Реферат по предмету "Информатика"


Стрелы времени

--PAGE_BREAK--
                                 
                                         2. Стрелы времени
Стрелы времени— метафорическое название эмпирических индикаторов направления времени. Введение в научно-философский оборот образа-символа «стрела времени» связано с именем А.Эддингтона. Это выражение было быстро ассимилировано научным сообществом, благодаря своей наглядности и тому, что оно метафорически верно схватывало как аффективную сторону времени, обусловленную его неотвратимостью, так и его качественные свойства в общей физической картине мира, являясь при этом образно близким направленной оси времени, точкам которой в физике ставятся в соответствие моменты времени.

       Трем стрелам уделяется, как правило, значительно больше места на страницах работ по проблеме необратимости. Это — термодинамическая стрела, указывающая то направление времени, в котором возрастает энтропия или беспорядок; космологическая стрела времени, в направлении которой происходит расширение Вселенной, и психологическая стрела или направление времени, соответствующее нашему ощущению непреклонного хода времени, направление накопления поступающей информации.

           Кроме указанных трех стрел выделяются еще три: стрела времени, связанная с тем «предпочтением», которое природа оказывает запаздывающим волнам перед опережающими, т.е. «волновая стрела», стрела, проявляющаяся в процессе распада K0-мезона — единственная анизотропия времени, которая наблюдается в физике элементарных частиц, и квантовомеханическая стрела, связанная с процедурой измерения в квантовой механике. Этот перечень можно дополнить временной асимметрией, связываемой с соотношением черных и белых дыр, но само существование белых дыр ставится под сомнение по причине их сильной неустойчивости.

        Выделение нескольких стрел времени, связанных с некоторыми физическими процессами, не должно создавать ложного впечатления, что имеется лишь несколько отдельных примеров временных асимметрий, тогда как общий «фон» характеризуется отсутствием темпоральной стрелы. На самом деле все обстоит как раз наоборот — в качестве «фоновой» ситуации в обыденном человеческом сознании выступает именно наличие стрелы времени, благодаря тому, что определяющим элементом организации самого сознания является психологическая стрела времени, проникающая вследствие этого во все сферы деятельности человека.

      Вопрос о взаимной независимости различных стрел времени, о возможном детерминировании одних стрел другими и, следовательно, о редукции первых к последним, имеет большое философское значение.

  Направление времени — одна из важнейших проблем, связанных с концептуализацией времени. Ее естественнонаучное значение оказывается особенно весомым в силу того, что она тесно переплетается с серьезнейшим глобальным затруднением современной физики — проблемой необратимости, противоречием между необратимостью реальных процессов и обратимостью уравнений гамильтоновой механики, служащих фундаментом статистической теории этих процессов. Центральным вопросом проблемы направления времени является так называемое «эмпирическое обоснование направления времени» или установление его «эмпирических индикаторов».

   Черная дыра — сгусток вещества настолько плотный, что его гравитация не позволяет свету выйти за пределы сферы, имеющий радиус R=2GM/c2 (G – гравитационная постоянная, M – масса объекта, c – скорость света). Ч.д. являются одним из компонентов скрытой материи.

     Наиболее исследованы Ч.д., возникающие в результате эволюции звезд, имеющих массу более трех солнечных. Поскольку эти объекты сами по себе практически ничего не излучают, обнаружить их трудно, но, тем не менее, это удается сделать по косвенным признакам, по проявлениям их гравитации. В последние годы астрономам удалось обнаружить десятки объектов, которые можно отождествить с такими Ч.д. Значительно более массивные Ч.д. с массами до миллиарда солнечных обнаружены в ядрах галактик и в центрах шаровых звездных скоплений. Масса Ч.д. не обязательно должна быть очень большой. Согласно существующим представлениям, Ч.д. с массами много меньше звездных могли образоваться на самых первых этапах формирования Вселенной, поэтому такие объекты принято называть “первичными черными дырами”. Возможно, именно малые Ч.д. служат «зародышами» в процессе образования звезд и планет.

    Анализ свойств малых Ч.д. приводит к весьма интересным результатам. При массе меньше 1017 кг (примерно такую массу имеет вода в Черном море) радиус Ч.д. меньше размеров атома, и ее можно рассматривать как своеобразную элементарную частицу, взаимодействующую с окружающей средой преимущественно гравитационно. Если Ч.д. движется с космической скоростью (порядка 10 км/с и выше), она пронизывает Землю практически без потерь энергии. Но при низких скоростях взаимодействие резко возрастает, и Ч.д. может даже «застрять» в веществе. Анализ показывает, что наличие в Земле малых Ч.д. вполне возможно, и что «застревать» они могут недалеко от поверхности Земли, преимущественно в горных массивах и в тектонических разломах. Обнаружить их непросто, так как при глубине залегания в несколько км создаваемые ими на поверхности Земли гравитационные аномалии малы. «Сидят» черные дыры непрочно, и в результате, например, сейсмического воздействия они могут покинуть свое гнездо и выйти на поверхность, производя своим гравитационным полем разрушения в радиусе до нескольких десятков метров.

        Малые Ч.д. могут проявлять себя гравитационным полем, тепловыделением и излучением частиц высокой энергии при квантовом испарении. Оценки показывают, что величина эффектов, которые они могут вызывать вблизи поверхности Земли, не выходят за рамки выявленных аномалий, т.е. данных, опровергающих предположение о наличии малых Ч.д. в недрах Земли и в околоземном пространстве, нет. Напротив, некоторые загадочные явления (внезапные разрушения зданий, смерчи, Сасовский феномен и др.) получают разумное объяснение, если допустить их связь с малыми Ч.д.

   Момент времени — вид мгновения, важное теоретическое и абстрактное понятие той части классической механики (кинематики) и всей физики, в которой дление и существование объектов и систем разного рода представлены как бы стянутыми в одну точку, не имеющую протяженности. Тогда дление существова-ния объекта может быть представлено как эмпирически фиксируемое часами множество (количество) таких точек (МВ) на «мировой линии» (на траектории движения). Такое понимание создает специфический смысл МВ и его значения для теоретического описания. В математическом смысле мерности (то есть отображения количества) множество таких точек (МВ) на любом интервале существования объекта равно бесконечности. МВ — одно из главных понятий хронометрии как теории времени в классической механике и части ее раздела — кинематики. Возможность создать абстракцию МВ вытекает из общего представления классической механики о пространстве как вместилище вещей и времени как абсолютной сущности, безотносительной к качественным особенностям объектов (материальных точек, тел, их движениям, качественной специфике и их отношениям), кроме геометрических и хрональных. Последнее означает, что во внимание здесь принимаются лишь геометрические характеристики движения: каково место объектов, таких как атом, молекула, Солнце, изображение на экране телевизора или тень самолета на Земле, или что-то другое — в пространстве и времени. Все это возможно только в рамках основных идей и представлений кинематики, — самого первого, начального отдела классической механики, который объединяет в себе геометрию и хронометрию.

      В кинематике классической механики пространство однородно и изотропно (в нем нет выделенных, привелигированных мест и направлений), а время (не содержащее выделенных МВ, в том числе также и точек отсчета) — однородно и однонаправленно. Выбор точки отсчета и способ отсчета времени, который необходим для решения задач описания движения, связан с этими задачами, а, значит, и с выбором системы координат в пространстве и с выбором способа отсчета времени. Проблема решается введением абстракции «геометрически твердая среда, снабженная часами». Вводятся также «твердые масштабы». Все это позволяет ввести не только системы отсчета, но и измерять расстояния (интервалы) между точками, включая МВ. Время здесь, в плоском евклидовом пространстве, определяется как «евклидовая прямая». Оно (время) при таком подходе не зависит от положения часов из-за того, что скорость передачи сигналов признается мгновенной, бесконечно большой (дальнодействие). Таким образом МВ здесь становится важным инструментом для оценки соотношения мест объектов в смысле одновременности и разновременности классических (нерелятивистских) объектов.

     В целом, в онтологии, концепциия атомизма МВ в физике и концепция геометрической непрерывности множества МВ в механике (и в кинематике) несовместимы, но этот факт объясним с точки зрения соотношения эмпирического знания (атомизм) и теоретического (континуализм). Резюмируя позицию И.Ньютона, творца классической механики, насчет указанной несовместимости, в литературе отмечают: "…Непрерывность целого класса величин есть не исходное состояние, а предел, к которому стремятся внутренне «разорванная» на «интервалы», «ступени», «моменты», «импульсы» величина при бесконечном уменьшении значения каждого из этих интервалов" (см.: Л.М.Косарева, с.155).
                                 
                           
                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общепринято представлять наше пространство трехмерным, а время — одномерным, пренебрегая при этом информацией о его замедлении. Считается также, что свет перемещается во времени. В действительности же, во времени перемещается не свет, а тот, кто его наблюдает. Предположение о том, что изображение перемещается во времени в сторону каждого из наблюдателей, столь же абсурдно, что и предположение о том, что звук «летит» вместе с воздухом в сторону каждого из слушателей, наподобие ветра.

 На самом же деле, любой предмет, удаленный в пространстве относительно наблюдателя, находится относительно него в будущем. В общем случае, любые объекты, разобщенные в пространстве, находятся друг относительно друга в будущем, а, следовательно, и в более замедленном времени. Чем больше расстояние, тем заметнее разница во времени. Свет распространяется в пределах только того временного среза, в котором он возник. Происходит это мгновенно и отпечатывается навечно.

    В процессе жизни, мы пересекаем последовательно, один за другим, срезы времени, замедляющегося и искривляющего пространство. Распространение радиоволн можно объяснить изменением напряженности поля в различных временных срезах. Различия в преломление света можно объяснить зависимостью скорости изменения времени от плотности преодолеваемой им среды.

В любой точке расширение пространства и замедление времени связаны между собой прямой пропорциональной зависимостью. Но расширение пространства может идти только с ускорением, о чем свидетельствует формула тяготения ([? — прим. ред.]). Заметить такое расширение пространства еще трудней, чем вращение Земли, поскольку в пределах одного временного среза этот процесс смотрится как равномерный…

 В конце концов время замедлится до полной остановки, и расширение пространства сменится сжатием, а время начнет идти в обратную сторону уже не с замедлением, а ускорением. Поскольку, наравне со временем, и другие физические явления поменяют свою направленность (в том числе — и тяготение), структура пространства не изменится.

         Из изложенного следует, что для любой точки пространства всегда существ уют другие точки, в которых относительно нее, время либо стоит, либо ускоряется, либо идет в обратном направлении. Соответственно, в этой «любой» точке время или стоит, или ускоряется, или идет в обратном направлении, по отношению к какой-либо другой.

Научившись управлять скоростью времени, можно будет не только мгновенно перемещаться в пространстве, но и использовать время в качестве неизмеримого источника энергии.
                                                Тестирование

  

1.1. Естествознание — это:

а)  отрасль научного познания;

б)  отрасль народного хозяйства;

в)  сфера социальных отношений;

г)  культура быта.

1.2. Наука — это:

а)  компонент духовной культуры;

б)  элемент материально- предметного освоения мира;

в)  элемент практического преобразования мира;

г)  результат обыденного, житейского знания.

1.3. Главная особенность науки — это ее:

а)  зависимость от личности исследователя;

б)  объективность;

в)  регулирование со стороны идеологического руководства;

г)  подчиненное религиозным догмам положение.

1.4. На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

а)  металлургия;

б)  география;

в)  агрономия;

г)  физика.

1.5.  Проблемы нравственной ответственности ученого сего­дня относятся к области формирования:

а)  научной культуры;

б)  методологии научного исследования;

в)  связи между наукой и производством;

г)  связи между наукой и обществом.

1.6.  Научное познание опирается на способ отражения мира:

а)  художественно-образный;

б)  рациональный;

в)  религиозный;

г)  интуитивно-мистический.

1.7.  Физика относится к наукам:

а) гуманитарным;

б)  точным;

в)  естественным;

г)  социальным.

1.8. Научная  революция— это:

а)  бунт научных работников против условий и оплаты труда;

б)  глубинные преобразования способов познания;

в)  коренная перестройка промышленного производства;

г)  преобразование государственных и административных структур.

1.9. Астрология относится к:

а)  естественным наукам;

б)  оккультным «наукам»;

в)  синтетическому направлению, соединяющему научное и око­лонаучное знание;

г)  духовно-художественному творчеству.

1.10.  Современная естественнонаучная картина мира основа­на, главным образом, на науке:

а)  биологии;

б)  агротехнике;

в)  химии;

г)  физике.

1.11.  Основоположником методологии естествознания
XVII
в. был:

а)  Р. Бэкон;

б)  М. Ломоносов;

в)  Ф. Бэкон;

г)  Р. Декарт.

1.12.  Современный курс «Концепции современного естество­знания» наиболее тесно соотносится с:

а)  науковедением;

б)  философией природы;

в)  материальным производством;

г)  непосредственно научными исследованиями.

1.13. Научное знание формируется в первую очередь, на основе:

а)  знания-интуиции;

б)  знания- информации;

в)  знания-умения;

г)  знания-оценки.

1.14.  Бог не может быть предметом научного знания, посколь­ку сведения о нем не обладают таким критерием научности, как:

а)  истинность;

б)  объективность;

в)  предметность;

г)  обоснованность.

1.15.  Критерий научности знаний, связанный с наличием спо­собов проверки полученных сведений, это:

а)  системность;

б)  обоснованность;

в)  верифицируемость;

г)  фальсифицируемость.

1.16.  Среди теоретических методов исследования отсутст­вует:

а)  логический;

б)  исторический;

в)  экспериментальный;

г)  дедуктивный.

1.17.  Среди эмпирических методов исследования имеется:

а)  логический;

б)  наблюдение;

в)  индуктивный;

г)  аналитический.

1.18.  Философия относится к наукам:

а)  математическим;

б)  естественным;

в)  гуманитарным;

г)  техническим.




2.1.Революция в естествознании к началу
XX
в. была связана с открытием:

а)  закона всемирного тяготения;

б)  закона сохранения энергии;

в)  явления фотоэффекта;

г)  явления радиоактивности.

2.2. К агрегатным состояниям вещества не относится:

а)  твердое тело;

б)  вакуум;

в)  плазма;

г)  газ.

2.3. Вспышки молнии связаны с проявлением:

а)  гравитации;

б)  электромагнетизма;

в)  сильного взаимодействия;

г)  слабого взаимодействия.

2.4.  Структура атомов определяется:

а)  гравитацией;

б)  электромагнетизмом;

в)  сильным взаимодействием;

г)   слабым взаимодействием.

2.5.  Сильное взаимодействие испытывают:

а)  электроны;

б)  протоны;

в)  нейтрино;

г)   фотоны.

2.6.  Эдвард Уиттен— автор теории:

а)  кварков;

б)  Большого Взрыва;

в)  суперструн;

г)  квантов.

2.7. Пространство в понимании современной физики — это:

а)  свойство человеческого сознания упорядочивать предметы, определять место одного рядом с другим;

б)  вечная категория сознания, врожденная как форма чувствен­ного созерцания;

в)  атрибут материи,  определенный связями и взаимосвязями движения тел;

г)  пустота, в которой находятся различные тела.

2.8. Время в понимании теории относительности— это:

а)  последовательность изменений, происходящих в материаль­ных вещах;

б)  способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим;

в)  доопытная форма восприятия, получаемая человеком при ро­ждении;

г)  четвертая координата движения тела.

2.9. К свойствам пространства не относится:

а)  протяженность;

б)  необратимость;

в)  непрерывность;

г)  прерывность.

2.10. К свойствам времени не относится:

а)  единство метрических и топологических свойств;

б)  длительность;

в)  необратимость;

г)  асимметрия.

2.11. К лептонам не относится:

а)  электрон;

б)  нейтрино;

в)  мюон;

г)  кварк.

2.12.  Странный, красивый, правдивый… В мире элементарных частиц так характеризуются:

а)  заряды;

б)  массы;

в)  спины;

г)  ароматы.

2.13.  У кварков цвет не бывает:

а)  белый;

б)  красный;

в)  синий;

г)  зеленый.

2.14. Для гравитации не является характерным:

а)  дальнодействие;

б)  силы отталкивания;

в)  универсальность;

г)  малая интенсивность.

2.15.  Электромагнетизм не определяет:

а)  трение;

б)  поверхностное натяжение жидкости;

в)  упругость;

г)  бета-распад.

2.16.   Согласно теории относительности, движение матери­альной точки в пространственно-временном континууме проходит:

а)  прямолинейно;

б)  по геодезической кривой;

в)  равномерно;

г)  одномоментно.




3.1.  Источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода— это:

а)  квазары;

б)  пульсары;

в)  черные дыры;

г)  рентгензвезды.

3.2.  Сверхмощные источники энергии во Вселенной с призна­ками явной нестабильности — это:

а)  квазары;

б)  пульсары;

в)  белые карлики;

г)  черные дыры.

3.3.  Наша Галактика относится к типу Галактик:

а)  неправильных;

б)  эллиптических;

в)  крабовидных;

г)  спиралевидных.

3.4. В состав нашей Галактики не входят:

а)  звезды;

б)  планеты;

в)  пульсары;

г)  кометы.

3.5.  Энергия Солнца поддерживается за счет:

а)  бета-распада;

б)  ядерного излучения;

в)  термоядерного синтеза;

г)  распада радиоактивных элементов.

3.6. Влияние Солнца на Землю не проявляется:

а)  в приливах и отливах морей и океанов;

б)  в магнитных бурях в магнитосфере;

в)  в ионизации газов в атмосфере;

г)  в вулканической деятельности.

3.7.  Среди существующих гипотез происхождения Луны боль­шинством ученых не признается следующая:

а)  Земля при вращении сбросила часть вещества;

б)  она образовалась одновременно с планетами земного типа;

в)  Земля захватила пролетавшее небесное тело;

г)  Земля столкнулась с другой планетой и Луна — ее обломок.

3.8.  Существование климата на Земле связано с :

а)  приливами и отливами морей и океанов;

б)  неравномерностью освещенности Солнцем разных участков поверхности Земли;

в)  наличием спутника — Луны;

г)  взаимодействием с другими планетами Солнечной системы.

3.9. Время останавливается вблизи:

а)  нейтронной звезды;

б)  планеты;

в)  кометы;

г)  черной дыры.

3.10.  Предельная скорость передачи информации:

а)  скорость света;

б)  скорость звука;

в)  скорость реакции человека;

г)  скорость чувствительности приборов.

3.11.  В 1922 г. физик А. Фридман опроверг теорию:

а)  Лобачевского;

б)  Больцмана;

в)  Клаузиуса;

г)  Эйнштейна.

3.12.  Сингулярность— это:

а)  теория об одиночестве человечества во Вселенной;

б)  начальное состояние Вселенной;

в)  информация о состоянии объекта;

г)  разрушение пространственно-временного континуума.

3.13.  По современным представлениям, вакуум — это:

а)  пустое пространство без реальных частиц;

б)  пустое пространство с реальными частицами;

в)  пространство без энергии;

г)  агрегатное состояние материи.

3.14. Наше Солнце— это:

а)  белый карлик;

б)  желтый карлик;

в)  красный гигант;

г)  черная дыра.

3.15.  Большая часть вещества во Вселенной заключена в:

а)  звездах;

б)  планетах;

в)  астероидах;

г)  кометах.

3.16.  Современная атмосфера Земли сильно отличается от ее первичной атмосферы. Резкое изменение атмосферы планеты было обусловлено:

а)  вулканической деятельностью;

б)  конденсацией водяного пара;

в)  появлением растительности;

г)  появлением спутника — Луны.

3.17.  Термин «климат» в переводе означает:

а)  погода;

б)  магнит;

в)  наклон;

г)  тепло.

3.18.  Одна астрономическая единица— это расстояние:

а)  от Земли до Луны;

б)  от Земли до Солнца;

в)  от Солнца до Плутона;

г)  от Солнца до центра Галактики.

3.19. По заявлению венгерских ученых, на основе снимков, полу­ченных с Марса, они обнаружили:

а)  поверхностные организмы, существующие во льду;

б)  поверхностные организмы, существующие в раскаленной лаве:

в)  поселения гуманоидов;

г)  воду в марсианских каналах.






4.1.   Согласно второму началу термодинамики,  с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

а)  убывать;

б)  возрастать;

в)  стабилизироваться;

г)  исчезнуть.
4.2.  И. Р. Пригожин  открыл самоорганизацию макросистем в виде:

а)  концентрационных автоволн;

б)  диссипативных структур;

в)  открытых каталитических систем;

г) нестационарных, нелинейных систем.   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

4.3.   А.П.  Руденко  считает  элементарной каталитической системой результат:

а)  увеличения скорости химической реакции;                                                                                                                                                                                                                                

б)  ориентирования реакции в одном направлении;

в)  химического взаимодействия катализатора с реагентами;

г)  постоянного потока извне новых реактивов.
4.4.  Термин «синергетика» был введен в связи с исследованием:

а)  неравновесных фазовых переходов лазера;

б)  реакции «химические часы»;

в)  согласованных действий нервной системы при мышечных движениях;

г)  сотрудничества оператора с компьютером.
4.5.  Синергетика — это наука о превращении:

а)  простых систем в сложные;

б)  сложных систем в простые;

в)  порядка — в хаос;

г)  хаоса — в космос.
4.6.  Самоорганизующаяся система не характеризуется:

а)  открытостью;

б)  равновесностью;

в)  отсутствием управляющего вмешательства извне;

г)  высокой упорядоченностью.
4.7. После прохождения точки бифуркации система:

а)  возвращается в исходное состояние;

б)  случайно выбирает путь нового развития;

в)  не подчиняется законам детерминизма;

г)  прекращает взаимодействие с другими системами.


1. Естественнонаучная теория направлена на:

а)  описание некоторой целостной предметной области;

б)  объяснение эмпирически выявленных закономерностей;

в)  предсказание новых закономерностей;

г)  решение всех фундаментальных принципов существования природы;

д)  выявление высших законов существования мироздания.

2. К эмпирическим научным методам относится:

а)  анализ;

б)  наблюдение;

в)  дедукция;

г)  измерение;

     д)  предметное моделирование.

Образец выполнения:

1.а)  +

   б)  +

   в)  –

   г)  –

   д)  +


3. К теоретическим научным методам относится:

а)  эксперимент;

б)  синтез;

в)  индукция;

г)  идеализация;

д)  группировка/систематизация фактов.

4.  Успехи естествознания XIXвека:

а)  электромагнитная теория света Дж.Максвелла;

б)  периодический закон Д.И. Менделеева;

в)  эволюционное учение Ч. Дарвина;

г)  общая теория относительности А.Эйнштейна;

д)  классическая механика И. Ньютона.

5.  Этот гениальный физик и астроном сконструировал теле­скоп, с помощью которого обнаружил:

а)  неровности на поверхности Луны;

б)  тот факт, что Млечный путь — огромное количество звезд;

в)  четыре спутника Юпитера;

г)  планету Плутон;

д)  марсианские «каналы».

6. Гравитация удерживает:

а)  протоны в ядре;

б)  звездные системы в галактике;

в)  планеты на орбитах;

г)  Луну возле Земли;

д)  электроны возле ядра в атоме.

7. К особенностям электромагнетизма  относится:

а)  малая интенсивность;

б)  дальнодействие;

в)  универсальность;

г)  парность полюсов;

д)  притяжение и отталкивание.

8.  Основные характеристики лептонов:

а)  масса;

б)  электрический заряд;

в)  аромат;

г)  время жизни;

д)  цвет.

9.  В Млечный путь входят:

а)  Солнечная система;

б)  Созвездие Кассиопеи;

в) скопление звезд;

г) планеты;

д)  Туманность Андромеды.

10. К направлениям органической химии относятся:

а)  химия антибиотиков;

б)  душистых соединений;

в)  физическая химия;

г)  фармакохимия;

д)  аналитическая химия.

11.  К органогенам относятся:

а)  калий;

б)  натрий;

в)  азот;

г)  сера;

д)  фосфор.

12. Генная инженерия — это:

а)  основа клонирования;

б)  метод синтеза и выделения генов;

в)  клеточная инженерия;

г)  генная терапия;

д)  биотехнология.

13. Развитие органического мира в  кайнозойскую эру включает:

а)  появление и развитие человека;

б)  выход растений на сушу;

в)  появление многих отрядов млекопитающих;

г)  господство покрытосеменных растений;

д)  вымирание динозавров.

14. Современный экологический кризис проявляется:

а)  в изменении климата планеты вследствие нарушения баланса газов в атмосфере;

б) в загрязнении вод Мирового океана, почвы и атмосферы;

в) в проблемах поливного земледелия;

г) в исчерпании невозобновимых минеральных и органических ресурсов;

д) в исчерпании ресурсов промысла и собирательства.

15.  Ч. Дарвин показал, что в борьбу за существование включа­ется:

а)  ожесточенная борьба особей одного вида;

б)  установление между живыми организмами форм сотрудниче­ства и взаимопомощи;

в)  конкуренция между представителями различных видов жи­вотных;

г)  борьба с неблагоприятными условиями внешней среды;

д)  противостояние живой природы наступающей индустриаль­ной цивилизации.

16.    Согласно  Н.В.Тимофееву-Ресовскому, элементарными факторами и явлениями эволюции необходимо считать:

а)  особь — как элементарную эволюционную структуру;

б)  изменение генотипического состава популяции как элемен­тарное эволюционное явление;

в)  генофонд популяции как элементарный эволюционный мате­риал;

г)  мутации как элементарные эволюционные факторы;

д)  естественный отбор как элементарное эволюционное проти­водействие.

17. Какие суждения можно применить к определению биосферы:

а) способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой;

б)  область жизни, включающая все организмы и их остатки; состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы, населенных и видоизмененных организмами;

в)  комплексная наука о законах функционирования биологических систем в их взаимодействии с окружающей средой;

г)  глобальная экологическая система, работающая по принципу самоорганизации;

д)  сфера единства живого и  косного вещества.

18. Экологическими можно назвать следующие всеобщие законы естествознания:

а)  закон равнозначности условий жизни;

б)  закон сохранения массы вещества;

в)  закон развития систем за счет использования материально-энергетических и информационных ресурсов окружающей среды;

г)  закон сохранения энергии;

д)  закон однонаправленности потока энергии (правило 10%).

19.Выдающимися русскими космистами являются:

а)  А.Л. Чижевский;

б)  К.Э. Циолковский;

в)  Н.В. Тимофеев-Ресовский;

г)  В.И. Вернадский;

д)  Н.И. Лобачевский.

20. Самоорганизация— это процесс:

а)  энтропийный;

б)  антиэнтропийный;

в)  в закрытой системе;

г)  самопроизвольный;

д)  против равновесия.



Решить один из вариантов

Вариант 1.   Какие утверждения верны?

Поставьте плюс (если согласны) или минус (если не согласны)

Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце. Ближайшая к Солнцу планета Венера. Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется кольцо. Ж. Бюффон предположил, что Солнечная система возникла из холодного пылевого облака. Горные породы всегда состоят из нескольких минералов. Место, где происходит сдвиг горных пород, называется очагом землетрясений. Динозавры — это одна из групп древних пресмыкающихся. Все биологические клетки имеют ядро. Различают две среды обитания — наземную и водную. Человек появился на Земле 65 млн. лет назад. Неандерталец и кроманьонец относятся к виду «человек разумный». Любые изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями. Атомы состоят из кварков и лептонов. Природные системы существуют за счет солнечной энергии, количество которой избыточно и относительно постоянно. Высший уровень организации живой материи – биосфера.






    продолжение
--PAGE_BREAK--Интернет-экзамен в сфере профессионального образования
http://www.fepo.ru 

Дисциплина: Концепции современного естествознания
Количество заданий: 36
Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Тематическая структура теста

--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.