Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудииторское заключение

--PAGE_BREAK--Глава 1. Теоретические основы построения аудиторского заключения
1.1. Значение аудиторского заключениив бухгалтерском финансовом учетедля пользователей


Аудиторское заключение имеет официальное значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов, и предназначено для любых пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Аудиторское заключение является частью бухгалтерской отчетности. Аудитор выражает свое мнение о ведении учета, которое необходимо для пользователей бухгалтерской отчетности. Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носят конфиденциальный характер, а итоговая часть носит публичный  характер. В ней дается оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности, регулирующим бухгалтерский учет и отчетности РФ.

Аудиторское заключение имеет своих пользователей (рисунок 1.1.1.)[1].

Внутренние пользователи имеют свободный доступ к бухгалтерской отчетности и к аудиторскому заключению. К внутренним пользователям финансовой отчетности относятся владельцы организации. Собственникам информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов.

Внешние пользователи функционируют вне предприятий, их следует разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом и без финансового интереса.


Рисунок 1.1.1. — Классификация пользователей

аудиторского заключения
Пользователи с прямыми финансовым интересом – настоящие и потенциальные инвесторы, и кредиторы, а также кредитующие банки.

Пользователи с косвенными финансовыми интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками и т.д. Им необходима информация, чтобы  контролировать за поступлением средств в федеральный и местный бюджеты.

Третья группа пользователей (без финансового интереса) включает органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы. Пользователей  этой группы отчетная информация интересует с целью проверки правильности и законности совершаемых операций.

Аудиторское заключение выполняет контрольную функцию. Положительное мнение играет положительную роль для фирмы. Оно повышает доверие кредиторов, уменьшается давление инвесторов, налоговых органов.
1.2. Понятие и форма аудиторских заключений


В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки — формирование  объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 10) отмечено[2]: «Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами  (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное  в установленной форме мнение аудиторской организации индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка вед его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».

Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандарт аудиторской деятельности.

Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатам проверки годовой отчетности — обязательный элемент годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При составлении аудиторского заключения аудитор руководствуется положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности»[3] и российских правил (стандартов) «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчётность»[4], «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»[5], «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»[6]. Именно в этих стандартах содержатся сведения о форме заключения, видах аудиторских заключений и др. Хотя, аудиторы при подготовке заключения используют; другие правила (стандарты).

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нём выражены в валюте РФ (руб.). Исправления не допускаются.

Аудиторская организация обязана представить аудиторское заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки. К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта с пометкой аудитора (подпись, или специальный штамп аудиторской фирмы). В аудиторской организации (у аудитора) аудиторское заключение хранится обычно в специальном файле и представляет точный аналог документации, переданной заказчику.

Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г.[7]

Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о до­стоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законо­дательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения[8].

Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом стандарт аудиторской деятельности «Существенность в аудите»[9].

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» требования по составлению аудиторского заключения содержались во  Временных правилах аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

В соответствии с этими двумя документами аудиторское заключение состояло из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носили конфиденциальный характер, а итоговая часть носила публичный характер, в ней давалась оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчётность в Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основанием ее составления служат российские правила (стандарты) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Прочая информация в документах, держащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

 Основные положения по составлению отчета аудита содержатся в правиле (стандарте) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту, она должна включать:

¾              название данной части;

¾              наименование аудиторской организации, кому адресуется письменная информация;

¾              объект аудита;

¾              общие результаты верки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

¾              общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчётности;

¾              общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономического субъекта включают ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных входе аудита существенных несоответст­вий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельно­сти экономического субъекта[10].

 Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетно­сти экономического субъекта отражают общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита суще­ственных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законо­дательства при совершении финансово-хозяйственных операций от­ражают цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; оценивают соответствие во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству; свидетельствуют о выявленных в ходе аудита существенных несоответствиях в св­ершенных  экономическим  субъектом  финансово-хозяйственных операциях законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутрифирменный стандарт, где конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму отчета аудиторской фирмы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Структура и содержание аудиторского заключения


Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности»[11] (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения[12].

Для уценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  требования по составлению аудиторского заключения содержались во Временных правилах аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

В соответствии с этими двумя документами аудиторское заключение состояло из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носили конфиденциальный характер, а итоговая часть носила публичный характер, в ней давалась оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части и дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основанием для этого служат российские правила (стандарты): «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Прочая информация в документе, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

 Аналитическая часть должна включать: название данной части; ему адресована аналитическая часть; наименование экономического Субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего  контроля у экономического субъекта;  общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть адресуется администрации экономического субъекта. В ней должны быть изложены результаты проверки состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности, данных о проверке соблюдения экономическим субъектом законодательных и нормативных актов при ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономического субъекта включают ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам; характеру деятельности экономического субъекта.

Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта отражают общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций отражают цель и характер рассмотрения соответствия ряда соверши экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; оценивают соответствие во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству; свидетельствуют о ленных в ходе аудита существенных несоответствиях в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка  общих результатов  проверки  состояния  внутренней контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодатель при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения раб аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутреннее правило (стандарт) аудиторской организации, котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму аналитического отчета аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение включает в себя:

а) наименование;

б) адресата;

в) сведения об аудиторской организации (аудиторе).

г)  сведения об аудируемом лице;

д) вводную часть;

е) часть, описывающую объем аудита;

ж) часть, содержащую мнение аудитора;

з) дату аудиторского заключения;

и) подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудитор­ского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и «помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. Аудиторское заключите должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.]

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, преду­смотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и пред­ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган аудируемой организации[13].

В части, описывающей объем аудита, указывается, что аудит был проведен в соответствии с федеральным законам, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами.        

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том,, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений[14].

При описании объема необходимо отметить, что аудит проводился путем сплошной проверки документов и системы внутреннего контроля или на выборочной основе.

Если аудит проводило на выборочной основе, то он включал в себя:

-                   изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) четности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

-                   оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

-                   определение главных оценочных значений, полученных руко­водством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

-                   оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В части, содержащей мнение аудитора, должно быть отмечено, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудитор­ском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сде­лок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности ауди­руемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской про­верке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, кото­рое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до  даты подписания аудиторского заключения[15].

Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием но­мера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку,  аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор,  и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному эк­земпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Бухгалтерская отчетность как основа аудиторского заключения
2.1. Понятие, роль и структура годовой отчетности


Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период[16]. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельности и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлый период.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ) годовую бухгалтерскую отчетность, состоящую из[17]:

1                    Бухгалтерского баланса – форма № 1.

2                    Отчета о прибылях и убытках – форма № 2.

3                    Отчета об изменениях капитала – форма № 3.

4                    Отчета о движении денежных средств – форма № 4.

5                    Приложения к бухгалтерскому балансу – форма № 5.

6                    Отчета о целевом использовании полученных средств – форма № 6 (для некоммерческих организаций).

7                    Пояснительной записки.

8                    Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежат обязательному аудиту. Срок сдачи годовой бухгалтерской отчетности – не позднее 90 дней по окончании отчетного года. Отразим это в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Объем предоставляемой годовой отчетности

Виды субъектов

Состав представляемой отчетности

Коммерческие организации (за исключением малых предприятий)

Все формы отчетности, кроме отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту

Баланс и отчет о прибылях и убытках

Субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту

Все формы отчетности, по которым у них есть соответствующие показатели

Некоммерческие организации

Баланс и отчет о прибылях и убытках. Также им рекомендуется представлять в составе отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

Общественные организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров

Не представляются Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); пояснительная записка


2.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности


Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, в которых также сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета

Третий уровень включают документы, на основе которых, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

Основными нормативными документами являются:

1.ФЗ «О бухгалтерском учете» №129ФЗ (глава 3), определяющий

 Состав бухгалтерской отчетности

 Отчетный год

 Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

 Публичность бухгалтерской отчетности

 Хранение документов бухгалтерского учета

2. Положение о бухгалтерском учете "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина № 106н от 6 октября 2008 г, определяющее:

 Общие положения

 Формирование учетной политики

 Изменение учетной политики

 Раскрытие учетной политики

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, определяющее:

Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Содержание бухгалтерского баланса

Содержание отчета о прибылях и убытках

Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

 Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

 Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

 Аудит бухгалтерской отчетности

 Публичность бухгалтерской отчетности

4. Приказ МФ РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации», содержащий:

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности

Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности


Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и По­ложением «Бухгалтерская отчетность организации».

Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтраль­ность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результа­тах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие до­полнительные показатели и пояснения.

Для достижения достоверного и полного отражения финансо­вых результатов и финансового положения организации при состав­лении отчетности в исключительных случаях (например, при нацио­нализации имущества) допускается отступление от правил, уста­новленных ПБУ 4/99.

Требование нейтральности означает, что при формировании бух­галтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед други­ми.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операци­ях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выде­ленными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблю­дения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руково­дителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).


Глава 3. Составление аудиторского заключения на основе международных стандартов3.1. Требования МСА, предъявляемые к составлению аудиторского заключения по финансовой отчетности


После изучения и оценки выводов, сделанных на основании полученных доказательств, аудитор определяет, подготовлена ли информация в соответствии с установленными основами финансовой отчетности, и формулирует мнение о финансовой отчетности в целом.

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» основными элементами аудиторского заключения являются:

1.        Название.

2.        Адресат.

3.        Вводный параграф (введение).

4.        Параграф, описывающий объем проверки.

5.        Параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности.

6.        Дата выдачи аудиторского заключения.

7.        Адрес аудитора.

8.        Подпись аудитора.

В названии стандарта рекомендуется использовать слова «независимый аудитор», чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов других лиц.

Адресатопределяется в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами. Как правило, заключение адресуется акционерам или совету директоров аудируемого лица.

Введениесодержит перечень проверенной отчетности с указанием даты и отчетного периода, упоминание об ответственности руководства за финансовую отчетность и содержащиеся в ней утверждения и обязанности аудитора, заключающейся только в выражении его мнения об этой отчетности на основе проведенной проверки.

В параграфе, описывающем объем проверки, должна быть ссылка на МСА или соответствующие стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Помимо этого, указывается, что проверка включала:

¾              анализ доказательств, подтверждающих суммы и сведения, содержащиеся в отчетности;

¾              определение применяемых принципов учета;

¾              исследование существенных учетных оценок, сделанных руководством;

¾              оценку общего представления отчетности.

Заключение также должно содержать подтверждение аудитора относительно того, что проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

В параграфе, выражающем мнение аудитора, указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление (допускается формулировка «представлена объективно») финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Безусловно-положительное мнениевыражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Заключение считается модифицированным, если оно содержит поясняющий параграф или мнение, отличное от безусловно-положительного. Аудитор должен модифицировать заключение путем включения дополнительного параграфа, если имеется фактор, указывающий на неуместность допущения непрерывности деятельности, или значительная неопределенность, способная в будущем повлиять на финансовую отчетность. Эти факторы не оказывают влияния на мнение аудитора, что должно быть отражено в заключении.

Аудитор не имеет возможности выразить безусловно-положительное мнение, если существует одно из нижеследующих обстоятельств:

¾              ограничение объема аудита;

¾              несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или достаточности раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих обстоятельств существенно для финансовой отчетности, то аудитор выражает отрицательное мнение. Если влияние этих факторов не настолько существенно и глубоко, но безусловно-положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает условно-положительное мнение.

При существенном ограничении объема, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.

Если заключение отлично от содержащего безусловно-положительное мнение, то аудитор должен описать все существенные причины этого и по возможности дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность.

Заключение датируется числом, соответствующим дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от имени аудиторской фирмы и лично от имени аудитора. В адресе указываются город и место, где находится офис аудитора, ответственного за проведение проверки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Выводы аудитора о сопоставлениях, включаемых в проверяемую отчетность


Сопоставления – это соответствующие суммы и иные раскрываемые сведения за предшествующий отчетный финансовый период или другие периоды, представленные для целей сопоставления. В МСА 710 «Сопоставления» изложены стандарты и рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставлений.

Показатели для сопоставления могут быть следующими:

¾              соответствующие показатели – включаются как часть финансовой отчетности за текущий период. Рассматриваются только в связи с показателями за этот период (например, суммы доходов и расходов за текущий и прошлый периоды, приведенные в отчете о прибылях и убытках за отчетный период);

¾              сопоставимая финансовая отчетность – финансовая отчетность за предшествующий период, приведенная для целей сопоставления с финансовой отчетностью текущего периода.

Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставления основам финансовой отчетности, относящимся к проверяемой отчетности. В отношении сопоставлений аудитор определяет:

¾              соответствие учетной политики текущего и предыдущего периодов, наличие необходимых корректировок и раскрытие сведений;

¾              согласование показателей с суммами и раскрываемыми сведениями, представленными за предыдущий период.

При составлении аудиторского заключения аудитор не указывает отдельно на соответствующие показатели, поскольку выражает мнение об отчетности в целом. Исключение составляют следующие случаи:

1                    Ранее выданное аудиторское заключение за предыдущий период содержит мнение, отличное от безусловно-положительного, и вопрос, вызвавший модификацию заключения, не решен. В этом случае аудитор модифицирует заключение об отчетности текущего года в отношении соответствующих показателей.

2                    Ранее выданное аудиторское заключение содержит безусловно-положительное мнение, но аудитор узнал о существенных искажениях, влияющих на отчетность за предыдущий период. В этом случае если отчетность не пересмотрена и сведения не были раскрыты должным образом, то заключение по отчетности за текущий период модифицируется в отношении соответствующих показателей, а если соответствующие показатели представлены в отчетности за текущий период надлежащим образом, то в заключение можно включить поясняющий параграф по поводу соответствующих показателей.

Если финансовая отчетность, содержащая соответствующие показатели, проверяется новым аудитором, то заключение должно содержать либо ссылку на то, что финансовая отчетность за предыдущий период проверялась другим аудитором, либо указание на то, что отчетность за предыдущий период не проверялась. Если при проверке новый аудитор обнаружит, что соответствующие показатели искажены, он должен потребовать от руководства их пересмотра и в случае отказа модифицировать аудиторское заключение.

В заключении по сопоставимой финансовой отчетности аудитор конкретно указывает на сопоставления. Заключение применяется к каждому отдельно представленному финансовому отчету, и аудитор, в случае необходимости, может выразить мнение, отличное от безусловно-положительного, за отдельные периоды и в то же время выдать отдельное заключение по остальной отчетности. Если мнение об отчетности за предыдущий период, сложившееся в ходе текущей проверки, отличается от ранее выраженного, то аудитор раскрывает существенные причины этого различия в поясняющем параграфе.

Если отчетность за предыдущий период была проверена другим аудитором, то возможно развитие событий по одному из следующих вариантов:

1.        Предшествующий аудитор может повторно составить аудиторское заключение по проверенной им отчетности, а новый составляет заключение только за текущий период.

2.        Новый аудитор составляет заключение, в котором содержится информация о том, что отчетность за предыдущий период проверена другим аудитором, и о типе и дате заключения, выданного предшественником.

При проверке отчетности новый аудитор может обнаружить не замеченное предыдущим аудитором существенное искажение, влияющее на финансовую отчетность за предыдущий период. В этом случае новый аудитор должен обсудить данный вопрос с руководством и после получения согласия обратиться к предшественнику с предложением о повторном составлении заключения за предыдущий период. Если предшественник соглашается выдать заключение, то новый аудитор составляет заключение за текущий период. Если предыдущий аудитор отказывается выполнить указанные требования, то новый аудитор может в своем заключении отметить, что предшествующее заключение по отчетности было составлено до ее переиздания и что при переиздании были сделаны необходимые корректировки.

Если отчетность за предыдущий период не проверялась, новый аудитор должен указать на этот факт в заключении и проверить начальные сальдо текущего периода. Если при проверке обнаружится, что показатели за предыдущий период искажены, аудитор должен потребовать от руководства их пересмотра, а в случае отказа – модифицировать аудиторское заключение.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.