Реферат по предмету "Психология"


Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии

--PAGE_BREAK--1. Теоретические основы преподавания психологии 1.1. Методика преподавания психологии в системе наук. Методы обучения психологии
В настоящее время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно – владение методикой ее преподавания.

Методика преподавания психологии– это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп [1, с.26].

Разнообразны представления и о предмете методики преподавания психологии:

– ее предметом является обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств:  учебники, наглядные пособия  и др. Обучение же психологии – это обучение психологической деятельности;

– методика имеет своим объектом психологическое образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения;

– методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп;

– предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии – это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков;

– методика – раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью [1, с.16].

Методика преподавания решает следующие задачи:

Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии.

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

В широком смысле слова под термином метод понимают способ практических и теоретических действий человека, направ­ленных на достижение поставленной цели, на овладение тем или иным объектом (в переводе с греческого метод означает способ изложения).В педагогической науке метод – способ достижения цели, способ приобретения знаний. В педагогической литературе нет единого мнения о роли и определении понятия «метод обуче­ния».Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называ­ют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности препода­вателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Возьмем за основу сле­дующее определение: метод обучения – это система последова­тельных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспе­чивающих усвоение содержания образования.

Классификация методов обучения – это система упорядочен­ных способов, взаимосвязь деятельности обучающего и обучаемо­го, направленная на достижение цели образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Одна­ко нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенк­латуру методов. В истории дидактики сложились различные клас­сификации методов обучения. Традиционная классификация мето­дов обучения, берущая начало в древних философских и педагоги­ческих системах, и усовершенствованная в современных условиях. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. Выделяют следующие методы обучения в психологии:

– методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний;

– методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого;

– методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений;

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

– Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово);

– наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

– практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися;

– дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

– методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала [3, с.18].

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются  в разной степени в конце XX– начале XXIвеков.

Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования.

Вторая система – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся.

Четвертая тенденция соотносится, по А.А Вербицкому, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…» [13, с.37].

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Методы и формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Говоря об активных методах обучения, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают НИРС, комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.

 Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.

 Информационная лекция.Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившись как способ передачи готовых знаний учащимся через монолог, лекция под влиянием изменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не может остаться прежней, информационной.

 Проблемная лекция.В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

 Лекция-визуализация.Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

 Лекция вдвоем.Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.

 Лекция с заранее запланированными ошибками.Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

 Лекция-пресс конференция. Она близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме [10, с.46].

Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления:

– метод программированного обучения,

– метод проблемного обучения,

– метод интерактивного (коммуникативного) обучения.

Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.

Методы программированного обученияпредполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения– акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обученияобратились к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения, предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

 Таким образом, методика преподавания психологии – это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Выделяют следующие методы обучения в психологии: методы программированного обучения,  методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения, словесные методы обучения, наглядные и практические методы, дистанционное обучение и методы закрепления изученного материала.
                       

2. Применение инновационных образовательных технологий как фактор повышения уровня преподавания
В ходе совершенствования национальной образовательной системы Республики Бела­русь предстоит реализовать ряд важнейших социально-экономических и педагогических целей. К последним относятся обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения, позволяющих решать такие важнейшие задачи профессионального обучения, как приобретение глубоких и раз­носторонних знаний; развитие аналитичес­ких способностей и критического мышления будущих специалистов; формирование спо­собности оперативно и эффективно решать возникающие профессиональные проблемы; развитие чувства ответственности за свои действия; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; побуждение творческих способностей, инициативы, во­ображения; развитие коммуникабельности; формирование глобального видения мира [11, с.13].

В этой связи неоспоримость использова­ния инноваций как основы достижения вы­шеназванных целей и решения указанных за­дач, а также стратегического конкурентного преимущества учебного заведения не требует особых доказательств.

Современный этап развития системы об­разования во всем мире предполагает стрем­ление выйти за рамки традиционного обуче­ния, осмыслить и освоить подходы к учебно­му процессу, выработанные в педагогической теории и практике. На протяжении последних десятилетий в нашей республике, как и во многих других странах мира, проводятся ис­следования по созданию системы обучения с гарантированной высокой результативнос­тью, которая предполагает разработку и вне­дрение в практику инновационных обучаю­щих технологий: личностно-ориентированного, диалогового, модульного, рефлексивно-творческого, информационно-компьютерно­го обучения и др. [2, с.9].

Под педагогическими инновациями под­разумеваются перспективные нововведения в сфере образования, положительно влияющие на его развитие.

Под обучающей технологией понимается учебный процесс, зафиксированный в виде определенного алгоритма учебных дей­ствий и операций, направленных на дости­жение планируемых результатов обучения на основе комплекса конкретных моделей обу­чения и диагностики реализации поставлен­ных целей на каждом этапе обучения.

Технологический аспект обучения пред­ставляет собой проектирование процесса обучения и предполагает:

– обеспечение технологии взаимодей­ствия субъектов учебного процесса, опреде­ление алгоритма обучения и механизма пе­рехода из одного уровня в другой в рамках данного алгоритма;

– определение дидактической технологии на каждом из уровней, ее направленности и общего содержания.

Технология обучения – это процессуальная категория, которая включает в себя нормативно зафиксированные звенья и последовательность их прохождения, то есть алгоритм обучения. В этом и состоит логика технологии учебного процесса.

В настоящее время выявлен ряд требований, предъявляемых к обучающим технологиям, предназначенных для развития творческих способностей студентов. Выполнение данных требований позволит инновационным технологиям приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обу­чения студентов.

Во-первых, должны быть тщательно разра­ботаны технологические процедуры в грани­цах той или иной образовательной техноло­гии. Обучающая технология должна содержать определенное количество конкретных дидак­тических модулей. В рамках каждого дидакти­ческого модуля необходимо предусмотреть методический инструментарий. В него входят: технологическая карта (проект учебного про­цесса по учебным темам изучаемой дисцип­лины в целом), диагностический инструмен­тарий для замера результатов реализации тех­нологии в конкретном дидактическом модуле и проведение объективного контроля (преж­де всего тестового) за качеством усвоения сту­дентами знаний и образцов учебной деятель­ности. По результатам диагностики устанав­ливается факт направленности и содержания коррекции в учебной деятельности студентов. Во-вторых, каждая инновация в виде но­вой обучающей технологии должна пройти экспертизу с позиций личностно-ориентированного подхода к обучению и эффективнос­ти в достижении поставленных учебных це­лей в соответствии с учебной программой. Процесс обучения на основе инновационных технологий предполагает организацию совме­стной деятельности студента и преподавате­ля и носит характер партнерства. Педагог по отношению к студентам занимает лидирую­щую, но не доминирующую позицию, выпол­няет функции режиссера, выступает в роли соучастника учебного процесса. Такого рода педагогическое общение дает возможность ставить себя на место другого человека, по­нимать его, сопереживать, сочувствовать, содействовать ему. Кроме того, умение педа­гога создавать дидактические условия для того, чтобы студент находился в позиции ис­следователя, был включен в полноценное общение, развивает творческие способности обучаемого. В свою очередь это всегда пред­полагает способность педагога самому зани­мать такую позицию [11, с.14].

В-третьих, необходимо, чтобы разрабаты­ваемые инновационные технологии обуче­ния были ориентированы на использование практического опыта, что существенно отли­чает их от традиционных способов обучения, базирующихся на лекционной форме подачи материала. Именно поэтому нередко наблю­даются элементы антагонизма между обуче­нием и профессиональной деятельностью. Для того чтобы избежать этого, в инноваци­онных обучающих технологиях следует пре­дусмотреть возможности сближения обуче­ния с будущей практической, профессиональ­ной деятельностью студента, чему способ­ствует обучение на базе производственной ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов. В свою оче­редь это предполагает наличие процесса раз­мышления, в ходе которого идеи, умения, представления и ценности, ориентирован­ные на собственную практику, подтвержда­ются, отвергаются или модифицируются. Ориентация на практику способствует фор­мированию умения использовать теоретичес­кие модели в будущей профессиональной де­ятельности. Лекционный же метод передачи знаний не предоставляет реальной возмож­ности по ходу лекции соотносить свой опыт с теоретическими концепциями, поскольку опыт индивидуален, а темп лекции ориен­тирован на среднего слушателя.

В-четвертых, следует учитывать, что буду­щее в системе образования принадлежит очно-дистанционной форме обучения. В связи с этим при разработке технологий обучения для системы высшего образования целесообразно предусмотреть использование компьютерных вариантов в алгоритме обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов; комп­лекта интерактивных учебных материалов (автономный обучающий комплекс, включа­ющий в себя учебники в компьютерном вари­анте, аудио- и видеокассеты, компьютерные обучающие программы и инструкции по их изучению). Получение знаний в очно-дистанционном обучении преимущественно проис­ходит за счет изучения комплекта интерактив­ных учебных материалов.

Серия вопросов в учебных материалах ак­тивизирует студента на систематизацию и переосмысление личного практического опы­та, установление соотношения между ним и изучаемыми концепциями, самопроверку ус­воения программ, осознание взаимосвязей между различными элементами курса и выс­траивание их в единую картину. Самостоя­тельные занятия дают студенту возможность гибко использовать свое свободное время и заниматься тогда, когда ему удобно, а не в от­веденные часы. С другой стороны, в этом слу­чае значительно возрастают требования к уровню его самоорганизации.

В-пятых, технология обучения предпола­гает наличие обратной связи (прежде всего индивидуальной), активизацию работы сту­дентов. Инновационные обучающие техно­логии должны строиться на использовании наиболее активных методов обучения, позво­ляющих экономно расходовать время студен­та, таких, как проблемные методы обучения, групповые дискуссии, работа с интерактив­ными учебными материалами, деловые, ими­тационные, моделирующие игры, тренинги, «мозговые штурмы» и т.д.

Блок психолого-педагогических дисцип­лин позволяет создать условия для реализа­ции деятельности, направленной на несте­реотипное, оригинальное разрешение возни­кающих перед студентами задач в процессе достижения увлекательных и социально зна­чимых целей. Лекции включают исходную теоретическую информацию по рассматрива­емым проблемам. Практические занятия по­могают раскрыть проблему. Применение ин­новационных технологий обучения, в том чис­ле и игровых технологий, способствует полу­чению практических навыков для осуществ­ления будущей профессиональной деятельно­сти: умения управлять общением на основе деловой этики, организовать отношения со­трудничества и сотворчества, реализовать объективные и субъективные условия в кол­лективной творческой деятельности.

При обучении студентов с помощью ин­новационных обучающих технологий важен как статус учебного заведения, так и квали­фикация преподавателей. Большинство учебных программ создает­ся самими преподавателями вуза. Это под­разумевает наличие ученой степени, а также практического опыта: имеют ли преподавате­ли опыт работы в той сфере профессиональ­ной деятельности или бизнесе. В противном случае студент вместо желаемого образования, то есть перехода на качественно новую ступень получит лишь объем определенных теорети­ческих знаний.

Инновационная обучающая технология реализуется в процессе проектирования ав­торской рабочей технологии преподавателя, осуществляется с учетом его реальных воз­можностей, личного профессионального опыта, интуиции и творчества.

Инновационная обучающая технология вы­ступает в качестве инструмента методического обеспечения учебного процесса, его предвари­тельного проектирования; объединяет в единое целое различные дидактические средства, под­чиняя их конкретным целям обучения; стиму­лирует эвристическую и исследовательскую деятельность обучаемых, развитие творческого потенциала педагога и студента, разработку инновационных идей; предусматривает орга­низационные формы обучения, а также систе­му контроля за результатом обучения и его оце­нивания (в том числе метод тестирования и рейтинговая система оценки знаний студентов); способствует реализации образовательного стандарта, поскольку направлена на достиже­ние целей обучения, формирование знаний, умений и навыков, содержащихся в образо­вательном стандарте.

Таким образом, внедряемые инновационные технологии не всегда имеют адекватное психолого-педаго­гическое обоснование их целесообразности, раскрытия условий внедрения и методов конт­роля результативности. Нередко в системе об­разования под видом инноваций внедряются не проверенные практикой идеи и новшества. При внедрении инновационных техно­логий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандарти­зации и инновационных процессов, касаю­щихся учебных программ и содержания учеб­ных дисциплин. В свою очередь при разра­ботке госстандарта необходимо предусматри­вать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требова­ниями жизни. Стандартизация не исключа­ет, а наоборот, предполагает поиск иннова­ционных подходов к обучению.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Инновационныеобразовательные технологии в процессе преподавания психологии 3.1. Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии
Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глу­боким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технология­ми, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследователь­скую и самостоятельную работу. Преподава­ние психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило ес­тественный переход с ведущей учебной дея­тельности на профессиональную с соответству­ющей трансформацией мотивов, средств, спо­собов и результатов деятельности. Этого мож­но добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонен­тов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою професси­ональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессиональ­но востребованные личные качества.

Наиболее эффективным путем решения задач, возникающих в процессе профессио­нальной ориентации студентов, является ис­пользование системы методов проблемного обучения, важнейшей функцией которого при изучении психологии выступает мак­симальное развитие мыслительной дея­тельности и творческих способностей. В силу свой специфики мыслительная деятель­ность всегда носит причинно-следственный характер, стремясь к глубокому проникнове­нию в сущность предметов и явлений.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимо­действия субъекта с проблемно-представлен­ным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить и творчески усваивать знания [15, с.95]. Использование способов и приемов проблемного обучения ставит сту­дента в такие условия, когда ему самому не­обходимо применять имеющийся у него за­пас психологических навыков и умений, прояв­лять творчество, выбирая способ разрешения проблемной ситуации. Общим условием ус­пешности реализации проблемного обучения выступает высокое профессиональное мас­терство преподавателя, заключающееся в со­здании таких проблемных психологических ситуаций, которые бы соответствовали познаватель­ным возможностям каждого из студентов.

Проблемный подход в преподавании психологии позволяет:

– посредством проблемных заданий, ос­нованных на использовании СМИ и Интер­нета, существенно увеличить объем усвоения знаний об умственной деятельности и психологии;

– используя накопленный материал по теме, обучить студентов выбору, аргумента­ции, классификации, систематизации, интер­претации отдельных фактов, суждений, яв­лений и т.д.;

– применяя интерактивные методы, роле­вые, деловые игры, обучить студентов уме­нию и эффективным приемам взаимодей­ствия с коллегами;

– применяя проблемные ситуации в ма­лых группах, увеличить долю непосредствен­ного общения по вопросам психологии, поощ­рять смыслотворчество, заменять традицион­ный процесс трансляции знаний усвоением механизма их приобретения [7, с.11].

Использование методов и форм проблемно­го обучении способствует интеграции учебного и научно-исследовательского процессов по всей канве профессиональной подготовки студентов. Научно-исследовательская работа по всем пред­метам, в том числе и по психологии, является сильнейшим катализатором интеллек­туального потенциала обучаемых, позволяющим повысить их познавательную самостоятель­ность. Практика доказывает, что наилучший эффект в организации научно-исследователь­ской работы по психологии дает фор­мирование групп, ведущих исследование на междисциплинарной основе с широким при­менением психологических терминов. При этом пре­подаватель должен максимально использо­вать интерес будущих специалистов к пробле­ме, поскольку студент прилагает все усилия к выполнению исследовательской работы толь­ко в том случае, если сумеет проникнуться ее целью и содержанием и найдет их професси­онально значимыми для своей будущей про­фессиональной деятельности. Научному руко­водителю необходимо, прежде всего, правиль­но оценить уровень компетентности студента по исследуемой проблеме, разработать план работы и далее своевременно диагностиро­вать и предупреждать возможные ошибки, влекущие снижение эффективности НИРС.

Однако, опираясь на профессионально ориентированный проблемный подход, сле­дует иметь в виду, что осуществить все обу­чение психологии в вузе лишь с помощью проблемных ситуаций невозможно. Необходимо дифференцирован­ное обучение, поскольку в некоторых случаях ориентация студентов только на решение про­блемных ситуаций связана с большими труд­ностями и неоправданными затратами учеб­ного времени. Это особенно касается студен­тов первого курса, которые слабо управляе­мы при организации сочетания коллективно­го творчества и индивидуальной работы. Поэтому пользоваться технологиями про­блемного обучения следует осторожно, хотя и постоянно, чтобы у студентов развивался и накапливался навык решения проблемных ситуаций, обеспечивающий формирование творческой личности.

Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерак­тивная доска и т.д. Наиболее распространен­ной компьютерной технологией, используе­мой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Основным его преиму­ществом в качестве средства обучения являет­ся многофункциональность.

Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообра­зие информационных ресурсов. Его базовый набор услуг может включать в себя электрон­ную почту, возможность публикации соб­ственной информации, доступ к справочным каталогам, поисковым системам, разговор в сети. Интернет позволяет получать самую акту­альную информацию о последних событиях в мире. Регуляр­ное использование Интернета развивает самостоятельность студентов, формируя навы­ки самообразования и самосовершенствования. Он помогает решить наиболее важную задачу, стоящую перед преподавателем, – найти опти­мальные пути подведения студентов к посте­пенно возрастающей самостоятельности.

Формирование инновационной модели об­разования невозможно без эффективной само­стоятельной управляемой работы студентов (СУРС). Помимо использования традицион­ных форм СУРС – написания рефератов, эссе, составления аннотированного списка литера­туры и т.д. – представляется важным на совре­менном этапе создать отношения партнерства в СУРС, основанные на регулярной связи и системе быстрого реагирования. Важно знать мнение студентов об эффективности СУРС. Совершенно очевидно, что успех в орга­низации СУРС может обеспечить только личностно-ориентированный подход, учитыва­ющий отношение студента к учебе, его позна­вательную активность, ценностные ориента­ции, а также уровень самостоятельности [12, с.6].

Для студентов с низким уровнем самосто­ятельности можно предлагать задания для усвоения фактического материала, создания наглядных пособий и раздаточного материа­ла по изучаемой теме.

Студенты со средним уровнем самостоя­тельности справляются с расширением и уг­лублением психологической информации; у них вызывает интерес ассистирование препода­вателю и рецензирование работ сокурсников.

Студенты с высоким уровнем самостоя­тельности отдают предпочтение творческим заданиям, написаниям сценариев ролевых психологических игр, иных психологических мероприятий [5, с. 88].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.