МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХНАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дисциплина: СК-6Психология имиджа
Тема: Исследованиеимиджа Макарьевского монастыря.
Выполниластудентка
5 курса,14-53 группы
ВасильеваИ.В.
Преподаватель:Колосова В.В.
1. Объектисследования: Макарьевский монастырь
Краткое описание объекта исследования.
Макарьевский монастырь находится на территории Нижегородскойобласти (населённый пункт Макарий, Лысковский район). Монастырь – действующий,женский. Объект исследования представляет собой духовную, историческую,эстетическую ценность.
Обоснование выбора данного объекта исследования.
Для своей практической работы я выбрала Макарьевскиймонастырь по следующим причинам:
1. В течение последних лет образ (имидж) монастыря активноразвивается в СМИ.
Информацию о нём я встречала в местных и центральных новостях(репортажи о реставрации и о праздновании дня Макария, а значит и дня самогомонастыря), в газетах различного уровня (небольшие заметки о дне Макария, болеезначительные статьи об истории монастыря).
2. Макарьевский монастырь знаком мне по личному опыту.
Я была там дважды – в 2004 и 2005 годах – оба раза в деньМакария 7 августа.
Историческая справка.
Макарьевский монастырь возник в 16 веке на левом берегу Волгив 88 км ниже Нижнего Новгорода.
Основателем монастыря считается Макарий (1482 — 31. 12. 1563), церковный иполитический деятель, архиепископ новгородский с 1526, митрополит московский ивсея Руси с 1542. Убеждённый сторонник усиления самодержавной власти, представительиосифлян, отстаивал позиции сильной воинствующей церкви.
Под влиянием Макария Иван IV в 1547 принял царский титул.
Макарий предпринял канонизацию пантеона русских «святых» сцелью унификации местных культов.
Макарий способствовал открытию первой русской типографии.
В советское время название монастыря упоминается висторической литературе в связи с Макарьевской ярмаркой — одной из крупнейших ярмарок в России.
Торг на Макарьевской ярмарке производился ежегодно в июле.Выгодное географическое положение привлекало русских купцов из центральныхрайонов государства, Поволжья, Сибири и Поморья, а также купцов из Закавказья,Средней Азии, Ирана, Индии. С 20-х годов 17 века Макарьевская ярмаркаспособствовала складыванию всероссийского рынка. На ярмарке сбывались пушнина,ткани, рыба, изделия из металла, зерно. В конце 17 века привоз товаров достиг80 тыс. рублей, к концу 18 века — 30 млн. рублей. В 1816 пожар истребилосновные ярмарочные строения. С 1817 торг перенесён под Нижний Новгород, гдебыла учреждена Нижегородская ярмарка.
2. Целевая группа.
Я считаю, что Макарьевский монастырь (ММ) может бытьинтересен следующим группам:
— верующие (посещают монастырь как паломники);
— туристы;
— историки;
— церковные деятели.
Для каждой из вышеуказанных групп образ монастыря будетскладываться из различных составляющих. Конечно, в образе монастыря для разныхцелевых групп будут и общие черты, однако даже это общее будет иметь различноезначение. Например, расположение монастыря в живописном месте для верующегобудет символизировать благодать Божью, а для туриста – красоту природы.
В данной работе я рассмотрю имидж Макарьевского монастыряприменительно к целевой группе туристы.
3. Методы исследования
ü наблюдение.
Говорить об использовании данного метода можно лишь сопределённым уточнением: оценка данных наблюдения производилась отсрочено вовремени.
ü интервью (см.Приложение).
Критерии отбора интервьюируемых:
— не относят себя к глубоко верующим людям (цель: исключитьвлияние имиджа Макарьевского монастыря как церковной святыни);
— в список увлечений входит путешествие по разным городам,посещение музеев и выставок.
Интервьюирование проводилось с людьми, которые посещали и непосещали Макарьевский монастырь.
В ходе интервью выяснялись следующие параметры имиджа объектаисследования:
— общая информация о монастыре (месторасположение, датаоснования и т.п.);
— отличие данного монастыря от других аналогичных туристическихобъектов;
— эмоциональное воздействие образа монастыря.
ü теоретическийанализ (изучение справочной литературы и газетных статей).
4. Описание и анализ составляющихимиджа Макарьевского монастыря
Для любого туристического объекта важны следующиесоставляющие имиджа:
— местонахождение (административное, географическое,ландшафтное);
— историческая, культурная, духовная ценность;
— внешний вид объекта (его композиция, цвета, след старины ит.п.);
— наличие завлекающих факторов (то, что отличает данное местоот всех остальных). Это могут быть сувениры и другие материальные составляющие,которые можно увести с собой, исполнение определённых ритуалов («прикоснуться кчему-то и желание сбудется»), занимательные истории (действительно имевшиеместо, а так же легендарные, фантастические). Часть таких «завлекалочек»складывается исторически, естественным путем, часть специально выдумывается дляпривлечения туристов.
Все составляющие имиджа можно так же разделить на две большиегруппы:
— «Имидж до» — то, что турист знает до посещения объекта.Т.е. та информация, которая побуждает его посетить тот или иной город, музей,памятник. В формировании данного имиджа участвуют СМИ и значимое окружение.
— «Имидж после» — то, что турист узнаёт во время посещенияобъекта, с чем он возвращается домой (знания, эмоции, материальные компоненты).«Имидж после» влияет на то, что он расскажет другим потенциальным туристам и нато, посетит ли он объект ещё раз.
Было опрошено 7 человек.
— 3 человека посещали ММ два раза;
— 1 человек ездил в ММ один раз;
— 3 не были в ММ.
Возраст опрашиваемых от 17 до 46 лет.
Анализ информационной составляющей имиджа.
Все опрошенные до проведения интервью знали о существованииММ, т.о. можно сделать вывод, что это довольно известный объект.
Основным источником информации о ММ является СМИ. Большинствоопрошенных (5 человек) вспомнили, что впервые узнали о ММ из теленовостей (этопроизошло 3-5 лет назад).
Типичный сюжет репортажа, который вспоминают опрошенные:знаменитые люди (режиссер Н.Михалков, актёры и т.д.) ежегодно совершают речноепутешествие от Москвы до Макария.
Следует отметить, что все опрошенные живут на территорииНижегородской области, т.е. в непосредственной близости от объекта изучения,однако узнают о нём фактически через столичных гостей.
Второй источник информации о ММ – бытовые разговоры сознакомыми (это указало 3 человека).
Лишь один человек упоминает, что впервые встретил название ММв книгах по истории родного края.
Анализ фактической составляющей имиджа.Составляющая имиджа Восприятие составляющей имиджа Те, кто был в ММ Те, кто не был в ММ 1. Место, где находится ММ Называют населённый пункт (Макарий), примерное расстояние от своего места жительства («Километров 75-80»). Большинство не знают, что ММ относится к Лысковскому району («По-моему, это Кстовский район»). Называют населённый пункт, не знают точно, где это («Как-то вниз по Волге, далековато»). 2. Действующий женский монастырь. Называют правильно. Не знают точно мужской или женский, действующий или нет. 3. Время основания — 16 век. Называют 3 человека. Не называют. 4. Под стенами монастыря находилась Макарьевская ярмарка. Без напоминания об этом факте вспомнил только один человек (был в ММ, знает о ярмарке с уроков истории в школе). 5. Основатель – церковный деятель Макарий. Называют все. Трое дают минимальные сведения о его жизни и свершениях. Называют все.
Все побывавшие в ММ довольно точно вспоминают планировкумонастыря:
— высокие стены, храмы, колокольню, беседку, бытовыепомещения, кладбище, сад и огород и т.п.
Анализ эмоциональной составляющей имиджа.
Результаты интервью показали, что ММ интересен для опрошенныхкак:
— объект, находящийся далеко (относительно) от местажительства, т.е. здесь действует эффект новизны, смены обстановки (так ответили7 из 7);
— исторический объект (6 из 7);
— модный объект (влияние СМИ и посещение ММ известными людьмии политиками) (4 из 7);
— духовный центр (3 из 7);
— объект, находящийся вдали от цивилизации, на лоне природы(вид Волги, ухоженный сад монастыря).
В имидже ММ можно выделить следующие факторы, которыеотличают его от других туристических мест и делают пребывание в нём болеенасыщенным и запоминающимся:Завлекающий элемент Характеристика завлекающего элемента Количество опрошенных, которые упомянули данный завлекающий элемент (из 7) Те, кто был в ММ Те, кто не был в ММ Расположение монастыря на берегу Волги
Монастырь расположен в очень живописном месте на берегу Волги. С набережной открывается прекрасный вид на великую русскую реку и на высокий противоположный берег. Сам монастырь так же находится на возвышенности и величественно парит над окрестностями.
У любого человека (особенно живущего в городе) вид русского простора вызывает чувство волнения в душе.
Ещё одним завлекающим моментом является то, что до монастыря можно добраться по воде, а значит получить новые впечатления: на теплоходе (из Нижнего Новгорода, Москвы и т.д.), на пароме (из Лысково), на собственном водном транспорте. Следует отметить, что именно речной транспорт является наименее распространенным в нашей стране и в большинстве случаев ассоциируется с путешествиями и отдыхом. 4 (все) 2 Водный источник
В ММ есть свой в определённой степени легендарный источник воды. Этот элемент имиджа широко распространен для монастырей (стоит только вспомнить, например, источник Серафима Саровского). С одной стороны источник воды — жизненная необходимость в условиях территориальной обособленности монастыря, с другой стороны – элемент православной веры (святая вода, исцеление водой).
У источника в ММ есть своё отличительное свойство: вода в нём мутная, желтоватая, но не смотря на это вкусная, утоляющая жажду. Как и все остальные монастырские источники желтоводный источник обещает исцеление, охрану от напастей, очищение тому, кто выпьет этой воды. 4 - Комфорт (продажа еды, напитков, парковка, био- и стационарные туалеты, места для отдыха и т.п.) Многих привлекает экстремальный вид отдыха, когда человек находится вдали от благ цивилизации и различных удобств, однако большая часть общества стремится к максимальному комфорту в любых условиях (отсюда всё большее количество услуг, которые предлагаются на современном рынке). Поэтому важным составляющим образа туристического объекта является предоставление всех видов услуг, которые могут потребоваться приезжающему туда человеку. 3 1 Продажа церковной атрибутики и сувениров Даже в действующие монастыри приходит то, что характерно для рыночных отношений – получение прибыли. С одной стороны вырученные деньги идут на благо самого монастыря, с другой стороны – покупка сувениров и церковной атрибутики необходима самим приезжим (паломникам и туристам). Дело в том, что приобретение чего-то материального доставляет человеку удовольствие, а место запоминается лучше и в положительном ключе, если оттуда было что-то привезено. Представленные в ММ товары типичны для всех православных монастырей, храмов: иконки, свечи, святая вода, святая земля, масла, освященные просфирки, брошюры о деяниях Макария и т.п. 4 2 Крестный ход Традиционно в день Макария совершается крестный ход. Даже для тех, кто не участвует в нём, само ожидание паломников является волнительным. Когда крестный ход с пением 3 раза обходит стены монастыря, а потом проходит через главный вход внутрь, даже у неверующего человека появляется ощущение праздника. 4 2 Колокол
В 2005 году в монастыре появился новый колокол, и это широко афишировалось в СМИ.
После крестного хода колокол звучал над окрестностями в течение 15-20 минут. Все присутствующие наслаждались звучанием колокола и умением звонарей. 4 2 Бесплатный обед
Оба года всех желающих кормили бесплатным обедом.
В первый год обед был рассчитан на небольшое количество людей, отличался разнообразием блюд и был похож на тихий обед в кругу семьи.
На второй год трапеза рассчитывалась на несколько сот человек, обед готовили уже не в монастыре, а за его пределами (с помощью специально приглашенной организации). 4 - Знаменитые личности
Как уже упоминалось ранее монастырь известен и тем, что туда каждый год приезжает Н. Михалков, Л. Федосеева – Шукшина и другие люди искусства.
В 2005 году в крестном ходе участвовало много политических и общественных деятелей (С.Кириенко, Шанцев). Пиво «Макарий»
В нашей области широко известно пиво местного производства (Лысковский пивзавод), названное в честь монастыря.
Под стенами монастыря (кроме великих церковных праздников) пиво «Макарий» продаётся в бочках на розлив. 4 2
Все побывавшие в ММ отмечают, что в целом они очень довольныпоездкой в ММ, т.к. они узнали много нового, побывали в новом месте. Однако всеотмечают, что значительную роль для них сыграло то, что после посещениямонастыря, они продолжили свое путешествие отдыхом на природе.
7 из 7 опрошенных хочет побывать в ММ (первый раз иповторно), но те, кто уже был в ММ отмечают, что всё на территории монастыряможно изучить за одну поездку и желательно продолжение отдыха на природе.
Благодаря положительным отзывам тех, кто побывал в ММ в 2004году (3 человека), в 2005 году в Макарий поехали как минимум ещё 4 человека.
Развитие имиджа
Следует отметить, что имидж монастыря как туристическогообъекта быстро развивается. По результатам наблюдения и со слов опрошенныхможно отметить следующие изменения в имидже монастыря:Элемент, подвергшийся изменению. 2004 2005 1. Общая атмосфера. Тихий уголок, находящийся далеко от городов. В монастыре умиротворенная, скорее семейная обстановка. Праздничная обстановка, сходство с народными гуляниями (много шума, много ярких впечатлений, толпы народа, суета). 2. Количество гостей и их состав (день Макария). Примерно 150-200 человек. В основном паломники, небольшое количество туристов и знаменитых людей.
Несколько сот, возможно более человек.
Увеличение числа паломников, туристов. Много знаменитостей, а так же различного рода военизированных служб (ОМОН, солдаты, милиция) и обслуживающего персонала (приготовление пищи, торговля). 3. Внешний облик монастыря. Древний монастырь – «как он есть». Полуразрушенные стены. Обжита и ухожена часть строение. Произведена реставрация значительной части монастыря. Побелены стены монастыря (в основном фасад), отреставрированы храмы и колокольня. Видно, что реставрация будет продолжена. 4. Развитие торговли.
Одна палатка на территории монастыря (продажа церковной атрибутики).
Несколько палаток перед монастырём (напитки, еда). Количество торговых точек (в том числе и в монастыре) значительно увеличилось. 5. Условия для паломников. Минимальные: обед, ночлег в стенах монастыря.
Разбит целый палаточный городок для паломников (в помощь позвали военную часть). Есть большие армейские палатки для ночлега, палатка-столовая, полевая кухня и т.д.
Обеспечение минимального питания на всё время пребывания.
Выводы. Рекомендации
Макарьевский монастырь является интересным туристическим объектом,который не исчерпал свой потенциал. Имидж монастыря значительно видоизменяетсяза последние годы: из тихого местечка на берегу Волги, который раз в годпосещали немногочисленные паломники, он превращается в один из самых известныхв Нижегородской области туристический пункт. К тому же он обладает чертами,которые отличают его от других схожих туристических мест (православные храмы,например, в Суздале, Дивеевский монастырь).
Следует указать, что большинство побывавших в монастыретуристов, отмечают: объект интересен сам по себе только в первое посещение, адалее необходимы какие-то дополнительные завлекающие факторы (например, поездкана природу, новый колокол, бочковое пиво). Т.о. следует постоянно развиватьимидж монастыря как места посещения туристами. Для этого необходимо обращатьвнимание на рассмотренные выше составляющие имиджа и развивать их качественноенаполнение.
По моему мнению, увеличению потока туристов способствовали быследующие моменты:
1. Сохранение всеготого, что привлекает туристов в монастырь и что отличает его от другихправославных святынь.
Например, источник монастырской воды имеет большуюпопулярность как среди паломников, так и среди туристов. Однако здесь возможноещё большее увеличение воздействия данного фактора. Для этого необходимооблагородить домик для источника (сейчас он полуразрушенный, из потемневшегодерева), предложить посетителям какую-нибудь уникальную тару для воды взаменразносортным бутылкам, которые они приносят с собой (например, бутылиоригинальной формы, с наклейкой, где изображен вид монастыря).
2. Продолжениереставрации монастыря и добавление к его имиджу новых материальных элементов (красиваябеседка, интересное растение в саду).
Однако с этим пунктом развития имиджа нужно обращаться крайнеосторожно. Реставрация, которая была начата в монастыре, приближает его облик ксовременному (яркие краски, всё выглядит слишком новым), а в имидже историческогообъекта важно оставить налёт старины и загадочности.
3. Популяризацияобраза монастыря:
— СМИ (расширение тематики – не только про день Макария, но ипобольше информации об истории монастыря, о жизни Макария);
— продажа брошюр об истории монастыря;
— продажа открыток с видом монастыря, его отдельных строений,внутреннего убранства.
Список литературы
1. Нижегородскаягуберния – дорога в XXI век. //Альманах. Выпуск первый. — «Комсомольская правда – Форпост» — 2001.
2. Обозов Н.Н.Словарь практического психолога. – СПб., Академия психологии.Предпринимательства и менеджмента. «Облик», 1998 – 200 с.
3. БСЭ, 3-е издание,1970-1977 (электронная версия).
Приложение
План интервью.
1. Знает ли человеко существовании ММ?
Как давно? Из каких источников?
2. Что человек знаето ММ.
Время основания? Где находится? Кто основал? Макарьевскаяярмарка?
3. Был ли человек вММ?
Когда? Сколько раз?
Хочет ли побывать?
4. (если человекпосещал ММ) Что вспоминается, когда человек слышит название ММ?
Что понравилось? Что запомнилось? Что находится натерритории? Что интересного есть в окрестностях?
5. Есть ли в планахпосетить ММ ещё раз?
Почему? Зачем?
6. Повлияли ли впечатления от поездки на то, что кто-то изокружения поехал тоже?