Реферат по предмету "Психология"


История психодиагностики

Содержание
 
Введение
Понятие психодиагностики
Истоки психодиагностики
Возникновение тестирования
Другие виды диагностических методик
Список использованных источников
 

 
Введение
Изучение исторического пути науки — необходимое условие пониманияее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективныхтенденций. Возникновение иразвитие психодиагностики не может бытьобъяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработкиобщепсихологических проблем. Общественные запросы стимулировали появление ибыстрое распространение прикладной психологии (и психодиагностики как еесоставной части), острый интерес к методам, перспективным с точки зренияпрактика. История науки — это и история изменений социально-экономическихусловий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собойодну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества.Это относится и к психологической диагностике.
Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленностьее этапов и закономерности исторического пути, психолог начинает осознаватьглавные направления ее развития, характер происходящих изменений, лучшеориентируется в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности врешении разных практических задач. Историческое видение, включение современныхзнаний в исторический контекст поможет новым поколениям ученых не повторятьстарых ошибок, избавляться от прошлых заблуждений и эффективно использовать теперспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.
Не менее важно знать историю психодиагностики обществу, тем егопредставителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью кпрофессиональным диагностам. Невозможно ставить перед последними адекватныезадачи, абстрагируясь от становления и развития концепций и методовпсиходиагностики, неверно оценивая ее возможности. Так, в историипсиходиагностики уже был период, когда неоправданно высокие ожидания вотношении нее привели к разочарованиям и резкой критике со стороны общества заневозможность соответствовать требованиям практики. Это период так называемой «эпидемиитестирования» (20-е гг. XX в.), когда огромный спрос со стороныкоммерческих и образовательных организаций привел к появлению наспехразработанных методик и неудачным попыткам подбора персонала, когда на многиепредприятия нанимали неквалифицированных работников. Следствием этого сталиутрата доверия и ослабление внимания к психодиагностике.
Обращение к историческому опыту позволяет не только не повторятьпрошлых ошибок, но и выбирать наиболее перспективные направления развития,опираясь на анализ современных проблем в исторической перспективе, в контекстецелостного исторического процесса. А это — залог эффективности, практическойдейственности психодиагностики.

Понятие психодиагностики
 
Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки,измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностейлюдей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную ипрактическую.
Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляетсобой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Посколькуих используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования,связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываютсяпо определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь этоделается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность,пригодность для решения прикладных задач.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства,предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологическихособенностей людей.
Вторая функция психодиагностики реализуется практическимипсихологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практикиизмеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека иливыявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза иосуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз»(от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.
Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенноотличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создатьзадания или сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенноеотношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым «психологическимтестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснованияи не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказалсяизобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайныйнабор вопросов, которые сам Эдисон считал чрезвычайно простыми. Среди них были,например, такие: «Какой телескоп является самым большим в мире?», «Каковвес воздуха в комнате объемом 20x30x10 футов?», «Какой город вСоединенных Штатах лидирует в производстве стиральных машин?». Выпускникиколледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого «теста»,и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методутестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.
В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика можетпринести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическоеобоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтомусоздание методик требует большой исследовательской и методической работы. Нотакая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значениепсихологической диагностики, ее практическая ценность.
Истоки психодиагностики
 
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологическиеособенности людей для решения разнообразных практических задач была понятаочень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии донашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занятьместа государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторыекачества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностикиначалась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наукасформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления.Рассмотрим основные этапы этого пути.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складыватьсяна рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение былоподготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ееисточником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальныйметод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых исоставляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла изэкспериментальной психологии.
Началом возникновения экспериментальной психологии условносчитается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германиипервую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт(1832-1920),намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагалразработку в ней двух непересекающихся направлений:
· естественно-научного,опирающегося на эксперимент;
· культурно-исторического,в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры(«психология народов»).
По его теории естественно-научные экспериментальные методы можнобыло применять только к элементарному, низшему уровню психики.Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешниепроявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения(зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательныеакты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. Пообразцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальныелаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции,Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла кизучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации.Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона(1822-1911). Английскийантрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативныхэкспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включалсекундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словеснойассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использованадля исследования умственной деятельности.
В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовалассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции неподлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия вовремени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальнымиособенностями испытуемых.
Автором, создавшим первый собственно психологическийэкспериментальный метод, был Г. Эббингауз(1850-1909), изучавший законыпамяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственныхсенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, чтополученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции(наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, вбольшей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г.Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовалобъем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющегопредъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) онопределял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различныеобъекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величинупорядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов навращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания»восприятия вперед).
Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективныйэкспериментальный метод, который начал определять характерпсихологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента ипоявлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создалисьпредпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Дифференциальная психологиястала еще одним источникомпсиходиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологическихособенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бывозникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Но возникновение психодиагностики не было итогом простогологического развития экспериментально-психологического идифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась подвоздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем ииндустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождениепсиходиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность вдиагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.Работыфранцузских врачей Эскироля и Сегена, занимавшихся проблемами умственнойотсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавшихопределить умственную отсталость.
Возникновение тестирования
 
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общейпсихологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняявзаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционированияпсихики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии,конструировании психодиагностических методик, их использовании в практике.
История психодиагностики — это и история появления основныхпсиходиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основеэволюционирования взглядов о природе и функционировании психического. В этойсвязи интересно проследить, как формировались некоторые важныепсиходиагностические методы в рамках основных школ психологии.
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование)экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания,позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а такжезнания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применятьсяв 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся.Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф.Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числуиндивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Первыйстандартизированный педагогический тест был составлен американским психологомЭ. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловившихпроникновение в психологию и педагогику математических методов.
Американский психолог К.Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизациитестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистическиеметоды Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль вдальнейшем развитии тестирования.
Значительноераспространение тестирование получило в психотехнике для профессиональногоотбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отборадля нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехникеимеет метод тестов.
Наибольшее развитиетестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировойвойны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-мгодам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов дляшкол.
С конца прошлого векаэксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов(суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалосьубеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическимпроцессам.
Для чего нужныпсихологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачипока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание вотношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.
Составление тестовстроится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов вчерновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправлениенедостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений истатистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.
Качество тестовопределяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствиеполученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.
Валидность теста — этоего психометрическая характеристика, действительная способность теста измерятьту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указываетна степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическомусвойству.
Количественно валидностьтеста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью,с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующейдеятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученныхэкспериментально-статистическим способом — валидность эмпирическая.
Практическоеиспользование тестирования связано главным образом с диагностированиемличностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.
Тестовые методикисвязаны с теоретическими принципами бихевиоризма.Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что междуорганизмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируяна стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себясторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качествеведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективномунаблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции,является единственным объектом изучения психологии, а все внутренниепсихические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемымповеденческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностикисводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первыепсиходиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном).
Первым исследователем, использовавшим в психологической экспериментатикепонятие «интеллектуальный тест», был Дж. Кеттелл. Этот термин послестатьи Дж. Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения»,опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind» («Мысль»),приобрел широкую известность. В своей статье Дж. Кеттелл писал о том, чтоприменение серии тестов к большому числу индивидов позволит открытьзакономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованиюпсихологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная ипрактическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будутоднообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизациитестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученныхразными исследователями на разных испытуемых.
Дж. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавшихразличного рода измерения:
· чувствительности;
· времениреакции;
· времени,затрачиваемого на называние цветов;
· времени,затрачиваемого на называние количества звуков, воспроизводимых после однократногопрослушивания, и др.
Он применял эти тесты в устроенной им при Колумбийскомуниверситете лаборатории (1891). Вслед за Дж. Кеттеллом и другие американскиелаборатории начали использовать метод тестов. Возникла необходимостьорганизовать специальные координационные центры по использованию этого метода.В 1895-1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванныхобъединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическимработам.
Первоначально в качестве тестов использовались обычныеэкспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемылабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным. Ведьзадачей психологического эксперимента является выяснение зависимостипсихического акта от внешних и внутренних факторов, например, характеравосприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределенияповторений и т.д.
При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различияпсихических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторогокритерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психическихактов.
Новый шаг в развитии метода тестов был сделан французским врачом ипсихологом Л. Бине(1857-1911), создателем самой популярной в начале XX в. серии интеллектуальныхтестов.
До А. Бине тестировались, как правило, различия в сенсомоторныхкачествах — чувствительности, быстроте реакции и т. д. Но практика требовалаинформации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами «ум»,«интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний иуспешное выполнение сложной приспособительной деятельности.
В 1904г. Министерство образования Франции поручило Бине заняться разработкой методик,с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению от ленивых ине желающих учиться, от страдающих прирожденными дефектами и не способныхучиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщегообразования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственнонеполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел сериюэкспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста(начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальныезадания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться каксредство определения интеллектуального уровня. Причиной,по которой А. Бине вместе с Т. Симоном приступил к разработке первого в историипсиходиагностики интеллектуального теста, стал практический запрос — необходимостьсоздать методику, с помощью которой можно было отделить детей, способных кучению, от страдающих прирожденными дефектами и не способных учиться внормальной школе.
Первая серия тестов — Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) появилась в 1905 г. Затемона несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из неевсе задания, требующие специального обучения.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считалисьсоответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детейданного возраста (80-90 %). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственныйвозраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возрастопределялся по уровню тех заданий, которые мог решить ребенок. Если, например,ребенок, чей хронологический возраст равен 3 годам, решает все задачи длячетырехлетних детей, то умственный возраст этого 3-летнего ребенка признавалсяравным 4 годам. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалосьпоказателем либо умственной отсталости (если умственный возраст нижехронологического), либо одаренности (если умственный возраст вышехронологического).
Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке истандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективомсотрудников под руководством Л. М. Термена (1877-1956). Первый вариантадаптации тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезныхизменений по сравнению с основным, что был назван Шкалой интеллекта Стэнфорд-Бине(Stanford-Binet Intelligence Scale).Основных нововведений по сравнению с тестами Бинебыло два:
1) введение в качестве показателя по тесту коэффициентаинтеллектуальности (Intelligence Quotient — IQ), выводящегося из отношения между умственным ихронологическим возрастами;
2) применение критерия оценки тестирования, для чего вводилосьпонятие статистической нормы.
Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастнымкритериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показательвыполнения, был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклоненияиндивидуальных значений от этого среднего равнялась 16. Все индивидуальныепоказатели по тесту, попадавшие в интервал, ограниченный числами 84 и 116,считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Еслитестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считалсяодаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым.
Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имеланесколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции онаприменяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкалеСтэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемыеинтеллектуальные тесты стали проверяться путем сопоставления с результатамишкалы Стэнфорд-Бине.
Следующий этап развития психологического тестированияхарактеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты,созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыттолько с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленныепсихологи, имеющие достаточно высокую квалификацию.
Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение.Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отборанаиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а такжераспределения по разным видам деятельности людей в соответствии с ихиндивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войныпоявилась новая форма тестовых испытаний — групповое тестирование.
Необходимость как можно быстрее отобрать и распределитьполуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищамзаставила специально созданный комитет поручить ученику Л. Термена Отису (1886-1963)разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов — Альфа (Army Alpha) и Бета (Army Beta). Первая из них предназначаласьдля работы с людьми, знающими английский язык. Вторая — для неграмотных ииностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широкоприменять.
Групповые (коллективные) тесты не только делали реальнымииспытания больших групп, но наряду с этим допускали упрощение инструктирования,процедуры проведения и оценки результатов тестирования. К тестированию началипривлекаться люди, не имеющие настоящей психологической квалификации, а всеголишь обученные проведению тестовых испытаний.
В то время как индивидуальные тесты, такие, как шкалыСтэнфорд-Бине, в основном применялись в клинике и для консультирования, групповыетесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности ив армии.
Двадцатые годы прошлого столетия характеризовались настоящимтестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловленопрежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач.Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющеенаучно, а не чисто эмпирически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценкидостижений и т. д.
На протяжении первой половины XX в. специалистами вобласти психологической диагностики было создано множество разнообразныхтестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили еепоистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образомстандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, что все ониотличались высокой надежностью и хорошей валидностью.
Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта:прогнозирования на их основе успешности выполнения конкретных, достаточно узкихвидов деятельности часто не достигалось. Требовалась, помимо знания уровняобщего интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека.Возникло новое направление в тестологии — тестирование специальныхспособностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестовинтеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.
Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощноеразвитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора ираспределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тестымеханических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей.Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские,юридические, инженерные и другие учебные заведения. Разрабатывались комплексныебатареи способностей для использования при консультировании и распределенииперсонала. Наиболее известны среди них Батарея тестов общих способностей(General Aptitude Test Battery — GATB) и Батарея тестовспециальных способностей(Special Aptitude Test Battery — SATB), разработанные Службойзанятости США для использования консультантами в государственных учреждениях.Тесты и батареи специальных способностей, различаясь составом, методическимикачествами, сходны в одном — их характеризует низкая дифференциальнаявалидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования илипрофессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовымипрофилями.
Теоретической основой для построения комплексных батарейспособностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальныхразличиях и корреляций между ними — факторного анализа. Факторный анализпозволял точнее определить и классифицировать то, что называли специальнымиспособностями.
Современное понимание факторного анализа вносит некоторое изменениев ту его трактовку, которая была в 20-40-х гг. XX в. Факторный анализ —это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могутсчитаться универсальной формой выражения математической связи междупсихическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не можеттолковаться как отсутствие связи вообще, то же относится и к невысокимкоэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредствомэтого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическимипроцессами.
Но, пожалуй, главное, что вызывает сомнение, — это понимание такназываемых специальных способностей. Эти способности трактуются не какиндивидуальные особенности, возникшие в качестве продукта влияний требованийобщества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальнойпсихике. Такая трактовка порождает массу логических трудностей. В самом деле,откуда вдруг сложились и проявились у современного индивида такие способности,о которых даже представления не имели предшествующие поколения? Нельзя жедумать, что в психике таятся способности, пригодные для всех грядущихобщественных требований.
Сказанное убеждает в том, что к возможностям факторного анализа ик его факторам нужно относиться с большой осторожностью и не считать этотанализ универсальным инструментом изучения психики.
Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексныхспособностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебныхзаведениях — тесты достижений. Вотличие от тестов интеллекта ониотражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влиянияспециальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий.История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонскойшколе устной формы экзаменов на письменную (1845). В Америке тесты достиженийиспользуются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с1872 г., а с 1883 г. их применение становится регулярным. Наиболее значительнаяразработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена втечение первой мировой войны и сразу после нее.
Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группедиагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых досих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (Stanford Achievement Test — SAT), впервые опубликованный в1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах всредних учебных заведениях. Значительное число тестов специальных способностейи достижений было создано под воздействием практических запросов со стороны промышленностии экономики. Они применялись для профотбора и профессиональногоконсультирования. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению всередине XX в. критериально-ориентированных тестов.
Другие виды диагностических методик
 
Особое направление в психологической диагностике связано сразработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используютсячаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всегоопросники и проективная техника.
Опросники, вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими методами,заимствованными психологами из естествознания, опросники использовал Ч. Дарвин.
Опросники — это большая группа методик, задания которыхпредставлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого являетсясамостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях иотношениях в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считатьинтроспекционизм. Возникший в глубокой древности в рамках религиознойидеологии, он содержал тезис о непознаваемости духовного мира, о невозможностиобъективного изучения психических явлений. Отсюда вытекало предположение, что,кроме самонаблюдения, нет иных способов изучения сознания человека. Методопросников можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения (так,например, считал А. Бине).
Появление первых психодиагностических опросников связано с именемФ. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а дляоценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия,умственных образов). В конце XIX в. с помощью метода опросников проводилисьисследования памяти (А. Бине, Е. Куртье), общих понятий (Т. Рибо), внутреннейречи (О. Сен-Поль) и др. Отпечатанные опросники обычно рассылались по адресамбудущих респондентов, иногда их печатали в журналах.
Прототипом личностных опросников был опросник, разработанныйамериканским психологом Р. Вудвортсом(1869-1962) в 1919 г. — Бланкданных о личности(Woodworth Personal Data). Этот опросник былпредназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротическойсимптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получилиширочайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследованияличности.
Другим известным методом диагностики личности являются проективныетехники.Их родоначальником традиционно считается метод словесныхассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Ассоциативная концепция вкачестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию,понятие о которой ведет свое происхождение от Аристотеля. Как целостная системаассоцианизм возник в XVIII в., хотя некоторые его принципы были открытыраньше.
Возникновение метода свободных словесных ассоциаций(Word Association Techniques) связано с именем Ф.Гальтона, о чем уже сообщалось выше. Позднее эта методика получила развитие висследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова(1910) и др. Для чего используется метод словесных ассоциаций? Сегодня приняторассматривать его в качестве приема для изучения интересов и установокличности. Однако следует отметить, что интерпретация получаемых результатовопределяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому вопрос овалидности определенной методики не может быть решен однозначно, внесоотнесения с теоретическими позициями ее создателей.
Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группыпроективных методик, как Завершение предложений(Sentence-Complection Techniques).Впервые для изученияличности завершение предложений было использовано А. Пейномв 1928 г.
Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можноискать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного.Бессознательное принималось первоначально как скрытый двигатель личности,мотив, слепо действующий из таинственных глубин организма. Разум по отношению кбессознательному служит маскировочным механизмом. Для того чтобы проникнуть вобласть бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо было вэксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бынепроизвольно проявиться бессознательному в личности. Такого типа задания ивключались в проективные методики.
Одна из самых популярных проективных методик была разработана в1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом(1884-1922). Создавая этуметодику, Г. Роршах предъявлял психически больным испытуемым чернильные пятна ив результате своих наблюдений те характеристики ответов, которые можно былосоотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись всистему показателей. В дальнейшем эта методика использовалась многимиисследователями как у нас, так и за рубежом.
Еще одна из наиболее распространенных в мире методик —Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test —TAT)— была создана в 1935 г. Г.Мюрреем (1893-1988) совместно с X. Морган.Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц сизображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций.Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело кситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. В настоящеевремя существует множество модификаций ТАТ, известны разные подходы к анализу иинтерпретации данных.
К началу 40-х гг. XX в. диагностика посредством проективных методикстала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение взарубежных исследованиях личности, несмотря на критическое отношение к данным,получаемым с помощью проективной техники. Критические замечания в адрес этихметодик большей частью сводятся к указаниям на их недостаточную стандартизацию,пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способамопределения надежности и валидности, а главное, на большой субъективизм винтерпретации результатов.
Завершая краткий обзор истории развития и становленияпсихологической диагностики на Западе, отметим, что она отличается широкимразнообразием используемых методик как в отношении формы, так и их содержания.Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ееразвитие направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появлениене всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов испособов диагностирования.

Список использованных источников
 
1. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика.– СПб., 2003
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург,1995
3. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. – М., 1995
4. Основы психодиагностики, под.ред. Шмелева. – Р-н-Д, 1996
5. Немов Р.С. Психология. – М., 1995


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.