Реферат по предмету "Психология"


Исследование межполушарной ассиметрии

Федеральное агентство пообразованию
 Саратовский государственныйсоциально-экономический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
 Исследование межполушарнойассиметрии.
Автор работы,
студент 3гокурса, 6гр.,
специальность031000
«Педагогика ипсихология»________ Санинский В.И.
Руководительработы ____________Лионова Н.А.
                                         Саратов2009г.

Содержание
1.Введение
2.Межполушарнаяасимметрия
2.1Функцияполушарий
2.2Межполушарнаяасимметрия и межполушарное взаимодействие
2.3Морфологическаяасимметрия головного мозга
2.4Связьасимметрии мозга с полом
3.Заключение
Списоклитературы

1.Введение.
Уже почти двадесятилетия />функциональнаяасимметрия полушарий человеческого мозга прочно удерживает вниманиеисследователей. Ведь речь идет о сокровенных особенностях работы мозга — о том,что природа, создав мозг человека как единый управляющий орган, в то же времянаделила его полушария неодинаковыми способностями и обязанностями.
Функциональнаяасимметрия полушарий существенно расширяет возможности мозга, делает его болеесовершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствамиобладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все этонаходится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разномувоспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работемозга, неодинаково их отношение ко времени.
В настоящее времяпроблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблемафункциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности тоговклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Этипредставления строятся на нейропсихологической теории мозговой организациивысших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.). [1]
Таким образом,межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое илевое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимостиучастие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что вразличных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Результаты исследованийразличных авторов указывают на то, что между правым и левым полушариемголовного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005) [2]
Симметрия и асимметрияявляются проявлением фундаментальных свойств материального мира, присущих живойи неживой природе. В свое время П. Кюри (1894) обосновал принцип сохранениясимметрии: симметрия физического тела, находящегося в некотором пространстве,определяется симметрией этого пространства. Исходя из этого, в зеркальнойсимметрии многих животных и человека можно видеть принцип сохранения симметрии,поскольку физическое пространство, в целом, симметрично. При этом и нарушениесимметрии, проявляющееся у животных и человека, согласно этому же принципу,также должно отражать нарушение симметрии в окружающем физическом мире. [3]
Долгое времяэквивалентность правого и левого не ставилась под сомнение. Считалось, чтоправое и левое есть просто проблема выбора (Е. Вигнер, 1971; Ю.В. Таммару, 1978и др.).
Однако, начиная с 50гг.20 века стали появляться работы, которые показали, что в микромире, по крайнеймере, для одного вида взаимодействия — слабого, существует неравноправностьправого и левого (Р. Фейнман с соавт., 1966).[5]
На уровне молекул ещесо времен Л. Пастера известны так называемые лево- и правовращающие формыбелков и аминокислот. Эти формы различаются по своим физико-химическимхарактеристикам. Причем все белки животных и человека построены только излевовращающих форм аминокислот (К. Фолсом, 1982; и др.).[6]
Рассматривая сэволюционых позиций симметричную организацию живой природы, следует подчеркнутьналичие прогрессивно уменьшающегося разнообразия форм симметрии. Уже унекоторых беспозвоночных и практически у всех позвоночных сохраняется толькоодна форма симметрии — билатеральная, или зеркальная, при которой наблюдаетсязначительное сходство между правыми и левыми половинами тела и некоторымипарными органами, в частности, правым и левым полушарием головного мозга.Однако функции парных органов не всегда идентичны по своейструктурно-функциональной организации и это ярко проявилось в различиях функцийправого и левого полушария головного мозга человека. [7]

2.Межполушарнаяасимметрия.
Межполушарнаяасимметрия (др.-греч. α- — «без» иσυμμετρια — «соразмерность») —одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека,но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарнойасимметрии психических процессов. [8]
Краткая историяизучения проблемы межполушарной ассиметрии.
Одним изпервооткрывателей функциональной симметрии мозга является французский ученыйМарк Дакс. В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседаниимедицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария унаблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правогополушария ему выявить не удалось. В 1844 году А. Ваган привлек вниманиеобщественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человекасуществом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет кпомешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идеяасимметрии ещё не возникла). В середине XIX века отмечено бурное развитиеафазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галя: разные функцииконтролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию припоражении левого полушария с правшеством у большинства людей. В 1861 годуОбуртен повторил утверждение Галя о том, что центр, контролирующий речь,находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировалправило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии.Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни какконцепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения намежполушарные отношения. В 1869 году Дж. Джексон сформулировал идею ведущегополушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть однаведущая сторона». В рамках проводимых исследований основное внимание уделяетсявопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательнымипроцессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга напротекание этих процессов.
Понятие межполушарнойасимметрии
Асимметрия межполушарная— характеристика распределения функций психических между полушариями левым иправым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушариелевое, других — правое.[14] Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных,биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследованийасимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует осуществовании особого билатерального принципа построения и реализации такихважнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. Внастоящее время считается, что левое полушарие у правшей играетпреимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме,вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущимдля неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственнойориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано,что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущихсостояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающимисобытиями.
В процессеиндивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется —происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследованиясвидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад впроявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределахсуществует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, чтоконкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида.На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный,правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (какправило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип,преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Этоподтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональнаяасимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обученияасимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях,и правое полушарие — в образных.
2.1 Функции полушарий.
В настоящее времясчитается, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны дватипа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эта теориявыдвинута на основе того, что большинство левополушарных функций явноэволюционно моложе, чем правополушарные. Левое полушарие (у нормальныхправоруких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма,тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметическогосчета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальнойкомпозиции, пространства цветов, положительных эмоций. Оно обрабатываетинформацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные“высказывания”, а его выключение приводит к депрессии. Правое полушарие – дляпространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационныхособенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостноговосприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Онообрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимаетглаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, а еговыключение приводит к эйфории.[9,10] Эти типы мышления имеют ряд синонимов. Геодакянсравнивает эмоции: отрицательные–положительные; понимание:пространства–времени, существительных–глаголов, пространства цветов;способность высказываний: истинных–ложных. Как в филогенезе, так и в онтогенезепервые появляются раньше вторых. У новорожденных детей плач предшествуетулыбке, у котят жалобный писк опережает мурлыканье, у щенят скуление начинаетсяна три месяца раньше виляния хвостом.[11] При функциональном угнетении мозгаотрицательные эмоции исчезают последними и восстанавливаются первыми, чтоозначает более древний возраст. [12] Понимание пространства проще, чем времени;существительных проще, чем глаголов; истинные высказывания проще, чем ложные.Ориентация в пространстве приходит раньше, чем во времени; первые слова ребенка– чаще существительные, ложь появляется позже.
Основные различия вработе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученыйлауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнулрассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, чтодва полушария единого доселе мозга ведут себя как два совершенно различныхмозга и даже не всегда до конца понимают друг друга. Человек, у которого былоотключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевомуобщению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но частооказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметамиматериального мира или их изображениями. Когда отключали левое, а работало одноправое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбиралсяв произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался впространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции исовершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различиябыли подтверждены в многочисленных экспериментах и психофизиологическихисследованиях.[13]
Однако результаты этиисследования приносили неоднозначные и даже противоречивые. Тем не менее как-тотак получилось, что в научной, а затем и в популярной литературе сталоукореняться несколько упрощенное представление, что различие между полушариямицеликом определяется видом информации, которой полушария оперируют: левое —словами и другими условными знаками, а правое — образами и другиминевербальными (несловесными) сигналами. В соответствии с этим основнаядеятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, аправого — пространственно-образного.
Эти типы мышления имеютряд синонимов. По В. Ротенбергу[13]:
— Вербальное иневербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образногобазируется на способности к продуцированию речи);
— Аналитическое исинтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализпредметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельностьвосприятия);
— Дискретное исимультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется рядпоследовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью кодномоментному восприятию и оценке объекта).
Также было показано,что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образныйконтекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическомпоражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически нестрадают их артистические способности, а иногда даже повышается уровеньэстетической выразительности творчества. При этом поражения правого полушарияспособны привести к полной утрате способности к творчеству. Вместе с этим всееще не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущегоречевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой итакими психическими познавательными процессами, как память и воображение. Единаятеория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарнойфункциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А.Геодакяном в 1993 г. [4] Согласно теории, латеральная асимметрия возникает врезультате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.
2.2 Межполушарнаяасимметрия и межполушарное взаимодействие.
Межполушарнаяасимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерностиработы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частнымслучаем межполушарного взаимодействия. На современном этапе изучения работымозга как парного органа в большей степени изучены закономерности межполушарнойасимметрии. Анатомические, физиологические данные и материалы наблюдения забольными, имеющими сходные латеральные поражения, свидетельствуют онеравнозначности левого и правого полушарий мозга. Например, выключениедеятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну изсонных артерий показывало, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль вречи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлениивербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха(например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памятиневербальной, критичности. Анатомическая асимметрия имеется как в корковых, таки подкорковых отделах мозга. Физиологическая асимметрия проявляется в различияхбиоэлектрической активности симметрических отделов левого и правого полушарийкак в состоянии покоя, так и особенно — во время психологической деятельности.Клинические данные указывают на различное отношение левого и правого полушариймозга к речевым и неречевым функциям. Выделяют моторные, сенсорные и«психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется намножество более частных видов. В моторной асимметрии выделены ручная, ножная,оральная, глазодвигательная и др. межполушарная асимметрия. К сенсорныммежполушарным асимметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная,обонятельная и др. К «психическим» — асимметрия мозговой организацииречевых и др. психических функций (перцептивных, мнестических,интеллектуальных). [2]
На основе оценкимежполушарной асимметрии в трех анализаторных системах (рука-ухо-глаз)разработана классификация типов межполушарной асимметрии или профилей латеральнойорганизации мозга (ПЛО) (по Е. Д. Хомской и др.). Существуют 5 основных типовПЛО: «чистые» правши, праворукие, амбидекстры, леворукие и«чистые» левши, у которых ведущими являются либо все левые или правыеанализаторные системы («чистые» типы), либо ведущие системы различны(смешанные типы). Типы ПЛО (т. е. разные типы межполушарного взаимодействия)отражают разную форму и степень левого или правого полушарий мозга. Различныетипы ПЛО характеризуются различными показателями когнитивных (речевых и неречевых),двигательных и эмоционально-личностных процессов. Межполушарное взаимодействиеосуществляется с помощью комиссур (мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры,уздечки и др.) приводит к появлению «синдрома расщепленного мозга».Нарушение Межполушарного взаимодействия проявляется в нарушении реципрокныхдвигательных актов, аномии (нарушении способности давать словесный отчет обинформации, поступающей в правое полушарие), дископии — дисграфии (нарушенияхспособности писать и рисовать обеими руками). Межполушарное взаимодействиеможет нарушаться или полностью, или частично (синдромы парципальногорасцепленного мозга по Л. И. Московичюте, Э. Г. Симерницкой и др). [15]
Межполушарнаяасимметрия и межполушарное взаимодействие — результат действия биосоциальныхфакторов. Функциональная неравнозначность полушарий проявляется сразу же послерождения ребенка, однако окончательное формирование механизмов межполушарнойасимметрии т межполушарного взаимодействия происходит к 12—14 гг. и даже позже.То есть парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, исоциальных факторов. Методы исследования межполушарной асимметрии —подразделяются на методы исследования ведущей руки, ноги, глаза, глаза, уха идр. и представляют собой различные способы исследований функций одногоанализатора с последующим сопоставлением результатов по другому анализатору.Методы исследования Межполушарного взаимодействия — основаны на принципедвойной стимуляции анализаторов (при оценке Межполушарного взаимодействия всенсорных системах) или одновременных моторных ответов двумя руками, ногами(при оценке Межполушарного взаимодействия в моторных системах). Наиболееизвестным из таких методов является метод дихотического прослушивания звуковыхсигналов (слов, слогов, цифр, неречевых сигналов).
2.3 Морфологическаяасимметрия головного мозга
Поскольку наиболеезаметным функциональным феноменом является латерализация нервных центров речи,внимание исследователей было сосредоточено на изучении различий в височныхобластях. N. Geschwind, W. Levitsky (1968) описали заметные анатомическиеразличия между выделенными ими участками правой и левой височной доли. Различиянаблюдались также и в размерах цитоархитектонических полей, правда не всегдалатерализация этих различий одинакова для всех субъектов, Все же в целомасимметрия полей входящих в состав моторных и сенсорных речевых зон, вышепримeрнo в полтора раза, чем асимметрия в других областях мозга. Приобследовании мозга 100 человек обнаружено, что у 87 — левый пирамидный трактбольше и пересекается раньше, чем аналогичный — правый пирамидный тракт (P.Jakovlev, P. Rakic, 1966). Асимметрию в системе двигательного анализатораобнаружила также С.Б. Дзугаева (1975). В морфологических исследованияхсотрудников Института мозга РАМН Е.П. Кононовой, И.Д. Станкевич, С.М. Блинкова,И.С. Преображенской и др. еще в 30-е годы была показана морфологическаяасимметрия в организации цитоархитектонических полей у человека, особенностабильно проявляющаяся в речевых зонах коры. Кроме того, большой интерес и внастоящее время представляют данные о возрастной динамике цитоархитектоническихразличий, достигающих максимальной величины к 12 годам. В настоящее времяморфологическая асимметрия успешно исследуется И.Н. Боголеповой ссотр.(2001).Эти данные хорошо согласуются с нейропсихологическими наблюдениямио динамике различных видов функциональной межполушарной асимметрии у человека.Наиболее существенную роль играют, по-видимому, микроколонки в области planumtemporale, поскольку их организация различна в правом и левом полушарии учеловека, но не у обезьян (D.P. Buxhoeveden et al., 2001). Вероятно, существуетсвязь между размером мозолистого тела и функциональной межполушарной ассиметрии.В последнее время появились работы, которые указывают на отрицательную корреляциюмежду размером мозолистого тела и выраженностью межполушарной асимметрии. Такаязакономерность была обнаружена у мужчин, но не у женщин (A. Dorion et al.,2000).
2.4 Связь асимметриимозга с полом
Асимметрия мозга тесносвязана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков,невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходитсяоколо пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость междуэтими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, принасильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них частопоявляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефектыречи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего,на результатах клинических и поведенческих исследований. При поврежденияхлевого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативномудалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций умужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правогополушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера умужчин, по сравнению с женщинами. [16] Например, по вербальным способностям:речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения,кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах вышеуровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньшеатрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительныеспособности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрическиеконцепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике.[17] Втехнических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательнойгеометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучшечитают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, вмузыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельностимужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин средисатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительночаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха придихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнаваниипредметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношениюдлин левой и правой височных плоскостей.[18]

3. Заключение.
Рассмотрениеисследований межполушарной асимметрии показывает, что она проявляетсяпрактически у всех животных. Более интересно это выявлено у человека.Исследование показали, что полушария различны не только в морфологическомплане, но и в выполняемых ими функциях. Довольно сложно приписать конкретныесвойства одному из полушарий, но было доказано, что есть функции (например –речь), зависящие от работы полушария. Многие функции полушария способнывыполнять во взаимодополняющей работе, что в свое время было проверенносоответствующими экспериментами. Так же интересны были различия асимметрии улюдей разных полов. Эти различия так еще и не остались обоснованы. Изучениемногих теории показало более или менее подходящие описание у Леви. Левипредположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчинызанимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитиюу них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщинобусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.
Так как мозг до сих порсчитается не изученным, то любые открытие в познании его деятельности дают намогромный скачек в понимании людьми самих себя, своих способностей ивзаимосвязей, отвечающих на вопрос «почему». Возможно когда полушария головногомозга будут изучены лучше, то появиться возможность работы с ними. Данноеисследование дает большую информацию изучения неврологии и вносит огромныйвклад в развитие познания человеческой природы.

Списоклитературы:
1.Лурия А.Р., «Основы нейропсихологии».
2.Е. Д. Хомская, «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ».
3.П.Кьюри, «Принцип сохранения симметрии».
4.Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервнойдеятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
5.Фейнман Ричард, Роберт Лейтон, Сэндс Мэтью, год издания: 1966 «Физика сплошныхсред. — Фейнмановские лекции по физике.Том 7»
6.К. Фолс «Происхождение жизни. Маленький теплый водоем». 1982г.
7.В.Ф. Фокин «Эволюционный аспект центрально — периферической организациифункциональной межполушарной асимметрии».
8.Бианки В. Л. (1985) «Асимметрия мозга животных». Л.: Наука. 295 с.
9.Иванов В.В. (1978) «Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем». М.: Сов.Радио. 185 с.
10.Спрингер С., Дейч Г. (1983) «Левый мозг, правый мозг». М.: Мир. 256 с.
11.В. А. Геодакян «Эволюционная теория асимметрии».
12.Денисова З. В. (1978) Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л.: Наука.143с.
13.В. Ротенберг «Мозг. Стратегия полушарий».
14.Cловарь психиатрических терминов. В.М. БЛЕЙХЕР и И. В. КРУК
15.Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007
16. McGlone J. (1980) Sex Difference in the HumanBrain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
17. Harris L.J. (1978) Sex Differences in SpatialAbility. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
18. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebralhemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P.239—246.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека
Реферат Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ
Реферат Субъект преступления по уголовному праву России
Реферат Построение проектной деятельности с детьми 3 класса на основе дидактической среды Лого Миры
Реферат Сергей Петрович Трубецкой и его жена Екатерина Ивановна Трубецкая
Реферат Definion And Construction Of A Consumer Essay
Реферат История развития маркетинга, его сущность и значение. Понятие комплекса "маркетинг-микс"
Реферат Medea And Jason Essay Research Paper Much
Реферат Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В.Гоголя
Реферат Джоплин Дженис (Joplin Janis)
Реферат Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образован
Реферат Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся
Реферат Влияние состава семьи на формирование характера подростка
Реферат Генерал-резидент Кореи
Реферат Понятие права собственности юридических лиц