Реферат по предмету "Психология"


История преподавания психологии

--PAGE_BREAK--
Рассмотрим изменения в преподавании психологии на примере Московско­
го университета. После упразднения филологического факультета (1921) препо­давание психологии осуществлялось на факультете общественных наук, физическом, медицинском и этнологическом факультетах. В 1921 г. в университете была создана кафедра медицинской психологии, которой заведовал профессор А. Н. Бернштейн.

В 1925 г. из состава университета был выведен Психологический институт. После выведения из состава университета гуманитарных факультетов (1931) преподавание психологии прекращается. В период 1931-1941-х гг. психология не преподава­лась в Московском университете; не проводилось и никаких научных исследова­ний. Прекратила функционировать сложившаяся система подготовки психоло­гических кадров.

В преподавании психологии отразились идеологические перемены послере­
волюционного времени. Перестройка психологии на новых методологических основах освещалась в книге К. Н. Корнилова «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма». В 1927 г. под редакцией Корни­лова в качестве учебного пособия для высшей школы вышла хрестоматия по пси­хологии.

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплекс­ной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педаго­гике, психологии, физиологии. В начале 20-х гг. педология настойчиво популя­ризировалась в печати, на съездах, конференциях. В 1924/25 учебном году она появилась в учебных планах педагогических институтов и педагогических фа­культетов университетов. Вначале ее место было весьма скромным — она препо­давалась только в рамках практикума, но постепенно эта наука упрочила свои позиции, вытеснив психологию. С 1927/28 учебного года педология занимает место универсальной интегральной дисциплины, включающей в себя сведения из общей, возрастной, педагогической психологии, школьной гигиены, анато­мии и физиологии человека. Такое положение сохранялось вплоть до 1936 г., когда педология была запрещена.

С 1934 г. в университетах стали восстанавливаться гуманитарные факульте­ты. Первыми были восстановлены исторические факультеты, затем филологи­ческие.

Преподавание психологии во второй
половине
XX
века

Однако возобновление преподавания психологии в университетах произошло позже. С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах от­крываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается под­
готовка профессиональных психологов.

В 1941 г. в составе Московского университета был восстановлен философский факультет, на котором в 1942 г. была учреждена кафедра психологии. Ее заведую­щим был назначен профессор С. Л. Рубинштейн.

Курсы психологии читались прежде всего на философском и филологическом факультетах, а также на историческом, биологическом, юридическом, географиче­ском и экономическом. Факультативные курсы велись на факультетах механико-математическом и международных отношений. К преподаванию привлекались такие крупные ученые, как Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, С. В. Кравков, А. А. Смир­нов, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин и др. Тем самым восстанавливалась одна из тра­диций университетской психологии — слияние процесса преподавания с научной деятельностью. Единство научной и учебной работы создавалось также посредст­вом вовлечения в научную работу студентов и аспирантов. Целью преподавания психологии была серьезная теоретическая подготовка специалистов и обеспече­ние совершенного владения методами экспериментальных исследований и эмпи­рической работы. Московский университет стал крупной школой подготовки вы­сококвалифицированных кадров. С 1951 г. отделением психологии в университете руководил А. Н. Леонтьев, который продолжил совершенствование психологическо­
го образования.

В 1940 г. философские и экономические отделения исторического факультета Ленинградского университета были реорганизованы в самостоятельные факуль­теты. В 1944 г. в рамках философского факультета было создано отделение психо­логии. Возглавил его Б. Г. Ананьев.

Начала развиваться система высшего психологического образования и в Ленин­градском университете. В создании психологического отделения участвовали В. Н. Мясищев и А. В. Ярмоленко. Как в научной, так и в педагогической деятельно­сти психологическое отделение было тесно связано с Психоневрологическим инсти­тутом. Психологию в университете в те годы преподавали также такие выдающиеся ученые, как А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Б. Ф. Ломов, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, И. М. Палей, Е. Ф. Рыбалко и др.

В 50-х гг. совершенствовалось также преподавание психологии для студентов педагогических институтов (Соколов, Лейтес, 1951). Традиционными темами или учебными курсами были: общая, возрастная и педагогическая психология. Поми­мо лекций начали проводиться практические занятия по психологии. В 1970 г. появился учебник по психологии под редакцией А. В. Петровского для студентов педагогических институтов.

Значительной вехой в истории преподавания психологии становится выход в свет ряда учебных пособий. В 1938 г. было издано учебное пособие по психоло­гии под редакцией К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. В 1940 г. из пе­чати выходят фундаментальные «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейна, во многом предопределившие характер последующей учебной литературы по пси­хологии. В 1946 г. появляется второе издание этой книги, которое стало классиче­ским. В 1956 г. вышел учебник под редакцией А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова.

60-е гг. XXв. ознаменовались заметным прогрессом в сфере психологического об­разования (при обучении как психологов, так и студентов других специальностей).

В 1966 г. в нескольких университетах открываются психологические факуль­теты: сначала в Московском и Ленинградском, а затем в Ярославском и Тбилис­ском университетах. Первым деканом Московского факультета стал А. Н. Леонтьев, Ленинградского факультета — Б. Ф. Ломов, которого в 1967 г. сменил Б. Г. Анань­ев. Самостоятельный статус факультетов психологии по­зволил расширить возможности психологического образования. Количество пре­подаваемых психологических дисциплин значительно увеличилось.

С 1965/66 учебного года в медицинских вузах страны было введено препода­вание медицинской психологии. В 1967 г. появился первый отечественный учеб­ник по этой дисциплине. В дальнейшем изучение медицинской психологии включало наряду с лекциями также практи­ческие занятия. Улучшение психологической подготовки медицинских кадров позитивно сказалось на развитии практического здравоохранения.

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое после длительного перерыва восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965/66 учебном году началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленин­града, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам пре­подавания юридической психологии и основным проблемам этой науки.

Знаменательным событием для послевузовского психологического образо­вания стало то, что в 1968 г. ВАК выделил психологические науки из общего состава педагогических в самостоятельную группу и включил психологию в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени.

В течение 70-80-х гг. продолжалось постепенное расширение психологиче­ского образования. Помимо Московского и Ленинградского университетов под­готовка психологов осуществлялась также на отделениях психологии в ряде дру­гих университетов страны, в частности в Ростовском, Самарском, Казанском, а так­же в университетах союзных республик СССР. В педагогических институтах вме­сто одного курса психологии читались два, а затем и три учебных курса: общая психология, возрастная и педагогическая психология. Стали приобретать попу­лярность спецкурсы по психологии.

В конце 80-х гг. возрос интерес российского общества к психологии, психологам и психологическому образованию.

В начале 90-х гг. в связи необходимостью более широкой подготовки психоло­гов во многих учебных заведениях начинают работать краткосрочные 9-месячные курсы переподготовки по психологии для работников, имеющих высшее образо­вание по другим специальностям.

Наибольший опыт психологического образования имеется в старейших учеб­ных заведениях страны — Московском, Санкт-Петербургском, Ярославском, Рос­товском, Самарском университетах. Крупными психологическими центрами, а так­же центрами российского психологического образования стали Казань, Самара, Уфа, Тверь, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск. Во второй половине 90-х гг. факультеты и отделения психологии были открыты также во многих других выс­ших учебных заведениях. Этот процесс особенно ускорился после 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 психологических факультетов. Подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.

Параллельно расширяется количество образовательных программ, в рамках которых психология изучается как дополнительная специальность, увеличивает­ся количество психологических курсов для студентов других специальностей.

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОАОГИИ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Преподавание психологии в
XIX
веке

Проблема преподавания психологии в школе обсуждается в Европе в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Психологию включали в учебные планы, через ка­кое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество пре­подавания; это повторялось не один раз. Неудовлетворительное качество препо­давания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого уча­щимся материала.

С некоторыми перерывами психология преподается в средних учебных заве­дениях европейских стран с 1811 г. В XIXв. в Австрии психологии уделялось 2 ча­са в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю. Психология как об­ласть знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тес­ной связи с логикой.

Психология была частью учебных планов в некоторых школах США начиная с 1830-х гг. Причем формы и содержание преподавания изменялись в зависимо­сти от изменения культурного климата в стране. Еще до появления эксперимен­тальной психологии существовала американская психология, которая преподава­лась под названием ментальная философия. Этот курс часто сменялся курсом моральной философии, в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии. Однако эти курсы не были широко распространены. Одним из наиболее популярных учебников по этой донаучной психологии была книга Томаса Апэма «Элементы ментальной философии», которая ис­пользовалась в течение более чем 40 лет в колледжах, а в 1941 г. была переиздана в сжатом виде для учащихся старших классов. По крайней мере еще один учебник по психологии для старшеклассников появился в 1840 г.: «Элементы философии ума, приложенные к развитию мышления и чувств», автор — Элизабет Рикод. Это лишь два из дюжины американских учебников по мен­тальной и моральной философии, опубликованные в XIXв., чьи авторы отмечали, что их книги предназначены для средней школы.

Когда стала нарождаться экспериментальная психология, некоторые из авто­ров переработали свои учебники, включив в них «новую психологию». В учебни­ках рекомендовались довольно простые эксперименты и аппаратура для препода­вания. Подобные эксперименты повышали интерес к изучению психологии, слу­жили иллюстрацией законов и условий умственной активности и таким образом делали объяснения более наглядными. Есть сведения, что за последние 20 лет XIXв. количество курсов психологии значительно увеличилось. Однако в большинстве школ психология по-прежнему воспринима­лась как предмет для преподавания в колледже. Экспериментальная психология сформировалась на базе философии, которая обычно рассматривалась как пред­мет, изучаемый в колледжах. Однако к 1900-м гг. стало очевидным, что менталь­ная философия все больше заменяется результатами исследований в рамках лабо­раторной психологии.

Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIXв. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимна­зий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Они имели двоякую цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе.

Согласно этому уставу, в программу гимназий вводилось обязательное препо­давание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной филосо­фии. Вводилась штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. В рамках четырехгодичного курса в гимназиях того времени он должен был преподавать целый комплекс предметов. Так, на первом году обучения он преподавал логику и всеобщую грамматику, на втором году обу­чения — психологию и этику, на третьем году обучения — эстетику и риторику, на четвертом году обучения — естественное и народное право и политическую эконо­мию. При этом устав отводил на эти предметы 18 недельных часов в течение четы­рех лет обучения, которые в то время составляли срок обучения в гимназии.

Копируя программу зарубежной средней школы, составители устава не учиты­вали реальных возможностей отечественной системы обучения. А возможности эти были весьма ограниченны. В начале XIXв. еще не сложилась сама наука пси­хология, не было квалифицированных педагогов, не было учебников, а главное — не было соответствующей подготовки учащихся. Это относилось не только к фи­лософии и психологии, но и к другим предметам.

Учеба давалась гимназистам трудно; особенно слабым было преподавание фи­лософии и психологии. Обучение носило отвлеченный характер, не было связано с реальной жизнью. Основная деятельность учащихся сводилась к заучиванию. Плохо понимая содержание материала, они заучивали его по учебникам Шада и Лодия, предназначавшихся в качестве пособий для университетов. Но и эти мало подходящие пособия имелись в недостаточном количестве, поэтому часто прихо­дилось прибегать к диктовке материала, который необходимо было усвоить. Министерство образования заказало специальный учебник, который был написан и выпущен профессором Харьковского университета Люд­вигом Якобом. Этот учебник сначала был опубликован на немецком языке в Риге, впоследствии переведен Бутырским на русский язык и издан в 1812 г. Он был ре­комендован Главным правлением училищ в качестве руководства для гимназий.

«Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало сле­дующие разделы: I— «Понятие о психологии»; II— «Порядок, источники и поль­за опытной психологии»; III— «Литература»; IV— «План сей учебной книги». Помимо введения в книге было три главы: I— «О естестве человека вообще»; II— «Рассмотрение сил душевных»; III— «О разных состояниях у различных людей».

Таково содержание первой учебной книги по психологии для средней школы. В ней давался материал, соответствовавший уровню развития тогдашней психо­логии. В книге настоятельно подчеркивалась роль опыта: Якоб был пропаганди­стом эмпирической психологии.

Однако при усвоении философии и психологии учащимися имели место зна­чительные трудности. Ощущался недостаток квалифицированных учителей, а мно­гие из них были чрезвычайно слабо подготовлены в отношении философской пропедевтики.

Все эти проблемы привели к тому, что через несколько лет учебный план был подвергнут переработке. В 1819 г. Главное правление училищ выпустило допол­нительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного плана. В учебном плане гимназий из всех предметов фи­лософской пропедевтики осталась только логика. В 1828 г. из учебного плана гим­назий были исключены все философские предметы.

Таким образом, первая попытка введения психологии как учебного предмета в курс средней школы оказалась неудачной.

Однако элементы психологических знаний преподавались учащимся в курсах словесности и литературы. Примером этого может служить, например, книга Глаго­лева «Умозрительные и опытные основания словесности», упоминавшаяся выше. В ней, в частности, трактовались следующие вопросы: «О способностях ду­ши», «О талантах художника, стихотворца и вообще писателя», «О тройственности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума». Этот пример пока­зывает, что потребность в психологическом обосновании своего предмета осозна­валась словесниками давно.

Первая часть более позднего школьного учебника М. Чистякова «Очерк тео­рии изящной словесности» содержит рассуждения о душе и ее проявлени­ях, об изящном и его видах: физически-высоком, нравственно-высоком, грандиоз­ном, чудесно выполненном и т. д.

Само заглавие книги Плаксина «Учебный курс словесности с присовокупле­нием предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связях мыслей, краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических и поэтических сочинений» уже характеризует роль пси­хологических знаний в характеристике основных элементов словесности.

Психология часто преподавалась в рамках курса логики. Строго очерченной программы этого курса вначале не существовало. Содержание курса определя­лось содержанием учебного пособия. А учебные пособия составлялись таким об­разом, что часть книги отводилась и элементам психологии. Показателен в этом отношении курс логики, составленный Орестом Новицким. В 1846 г. пособие вы­шло вторым изданием под названием «Краткое руководство к логике с предвари­тельным очерком психологии». Книга по распоряжению Министерства народного просвещения была принята в качестве учебного руководства в гимназиях Киев­ского учебного округа.

В книгу по логике автор счел необходимым включить элементы психологии. Во введении автор указывает на необходимость предварительного ознакомления с психологическими понятиями. Этому ознакомлению отводится 60 страниц, т. е. треть всей книги.

Сначала автор дает представление о жизни человеческой души вообще, затем переходит к характеристике частных проявлений и способностей души.

Глава первая посвящена познавательным способностям. В ней семь разделов: внешнее чувство; внутреннее чувство, или самопознание; способность представле­ний (восприимчивость, память, воспоминание); фантазия, или воображение; рас­судок; разум; совершенства и недостатки познавательных способностей. Во вто­рой главе говорится о способностях чувствительных. Здесь два раздела: телесно-духовные чувствования и чисто-духовные чувствования. Третья глава посвящена желательным способностям: телесное выражение воли; природное расположение; свободная воля; характер.

Фактически в этой вступительной части курса логики учащимся преподносил­ся краткий курс психологии.

Еще одно направление преподавания психологических знаний в XIXв. — это философия. Она время от времени появлялась в программе российской средней школы, а затем исчезала из нее.

Преподавание психологии в начале
XX
века

В начале XXв. интерес к психологии как науке возрос как в общественной жизни, так и в сфере образования. В первой половине XXв. психология присутствовала в учебных планах средних школ многих стран Европы и Америки. Она преподава­лась обычно в старших классах 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве факультативного предмета. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология для жизни» Соренсона и Мальм, а Германии — учебник Вульфа.

В начале XXв. выдающийся философ Джон Дьюи, предлагая реформу амери­канской образовательной системы, считал психологию необходимым учебным предметом в школе. При этом данный предмет рассматривался прежде всего как средство «ментальной гигиены», который должен помогать учащимся приспосо­биться к жизни.

Гезел, бывший в 1938 г. директором старшей школы в Мичигане, писал, что старшие школы имели 3 функции: 1) передавать знания; 2) учить умениям; 3) по­могать приспособлению к жизни. Он отмечал, что в идеале все эти три функции должны быть частью каждого курса; разумеется, это утверждение касалось и пси­хологии. Поддерживая преподавание психологии в старших классах, Гезел пони­мал, что слишком многое в существовавших курсах не соответствовало психоло­гическим потребностям учащихся. Поэтому он (как и некоторые другие авторы) предлагал ввести отдельный курс «ментальной гигиены», которую он определял как «изучение ума и умственных привычек в целях развития и поддержания умст­венного здоровья, наиболее соответствующего индивидуальному комфорту в жиз­ни». Другие педагоги также разделили эти взгляды, но считали необходимым пересмотреть содержание курсов психологии, чтобы сде­лать их более соответствующими потребностям учащихся в самопонимании, жиз­ни в обществе, личностном развитии и социальной адаптации. Такие цели стали типичными в школьном курсе психологии в 1930-1940-х гг.

Однако учебники не соответствовали этим целям, поскольку они больше вни­мания уделяли рассмотрению содержания психологии как науки и гораздо мень­ше — «жизненным проблемам подростков».

В 1937 г. психология преподавалась в 12% школ; представители еще 37% школ считали необходимым введение такого курса. Однако вызывал озабоченность во­прос недостаточной квалификации преподавателей, ведущих такой курс.

В России после длительного (столетнего) перерыва курс философии и психоло­
гии был вновь введен в российских гимназиях в 1905 г. Г. И. Челпанов проявил осо­бенно большую энергию, отстаивая введение психологии в курс средней школы. Он прочитал ряд докладов и опубликовал ряд статей в различных изданиях. В них Челпанов доказывал необходимость введения психологии в курс гимназии, ссы­лаясь при этом на опыт преподавания ее в четырех классах Киевской гимназии. Был также проведен опрос учащихся. На его основании Челпанов пришел к выво­ду, что психология доступна пониманию учащихся. Трудны лишь некоторые во­просы, например о восприятии пространства, о методах психологии, о различии между явлениями физическими и психологическими. Материал усваивался со­знательно, а не путем лишь заучивания текста учебника. Отсюда автор сделал вы­вод о том, что важнейшие вопросы научной психологии вполне доступны для по­нимания учащимися средней школы.

Челпанов настаивал на том, что психология должна преподаваться в общеоб­разовательной школе: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди зна­ли природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира? Отчего научное знание того, что такое память, внима­ние, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным зна­ние внешних явлений? Психология нужна всем: психология есть предмет общеоб­разовательный. Психология нужна и юристам, и медикам, и естественникам».

Что касается содержания курса, то в гимназии, по мнению профессора Челпа-нова, центр тяжести должен быть перенесен на теоретическую психологию; увле­каться экспериментальной психологией он не рекомендует. А. П. Нечаев, возра­жая Челпанову, говорил, что «современная психология как наука немыслима без эксперимента». Вот почему «даже в самый элементарный курс психологии в на­стоящее время необходимо вводить эксперимент». В 1913 г. в методическом пособии для учителей («Как преподавать психологию») А. П. Нечаев писал: «Ученики должны понять, что в эмпирической психологии нет места никакой метафизике и что поэтому она стоит одинаково далеко как от материалистических, так и от спиритуалистических тенденций».

Препятствием к правильной постановке преподавания психологии являлось:

♦     незначительное количество учебных часов (70);

♦     отсутствие согласования с другими предметами, в частности, с физикой, неко­торые разделы которой (оптика, акустика) изучались позже, чем соответст­вующие темы в курсе психологии;

♦     слабая подготовка к пониманию психологии в курсах физиологии и анатомии;

♦     кроме того, для правильной постановки преподавания психологии необходима была строго определенная программа.

В результате длительной дискуссии министерство Кауфмана решило ввести преподавание философии не по типу французской школы, где философия изуча­лась в полном объеме, а по типу австрийской, программа которой включала пси­хологию и логику.

В «Циркуляре Министерства народного просвещения» от 5 июня 1905 г. гово­рится следующее: «Ввести преподавание философской пропедевтики при двух уроках в неделю в VIIи VIIIклассах гимназии».

При обсуждении вопроса о введении в учебный план гимназии философской пропедевтики было признано, что необходимо ограничиться преподаванием пси­хологии в VIIклассе и логики в VIIIклассе. Введение в философию, рассматри­вающее различные возможности решения философских проблем (предмет уни­верситетского цикла), в учебный план гимназии не входило. «В среднюю же школу следует вводить как можно меньше предположений и гипотез и останавливаться, по преимуществу, на твердо установленных наукой фактах. Что же касается исто­рии философии, то на изучение оной при четырех уроках, назначенных на фило­софскую пропедевтику, недостает времени, так как для успешного прохождения психологии и логики упомянутое число уроков необходимо признать минималь­ным».

Рассмотрим цели и задачи преподавания психологии, которые обосновыва­лись в министерской объяснительной записке к программе. Прежде всего, в объ­яснительной записке подчеркивается тот факт, что преподавание философской пропедевтики будет способствовать общему развитию учащихся. В частности, знакомство учащихся с психологией приведет к расширению кругозора учащихся, способствуя ознакомлению с тем деятелем (субъект), который лежит в основе всех исторических явлений. А это должно повести к более вдумчивому отноше­нию к окружающим явлениям, равно как и к самим себе, что, в свою очередь долж­но заложить основу для формирования в будущем более глубокого и правильного миросозерцания. Таким образом, в объяснительной записке значение изучения психологии оценивается довольно высоко. В ней указывается, что во второй поло­вине прошлого столетия психологам, удалось накопить «достаточное количество твердо установленных и объясненных фактов, так что сообщение их может стать учебным предметом, открывающим ученикам доступ к пониманию их собствен­ного субъективного мира».

Целью преподавания психологии, говорится в объяснительной записке, должно быть достижение ясного понимания учениками своеобразного характера душевных явлений, их связи с душевной жизнью в целом, а также понимание особенно­стей в ознакомлении с фактами душевной жизни.

Ближайшей же практической задачей изучения психологии должна быть вы­работка у учеников навыка вглядываться в душевные явления и давать себе отчет в их составе и влиянии друг на друга, а также выработка привычки к сознательно­му чтению.

В методическом плане психологию рекомендуется излагать как науку, осно­ванную на данных опыта. Что же касается метафизического истолкования этих данных, то преподавателю предоставлялось право коснуться основных философ­ских вопросов в решении вопроса о душе, причем только в том случае, если он со­чтет это необходимым.

Далее рекомендуется излагать лишь твердо установленные положения, отно­сящиеся к опыту. Что же касается гипотез, то о них следует лишь упомянуть, не разбирая их детально.

Объяснительная записка рекомендует вести преподавание психологии нагляд­ным образом, так, чтобы преподаватель всегда мог опираться на данные внутрен­него опыта учащихся, иллюстрируя свое изложение примерами, заимствованны­ми из изящной литературы.

В отношении фактов, установленных экспериментально, рекомендуется под­робно рассказать о том, как именно проводился эксперимент, а если позволяет время, то и продемонстрировать его.

Что касается объема и содержания курса психологии, то здесь преподавателю предоставлялась большая свобода. Программу рекомендовалось рассматривать как примерную. В ней приводился лишь минимум того материала, который при определенном навыке преподавателя психологии мог быть изучен в течение одно­го года при двух уроках в неделю.

Преподавателю предоставлялось право углубляться в описание и анализ от­дельных фактов. Преподаватель мог делать больший или меньший акцент на не­которых их них, опуская другие разделы. Порядок изучения раздела также мог из­меняться.

Либеральное отношение к программе отчасти объяснялось отсутствием учеб­ника. В приложении к ней рекомендовалось использовать психологические рабо­ты Ледда, Селли, Фонтегрива, т. е. труды зарубежных ученых. Помимо трех на­званных в списке упоминались книги таких авторов, как Бэн, Гефдинг, Джемс, а из русских — Снигирев и Ушинский. Однако и эти книги мало подходили в каче­стве учебных пособий.

Пробел был восполнен выходом в счет учебника Челпанова, доступного начи­нающему читателю и полностью соответствовавшего учебной программе. Этот учебник был рекомендован Министерством народного образования как основное пособие для гимназий и переиздавался 17 раз. В те годы было опубликовано еще по крайней мере 8 специальных учебных пособий для гимназий.

Сложнее обстояло дело с преподавательским составом, поскольку ни педаго­гические вузы, ни университеты не готовили преподавателей психологии. Прини­мая во внимание почти полное отсутствие среди преподавательского состава гим­назий учителей, подготовленных к преподаванию психологии, предполагалось до появления таких учителей допустить к преподаванию психологии выпускников православных духовных академий. Как выяснилось по анкетному опросу, прове­денному Московским психологическим обществом, преподавателями психоло­гии в гимназиях являлись словесники, историки и священники. Слабая подго­товка учителей к преподаванию психологии имела место в течение достаточно долгого времени. А. П. Нечаев в докладе «О преподавании психологии в средней школе», сделанном на IIIВсероссийском съезде по экспериментальной педагоги­ке в 1916 г., призывал съезд «принять меры к тому, чтобы гимназии имели препо­давателей психологии с достаточной специальной подготовкой».

В начале XXв. появляются работы, в которых рассматриваются уже теорети­ческие аспекты методики преподавания психологии. В частности, выходит книга Нечаева «Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений». Обсуждая вопрос о целях и задачах преподавания психологии, он пишет: «Самая скромная цель, которую может преследовать сред­няя школа, заключается в том, чтобы помочь ученику осмысленно пользоваться ходячими выражениями обыденной речи. В нашей речи постоянно встречаются такие слова, как представление, чувство, воля, внимание, настроение, характер и т. д. Выяснить значение этих распространенных психологических терминов и будет самой скромной целью преподавания психологии в гимназиях».

Нечаев ставит перед учителем психологии три задачи: 1) помочь учащимся осознать поведение людей; 2) связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний; 3) насытить научным содержа­нием часто встречающиеся в обыденной речи термины, иначе говоря, уточнить и расширить понятия учащихся.

Нечаев рассматривал психологию в трех аспектах: 1) как самостоятельный учеб­ный предмет, 2) как часть философской пропедевтики; 3) как введение в педагоги­ку. Нечаев полагал, что преподавание психологии должно быть переведено на строго фактическую основу, носить демонстрационный характер, вызывать само­деятельность учащихся, сопровождаться практическими упражнениями.

С методической точки зрения интересен и ряд положений, высказанных в ста­тье Ф. Ф. Ольденбурга «Мысли о постановке преподавания психологии в средней школе».

Ольденбург считал, что «программа курса психологии должна быть поставле­на так, чтобы удовлетворить: 1) запросам жизни, к которой готовится воспитан­ник; 2) запросам его возраста и развития; 3) запросам школы, вытекающим из всей совокупности ее задач».

Преподаватель должен давать учащемуся не отвлеченные общие рассуждения, а яркие, конкретные примеры, тесно связанные с жизнью, знакомой и понятной учащемуся. Учащиеся должны принимать самостоятельное участие в разборе яв­лений, излагаемых им преподавателем, и с другой стороны подбирать и подмечать соответствующие явления как в окружающей жизни, так и в той, с которой их зна­комят произведения художественной литературы. Резюмируя все вышесказан­ное, Ольденбург приходит к выводу, что «все преподавание должно быть так по­строено, чтобы учащийся не столько усваивал памятью..., сколько упражнялся в психологических анализах». Ольденбург предлагает излагать учащимся материал курса психологии не от более простых процессов к более сложным (от ощущений к личности), а, наобо­рот, от анализа характера идти к познанию отдельных психических процессов.

Статья Ольденбурга ставит ряд интересных, хотя и дискуссионных вопросов методического плана. Особенно ценным для школы того времени является под­черкивание необходимости связать психологические знания с потребностями жиз­ни, воспитать культуру психологического анализа (Самарин, 1950, с. 171).

Для изучения результатов преподавания психологии в школе Московским психологическим обществом было проведено анкетирование. Для этой цели в 1909 г. преподавателям психологии было разослано 200 опросных листов. Ответы на во­просы анкеты были получены от 52 преподавателей, и их ответы в большинстве случае совпадали.

Большинство отвечавших (95%) признает, что психология доступна для пони­мания учащихся. Правда, некоторые делают определенные оговорки, ставя это по­нимание в зависимость от характера самого преподавания. Учащиеся могут испы­тывать затруднения в силу новизны терминологии, непривычки к абстрактному мышлению, к трактовке отвлеченных вопросов. Мешает также отсутствие у уча­щихся необходимых для усвоения психологии сведений по физике, анатомии и физиологии человека. Несколько вредит делу и второстепенное положение пси­хологии в ряду других учебных дисциплин гимназии.

Но, несмотря на второстепенное положение психологии, интерес к ней со сто­роны учащихся довольно велик. «Смело можно утверждать, что психология заин­тересовывает учеников сильнее, чем другие предметы гимназического курса», — пишет один преподаватель.

Итак, около 7/8 от общего числа ответов указывают на то, что психология для учащихся — интересный предмет, и не только интересный, но и способствующий их умственному развитию. Вот некоторые из типичных высказываний педагогов:

♦    «Психология действует самым развивающим образом»;

♦    «Влияние психологии сказывается в том, что учащиеся стали серьезнее, созна­тельнее и вдумчивее относиться как к своей и чужой душевной жизни, так и к науке. Расширился их умственный кругозор, возник целый ряд новых вопро­сов, увеличилась точность мысли и речи»;

♦    «Изучение психологии помогает синтезу сведений из литературы, истории, ис­кусства»

(цит. по: Рыбников, 1940, с. 98).

Знакомство с психологией, по словам преподавателей, заметно отразилось на изучении литературы: учащиеся стали сознательнее пользоваться психологически­ми терминами, обнаруживать более глубокое, чем прежде, понимание внутреннего мира героев литературных произведений. В отношении истории преподаватели также отмечают положительную роль психологии: учащиеся лучше понимают ис­торических деятелей и исторические движения. Есть единичные указания на то, что изучение психологии способствует повышению интереса к физике.

Несмотря на то что психология как учебный предмет в школе была встречена преподавателями и учащимися с интересом и имела важное образовательное и развивающее значение, имело место немало критических высказывании о преподава­нии психологии. Первой попыткой упразднить преподавание психологии был проект, выработанный совещанием при IIIГосударственной Думе в 1912 г., со­гласно которому психология и логика объявлялись необязательными предмета­ми. Их преподавание должно было носить факультативный характер и оставля­лось на усмотрение местных органов школьного управления.

В преподавании психологии в тот период проявился целый ряд трудностей. По мнению Г. И. Челпанова, существовало три основные проблемы, которые не были решены:

1)    отсутствие у преподавателей специальной подготовки (известно, что психоло­гию в школе преподавали историки, филологи и преподаватели семинарий);

2)    методическая непроработанность учебного курса (недостаток учебных, нагляд­ных пособий и количества учебного времени);

3)    непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального.

В 1910 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» П. П. Блонский опуб­ликовал статью: «Результаты анкеты по вопросу о постановке преподавания пси­хологии в средней школе». Подводя итоги преподавания психологии за 4-летний период, он писал: «Психология в среднюю школу, если можно так выразиться, только допущена, в ней она только терпится. Подготовленных учителей-специа­листов мало, отведенного на прохождение курса времени мало, средств на приоб­ретение пособий нет».

Положение не улучшилось и три года спустя. Так, в предисловии ко 2-му изда­нию своей книги «Как преподавать психологию» профессор А. П. Нечаев в 1913 г. писал: «Выяснить значение преподавания психологии в средней школе мне пред­ставляется особенно важным в настоящий момент, когда раздаются голоса, тре­бующие изгнания психологии из гимназической программы, причем в качестве аргумента приводятся справки о плохой постановке преподавания этого предмета в гимназиях. Конечно, неподготовленные учителя, плохие учебники и дурные ме­тоды преподавания много вредят делу. Но это не основание для уничтожения и самого учебного предмета».

После Октябрьской революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней шко­лы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психо­логия совсем исчезла из школьных программ. Преподавание психологии не вхо­дило в цели новой советской школы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.