Реферат по предмету "Разное"


Politmonitor ru Информсводка за 29 ноября 2006 Энергетическая безопасность по-натовски

√ POLITMONITOR.ruИнформсводка за 29 ноября 2006Энергетическая безопасность по-НАТОвски√ Одна из главных тем на саммите НАТО в Риге – иге -Ригеэнергетическая безопасность. Накануне саммита влиятельный американский сенатор Ричард Лугар призвал НАТО быть готовым отразить любую угрозу энергетическим поставкам странам-членам альянса. То, что Россия прекратила энергетические поставки Украине прошлой зимой, продемонстрировало, как можно использовать энергию для достижения политических целей, считает сенатор. По его мнению, Москва использовала энергетику в качестве оружия и отказалась от противостояния с Киевом только после резкой реакции Запада. Ричард Лугар известен своими радикальными антироссийскими высказываниями, но его последнее заявление превзошло все ожидания. Он предложил считать возможные энергетические проблемы в отношениях России с Западом «казусом Белли», то есть – поводом к войне. По Лугару, нет разницы между тем, когда члена НАТО вынуждают подчиниться иностранной воле через отключение энергии или когда член альянса сталкивается с военной блокадой или иной военной демонстрацией на своих границах. Он предлагает распространить на сферу энергетики действие «пятой главы» устава НАТО, в которой говорится, что нападение на одного из членов альянса считается нападением на весь военный блок. Нет спора, что все войны, которые когда-либо случались на Земле, так или иначе, шли за обладание ресурсами. Но минувшие войны покажутся цветочками перед энергетическими сражениями будущего, к которым призывает сенатор. Вместо того, чтобы говорить о построении общей системы глобальной безопасности, сенатор говорит о новом «железном занавесе», о сохранении так называемого «рва безопасности» между так называемым «цивилизованным» западным миром и его якобы «сырьевыми придатками», в числе которых, к примеру, Россия и Иран. Эксперты делают вывод, что Запад начинает борьбу за контроль над российской энергетикой. В эту кампанию вписывается стремление «опрокинуть» постепенное усиление российских позиций в СНГ, поскольку стратегической целью США является измельчение постсоветского пространства. В конечном счете, все это печально, поскольку меняется сама парадигма российско-западных отношений. Сенатор Лугар в определенном смысле является рупором тех сил, которые призывают решать проблемы в международных отношениях с позиции силы. Попытки вернуться на порочный путь конфронтации могут дорого обойтись не только самому Западу, но и человечеству в целом. ^ Критика ОЭСР и здравый смысл√ Организация экономического сотрудничества и развития предупредила руководство России, что усиление госконтроля в экономике вызовет сокращение инвестиций и замедлит экономический рост. В специальном докладе сказано, что власти России пытаются расширить свое участие в стратегических секторах, таких как энергетическое машиностроение, авиация, нефтяная отрасль, автопром и финансы. Критика экономистов ОЭСР, хотя и опирается на бесспорные факты, но исходит из неверных предпосылок. Проблема экономики России в том, что она еще далеко не совершенна. Государство пока сильно зависит от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках. Перед российскими властями стоит задача оторвать экономику от сырьевой составляющей. Бизнес этого делать не будет, так как он ориентирован на получение максимальной прибыли в минимальные сроки. Значит, задача развития наукоемких отраслей лежит на плечах государства. Что касается увеличения государственного влияния в нефтяной и газовой отрасли, то здесь задача противоположная: направить максимум прибылей в бюджет страны, а не в карманы иностранных бизнесменов. Этот шаг вполне объясним с точки зрения здравого смысла, говорят эксперты. Почему так медленно шла модернизация автопрома? А потому, что доходы разворовывались теми, кто осуществлял криминальный контроль, а в производство деньги не вкладывались. Аналогичная ситуация происходила и с энергетическим машиностроением. Теперь государство взялось за решение этих вопросов, что является обычной практикой национально ответственных правительств. Подобным образом в свое время поступали власти Франции, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Турции и так далее. В ключевые моменты истории этих стран госсектор выступал как механизм, стимулирующий развитие экономики. И везде, кстати говоря, государство показало себя доброкачественным собственником, способным весьма эффективно управлять компаниями. Понятно, что, когда национальная экономика преодолевает трудности, надобность в государственном участии минимизируется. Однако в любом случае следует избегать неуправляемого, «дикого» капитализма, пришедшего в России в 90-х годах на смену полностью зарегулированной экономике. Странно, что такой яркий пример бездумного доктринерства теперь не учитывается Организаций экономического сотрудничества и развития. По всей видимости, за претензиями ОЭСР стоит глубокая обида крупнейших транснациональных монополий. Российская экономика начинает приносить миллиарды и миллиарды долларов, но только не тем, кто привык чувствовать себя экономическими хозяевами мира. Конечно, правительство России понимает, что нефтяное богатство не способно заменить структурные реформы, точно так же, как бизнес и государство не способны заменить друг друга. Но сейчас государство действует, в основном, как кризисный менеджер, причем только в тех отраслях, где частные собственники не смогли организовать необходимое экономическое развитие. Это вполне приемлемое решение для страны, которая желает рассчитывать только на себя. ^ Россия выступила в роли посредникамежду непризнанными государствами и мировым сообществом.√ Россия от имени Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии распространила в ООН меморандум «О замороженных конфликтах». Этот документ появился в преддверии намеченного на начало декабря обсуждения на Генеральной Ассамблее ситуации с «замороженными» конфликтами, которое было инициировано Грузией и Молдавией. Авторы меморандума отрицают свои «сепаратистские» тенденции, утверждая, что конфликты начались с того, что Молдавия и Грузия провозгласили свою независимость с нарушением международного права, и именно их стоит упрекать в сепаратизме. Как считают авторы меморандума, Грузия и Молдова, проводящие воинственную политику угроз и провокаций, на протяжении ряда лет узурпировали функции Совета Безопасности, осуществляют блокаду, организуют военные и политические провокации, в том числе против миротворческих сил. Документ призывает ООН пригласить на трибуну представителей не только Грузии и Молдавии, являющихся членами ООН, но также посланцев непризнанных республик, которые также хотят быть услышанными на международном уровне. Заявление трех непризнанных республик – первая громкая совместная акция Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, но видимо, далеко не последняя. В ближайшее время в Москве откроется бюро Исполнительного комитета по сотрудничеству непризнанных государств. Эта структура призвана вырабатывать единую, согласованную с Россией позицию трех непризнанных государств. В этой связи наблюдатели отмечают, что население непризнанных республик в своем большинстве – российские граждане. Защищая соотечественников, РФ намерена увеличить дипломатическую поддержку Тирасполю, Сухуми и Цхинвали, что, как отмечают эксперты, снизит угрозу силового решения проблем в этих регионах. ^ Лидер Иордании считает, что Ближневосточный регион находится на грани трех гражданских войн√ Международное сообщество не может откладывать решение проблем Ближнего Востока до 2007 года. Такое мнение высказал король Иордании Абдалла II в интервью американскому телеканалу Эй-Би-Си. Лидер Иордании считает, что Ближневосточный регион находится на грани трех гражданских войн: в Ираке, Ливане и Палестине. Но эпицентром событий является Палестинская автономия. Следующий год может стать годом ужасающего кризиса, если международное сообщество не предпримет усилий для его предотвращения, считает Абдалла II. Эксперты напоминают, что иорданский монарх считается прагматичным и лояльным Западу политиком, однако его высказывания свидетельствуют о том, что он не согласен с политикой США в регионе. Клубок ближневосточных проблем, по мнению Абдаллы II, может быть распутан только при участии всех региональных игроков, включая Сирию и Иран. Лидер Иордании намекает, что Вашингтону не следует делить Ближний Восток на «хорошие» и «плохие» страны. Данная позиция, отмечают аналитики, близка позиции России. Поиск точек соприкосновения и достижение согласия – такова цель дипломатии Москвы. Король Иордании прав и в том, что времени у политиков остается все меньше. Сегодняшнее перемирие между Израилем и Палестиной крайне хрупкое и зависит в первую очередь от того, сумеют ли палестинцы договориться между собой. Эксперты указывают, что члены нового коалиционного правительства будут подвластны тем настроениям, которые есть в их организациях, и будут достаточно часто блокировать общие решения, поэтому такой союз на сегодня видится непрочным. Призыв короля Иордании к всеобъемлющему решению проблем региона, когда будет учитываться позиция всех заинтересованных сторон, отражает реалии. Все попытки навязать одностороннее решение, как показал многолетний опыт, закончились крахом.^ Ирак нуждается в содействии соседей√ Стабилизация положения в Ираке невозможна как минимум без нейтралитета Ирана, а как максимум – без прямой поддержки с его стороны. Таков общий тон большинства комментариев по поводу визита в Тегеран иракского президента Джалала Талабани. С точки зрения многих экспертов, двусторонний диалог на высшем уровне может стать предвестником перемен. Ирак нуждается в содействии соседей, и чем больше будет взаимопонимания между странами региона, тем лучше для поиска политических решений проблем Ближнего и Среднего Востока. До сих пор потенциал стран региона фактически не был задействован в интересах стабилизации Ирака. Главное, что может сделать Иран, – это консолидировать шиитскую общину соседнего государства, повлиять на то, чтобы радикальные шиитские лидеры не выступали против нынешнего национального правительства, тоже в основном шиитского. Вовсе не случайно политический советник иракского президента откровенно заявил на днях, что Иран оказывает поддержку и покровительство радикальному имаму Муктаде Садру и его вооруженным сторонникам из так называемой «Армии Махди». Не стоит забывать, что многие умеренные шиитские деятели Ирака долго скрывались в Иране от Саддама Хусейна, например, весьма авторитетный духовный лидер аятолла Систани. Помимо чисто политической роли в достижении межиракского согласия, Иран имеет все необходимое для оказания соседу помощи в таких конкретных вопросах, как, например, совместное обеспечение безопасности границ, недопущение контрабанды оружия и восстановление иракской инфраструктуры. Иран два последних года проводит очень активную политику в регионе Персидского залива, отмечают политологи, и одна из главных его целей – не оказаться изгоем для окружающего арабского мира. Таким образом, интересы получаются обоюдными: правительство Ирака явно рассчитывает на содействие Ирана, дабы закрепиться у власти, а иранские власти надеются на то, что именно Тегеран станет доминировать в регионе после того, как из него будут вынуждены уйти американцы. Другое дело, что усиление внешнеполитических позиций Ирана, видимо, не устраивает США даже на фоне очевидных проблем в Ираке. Однако рано или поздно Вашингтону придется выбирать между плохим и очень плохим, – разумеется, с его точки зрения.^ Британских СМИ призвали парламентариев законодательно воспрепятствовать использованию наемников в Ираке  √ В британских СМИ появились сообщения о растущих прибылях частных охранных предприятий, широко используемых коалиционными силами в Ираке. Согласно данным ряда неправительственных организаций, на службе в этих «частных армиях» в Ираке состоят 21 тысяча британцев, что превышает численность английского контингента в этой стране. Использование наемников позволяет коалиции занижать данные о реальных потерях в Ираке. По мнению экспертов, численность наемников может еще более возрасти после сокращения военного контингента США и Великобритании в Ираке. Ранее в английском парламенте предпринимались попытки ввести более строгий контроль в сфере использования частных охранных предприятий, однако эти усилия были заблокированы проправительственным большинством. Таким образом, действия наемников в отличие от военных не ограничены британским законодательством. Многочисленные факты неоправданного использования ими оружия и нарушений прав иракцев на сегодня остаются без каких-либо правовых последствий. В этой связи представители НПО со страниц ведущих английских газет обратились с призывом к парламентариям законодательно воспрепятствовать использованию наемников в Ираке. Принимая во внимание, что многие руководящие посты в английских охранных агентствах занимают отставные военачальники и даже члены правительства (в том числе бывший министр обороны консерватор Малкольм Рифкинд), этот призыв едва ли получит должный отклик.  При поддержке Фонда «Мировая политика и ресурсы» http://www.politmonitor.ru redactor@politmonitor.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.