного поведения;
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3. создание условий для подражания творческому поведению;
4. социальное подкрепление творческого поведения.
Анализ фактов семейных отношений позволил В.Н. Дружинину сделать вывод о том, что семейная среда способствует развитию креативности так, где присутствуют следующие факты: внимание к ребенку, но вместе с тем предъявляются различные, несогласованные требования, низкий внешний контроль за поведением, наличие творческих членов семьи и поощрение нестереотипного поведения.
Ряд ученых в своих исследованиях отмечает зависимость креативности от темперамента, делая акцент на индивидуально-типических различиях. Каждый тип темперамент имеет свои «сильные» и «слабые» стороны, и не может быть «плохим» или «хорошим», просто то или иное сочетание качеств и характеристик может влиять на степень проявления различных характеристик креативности.
Л.И. Полтавцева отметила, что такая характеристика креативности как беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.
Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены. Именно поэтому в эмпирической части своего исследования мы основной задачей поставили установление наличия взаимосвязи между различными характеристиками креативности и свойствам темперамента.
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности и темперамента в юношеском возрасте
2.1. Описание процедуры и методик исследования
На основе анализа научно-психологической литературы о креативности и построили гипотезу нашего исследования, между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы.
В нашем исследовании принимали участие студенты-первокурсники факультета «психологии и социальной работы» специальностей «Практическая психология в образовании» и «Педагогика и психология». Всего в исследовании приняли участие 27 человек. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, все они находятся на этапе юности. Это дало нам возможность определить дальнейшее направление нашей исследовательской работы:
1) Анализ особенностей темперамента студентов;
2) Определить степень проявления креативности у студентов в соответствии с выявленным типом темперамента:
3) Выявить преобладающий тип процесса возбуждения или торможения у студентов.
С учетом исследовательских задач нами были отобраны следующие методики:
1) «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптации Авериной, Щеблановой) (см. Приложение 1)
2) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)(см. Приложение 2)
Исходя из экспериментальных данных, мы предполагаем определить основные направления работы по поиск и выявление студентов со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами, а так же разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных студентов, имеющих проблемы с обучением.
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов
Все полученные в ходе проведения методик данные были обработаны и помещены в таблицы (см. приложение 3 и 4).
Следующим этапом нашего исследования было определение наличия корреляционной связи между различными характеристиками темперамента и показателями креативности. Для этого нами была использована программа SPSS11.0. Данные полученные в ходе вычисления наличия корреляционных связей были представлены в таблице (см. приложение 5).
Анализируя представленные данные, нами были сделали следующие выводы.
Такие характеристики креативности как гибкость и оригинальность (коэф.корр. 0,552); оригинальность и разработанность (коэф.корр. 0,677) имеют между собой очень сильную положительную корреляционную связь. Это свидетельствует о том, что уровень показателей тесно связан – высокие баллы за оригинальность будут сопровождаться высокими баллами за разработанность. Так же высокий балл за гибкость будет сопровождать высокий балл за оригинальность. Такое же соответствие будет наблюдаться и при низких результатах по этим показателям.
Такие характеристики креативности как гибкость и разработанность, так же имеют корреляционную связь между собой, но она менее сильная, чем у предыдущих показателей (коэф.корр. 0,420). Это говорит нам о возможности того, что низкий или высокий балл за гибкость может влиять на соответствующий балл по показателю «разработанность», данная связь так же может быть объяснена наличием сильной связи между показателями гибкость – оригинальности и оригинальность – разработанность.
При проведении корреляционного анализа ними была обнаружена еще одна тенденция – сильная обратная (отрицательная) корреляционная связь между таким критерием креативности как разработанность и показателем темперамента торможение (коэф.корр. -0,533). Так как корреляционный анализ не дает нам возможности сделать вывод о причинно-следственных связях, мы можем сделать вывод о том, что баллы по данным показателям могут быть противоположными, т.е. высокий балл по критерию «разработанность» предполагает низкий балл по показателю «торможение», и наоборот.
Следующим этапом нашего исследования стало проведение однородного дисперсионного анализа, с целью выявления статистически значимых различий показателей креативности у юношей с различным типом темперамента. Для проведения данного типа анализа необходимо подтверждение об однородности дисперсий. Для этого нами был посчитан критерий Ливена,который показывает, что статистически достоверных различий между дисперсиями не обнаружено (Sig.>0,05) по показателям гибкости, оригинальности, разработанности. Следовательно, допустимо применение однофакторного дисперсионного анализа. В случае показателя беглость тест Ливена показал наличие достоверных различий между дисперсиями, поэтому дисперсионный анализ применять не допустимо (см. приложение 6).
После проведения дисперсионного анализа нами было выявлено, что средние результаты показателей креативности у юношей с различным типом темперамента имеют различия, но они являются статистически не значимыми. Следовательно, гипотеза нашего исследования о том, что между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы, в полной мере не подтвердилась, нами была выявлена лишь одна сильная отрицательная корреляционная связь между торможением (показатель темперамента) и разработанностью (характеристика креативности).
Таким образом, полученные нами результаты могут быть объяснены следующим, сравнительно небольшим объёмом выборки и главным образом, возрастом участников исследования. Все участники исследования находятся на одном возрастном этапе – юность, следует отметить, что в данном возрасте личностные, индивидуальные характеристики имеют меньшее значение, нежели внешние, социальные факторы. Возможно, если бы критерием для сравнения послужила бы какая-либо социальная характеристика (стиль межличностного общения), она имела бы более сильную связь с креативностью.
Заключение
В ходе проведения исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы, и определен ряд задач для выяснения истинности данной гипотезы. Для осуществления поставленных задач нами был определен диагностический набор методик. После проведения и обработки полученных с помощью методик результатов мы перешли на следующий этап исследования– определение наличия корреляционной связи между различными характеристиками темперамента и показателями креативности. Для этого нами была использована программа SPSS11.0. При проведении корреляционного анализа ними были обнаружены несколько тенденций:
· такие характеристики креативности как гибкость и оригинальность (коэф.корр. 0,552); оригинальность и разработанность (коэф.корр. 0,677) имеют между собой очень сильную положительную корреляционную связь.
· сильная обратная (отрицательная) корреляционная связь между критерием креативности разработанность и показателем темперамента торможение (коэф.корр. -0,533).
Следующим этапом нашего исследования стало проведение однородного дисперсионного анализа, с целью выявления статистически значимых различий показателей креативности у юношей с различным типом темперамента. Во всех случаях статистически достоверного влияния типа темперамента на уровень развития показателей креативности выявлено не было (Sig.>0,05).
Полученные нами данные могут быть обусловлены возрастом участников исследования.Все участники исследования находятся на одном возрастном этапе – юность, следует отметить, что в данном возрасте личностные, индивидуальные характеристики имеют меньшее значение, нежели внешние, социальные факторы.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств – личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.
В этой связи становиться наиболее актуальным разработка профилактических и коррекционных мер, направленных на формирование у современных юношей креативности с учетом возрастных особенностей, разработка и создание определенного типа педагогической и образовательной систем.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин; С.-Петерб. педиатр. мед. ин-т. Центр обществ. здоровья. — СПб.: Ривьера, 1994. — 178 с.
2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. — 2004. — № 20.
3. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Смысл, 2000. — С.186-198.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д., 1983.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.807-819.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. — М., 1996
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — М.: Академия 1996.
9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004 — 701 с.
10. Луговая В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности: (на материале исслед. школьников младшего возраста): автореф. дис.… канд. психол. наук / Луговая В.Ф.; [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — СПб., 2005. — 20 с. Библиогр.: с. 20 (6 назв.).
11. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Просвещение, 1978.
12. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2001.
13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. — 1989. — №6. — С.29-33.
14. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова; Пед. о-во России. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 1999. — 443 с.
15. Пономарев Я.А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис.… канд. психол. наук. — М.: МГУ, 1958.
16. Р.Л.Солсо. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 28-36, 41-47.
17. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. — М.: Чистые пруды, 2006.
18. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — 1991.- № 1.- С.27.
19. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. — М.: ИНТОР, 1995.
20. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.
Приложение 1
Фамилия… Имя … Дата ...................
ЗАКОНЧИ РИСУНОК
На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение 2
Текст опросника
1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?
2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?
6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
7. Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались несколько недель или месяцев?
12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
23. Способны ли Вы стойко переносить поражения?
24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
26. Есть ли у Вас на все готовые ответы?
27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п.?
29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
31. Быстро ли Вы засыпаете?
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
33. Легко ли Вам испортить настроение?
34. Трудно ли Вам оторваться от работы?
35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?
39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?
44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
46. Быстро ли Вы читаете беллетристику?
47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?
49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
51. Трудно ли Вам работать при шуме?
52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
55. Любите ли Вы частые перемены?
56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?
58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
59. Перебиваете ли Вы собеседников?
60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
64. Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять — важное решение?
66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
71. Любите ли Вы оживленную обстановку?
72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?
77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?
78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?
85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
86. Говорите ли Вы обычно быстро?
87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?
89. Терпеливы ли Вы?
90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?
91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?
92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?
93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?
94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?
95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?
96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?
97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?
99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?
100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
101. Любите ли Вы часто менять род работы?
102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?
105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?
108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?
109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?
111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?
112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?
113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
114. Умеете ли Вы интенсивно работать?
115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?
119. Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?
120. Владеете ли Вы своей мимикой?
121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?
122. Считаете ли Вы себя смелым?
123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?
126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?
128. Легко ли Вас вывести из себя?
129. Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?
130. Любители Вы выступать публично?
131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?
132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
133. Энергичны ли Вы в движениях?
134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?
Приложение 3
Таблица результатов КТТМ
Код исп.
гибкость
оригинальность
разработанность
беглость
1
7,2
6,8
15,3
7,8
2
8,6
7,5
20,2
9
3
6,4
8,2
22,3
8,4
4
8,8
6,8
18,6
7,9
5
9
10,1
30,6
8,9
6
7,2
7,9
23,1
7,8
7
7,6
6,9
19,1
7,4
8
8,3
9
23,1
8,7
9
9
10,3
33,8
8,9
10
6,8
7,3
18,4
7,5
11
7,1
6,9
21,3
7
12
8,6
8,8
28,6
8,4
13
7,6
7,9
27,9
7,8
14
7,3
6,9
25,7
7,1
15
6,4
6,7
21,6
7
16
7,6
8,4
23,6
8,2
17
8,2
8,9
32,4
8,7
18
8,6
8,9
36,2
8,7
19
8,6
8,7
39,1
8,5
20
7,8
8,1
31,9
8,3
21
9
10,3
40,1
8,9
22
8,5
9
38,2
8,6
23
8,7
7,9
29,8
8
24
7,9
8,5
34,7
8,3
25
8,2
7,5
29,2
7,3
26
6,9
7,1
23,5
7
продолжение
--PAGE_BREAK--