/>/>Содержание
Введение
1. Детская одаренность
2. Диагностический тест
Заключение
Введение
Понимание термина «одаренный» применяется к детям,имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи и учении.Одаренными считаются дети, которые имеют высокие показатели по тестаминтеллекта.
Реальная педагогическая практика научилась различатьлишь три категории одаренных детей.
Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование которыхреагирует педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких-либообластях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методахдиагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты,художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называютталантливыми.
К третьей категории одаренных можно отнести детей,хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод,что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнениякаждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зренияодного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
/>1. Детская одаренность
Одаренность – это системно развивающееся в течениежизни качество психики, которое определяет возможность достижения человекомболее высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видахдеятельности по сравнению с другими людьми.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности– это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природныхзадатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой,учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологическихмеханизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализациииндивидуального дарования.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешностидеятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок,увлеченный техникой дома, строит свои модели, но к школьной, либосоциально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии)его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняетстихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить ободаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по еговнешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
Проблема детерминации одаренностидетей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностейи одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые,разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремилисьобозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности.
Условно эти факторы можно разделитьна две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые(социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалироваловыделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинствоисследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительнойроли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разныесферы их влияния на одаренность. В психологической науке считаетсяобщепризнанным, что начало изучения одаренности детей и создания методов еевыявления положено Ф. Гальтоном. Именно он является основателем подхода кизучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природнуюобусловленность. От Ф. Гальтона берут свое начало и исследования одаренности,выполненные в русле измерительного подхода. Именно им была поставлена проблемасоздания методов измерения способностей, в более широком смысле — методовизмерения психических свойств индивидуальности.
Анализ исследовательских теорий иконцепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании иразвитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа вдетерминации одаренности ребенка достаточно высока.
Особенно широко эта точка зренияполучила свое распространение в первой половине ХХ века в трудах такихисследователей, как Ф. Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В.Штерн, Э.Мейман, У.Р.Чарлсворз, А.Гезел и др.[1]
На счет влияния генотипическихфакторов данные исследователи относили:
1) “умственный уровень” (Э.Клапаред), который связан, прежде всего, не со знаниями, приобретеннымиребенком в школе или в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а сприродными предпосылками и, следовательно, при диагностике требуется оцениватьне знания, а развитие ребенка;
2) “интеллектуальный уровень” (Бине,Симон). Интеллект рассматривался А.Бине как врожденное качество детской психикии развитие ребенка с возрастом не оказывает влияния на его интеллектуальныйуровень.
3) “интеллектуальную энергию”,несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующуюразвитие одаренности
4) “задатки”, от которых зависит,какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн). В.Штерн считал одаренность общечеловеческим предрасположением, которое возникло врезультате “конвергенции внутренних и внешних условий”.
5) “интеллект”: роль врожденного иприобретенного в интеллекте (А.Р.Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р.Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю.Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние наразвитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) ит.д.;
6) “интеллектуальную деятельность” –исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминацииразличий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа наразличия в специальных познавательных способностях (Г.Айзенк, В.Вайс, Д.Ройс,В. Шафер) и т.д..
ОДАРЕННОСТЬ
1) общая одаренность — общаяпсихогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных(ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,
2) частная одаренность — психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙСПОСОБНОСТИ.
В то же время, необходимо четкообозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказываетвлияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине ХХвека при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, чтозначительная роль генотипа прослеживается в формировании вербальногоинтеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияниягенетических и средовых факторов на вербальный и невербальный интеллект.Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа наформирование общих интеллектуальных функций.
Интересным является подход Р.Пломина, который предлагает рассмотрение психических особенностей человека спозиций двух аспектов: “универсального” и “индивидуального”. К числу первыхотносятся исследования влияния депривации социальных контактов наинтеллектуальное развитие детей. Однако в том случае, если индивиды обеспеченыусловиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут бытьобъяснены с помощью “общих” закономерностей социального взаимодействия.
Р.Пломин различает три типакорреляции генотипа и среды:
— пассивное влияние: когда членыодной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду. В этом случаепроисходит неслучайное сочетание генотипа и среды;
— реактивное влияние: реакция средына проявления различных врожденных особенностей индивида, которая можетпривести к формированию определенных личностных черт;
— активное влияние: индивид либоактивно ищет, либо создает среду, которая наибольшей степени соответствует егонаследственности.
Исследователем выдвигаетсяпредположение о том, что в ходе развития ребенка тип генотип-средовых влиянийизменяется последовательно от пассивных к активным./>2. Диагностическийтест
В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А.«Методика экспертныхоценок по определению одаренных детей».
В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, иприведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльнойсистеме) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристикаприсуща ребенку в наивысшей степени, ставится 5 баллов, если они выше средней —4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Затем баллы по всемхарактеристикам суммируются внутри каждой «области» таланта. Общее количествонабранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность»)делится на количество вопросов, в результате получается определенное число.Усредненные результаты по всем областям сравниваем между собой. Выделяем 3—4наивысших показателя.
Эта методика проводится на основе наблюдений заребенком. В настоящем тесте оценку будут давать три эксперта. Мама ребенка, егостарший брат и классный руководитель.
Ниже приведены 10 сфер с включенными характеристиками:
I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанноеили прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени наповторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает,ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных)ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, междупричиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, чточасто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причиныпоступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнениезаданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческуюдеятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результатадеятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложныхсинтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическимотношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведениюопытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственныхотношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания сопережением своих сверстников на год — два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно междузрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четкозаписывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляетбольшее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или еслиего «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных«проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения,часто задумывается об этом.
III. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов иидеи.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему егопредмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязкисюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когдарассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей врассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное,наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, нетеряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, ихпереживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важныдля понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускаетосновной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми,передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когдаизображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когдаимеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у другихлюдей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «незацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов,
VI. Музыкальная сфера.
1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладываетмного энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти наконцерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалосьслажено и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства,состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера.
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин,приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. может легко чинить испорченные приборы,использовать старые детали для поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любитзагадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов имашин.
VIII. Двигательная сфера.
1. Тонкость и точность моторики.
2.Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям(физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь видеспортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть вподвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол ит.д.)
IX.Сфера художественных достижений.
1.Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2.Проявляет большой интерес к серьезным занятиям вхудожественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку,видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении,описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов,рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материалдля изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детскихдомиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит,создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома,одежды и т. д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобывыразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, длятого чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданнымидругими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвестиувиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.
Результаты оценок экспертами представим в виде своднойтаблицы:
Эксперт 1
Эксперт 2
Эксперт 3
1.1 5 5 5
1.2 5 4 5
1.3 4 3 4
1.4 5 5 5
1.5 5 5 4
1.6 5 5 5
1.7 5 4 5
1.8 4 3 3
1.9 5 4 4
1.10 4 3 4
1.11 5 4 5
1.12 5 5 5
Ср. 4,75 4,16 4,08
Общ. ср. 4,33
2.1 5 5 5
2.2. 3 3 3
2.3 5 4 3
2.4 5 5 5
2.5 5 4 5
2.6 5 5 5
2.7 5 4 5
2.8 5 5 4
2.9 4 4 4
2.10 4 4 4
2.11 5 5 4
2.12 4 4 3
Ср. 4.58 4.33 4.16
Общ. ср. 4.35
3.1 5 4 3
3.2 4 4 4
3.3 4 3 4
3.4 5 5 5
3.5 4 5 4
3.6 5 4 4
3.7 3 3 3
3.8 5 4 4
Ср. 4.36 3.63 3.86
Общ. ср. 3.95
4.1 5 5 5
4.2 3 4 4
4.3 3 4 4
4.4 5 5 5
4.5 5 4 4
4.6 5 5 5
4.7 5 5 5
4.8 5 5 5
Ср. 4.5 4.63 4.63
Общ. ср. 4.59
5.1 3 4 2
5.2 3 2 2
5.3 4 4 3
5.4 3 3 3
5.5 5 5 5
5.6 4 5 4
5.7 4 3 3
5.8 4 2 3
Ср. 3.75 3.5 3.13
Общ. ср. 3.46
6.1 4 2 2
6.2 3 3 4
6.3 2 2 2
6.4 2 2 2
6.5 5 4 5
6.6 3 3 2
6.7 2 2 2
6.8 2 2 2
Ср. 2.88 2.5 2.63
Общ. ср. 2.67
7.1 5 5 5
7.2 5 3 4
7.3 3 2 3
7.4 4 4 2
7.5 5 4 4
7.6 3 4 4
7.7 3 2 3
Ср. 4 3.43 3.57
Общ. ср. 3.67
8.1 5 5 5
8.2 5 5 5
8.3 5 4 3
8.4 3 4 3
8.5 3 2 2
8.6 4 4 3
Ср. 4.17 4 3.5
Общ. ср. 3.89
9.1 5 5 4
9.2 2 2 2
9.3 4 4 4
9.4 4 3 3
9.5 5 4 4
9.6 4 4 4
9.7 3 4 3
9.8 3 2 2
9.9 4 4 4
9.10 5 5 4
Ср. 3.9 3.7 3.4
Общ. ср. 3.67
10.1 5 5 5
10.2 4 4 5
10.3 3 5 4
10.4 4 5 4
10.5 5 4 5
Ср. 4.2 4.6 4.6
Общ. ср. 4.47
Вывод: как видно из исследования у испытуемогопреобладают следующие сферы:
· Литературная сфера (4,59)
· Общение и лидерство (4,47)
· Сфера академических достижений(4,35)
· Интеллектуальная сфера (4,33)
К числу наименее развитых относятся:
· Музыкальная сфера
По остальным сферам показатели примерно одинаковы.
Из исследования видно, что в ряде характеристик оценки,поставленные классным руководителем, и членами семьи ребенка существенноотличаются. В большинстве случаев максимальные оценки ставила мать мальчика.Это объясняется особенностями субъективного восприятия личности. Кроме тогоесли сравнивать баллы, поставленные братом и матерью, то очевидно различие воценке некоторых особенностей ребенка. Это так же можно объяснить субъективнымивзглядами и особенностями. Но в целом все три эксперта сошлись в оценкеребенка.
На мой взгляд, к основным минусам данной методикиможно отнести большую зависимость результатов исследования от субъективноговосприятия испытуемого. Это, несомненно снижает точность полученныхрезультатов. В числу же достоинств данной методики можно отнести широкий рядрассматриваемых характеристик.
Заключение
Таким образом, в целом, устоявшейся впсихологической науке является точка зрения, согласно которой степеньгенетической детерминации одаренности у ребенка равна примерно 40-60%. Следуеттакже различать направленность и область генотипического и средового влияния наформирование одаренности: в данном случае, роль генотипа неоспорима в техслучаях, когда: способность является общей, а не специальной; способность тесносвязана с общим интеллектом; способность не определяет непосредственноемоторно-перцептивное взаимодействие со средой; способность можно отнести квидовым признакам человека.
Большинством исследователейпризнается активное воздействие генотипических факторов на развитие умственнойодаренности в двух направлениях: во-первых, генотипом определен некийтеоретически существующий предел развития способностей, а во-вторых-индивидуальный темп развития. Однако это обстоятельство не следуетрассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатовразвития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетическихисследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, алишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.
В настоящее время наиболеепродуктивными являются гипотезы, которые связывают задатки с микроструктуроймозга и органов чувств. Можно предположить, что углубленное изучение строениямозговой клетки позволит обнаружить морфологические и функциональныеособенности, отличающие нервную ткань одаренного человека. Известны гипотезы,связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностями нервныхпроцессов (различиями по их силе, уравновешенности и подвижности) и тем самым стипами высшей нервной деятельности.
Есть основания считать, что едва лине решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности кданной деятельности или нет, является методика обучения. Как правило, оврожденности способностей речь заходит всякий раз тогда, когда методикаобучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется,методика будет совершенствоваться, и потому круг «врожденных» способностейнеизбежно будет все больше и больше сужаться. И можно предположить, что, вконце концов, такие особые «высшие» способности, как поэтические, музыкальные,артистические, конструкторские, педагогические, организаторские и прочие,ожидает судьба «грамматических» и «арифметических» способностей. В этомнаправлении ведутся эксперименты многих психологов.
Списоклитературы
1. Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 2005 г.
2. Даль В.И. Толковый словарь живоговеликорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб: ТОО «Динамит», 2006 г.
3. Доровской А.И. Сто советов поразвитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российскоепедагогическое агентство, 2005 г.
4. Клименко В.В. Психологическиетесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 2006 г.
5. Кулагина И.Ю. Личность школьника отзадержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентови преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренностьшкольников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебныхзаведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренностьи индивидуальные различия. Учебн. пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд.,дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2007 г.
9. Ушакова Д.В. Психологияодаренности: от теории к практике. – М.: ИП РАН, 2006 г.
10. Савенков А.И. Детская одаренность:развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
11. Савенков А.И. Одаренные дети вдетском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
12. Штерн В. Умственная одаренность:Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детямшкольного возраста./ Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Мукова. – СПб.:СОЮЗ, 2006 г.
13. Юнг К.Г. Собрание сочинений.Конфликты детской души./ пер. с нем… – М.: Канон, 2006г.
14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок:иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение,Учебная литература, 2007 г.